«Репетитор начала забивать на мои домашки»: 3 истории о неудачной подготовке к экзаменам
Многие верят, что репетиторы и курсы гарантированно помогут сдать экзамены на высокий балл.
Но ожидания не всегда совпадают с реальностью: преподаватели могут оказаться малообразованными, а программа — бесполезной. Читательницы Т—Ж рассказали, как проходили их дополнительные занятия, почему они остались ими недовольны и каких результатов достигли, несмотря на неприятный опыт.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
«После годовой программы обучения казалось, что сдать историю ниже 80 невозможно»
Почему искала дополнительные занятия. Я училась в обычной школе и мечтала поступить в топовый вуз: МГИМО, МГУ, РАНХиГС, МГЛУ. Таланта к техническим специальностям у меня нет, так что выбор был очевиден — готовиться к ЕГЭ по гуманитарным предметам.
Изначально я планировала сдавать только русский, литературу и английский, потому что хорошо в них разбиралась и с результатами этих ЕГЭ можно было поступить на факультеты журналистики и филологии. Для подстраховки выбрала еще историю: с ней могла податься на лингвистику. Но историей я до одиннадцатого класса вообще не занималась.
С русским языком помогла учительница: весь год она тренировала класс под формат ЕГЭ. К литературе я готовилась самостоятельно: читала произведения из школьной программы, за месяц до экзамена начала писать сочинения, чтобы понять логику и критерии оценки. Английский учила с репетитором два раза в неделю.
История оказалась самым сложным предметом, ведь к ней пришлось готовиться с нуля. Да и вообще это дисциплина, где нужно пахать: зубрить даты, рассматривать карты, запоминать всех правителей.
В 2017 году, когда я оканчивала школу, онлайн-курсы не были распространены, да и не все репетиторы занимались по «Скайпу» или «Зуму». Мне кажется, такая практика стала популярной только после эпидемии ковида. Тогда же набирали обороты очные школы подготовки к ЕГЭ.
Я запланировала, что начну заниматься историей в сентябре. К нам в школу пришла девушка-промоутер, которая активно призывала ребят пойти на подготовительные курсы.
- 10 000 ₽
Они только открылись, и отзывов у них еще не было. Но предложение звучало заманчиво: занятия в домашней атмосфере, где все ходят в тапочках, пьют чай и параллельно усиленно готовятся к ЕГЭ. Я и моя одноклассница, которая планировала поступать на истфак, заинтересовались этой школой.
Чем осталась недовольна. Занятия проходили дважды в неделю по два часа в каком-то помещении на первом этаже жилого дома. Преподаватель на протяжении всего года был один — молодой аспирант юридического факультета МГУ.
Изначально учеба состояла из лекций, что меня устраивало: это же не математика, а гуманитарная наука, здесь важно слушать. Нам давали материал, который необходимо было законспектировать во время занятия, а дома — прочитать параграф на ту же тему в учебнике, выучить даты и прорешать тесты.
Я знаю, что сейчас в онлайн-школах распространена практика натаскивания на определенный тип заданий. Вы можете не разбираться в предмете, но сдадите его на высокий балл, потому что умеете решать тесты.
У нас было совсем не так: мы углублялись в каждую тему, как олимпиадники. Это интересно и полезно, но для государственного экзамена достаточно уровня пониже.
В ЕГЭ по истории раньше было задание написать сочинение об одном из предложенных периодов. Тогда письменные работы проверяли по запутанным критериям. Чтобы понять систему, пришлось разбираться несколько месяцев. На курсах мы написали много таких сочинений.
Затем формат обучения изменился: мы сдавали работы, преподаватель проверял их и почти все следующее занятие каждому лично указывал на ошибки. Получалось, мы большую часть времени слушали замечания к чужим сочинениям. В оставшиеся полчаса или час разбирали новую тему.
У меня сложилось впечатление, что в школе не было методистов: программу построили ужасно. За первые полгода мы успели пройти только Древнюю Русь и Московское государство, а к Российской империи перешли аж в марте.
Наша группа заметно отставала от графика, но преподаватель никак не ускорялся.
Вплоть до июня нам рассказывали о событиях 18 — конца 19 веков: о Петровской эпохе, Отечественной войне, декабристах, реформах С. Ю. Витте. Про 20 век не рассказали ни слова.
Конечно, можно было бы пройти эту эпоху самостоятельно, но у меня физически не хватало времени. Я параллельно готовилась к ЕГЭ по русскому, базовой математике, литературе и английскому, а еще делала домашку в школу.
