Как получить баллы, если поездку не зачли в программе «РЖД-бонус» по вине оператора?
Я много путешествую, в том числе поездами, поэтому зарегистрировалась в программе «РЖД-бонус». Она позволяет начислять баллы за поездки, чтобы потом получать бесплатные билеты.
В феврале потеряла паспорт, а когда получила новый, выяснилось, что не могу сама внести данные в личный кабинет на сайте программы, — для этого нужно написать оператору. На переписку ушло несколько месяцев.
По правилам программы баллы за старые поездки могут начислить, если со дня поездки прошло не больше 120 дней. Из-за того, что информацию в личном кабинете долго меняли, я не уложилась в этот срок. Поэтому не смогла получить баллы, на которые рассчитывала.
Регулируются ли правила бонусных программ законами? Указано ли где-то, в течение скольких дней представители «РЖД-бонус» должны ответить на запрос клиента? И могу ли я что-то сделать, чтобы мне начислили баллы, без которых я осталась?
В законе нет норм о бонусных программах. Правила разрабатывают сами компании, а значит, должны их придерживаться. Но принудить их к соблюдению сложно, поскольку хотя это и относят к договорным отношениям, баллы начисляют безвозмездно.
Можете попробовать добиться получения баллов через суд, если РЖД добровольно их не начислит, но перспектива дела неоднозначная.
Условия программы «РЖД-бонус»
«РЖД-бонус» — это программа поощрения пассажиров, которые путешествуют поездом. За покупку билетов участникам начисляют баллы, которые они могут потратить на новые поездки или благотворительность.
Оператор программы — АО «Федеральная пассажирская компания». АО «ФПК» ведет базу данных, взаимодействует с участниками и начисляет бонусы.
Чтобы стать участником, любой желающий может зарегистрироваться на сайте. Его попросят ввести персональные данные: фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта. Еще надо указать контактные данные: телефон и электронную почту. После регистрации пассажиру присвоят номер участника. Он будет отображаться в личном кабинете, а еще придет на электронную почту или в смс.
Чтобы за поездку начислили баллы, надо выполнить одно из действий на выбор:
- указать номер участника на сайте РЖД при покупке билета. В этом случае баллы начислят автоматически в течение 30 дней после перевозки;
- через 30 дней после того, как поездка завершилась, подать заявку на начисление баллов через форму в личном кабинете на сайте программы. Но нужно уложиться в срок — 120 дней после путешествия.
Если клиент выполнил условия, но баллы не начислили, в течение 180 дней после поездки он может отправить запрос в АО «ФПК» — для этого в личном кабинете есть форма обратной связи.
Воспользоваться бонусной картой при покупке билета не получится, если паспортные данные, которые пассажир ввел на сайте РЖД, отличаются от тех, что указаны в его личном кабинете в программе «РЖД-бонус». Пассажир несет ответственность за то, чтобы информация о его паспорте была актуальной.
Но внести изменения в персональные и контактные данные может только оператор программы. Для этого участник должен отправить заявку через форму обратной связи в личном кабинете на сайте «РЖД-бонус». В какой срок оператор обязан внести изменения, в правилах программы не указано. Вы, как участник, выполнили свое обязательство, когда отправили в АО «ФПК» уведомление.
Оформлять билеты на поезда по России можно не только по внутреннему, но и по заграничному паспорту. Если у пассажира есть загран, а внутренний паспорт он потерял или меняет, можно воспользоваться такой схемой: внести загранпаспорт в свой профиль в программе «РЖД-бонус» и купить билеты на этот документ. Тогда получится сразу воспользоваться программой и не придется зависеть от скорости ответа оператора.
Чтобы добавить данные загранпаспорта в личный кабинет на сайте «РЖД-бонус», не нужна помощь оператора — при условии, что вы делаете это впервые. Это мне подтвердили в контакт-центре РЖД.
Правила программы «РЖД-бонус» — это публичная оферта. То есть предложение условий сотрудничества для всех желающих. Когда человек регистрируется в программе, он соглашается с правилами оферты и правилами участия. Баллы начисляют и списывают тоже по правилам программы.
Если компания предлагает, а клиент принимает оферту, это значит, что стороны согласны соблюдать предложенные правила. То есть перевозчик не может отказаться от выполнения им же самим прописанных условий, если пассажир делает все по правилам программы.
Как быть, если баллы не начислили
Попробуйте написать в компанию, объяснить ситуацию и попросить, чтобы вам начислили бонусы за тот период, когда из-за смены паспорта вы не могли этого сделать. Если вам откажут, вы можете направить в АО «ФПК» досудебную претензию — по обычной или электронной почте.
Укажите в ней, что потеряли много баллов из-за слишком долгого рассмотрения заявки на внесение изменений в персональные данные. И потребуйте начислить баллы за этот период. Приложите распечатку из личного кабинета РЖД или билеты на поезда.
Претензию направлять необязательно, но иногда это помогает решить дело мирным путем. Если компания откажется начислить баллы, можно обратиться в суд. Аргументы, которые в ответе на претензию представит перевозчик, пригодятся для составления иска.
В вашем случае суд может удовлетворить иск, если решит, что перевозчик должен был начислить баллы с момента, когда вы подали заявку на смену паспортных данных в личном кабинете. Но может сказать, что в правилах не прописан срок обработки обращений и внесения изменений в данные. В таком случае перевозчик имеет право начислять баллы, только когда в систему внесли изменения.
Например, суд отказал москвичу в иске к РЖД о начислении бонусов за поездку.
- Участнику программы «РЖД-бонус» на электронную почту пришло извещение о том, что с 7 июля 2016 года будет действовать новая редакция правил программы лояльности. В ней появился пункт 4.1.1, который позволил начислять бонусы за поездки на поездах «Аллегро» — раньше они курсировали между Петербургом и Хельсинки.
- В уведомлении, которое получил пассажир, говорилось, что баллы за поездки на «Аллегро» будут начислять, если человек отправится в путешествие с 1 августа 2016 года. Но в новой редакции правил дату начала начислений не указали.
- 7 июля, когда начали действовать новые правила программы, пассажир ездил на «Аллегро» из Петербурга в Хельсинки. Баллы за эту поездку ему не начислили. Клиент обратился в АО «ФПК» и попросил начислить ему баллы, но компания отказалась. Тогда он потребовал того же самого в суде. Заодно хотел взыскать компенсацию морального вреда — 999 999 ₽. Иски подал к АО «РЖД» и АО «ФПК».
- Суд сказал: согласно программе «РЖД-бонус» информацию об условиях начисления баллов публикуют не только в тексте правил, но и в других разделах на официальном сайте. Компания сообщила на сайте, что будет учитывать поездки на «Аллегро», совершенные с 1 августа. Поэтому суд решил, что нельзя обязывать АО «ФПК» начислять баллы за июльскую поездку.