AMA
12K

Как заботиться о себе и избежать выгорания? Спросите у эксперта

АМА с клиническим психологом и автором Учебника Т⁠—⁠Ж Романом Матафоновым

153

За последние пару лет о выгорании начали все чаще говорить и писать в медиа, и это хорошо укладывается в общий тренд заботы о себе. Сейчас не стыдно признаться, что тебе нужен перерыв в работе, больничный или хороший психотерапевт. Выгорание — серьезная проблема, которую точно не стоит игнорировать.

Недавно мы выпустили курс «Как победить выгорание». Он для тех, кто много работает и хочет научиться отдыхать. За пять уроков мы рассказываем, как распознать тревожные сигналы, научиться справляться со стрессом и восстанавливаться. Автор курса — клинический психолог и психотерапевт Роман Матафонов — сам пережил выгорание, справился с ним и теперь помогает другим людям заботиться о себе.

Мы пригласили Романа в рубрику AMA, чтобы он ответил на вопросы читателей и помог разобраться с мифами о выгорании. Чувствуете, что с вами что-то не так, и не можете выйти из подавленного состояния? Работа не приносит удовольствия, но вы не уверены, что проблема в ней? Забыли, что такое нормальный отпуск без ноутбука и рабочей почты? Вам критически не хватает выходных дней, чтобы собраться с силами, и хочется только лежать? Постоянно нервничаете и уже не можете по-другому? Не стесняйтесь и задавайте вопросы в комментариях.

Правила игры

  1. Пишите свои вопросы в комментариях с 12 по 19 ноября — до 15:00. Если вы пришлете свой вопрос позже, возможно, на него ответит кто-то из читателей.
  2. Ответы получат только вопросы с положительным рейтингом и только на заданную тему. Поэтому, если вам интересен какой-то вопрос, ставьте ему лайк. Если считаете, что вопрос не по теме или неуместен, ставьте дизлайк.
  3. Эксперт начнет отвечать на вопросы в понедельник, 15 ноября, и закончит в пятницу, 19 ноября, в 19:00.
  4. Мы оставляем за собой право не отвечать на самые каверзные вопросы в трансляции: для сложных случаев мы возьмем дополнительное время, чтобы чуть позже посвятить им подробные разборы.
  5. Формат AMA не подразумевает медицинских консультаций: дать рекомендации по диагностике, лечению и приему препаратов при конкретных заболеваниях мы не можем, это нарушение закона.
  6. Не стесняйтесь задавать любые вопросы по теме и помогать друг другу — мы будем рады каждому комментарию.
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой Т—Ж

+3

12.11.21, 18:40

как понять, что это выгорание, а не то, что я просто лентяй и не хочу ничего делать?
10 лет работаю на одном месте, должность и оклад постепенно повышались, но задачи по сути одни и те же. каждый день себя приходится заставлять что-то делать, я не говорю уже о том, чтобы как-то выходить за рамки основных обязанностей (ну типа там проявлять инициативу, просить новые задачи и тд), тупо надоела вся эта возня, как робот делаю то, что нужно и всё. менять на другую работу в этой же сфере не хочу, по причине - неинтересно этим заниматься (или даже боюсь что не возьмут, не подойду по требованиям, тут уже синдром самозванца включается. а если и возьмут, будет все то же самое - те же задачи и это опять наскучит).

единственный хороший рабочий день для меня - это день накануне выходного, это самый счастливый день в жизни, я чувствую необычайную легкость, любой день кажется солнечным и веселым. а если еще в этот день нет текущих срочных задач, вообще супер. на выходных я чувствую что немного оживаю, даже если я просто сижу дома, просто приятно открывать глаза и понимать, что не надо отвечать на звонки, подключаться к удаленному доступу и все в таком духе, но выходные проходят очень быстро, а вечером в воскресенье хочется плакать. я не знаю, какое у меня будущее, но работать еще 10, 20, 30 лет в этой сфере я не хочу...

Подумывал уволиться еще в 2019, но наступил 2020 и нас перевели на удаленку, стало легче, теперь я хотя бы не бесился с утра сначала откапывая машину, потом стоя в пробках, потом слушая идиотский треп женщин-коллег на утреннем кофе... Где-то с этого года упала зарплата процентов на 20 (в разные периоды) и стало совсем уныло.

В итоге, так и не ушел, плюс есть ипотека, из-за которой тоже не могу отправиться в свободное плавание и что-то пробовать получится/не получится.
я именно тот придурок, что хотел стать рок-звездой, но в итоге стал тем, кому к 9 на работу.

Начитался статей про выгорание и думаю, да это про меня. Ну а что дальше? Отпуск не помогает, скорее делает хуже, после отпуска ненавижу все с удвоенной силой и беру его так, чтобы выйти после отпуска в четверг или пятницу, чтобы постепенно в рабочий режим входить.

А может я просто ленивый и зажравшийся человек? ведь живут же другие, мои коллеги, работают, радуются, даже гордятся своей работой и постоянно пишут о ней в соцсетях.

получился то ли вопрос, то ли исповедь, а впрочем, пусть будет.

