«Ты зачем состригла красоту»: 7 примеров бодишейминга, с которым может столкнуться каждый
Насмешки из-за внешности может услышать любой.
Многие не стесняются критиковать чужой вес, рост или оценивать, насколько внешность другого человека соответствует гендерным стереотипам. Исследования показывают, что подобные унизительные комментарии очень плохо влияют на восприятие собственного тела и самооценку. Даже если для критики нет никаких оснований.
Мы попросили читателей Т—Ж рассказать, из-за чего с бодишеймингом сталкивались они сами. Вот их истории.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Когда критикуют вес
Мне до ожирения еще килограмма три, индекс массы тела — меньше 24. Но врачи любят напоминать об этом. Особенно забавно, когда приходишь с насморком, а тебе терапевт говорит не расслабляться.
Никто так не бодишеймит, как близкие родственники. Семья все детство ржала, что у меня «смешные пальцы на ногах и странная походка». К ортопеду отвести не додумались, я сама только сейчас догадалась. Ну и полная я практически с младенчества, за это тоже от них всегда доставалось, хотя питанием вроде занимались они сами.
В общем, с тех пор как я узнала от близких, что я страшная толстая баба-яга, я закрыла для себя «девчачьи темы»: косметику, одежду, стиль, шопинг — вот это вот все. В подростковом возрасте ненавидела свое тело, хотела оказаться в коме, чтобы осталось только воображение, а ненужное тело куда-нибудь испарилось. К счастью, потом мужчины изменили мое мнение о себе — правда, какое-то время я сильно эмоционально от них зависела, пыталась нарываться на комплименты и все такое.
Сейчас мне 31, краситься не умею, до сих пор не очень осознаю потребности своего организма. Могу упустить, что мне холодно, не понимаю, жмет ли мне обувь — только по боли в пальцах на следующий день. Но тело свое люблю. Составила систему ухода за кожей, нашла систему подбора одежды правильных фасонов и цветов, приучаюсь к осознанному правильному питанию, стараюсь нагружать тело какими-нибудь тренировками раз в пару дней, вовремя обследуюсь.
Мне помогли курсы Полины Вахитовой про выбор одежды и обуви. Она рассказывает, как рассчитать, прямо по сантиметрам, нужную тебе обувь, чтобы она нигде не жала и подходила по погоде. Там сначала измерение своих ступней со всех сторон, определение их особенностей, рассказ про колодки и материалы, потом составление «попогодной» таблицы. Я только от нее и узнала, что у меня плоскостопие второй степени и мне прямая дорога к ортопеду.
P. S. К родным у меня никаких претензий и обид нет. Мы хорошо общаемся, и я их нежно люблю вне зависимости от их воспитательных и человеческих способностей :)
P. P. S. Врачи реально толком даже жалобы не выслушивают, все сваливают на лишний вес, большинство анализов и обследований приходится проходить платно. Типа: «Постоянная усталость? Да это из-за лишнего веса, худейте». На самом деле в итоге — гипотиреоз, пониженный кортизол, анемия, серьезный дефицит витамина D. Даже ухудшение памяти и снижение способности концентрироваться списали на лишний вес.
Я в подростковом возрасте бросила занятия спортом и резко поправилась. Несмотря на это, никто из сверстников меня не дразнил и не унижал, ну были шутки одноклассников про большие сиськи, не более.
Но вот то, как папа относился к полноте моей мамы, ужасно повлияло на мое отношение к телу и весу. Я всю жизнь слышала, что маме нужно худеть, точнее — как ей об этом говорил папа! Мама, естественно, всю жизнь мучила себя диетами, и диуретические таблетки пила, и «Гербалайф», а недавно призналась, что даже ездила с подругой в деревню к какой-то бабке за заговоренной на похудение водой. Хорошо хоть пить ее не стала, увидев грязную жижу в грязной бутылке. И еще навсегда засели слова папы «да лишь бы фигура была не как у матери», которые он сказал кому-то из друзей семьи.
У меня ушли лишние килограммы, когда гормональная перестройка закончилась. Я регулярно и с удовольствием занимаюсь спортом, за последние пару лет наладила здоровое питание, которое мне нравится. Но лишний вес в моей голове по-прежнему равен нелюбви со стороны мужчин. И я даже иногда ловлю себя на мысли, что боюсь разонравиться мужу, если наберу вес при беременности, когда мы решим завести ребенка.
Всю жизнь терплю нападки по поводу веса, все считают, что я слишком худая. Особенно родственники.
Раньше отмалчивалась, сейчас нецензурно начала отвечать, отстали. Коллегам тоже отвечаю в духе «на себя посмотри». Ношу 42-й российский размер, нормально себя чувствую. Бесит ужасно.
Когда критикуют женственность
Меня часто спрашивают, почему я не крашу волосы, хотя уже есть седина. Но мне это не мешает, я не считаю это некрасивым.
Еще я не крашусь декоративной косметикой. Ну не чувствую я себя более красивой от этого. Могу поддержать, скажем так, сценический образ, когда реально картинка распадется, если один человек выделяться будет. Но стоит мне это сделать — опять не утихают разговоры о том, как мне все это идет и нужно.
Родственники и не самые благополучные прохожие постоянно упрекали меня в феминности, будто это что-то плохое.
Когда критикуют размер груди
В лагере мальчики подшучивали на тему того, что у меня в 13 лет была маленькая грудь…
Это сейчас модно, когда у девушки или женщины большая грудь. А когда я была подростком в начале 90-х, все, что выходило за среднестатистические рамки, высмеивалось нещадно. И что делать, если я худенькая девочка с третьим размером груди и повлиять на это никак не могу. Генетика такая. Боже, сколько гадостей в свой адрес я выслушала, сколько насмешек…
А в параллельном классе училась девочка с о-о-очень большими бедрами и попой, как у Джей Ло. Сейчас бы она стала звездой соцсетей. А тогда ее затравили, и она была вынуждена перевестись в другую школу.
В классе шестом или седьмом я и моя подружка начали носить бюстгальтеры самого маленького размера. У подруги порвалась лямка и вылезла из короткого рукава, так пацаны начали над ней жестко шутить. После этого я долго сутулилась в школе, чтобы не была так заметна грудь.
К сожалению, это не помогло скрыть бюст, так как я сама стройная. В старших классах без сальных комментариев не обходилось. Одноклассник сзади покушался на мою грудь не только словесно. Пыталась бороться сама, жаль, не обратилась к классному руководителю или родителям.
Когда критикуют длину волос
В подростковом возрасте из-за болезни обрезала волосы, потому что выпадали. Сначала носила каре, потом постриглась под мальчика. Так и понеслось: в школе буллили малолетние дураки, дома заботливая матушка рекомендовала срочно отрастить волосы, а то «как мужик».
Это сильно повлияло на мои отношения с телом, на некоторое время развилась гендерная дисфория. Приняла себя только ближе годам к 25. Сейчас нравлюсь себе.
У меня с весом все хорошо, но тем не менее есть одна проблема с внешностью. У меня алопеция, и довольно агрессивная, волосы я теряю с огромной скоростью. Из-за этого пришлось корректировать прическу, сейчас она совсем короткая.Увидев меня с такой стрижкой, близкая родственница, всплеснув руками, заголосила: «Это что за кошмарная стрижка, ты зачем состригла красоту, тебе не идет! Или что, лысеешь?» Я была просто ошарашена. Ответила: «Да. Мне так нравится, чужое мнение по этому поводу не интересует».
Второй эпизод случился у врача. Прошу у нее очередное направление, а она мне так со вздохом говорит: «Зачем оно вам, все равно ничего уже не поможет». Ответила, что ее дело — направление открыть, а остальное — не ее забота.
Когда критикуют разрез глаз
В школе меня ужасно травили за национальность. Мой отец — кореец, а мы жили в маленьком городе, где в принципе больше не было азиатов, кроме всех моих родственников. Дети обзывали меня «китаезой», «узкоглазой» и так далее. С возрастом я все меньше стала походить на кореянку, и комплексы постепенно ушли.
К сожалению, сейчас в том городе ничего не изменилось, точно так же травят моих двоюродных брата и сестру. Помню, как брат плакал после школы и говорил: «Мама, я русский, я русский».
Когда критикуют из-за очков
В начальной школе дико забуллили из-за того, что я носила очки. Перестала их носить, сидела, щурилась — все что угодно, лишь бы никто не обзывал Катей Пушкаревой. Как итог — зрение испортилось еще сильнее, появился астигматизм и на всю жизнь непреодолимый страх окулистов и очков, ношу только линзы.
Когда критикуют состояние кожи
Не совсем про бодишейминг, но советы незнакомых людей в транспорте по поводу лечения акне из разряда «соседской Маньке помогло» воспламеняют седалище даже по прошествии многих лет.
В 13 или 14 лет пришла к педиатру в свою амбулаторию. У меня были частые бронхиты. Сняла футболку, и она стала слушать мое дыхание через стетоскоп. Сама врач была мне давно знакома, с малых лет, я ей очень доверяла как профессионалу, и она действительно была предана своей профессии.
После прослушивания моей грудной клетки она внезапно сказала: «Ой, а уже растяжки у тебя на боках, ай-яй-яй. Так нельзя, нужно питаться сбалансированно». К слову, я тогда весила килограммов 70 при росте 174 см.
Кстати, растяжки у меня до сих пор есть и появляются новые — я не рожавшая, если что. Прошлым летом на озере подруга, любительница филлеров, еще раз меня уколола по этому поводу. Хотя сейчас мой вес — 55 кг. Эх…