Вишенкой на торте стал сам преподаватель. Бесспорно, он был очень умным человеком, но словно жил в своем мире. Первое время ему, видимо, приходилось держать себя в руках, так что ничего странного не происходило. Но когда мы привыкли друг к другу, он, кажется, последовал правилам школы и начал «чувствовать себя как дома».
Например, как-то на занятии мы с одноклассницей ощутили неприятный запах. Сначала мы не поняли, в чем дело, но потом заметили, что преподаватель снял тапочки и остался в одних носках, это и стало причиной запаха. Я обеими руками за удобство и комфорт, но в пределах разумного.
Результаты. То, что мы не прошли весь материал, сильно сказалось на ЕГЭ — в частности, на заданиях с аргументацией. Я набрала 75 баллов, хотя мечтала минимум о 85. Другие ребята из группы сдали экзамен еще хуже. Знакомые рассказывали, что выходили в слезах, так как плохо справились с тестовой частью, связанной с Советским Союзом. Это очень грустно, ведь после годовой программы обучения казалось, что сдать историю ниже 80 невозможно.
Поступить на лингвистический факультет я не смогла: история испортила общее количество баллов. Хотя остальные предметы сдала хорошо: набрала 80 по английскому, 94 по литературе, 90 по русскому языку и четверку по базовой математике. В итоге пошла на журфак в один из желаемых вузов: туда для поступления история не требовалась.
«Перед оплатой не предупредили, что предоставят видео тысячелетней давности»
Почему искала дополнительные занятия. Я всегда горела изучением английского. Наверное, дело в том, что моя мама — переводчик, она мотивировала меня заниматься языком. В старших классах мне захотелось поступить на лингвистический факультет. Для этого нужно было сдать ЕГЭ по русскому, иностранному языку и обществознанию.
К ЕГЭ я готовилась в основном самостоятельно. По русскому решала задания из пособий и на образовательном портале «Решу ЕГЭ». Понять предмет легко всем, кто хоть иногда присутствовал на уроках.
С обществознанием дела обстояли чуть сложнее: нужно было зазубрить теорию, разобраться в тонкостях права и экономики, научиться искать аргументацию для эссе. Платить за репетитора не хотелось, потому что, на мой взгляд, гораздо эффективнее вникать во все самостоятельно. Я читала учебник и смотрела видео на «Ютубе» — там можно найти миллион полезных роликов.
Английским тоже занималась сама, но не подстраивалась под формат экзамена, а именно погружалась в язык. Чтобы развить навыки аудирования, смотрела сериал «Друзья» в оригинале. Для понимания текста читала адаптированные книги из серии «Английский клуб»: в них после каждой главы есть задания на лексику и грамматику. Кому-то такой подход может показаться неудобным, но меня он очень увлекал.
Задания на говорение с описанием картинок я тренировала в приложении «Тандем». Там можно общаться с иностранцами с помощью текста, голосовых сообщений и в «комнатах языковых вечеринок» — пространстве, где участники на изучаемом языке обсуждают друг с другом выбранные темы.
Поначалу мне было трудно заставить себя пользоваться приложением: боялась, что говорю с ужасным акцентом и не могу нормально выражать мысли. Но, пару раз послушав речь других неносителей языка, отбросила все страхи. Старалась заходить в приложение каждые выходные и выделять минимум час на общение. Через месяц заметила, что навык прокачался и мозг заработал по-другому: вместо good и bad в голову стали приходить более изощренные слова вроде splendid и abominable.
Ближе к экзаменам я поняла, что совсем не разбираюсь в формате ЕГЭ. Хотела найти что-нибудь дистанционное, где мне бы объяснили, как выполнять типовые задания. На том же сайте «Решу ЕГЭ» увидела рекламу онлайн-школы со словами «подготовимся к английскому за полтора месяца с нуля» и клюнула на нее. На тот момент они запускали экспресс-курс, который длился 45 дней и стоил 8200 ₽.
- 8200 ₽
Чем осталась недовольна. Я начала подготовку в онлайн-школе 3 апреля 2022 года. Суть обучения состояла в том, что ученики готовятся к экзамену в авральном режиме на протяжении 45 дней. Для этого на специальную платформу выгрузили записи старых вебинаров и заданий. Я узнала об этом по факту: в условиях перед оплатой не предупредили, что предоставят видео тысячелетней давности. Наверное, деньги можно было вернуть, но я не знала, как это сделать, и решила не заморачиваться.
Мне было неприятно, что я заплатила за то, что могла бы найти в бесплатных «сливах» в интернете.
Эти ролики не потеряли актуальности, но у меня возникло ощущение, что я нахожусь в параллельной вселенной, пока другие занимаются в реальном времени. Забавно, что в видео были окошки с чатом: в них люди задавали вопросы по теме, а я, естественно, ни о чем не могла спросить. На мой взгляд, нужен баланс между записями и вебинарами.
В лекциях было много воды. Преподавательница часто болтала о всякой ерунде: рассказывала про своего котенка и мультики, странно объясняла материал. Например, если ученики не понимали, почему ответ «а», а не «б», она просто повторяла то, что сказала в первый раз. Но слушателям не станет яснее, если ты им дважды сообщишь одно и то же. Самое любимое в таких ситуациях — ее фраза «посидите, вдумайтесь, сосредоточьтесь, и все станет понятно».
Еще одним раздражающим фактором была сама платформа. Сайт постоянно тупил, пометки о том, что запись просмотрена, не ставились, а два раза вообще забыли прикрепить видео. Приходилось писать в поддержку — после этого ролики загружали. Из-за таких моментов у меня появилось ощущение, что организаторы наплевательски относились к участникам экспресс-курса. Мол, вы здесь не с начала года занимаетесь, поэтому довольствуйтесь тем, что вам дают. Ужасно.
Впрочем, у курса был и плюс — много красиво оформленных конспектов с классными выражениями, фразовыми глаголами, идиомами. В ЕГЭ полно информации, которую следует заучить, — по этой части проблем не возникало, поскольку все давали в письменных материалах. Я печатала их и вешала на стену перед рабочим столом. За счет того, что правила и слова всегда находились на уровне глаз, запоминать их было проще. Я также старалась дополнительно учить информацию из файлов — просто открывала и перечитывала их в телефоне, когда ехала в транспорте. Кроме того, помогли разборы типовых заданий и отработки по блокам.
Результаты. Я сдала ЕГЭ по английскому на 95 баллов. Отмечу, что выучить язык, если делать исключительно типовые задания, невозможно. В подготовке мне очень помогли собственные непрерывные усилия, а еще мама и школьная учительница. Я часто задавала им вопросы по грамматике и лексике, и они все мне досконально разъясняли.
С другими ЕГЭ тоже справилась хорошо: по русскому получила 96 баллов, по обществознанию — 83. В итоге поступила в Московский государственный лингвистический университет на лингвистику, как и хотела.
Онлайн-школу, в которой я занималась, никому не рекомендую. Тем, кто готовится с нуля, по моему мнению, туда вообще идти противопоказано: с такими объяснениями в голове получится полная каша. Я даже впервые в жизни оставила негативный отзыв на страничке школы в социальной сети — надеюсь, следующее поколение его увидит.
«Дополнительные уроки никак не влияли на баллы в университете»
Почему искала дополнительные занятия. На первом курсе университета мне в обязательном порядке добавили французский язык. До этого все 11 лет в школе я изучала только английский, так что никак не могла перестроиться на новую грамматику.
В первое время у меня были жуткие проблемы с произношением: я не могла запомнить, какие окончания читаются, а какие — нет. Затем началась неразбериха со спряжениями, глаголами в прошедшем времени, прямыми и косвенными дополнениями.
Я пыталась самостоятельно разобраться с французским: по десять раз перечитывала правила, смотрела видеоуроки, делала работу над ошибками, но все равно на контрольных получала пять баллов из ста.
Когда пришла весна, я осознала, что сама уже не справляюсь: зубрю слова, но все так же не понимаю многих правил. Нужно было срочно начинать готовиться к летнему экзамену, и я пошла искать преподавателя в одном сервисе подбора репетиторов. Я не видела смысла заниматься с опытным учителем, работающим по высокой ставке, потому что у меня начальный уровень. Мне бы вполне подошел студент, который объяснил бы элементарные вещи вроде артиклей и родов, помог с домашкой. Планировала заниматься дистанционно два раза в неделю за 500 ₽.
Как только я выложила заявку, мне написала девушка, которая училась в моем вузе. Она рассказала, что выиграла Всероссийскую олимпиаду, прошла стажировку в Страсбурге, участвовала в научных конференциях на французском и сдала языковой экзамен DELF C1 на максимальный балл.
Мне понравилось, с какой любовью к языку она составила свое описание в профиле. Еще очень привлекал тот факт, что мы из одного университета: она знала, как проходят экзамены, и могла бы меня к ним подготовить. Во всем был один минус — 1500 ₽ за занятие, то есть в три раза больше, чем я планировала. Но, взвесив все за и против, выбрала эту девушку.
- 1500 ₽
Чем осталась недовольна. Тогда я была уверена: чем выше ставка, тем круче преподаватель. До начала занятий даже размечталась, как перейду от А2 к С1. Чтобы процесс пошел быстрее, прислала репетитору электронную версию моего учебника, расписала непонятные темы и лексику, которую нужно потренировать. Первый урок мы запланировали на конец недели.
К моему удивлению, к занятию преподавательница никак не подготовилась: просто открыла мой учебник, чтобы посмотреть, что уже пройдено. Почему этого нельзя было сделать заранее, я так и не поняла. Затем мы начали по тому же учебнику разбирать проблемные грамматические темы и выполнять упражнения. Ответ на мою фразу, что мы все это уже делали в классе, убил: «Ну давай сделаем еще разок».
После встречи я написала, что мне такой формат занятий не подходит. Преподавателя со ставкой 500 ₽ и подобным отношением я бы поняла: зачем париться, пойдем по учебнику. За 1500 ₽ я хотела видеть другой уровень. Репетитор услышала мое недовольство и пообещала изменить программу.
Далее мы занимались по другому учебнику. Разбирали тему, решали задания, проверяли домашку. Не знаю, в чем именно была проблема, но дополнительные уроки никак не влияли на баллы в университете. Я все равно не понимала грамматику и допускала много ошибок в контрольных. Но я надеялась, что со временем все изменится.
Через месяц занятий моя преподавательница пристрастилась к резким отменам и переносам. То у нее пары передвинули, то она записалась к врачу, то появились какие-то неожиданные дела. Я понимаю, что иногда может не совпадать время, но не каждую же неделю.
Примерно через полтора месяца занятий репетитор начала забивать на мои домашки. Я заранее присылала письменные работы, но она перестала их проверять. Конечно, можно было бы напоминать о них, но я не видела необходимости: я — ученик, она — учитель, а не наоборот.
Пару раз я замечала, что преподавательница не слушает мои ответы, а сидит в телефоне и занимается своими делами. Я никак на это не реагировала — просто продолжала решать упражнения. Было как-то неловко делать ей замечания.
В конце того же месяца эта девушка написала, что хочет поднять стоимость занятий. До экзамена оставалось совсем чуть-чуть, и спорить я не стала: мне хотелось сдать сессию любой ценой.
Результаты. В июне того года мне предстояло сдавать вузовский экзамен по французскому. В него вошло все, что мы проходили с репетитором: степени сравнения, времена, частичные артикли. Я знала правила наизусть и могла объяснить, что, когда и где ставится, но почему-то не умела применять их на практике: не хватало времени, чтобы врубиться. В итоге случилось то, чего я и боялась, — пересдача.
С репетитором мы прекратили занятия, потому что за три месяца я не увидела результата. При этом я очень старалась: зубрила слова в общественном транспорте, прописывала все нюансы в отдельную тетрадочку, вдумчиво делала домашку. Значит, проблема была не только во мне. Я написала, что по определенным обстоятельствам не смогу продолжить учебу, а преподавательница спокойно это приняла и не предложила альтернатив. Негативный отзыв в сервисе не стала оставлять: не хотела портить ей рейтинг.
Частные уроки решила больше не брать. Попробовала подготовиться к пересдаче самостоятельно. К счастью, на это было два месяца. Я нашла три грамматических пособия с заданиями, делала в каждом из них упражнения, а потом сверялась с ответами. Так как я проходила одну и ту же тему в разных источниках, постепенно осознала, как применять правила на практике.
В конце концов я пересдала французский на четверку, и преподаватели похвалили меня за хорошую подготовку. Устную часть — около 15 тематических текстов — я просто зазубрила, а затем блестяще ответила на вопросы. С письменной справилась, к сожалению, не без ошибок, но в целом неплохо.
Мне показалось, что стоило изначально готовиться к экзамену самостоятельно, тогда прикладываешь больше усилий, чтобы разобраться в теме. Соответственно, лучше все запоминаешь и впитываешь знания. А еще я поняла, что не каждому дано преподавать. Даже если человек выигрывал конкурсы и несколько лет учился во Франции, не факт, что он сможет чему-то научить других. Ну и высокая цена — не показатель качественной подготовки.