Как я спустил 400 тысяч на боксерские перчатки в Краснодаре
Я увлекался боксом и в 2018 году открыл интернет-магазин боксерских перчаток в Краснодаре. В запуск вложил 400 тысяч рублей.
Рассчитывал конкурировать с лидерами рынка, но через четыре месяца бизнес пришлось закрыть. Что бы я ни придумывал, товар не продавался.
Вот моя история.
С чего все начиналось
Я учился на финансиста в Краснодаре и мечтал открыть свой бизнес. Идей, чем именно заняться, не было, поэтому в 2013 году я устроился аналитиком в крупную компанию. В 2015 году перешел на работу в банк.
Еще в студенческие годы я увлекся боксом. Для тренировок нужна специальная экипировка. Но если боксерскую одежду можно заменить обычной майкой с шортами, а боксерки — кроссовками, то боксерские перчатки — обязательный атрибут даже для начинающего спортсмена. Отрабатывать удары по своему партнеру голыми руками мало кому понравится.
Несколько лет я тренировался в разных боксерских перчатках: покупал экипировку как у неизвестных фирм, так и у популярных брендов. При этом часто и те, и другие перчатки изнашивались после нескольких месяцев тренировок одинаково. Я понял, что известный логотип на товаре всегда добавляет цену, но не всегда — качество.
По моим наблюдениям, существенная доля всех перчаток производилась в Пакистане. В феврале 2017 года я как раз наткнулся в интернете на сайт пакистанской фабрики. Они умели шить из разных материалов и с разным дизайном.
Одна пара перчаток из натуральной кожи стоила 30 $ (1800 ₽). Вместе с доставкой в Россию выходило 2,4 тысячи за пару. Для сравнения, средняя цена на российском рынке — 5 тысяч рублей. Стоимость премиальных моделей может и вовсе доходить до 20 тысяч за пару.
- 2400 ₽
Заказать можно было пять пар минимум и только одного цвета. Какого именно, я мог выбрать из предложенной палитры.
Пакистанцы выпускают перчатки с логотипами известных брендов. Честно говоря, я даже не задумался о том, что это нарушение прав на торговый знак. Поэтому на мои первые перчатки я заказал логотип известного бренда. Как выяснил позже, Пакистан — крупнейший в мире центр по подделке экипировки от известных производителей.
После короткой переписки с фабрикой я перевел производителю 150 $ (9000 ₽) за товар и еще 50 $ (3000 ₽) — за доставку товара из Пакистана в Россию службой ЕМС.
Через две недели курьер привез мне перчатки. После визуального осмотра я отметил для себя, что швы ровные, качество материалов хорошее, а цвет — насыщенный. После нескольких тренировок в них мои положительные впечатления усилились — перчатки не изнашивались. Я решил, что такой товар будет востребован.
В ноябре 2017 года я попал под сокращение в банке, но успел накопить почти 400 тысяч рублей и уже знал, что делать дальше.
Перчатки из Пакистана на продажу
План был такой: закупить перчатки и продавать их через интернет-магазин, не тратясь на запуск офлайн-точки. В тот момент я решил, что составлю серьезную конкуренцию другим продавцам боксерской экипировки в России. Моя ценовая политика будет мягче для потребителей, а ассортимент товара — разнообразным.
В июле 2017 года я начал подбирать ассортимент. Основным поставщиком видел ту самую фабрику, которая продала мне первые пять пар перчаток. Теперь она обещала, что по моему запросу сошьет разные модели — различающихся цветов, материалов и размеров и с разным наполнителем. На часть логотипы я решил не ставить, а на оставшиеся попросил добавить лого пакистанских брендов, под которыми работала фабрика.
На первый заказ я решил потратить не больше 100 тысяч рублей. Этой суммы хватило на 37 пар перчаток, 30 пар боксерских бинтов, 30 боксерских кап и 10 пар снарядных перчаток. Боксерская капа — это силиконовая накладка на зубы для их защиты, а снарядные перчатки — тонкие перчатки с немного иной конструкцией большого пальца для отработки ударов на боксерских мешках. Эти товары я планировал добавлять в качестве подарка к каждому заказу обычных перчаток.
Проект назвал «Бей или беги». Есть такая физиологическая реакция человека во время стресса — бить или бежать, во время которой организм мобилизуется и повышается реакция. Как мне показалось, звучит круто.
- 10 000 ₽
Пока перчатки ехали ко мне из Пакистана, я искал дизайнера, чтобы нарисовать проекту логотип. Нашел на «Авито» девушку, которая предложила разработать весь фирменный стиль за 10 тысяч рублей. Через две недели кроме логотипа я получил дизайн упаковки, листовок, визиток и баннера для социальных сетей.
За упаковкой я пошел на цветочный рынок
С упаковкой вышло сложнее. Я нашел подходящее производство, но в Екатеринбурге. Правда, стоимость доставки сильно увеличивала себестоимость упаковки. За каждую я должен был доплатить 250 рублей. Остальные фабрики, поближе, брались за заказ от 1000 коробок — это было для меня много.
Тогда я пошел на цветочный рынок рядом с домом — крупнейший в Краснодарском крае. Там находился шоурум местной фабрики, производящей цветочную упаковку. Поначалу ребята удивились — до этого они упаковывали только цветы. Но согласились разработать вместе со мной премиальный вариант для боксерских перчаток.
Через две недели у нас получилась коробка 40×30×25 см матового черного цвета с тиснением. На внутренних стенках напечатали цитаты от известных бойцов прошлого и список художественных фильмов про бокс, рекомендуемых к просмотру.
- 20 800 ₽
Производство одной упаковки обошлось в 520 рублей. За 40 штук я заплатил на старте 20,8 тысячи. Доставка вышла бесплатной — я сам забрал упаковку из шоурума.
Прежде чем класть перчатки в коробку, я решил завернуть их в белый фетр. Для этих целей докупил рулон фетра за 200 рублей.
Сайт за 50 тысяч рублей оказался сырым
В сентябре 2017 года приехали перчатки — блестящие и пахнущие натуральной кожей. Фотограф, которого я тоже нашел на «Авито», отснял весь товар за 10 тысяч.
В конструкторе «Викс» я создал для интернет-магазина сайт — это стоило мне 9 тысяч. Когда почти все было готово, я вычитал в интернете, что сайты, сделанные в конструкторах, плохо индексируются поисковиками. Я испугался, что мои перчатки обречены висеть внизу поисковой выдачи и не попадать на глаза потенциальным покупателям. Консультироваться со специалистами из сферы, так ли это на самом деле, я не стал. Не теряя времени, обратился к разработчикам за новым сайтом.
Исполнителей выбрал из Краснодара. За 50 тысяч рублей через два месяца они обещали сделать мне отличный сайт. Спустя пару недель я попросил доступ к первым наброскам — мне ответили, что пока продумывают архитектуру. Через неделю показали невнятный шаблон. Особенно бросались в глаза лишние элементы, ненужные моему сайту, анимация и разноцветные кнопки. Тогда я вплотную подключился к работе.
Спустя два месяца дедлайн по сайту истек, но он оставался сырым. Раздел с блогом, где я собирался рассказывать о разновидностях перчаток и уходе за ними, не создали вообще. Когда через неделю устранили проблемы с оформлением товара и оплатой, я решил запускаться так и дорабатывать детали после запуска. Одновременно завел группы в соцсетях: Фейсбуке, Инстаграме и Вконтакте.
Регистрация
В феврале 2018 года я зарегистрировал ИП, выбрал упрощенную систему налогообложения и открыл расчетный счет. Договорился о доставке перчаток клиентам с Почтой России, «СДЭК» и «Боксберри».
По требованиям 54-ФЗ для интернет-магазина я должен был приобрести онлайн-кассу. Я узнал об этом уже после основных финансовых вложений и не хотел тратить дополнительно 20—30 тысяч рублей. При этом работать нелегально не мог.
Тогда я перерыл форумы, информационные сайты и законодательство и понял, что при отправке товара наложенным платежом необходимость в онлайн-кассе отпадала — оплата производилась в пункте самовывоза или курьеру. В таком случае чек выдавала курьерская компания. Важно, чтобы она была зарегистрирована в налоговой в качестве агента по перечислению налоговых платежей.
Минусы у такого подхода тоже были.
Во-первых, курьерская компания перечисляла деньги не сразу, а через 30 дней после оплаты товара покупателем. То есть присутствовал существенный кассовый разрыв.
Во-вторых, комиссия за перечисление наложенного платежа составляла в среднем 3%. Предприниматель оплачивал не просто услуги доставки, но и агентское вознаграждение.
Наконец, покупатель мог по разным причинам не выкупить товар. За доставку и возврат товара при этом платил отправитель, то есть я. И риски того, что покупатель не заберет товар, а платить транспортной компании нужно, были также на мне.
Затраты на запуск, февраль 2018 года — 206 500 ₽
Закупка первой партии боксерских перчаток | 100 000 ₽ |
Вторая версия сайта | 50 000 ₽ |
Коробки для упаковки и фетр | 21 000 ₽ |
Фирменный стиль от дизайнера | 10 000 ₽ |
Услуги фотографа | 10 000 ₽ |
Первая версия сайта и домен | 9000 ₽ |
Контекстная реклама | 5000 ₽ |
50 буклетов | 1500 ₽ |
Затраты на запуск, февраль 2018 года — 206 500 ₽
Закупка первой партии боксерских перчаток | 100 000 ₽ |
Вторая версия сайта | 50 000 ₽ |
Коробки для упаковки и фетр | 21 000 ₽ |
Фирменный стиль от дизайнера | 10 000 ₽ |
Услуги фотографа | 10 000 ₽ |
Первая версия сайта и домен | 9000 ₽ |
Контекстная реклама | 5000 ₽ |
50 буклетов | 1500 ₽ |
Короткая жизнь магазина
Месяц первый. В конце февраля 2018 года я выгрузил весь товар на сайт и страницы в соцсетях. За 5 тысяч рублей запустил контекстную рекламу и стал ждать заказов.
Мои затраты складывались из себестоимости товара, упаковки, буклета, подарков и затрат на рекламу. Наценка на модели была различная — от 60% до 230%. Ее размер зависел от модели, качества материалов и дизайна. Чем красивее и качественнее выглядела модель, тем выше я ставил цену.
Я рассчитывал на массовую аудиторию — спортсменов-любителей, которые не готовы переплачивать за товар в дорогих магазинах, но хотят тренироваться в качественной экипировке. Первые заказы пришли от знакомых, а позже подключилось сарафанное радио. В конце первого месяца чистая прибыль составила 13 тысяч рублей.
Я понял, что сайту нужно больше рекламы: таргетированной — в Инстаграме — и контекстной — в Яндексе. Еще зарегистрировался на «Авито» и выкладывал объявления туда. Бюджета на продвижение всех соцсетей уже не было — я продолжал вести только Инстаграм, а Вконтакте и Фейсбук забросил.
Месяц второй. В начале месяца перчатки купили только четыре покупателя. На сайт и страницы в соцсетях поступал трафик, но до продаж дело не доходило. Меня выручал «Авито». Несколько раз ко мне приезжали люди и примеряли товар прямо во дворе моего дома. Пару раз я развозил перчатки по городу сам бесплатно — лишь бы угодить клиенту и продать.
Только к концу второго месяца работы я разобрался, в чем причина. Я анализировал, почему некоторые клиенты сливаются после первого контакта, и общался с теми, кто что-то покупал. В итоге пришел к выводу: боксерские перчатки у каждого сидят на руке по-разному — их нужно примерять перед покупкой. А у меня шоурума не было! Именно в тот момент появились мысли, что я ошибся с самой моделью бизнеса.
Во второй месяц я мог бы заработать 6 тысяч рублей, но 4 тысячи ушли на рекламу, а 2 — на самостоятельный развоз заказов по городу. В итоге сработал в ноль.
Третий месяц. Он практически повторил результаты предыдущего месяца — я заработал всего 3,8 тысячи.
Четвертый месяц. К этому моменту я распродал 25 пар — 11 из них ушли знакомым спортсменам с большой скидкой. К счастью, у меня еще оставались накопленные на старой работе средства.
Чтобы спасти ситуацию, я решил расширять ассортимент и добавить оригинальный товар от известных брендов, который люди купят более охотно. Так заказал перчатки у «Ар-Ди-Икс», «Венум» и «Адидас» — получилось 65 пар за 146 тысяч. Часть произвели в Китае, часть — в том же Пакистане. Вдобавок, как и в самом начале, взял 20 пар за 44 тысячи напрямую от пакистанской фабрики.
Последние 10 тысяч вложил в рекламу в «Яндекс-директе».
Несмотря на мои ожидания, дело пошло еще хуже. На рынке наметился сезонный спад, связанный с каникулами у студентов и школьников. Обычно в этот период в спортивных секциях занимается меньше учеников, поэтому спрос на спортивную экипировку падает.
Получив перчатки от фабрики, я с ужасом обнаружил, что качество существенно ухудшилось. Те модели, которые я получил в первый раз, теперь выглядели иначе: другой оттенок кожи, форма и посадка, а также потертости и брак. На мои претензии к качеству поставщик отвечал, что в следующий раз обязательно исправит эти «мелочи». Поскольку деньги в товар были вложены, мне нужно было продавать его в любом случае.
Уже спустя несколько месяцев я понял, что работа с пакистанскими поставщиками требует определенных знаний и деловой хватки. Все, что не обговорено перед заказом хотя бы на словах, будет трактоваться так, как это понимает поставщик. А он понимает это в свою пользу. Например, если вы не проговорили ему, что подкладка должна быть из нейлона, он сделает ее из той ткани, которая есть в наличии. Если не уточнить, что застежка должна быть широкой, то она может внезапно стать узкой.
Я получал обратную связь от покупателей пакистанских перчаток: где-то торчали нитки, отвалилась нашивка после трех тренировок или стерлась краска.
Закупленные перчатки от известных брендов не получилось продавать вообще.
Вкладывать новые средства в магазин я не мог — деньги закончились, а занимать у знакомых или брать кредит на это не видел смысла.
Закрытие. В конце июня 2018 я закрыл сайт, но оставил страницы в соцсетях — распродавал товар с огромными скидками. Перчатки от брендов перепродал по цене ниже себестоимости магазинам из Краснодара и Самары. В Самаре, например, он только открывался, и приобрести экипировку у официального дилера им было сложнее. Есть сумма минимального заказа, ниже которой его сделать нельзя. У меня они могли купить по выгодной цене — в ней не учитывалась стоимость доставки, которую я заплатил дилерам.
За три последующих месяца я вернул 90% от вложенных в товар средств, что составило примерно 250 тысяч рублей.
Какие я сделал выводы
Я понял, что не каждый товар одинаково легко продается в интернете. Люди не хотели покупать боксерские перчатки в интернет-магазине, потому что не могли их примерить. Каждый спортсмен индивидуален: одному жмет, другому слишком свободно, для одного перчатки мягкие, а для другого — жесткие. Товар должен быть знаком покупателю, или нужна точка продаж, где ассортимент можно посмотреть вживую.
Не стоит сразу тратить деньги на различные украшения, упаковки, подарки к заказу и фирменные пакеты. Это требует больших вложений и сильно увеличивает себестоимость продаж. Более правильное решение — протестировать продажи с минимальными затратами. Если бизнес пойдет, то можно постепенно добавлять фирменные пакеты, визитки, крутой сайт и фирменный стиль. У меня дома до сих пор хранятся оставшиеся коробки, буклеты и снарядные перчатки — подарки на 18,5 тысячи рублей.
На любом этапе с вас попробуют снять как можно больше денег. Этим занимается большинство из тех, кто будет с вами взаимодействовать: разработчики сайта, представители сервиса для онлайн-бухгалтерии, сеошники, фотографы и курьеры. Пример — сайт интернет-магазина. За него я заплатил 50 тысяч рублей. Как узнал позже, подобный можно сделать в два раза дешевле. Прежде чем тратить деньги на услугу, важно поискать альтернативные и более бюджетные варианты. Вероятно, вы самостоятельно сможете сделать то, что «профессионал» предлагает за несколько тысяч рублей. А на самом старте бизнеса каждый рубль важен.
- 206 500 ₽
Полезно присмотреться к модели бизнеса конкурентов и представить, как он работает. Если бы я внимательно проанализировал рынок перед открытием, то понял бы, что только боксерские перчатки продавать тяжело, ведь кому-то нужны шлемы, кому-то — капы, кому-то — бинты. Я считал, что нужно сфокусироваться на одном товаре, хотя на деле нужно было много товара и разный ассортимент.
Экономия на старте и свой представитель
Михаил повторил популярную ошибку — думал, что просто запустит хорошего качества продукцию по низкой цене и покупатели сразу набегут. Так это не работает.
Тест идеи на старте за минимальные деньги. На старте рекомендую использовать идеи Эрика Риса из книги «Бизнес с нуля. Бережливый стартап» и Тони Шея из книги «Доставляя счастье». Лучше создать MVP (минимально жизнеспособный продукт), ошибаться, делать выводы и двигаться дальше. Герой же хотел все сразу и по-серьезному — накупил товара, вложился в сайт и профессионального фотографа, хотя бизнес-модель была еще не обкатана.
Перчатки стоило купить минимальной партией и попробовать продать их даже без наценки, чтобы посмотреть, как рынок реагирует на предложение. Вместо фотографа, дорогого сайта и лакшери-упаковки можно было купить зеркалку, отснять товар и самому отфотошопить. Фото выложить на простом лендинге из конструктора и в социальных сетях, нагнать трафика и посмотреть, какая площадка, канал продвижения и формат объявлений работает лучше.
Свой представитель в Пакистане. История в духе «не дал точное указание сделать застежку широкой — сделали узкой» — это классика при работе с фабриками-аутсорсерами, особенно азиатскими. На аутсорс можно отдать все второстепенные процессы типа бухгалтерии. Но как только отдаешь производство, нужно быть готовым к тому, что подрядчик будет всегда ставить свои бизнес-приоритеты над вашими. Пришел более интересный или более крупный заказ? Сроки по вашему заказу сдвигают, либо производят абы как. При производстве в странах Азии часто нанимают местного представителя, который будет контролировать качество и участвовать в переговорах от вашего имени.
Индивидуальное предложение. На первых порах герою стоило получить небольшую, но очень лояльную аудиторию. Например, встретиться с представителями всех боксерских клубов в радиусе 100 км, изучить их проблемы и предложить для них свежее решение. Например, индивидуальный пошив. За качественный продукт, максимально подогнанный под руку боксера, можно просить не меньше, чем за перчатки раскрученного бренда. То есть можно брать не большим объемом продаж с малой маржой, а умеренным или даже скромным — с высокой.
Дропшиппинг. Для интернет-магазина невыгодно держать низкооборотные товары на складе. Деньги зависают и просто лежат, поэтому в специфических нишах можно подумать о дропшиппинге — принимать заказы и грузить их напрямую от поставщика. Либо держать минимальное количество и часто пополнять остатки.
Анализ рынка и уникальные перчатки
Если бы герой начинал бизнес не торопясь, по классике, то сначала провел бы анализ рынка. Даже сейчас, если проверить динамику запросов по «Вордстату», то на весь Южный федеральный округ коммерческий запрос «купить боксерские перчатки» составляет всего 150—200 запросов в месяц. Емкость рынка маленькая — люди особо не ищут этот товар в интернете. Так сразу стало бы понятно, что аудиторию нужно сначала собрать, подогреть и только потом, выбрав четкое позиционирование, что-то ей продавать.
Герой сделал ошибку начинающих предпринимателей, которую и я совершал в свое время — не потестировал продукт и не понял, нужен ли он людям. На его месте я бы для начала создал группу во Вконтакте, залил туда фотографии перчаток и придумал продукту какую-то уникальную фишку. Например, добавил на них автограф известного спортсмена. И потом попробовал бы продать. С позиционированием «качественный продукт за небольшие деньги» далеко не уедешь — это заявляет большинство игроков на рынке. Нужна уникальная история.
Теперь насчет шоурума. Чтобы покупатели могли посмотреть товар вживую и пощупать, Михаил мог договориться с каким-нибудь боксерским клубом и представить товар там. Либо пойти дальше и сесть там с ноутбуком — принимать заказы по телефону и показывать перчатки покупателям. Так он бы смоделировал офлайн-точку. Хватило бы месяца, чтобы изучить спрос. Плюс это уберегло бы от большинства расходов и помогло бы понять, как упаковывать продукт.
Здорово, что герой вернул большую часть денег, вложенных в товар. Думаю, с нынешним понимаем рынка он вполне может перезапуститься — и успешно.