Законно ли устанав­ливать ограничение по времени для столика в кафе или ресторане?

55
Аватар автора

Екатерина

спросила в Сообществе

Сидели с подружками в кафе. В какой-то момент к нам подошел официант и сказал, что у нас еще полчаса, а потом мы должны освободить столик. Вроде как у них в кафе такие правила.

Скажите, это вообще законно — ограничивать время пребывания за столиком в кафе или ресторане? А если предупреждают, например, что «столик на три часа»? Или как с нами — когда не предупреждают и просят уйти? А что будет, если не уйти?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Если ограничение прописано в правилах и вам эти правила покажут, это законно. Но просто слова официанта, ничем не подкрепленные, не могут быть основанием для вашего выдворения. Расскажу подробнее.

Может ли заведение общепита установить ограничения по времени использования столика

В законе не сказано, как долго посетители могут находиться в заведении. Но кафе или ресторан вправе самостоятельно установить промежуток времени, после которого посетители должны освободить столик  . Например, кафе может прописать в правилах, что столик можно занимать не дольше трех часов.

Этот лимит заведения общепита обязаны указать в правилах и предупредить о нем гостей  — например, написать в меню на видном месте или пустить бегущей строкой по экранам в помещении. В крайнем случае — распечатать правила и поместить в «Уголке потребителя». Или хранить в кабинете руководителя, но предъявлять посетителям вместе с предупреждением, что время использования столика ограничено.

Рассылка с разбором новых законов
Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

В какой момент должны предупредить об ограничении

Предупредить посетителя об ограничениях по времени должны до того, как он сделал заказ, — чтобы он решил, устраивают его эти правила или нет. Если официант сразу ничего не сказал, он нарушил закон: заведение общепита оказывает потребителю услугу и должно дать полную информацию о ней  .

Если посетителя заранее не предупредили, что время пользования столиком ограничено, кафе не вправе ссылаться на правила и требовать от него уйти.

При этом нельзя просто сказать, что столик нельзя занимать больше чем на три часа, — надо показать, где это ограничение указано. Поэтому в вашем случае официант дважды нарушил закон: не предупредил о лимите по времени и не показал документ, в котором прописаны правила посещения.

Иногда бывает, что общего ограничения нет, но столик, который хочет занять посетитель, забронирован. Тогда официанты могут разместить его за этим столиком, но обязаны предупредить, что его надо освободить к определенному часу. В этом случае достаточно, чтобы на столике стояла табличка с указанием брони.

Если посетителя заранее ознакомили с правилами, но, когда установленное время пользования столиком закончилось, он отказывается уходить, сотрудники кафе или ресторана вправе вызвать полицию, чтобы его выдворили из заведения.

В Татарстане семья пришла в кафе в 15:40. Официантка посадила гостей за стол, но сразу предупредила, что он забронирован и его нужно освободить до 16:30. Посетители согласились, но когда подошло время и официантка попросила их пересесть за другой столик, грубо отказали.

Тогда официантка принесла посетителям чек, но мужчина не стал его оплачивать и начал препираться с администратором. Кто-то из сотрудников кафе нажал кнопку тревожной сигнализации, и приехали сотрудники Росгвардии.

Поскольку общественный порядок семья не нарушила, а неоплаченная пицца стоила 590 ₽, ущерб был незначительным. Сотрудники Росгвардии не оформили никаких документов и уехали.

Но посетитель решил, что персонал кафе должен понести наказание, и написал жалобу в полицию, чтобы на сотрудника заведения завели дело об административном правонарушении за заведомо ложный вызов. Полиция отказала, и гость пошел в суд обжаловать это. Но и суд не нашел в действиях МВД нарушений  .

Что можно потребовать, если вас незаконно просят уйти из ресторана

Если вас не предупредили об ограниченном времени использования столика, а потом заставили уйти, можно направить претензию заведению общепита. В ней нужно указать суть нарушения, дату и время, когда это произошло, требования и срок, в течение которого они должны быть удовлетворены.

Претензию можно направить сервисом Почты России для отправки заказных писем либо заказным письмом на юридический адрес компании или по месту регистрации ИП. На сайте Почты России есть сервис для отслеживания отправлений — распечатка из него будет подтверждением, что вы соблюли претензионный порядок.

Еще претензию можно вручить лично. Сделайте два экземпляра, один отдайте представителю кафе или ресторана, а на втором попросите поставить подпись и дату.

Ответить вам должны в течение 30 дней с момента получения претензии. Если ответа не будет или заведение откажется удовлетворить ваши требования, можно жаловаться в Роспотребнадзор. К жалобе надо приложить претензию с подтверждением отправки  .

Для жалобы в федеральный орган нужны доказательства нарушений. Лучше всего снять разговор на видео: так вы сможете зафиксировать голос официанта и показать интерьер кафе, чтобы не было сомнений, где именно случился инцидент.

За нарушение ведомство может оштрафовать заведение: предпринимателю и малому предприятию грозит штраф от 1000 до 2000 ₽, крупной компании — от 10 000 до 20 000 ₽  .

Еще можно попробовать обратиться в суд за взысканием компенсации морального вреда. Но по такому делу вряд ли присудят большую сумму: скорее всего, компенсация составит 1000—5000 ₽. Поэтому подумайте, стоит ли связываться с судебным процессом ради такого результата.

Что в итоге

Чтобы кафе или ресторан могли законно ограничивать посетителей во времени посещения, эти лимиты надо зафиксировать во внутренних правилах. Вас должны предупредить об ограничениях и показать документы, в которых это написано.

Если вас не предупредили, правил нет или их вам не показывают, требование покинуть кафе или ресторан незаконно. Вы можете пожаловаться на заведение в Роспотребнадзор, если не удалось добиться справедливости в прямых переговорах с общепитом. Для этого приложите к жалобе доказательства — например, видеосъемку разговора.


Теги: еда, право
А вас просили освободить столик? Расскажите, чем все закончилось:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество