«Я довольна доходом, но практически не отдыхаю»: сколько зарабатывает учитель истории

В Москве

«Я довольна доходом, но практически не отдыхаю»: сколько зарабатывает учитель истории

Читатели Т⁠—⁠Ж каждую неделю говорят о своих профессиях и доходах.

Мы уже публиковали рассказ учителя английского языка из Волгограда. В этот раз своей историей поделилась учитель из Москвы. Она рассказала, чем отличаются условия работы в частной школе и государственной, как введение ЕГЭ повлияло на ее доход и возможности, а также с какими угрозами от учеников и их родителей приходится сталкиваться и почему школьное руководство во всем обвиняет учителя.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

Никогда не думала, что стану учителем, да еще истории России. В школе никогда не имела тяги к этому предмету: рассказывали неинтересно, на уроках было скучно. Я с шести лет занималась музыкой, мне очень нравилось. В 1996 году поступила в Гнесинку — с первого раза и на бюджет. Но на последнем курсе сломала руки, и карьера профессионального музыканта для меня закрылась. С трудом, но окончила училище, получила диплом и пошла работать в школу учителем музыки.

Работать было психологически сложно: ученики несерьезно относятся к предмету «музыка». Родители не воспитывают в детях интерес и уважение к классическим видам искусства и классической музыке в частности.

Тогда, в 2000 году, передо мной встал сложный выбор: какую профессию получить, если я, кроме профессиональной игры на фортепиано, ничем не занималась? Так как я гуманитарий, поступила на юридический факультет. Утром работала в школе, вечером училась, но без особого энтузиазма — просто потому что надо.

Так продолжалось три года, пока директор школы, в которой я работала, не предложила мне подменить коллегу — учителя истории. Та серьезно заболела, нужно было срочно найти замену, а у меня на юрфаке история была профильным предметом. Я согласилась. Завуч переделала расписание уроков, и я стала вести два предмета — музыку и историю. И моя жизнь изменилась: я поняла, что хочу и дальше работать учителем истории. Нашла свое призвание.

Но для этого нужно было окончить исторический факультет педагогического вуза. Перевестись с юридического на исторический не получилось. Пришлось поступать заново. Пошла в МПГУ им. Ленина. С 08:00 до 15:00 работала в школе, а с 18:00 до 22:00 училась.

Работать по двум направлениям было уже в тягость, так что с 2005 года музыку в школе я больше не преподавала. А в 2008 году получила диплом о высшем образовании, в котором написано «учитель истории».

Я на себе испытала, как меняется отношение учеников и родителей к учителю в зависимости от предмета, который он ведет: одно дело — музыка и совсем другое — история и обществознание. И зарплата учителя музыки тогда была ниже, чем учителя истории. Но в цифрах сейчас не помню.

Вообще, заработная плата была небольшая: первое время я получала около 1500 Р в месяц. Когда начала преподавать два предмета, зарплата выросла до 5000 Р. К 2007 году я зарабатывала около 8000 Р в месяц.

Так как денег не хватало, брала подработки в качестве репетитора по музыке: учила детей игре на фортепиано, часовое занятие в середине 2000-х годов стоило 500 Р. Но я тратила время на дорогу к ученикам, что выматывало.

Мой общий доход в месяц был около 10 000 Р. Этих денег хватало, чтобы оплатить обучение в вузе, оставалось на проезд и мелкие личные расходы. Я не могла себе позволить съездить летом отдохнуть, а путешествовать очень хотелось, поэтому я набирала группу детей и в качестве сопровождающего ездила с ними в летний лагерь в Крым.

В 2007 году меня пригласили на собеседование в частную подмосковную школу и предложили зарплату сразу в два раза больше — 16 000 Р. Для меня это была космическая сумма. Тогда я поняла, что в государственной школе зарабатываю очень мало и достойна большего. Согласилась перейти на новое место работы и не пожалела. С благодарностью вспоминаю свою первую школу и опыт, который она мне дала.

В частной школе в классах было не больше 15 учеников, это были дети из обеспеченных семей, работать с которыми намного приятнее, чем с детьми из обычной районной школы. Но и ответственности больше: родители платят за образование, поэтому ждут, что дети получат достойные знания. Ученики находились в школе полный день, расписание там было такое: с 09:00 до 15:00 — уроки, а с 15:00 до 18:00 — выполнение домашних заданий и консультации с учителями. Уйти пораньше можно было только по согласованию с директором.

Зарплата потихоньку дошла до 22 000 Р. Питание в школе было бесплатным, до метро и обратно возил школьный автобус. Первые года три работа меня устраивала. Но потом дорога стала выматывать, зарплата больше не росла, а мне хотелось развития и карьерного роста.

Я продолжала брать подработки в качестве репетитора игры на фортепиано. Стоимость занятий уже доходила до 700 Р за час. Итого в 2007 году я зарабатывала около 25 000 Р в месяц. Тогда я впервые в жизни съездила за границу.

В 2008 году ввели ЕГЭ — понятие выпускных экзаменов поменялось, а у меня как раз был выпускной класс. Две ученицы этого класса планировали поступать в МГУ и предложили заниматься частным образом: готовиться к ЕГЭ и внутреннему экзамену по истории. За три часа индивидуальных занятий их родители платили 100 $, плюс после уроков меня отвозил домой водитель.

Благодаря введению ЕГЭ я поняла, что репетиторство помогает нищему учителю жить достойно.

Я зарегистрировалась как ИП, чтобы для личного спокойствия работать официально. Учеников брала с сайта «Ваш репетитор». Сейчас у меня есть свой сайт и запись на обучение на годы вперед. Но тогда, в конце 2000-х, я только вставала на этот интересный путь.

В 2011 году мне предложили работу в школе при спортивном клубе. Работать со спортсменами интересно, но сложно, специфично. Клуб деньгами не обижал, получала 70 000 Р на руки плюс годовые премии. Однако тоже не было никакого профессионального роста. Ушла оттуда по семейным обстоятельствам, о чем до сих пор жалею.


Суть работы

Первые лет 10 работы в школе я всегда готовилась к урокам: писала конспекты, делала карточки, обдумывала каждое занятие. Мне очень нравилось, я была фанатом этого дела: горела идеями, мероприятиями, школьной жизнью. Работа учителем — призвание. Дети же все разные: с разными характерами, интересами, взглядами. Нужно уметь лавировать среди них — регулировать конфликты, слушать и, главное, слышать.

Если опустить воспитательные и личные школьные моменты, то основная обязанность учителя — дать качественные знания. Я считаю своим долгом учить ребенка так, чтобы он с удовольствием ходил на мои уроки, выполнял домашние работы и не нуждался в помощи репетитора. А если готовлю к ЕГЭ в школе, то в рамках урока стараюсь дать как можно больше полезных знаний, которые ученик сможет применить на практике. Это сделать непросто, когда в классах по 30—35 человек, — на одном авторитете учителя уже не уедешь.

На моих глазах растут дети, которые, кроме Владимира Путина, в качестве руководителя страны больше никого не видели. Это оставляет некий отпечаток на сознании подростков. Разбирая на уроках признаки монархии и республики, они не могут понять, как получается так, что во главе политической власти РФ больше 20 лет стоит один и тот же человек.

Но вообще мало кто из детей интересуется политикой. Большинство из них воспринимают ситуацию в стране и мире через разговоры в семье. Новости практически никто не смотрит, газет никто не читает. У современной молодежи тренды — красивые фотки в «Инстаграме» и видео в «Тиктоке». На переменах восемь детей из десяти — в телефонах.

За 20 лет в школе многое изменилось. И отношение к школе как к образовательному учреждению тоже.

Раньше учитель был авторитетом в глазах учеников и родителей. Не спорю, и в советской системе были «плохие учителя». Например, моя учительница в первом классе била детей по рукам указкой — тогда моя мама просто перевела меня в другую школу. А сейчас эту проблему решили бы по-другому: уволили бы с позором и показали бы по главным каналам страны.

Сейчас ученики могут специально вывести учителя на конфликт и записать на видеокамеру смартфона, чтобы поржать. После таких историй самое противное — продолжать учить ребенка, который натворил гадостей. Ни он, ни его родители не извинятся, будут делать вид, что ничего не произошло.

А учителю нужно отряхнуться и войти в класс после унижения, которое он испытал.

Я не оправдываю поступки некоторых учителей. Но человеческая порядочность за последние пять лет исчезла — ведь если семья в детях воспитывает базовые принципы, то ребенок никогда не напакостит, будет честным и порядочным. При этом у большинства учителей нет гордости и уважения к себе и личному времени. И все потому что «если напишу заявление, то работу больше не найду», «школа рядом с домом, а тратить на дорогу час в одну сторону неудобно».

Часто слышу фразу «учитель обязан, а школа должна». Учитель превратился в обслугу, в нянечку, которая следит за ребенком, пока тот в школе. Если происходят неприятности или несчастные случаи, закон на стороне родителя, ученика и администрации школы. Администрация никогда не встанет на сторону педагога, в школе издается множество приказов, которые переносят всю ответственность на классного руководителя и учителя-предметника.

И в советской школе дети получали травмы, прогуливали, хамили, курили, но в стенах школы этот вопрос закрывался: даже если приезжала скорая помощь, учитель, директор и родители по-человечески решали этот вопрос. Теперь, если ребенок в школе получил травму, виноват дежурный учитель и классный руководитель. У меня был случай, когда в моем классе мальчик Саша — имена вымышленные — ударил Петю на перемене за то, что тот оскорбил его маму. Петя упал, ударился головой. Так мне впаяли административное правонарушение за то, что я не провела воспитательную работу с ребенком.

Сейчас во всем виноват учитель. С родителя снимается ответственность за то, что ребенок хамит, дерется, обзывается, прогуливает уроки, не выполняет домашние задания.

Если раньше драчунов и прогульщиков вели к директору, то теперь директору не до этого. С 2012 года московские школы начали объединять: допустим, раньше в районе было 15 разных школ с разными директорами, а теперь это один огромный комплекс под руководством Марьи Ивановны, за работой которой следит руководитель департамента образования. Современный школьный директор — это хозяйственник, менеджер. Он больше не ведет уроки, поэтому ничего не знает о процессе обучения. Директор моей школы даже не помнит имен учителей.

Педагог должен решать свои проблемы сам. Если на тебя накатали жалобу родители, замни дело, чтобы об этом не узнала вышестоящая инстанция. Или родитель может позвонить напрямую с угрозой: «Если не исправите оценку 4 на 5, я испорчу вам всю карьеру». А были случаи, когда ребенок говорил: «Да вы знаете, кто мои родители?», «Вас уволят», «Я буду жаловаться в департамент» — и тому подобное. Приходится морально защищаться: современный учитель — это человек с характером. Я стала записывать разговоры с родителями, чтобы в случае конфликтов чувствовать почву под ногами.

Бывает, что поставишь в четверти Пете тройку, родитель звонит директору или завучу с просьбой срочно исправить оценку, так как это беспредел. А потом Петя пишет ОГЭ или ЕГЭ на два.

И учитель опять виноват, потому что не научил.

В московских школах существует рейтинговая система. Директор заинтересован в том, чтобы его школа вошла в топ и получила грант. Для этого нужны высокие показатели по итогам учебного года: победы учеников в олимпиадах и конкурсах, высокие результаты ЕГЭ и ОГЭ. А за победами учеников стоят учителя.

Подготовить ребенка к олимпиаде непросто, а подготовить так, чтобы ее выиграть, в рамках урока невозможно — это вне школьной программы. Например, для того, чтобы семиклассник стал победителем муниципального тура по истории или обществознанию, он должен знать программу пятого, шестого, седьмого и восьмого классов. Предмета «право» в общей средней школе не существует, а олимпиада по нему есть. Получается, что учитель должен найти среди учеников того, кто заинтересован в профильном изучении предмета, и подготовить к конкурсу или олимпиаде. Среди детей из пятых-восьмых классов настолько высокомотивированных немного: из 35 учеников, возможно, один-два.

Обычно ученики начинают понимать, зачем они учатся, только в одиннадцатом классе. И то потому что на каждом углу трындят о ЕГЭ и поступлении в вуз. Современные школьники стали проще относиться к обучению, так как получить информацию можно откуда угодно. Из десяти детей шесть будут халявщиками: спишу домашку у соседа, меня не спросят, сдам потом, двойку не поставит и так далее.

Кстати, про журнал. Раньше он был бумажный, и если учитель ставил оценку, то навсегда. Это как минимум мотивировало выполнять домашние работы. В электронном журнале плохую оценку можно убрать, и в одну клеточку учитель вправе поставить до трех оценок. Это очень расслабляет учеников.

Большинство учителей находятся в статусе классного руководителя. Я одна из них. Это человек, который себе не принадлежит, так как у него минимум 30 чужих детей в классе и у каждого ребенка минимум по одному родителю. Задача классного руководителя — проследить за каждым учеником, решить его школьные проблемы, урегулировать конфликты, если они есть, успокоить разгневанных родителей — теперь таких стало очень много.

Недовольные родители — это отдельная категория людей, которые ищут повод придраться ко всему: от неверно выставленной оценки — «почему у Петеньки тройка в четверти, мы хотим четверку» — до «мне не нравится этот учитель, давайте его сменим на другого». И пишут письмо администрации школы с просьбой поменять учителя. В моем опыте такого не было, но знаю случаи, когда у учителя из-за такой ситуации наступало профессиональное выгорание.


Место работы

После футбольного клуба я устроилась в государственную школу, которая считается одной из лучших в своем округе.

Мне не нравится работать здесь, но я понимаю, что условия сейчас везде одинаковые, а карьеру в школе сделать уже невозможно. Если раньше можно было стать завучем, потом директором, то сейчас все по-другому. К тому же, если стал директором, то уроки больше вести не будешь.

По закону рабочая неделя учителя не может превышать 36 часов в неделю. В эти часы входят уроки, проверка тетрадей, классное руководство, внеклассная работа, работа с документами, планерки и совещания. Но работодатель регулярно нарушает закон вплоть до того, что просит выйти в выходной без оплаты.

Дополнительно оплачивается замена учителя, который на больничном, — один урок стоит около 700 Р. Тебя не спрашивают, хочешь заменять или нет. Просто ставят перед фактом.

За то, что я учитель истории и обществознания высшей категории, доплат я тоже не получаю, и социального статуса мне это не прибавляет. Высшую категорию я получила за отличные результаты работы — высокие баллы учеников на ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадах. Знаю, в регионах с этим проблема: практически невозможно получить высшую категорию. В Москве проще.

Немного статусности мне добавляет сертификат «учитель экспертного уровня», который я получила, сдав ЕГЭ с высоким результатом. В профессиональном кругу это считается достойным.

После введения ЕГЭ и ОГЭ учителей стали привлекать к организаторской работе на экзаменах. За час работы вне аудитории платят около 250 Р, а в аудитории — 350 Р. Работа на пунктах проведения экзаменов начинается в 08:00, а заканчивается по-разному — в зависимости от длительности экзамена. Самое долгое в моей практике — 7 часов. Итого максимум организатор может получить 2450 Р за экзамен. Максимальная сумма, которую я получала за весь период экзаменов, была 8000 Р. Поверьте, это совсем того не стоит, так как ответственность сумасшедшая. Были случаи, когда организаторов увольняли из школы за мелкую оплошность: например, его фигура какое-то время не находилась в зоне обзора камеры наблюдения, а он должен быть всегда на виду. По закону можно, конечно, отказаться от такой работы, но на практике это невозможно.

Подготовка детей к олимпиадам в моей школе тоже бесплатна — не знаю, как в других. А если везешь детей на конкурс или олимпиаду, оплата настолько мала, что этих денег не чувствуешь. Или можно вместо оплаты взять отгулом в каникулы, например.

Отгулов за учебный год накапливается столько, что не успеваешь все отгулять.

Я перестала выполнять дополнительную работу без приказа директора. Считаю, что любой труд должен быть оплачен. Тем более школа получает гранты в миллионы рублей, а выплаты из него получают единицы. Недавно выплатили премию в 8000 Р — немного, но спасибо. Стимулирующих, выплат к празднику нет. Раньше я возмущалась, но уже успокоилась. Продолжаю хорошо выполнять свою работу по трудовому договору, зарплату получаю в срок, а премий и доплат не жду.

Рабочий день

Рабочий день учителя в моей школе начинается в 08:00 и продолжается до 14:00—17:00 в зависимости от количества уроков и внеклассной деятельности.

Приезжаю к 08:00. Нужно успеть позавтракать, так как в течение учебного дня это будет сделать невозможно. Если я дежурный учитель, то обязана находиться на этаже, на своем посту, с 08:10, а если мой класс дежурит, то в 07:50 нужно стоять у входа.

Уроки начинаются в 08:30. Последний, седьмой урок заканчивается в 15:20. Если в школе дел нет, после этого можно ехать по своим делам.

Но если у меня родительское собрание, рабочий день длится 12 часов, приезжаю домой поздно — в лучшем случае в 20:00, а бывало и в 22:00 возвращалась.

Считаю, что в профессии учителя есть три существенных плюса. Во-первых, четкая регламентация рабочего дня: он зависит от количества уроков, то есть я знаю, что после 15:30 я уже свободна. Во-вторых, каникулы: даже несмотря на то, что я должна быть на работе, так как дни каникул мне оплачиваются, можно отпроситься, взять отгулы или отпуск за свой счет и уехать в путешествие, например.

В-третьих, отпуск 56 календарных дней — бомба! Полтора месяца. Это круто.

Провожу это время с семьей. Конечно, после каждого учебного года нужно отдохнуть, сменить обстановку. До коронавируса я регулярно ездила в Санкт-Петербург и Крым — море и солнце возвращают мне силы. Последняя моя поездка была осенью 2019 года в Тунис. Тогда я еще не знала, что нас всех ждет.


Подработки

Дополнение к моему заработку — репетиторство. Сейчас средняя стоимость урока по подготовке к ЕГЭ — 2300 Р за 90 минут, на меньшее не соглашусь. В целом и меня, и клиентов устраивает. Бывают случаи, когда говорят: «Мы хотим учиться у вас, но это дорого, может, скидку сделаете?» Сделаю, если будет два занятия в неделю.

В стоимость урока вложен мой опыт, доступное объяснение материала, хорошее настроение, с которым мы проводим урочное время. Плюс это проверка домашней работы после занятия, личные наработки для каждого ученика, наши переписки в чатах и мой быстрый ответ на сообщения ученика. Еще один плюс: во время урока нам никто не мешает, а занятие при необходимости можно перенести на другое время или день — многие педагоги в этом вопросе принципиальны.

Выезд к ученику стоит дороже — от 3000 Р. Если мне нужно к ученику домой, то еду на личном автомобиле и приезжаю в срок. «Ой, простите, пробки» — это не мой вариант.

Но это все мое время, которое стоит денег.

Весной 2020 года, когда из-за коронавируса очный формат перевелся в онлайн, одна родительница почему-то решила, что онлайн-уроки должны стоить дешевле, и попросила сделать перерасчет. Даже не попросила, а заявила, что я ей должна 3500 Р. Я без вопросов вернула эти деньги и сказала, что заниматься с ее ребенком больше не буду.

Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам приносит мне приличный доход — минимум 50 000 Р в месяц, а в лучшие месяцы доход от частных занятий может доходить до 120 000 Р.

В 2020 году я закрыла ИП и перевелась на самозанятый режим. Это намного удобнее: клиенты оплачивают уроки переводом по номеру карты. Поступление фиксирую в приложении «Мой налог» и отправляю чек покупателю. Налог уплачиваю ежемесячно, сумма рассчитывается автоматически.

Доходы и расходы

В последние годы подход к оплате труда педагогов в Москве, конечно, поменялся — зарплаты выросли в разы. Самая большая зарплата, которую я получала, — 150 000 Р, при том, что доллар тогда стоил порядка 40 Р. Тогда у меня было 35 уроков в неделю, два кружка, классное руководство. Это хорошие деньги. Сейчас зарплата около 120 000 Р. Я отказалась от внеурочной деятельности, количество уроков в неделю сократилось до 30.

С доходом от репетиторства получается зарабатывать минимум 170 000 Р в месяц на руки. Я довольна доходом, но чтобы заработать эти деньги, я работаю каждый день с 08:00 до 20:00 по будням и еще по 3—4 часа в выходные. Практически не отдыхаю. Очень устаю.

Чтобы зарабатывать столько же, а работать меньше, нужно поднимать средний чек или набирать группы.

Я не экономлю, но и не сорю деньгами. Кредитными картами не пользуюсь. Часть дохода откладываю на банковские счета. Помимо обязательных трат, бывают и случайные расходы, которые я не планировала, но так получилось. Из последних это, например, 50 000 Р за семь дней в доме отдыха в режиме «все включено» и 50 000 Р родителям. Еще я потратила на обучение маркетингу 21 000 Р. Заплатила 40 000 Р за новый сайт и 5000 Р за логотип будущей школы. Вообще, на развитие бизнеса я трачу до 70 тысяч в год — это поддержка сайтов, реклама, соцсети, налоги.

Если бы не репетиторство, я во многом отказывала бы себе и близким. Например, не купила бы автомобиль в кредит за 1,6 млн рублей с первоначальным взносом 700 000 Р или кроссовки за 60 000 Р.

Я занимаюсь с учениками из семей с доходом намного выше среднего, и у них особый подход к педагогам: внешний вид и марка одежды здесь играют важную роль. Поэтому я не позволяю себе выглядеть неопрятно или плохо.

Финансовая цель

Хочу купить квартиру в Москве и жить в собственной, а не в родительской, как сейчас, — родители живут отдельно в частном доме. Но оптимальное жилье в Москве стоит от 8 млн рублей за 40 м². Это дорого. Многие скажут: «Бери ипотеку». Сейчас решаю этот вопрос.

Будущее

Мне осталось около пяти лет до пенсии. Сложно сказать, продолжу ли я работать в школе после. Сейчас очень хочу уйти по выслуге лет.

Моя мечта — открыть детский учебный центр. Но коронавирус смешал все карты и изменил планы. Зато он показал новые возможности для перехода образования в онлайн. Сейчас работаю как раз в этом направлении — хочу создать свою онлайн-школу и выйти на доход 500 000 Р в месяц.

А еще мечтаю, чтобы отношение к учителям поменялось в сторону уважения и благодарности.

Тоже работаете в школе? Расскажите, как там у вас:

Вы большая трудяга. Дневник вызвал чувство неподдельного уважения.

52

Sergey, это мы просто списали с доски с ошибкой( спасибо, что заметили, не ставьте, пожалуйста, двойку, мы уже все исправили

46

Я понимаю, что это не Ваша вина, но как преподаватель высшей школы скажу - к нам приходят абитуриенты из года в год все хуже и хуже. Причём историю они не знают совсем :) Понятно, что у нас технический ВУЗ, и им ЕГЭ по истории не надо сдавать (хотя математику с физикой они тоже не знают, пришлось вводить отдельные курсы элементарной математики для первокурсников, а то учить их высшей математике было бессмысленно), но все же, разговариваешь с ними на лекциях на разные темы, и вроде неглупые ребята, но такое впечатление, что они в принципе ничего не читали, ни учебников, ни исторической литературы, ни даже романов исторических. Мне это обидно видеть, потому что я как раз всегда увлекался историей, у нас в школе была очень хорошая молодая учительница истории, которая действительно нас чему-то научила, и я хотел даже поступать в 1990 году на истфак МГУ, но родители отговорили. А то был бы сейчас преподавателем истории:) Пришлось окончить Бауманку, и понеслось :) Так вот, с этим надо что-то делать. Человек, не имеющий некоторого культурного базиса, в том числе по истории своей страны, крайне уязвим для любой пропаганды. Он не умеет думать и не знает, что уже было до него нечто похожее. Студенты не знают историю античности и средневековья - ну ладно, допустим, без Геродота и крестовых походов они проживут. Не знают историю Нового времени - ну допустим, без Семилетней войны и Французской Революции тоже (хотя про Революцию помнить полезно всем - и народу, и власти). Но ведь они и последние 100 лет как-то пропустили в своём развитии. То есть весь 20-й век прошёл как-то мимо, а 21 начался сразу с Интернета и на нем же и закончился :) Это ужасно, на самом деле. Я, конечно, помню, что первые научно зафиксированные сетования на молодежь относятся ко временам Древнего Египта, и с тех пор молодежь непрерывно становится все хуже и хуже :), но что-то надо делать. Причём это не только у нас в стране, студенты-иностранцы точно так же не знают СВОЕЙ истории. Говорил с китайцами, сирийцами, иранцами, латиноамериканцами (ну насколько можно их понять) - не знают. Китайцы не знают про опиумные войны, иранцы про Сасанидов, латиноамериканцы - про монитор «Уаскар». То есть проблема глобальная. И это ведь не гопота какая-та с семками, это будущая инженерная элита страны.

45
Герой Т—Ж

Алексей, к сожалению, читающие выпускники сейчас в принципе - большая редкость. Дело даже не в исторических романах: просто сейчас тягу к чтению вообще очень трудно в детях развить. Родители, как правило, заняты работой, личной жизнью (такое тоже часто бывает) или же тем и другим вместе. При этом в таком крупном мегаполисе, как Москва, большая часть родителей школьников - относительно (ключевое слово, не кидайте камни!) неплохо обеспечены, то есть с мотивацией "Будь умнее, читай книжки - пробъёшься в люди" особо далеко не уедешь. Например, даже в случае достаточно слабой сдачи ЕГЭ всегда есть возможность идти поучиться на платное (тут уж родители/родственники помогут) или не идти учиться вообще: тик-ток, блогерство, ютьюб, какой-то крафт, на худой конец, могут стать вполне себе полноценными заменителями профессии (а может и заработком для кого-то). Возвращаясь к чтению - его нужно любить с детства и целенаправленно прививать эту любовь детям в семье и школе (именно параллельно, что очень сложно!). Кроме того, нужно не просто читать ради чтения, а уметь это делать (наверное, здесь можно говорить об одном из видов функциональной грамотности): это ещё одна сложная задача. При этом я не считаю, что современные дети глупее, скажем, нынешнего "продуктивного поколения" 30-40-летних - они просто другие, и часто самим родителям очень трудно найти подход и понять собственное чадо (особенно, если родители ещё постарше - тут-то и generation gape играет свою роль). Как-то так.

16
Герой Т—Ж

Irzi, в 90% семей, где не читают дети - не читают родители. Не редко сталкивалась с ситуациями, когда родители, уткнувшись в экран телефона/телевизора/компьютера отчитывают ребёнка, что он не читает и целыми днями сидит в телефоне/телевизоре/компьютере.

28
Герой Т—Ж

Anna, да, соглашусь. Но тут тоже может быть по-разному: мои родители, например, тоже не были большими фанатами чтения, но меня правильно мотивировали (наверное): поэтому я читать люблю (эх, было бы только время).

1

Anna, я читающий, очень читающий человек, а дочка не читает, совсем не читает. Ни одной внешкольной книги просто так не прочитала. Да что там внешкольной - она даже школьные произведения не читает...

0

Anna, это не работает. Жена читает не очень много, я - очень много. Конечно, сейчас больше с экрана, чем со страницы. Детей палками приходится читать заставлять, им неинтересно. Майнкрафт наше все

0
Герой Т—Ж

Irzi, так-то нельзя сказать, что молодёжь мало читает. Через них проходит огромное количество информации в интернете. Кругозор можно черпать и из интернета не менее эффективно, чем из книг. И это даже не мои слова, а Галины Юзефович - литературного критика и дочери писателей.

1
Герой Т—Ж

darya, не спорю, но я именно про осмысленное в "классическом" духе чтение художественной литературы скорее. С другой стороны, кругозор расширять можно многими способами, но будет ли это просто кругозор или образованность и начитанность?

2

Алексей, согласна и подтверждаю как экскурсовод - средний обыватель реально не знает истории своей страны (и никогда в этом не признается), не перечислит Романовых в порядке правления, затруднится назвать век польского нашествия, да и вообще может о нем и не слыхать никогда... Правда, зато все твердо знают, что во Второй мировой "наши победили".

2

Ева, ну некоторые все же знают, но в основном люди старшего возраста. Был в Туле на экскурсии, интересно пообщался с другими экскурсантами на тему битвы при Молодях и о разнице между боярами и детьми боярскими :) Но вот лекции читал первому курсу осенью, дисциплина «Введение в специальность» подразумевает глубокий экскурс в историю техники, и, соответственно, в историю человечества в целом - из 40 человек, по ощущениям, человека 3 понимали, о чем я рассказывал. Остальным что Древний Египет, что Древний Рим - все это было давно и неправда. Кому интересен Архимед и Герон Александрийский, когда тут рэп-баттлы и Навальный ;) Кстати, такая же проблема и у преподавателей философии - попробуй Диогена с Платоном не спутать, если оба, собаки, жили так давно ;)

1

Алексей, капитализм воспитывает грамотного потребителя. Если потребитель заинтересуется историей, он может прознать про марксизм. Опасно приучать потребителя к истории!

0

"Или родитель может позвонить напрямую с угрозой: «Если не исправите оценку 4 на 5, я испорчу вам всю карьеру». А были случаи, когда ребенок говорил: «Да вы знаете, кто мои родители?», «Вас уволят», «Я буду жаловаться в департамент» — и тому подобное."

По этому поводу сразу вспоминается мем и становится чуточку грустно((

40
Герой Т—Ж
Отредактировано

Директор сельской школы - зарплата 20 тысяч в месяц, рабочий день с 8 утра до 8 вечера (ты 24/7 должен быть доступен по телефону), ответственность за всю школу (300 детей + 30 человек преподавательского состава), постоянно на телефоне, постоянные унижения со стороны вышестоящего начальства, постоянная бумажная волокита, постоянные конфликты со стороны школьников и их родителей, никакого отпуска, потому что летом тоже есть мероприятия, зависящие от тебя (ремонт школы, всякие турвыезды и прочая лабуда). Всего два завуча, которые по уши завалены своей работой, особой помощи нет. Учителя на фоне директора отдыхают, уж извините - а ему с такой зарплатой ещё и учительскую ставку приходится брать, потому что на 20к не проживёшь.

39

Кристина, только сочувствие. Моя мама работала 15 лет в сельской школе, ушла, потому что не смогла работать с молодежью. До сих пор вспоминает одного ученика-подростка, тихий такой, спокойный, только рука все время под столом и ритмично двигается в такт её словам. Родители понимали, что у ребенка психические проблемы, но откуда в сельской семье деньги и мотивация на психолога? Помню я переживала за маму жутко, поскольку преподаватель химии она была отличный. Так что держитесь там✊

2
Герой Т—Ж

Кристина, жёстко. Я всегда думал что директор ничего не делает, а получает Х5 ставки учителя

0

Wegeograph, Директору платят больше, потому что он всегда ответственен за все. Не знаю как сейчас, но раньше все косяки вешались на директора - административки и уголовки. Моя директор была не только настоящим хозяйственником но и прекрасным учителем. Она всегда становилась горой за своих учителей, даже ценой своей репутации. Иногда, кто-то у тебя в школе окажется заправским гопником, который отжимает мобилы у всего района. Но ответственность будет у школы, как это, не уследила, не увидела потенциальный криминальный элемент. Еще был забавный случай, с нашим учителем обществознания и истории (как автор), рассуждения о политическом строе страны которого записали на диктофон (сотрудники городского управления образования специально подговорили ребенка). На фоне этого, чтобы замять дело учителю пришлось стать членом Партии "Единая Россия".

В общем школа сейчас, это полнейшее безумие. Учителей давят, зажимают, а в последнее время еще и упрекают в больших зарплатах, потому что так по телевизору сказали... В лихое время живем

14

Вы молодец. Учителя в нынешнее время - герои и заслуживают уважения.
Я очень люблю историю и все что с ней связано, но в школе этот предмет не ценил :(
Ну и про доходы педагогов в столице я оооочень удивлен. Знал, что они не плохие, но что на столько! Сейчас в регионах бомбанет...
п.с. а во сколько у учителей пенсия? Стандартно в 55?

24
Герой Т—Ж

тьфунатебя, по выслуге лет можно уйти после 25 лет педстажа, кажется. Но там много нюансов: например, чтобы этот стаж засчитывался, у тебя должна быть определённая постоянная нагрузка в школе и т.д.

1

Жесть зарплата 29тыс за 29часов с классным руководством.Это вам не Москва. Работы ничуть не меньше,чем у респондента,а доходы. Москва-это не Россия....

18

Я ещё с 60-х годов отцом приучен перед учителями шапку снимать, даже на улице. Вот и сейчас, читая Вас, рука потянулась )) Но, раз головного убора нет, то просто встал и поклонился. В Вашем лице всем Учителям, а не просто преподавателям. Спасибо Вам!

13
Герой статьи

Юрий, спасибо!

0

Интересно читать в Т-Ж про коллег. Бодрит!
О себе:
27 лет.
Учитель физической культуры.
Стаж:
2,5 года.
ЗП: в среднем в этом учебном году 53-55 тыс.руб. без полной "северки" (2 ставки).
Место проживания:
ХМАО-ЮГРА.
Очень радует конечно же отпуск учителя! (Тем более северного,82 дня). Так как молодой педагог и без "северок", ЗП минимальная по школе. В нашей школе нагрузка МАКСИМАЛЬНАЯ среди всех других школ города (18 часов нет ни у кого,обычно от 24-36),но и уровень ЗП один из самых высоких!(средняя в районе 75-85 тыс.руб.) За это спасибо директору,который вечно гонит всех вперёд! (Молодым полегче,кто в возрасте уже не "вывозят" морально и физически).

12

Paul, 3 месяца отпуска, вот это да!

1

Volonden, знаете у меня учредители естественно не бедные люди, так почему-то они своим детям первый телефон покупают , когда детям 10 лет, никаких комп игр , никакого баловства в виде планшетов и прочего, пришлось пойти на уступки только во время короновируса, и это при том что дети учатся на 5. Детей реально не оторвать от книг- телека в доме нет совсем. Зато в самой нищенской семье детей закармливают игрушками и планшетами дорогущими и учителя у них во всем виноваты..

12

Вот это я понимаю адекватная самооценка). Хорошая.

10
Герой статьи

Спасибо читателям за поддержку. Когда рассказывала, не думала что будет много людей которые скажут "Спасибо за ваш труд" не только мне, но и другим учителям.

Всем не довольным отвечу, я деньги зарабатываю ! Не ворую и никого не обманываю. Работаю легально и плачу налоги. Распоряжаюсь ими так, как считаю нужным. Так вышло что я живу и работаю в Москве. Правительство Москвы установило именно такие ставки за работу учителя. Соглашусь, они по стране высокие. Но это не моя вина что в регионах такие низкие зарплаты.

Печально, что есть люди которым нужно чтобы было все плохо. Если бы написала что "не доедаю" и "не чем платить за свет" вот бы они повесилились.


Будьте счастливы! Занимайтесь любимым делом :))

9

В еще понравился подход :"не экономлю, но и не сорю деньгами".

8
Герой Т—Ж

Интересно почитать рассказ коллеги. Тоже учитель истории в Москве. Про зарплату всё верно сказано, в целом, как мне кажется: где-то может быть несколько больше, где-то - меньше, но цифра в 120000 на руки в среднем (при полной нагрузке и классном руководстве) отражает действительность. Если что - зовите обсудить идеи насчёт онлайн-школы (было бы интересно посотрудничать))).

8
Герой статьи

Irzi, круто, спасибо!

3

Марь, также присоединяюсь) муж работает в мск и тоже учителем истории, и я думаю онлайн-школа ему бы понравилась)

3
Герой Т—Ж

И, конечно же, отпуск - огромнейший плюс, который все педработники так ценят. "Не отдыхать летом - как же так?" - думаешь ты после многих лет работы в школе.

7

Как будто вернулась в свое недавнее прошлое. Все очень точно описано. Меня, два года проработавшую в московской школе, удивляет, как некоторые учителя не выгорают? Железные люди – не согнуть.
Зарплаты так выросли за последние два года? У меня даже близко такой не было в 2018, несмотря на 34 часа нагрузки, классное руководство и выпускные классы. За категорию не доплачивали, только за результаты ГИА.

6

Я работала в колледже. Саратовская область. Зарплата оставляет желать лучшего...категория оплачивается, но 1 час преподавателя высшей категории стоит примерно 140 рублей. Ставка+проверка тетрадей+классное руководство дает зарплату в 13к. Хочешь больше - бери больше часов.
Немного полегче в том, что нет жёсткой ответственности за детей, как у автора.
Зарплата в Москве, конечно, впечатляет..

5

Очень приятно было читать - искренне рад за Вас и желаю успехов

5

Все вызывает огромное уважение, только я б взял машину подешевле и не покупал бы кроссовки за 60000, чтоб больше денег потратить на спорт, путешествия и для родителей. Ну да каждому свое:) Успехов в открытии онлайн-школы!

5

Ушёл три года назад потому что тошно стало работать в новых правилах и новой этике. Теперь уж и не знаю смогу ли вернуться. Всё время работал в 5-8 классах, так что результатов по ЕГЭ, по понятной причине, нет. Такая вот работа, что однажды уйдя, уже не вернёшься... Да пока и не особо хочется. Когда начнут закрывать филиалы ВШЭ по стране, можно будет подумать и о возвращении. Это будет признаком улучшения ситуации. Но когда это будет...

5
Герой статьи

Volonden, я не писала что "сплошь быдло". Очень печально что в вас откликнулось это слово. Детей воспитывать нужно , независимо от дохода и статуса.
Уважения не прошу и деньги не высасываю. Работаю легально и плачу налоги. Стоимость занятий не самая высокая по Москве, кстати. Есть учителя у которых 60 мин стоит 5000 руб.

5

Дмитрий, с самостоятельным деланием домашки... эээ , а как может быть по-другому? это что за вашего ребенка кто-то другой должен делать? мы учились без репетиторов и сын имел всего лишь 10 уроков по математике с репетитором, чтобы сидеть и делать с ним уроки- он что дебил? Сам всё должен сделать, можем подсказать , но это редкость. Никогда со мной или с мужем никто не сидел сами учились, спасибо учителям учили хорошо. Хотя на встрече одноклассников кто-то выражал недовольство...

4

Тоже работаю в школе, одной из лучших в Москве. Учитель математики, эксперт ЕГЭ. Везде примерно одинаково, знаю из разговоров с коллегами из других школ, и с Вашим рассказом очень много общего в плане организации учебного процесса и зарплат. Многие занимаются репетиторством, я тоже готовлю детей к ЕГЭ. Тоже думала об он-лайн школе, за время пндемии получила хороший опыт преподавания дистанционно. Здорово прочитать статью и понять, что есть единомышленники. Интересно было бы поучаствовать в создании он-лайн школы. Спасибо!

4

Я учился в школе в Новосибирской области, а сейчас мои дети учатся в Москве в школе с высоким рейтингом. И я сделал вывод что мои учителя из сибирской глубинки были лучше нынешних московских, профессиональнее, горели энтузиазмом, несли свет, не все конечно, но большая часть. А учителя в Москве как я понял в большинстве своем просто рвачи и барыги, у которых нет желания учить, а есть просто жажда легких денег. И прочитав этот пост я убедился в своем мнении

3
Герой статьи

Оксана, статья была не о результатах работы.

3
Герой статьи

Виктор, добро пожаловать в российскую школу. Может именно вас она и ждет !

3

А хотите знать, что за ту же самую работу (34 часа+классное руководство) в провинции учитель получает 30000, а 1,5 часа репетиторства к егэ максимум 1000 рублей (обществознание или история). И траты у Вас не включают детей. А мы на 30-35 (с репетиторством) тянем еще парочку детей. И моя история куда более типична, чем Ваша.

2
Герой статьи

Ольга, будем рады послушать вашу историю .

2
Герой статьи

Анна, чтобы работать школе учителем необходимо чтобы в дипломе было прописано "учитель" !

2

Volonden, большое вам спасибо - культурный уровень вашего комментария как нельзя лучше доказывает правоту автора.

2

Ирина, жить можно ещё и для себя. Или, о ужас, даже только для себя.
Да, так можно было.

2

Хорошая статья. Много узнал про доходы учителя в Москве. Что не понравилось: недовольство и ворчанье. Мы делаем ту же самую работу в поте лица за 30.000, не за 120.000. Притом, что цены у нас такие же, а жилье стоит не в 4, а в 2 раза дешевле. Ну и поправлю: 56 дней это не 1,5 месяца, а 1,84, вообще 8 недель это по сути 2 месяца

2

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю