Как я открыла сеть кофеен, или Три парадокса, которые надо учитывать при запуске бизнеса

42

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Я открыла свою первую кофейню совершенно спонтанно, но мне удалось масштабировать бизнес, а теперь я еще и помогаю запускать успешные заведения другим начинающим предпринимателям. Здесь много статей про статьи расходов и процессы, связанные с открытием, и моя история не так уж сильно от всего этого отличается. Поэтому я напишу о парадоксах, которые я вывела из своего опыта.

Парадокс №1: не открывайте бизнес ради денег

– Э-ээ… позвольте… А ради чего его тогда открывать? — спросите вы. А я отвечу: для любви 😊

Одним прекрасным утром 2019 года я отвела дочь в школу и зашла в пекарню по соседству. Там была вкусная выпечка, но не было кофе. Зато в помещении было еще немного свободного пространства. Идея родилась сразу, и я отправилась к арендодателю. В тот же день! На тот момент у меня не было ни денег, ни опыта, ни ИП — только желание угощать людей самым вкусным кофе. Но через две недели посетители пекарни уже могли взять с собой ароматный горячий стаканчик напитка, приготовленного с любовью. Это не рекламный лозунг — это реальное УТП, и оно заставляет людей делать крюк в несколько километров, чтобы заехать в нашу крохотную кофейню формата Take Away и получить свой глоток любви в стаканчике самого вкусного кофе 😊

Видя, что дело пошло, знакомые попросили меня помочь им с открытием аналогичного заведения. Мне все это было уже очень интересно, поэтому я согласилась сделать это для них совершенно бесплатно. Я организовала запуск и помогала с управлением в первые две недели, а потом передала бизнес полностью его владельцам. Но вскоре они вернулись: выручки стоят, с персоналом беда… Но тут уж я предложила им взять меня в долю. Так у меня появились партнеры и две кофейни вместо одной. Через пару недель оборот вырос пятикратно! А еще через некоторое время открыли и третье заведение, причем без внешних инвестиций — взяв средства с оборота действующих заведений. Кстати, так я теперь учу масштабироваться и своих клиентов. Потом мы снова разделили бизнес с моими партнерами, но это уже совсем другая история. Я продолжаю развивать собственную сеть.

В чем же секрет? Так в любви же 😊 И она начинается с персонала: вкусный кофе могут готовить только счастливые сотрудники. К тому же многие приходят именно к конкретному бариста, особенно, если заведение, как у нас, находится в спальном районе. Да, конечно, удобное расположение и вкусные напитки — это очень важно, но потом люди возвращаются не только за чашкой понравившегося кофе, но и за приятным общением. Человек заходит к нам весь взъерошенный, но уйти он должен в полной благодати.

В моем маленьком бизнесе есть полноценная корпоративная этика — я вынесла этот опыт из предыдущей работы в больших корпорациях. Прописаны стандарты общения с гостями, отработаны все процессы, и, разумеется, все обязательства перед сотрудниками по зарплате четко выполняются. Буквально все расписываю — как открыть смену, как закрыть, что сказать гостю, когда он зашел и когда он уходит. Важно также общаться с сотрудниками уважительно. Когда я захожу в заведение, я не зыркаю, как цербер, по углам, чтобы указать, где что не так. Я надеваю фартук и становлюсь рядом, чтобы помочь, и уже по ходу мы обсуждаем, что нужно изменить и на что обратить внимание. Такая атмосфера и создает ту любовь и радость, которую бариста потом передают гостям, и это то, за чем гости к нам всегда возвращаются.

Вы скажете — что толку их обучать, церемониться с ними — ведь они приходят поработать в кофейне, чтобы научиться и открыть свой бизнес. Нет проблем, помогу и с этим — я же еще и консалтер 😊 Зато такая атмосфера притягивает лучших людей, а они в свою очередь притягивают множество постоянных гостей. Целью бизнеса должно быть создание ценности, а на пути к достижению этой цели придут и деньги.

Парадокс №2: радуйтесь возникающим трудностям!

Дело в том, что на самом деле многие из них — это возможности. Как вы уже поняли, путь от идеи открыть кофейню до первого чека занял у меня всего две недели. А где же за такое время найти хорошего бариста, спросите вы? Особенно, если само это слово узнаешь уже после старта проекта… Но удача любит тех, кто ничего не боится. Шеф-бариста пришел ко мне в виде художницы, нанятой через популярный сервис поиска исполнителей, чтобы расписать меловую доску. У девушки, кроме умения рисовать, был отличный опыт работы в кофейной индустрии, и она обучила меня всем премудростям профессии, а также помогла с работой в первые месяцы.

Спустя некоторое время хозяин той самой пекарни, где открылась моя первая кофеточка, сообщил, что он расширяет свое заведение и кофейню придется перенести в самый дальний неудобный угол. Это был удар! Я даже на пару дней уехала из города, оставив кофейню на дежурного бариста. Но потом я собралась и увидела, что тот угол находится возле окна, хотя и совершенно глухого. А значит, можно заменить это окно на привлекательную стеклянную витрину и организовать окно выдачи. То есть мой кофе смогут покупать не только те, кто зашел в пекарню, а вообще все, кто идет мимо! Очень скоро чеков стало больше. А когда началась пандемия и двери всем пришлось закрыть, мое окно продолжало работать. Кстати, о пандемии — мне она помогла масштабироваться. На рынке появилась масса хороших мест по низкой цене, и одна кофейня превратилась в сеть!

Парадокс №3: «большие» инструменты для маленькой кофейни

В свою первую кофейню я поставила самую простую кассу «пробивалку». И это была главная ошибка. В принципе, первое время я как-то обходилась табличками для учета — приходилось, конечно, посидеть над ними по вечерам. Но когда кофеен стало четыре, времени стало катастрофически не хватать. Тут мне позвонили и предложили попробовать iikoMini. Это, конечно, небо и земля — сидению в отчетах пришел конец! Например, программа даже сама прикидывает, сколько каких продуктов понадобится и дает точный список чего и сколько надо купить. То есть не просто я знаю, что вот уже кончаются гранаты для фреша, а прямо точно написано, что на завтра надо 4 штуки. А значит, они не протухнут, так как купили больше, и не кончатся в самый неподходящий момент, программа точно вычисляет необходимое количество. Или сахар все время забывали раньше — теперь он просто появляется в списке на закуп.

Собственнику важно контролировать свои расходы и доходы, чтобы вовремя разумно перенаправить средства на важные цели. Вот я, например, захожу в телефон, вижу, что под конец дня все еще остались круассаны. Звоню бариста, говорю — если все продашь, я тебе дополнительно к сумме за выход премию начислю. Мотивация — очень важный инструмент для того, чтобы влиять на выручку и на прибыль. Например, можно стимулировать продажу блюд с наибольшей наценкой и так далее. И с контролем работы персонала все проще и быстрее, да там еще много всего.

Своим клиентам по консалтингу я всегда теперь советую не тратить время зря и ставить правильный учет сразу. Многие считают, что в таком маленьком бизнесе неважны инструменты для учета, все и так «на пальцах», и выбирают программу подешевле. Причем и подешевле то она часто на какие-нибудь три чашки кофе в месяц. А потери в результате многократно больше. В том числе и потерянное время, ценность которого очень многие предприниматели забывают учитывать. Внесите его в расходы, хотя бы по средней ставке наемного менеджера, и сразу поймете, чего вам стоит неправильный учет и длинные вечера с табличками. Все это время вы могли бы потратить на развитие или просто на свою собственную семью.

  • АвоKadsaИли хозяйка крутая, либо крутая наивная реклама системы учёта!13
  • АвоKadsaА к слову, где она находится, как называется и как с вами связаться, если что?3
  • ИринаАвоKadsa, там на первой фоточки аккаунт в запрещенной сети с картинками 😁2
  • Sergey KislitsynПокупайте наших слонов3
  • Дарья БарыгинаСколько ни читаю про бизнес, никто не пишет, ни про форму собственности, ни про систему и объект налогообложения. Огромный пласт важной информации мимо. Ну а тут вообще как слащавую сказку прочитала. Я кофеман и хороший кофе это не про баристу работающего по скриптам, это вода, сорт кофе, его обжарка, свежесть обжарки, правельный помол, верно встроенное давление в машине, много чего и улыбка бариста вообще не важны10
  • Ольга БеленькаяДарья, ну ооо или ип дело десятое.аренда проходимость персонал вот это вопрос .5
  • Артём КалашниковОльга, дело не только в этом. У тех же ИП есть 3 формы налогообложения, насколько я знаю, у ООО они тоже бывают разные.2
  • Ольга БеленькаяАртём, тут вобще сюр какой то в пекарне не было кофе с собой а она шла такая мимо ходом и раз кофейня.откуда денеьги?5
  • Дарья БарыгинаАртём, больше чем три)0
  • Роман МакаровДля ЛЛ: реклама iikoMini- даже для маленькой точки покупайте, не жалейте денег.1
  • С.С.Я захотела кофе и через 2 недели открыла кофейню. Деньги упали с неба. Никаких расчетов я вам, конечно же, не покажу. Главное - любовь.8
  • Весёлый пончикТак и запишем, главное - любовь. А все предприниматели, чей бизнес пошел ко дну, просто не любили своё дело, вот и всё! В целом, ощущение, что копирайтер iikoMini как-то не доработал тему.0
  • Ярослав ЯрковБизнес должен создавать ценность для общества, а деньги подтянутся - это верно, и мой опыт это тоже подтверждает. Над ценностью нужно работать ещё больше, чем над доходом. Но отдача будет многократной.3
  • Полиция Т—ЖЮрий, не грубите. Правила: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/0
  • Нина ФраловаС.С., Здравствуйте! Деньги заняла у друзей, первоначальный капитал был 300тр (это 2019 год, напомню). Окупаемость составила 4 мес. (Сразу вернула долг). ИП открыла за три дня, взяла консультацию у бухгалтера. УСН (6%). Все расчеты делала сама, искала поставщиков и сотрудников. Развивалась и постоянно совершенствовалась. Это моя правдивая история и я ни капельки не преувеличила. Сейчас оказываю консалтинг по открытию своего бизнеса и там даю все цифры и модели ( финмодель и тд).5
  • Анна ЛихачеваС.С., поэтому многие не в состоянии воплотить свои мечты, нужно просто брать и делать, и если человек сам по себе ответственный и идейный, то вполне можно и деньги найти, и персонал, и машинку, и все на свете. ту же кофемашину можно взять также в аренду на первое время. не говорю, что не нужно ничего продумывать, но и не нужно слишком долго задумываться. если почитать истории известных людей/предпринимателей, то почти всегда они просто шли к своей цели. адресовываю это всем здесь, кто пишет про «сладкие сказки». как раз большинству не хватает любви, уверенности в себе и решительности, а про документы, налоги и тому подобное можно спросить у бухгалтера)3
  • Анна ЛихачеваЯрослав, согласна, у меня также было. я открыла магазин цветов, дело долго не шло, пока не осознала, что главное позитив, персонал, идея. начала акции проводить, почаще появляться в магазине, поменяла ремонт, и еще кучу всего. и только после этого пошли деньги хорошие!)1
  • Нина ФраловаС.С., на первом этапе все оборудование у меня было в аренде, поэтому что я не знала пойдет у меня или нет. Со временем я выкупила оборудование.3
  • Нина ФраловаАнна, здравствуйте! Как ёмко написали! Благодарю 🙏 Это моя первая статья и первый опыт публично рассказать свою историю )4
  • Кирилл ЖилинСпасибо, очень интересно! Прочитал статью с огромным удовольствием и на одном дыхании! Столько позитива и вдохновения! Вдохновляющие истории и замечательный человек!3
  • Сергей ДовыденкоСпасибо автору, очень полезная статья для тех , кто боится начать или не знает с чего. Процветания вашему делу!3
  • Анастасия ПетренкоНе понимаю негатива и осуждения в комментариях в сторону хозяйки. Через рассказ владелицы чувствуется трепетность и искренняя любовь к своему делу ! Статья невероятно вдохновляющая. Очень ценно то ,что автор делится своим опытом ,рассказывает о возникших проблемах и как грамотно получилось выйти из них ,найдя при этом выгоду для себя. И всё это преподносится читателю с позитивом ! После прочтения у меня остались только энтузиазм и вера в себя☺️!3
  • Алексей ЧернецкийПрекрасная статья, спасибо. Вся суть любого успешного проекта: создание здорового рабочего климата, прозроачных процессов и страсть\любовь к делу. Все остальное приложится. Про климат: не надзирателем нужно быть, а лидером, который и поможет и будет ориентиром и будет защищать и развивать своих сотрудников. К сожалению, многие не видели такой здоровой модели и научить их некому - ради этого уже стоит поучиться у автора. Про страсть: Кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет, ищет оправдания. В первую очередь должно быть огромное желание сделать, идея. Просто жажда денег тут не сработает, всегда будут трудности и поиск. Предпринимательство подходит очень малому проценту людей, готовым постоянно учиться и гореть своим делом. Если это не так - сидите на окладе и ничем не рискуйте, но и шампанского, как говорится, не попить. =)1
  • Алексей ЧернецкийДарья, почитайте про масштабируемость бизнеса. В статье четко написано, что начинали с одной, причем автор сам там работал первое время.1
  • Алексей ЧернецкийАнна, Все именно так. Таким людям можно только посоветовать читать побольше, например "К чёрту всё! Берись и делай!" Ричарда Брэнсона Он вообще начинал бедным школьником с доставки пластинок по почте. А сейчас владеет и руководит многоотраслевым холдингом Virgin Group, под брендом которого объединились десятки разных бизнесов, вплоть до запуска Virgin Galactic с идеей туристических космических полётов.0
  • С.С.Кто все эти люди с одним комментарием, нахваливающие статью? Надеюсь, не фейки, а то это ппц как стремно...0
  • Тома ЧичиковаС.С., почему сразу фейки? Отличная статья ведь0
  • Нина ФраловаАнастасия, благодарю 🙏0
  • Нина ФраловаСергей, благодарю 🌺0
  • Нина ФраловаКирилл, благодарю 🌺0
  • С.С.Тома, написал человек с единственным комментарием в т-ж....0
  • Дарья БарыгинаАлексей, вы точно точно мне ответили? Жажда, возможности, ну спасибо, я собственник бизнеса. А вот потребители бесплатного контента про налоги и юридические тонкости мои постоянные клиенты, приносят приличный доход.0
  • Дарья БарыгинаАнна, истории известных предпринимателей - ошибка выжившего1
  • AleksandraAПопыталась найти эту кофейню, в Instagram только четыре публикации с таким хэштегом, аккаунта нет, сайта нет, короче ничего не понятно с этим супербизнесом 😵‍💫1
  • ВероникаКакая милая и интересная история! Как же круто читать это от людей, которые искренне любят свое дело и так трепетно к нему относятся, хозяйка очень милая и красивая!0
  • Нина ФраловаAleksandraA, na_coffee Моя страница nina_fralova Заходите и смотрите)))0
  • AleksandraAНина, я посмотрела, но не увидела никакой информации собственно о кофейнях: есть страница кафе с 40 подписчиками и инфа о вас как об эксперте по консалтингу (тоже подписчиков не густо - меньше 2000). Из чего я делаю вывод, что ваш бизнес - это инфобизнес, а не кафе.1