Как обещания продавцов франшиз расходятся с реальностью

47

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Наталия Моругина

Страница автора

Бизнес

После того, как я написала первую статью про свой опыт, я получила много звонков и сообщений с просьбой рассказать, какие подводные камни есть при покупке моей франшизы. Я никого никогда не отговариваю, но и действительность не приукрашиваю. На самом деле я лицо незаинтересованное. Мне нет дела до чужих денег. Поэтому рассказываю, как есть. Чтобы люди могли реально оценить свои силы, а не надеяться на нереальные обещания продавцов.

Напомню, я открыла небольшую клинику биохакинга по франшизе — витаминные капельницы для здоровья и красоты.

Кейс

Зерно, чтобы прорасти, должно лечь в подготовленную почву. В моем случае почва была готова. Компания, в которой я проработала около 20 лет, накрылась медным тазом. Я перешла в более крупную фирму, но работать там было некомфортно. Отношения в коллективе другие. В таких люди долго не задерживаются. Но и найти новую работу в 50+ довольно сложно. И вот на этом фоне таргет меня и настигнул. Точно в яблочко.

«Откройте за 3 месяца клинику с доходом около 1 млн и выходом на прибыль через 3 месяца»

Мне не очень понятно, зачем давать такие обещания, если ты действительно хочешь масштабировать бизнес, а не тупо стрижешь капусту… Хотя… постойте-ка… Так и есть. Если вы видите оптимистичные прогнозы за короткие сроки — бегите оттуда.

Если не убежали, то вам захочется одним глазком глянуть презентацию и финансовый план. Все, теперь вы на крючке.

В чем продавцы франшизы действительно преуспели, так это в продажах. Они хорошо знают боли своих потенциальных покупателей и давят на них с утроенной силой. Плюс триггер эксклюзивности, времени и жадности. Вас торопят с принятием решения, обещая специальные «плюшки», которые «сгорят» буквально через две недели.

У меня была надежда, что раз они так хороши в продвижении и продажах, то и своих подопечных франчайзи они будут так же хорошо продвигать. Ага. Цели там другие, как мы уже выяснили.

По финансовому плану все было довольно просто. 2 пациента в день, и ты вышел в ноль. Да что я, двух пациентов в городе-миллионнике не найду?

Напомню, опыта в бизнесе у меня не было, поэтому мне не сразу открылся подвох. Не все расходы были указаны в калькуляторе. Цифры по расходам на запуск совпали только в части паушального взноса. В моем случае я обошлась меньшими затратами. Могу научить, кому интересно, как не тратить лишние деньги при открытии клиники. У других партнеров затраты на открытие примерно в 1,5-2 раза превысили заявленные.

Умножайте на 2 все заявленные расходы, а заявленную прибыль делите на 6. Это будет более или менее приближено к реальности. Формула моя, выведена эмпирическим путем.

То есть те деньги, которые новоявленный франчайзи откладывал на первое время (пока не выйдет в ноль), заканчивались раньше, чем клиника начинала работать.

Сроки запуска 3 месяца — тоже сильно сокращены. Умножьте их для верности на 2, а то и на 3.

Мне обещали так:

  • 1 месяц на подбор помещения и ремонт,
  • 1 месяц на получение СанЭпидЗаключения,
  • 1 месяц на получение лицензии.

Сделать ремонт под клинику за месяц? Кто сталкивался с ремонтом, тот знает, что если что-то может пойти не так, оно обязательно пойдет не так.

СЭЗ получить тоже небыстрая история. Особенно в первый раз. УК, конечно, обещает провести вас за руку по всем этапам, по факту нет. Все сами.

Лицензия сейчас получается через Госуслуги. Но. Для получения лицензии у вас должен быть принят на работу персонал и получено СЭЗ, а значит доделан ремонт и закуплено все оборудования и расходники.

С персоналом главная засада. Кто к вам пойдет, если вы еще не открылись? У меня была пачка резюме, поток собеседуемых, но все рассосались, когда дошло до дела. А кому нужно идти в неизвестность?

Пришлось покупать документы, чтобы ускорить процесс. Но персонал для работы все равно нужен. Мне, как обычно, повезло. Нашлась и врач, и медсестра, и администратор. Команда мечты.

Битва с системой во время лицензирования, бессонные ночи с внесением оборудования в ФРМО — это отдельная сага. Никто, кроме вас, это не сделает. Пишите сразу в техподдержку. Они присылают хорошие инструкции.

Я смогла запустить клинику практически без поддержки УК за 6 месяцев (в конце августа открыла ООО, в феврале пошли первые клиенты) — это довольно быстро на самом деле. При этом у меня полностью отсутствовал этап ремонта, так как помещение я нашла довольно быстро и уже готовое, хоть здесь не вкладывалась.

Персонал тоже сама нашла. УК делала все возможное, но выглядело это больше похоже на шум волны.

Надо ли говорить, что и с клиентами тоже пришлось самой. Я перепробовала все советы от УК. Ноль. На этапе становления вообще трудно привлекать клиентов, тем более в такой сложной сфере, как медицина. Люди чаще всего идут по рекомендациям. Я использовала весь свой потенциал — ездила в знакомые по предыдущей работе коллективы и сама делала презентацию. Это меня и спасло. Клиенты пошли.

Соцсети тоже приводят клиентов. Особенно это работает, когда кто-то делится своим опытом. Это по сути те же рекомендации и «сарафан». Реклама в первое время не столько приводит клиентов, сколько работает на узнаваемость бренда. Если есть деньги — надо использовать. Но бюджет должен быть приличным, иначе это выброшенные на ветер деньги. Здесь как аналогия с костром — закинул нормальные поленья — костер, как правило, горит, греет. Кидаешь веточки — костер не горит толком, не греет, зато ты упахался и весь при деле.

Я провела опрос нескольких знакомых руководителей и собственников мед клиник, открытых в разное время и в разных городах. Знаете, все, как один мне сказали — первые два года будут только убытки. Это нормально. Да и потом не факт, что будет прибыль. Медицина — сложная ниша, зависит от многих факторов.

А если посмотреть, сколько сейчас нововведений в законодательстве, а как выросли штрафы, то если бы я сейчас стояла перед принятием решения — открывать или нет, я бы отказалась.

Выводы

Сейчас уже сложно бросить. Могу только рассмотреть передачу новому собственнику, более энергичному, молодому и амбициозному. Если встречу такого — ударим по рукам. Пока одни фантазеры вокруг, которым показали, как и мне, красивые картинки и большие цифры.

А мой паровоз продолжает пыхтеть и ехать. Я работаю, попутно консультирую по лицензированию и разным бизнес-процессам в клинике.

К слову, если прикинуть, сколько же нужно клиентов, чтобы выйти на те показатели, про которые поет УК. Сейчас в рекламе франшизы заявляется доходность от 730 тыс. ₽ в месяц. Не будем придираться, пусть это будет оборотка.

Допустим, будем работать без выходных. 730 000/30= 24 333 в день.

Средний чек — около 4000 ₽, т.е. мы должны делать не менее 6 капельниц. В целом, это немного. На первый взгляд. Ну допустим.

А теперь расходы (в среднем):

  • Аренда плюс коммуналка — около 100 тыс.
  • Интернет, связь — 4-5 тыс
  • Бухгалтерия (аутсорс) — 13 тыс.
  • Банк (эквайринг и др.расходы) — 15 тыс.
  • МИС (учетная программа) около 2 тыс.
  • ФОТ с налогами — около 300 тыс. руб.
  • Налоги УСН 6% — 44 тыс. (Если УСН 15% — 37 тыс., но это не точно, если налоговая не примет часть расходов по какой-то причине, то больше)
  • Закуп: 50 тыс.
  • Канцтовары, сервис для клиентов (чай, вода, условные печеньки) — 5 тыс.
  • Маркетинг, СММ, рекламный бюджет — допустим, тысяч 100.

И что нам осталось? Около 100 тыс. Все еще хочется стать бизнесменом?

Но это идеальная картинка. Я не исключаю, что я что-то делаю не так. И у более талантливого собственника будут другие цифры.

Я не хочу, чтобы сложилось впечатление, что франшиза — это зло. Это вполне рабочая тема, бизнес сам по себе интересный. Просто не всем он показан. В следующий раз расскажу, кому будет полезно.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество