Права пользователя нейросети: почему я считаю, что использовать нейросети для бизнеса небезопасно

6

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Юрий Горбачев

Страница автора

Развитие нейросетей активирует интерес к правовым вопросам относительно объектов, созданных с применением искусственного интеллекта. Постепенно бизнес старается переложить часть задач на нейросети, чтобы сэкономить ресурсы. И это пока не совсем безопасно.

Я руковожу патентным бюро. Нам приходится анализировать текущую ситуацию, поэтому хочу поделиться своим мнением о правовых перспективах использования нейросетей, разобрать некоторые положения пользовательских соглашений популярных площадок для генерации контента, чтобы немного прояснить ситуацию для пользователей.

Не будем разбирать вопрос, есть ли в работах нейросети творческий элемент, потому что точного ответа пока нет ни у законодателя, ни у опытных юристов.

В статье будем исходить из имеющейся мировой практики и документов, создаваемых разработчиками нейросетей. Из них следует, что сгенерированный нейросетью контент охраняется, как и обычные авторские произведения, созданные людьми, значит, его использование сопряжено с рисками.

Почему использовать нейросети небезопасно

Выделяю две ситуации, которые могут представлять риск при использовании нейросети.

Коммерческое использование результатов труда нейросетей может быть под запретом. Речь идет об использовании нейросетей, например, для генерации изображений, которые будут размещены на сайте компании.

Допустим, вы разрабатываете сайт для своей компании и в целях экономии используете нейросеть, чтобы сгенерировать изображения. Затем вы размещаете их на сайте и запускаете его.

Вы используете изображения в коммерческой деятельности — с целью получить прибыль. Вопрос о том, законно ли это, остается открытым.

Схема, в которую рискует попасть предприниматель
Схема, в которую рискует попасть предприниматель

Важно помнить, что российским законом не установлен статус изображений, текстов и других объектов, созданных с использованием нейросетей, поэтому нельзя однозначно сказать, как будет разрешен спор, если он возникнет.

Следует быть осторожными, не полагаться на искусственный интеллект, пытаясь сэкономить. Проблемы могут возникнуть не сразу, а позже. К тому же некоторые нейросети прямо заявляют в своих пользовательских соглашениях об ограничении коммерческого использования.

Подробнее о рисках я расскажу далее.

Использование нейросетей при исполнении заказов грозит потерей доверия и юридической ответственностью. Это история о применении нейросетей дизайнерами, копирайтерами и другими специалистами при исполнении заказов.

Допустим, вы создаете на заказ иллюстрации для сайта клиента, приступаете к работе и вскоре выдаете результат — сгенерированные с помощью нейросети изображения.

Заказчик думает, что вы создали изображения собственным творческим трудом, свободно размещает работы на сайте. В результате через некоторое время может возникнуть спор. Многие дизайнеры, копирайтеры и другие специалисты стараются уменьшить свои трудозатраты за счет использования нейросетей, но насколько это честно?

Типичная ситуация, когда дизайнер принимает решение схитрить
Типичная ситуация, когда дизайнер принимает решение схитрить

При использовании нейросетей в работе необходимо учитывать этические аспекты, такие как прозрачность и ответственность за принимаемые решения. Это значит, что нужно предупредить заказчика, что вы используете труд «машины».

Дополнительно я рекомендую заказчикам отражать в договоре условие об ответственности дизайнера за нарушение прав третьих лиц. Тогда заказчик может возместить ущерб в случае возникновения споров из-за сгенерированных картинок или любых других объектов, принадлежащих третьим лицам.

Что может стать причиной споров при использовании в коммерческих целях сгенерированного контента? Рассмотрим 3 ситуации, которые могут стать причиной споров:

— Создатели нейросети запрещали коммерческое использование в пользовательском соглашении.

Если разработчики запретили коммерческое использование, установили ограничения или правила для активации этой возможности, при нарушении они могут подать иск. Доказательством их правоты станет пользовательское соглашение, в котором прописаны правила. В этом случае у пользователя-нарушителя мало шансов выиграть спор.

— Сгенерированное произведение содержит части других объектов авторского права.

Если сгенерированный объект содержит части других произведений, их авторы могут предъявить иск. Доказать свою позицию им помогут черновики, исходники и другие материалы, подтверждающие авторство. Если они у них есть, то возможны негативные последствия для лица, использующего сгенерированный объект. Особенно если в пользовательском соглашении разработчик снял с себя ответственность за подобные ситуации. Это касается не только объектов авторского права, но и товарных знаков, известных персонажей, принадлежащих другим лицам. — Нейросеть дала одинаковый результат двум пользователям, оба используют объект в коммерческой деятельности.

Если нейросеть выдала одинаковый результат двум пользователям, оба могут инициировать разбирательство, но кто победит неизвестно. Такой практики еще нет, однако в пользовательских соглашениях можно встретить положения о том, что разработчики допускают такую ситуацию, признают равные права обоих пользователей на объект. Устроит ли такое решение стороны? Вероятно, нет.

Что написано в пользовательских соглашениях популярных площадок? Анализ пользовательских соглашений на данный момент может быть ключом к пониманию правовых аспектов использования нейросетей, пока нет утвержденной законодательной базы, поэтому предлагаю изучить основные положения. Информация актуальна на март 2024 года. Пользовательские соглашения могут меняться, поэтому нужно периодически просматривать документы.

ChatGPT

OpenAI — компания-разработчик ChatGPT. На ее сайте размещено пользовательское соглашение, в котором сказано, что пользователь является владельцем выходных данных — сгенерированного контента. Компания полностью передает свои права собственности на объекты, созданные нейросетями.

Текст соглашения переведен с английского языка автоматически
Текст соглашения переведен с английского языка автоматически

Разработчики также предупреждают, что нейросети могут выдавать одинаковые результаты, данные могут быть неуникальными, и на эти материалы не распространяются положения о передаче прав собственности. В общем, если в сгенерированном объекте есть чужое произведение, оно продолжает принадлежать автору. При его использовании вы нарушаете права создателя. Если автор узнает, что его произведение используют, то может подать иск.

Нейросеть не несет ответственность за то, что выдала неуникальный результат, пользователь должен это понимать.

Midjourney

Последнее обновление пользовательского соглашения произошло совсем недавно — 7 марта 2024 года. Ориентируемся на эту версию.

Midjourney заявляет, что пользователи владеют созданными в рамках сервиса работами в максимально возможной степени, но в соответствии с применимым законодательством. В нашем случае мы ориентируемся на российские законы, которых относительно нейросетей пока нет.

Текст соглашения переведен с английского языка автоматически
Текст соглашения переведен с английского языка автоматически

В пользовательском соглашении также содержатся исключения. Например, права на контент регулируются правами любых третьих лиц. Иными словами, если в составе сгенерированного изображения есть авторские объекты других лиц, авторы могут скорректировать объем ваших прав.

Дополнительно поясню, что изображения других пользователей, созданные с помощью нейросети, остаются их собственностью, а отмена подписки не аннулирует их право на контент.

Еще в пользовательском соглашении сказано, что необходимо проконсультироваться с юристом, относительно законодательства страны в вашей юрисдикции. Совет хороший.

YandexGPT

YandexGPT в условиях установил, что пользователь вправе использовать сгенерированный контент любыми способами, но для коммерческого использования функциональных возможностей технологии нейросети могут быть установлены отдельные условия.

Фрагмент пользовательского соглашения Яндекса
Фрагмент пользовательского соглашения Яндекса

Из этого следует, что некоммерческое использование разрешено, а коммерческое — может быть ограничено. Дополнительно отмечу, что в соглашении указано: сгенерированный контент может быть неуникальным, совпадать с результатами выдачи у других пользователей. В связи с этим пользователь принимает все риски на себя, используя сгенерированные объекты.

Еще один интересный фрагмент пользовательского соглашения YandexGPT
Еще один интересный фрагмент пользовательского соглашения YandexGPT

Шедеврум

Условия использования нейросети Шедеврум содержат прямую отсылку на форму для получения согласия от разработчиков на использование сгенерированного контента в коммерческих целях. Использовать в личных целях можно без согласования.

Фрагмент условий использования нейросети Шедеврум
Фрагмент условий использования нейросети Шедеврум

Дополнительно разработчик указывает, что изображения, видео и тексты могут быть неуникальными, значит, существует риск ненамеренного плагиата. Опять же вся ответственность на пользователе.

Kandinsky

В пользовательском соглашении Сбера для нейросети Kandinsky указано, что можно распространять сгенерированный контент, но с указанием имени и фамилии пользователя, по запросу которого он создавался, и нейросети. Опять же в соглашении присутствует положение о возможности генерации неуникального контента и ответственности пользователя за его использование.

Фрагмент пользовательского соглашения Kandinsky
Фрагмент пользовательского соглашения Kandinsky

Исключительное право на контент, согласно условиям, принадлежит пользователю.

Фрагмент пользовательского соглашения Kandinsky
Фрагмент пользовательского соглашения Kandinsky

Однако использовать сам сервис можно только в некоммерческих целях, либо придется заключать соглашение с банком или партнером.

Рекомендую обратить внимание, что в некоторых соглашениях разработчики указывают, что данные, которые вводит пользователь для генерации контента, они могут использовать любым способом. Это относится к словесным запросам, загружаемым изображениям и другим вводным данным. Учитывайте это, загружая свои данные в нейросеть.

Выводы

  1. Большинство разработчиков нейросетей указывают в пользовательских соглашениях, что объекты, созданные нейросетью, принадлежат пользователям. Но так делают не все. Нужно читать пользовательские соглашения перед использованием нейросети.
  2. Положения пользовательских соглашений могут быть ограничены действующим законодательством в юрисдикции пользователя. Об этом предупреждают в документе.
  3. Некоторые нейросети могут ставить ограничения на коммерческое использование. Нужно заранее ознакомиться с лицензионными условиями и убедиться, что коммерческое использование разрешено, либо выполнить условия для активации этой возможности.
  4. Контент, сгенерированный нейросетью, может быть неуникальным. Об этом прямо заявляют разработчики. Помимо этого, они перекладывают ответственность за его использование на пользователей.
  5. Положения пользовательского соглашения могут меняться в одностороннем порядке в любое время. Рекомендую периодически заглядывать в него, чтобы не упустить существенные изменения.
  6. Разработчики могут в любой момент указать, что сгенерированный контент принадлежит им, тогда использование контента пользователями будет нарушением.
  7. Нейросеть допускает ошибки и может генерировать контент, который нарушает закон. Ответственность в этом случае будет на пользователе, использующем сгенерированный результат.
  8. Нейросети будут развиваться, важно оставаться в курсе последних изменений в законодательстве и практике. Вероятно, уже через год право будет работать иначе.
  9. Если в той юрисдикции, в которой вы находитесь, действует законодательство, которому противоречат положения пользовательских соглашений, руководствоваться нужно правовыми нормами государства.
  10. Пользовательские соглашения регулируют правоотношения ровно до тех пор, пока нет четких правовых норм. При их появлении положения соглашений не могут противоречить закону. Разработчики будут вынуждены подчиняться.

Пока тексты и иллюстрации, созданные нейросетями, имеют свои особенности. Их можно вычислить и заметить в обилии живого уникального контента, созданного человеком.

На данный момент я рекомендую не полагаться на нейросети полностью при выполнении определенных задач не только потому, что это небезопасно с точки зрения права, но еще и по той причине, что результаты пока не такие качественные, как хотелось бы.

А для каких задач вы используете нейросети?

  • Юлиана Орловамне до сих пор непонятно, как их использовать1
  • Наталья ЛНейросети очень полезны при правильном подходе их использования и правильной постановке вопроса.2
  • Юрий ГорбачевЮлиана, вариантов много, смотря в какой сфере хотите использовать.0
  • Юрий ГорбачевНаталья, безусловно. Их можно без опаски использовать во внутренних процессах.0
  • Тагир АлмасовА можете пояснить несколько ситуаций на примере иллюстраций к этой статье? 1. Если дизайнер сгенерировал такие иллюстрации нейросетью, то как это доказать? Ведь иллюстрации в таком стиле встречаются повсеместно, и кажется, что используют одинаковые базовые компоненты. 2. Если дизайнер сгенерировал каждый отдельный элемент нейросетью (человечка, кубик, планшет, ракету и тд), а потом вручную составил композицию, то это будет считаться авторским трудом или нет? Насколько я понимаю, если дизайнер возьмёт готовые формы из библиотеки (которую он оплатил, например), то это считается произведением автора иллюстрации, а не автора библиотеки компонентов.1
  • Good GamesПервая часть статьи высосана из пальца. Дальше даже читать не стану. Каким образом точно можно доказать, что изображение сгенерировано с помощью AI? А если я сгенерил только концепцию, а остальное по референсу рисовал? А если только Персонажа? Часть персонажа? и так далее... На лицо парадокс под названием "корабль тесея" Тейк второй: "Заказчик думает, что вы создали изображения собственным творческим трудом, свободно размещает работы на сайте. В результате через некоторое время может возникнуть спор. Многие дизайнеры, копирайтеры и другие специалисты стараются уменьшить свои трудозатраты за счет использования нейросетей, но насколько это честно?" А если я скачал с гитхаба stable difusion, потом локально дообучил на своих работах нейронку(пусть там даже за основу берется уже обученная модель sd1.5 ). И на основе этого сгенерил, затем прогнал через очистку метаданных и выдал за ручной труд. Как докажете, что сгенерено? На что ссылатся то будете? На то что пальцы подозрительно кривые?) Ну и вопрос. Если я хочу обучить чистую нейронку понятию "old black dog on the street", то где мне брать миллион фотографий собак разных цветов, улиц, разных ракурсов, кроме как в интернете? На лицо парадокс "объясни слепому цвета" Вот один человек дал такой ответ: что НАСТОЯЩИЙ художник никогда не посмотрит чужие работы и фотографии, а будет вдохновлятся по ОПИСАНИЮ чего-то. Ведь он живой, у него есть чувства и он через них изображает. Например, если он не знает как выглядит персидская собака, он не пойдет гуглить это и смотреть на ЧУЖИЕ изображения защищенные АВ. О нет! По закону об АВ, если он собирается извлекать выгоду из работы, он должен только читать описание где-нибудь на вики! Не дай бог насмотрится референсов в энциклопедии! Там ведь изображения тоже АВ защищены! Да да, мир ведь так и работает. Все дизайнеры, которых я знаю, по нескольку десятков референсов в инете собирают. Этому вроде как даже учат. Поэтому умные люди обучают нейронку на своих работах и ускоряют производство и не боятся метаданных т.к за нейронкой еще долго придётся править в фотошопе небольшие огрехи.0