151

А как понять, что это лень, а не выгорание?) Я думаю, что проблема в дефиниции лени, даже словари её очень по разному трактуют, где-то это про снижение мотивации, а где-то про недостаток трудолюбия. Я в своей работе вообще стараюсь избегать этого слова, и когда человек считает себя ленивым - пытаюсь выяснить что именно в это вкладывается.
Вы же явно говорите: "Вся эта возня - надоела". Так что похоже, что речь идёт не о лени, а об усталости. Мы усталостью привыкли называть всё в кучу (тут такая же проблема, как и с ленью). Только вот эмоциональная усталость, когда вы не делаете то, чего хотите, не испытываете позитивных чувств на работе долгое время - совсем не то же самое, что и усталость после физической активности или долгого интеллектуального труда. Можно ещё сказать, что эта усталость – ценностная.

К тому же, в канун выходных да и сами выходные (исключая вечер воскресенья) - вы, кажется, хорошо себя чувствуете. Так что если вы и ленивый, то это не связано с теми чувствами, которые вы переживаете на работе. Насчет зажравшести тоже хочется с вами поспорить. Ваши переживания - персонально ваши, и поэтому не имеет смысла сравнивать себя с другими, вы имеете на них право. То, что ваши коллеги рады работе, говорит лишь о том, что они ей рады, так вышло. Может быть именно этого они и хотят, мечтали быть может об этом. Если Яндекс или что-то подобное айтигигантское обладает внешне хорошей корпоративной культурой, значит ли, что люди в этой культуре автоматически становятся счастливы? Нет, это лишь условия, которыми сотрудники могут воспользоваться, если захотят, если эти условия будут им по вкусу и по душе.

К моему большому сожалению, в условиях, в которых вы существуете, часто формируется так называемая "выученная беспомощность". Это такая сформированная (автоматическая) реакция отказа, уход в пассивность, которые берут своё начало в убеждении, что любое наше действие не имеет никакого значения. Если совсем упрощать, то это такой пессимизм, сформированный негативным опытом. Такое, например, происходит с вашим отпуском: отпуск начинает терять смысл, потому что после него приходится идти на работу (то есть он не решает проблемы эмоциональной усталости). Дополнительно "цементирует" ситуацию ипотека - усиливает страх выйти на рынок труда, попробовать изменить направление деятельности, потому что появляется риск "просесть" в доходах и задолжать банку.

По комментариям вижу, что вы проходите какие-то курсы. Они могут помочь вам начать заниматься тем, что вас интересует в профессиональном плане. Здорово, что у вас есть какой-то план. Его важно придерживаться, но для этого нужен ресурс. Поэтому в него (в план) важно добавить то, что будет восстанавливать вас. Во втором уроке нашего курса мы писали об эмоциональном отдыхе, пробовали что-нибудь оттуда? Как вам идея делать что-то, что вам хочется, не только по выходным? Выученная беспомощность - это такой зацикленный образ жизни, когда кажется, что выхода нет. Поэтому и решение этой проблемы - своеобразный прорыв блокады. Найти что-то, что поможет почувствовать вам, что вы живёте свою жизнь и она принадлежит именно и только вам.
Это же и хороший запрос на работу с психологом :)

10

What, чувак, прям по делу написал..

7

What, если есть тяга к музыке, так реализуйте её. Помогите группе с развитием, выступив в качестве промоутера, спонсора, музыканта. Да, сейчас ограничения, но они не будут вечными. Есть bandcamp и прочие ресурсы для монетизации творчества, можно удаленные выступления, стримы организовывать. На удалёнке такое более реально, в 2020м на отсидке такие группы прям облегчали заточение дома. Сейчас даже классические музыканты приспособились репетировать совместно через компьютер. Ещё варианты: купите велостанок и крутите педали в swift соревнованиях, запишитесь в бассейн с тренером, найдите беговой клуб, заведите собаку которая будет вас регулярно выгуливать. Если не уверены в любви к животным, возьмите на выгул из приюта, вам ещё спасибо скажут. Регулярные спорт и свежий воздух - хорошо вправляют мозги. Ключевое слово регулярные. Я вот лично последние 2 года только отмерянными бассейнами от рутины и спасаюсь. Играть в группе это нереально круто! Жаль у меня нет таких способностей. Удачи!

2

What, про выход из отпуска в четверг или пятницу - это правильно!
Но кажется, что вы в отпуске не до конца восстановились. А вы как-нибудь отдыхаете помимо отпуска, в течение недели, после работы / перерывы во время работы?

0
Герой Т—Ж

+3

15.11.21, 19:49

Дарья, да никакого особенного отдыха нет. Сейчас особенно, когда отменены все концерты и развлекательные мероприятия и невозможно никуда поехать особенно. На футбол ходим, опять-таки, когда не запрещено)
Так из развлечений, просто выйти погулять, пройтись по улицам может пофотографировать что-то, поснимать, но это когда погода хорошая, зиму я не люблю, холодно. Всякие там лыжи и сноуборды мне неинтересны, да и там приличные суммы выходят, а у меня и так хватает дорогих хобби (музыка, фото/видео).
Можем зимой пару раз на каток сходить, но как-то тоже не особо радует, раньше нравилось, часто ходили с друзьями, сейчас друзья либо женились и родили детей, либо развелись и разъехались по разным городам, либо просто не совпадают выходные. Лучший друг - это жена)
В свободное время либо занятия по музыке, либо снимаю/монтирую для группы, либо репетируем или прохожу какие-нибудь обучающие курсы по тем направлениям, в которые планирую уходить с нынешней работы.
Летом ездим куда-нибудь на природу, или в походы, либо на велосипеде по городу, но это когда получается по работе, ибо график ненормированный, сложно что-то прям запланировать заранее.

0

What, спасибо, что так развернуто ответили! Выглядит все как активный отдых, перезагрузка - они хороши, но для них часто тоже нужно немало энергии (а в выгорании ее хватает, чтобы организм только основные свои функции поддерживал). Не отдых, а прям полноценный план)

Я тоже обожаю концерты, но помню как случайно попала в выгорании на бесплатный рок-концерт. И через 10 минут поехала домой, потому что не было сил вместе со всеми орать песни(

А есть вот что-то просто расслабиться, восстановить силы? Чтобы прям не напрягаться? Что-то доступное, что можно делать каждый день, для чего не нужна какая-то особая подготовка? Я вот природу тоже люблю, зимой стараюсь хотя бы в ближайший парк выбираться)

1

What, ну я знаю, что я просто лентяй. Как-то очевидно это.

0

What, x2 ЗП, что то поменяет, а x3?

0
Герой Т—Ж

+3

13.11.21, 11:27

Алексей, вряд ли. Дело ведь не только в деньгах. Ну что поменяется сильно? Я смогу купить себе более дорогую машину и более дорогую квартиру? Чтобы в этой более дорогой машине с ненавистью ехать на новую работу:)

18

What, Вы знаете, как раз деньги решили бы, наверное всё. На них можно взять не только автомобиль, если Вы не знали.

Возможно станет сходить к психологу, чтобы выяснить причину своего плохого настроения. Возможно станет сходить к хорошему врачу, если дело в депрессии.
Можно будет лучше питаться более сбалансированным рационом и более часто. Станет возможно ездить на такси, когда на транспорте добираться неудобно.
Или может лучше просто сразу снять/купить квартиру ближе к работе, чтобы весь путь до работы не портил настроение и можно было побольше поспать.

Может быть плохое настроение заключается в том, что человека рано утром будит будильник старого глючного телефона. Затем он добирается на работу на ржавой десятке и приехав в офис с облупившейся краской на стенах, заранее включает комп, чтобы тот за 10 минут таки успел включиться. А в этот момент комментатор считает дни в календаре когда уже там получка.

Сказки про то, что "дело не только в деньгах" больше сказки. Вам нравится Ваша работа? Если да, то работали бы Вы на ней с зарплатой на 50% ниже, чем сейчас?

14
Герой Т—Ж

+3

14.11.21, 06:57

Владимир, вы не читали мой комментарий. Я могу ходить к психологу - у меня есть деньги. Я питаюсь разнообразно и сбалансированно. У меня есть на это деньги. Я езжу на такси когда нужно. Когда не нужно, езжу на машине. Я вообще не пользуюсь ОТ. У меня квартира в 10 минутах езды от работы, и я опять же писал в комментарии что я на удаленке.

У меня отличный телефон, а Машина не ржавая 10ка. Да и когда я начинал работать я ездил на 9ке по меня это вообще не обламывало. Учась в универе у меня не было денег но я не ощущал себя несчастным. Наоборот, тогда даже было гораздо лучше по ощущениям.

«Вам нравится Ваша работа? Если да, то работали бы Вы на ней с зарплатой на 50% ниже, чем сейчас»
И об этом я писал. Я же сказал что не нравится. И что зарплату нам и так понизили. Я если снизили бы на 50% я бы сразу ушёл, потому что подработка которая есть дала бы мне такой уровень дохода

15

What, так, может, играть в группе вместо подработки?)

3
Герой Т—Ж

+3

14.11.21, 17:30

Михаил, так есть у меня группа :) даже две, только вторая впала в анабиоз. ну они некоммерческие, ноунеймы, которые никому не нужны)

0

What, хм, так и ладно, что неизвестная - если потребность в музыке, то не надо быть известным же. А если в славе, то тогда надо другого, конечно.

В общем, вы же знаете куда идти, чтобы в себе разбираться!)

1

Владимир, да, работала бы)) но, тк это мои проекты, это однозначно ударило бы по моей самооценке и по этой причине я была бы менее счастливой.
Так что нет, не сказки.

3

What, вот вот,вы мой брат по несчастью)хорошо когда много денег,но если они зарабатываюься ненавистным трудом это ужасно

4

What, ну вот это очень большой звоночек, что у вас именно выгорание, а не что то еще, хотя и сказать, по одному этому факту точно не представляется возможности

3
0

а мне просто хочется плакать
*плачу

сменил работу, получаю приличные денеги, добился всего, чего хотел. Но мне вновь не хочется жить, опять к психотерапевту пора.
А еще мне не хватает общения, с школьными и универскими корешами стало не интересно. А новых я найти не умею.

48

Шевалье, Вы сейчас в атмосфере сообщества ТЖ. Может стоить предложить сходку? Вдруг кто-то живёт в Вашем городе. Так и появятся новые знакомые.

18

Алекс, кстати это неплохая идея создать телегу или встречу. Тоже думал об этом

8

Алекс, тоже думаю о сходке, или сначала еще можно раздел "знакомства" сделать

5

Алекс, интересная идея. Можно было бы запилить чатик телеги локальный.

5

Алекс, идея классная. Может есть кто из Ярославля?

0

Шевалье, почему бы реально не пойти к психотерапевту? :-) Это помогает. Вы пробовали?

7

Евгения, уже ходил, помогает, ток это надо из дома выйти, ну или попробовать онлайн. Онлайн не пробовал делать сеансы )

4
Герой Т—Ж

+3

13.11.21, 11:28

Шевалье, тоже все собираюсь но не иду. А как выбирали?

0

What, мне друг посоветовал своего терапевта, я пошел, меня тоже все устроило.
Причем я и тогда ходил с такими же проблемами, что чёт жить не очень хочется, мало что радует. Идти обсуждать опять тоже самое )

2

Шевалье, откаты (это мы так не доп.оплату называем, а какой-нибудь регрессивный процесс, когда проблема возобновляется в ходе терапии или даже после неё), в терапии - дело привычное и естественное. Говорить о том же самом - это всё равно говорить о волнующем вас. Иногда приходится по несколько раз кружить вокруг одной и той же темы, пока что-нибудь да не "прозреется".

5
Герой Т—Ж

+3

14.11.21, 17:32

Шевалье, мне тоже вот товарищ посоветовал, а этот психотерапевт возьми да переедь в другой город. а онлайн не хочу

0
0

У меня свой бизнес. Работаю удалённо, есть команда, поэтому занятость дай бог 1 час в день (порой и меньше). Постоянная база клиентов, которая приносит хороший доход почти в пассивном режиме. Вроде все хорошо - деньги есть, времени свободного много, машина, квартира, жена, ребёнок, резерв и Инвестиции.

Но. Почему-то дальше развивать своё дело не хочется. И создавать новое тоже. А чем заняться в свободное время не знаю. Многие будут смеяться над ситуацией (типа, живи и радуйся), а я не могу.

Хочется что-то делать по бизнесу, но текущий уже не радует, а в новом деле понимаю, что такой свободы и денег не будет.

Это выгорание или просто «зажрался»?)

Если у кого есть подобная проблема, поделитесь как вы ее решали. Когда бизнес приносит хороший доход, а развивать его (или создавать новый) не хочется.

30
0

А у меня совсем простой и немного наивный вопрос: вот мне много чего интересно и много в чем хочется себя попробовать. Однако как доходит до дела, сразу возникают мысли "а может ну это все", и я просто лежу тюленем на диване :D И на работе тоже: вроде все нормально, но иногда бывает сильно туплю и ловлю себя на мысли потом, что затупа бы не было, если бы ну вот немножко больше включила бы голову. Я что, не люблю думать?

Просто в интернетах же как говорят: "найди свою страсть и следуй за ней". А мне как бы ни было интересно какое-то дело, всё равно в какой-то момент станет лень. Просто некоторые вещи хочется отложить чуть ли не сразу, а некоторые - как намучаешься с ними и уже сил не будет. Не могу себе представить, чтоб я, как какой-нибудь математик, годами сидела бы и пыталась теорему какую-то доказать. Или строила бы бизнес и проходила бы через кучу бюрократии, проблем и препятствий.

Я ленивая? Или немотивированная? Или просто не нашла свою страсть? Или настойчивость надо развивать?

30

Если это поможет: мне 24 года, я технарь, невротик с синдромом отличника, у меня красный диплом хорошего вуза, но меня никогда на что-то большее, кроме учебы, не хватало, хотя возможности и время есть. Как-то не получается не тюленить в свободное время. И всегда есть немного неприятное ощущение, что мозгу думать лень

8
0
Герой

12.11.21, 17:58

Отредактировано

По своему опыту делал следующее:

При смене работодателя устраивал перерыв два-три месяца, для того, чтобы отойти мыслями от предыдущей работы, настроиться на следующую и подготовить мозг к умственной нагрузке постоянным решением всевозможных логических задач. Также добавлял спортивные тренировки, общение с друзьями, а ещё я люблю часто выезжать на побережье встречать рассвет. Очень перезаряжает и даёт силы.

Смотрел вперёд и понимал для чего я иду на ту или иную работу. Какой опыт она принесёт мне и какой скилл прокачает.

Если с течением времени я понимал, что работа - дно, в которой не изменить ни руководство, ни коллектив, а своими предложениями сложно или невозможно изменить атмосферу в компании, то взвешивал все плюсы и минусы пребывания на текущем месте и увольнялся.

Причём искал следующее место работы только после увольнения с предыдущего. Не каждый может себе так позволить, но главное понимать, что на самом деле от тебя всё зависит и не стоит продолжать терпеть и жаловаться на всё вокруг.

27
0

Добрый день. Мне 30 лет. Какое-то время назад (с 24 до 27 лет) у меня был постоянный хороший заработок не по специальности с прекрасными людьми в коллективе и индексирующейся зарплатой каждый год, не требовавший от меня больших затрат по времени + я преподавала за маленькие деньги, но таким образом держала себя в научном тонусе. Следовательно у меня было много свободного времени, иной раз по целой неделе, когда я лежала и прокрастинировала, смотрела глупости в интернете. Ругала себя нещадно, что я лентяй, не учу что-то новое, не продвигаюсь по научной стезе по своей специальности. 1,5 года назад меня позвали работать в научный институт по моей специальности. Я была рада: попасть туда тяжело, пусть это и маленькие деньги, но главное - реализация. К тому же все мои дополнительные заработки, позволяющие мне оплачивать ипотеку с частыми досрочными платежами, с возможностью помогать семье, покупать нужную технику без длительных накоплений, остались и остаются до сих пор. Казалось бы, я должна быть рада. Но тут началось. В институте нагрузили работой, за которую я бралась (и берусь), потому что нельзя отказать, потому что льстило, что предлагали, потому что интересно было получить новый опыт. В итоге, я не вылезаю из дедлайнов, не сплю ночами, стала нервной и даже злой. Испытываю жалость к себе, так как банально хочу спать, но не могу, ведь надо работать. А останавливаться - нет опыта и сил, потому что ведь именно к этому я и стремилась, когда лежала и плевала в потолок: работать по своей научной специальности. К тому же многие мои коллеги даже более младшего возраста достигли гораздо больших успехов, чем я. Сравнивать плохо, у каждого свой путь, но я сравниваю и сравнение не в мою сторону. Синдром самозванца и отличницы, помноженный на перфекционизм сделали из меня унылую злую уставшую безотказную работягу. Сил нет. Отказаться от каких-либо работ (у меня их сейчас по факту четыре) не могу: одна половина приносит деньги, другая - реализацию и тешит самолюбие. Отдохнуть - нет возможности из-за количества нагрузки. Кажется, что я близка к выгоранию или уже?..

24

Коты,

> Мы недавно с мужем переехали в Европу
> Сейчас у меня более 15 лет опыта в ИТ - начала с разработчика и теперь я владелец продукта.
> В России работа была и моим хобби - я и после рабочего времени проверяла рабочие чаты, отвечала по вопросам, причесывала тикеты, решала 1000 дел и получала удовольствие, росла профессионально.
> Просто вот я никто и звать меня никак

Что называется, найди лишнее :)

23
0

Мы недавно с мужем переехали в Европу, я нашла себе работу по специальности и работаю уже 2 года.

Сейчас у меня более 15 лет опыта в ИТ - начала с разработчика и теперь я владелец продукта.
В России работа была и моим хобби - я и после рабочего времени проверяла рабочие чаты, отвечала по вопросам, причесывала тикеты, решала 1000 дел и получала удовольствие, росла профессионально.
Здесь я попала в совершенно новый для меня домен плюс не знаю языка страны прихода (рабочий - официально английский, но аборигены так и норовят перейти на родной, особенно, когда их много). Новый домен раньше никогда проблемой не был - я с удовольствием впитывала новую информацию и всегда сидела с книжкой-курсами по выходным. Текущий просто меня убивает, я не только не хочу разбираться, но и стала чувствовать отвращение к тому, что ранее нравилось - гибким методам (ака агиль), например. Вышла из всех проф чатов, не могу открыть Линкдеин месяцами, чтобы обновить профайл. Так как работа связана с хардваре сейчас, то мой предыдущий опыт с софтом (плюс мобилки) в конторе полностью обесценивается (даже есть такая внутрення присказка - ну мы же тут не мобильные сайты делаем, а вона мы какие Сшники). Самая счастливая неделя - когда есть какой-то дополнительный выходной, отпуска не помогают, так как только опять мысли, что скоро работа, воскресенья ненавижу, так как завтра на работу.

Пробовала поменять ситуацию внутри - перевестись на другие проекты, поговорить с руководителем (читала курс ТЖ про выгорание, так и не поняла, оно это или нет). Эти все меры не помогли - проект поменялся, а отношение ко мне и мое к работе - нет. То есть формально я состоялась, у меня работа заграницей (как я и хотела), даже должность соответствует, но по факту - задачи полное г, для секретаря, нет желания вникать в эту железячную муть (хочется кричать, вы что - SaaS не видели, сайтики им недостаточно сложные, видите ли), много думаю об увольнении, искать другую работу реально сил нет - упала самооценка. Хочется залезть в нору и никогда не выходить. Все коллеги раздражают и все труды уходят в какую-то черную дыру, фидбека 0. Удаленка добавила чувства оторванности от коллектива. И совсем как раньше не горю работой, стараюсь вообще ничего не делать, ничего не интересует (точнее - развиваю скиллы курсами, но практики нет). СОС!

В общем, не совсем уверена, что это - депрессия, выгорание, может кризис среднего возраста или и то, и другое, и третье...

16

Коты, по-моему, вы сами ответили на свой же вопрос. Вам не нравится работать с хардваром (что неудивительно, это очень своеобразная сфера со своеобразными людьми), так почему бы не перейти в другую компанию и вернуться к софту?

10
0

Добрый день! Очень нужен ваш совет.
Работаю удалённо, у меня есть задачи и срок выполнения. Меня не контролируют, просто ждут результата. Но я примерно как полгода начал испытывать страх, что вот-вот прилетит еще какая-нибудь задача. Что вот сейчас зазвонит телефон и мне поручат еще один проект.
И так все рабочие будни живу с такой мыслью. Помогите пожалуйста советом.

15
0

Сменила работу недавно и понимаю что меня постоянно внутри что то гложет,вроде бы радуйся,ближе к дому,зарплата выше,но такое ощущение что я не улучшила свою жизнь,а ухудшила,кажется что я занимаюсь ненужной фигнёй, постоянные мысли в стиле "нужно что менять,может новую работу,может вообще сферу деятельности пока не поздно",это можно назвать выгоранием?и как с этим справится?

12

Стержень, ох уж эти: «Найди мужика и все пройдёт!»
Ох уж эти: «Роди и все пройдёт!»
Это чушь!..
Другу помогла мотивация на ещё большие деньги 😋... Это принципиально другая постановка вопроса 🙃

10
0

А у меня качели постоянные. Первые признаки выгорания заметил, когда пообщался с человеком из той же сферы, но из другой компании, и понял, что он работает намного меньше, а получает намного больше. Эта мысль поселилась в голове и в тех случаях, когда уровень стресса на работе повышался, она всплывала и била со всех сторон. Мол, зачем это терпеть. В этот период, ради интереса, прошел несколько собеседований, где предлагали условия лучше и зарплату выше. Получил несколько офферов. Но никуда не ушел. Взвесил плюсы и минусы и в тот момент для себя решил, что на текущем месте есть огромный плюс в виде коллектива и руководства. Все ребята и девчата, в основном, очень хорошие)

Выгорание немного стало спадать с приходом пандемии, как ни странно. Когда появилась удаленная работа. Для себя понял, что я не совсем тот человек, который кайфует от "корпоративочки" и от сотни людей на этаже. Да и тратить по 1,5 часа на дорогу только в одну сторону - это совершенно ненормальная ситуация.
При удаленной работе пошел рост - получил два повышения в должности и несколько раз повышали оклад. Было приятное чувство, что действительно расту в профессиональном плане, что лучше сосредотачиваюсь на задаче и тд. По определенным обстоятельствам стал большую часть времени обитать загородом, что тоже наложило определенную долю общего спокойствия. Уточню, что мою работу можно выполнять удаленно без потери качества. Мои рабочие инструменты - это ноутбук с интернетом.

Выгорание опять стало наступать, когда специфика работы сменилась на более монотонную с непрекращающимися письмами и сообщениям везде, где только можно. В рабочее и нерабочее время. Несколько раз потерпеть можно, но когда стабильно лезут в твое личное свободное время практически каждый день - это неприемлемо. И нюанс еще в том, что задачи ставятся в основном с ДЛ - 1 час или вообще СРОЧНО СЕЙЧАС КЛИЕНТ ВСЕХ НА УШИ ПОСТАВИЛ БЫСТРЕЕ. Приходится даже в туалет ходить с телефоном и это дико не нравится. Сфера рекламная, кстати. Клиент очень крупный международный. Теперь я точно могу сказать - я человек ответственный и чувство ответственности иногда давит оооочень сильно. Я не могу просто взять и оставить задачу. Стало появляться раздражение. Даже обед часто пропускался. За 5 месяцев минус 10кг, кстати. В воскресенье вечером настроение могло упасть, потому что понимал, что в понедельник опять все начнется сначала. Если бы я был в этот момент не на удаленной работе, а начинал свой день с полуторачасового марш броска на нескольких видах транспорта - то я бы совершенно точно уже написал заявление.

И эти качели постоянно повторяются - от "все отлично" до "пора валить".

Ах да, забыл еще сказать - с 23 лет (сейчас мне 32) я никогда не работал только на одной работе. Их всегда было несколько. Какая-то семейная тема у нас походу, что работать надо много. Сейчас тоже попеременно имею 1-2 подработки. Одну из них совершенно точно не хочу терять. Да и деньги лишними не бывают. Но из-за этого свободного времени практически нет, сна иногда тоже, отпуск - это не отпуск, потому что из него приходится тоже работать, даже если уехал куда-то в другую страну.

Моя мечта - это 3-6 месяцев настоящего отдыха. Это телефон на беззвуке с отключенными уведомлениями. Это закрыть все дела, которые накопились за много лет (банально, зубного посетить). Это выйти днем в будни и покататься на машине под любимую музыку (это всегда радовало, но сейчас перестало. и это очень плохой знак как по мне. все время кажется что что-то не доделал, что куда-то опаздываю, что вместо покатушек мог бы что-нибудь полезное сделать). Это пройти пару платных курсов, которые приметил еще год назад. А в будущем хочется более расслабленный режим работы.
Я не ругаю свою основную работу, я наоборот считаю, что мне с ней, в общем, повезло - у меня отличные коллеги, лояльное руководство. Но как-будто где-то что-то пошло не так в целом - не из-за моей основной работы, а из-за всего загруза вместе)

Интересно мнение со стороны, как бы вы мыслили/поступили в моей ситуации?)

10

Антон, наверное, это особая качалка. Я как-то ходил 2 года в зал, никто шибко меж собой не знакомился, общались только внутри компаний уже. А так все просто делали свои упражнения. Мож это надо спортзал в стиле андеграунд качалка в подвале, в обычных сетевых все тренируются с лицом тяпки.

10
0

Я зайду немного про другое, кажется, у меня нет жесткого выгорания, но нужен совет.

В прошлом году задумывалась про увольнение с текущего места работы (не очень нравилась новая команда, а еще прилетело очень много работы ). Но там еще карантин-удаленка наложились, общалась с психотерапевтом про свои переживания. Состояние было в конце дня – измочаленное, хочется лежать и все, набрала лишний вес. Во время терапии получила для себя важную подсказку – не насиловать себя, не брать на себя еще больше работы, думать больше о здоровье.

Начала снова ходить в зал, отказалась дальше рвать жилы в плане "загрузить на себя еще больше ответственности". Короче уровень стресса упал, спорт помогал получать эндорфины и вообще наладила work-life balance. По собесам походила тогда, но ничего супер интересного для себя не нашла, поэтому после НГ ничего не искала.

В итоге в течение года на работе поменялся коллектив, но существенно в плане команды не поменялось. Не очень нравится, что мы делаем и команда по-прежнему. Ответственности стало потихонечку больше (но пока без жуткой нагрузки). С утра нет ощущения, что есть отвращение к работе, но начинаю новый день больше на автомате уже((

Но с началом осени в спортзал ходить нет желания и сил, забросила его, вечером занимаюсь больше прокрастинацией и просмотром фильмов. Даже читать не хочется. Думаю снова про смену работы, но как только начинаю смотреть вакансии-смотреть сообщения от рекрутеров, возникает ощущение безнадеги. Т.е. не вижу супер крутых предложений, супер крутые требуют от меня какого-то прыжка выше головы и очень большой мотивации вкалывать еще больше. Короче ощущение, что я поменяю шило на мыло, да еще и стрессово получится.

В общем, как вернуть мотивацию к работе, вообще к долгосрочному занятию чем-то помимо работы? А то реально, в плане хобби сейчас нет желания чем-то заняться даже на долгосрочный период (пример - спортзал). В отпуске если что была в этом году дважды, ощущения жуткой перманентной усталости нет. Но после тяжелых рабочих дней физически плохо, болит голова, вставать утром очень сложно даже после 7-8 часов сна.

Пока сама думаю, что, возможно, было бы круто дать себе отдохнуть перед сменой работы, потом подумать, помониторить всякие вакансии, спокойно пособеседоваться. Но это займет месяца 3 или больше, а если я и потом не найду для себя что-то интересное? Плюс страшно вот так уходить в плане потери хорошей зарплаты на долгий период, не хотелось бы так делать. В общем, надеюсь, что про мотивацию себя как-то подскажете :)

9

Роман, спасибо огромное вам за комментарий. Психолога я серьезно рассматриваю, потому что согласна - стресс от переезда наложился на мое профессиональное самосознание. Все сплелось в ужасный клубок и я уже сама не распутаю. Осталось самое сложное - подобрать специалиста.

Попробую прокомментировать еще.

"А что сейчас является источником такого удовлетворения?" - все за пределами работы в данный момент. У меня отличные отношения с мужем сейчас, я обожаю бег и езду на велосипеде, в целом когда гудит "заводской гудок" - я расцветаю, бегу читать художественную литературу, гулять и т.п.

"наладить коммуникации с коллегами" - у меня были очень хорошие в прошлой команде, из которой меня по непонятным причинам, "задвинули". Это прямо озлобило, потому что внятного фидбека я не получила, хоть и спрашивала своего непосредственного руководителя. Никому не нравится чувствовать себя пешкой...

"изучение языка" - да, учу, но так как необходимость учить пока плотно ассоциируется с работой - возникает стойкое отвращение...

"наладить дела за пределами работы, я говорю о том, что мы обсуждали в курсе: эффективный отдых или спорт (урок 2), контакт со своими ценностями (урок 4 и 5), внедрение практик тайм-менеджмента (урок 2) и стресс-менеджмента (урок 4)" - пересмотрю урок 4, спасибо. Вообще не получается внерабочим заполнить рабочее истощение, работа занимала (да и занимает) важное место в жизни, мне очень важно там реализовываться, а сейчас не получается.

"смена деятельности в вопросах профессионального объекта" - это однозначно, уже рассылаю резюме, но первые блины комом - выгляжу неуверенно очень, но лиха беда начало

"просить больше фидбэка от того, кому вы можете хотя бы в двух словах доверить своё состояние" - хороший совет, но люди, которые близки по духу непосредственно со мной не работают, да и не уверена, что хочу доверять кому-то свои переживания настолько. Агиль, кстати, так и остался "типа" - одно название, культуры пока не построили. Так что с этим сложно, но подумаю.

Спасибо за предложение про флешмоб - если читатели мне поставят просто лайк - будет очень приятно :)

8
0
Герой

14.11.21, 19:26

Отредактировано

ПРЕДЫСТОРИЯ:
Занимаюсь дизайном на фрилансе. Первые пару лет была эйфория, работала очень много. Потом стали появляться периоды сильной усталости (до 4-5 дней). В эти дни лежала, кушала и возвращалась огурчиком. Сейчас фоновая постоянная усталость даже после пробуждения, пониженная концентрация, продуктивность просто мизерная, элементарные действия очень сильно истощают. Периодически на 3-4 недели ухожу в такое состояние, когда невозможно встать с постели.

Уже убедилась, что этот "энергосберегающий" режим сам не пройдет. Нужно менять образ жизни, выстраивать четкий график работы, сна, физ. активности, учиться отдыхать и т.д.

БЛИЖЕ К ВОПРОСУ:
Еще больше угнетает, что близкие люди в такой период учат меня жить полноценно. Мол я только работу работаю и ничего не вижу вокруг. Да, это так. Но я чисто физически пока не могу по-другому. В разговорах я будто обязана отчитываться о своей яркой разнообразной жизни. Но вся моя яркость на 95% состоит из работы (обсуждать мне ее с кем-то не особо хочется).

Чувствую, что я скучная для них, неправильная. Хочется отстраниться, куда-то переместиться, восстановиться и вернуться к ним нормальным человеком :)

Не могу сказать им напрямую "У меня выгорание, нет энергии". Так как есть ощущение, что меня не поймут и я придумываю какую-то трагедию на ровном месте. Можно ведь просто встать и делать дела. Когда я говорю, что лежала весь день, то встречаю реакцию, мол "Как можно так скучно проводить время?", "Наверное, ты супер-восстановилась, классно себя чувствуешь и готова жить жизнь?". Нет.

ВОПРОС! :)
Как в состоянии выгорания правильно взаимодействовать с людьми, чтобы не испортить отношения и не корить себя за то, что я сейчас не такая энергичная, какой принято быть и моя жизнь не такая яркая и классная.

7
0

Последние полтора года работала на износ ради повышения зарплаты. Точнее, чтобы было чем аргументировать повышение. Теперь занятости меньше, 80% работы делегирую коллегам, и сама почти профи, потому что прошла огонь, воду и медные трубы. При этом зарплата хорошая. Но все равно чувствую ненависть к работе. Откладываю до последнего даже простую задачу. Брала отпуск на две недели в самый худший момент, но не помогло.

Хочу поменять место работы, какой-то частью мозга понимаю, что найти работу вообще не проблема. Тем более практика показывает, что я каждый раз нахожу что-то лучше. Но всё равно не могу решиться.
С таким состоянием столкнулась именно на этой работе.
Это выгорание?

6
0

У меня не вопрос, а личный опыт. Может быть, кому-то поможет
Год назад уволилась с любимой работы, потому что просто с кровати уже встать не могла. И работу эту, естественно, к тому моменту ненавидела. Не знаю, можно ли вставлять ссылки, но если кому интересно, поищите в Инсте - #дневниквыгорания Возможно, кто-то узнает себя раньше, чем на последней стадии.
Потому что началось это года за три, еще на другой работе. Просто состояние постоянной усталости уже ощущалось как норма. А потом несколько стрессов подряд - и затух уголек.
Методом проб и откатов, я за год восстановила силы, изменила образ жизни, научилась отдыхать, изучила, как вообще работают механизмы выгорания. Благо, была полушка безопасности на такой период.
Психотерапия - вещь! Но я пошла первый раз, когда была в самой ж. Я вообще не понимала, что со мной, поэтому приходила с запросами типа самооценки, сепарации от родителей, одиночества. А специалист во мне не распознал выгорания (ладно, моя психика всячески это отрицала и скрывала, ведь "выгореть" для меня означало "сдаться, проиграть, не вывезти")
Но терапия требует немало эмоциональных сил, а их у меня тогда не было. Возможно, на том этапе мне нужна была поддерживающая терапия, а не самоанализ. Да и как только восстановились физические силы, большая часть эмоциональных проблем перестала волновать.
Вернулась в терапию 3 месяца назад. Уже разбираться с тем, что привело к выгоранию, чтобы не было рецидива. Потому что можно и работу поменять, и место жительства, но все равно ты возьмешь туда своих тараканов.
Был страх, что любая работа меня доведет до такого же состояния. У меня основная причина была в том, что работой я пыталась закрыть другие "дыры" - потребность в общении, признании и тд. Болезненные были отношения, созависимые) Буду пытаться строить их заново!

К слову, меня тоже тошнило от того, чем я занималась раньше. И я хотела сменить деятельность бесповоротно, лишь бы не в маркетинг. И понимаю, что если бы стала менять все в таком состоянии, то это был бы еще больший стресс - сил идти в новое и пережить не дай бог первые неудачи просто не было. Зато сейчас я постепенно возвращаюсь, пробую, и мне снова нравится.

Поэтому, пожалуй, главный совет - не принимайте в таком состоянии важных решений! Особенно, начинать что-то новое, пока не восстановитесь!

6

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество