«Поездка оказалась одной из худших»: чем мне не понравился отдых летом в Сочи
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
В Сочи я хотела попасть давно, представляла его футуристическим центром побережья.
Постоянно слышала, что это премиальный курорт с престижными отелями, а жилье там покупают самые богатые люди страны. Я понимала, что в целом это обычный южный город, просто более дорогой и популярный за счет инфраструктуры, построенной к Олимпиаде 2014 года, и развитого горнолыжного кластера в Красной Поляне.
Мы с мужем живем в Краснодаре, стараемся много путешествовать на личном автомобиле и в июле 2023 решились разведать это направление. Ожидания не оправдались, каждый из четырех дней пребывания в Сочи был испорчен. Долгожданная поездка оказалась одной из худших.
Во второй раз я спонтанно вернулась туда через год, на «ВК-фест» в Сириусе. Решение далось с большим трудом, но мы рискнули и поехали на две ночи. Мои убеждения подтвердились: Сочи не лучшее место для летнего отдыха. Расскажу, с какими минусами столкнулась и почему не хочу возвращаться туда снова.
Как мы планировали поездку
Мы выбрали для поездки середину июля, разгар сезона: я хотела насладиться цветением, растительностью, теплым солнцем и морем. Еще мы решили приурочить путешествие ко дню рождения мужа. Вода была комфортной для купания, а температура воздуха доходила до +33 °C. Я привыкла к жаре: в Краснодаре летом воздух прогревается до +35 °C.
Обычно наши вылазки длятся от трех до пяти дней — этого достаточно, чтобы изучить основные интересные места, хорошо провести время, перезагрузиться и не слишком сильно устать. Отвели на поездку четыре дня.
Вот план нашего путешествия в 2023 году.
День 1. Выезд из Краснодара. По пути остановка в Лазаревском, посещение Лооского храма, Дагомысских корыт, Солохаул-парка.
День 2. Утренняя прогулка по центру Сочи и набережной. Поездка на квадроциклах, дендрарий. Дача Квитко и арки «Санта-Барбара» на закате.
День 3. Тисо-самшитовая роща. Парк «Южные культуры». Прогулка по Имеретинской набережной и Олимпийскому парку. Закат на пляже «Сочифорния».
День 4. Утренняя прогулка на сапбордах. Выезд в Краснодар.
В первую поездку в Сочи многое пошло не так. Некоторые достопримечательности и активности оказались недоступны, их пришлось переносить на другой день и спонтанно менять планы. Во второй раз мы неплохо провели время в горах, но в целом мое мнение не изменилось: у летнего отдыха в Сочи больше минусов, чем плюсов.
Дорога
Расстояние и маршрут. От Краснодара до Сочи около 290 км. Это примерно шесть часов пути. Дорогу можно условно разделить на две части: трассу до побережья и участок вдоль моря с частыми серпантинами.
Первая часть пути, до Джубги, более или менее комфортна: дорога относительно прямая, с хорошим покрытием. Но в сезон в районе Горячего Ключа и Молдовановского перевала образуются сильные пробки — это может увеличить время в пути на два часа.
Чтобы не стоять в Краснодаре и на трассе, мы проснулись в 03:30 и выехали из дома чуть раньше 5:00. Вещи собирали заранее, накануне ложились спать пораньше. Но все равно на Молдовановском перевале движение уже было затруднено.
Дорога от Джубги до Сочи проходит по гористой местности вдоль побережья. Она очень узкая: по одной полосе в каждую сторону и почти без обочин. Движение по ней крайне медленное. Во-первых, дорога проходит через все населенные пункты со скоростными ограничениями до 40 км/ч. Во-вторых, на трассе много серпантинов. Для неподготовленного водителя она может оказаться сложной. Летом здесь всегда большие пробки, а в случае ДТП движение практически парализуется.
Есть и другой вариант — поехать на «Ласточке», которая регулярно ходит из Краснодара. Но мы его не рассматривали, автомобиль для нас гораздо удобнее. Он дает свободу передвижения: я могу сама составлять план поездки, не зависеть от туров и группы и корректировать маршрут при необходимости.
Еще можно взять с собой дополнительные теплые вещи, дождевики, запасную обувь, инвентарь. И в машине я могу увезти больше сувениров и покупок обратно в Краснодар. Например, из Сочи мы привезли домашнее вино.
Сложности в пути. Участок от Джубги до Сочи мне показался опасным: он очень узкий. И даже в таких условиях есть водители, которые идут на обгон перед поворотами. Трем машинам разъехаться в этой ситуации практически невозможно. На пути в Сочи нас объехал гонщик, который чуть не врезался во встречный автомобиль — и нам, и ему, и машине на встречке пришлось экстренно тормозить. В другой раз прямо перед нами на встречную полосу вылетела машина ГИБДД, которая с мигалками решила объехать пробку. Нам чудом удалось разъехаться.
Еще на узкой дороге в случае аварийной ситуации машина сразу упирается в отбойник, а не выезжает на обочину. Перед нами по трассе проходила стая собак, в последний момент одна из них резко бросилась прямо под колесо. Муж экстренно затормозил, машинально дернул руль вправо, в результате колесо притерлось к бордюру, мы поцарапали шину и диск. Последствия могли быть гораздо хуже, если бы скорость была выше. Собака не пострадала.
Во вторую поездку избежать ДТП не удалось. На склоне за поворотом на пешеходный переход резко вышли люди, и всем машинам пришлось экстренно тормозить. Муж успел остановиться, но сзади в нас въехал другой автомобиль. К счастью, отделались сильным испугом и легкой царапиной на бампере, решили вопрос на месте.
Часто во время езды встречаются тихоходы — фуры, которым больше негде двигаться, так как нет второй полосы или другой трассы. Изредка есть небольшие съезды, чтобы тихоход мог пропустить колонну, но до них нужно ехать много километров с минимальной скоростью.
По сравнению с Дагестаном, где мы с мужем тоже путешествовали на своем авто, сочинский серпантин показался проще. Он более плавный, а перепад высот в разы меньше. Перед сложными участками есть предупреждающие знаки. В межсезонье его можно преодолеть без проблем. Но если привыкли ездить только по ровным и прямым дорогам, путь до Сочи покажется сложным. Нужно быть крайне аккуратным и внимательным.
Пробки. Самая большая проблема сочинского серпантина, которая делает его худшим из всех, где мы были, — пробки. Почти все время ехали очень медленно. Зачастую приходилось полностью останавливаться на сильном уклоне, а затем трогаться из такого положения. Это очень изнуряет. С наступлением темноты серпантин почти не освещался, множество сложных участков приходилось проезжать в большом потоке машин в темноте. Поездка получилась напряженной.
В день возвращения на трассе случилось ДТП и образовалась огромная пробка. Обычно этот маршрут можно проехать за шесть часов, но в нашем случае обратный путь до Краснодара занял 11 часов, из них пять мы просто стояли. Это было утомительно.
Движение в городах. В Сочи и Туапсе тоже большие пробки. Летом движение затруднено с самого утра. Чтобы добраться от одной локации до другой, нужно иметь запас времени. Это тоже портит впечатление, хотя мы привыкли к сильным пробкам в Краснодаре.
В городах многие улицы с большими уклонами — постоянно ехали то вверх, то вниз. В Туапсе навигатор предложил нам объехать пробку через город и увел на крутой подъем. Он оказался очень затяжным, мы не были к этому готовы. Для водителей без опыта езды по горным дорогам подобные участки очень опасны.
Парковки. В Сочи мало парковок, ближе к центру все места заняты в радиусе нескольких кварталов. Чтобы остановиться у пляжа, мы 30 минут ездили туда-сюда в ожидании, что какое-то место освободится. Аналогичная ситуация возле многих достопримечательностей.
Один раз мы были вынуждены припарковаться в неположенном месте, но машина никому не мешала. В Краснодаре это вообще не вызвало бы проблем. В Сочи авто чуть не забрал эвакуатор. Не представляю, что было бы, не успей я подбежать в самый последний момент: внутри лежало абсолютно все, в том числе документы.
Удивило, что не встретили на дорогах дорогих машин. Если в Краснодаре вполне реально увидеть Бентли или Майбах, то в Сочи нам в основном попадались простенькие автомобили, часто советского производства.
Жилье
Архитектура. Сочи славится дорогой жизнью. Я ожидала увидеть элементы этой роскоши. Хотела посмотреть на пятизвездочные отели, где в сезон номер стоит 100 000 ₽ за ночь, или на дома, где квадратный метр продают за 500 000 ₽.
На деле практически во всем городе старый жилой фонд: панельные пятиэтажки, старые советские отели, вывески которых не менялись десятилетиями. Наряду с ними появляются новостройки, из-за чего городской ландшафт хаотичный. У меня было стойкое ощущение, будто я в Советском Союзе, а не на премиальном курорте.
Гористая местность определяет особенности застройки. Здания стоят беспорядочно, улицы неровные, ориентироваться сложно. Чтобы проехать к дому, где мы сняли жилье, пришлось преодолеть крутой подъем по узким улочкам, на которых даже две машины не могли разъехаться. Много частного сектора — иногда казалось, что находишься в деревне, а не на самом дорогом курорте побережья. Некоторые дома выглядели заброшенными с советских времен.
Современная застройка начинается в Сириусе. Здесь есть симпатичные здания, олимпийская деревня, премиальные отели и оборудованная набережная. Еще элементы роскоши я увидела в Красной Поляне и «Роза-хуторе». Там ощутила то, чего ожидала от Сочи.
Аренда в Сочи неоправданно дорогая. Во время насыщенных путешествий жилье нужно нам только для того, чтобы переночевать: приезжаем поздно вечером, уезжаем рано утром. Поэтому всегда ищу наиболее дешевый вариант в разумных пределах. Главные условия — собственная ванная комната, чистота, приличный внешний вид. Жилье выбираю вдали от центра или береговой линии: мы легко можем приехать куда нужно на автомобиле.
Для меня комфортный бюджет за ночевку — до 3000 ₽. Часто удавалось находить достойные варианты за 1500—2000 ₽ даже в разгар сезона на побережье, например в Анапе или Геленджике.
Минимальная цена, по которой мы смогли найти студию в Сочи в 2023 году, — 2000 ₽. Она находилась в отдалении от центра — на улице Иванова Поляна. На машине до морпорта оттуда около 7 км и 20—25 минут езды. Жилье полностью устроило: было чисто и уютно, нас встретила очень доброжелательная женщина. Но расположение дома не самое удачное: неудобный съезд с трассы и узкие дороги в частном секторе.
Еще мы останавливались в двухзвездочном отеле «Аквамарин» в Хосте, на Ялтинской улице. Он находится буквально в ста метрах от городского пляжа. За стандартный номер для двоих платили 1980 ₽ в июле 2023 года. Внутри было чисто, прилично. Но на несколько дней я бы там не остановилась: не было кухни.
Отель удалось забронировать за три дня до даты заселения. Возможно, такая цена была акционной на последний оставшийся номер. В июле 2024 года аналогичный стандарт стоил уже 6125 ₽.
Для второй поездки я забронировала на две ночи отель «Грааль-ахцу» в селе Монастырь по пути в Красную Поляну. Оттуда было удобно добираться до Сириуса — 27 км, или около получаса езды на автомобиле. На 15—17 июня 2024 года номер с завтраком со скидкой 20% по промокоду обошелся в 5140 ₽ за две ночи, еще вернули кэшбэк 257 ₽.
На «Яндекс Картах» рейтинг хороший, но были и негативные отзывы, поэтому я переживала, что что-то пойдет не так. В итоге размещением осталась довольна, хотя чувствуется, что отель начинает устаревать.
На первой линии, вблизи побережья, цены в несколько раз выше. Например, в июле 2024 сутки в «Сочи-парк-отеле» в Сириусе, в 1,1 км от моря, стоили от 15 000 ₽ в сутки. В «Руссо туристо» в Сочи просили от 20 000 ₽ за ночь. При этом в стоимость не включено питание.
Я не готова отдавать такие деньги за отель. Все равно практически все время проводишь на пляже, в кафе, на экскурсиях.
Достопримечательности центра Сочи
Большая часть достопримечательностей, которые я посетила в Сочи, совершенно не оправдали себя. Очень многие локации платные, и я искренне не понимаю почему, ведь состояние многих из них плачевное.
Парк «Ривьера». Он один из самых популярных среди туристов. В нем тихо и спокойно, много дорожек, где можно прогуляться в тени деревьев. Есть активности для детей: аттракционы, «Дом страха». Мы были рано утром, парк показался старым и тоскливым. Возможно, вечером там веселее.
Набережная «Ривьера» намного симпатичнее. Летом 2023 года там проводили масштабную реконструкцию, но небольшой участок уже был открыт. В 2024 году работы закончили — теперь это хорошо спроектированная территория. Там много зелени и зон отдыха, где можно почитать, порисовать или пообщаться с друзьями.
Мне понравилась современная атмосфера, которая сильно контрастирует с парком «Ривьера». Еще на набережной установлены тренажеры для занятий спортом — отличная возможность сохранить форму на отдыхе.
Пляж «Ривьера». Он находится за парком, полностью обустроен и, естественно, забит людьми. Вход бесплатный, но лежаки с зонтиками сдают за деньги. Можно купить абонемент на несколько дней со скидкой — например, комплект на три дня стоил 2500 ₽ с человека.
Но подавляющее большинство людей не использует инвентарь, а приходит со своим. К девяти утра мест у воды уже не было. На мой взгляд, отдыхом это назвать сложно.
Морской вокзал. Это один из главных символов города. Отсюда начинается большинство морских прогулок. Я представляла его современным пространством, где можно будет погулять. На деле вокзальный комплекс реально рассмотреть только через дорогу. Со стороны моря есть совсем небольшая зона, где можно пройти вдоль яхт, посмотреть на здание, сделать фотографию на память. Хорошо, что хотя бы бесплатно.
Мне не хватило оборудованной пешеходной зоны. Возможно, вокзал лучше смотрится с воды. Такой ракурс открывается во время морских прогулок, но они не входили в наши планы. Думаю, здесь будет более атмосферно в межсезонье, когда людей меньше.
Центральная набережная. От морпорта начинается променад вдоль моря по Приморской улице. Это широкая набережная с множеством кафе и ресторанов и оборудованными пляжами: «Маяк», «Приморский», «Жемчужина».
Набережная показалась мне неуютной. На большой территории мало лавочек, мест для отдыха, активностей и интересных развлечений. Я увидела только дорогие рестораны, лавки с фастфудом и сувенирные магазины, где продают одинаковые безделушки.
Мне кажется, она проигрывает набережным в других курортных городах: Анапе, Геленджике, Архипо-Осиповке, Кабардинке, где я тоже была в разгар сезона. Там гораздо уютнее, несмотря на большой поток туристов. У меня было стойкое ощущение, что чего-то не хватает, хотя мы прошли практически всю набережную. Возможно, в несезон там лучше.
В Сочи мы детально почувствовали еще одну проблему прибрежных городов: туристы без тормозов. Я говорю о тех, кто приезжает отдыхать и совершенно забывает о манерах и стеснении. Многие спокойно гуляли за пределами пляжа в купальниках. Встречали таких туристов даже в магазинах и кафе. Это очень портит впечатление: смотреть на полуголых, красных от солнца, зачастую нетрезвых людей с невоспитанными детьми очень неприятно. На этой набережной таких было немало.
Приморский парк. Он находится недалеко от Зимнего театра, в центральной части Сочи. Во время планирования поездки я прочитала о нем много восторженных отзывов. Парк был создан еще в 1930-е годы. По моим ощущениям, время в нем с тех пор замерло.
Вход со стороны Зимнего театра выглядел неоднозначно: то ли дорога для машин, то ли бульвар для пешеходов. Из преимуществ — обилие зелени и тенистых аллей для прогулки. Но в целом это просто несколько дорожек, которые ведут к одноименному пляжу.
Мне такой отдых кажется скучным, не хватает активности. Мы были там днем, но в некоторых отзывах указано, что с наступлением темноты развлечений становится больше: приходят уличные артисты, музыканты, художники.
Питьевой бювет в Приморском парке — небольшой симпатичный павильон с круглой крышей, в центре — несколько краников с водой. Набрать ее можно только в емкости не более 0,5 л.
Меня смутило, что вода привозная, из источника в селе Пластунка. Не понимаю, какой смысл в питьевом бювете, если он не рядом с источником. Здесь меня снова преследовало чувство, что локация неполноценная.
Навагинская улица. Центральная пешеходная улица в Сочи, о которой я тоже читала огромное количество восторженных отзывов. Раньше здесь была дорога, но к Олимпийским играм ее переделали в пешеходную зону. Улица протяженностью чуть больше километра соединяет морской и железнодорожный вокзалы Сочи. Здесь собрано множество магазинов и ресторанов, есть много зелени и мест для отдыха.
Мы были на Навагинской утром, и вау-эффекта не произошло. Прошли около 70% пути неспешным шагом. В какой-то момент я почувствовала себя намного старше, чем есть на самом деле: уж слишком спокойная и размеренная прогулка получилась. Возможно, вечерами здесь более оживленно и интересно.
Дендрарий. Для меня это, пожалуй, самое грустное место в Сочи. Возможно, когда-то парк действительно был главной локацией города, но сейчас, на мой взгляд, он в плачевном состоянии. Когда я была там, канатная дорога не работала. Ее отремонтировали и открыли в мае 2024 года. Билет для взрослых стоит 600 ₽, для детей — 320 ₽. Как по мне, за семь минут подъема это дороговато.
Все деревья и достопримечательности парка выглядели неухоженными. Внутри тяжело ориентироваться. Есть только один общий указатель на входе и несколько табличек с подписями в центральной части парка, рядом с растениями мы их не видели. То, что мы добрались до эвкалиптовой рощи, смогли понять только по «Яндекс Картам».
Парк разделен на две части: верхнюю и нижнюю. Вход платный — 320 ₽ с человека. Можно взять абонемент на месяц за 2500 ₽. На территории есть искусственные дольмен и грот, последний оказался сломан. Пруд с черепашками был весь в тине. В вольерах видели несколько павлинов и жутких страусов с синими головами — мне показалось, они чем-то болеют. За отдельную плату можно посетить палатку с попугаями или бабочками.
В парке есть интересные локации: эвкалиптовая аллея, секвойи, бамбуковая роща. Но мы не нашли указателей к ним или информационных табличек рядом. Парку очень не хватает капитального ремонта и облагораживания. В нем мало лавочек и мест для отдыха, хотя территория огромная.
Достопримечательности в Хосте
Дача Квитко — единственное место, которое меня действительно впечатлило и заинтересовало. Это заброшенное поместье полковника Андрея Квитко, которое после его смерти использовали самым разным образом: здесь была детская трудовая колония, госпиталь, база отдыха, санаторий для сотрудников НКВД.
Сейчас это жуткие, но крайне атмосферные развалины, местный «дом с привидениями» и легендами. В одной из комнат на нижнем этаже даже находится открытый пустой гроб. Считается, что он остался здесь от сектантов, которые какое-то время приходили в поместье.
Дача расположена в Хостинском районе Сочи, рядом с кварталом Красный Штурм. Вход платный: 200 ₽ с человека. За эти деньги можно погулять по территории и зайти внутрь дачи, пройтись по всем этажам и комнатам. Некоторые части здания небезопасны: кое-где обрушен потолок, видно, что когда-то был пожар. Как мы поняли, сейчас некоторые помещения реставрируют.
Было очень интересно побродить, представляя, что здесь было раньше. Мы провели там больше времени, чем закладывали изначально, — почти два часа.
К сожалению, в апреле 2024 года дачу закрыли по решению суда. Оказалось, что плату за вход брали незаконно, а здание признали небезопасным для посещений. Печальная новость, мне бы очень хотелось туда вернуться. Летом можно сделать действительно крутые фотографии.
Арки «Санта-Барбара». Одна из самых запоминающихся и фотогеничных локаций Сочи — три большие арки на берегу моря. Не знаю, зачем их построили, но для фотосессии место подходит отлично. Лучше всего приезжать на закате, когда свет самый мягкий.
Найти арки было непросто: название неофициальное, на карте их нет, а с дороги не видно. Объект находится рядом с кварталом Красный Штурм. Для ориентира можно использовать адрес ближайших эллингов : Новороссийское шоссе, 27. Чтобы добраться, нужно проехать под железнодорожным и автомобильным мостами без освещения. Вечером территория выглядит жутковато и больше похожа на неблагополучный район, чем на туристическую достопримечательность.
Пляж возле арок не оборудован, людей почти нет. Для нас это плюс. Вода была теплой и кристально чистой, нам удалось поплавать до самой темноты. Это одно из лучших воспоминаний из первой поездки в Сочи.
К сожалению, во время большого шторма в ноябре 2023 года одна из арок была разрушена. Я сомневаюсь, что неофициальную достопримечательность будут восстанавливать.
Тисо-самшитовая роща. Настоящий реликтовый лес, памятник древней природы, сохранившийся еще со времен ледникового периода. Ожидания от этого места были завышенными.
На официальном сайте Кавказского заповедника, в который входит роща, сказано, что это одно из самых легкодоступных мест на побережье. Но чтобы пройти весь маршрут полностью — малое кольцо, большое кольцо и тропу «В глубь веков», — придется преодолеть около 8 км пути по каменным тропам, лестницам и склонам. Для неподготовленных туристов поход может оказаться сложным. Особенно для тех, кто пренебрегает правильной обувью и идет в тапочках.
Самшита здесь почти нет, его съели бабочки-огневки — вредители, которых завезли на курорт вместе с растениями для благоустройства олимпийских территорий. Пейзажи везде более или менее одинаковые.
Многие ограничиваются прогулкой по малому кольцу — 1,6 км. Если решите пойти по всем трем маршрутам, стоит рассчитывать время до закрытия рощи: можно не успеть, если начать поход во второй половине дня. Вход стоит 300 ₽ с человека.
Мы приехали к открытию рощи — в 09:00. Малое и большое кольца и тропу «В глубь веков» прошли за пять часов. При этом мы не купались в каньоне, а по каменным тропам шли относительно быстрым шагом. Если планируете плавать и гулять размеренно, стоит закладывать на несколько часов больше.
У меня остались спорные ощущения от похода по роще. В целом негатива не было, но и ярких положительных эмоций тоже не возникло. Большую часть прогулки нужно идти по тропе через лес, который сложно назвать живописным. Есть несколько интересных точек: смотровые площадки, выходы к реке, пещера — но все, что между ними, меня не впечатлило.
Достопримечательности Лазаревского района
Лооский храм. Интересное и малопопулярное место в Лоо — развалины древнего христианского храма. По официальной версии, он был построен византийцами в 10—12 веках. Согласно другим источникам, его возвели язычники-друиды в 6—7 веках. Храм был разрушен землетрясениями дважды, в 13 и 17 веках, но потом его восстановили и переделали в крепость.
Я испытала непередаваемое чувство, стоя на исторически значимом месте. К сожалению, до наших дней сохранилась лишь часть постройки, но люди до сих пор несут сюда иконки и свечи, иногда даже проводят службы.
Добраться можно двумя путями: идти пешком в горку около получаса, заплатив за вход по 100 ₽ с человека, или бесплатно проехать на машине с другой стороны. Местечко тихое и уединенное, других людей мы не встретили. Впечатления от локации остались положительные — я бы назвала ее местом силы.
Дагомысские корыта — маленькие природные ванны на реке Западный Дагомыс. По фото и описаниям в интернете место казалось мне настоящим оазисом. Ожидала увидеть небольшие купели посреди леса и живописные пороги и скалы в русле реки. Даже закладывала время на то, чтобы искупаться.
В реальности место совсем не вызвало желания плавать: в стоячей воде сидело множество людей. Оказалось, летом сюда привозят экскурсионные туры — только за полчаса нашего пребывания туда приехало три автобуса и пара УАЗов.
Солохаул-парк. Большой парк в одноименном селе в 40 км от центра Сочи. Здесь есть зиплайн протяженностью в километр на высоте 200 м. Слышала хорошие отзывы, но сама не каталась: я не любитель такого досуга.
Путь к основной части парка проходит по лесной дороге сомнительного качества. Вход платный — 500 ₽ с человека. В цену включен осмотр чайных плантаций и перекус: стакан чая и три блинчика с джемом. Кроме этого есть множество активностей: веревочный парк, скалодром, прыжки на подушку, прогулки на БТР и многое другое. Все за отдельную плату.
В хорошую погоду вечерами здесь катают на воздушном шаре. Нам повезло, попали как раз к началу запуска. Было интересно наблюдать за процессом. Если бы не это, прогулка вышла бы весьма скучной. Еще один факт, который спас посещение парка, — чайные плантации. Они небольшие, но фотогеничные, получились живописные снимки на закате.
Достопримечательности в Сириусе
Олимпийский парк. Место, где проходила Олимпиада-2014. Я тогда жила в другом городе и очень мечтала здесь побывать. Оказалось, зря.
Попасть в парк с первого раза мы смогли не сразу: он был закрыт из-за оперного концерта. Пришлось менять планы и возвращаться на следующий день. По сути, это просто площадь, окруженная спортивными зданиями: здесь находится стадион «Фишт», дворец спорта «Большой», ледовая арена «Шайба» и другие. В них периодически проходят различные соревнования и представления, в остальное время тренируются спортсмены.
Еще на территории Олимппарка есть старообрядческое кладбище. Оно окружено живой изгородью из растений, могил не видно, но от осознания самого факта мне было немного не по себе.
В центре площади стоит постамент для олимпийского огня, а чуть поодаль — таблички с именами победителей. Больше ничего интересного я не нашла. Единственное, чем здесь можно заняться, — взять в аренду самокат или небольшую веломашинку. Меня не покидало ощущение пустоты, пока мы гуляли по площади и рассматривали спортивные объекты.
На территории парка не хватало зелени, из-за этого было жарко. Не стоит пренебрегать головными уборами: летом есть риск получить солнечный удар.
В 2024 году мы вернулись в парк на «ВК-фест». Всю территорию заняли объекты фестиваля: сцена, фудкорт, выставки. Работал фонтан у огня, вечером включили симпатичную подсветку. В такой атмосфере на площади было интересно: огромную территорию заполнили активностями и ощущения пустоты не возникло.
Дендропарк «Южные культуры» в Сириусе по размерам намного меньше, чем дендрарий в Сочи, но здесь мне понравилось больше. Было много представителей фауны — птицы, белки, — пруд с черепашками чище, вода более или менее прозрачная, а не заросшая тиной.
Указателей, впрочем, тоже не хватало. Парковки рядом нет. Нам пришлось оставить машину поодаль, возле промышленных зданий и гаражей. И то повезло: выезжал другой автомобиль. Вход платный — 300 ₽ с человека. На мой взгляд, погулять можно, но цена сильно завышена.
Орнитологический парк. Небольшой и, что удивительно для Сочи, бесплатный парк с облагороженной территорией. Его создали для минимизации ущерба окружающей среде во время подготовки к Олимпиаде-2014. Очень симпатичное место: можно погулять по тропинкам, посмотреть на множество цветущих растений и покормить животных — в центре есть большой загон с кроликами.
Изначально я не включала эту локацию в список для посещения — это был запасной план, который пригодился. Когда в первый раз не удалось попасть в Олимпийский парк, мы поехали сюда — и не зря. Место стало редким хорошим воспоминанием о путешествии.
Имеретинская набережная. Хорошо оборудованная, с огромным количеством зон отдыха, спортивными площадками и развлечениями. Редкое место в Сочи, которое отличает ухоженность и современность.
Здесь я увидела то, что хоть немного совпадало с моими ожиданиями от города. Вдоль набережной много дорогих отелей и ресторанов, а на пляже можно отдохнуть с комфортом.
Пляж «Сочифорния». Хорошая локация в Адлере с необычной достопримечательностью — пирсом на огромных опорах. Можно прогуляться, чтобы сделать интересные фотографии. А еще это хорошее место, чтобы встретить закат и понаблюдать за прилетающими самолетами. Я провела здесь весь вечер до полной темноты, не хотела уходить.
Во вторую поездку тоже заглянула на этот пляж, но уже днем. Было много отдыхающих, в море почти никто не плавал: штормило, вода была холодная. Я купила на перекус кукурузу за 150 ₽ и немного прошлась вдоль берега.
Развлечения в Сочи
Развлечений в Большом Сочи много. В Адлере мы хотели покататься на сапбордах, но все дни был небольшой ветер, который создавал рябь на воде. Из-за этого стоять на доске было бы намного тяжелее, инструкторы рекомендовали повременить.
Еще мы планировали экскурсию на квадроциклах. Нашли всего несколько таких предложений, я выбрала самый простой маршрут «по живописным местам Сочи» за 3500 ₽. Организаторы обещали, что прогулка займет полтора-два часа и за эту цену можно будет поехать вдвоем на одном квадроцикле.
Практически все отдыхающие за рулем квадроцикла были впервые, для мужа это тоже был первый опыт. Но инструктор не объяснил нюансов вождения. Всех обязали заполнить документы с паспортными данными об отсутствии претензий к компании, если в поездке что-то случится. В итоге нам единственным не разрешили сесть на квадроцикл вдвоем под предлогом, что можем «убиться на маршруте». Муж поехал вместе с инструктором, а я отказалась от катания, пришлось взять такси до центра к нашей машине.
Позднее супруг рассказал, что управлять квадроциклом поначалу оказалось очень сложно: не было усилителя руля, на поворотах нужно было прикладывать большие физические усилия. Потом ему объяснили какой-то дополнительный момент, после чего все стало получаться. В итоге поездка вышла напряженной, а якобы простой маршрут — сложным: проходил по дороге с ямами, спусками и подъемами, вдоль обрывов.
Еще в планах было прокатиться на гоночных авто по трассе Формулы-1. Дорога проходит вокруг Олимпийского парка. Один круг с 18 опасными поворотами — всего 2312 м, его проезжают менее чем за пять минут. Заезд стоил на тот момент от 12 000 ₽: первый круг — с инструктором, второй — самостоятельно за рулем. В 2024 году условия изменились: минимальная цена — 9000 ₽, а проехать можно два круга на пассажирском сиденье и два — самостоятельно. Еще сейчас можно взять с собой второго человека или проехать на своем авто.
Мы отказались от этой идеи не из-за денег, а из-за большого числа негативных отзывов. Многие писали, что инструкторы не заинтересованы в обучении на первом круге и крайне неохотно отвечают на вопросы. А во время самостоятельной езды постоянно кричат, вмешиваются в управление, просят беречь коробку автомобиля и не разгоняться. Возможно, после обновления условий мы вернемся к этой идее, но это не точно.
Итоги
На мой взгляд, в Сочи все очень дорого: поездка с тремя ночевками обошлась примерно в 25 000 ₽. За такую сумму нам удавалось съездить в Карачаево-Черкесию и Дагестан на пять-шесть дней, и там мы получили в разы больше эмоций и впечатлений. Вторая поездка на две ночи с учетом билетов на фестиваль стоила 18 000 ₽.
Я считаю, что инфраструктура и благоустройство территорий не соответствуют ценам. Все заточено на получение выручки с отдыхающих, но о качестве и хорошем сервисе в Сочи мало заботятся. Большинство достопримечательностей можно сделать бесплатными или основательно улучшить — например, парки.
Многие достопримечательности расположены на территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника, поэтому нужно платить экосбор за вход. Но, несмотря на регулярные доходы от визитов отдыхающих, большинство мест требует благоустройства. Например, в дендрарии деньги с билетов идут явно не на очистку пруда с черепашками.
Возможно, во многие места мы попали в неподходящее время. Допускаю также, что слишком привыкла к южной растительности, пальмам и зелени и меня это не так впечатляет, как приезжих туристов.
Но мне есть с чем сравнить. Тот же Краснодар с парком Галицкого, Геленджик с уютной набережной или Анапа с песчаными дюнами для меня гораздо милее, симпатичнее и атмосфернее. Во всех этих городах я была в разное время года: и в сезон, и в межсезонье. А Сочи, как мне кажется, застрял в прошлом и никак не может из него выбраться.
Конечно, не все локации ужасны — есть действительно интересные. Но, к сожалению, их не так много. Во вторую поездку мы посетили Красную Поляну и Скай-парк — от них остались только положительные впечатления. А в «Роза-хуторе» я нашла то, что ожидала увидеть в Сочи: премиальный курорт с современной инфраструктурой.
После двух поездок в Сочи я совершенно точно не планирую туда возвращаться. Не хочу снова ехать по загруженной трассе и стоять в бесконечных пробках, пробираться сквозь толпы туристов и платить неоправданно высокие сборы. Для отдельного путешествия или пляжного отдыха выберу другой регион.
Единственное место, куда есть желание попасть снова, — Красная Поляна. Я бы хотела остановиться там на пару дней, подняться на канатной дороге в горы и пройти по экотропам. Но, учитывая, какой путь нужно проделать, чтобы оказаться там, скорее всего, это произойдет не в ближайшие несколько лет.