Карьеры
9K

Как я освоил веб-дизайн, искал заказы на фрилансе, провалил бизнес и запустил успешный стартап

История читателя

9
Аватар автора

Екатерина Шалмина

задала вопросы

Страница автора

В рубрике «Карьеры» читатели Тинькофф Журнала рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.

Герой этого выпуска с детства увлекался компьютерной графикой и мечтал делать сайты. Он уже был востребованным веб-дизайнером, когда открыл свой бизнес, который провалился, и успешным арт-директором, когда запустил стартап, который выстрелил.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Профессиональный путь

Аватар автора

Ivan Ardintsev

управляет продуктом и дизайном

Страница автора

Плохо учился в школе. Любимых предметов никогда не было. Я вообще считал школу некоторым «налогом на детство» и никакой пользы из нее не извлек.

Я учился в 90-е. Компьютеры тогда были редкими, особенно в провинции, поэтому, когда у меня дома появился свой ПК, я окончательно выпал из учебного процесса. Преимущественно играл, но тогда же начал какие-то эксперименты с одной из первых версий «Фотошопа» — рисовал всякую ерунду.

💎 Академических знаний по рисунку не имел, да и в целом свои развлечения в «Фотошопе» никак с рисованием не связывал.

Бросил колледж после первой сессии. С высшим образованием сразу не задалось. Я кое-как поступил в Таганрогский колледж морского приборостроения, потому что только в нем было что-то, похожее на компьютерную специальность. Это был 2002 год, тогда еще не было большого выбора профессий, связанных с компьютерами, особенно в средних специальных учебных заведениях и особенно в провинции. А знаний для поступления в институт мне сильно не хватало, да и первый набор по специальности «дизайн» состоялся в местном вузе лишь спустя несколько лет.

Из колледжа сбежал после первой же сессии, потому что учебный процесс очень напоминал школу: математика, геометрия, физика, химия… Я не понимал, зачем мне опять погружаться в эти предметы.

Пытался делать сайты. В тот момент я серьезно увлекся компьютерной графикой, а учиться на системного администратора было совсем не интересно.

Очень хотелось сделать свой сайт. Для этого надо было освоить полный цикл его постройки, а никаких курсов в то время, понятное дело, не было. Для обучения графике скачивал какие-то туториалы с американских сайтов, переводил их, пытался повторять. Параллельно изучал HTML: брал чужие страницы, залезал в код, менял параметры и смотрел, что получается.

💎 Про профильное образование скажу одно: до сих пор ни разу не было проблем из-за его отсутствия. Самообразование дало мне все, что нужно.

Устроился пиар-менеджером в клуб. Первую официальную работу нашел в местном ночном клубе. Взяли туда исключительно по знакомству и за любовь к вечеринкам. Платили по меркам тех лет неплохо — 6000 ₽ в месяц. Эти деньги я успешно спускал в том же заведении, где и работал.

6000 ₽
была зарплата пиар-менеджера в ночном клубе

График устанавливал себе сам, а обязанности мне толком никто не объяснил. Я тоже понятия не имел, чем занимается пиар-менеджер, не знало этого и руководство клуба. Поэтому я просто рисовал красивые афиши, бесплатно выпивал в баре и слушал модных московских диджеев.

💎 Через четыре месяца меня уволили. На мой взгляд, пиар-менеджер клубу был не нужен, и это подтверждает тот факт, что мне не стали искать замену. Задерживаться в этой сфере я не планировал, поэтому расстраивался примерно пару минут.

Ушел во фриланс. После увольнения я несколько месяцев перебивался случайными заработками: разрабатывал дизайны сайтов и разной печатки. В то время я был чуть ли не единственным в городе, кто это умел и практиковал. Никаких бирж тогда не существовало, работа находилась исключительно по знакомству и рекомендациям. В 90% случаев заказывали дизайн сайта или какой-то его части, например обновление шапки. Инструменты использовал самые стандартные — «Фотошоп» и текстовый редактор кода, уже не помню какой.

Стабильного потока клиентов не было, в месяц могло быть три заказа, а могло — ни одного. Системную работу по привлечению заказчиков я не вел, да и в целом не особо понимал, как это делать. Таганрог — небольшой город с населением менее 300 тысяч человек. Потребность в сайтах тогда уже была, но не такая, чтобы завалить меня работой.

15 000 ₽
максимум зарабатывал на первых заказах по дизайну

Фиксированного ценника тоже не было, стоимость зависела от моих личных финансовых потребностей на момент заказа и крутости клиента. Он мог сам назвать свой бюджет, а я уже думал, хватит мне или нет. Зарабатывал от нуля до 15 тысяч рублей в месяц. Жил с родителями, которые любезно кормили меня в моменты простоя, когда заказов совсем не было.

💎 В тот момент я окончательно понял, чем хочу заниматься, и сосредоточился на поиске клиентов и повышении среднего чека — старался брать за следующий заказ чуть больше, чем за предыдущий.

Поработал в рекламном агентстве. В 2004 году знакомый отца взял меня дизайнером на полставки в свое рекламное агентство. Зарплата была 3500 ₽ в месяц — не бог весть какие, но гарантированные деньги.

3500 ₽
получал в рекламном агентстве

Я делал все виды рекламы — от световых вывесок до карманных календариков. Инструменты использовал примерно те же самые, что и в дизайне сайтов, за исключением Corel Draw. Делать графику для сайта или рисовать календарь — это в целом очень похожая работа, только процесс создания сайта не заканчивается на графике.

Самым сложным было, конечно же, общение с клиентами. Чувство прекрасного у директора колбасного завода сильно отличалось от моего, поэтому приходилось делать очень спорные вещи. А отказывать клиенту мне не разрешали, ведь он уже заплатил.

💎 Работа не очень нравилась. Она не имела отношения к веб-дизайну, и рекламное агентство не могло дать мне возможность развиваться в диджитал-сфере, ведь это совсем другой бизнес.

Получил заказ из Москвы. Ситуация усугубилась, когда я взял у директора агентства взаймы 10 000 ₽ на новый мобильный телефон. И из моей зарплаты стали ежемесячно вычитать 2000 ₽, после чего на руках у меня оставались 1500 ₽, которые я тратил в первые несколько дней.

Внезапно мне перепал заказ на дизайн сайта на 30 000 ₽. Эту работу буквально привез из Москвы на поезде друг, который переехал туда годом ранее. Речь шла о сайте для металлургической компании, в которой он работал системным администратором.

30 000 ₽
стоил заказ из Москвы

💎 Денег хватило очень ненадолго, я их потратил примерно за полтора месяца, если не быстрее. Но, почувствовав себя обеспеченным человеком, с легкой душой уволился из агентства.

Работал в дизайн-студии. Возвращаться в рекламу уже не хотелось, и я устроился рисовать сайты в ростовскую дизайн-студию. Вакансию нашел в ЖЖ, который тогда был самой популярной соцсетью. Увидел пост в каком-то дизайнерском сообществе, отправил свои работы, и меня позвали познакомиться. Собеседования как такового не было, мы просто обсудили условия сотрудничества с руководителем и ударили по рукам.

Это был конец 2005 года. Договорился на 20 000 ₽, но ни разу их полностью так и не получил: зарплату постоянно задерживали и выплачивали частями, что, кажется, было нормой для индустрии тех лет. Денег, конечно, не хватало, ведь я еще тратил приличную сумму на ежедневную дорогу из Таганрога в Ростов.

20 000 ₽
была зарплата веб-дизайнера в Ростове

💎 Одной из своих суперсил считаю умение сильно урезать свои потребности при резком падении дохода, что бывало довольно часто. Всегда в курсе цены на «Доширак», который иногда профилактически завариваю.

Переехал в Москву. В конце 2006 года решил переезжать в столицу, потому что не видел для себя перспектив в Ростове. Работу нашел еще до переезда — так же быстро, как и предыдущую. Написал пост в ЖЖ, и один из друзей ответил, что в компании, где он работает, есть вакансия веб-дизайнера. Я приехал в Москву и без всяких собеседований просто начал работать.

С начальницей договорились на зарплату 46 000 ₽, которые для меня тогда были космическими деньгами, даже с учетом того, что 12 000 ₽ из них я отдавал за комнату у метро «Севастопольская».

46 000 ₽
была зарплата веб-дизайнера в Москве

График был самый обычный — рабочая пятидневка. Основной обязанностью было делать новые и дорабатывать старые сайты различных проектов известного медийно-сервисного интернет-портала. Но была особенность: никто не следил, во сколько я прихожу и ухожу. Очень это ценил.

В Москве непривычно было примерно все — от расстояний до цен в ресторане. Но я очень быстро адаптировался, Москва оказалась «моим» городом, и уже через год я не представлял себя где-то еще. Не могу сказать, что тот период чем-то особенным запомнился, кроме того, что я впервые начал получать зарплату регулярно и в полном объеме, прямо на карточку.

💎 Так как раньше я никогда не имел дела с банковскими картами, то снимал всю зарплату в банкомате и хранил ее дома. Сомневаюсь, что картой тогда можно было везде расплатиться, поэтому такое решение казалось верным.

В компании проработал полтора года, а ушел по банальной причине: сменилось руководство, с новым часть команды не нашла общий язык.

Работал в разных интернет-сервисах. Меня начало мотать по небольшим интернет-компаниям. Наверное, каждую описывать будет скучно, они все были невероятно похожи одна на другую. Когда мне надоедало работать в одном месте, я находил новую вакансию на «Хедхантере» и шел в следующее. Четкого карьерного плана у меня не было, поэтому на вопрос: «Почему вы хотите работать в нашей компании?» — я мог ответить только: «Мне же нужно где-то работать».

Зарплата росла очень медленно: за несколько лет поднялась с 60 тысяч до 85 тысяч рублей. Но зато в те годы я нарабатывал ценные связи. Выглядело это так. Знакомишься с коллегой в одной компании, вам нравится работать вместе, вы поддерживаете общение за пределами работы. Когда у коллеги или у тебя появляются предложения или возможности в другом месте, происходит контакт в стиле: «Есть работа — хочешь взяться?»

85 000 ₽
максимально зарабатывал в интернет-компаниях

💎 Наверное, главное, на что я сделал ставку в карьере, — это нетворкинг. Я собрал очень качественную и разноплановую сеть контактов, поддерживаю связь с коллегами даже с первых мест работы, ведь никогда не знаешь, кто и когда пригодится тебе, а кому пригодишься ты.

Системы или стратегии никакой нет: дружим в соцсетях, списываемся на предмет «чо как». Иногда, если есть какой-то вопрос, связываются со мной, иногда первым пишу я. В целом процесс довольно хаотичный, но меня это вполне устраивает.

Жил в Таиланде. В 2012 году я опять перешел на фриланс, и у меня отпала необходимость все время находиться в офисе. А возможность работать из любой точки мира сама по себе интригует и вызывает интерес. На два года я уехал в Таиланд. Страну выбрал случайно. Друг, который жил в Таиланде, сказал, что там клево и недорого. Сам я за границей на тот момент был всего один раз — провел две недели отпуска на Гоа.

Я удаленно работал на московские компании: рисовал сайты, интернет-магазины, первые интерфейсы. Была пара компаний, с которыми сотрудничал на постоянной основе, также мне подкидывали заказы разные знакомые с предыдущих мест работы — тот самый нетворкинг. В месяц зарабатывал 80—90 тысяч рублей, периодов простоя, можно сказать, не было вообще.

90 000 ₽
максимально зарабатывал, пока жил в Таиланде

Курс рубля к тайскому бату был тогда один к одному — жить в Таиланде было однозначно выгоднее, чем в Москве. За 20 тысяч я снимал жилье, еще пять тратил на аренду мотоцикла, остальное — как придется: на поездки в соседние страны, походы по барам и так далее.

💎 Лучшее было время! Даже не знаю почему, это на уровне ощущений. Ты молодой и здоровый, у тебя нет никаких обязательств, на мозг не давит груз прожитых лет, живешь на тропическом острове и ни в чем себе не отказываешь.

Вернулся в Москву. Но прогресса в работе не было: делал все время одно и то же за примерно одинаковые деньги. Дохода хватало, но мне стало скучновато. Плюс начались проблемы с визой, которые я в теории мог решить, но не стал, потому что уже не очень хотел жить в Таиланде.

💎 К тому времени искать заказы я так и не научился — делал, что дают. Курсов по веб-дизайну все еще не было, но, если бы даже были, они никак не помогли бы мне зарабатывать больше.

Надо было что-то менять, и я вернулся в Москву.

Начал свой бизнес по веб-разработке. После возвращения мы с другом решили открыть свою дизайн-студию, тем самым увеличив поток и стоимость заказов. Это был 2014 год. Начальный капитал не требовался. Сначала работали вдвоем, а с увеличением количества и сложности заказов постепенно набирали людей и продавали их время дороже, чем покупали у них. Очень простая схема, но имеет кучу подводных камней, на которых мы и потонули.

Сначала дела шли более-менее. Я совмещал роль дизайнера с арт-директором, что в целом было очень похоже на работу фрилансера: общаешься с клиентом, снимаешь с него мерки, а потом презентуешь и защищаешь свое решение. Различие было лишь в том, что всю работу или ее часть делали другие люди, которыми я руководил. Мы нанимали программистов для мобильной и бэкенд-разработки и дизайнеров-фрилансеров, платили им сдельно. Личный доход вырос до 140—150 тысяч в месяц, что было неплохо для 2014 года.

150 000 ₽
был максимальный доход в своем бизнесе

💎 По сути, это была моя первая руководящая должность, но я к ней так не относился. То есть брал на себя какую-то повышенную ответственность, но прямо начальником себя не ощущал. И сотрудников в постоянном подчинении у меня не было.

Мой партнер находил заказчиков и выполнял роль менеджера. Рекламы мы нигде не давали, поиск клиентов строился на харизме и связях партнера. Если прибыль — это то, что остается у компании на счетах после всех обязательных выплат, то ее не было вообще. Все уходило на зарплаты себе и коллегам, иногда — на офис. Офис у нас то появлялся, то пропадал, и мы не могли определиться, нужен он или нет, потому что большинство сотрудников работали удаленно.

Закрыли бизнес. Но дела мы вели плохо. Жили одним днем — вернее, одним месяцем. Никакого долгосрочного финансового планирования у нас не было. Однажды крупный и серьезный клиент не заплатил, и это был не тот случай, когда мы могли судиться. В итоге у нас произошел «каскадный резонанс» невыплат, команда на тот момент уже начала разваливаться, и мы решили не тянуть этот груз из болота.

Стал консультантом. Я вернулся к работе в найме и стал ИП, но позиционировал себя уже не дизайнером, а арт-директором-консультантом. По сути, мои обязанности ничем не отличались от задач арт-директора, слово «консультант» я добавил для солидности.

Отдельные заказы уже не брал, а работал с компаниями, у которых дизайн — это часть рабочего процесса, его невозможно доделать или закончить. Это позволяло вести продолжительную работу с клиентом, быть полностью ответственным за весь дизайн, который у него разрабатывается, не важно, в штате или у фрилансеров, и работать сразу с несколькими компаниями в формате почасовой оплаты.

Мой час стоил 1500 ₽, но это не та работа, в которой что-то можно сделать за час. Финальное количество часов складывалось из времени, потраченного на изучение особенностей бизнеса клиента, поиск исполнителей, распределение и постановку задач и контроль их выполнения. В конце месяца я примерно подсчитывал, сколько на что часов было потрачено, и выставлял заказчику счет. Доход вырос до 220—250 тысяч в месяц.

250 000 ₽
максимально зарабатывал как консультант на фрилансе

Развивал свой стартап. Мысль о чем-то большем не покидала нас с другом, и на этот раз мы задумали свой стартап. Изучив разные западные сервисы, решили запустить приложение по поиску работы для синих воротничков, то есть рабочих профессий. На российском рынке не было крупных игроков, которые бы работали только в этом сегменте. «Хедхантер» и его копии помогали в основном с поиском офисной работы.

Основными нашими конкурентами были региональные доски объявлений и «Авито», где все было свалено в кучу. Плюс мы сделали ставку на мобильные устройства и геолокацию, потому что для линейного персонала один из самых важных факторов при выборе места работы — удаленность от дома, так как зарплаты у поваров в бургерных везде примерно одинаковые.

Опыта разработки у нас было навалом. Мы своими силами сделали рабочий прототип и отложили его примерно на год, потому что денег на продвижение не хватало. Как и в прошлый раз, поиском клиентов и привлечением финансирования занимался друг, а я — всем остальным.

Нашли инвестора. На дворе стоял 2017 год, я продолжал работать консультантом, но все это время мы не теряли надежды запустить наш стартап. Внезапно деньги нашлись у частного инвестора, и начался новый этап моей профессиональной деятельности: я стал заниматься всем продуктом. Если до этого я был ответственным только за одну его часть, интерфейс, то теперь взял на себя и позиционирование, и функциональность, и бизнес-показатели, такие как рентабельность, например. В то время я впервые начал осознавать, чем продуктовый дизайнер отличается от обычного, а продуктовый подход — от классического агентского. Это был целый новый мир для меня.

Стартап стал моим единственным местом работы. Вначале я совмещал должность дизайнера, арт-директора, продакт-менеджера и другие, как это обычно бывает в стартапах. Точно не могу сказать, сколько это длилось, но постепенно я стал отрезать от себя часть функций и делегировать их другим людям, которых мы нанимали в команду.

Пожалуй, сложнее всего был переход от работы руками к управлению людьми. Я очень часто срывался в «сейчас сделаю сам», потому что мне казалось, что так будет быстрее, чем что-то кому-то объяснять. Ведь путь от мозга к компьютеру короче, чем путь от своего мозга к мозгу другого человека, а уже через него — к компьютеру. Но работа не оставила мне выбора: либо я научусь делегировать, либо кто-то будет делать это за меня — и не факт, что мне это понравится. Пришлось себя ломать.

💎 Но потом мне открылось, что работа менеджера — это нанять людей, которые будут делать всю работу за тебя. И если наймешь правильных людей, то не будет никакого шанса сделать что-то самому, ведь коллеги будут выполнять эти задачи гораздо лучше тебя.

У нас был офис, все было оформлено официально и вбелую. В доходах я тогда себя немного урезал, но ниже 200 тысяч рублей в месяц старался не опускаться. Это был вопрос бюджетов и планирования. Если платить себе много миллионов рублей, то, во-первых, деньги быстро закончатся и проект разорится, а во-вторых, у инвестора возникнут вопросы по поводу эффективности трат.

200 000 ₽
в среднем зарабатывал в стартапе

Стал директором по продуктовому дизайну. В 2019 году мы успешно продали компанию одному из крупных интернет-холдингов, что позволило закрыть многие насущные финансовые потребности — например, купить собственное жилье, до этого я все время жил в съемных квартирах. А я остался работать в компании директором по продуктовому дизайну. В целом это все тот же старый добрый арт-директор, только с некоторым перекосом в бизнес-эффективность.

Если свести к сухому остатку, задача моих дизайнеров была не «сделать красиво», а сделать так, чтобы клиент совершил нужное бизнесу действие, тем самым увеличив эффективность продукта. И это был постоянный процесс итеративных улучшений одного и того же сервиса, а не разовая работа.

Моя зарплата составляла 340 тысяч рублей без учета премий. Можно считать успехом, но всегда ведь хочется чего-то большего…

340 000 ₽
была зарплата директора по продуктовому дизайну

💎 Из ошибок руководителя я, наверное, совершил почти все возможные: не полностью и медленно делегировал задачи, ошибался в найме, плохо прогнозировал загрузку команды, принимал решения на основе своих чувств, а не фактов. Но все это не так уж важно, главное — не повторять их из раза в раз.

Не боялся просить денег. Мой путь — это скорее история везучего игрока в казино, нежели человека, который держит устойчивый курс на саморазвитие и осознанно строит карьеру. Я действовал хаотично, единственной моей целью всегда был хороший заработок — многие почему-то этого стыдятся, но я не вижу в деньгах ничего плохого. Азарт может быть отличным мотиватором, главное — не растерять его с годами.

💎 Я никогда не боялся просить денег, которые хотел. Ведь если не просить, то никто тебе насильно их не даст. Удивительный для меня факт, но многие люди стесняются попросить слишком много. Они думают: «Да не, мне столько никогда не дадут» или «Да здесь работы-то… За что тут вообще деньги брать?» Эти мысли надо выгонять из головы сразу, не дожидаясь, пока они пустят корни.

Не выпадал из контекста. Моя квалификация повышалась только в процессе работы. Если для эффективной работы надо в чем-то разобраться, я иду и спрашиваю у тех, кто понимает в этом, либо ищу какие-то статьи по теме в интернете. Или нанимаю того, кто разбирается, если обновлять знания в этой сфере нужно регулярно и продолжительно.

Книги меня не сильно впечатляют, я их читаю больше для понимания контекста отрасли. Не из бизнес-книг могу порекомендовать «Sapiens. Краткая история человечества» Юваля Ноя Харари. На многие очевидные вещи посмотрел немного по-другому, а это очень полезно и в бизнесе, и в жизни.

💎 Но сами по себе эти действия никак не продвигают карьеру и не увеличивают доход — скорее, позволяют просто не выпадать из контекста.

Продолжил карьеру не в России. Из стартапа я ушел еще в начале 2022 года. Его, кстати, вскоре после этого закрыли по неизвестным мне причинам. Сейчас работаю директором по продукту в одной из стран СНГ. Вакансию нигде не искал, позвали старые знакомые. Классическое собеседование тоже не проходил, мои навыки и так были понятны и известны.

У меня был опыт подобной работы в стартапе, и в новой компании я занялся тем же самым. Я совмещаю управление продуктом и дизайном. В целом моя текущая деятельность уже имеет мало общего с работой дизайнера, это больше про работу с людьми и управление командами. Но много лет в веб-дизайне не прошли бесследно, и иногда мне опять хочется взяться за интерфейсы. Я договорился с собой, что эта опция для меня всегда открыта.

Карьеру веб-дизайнера я начал с 20 тысяч рублей, и с тех пор мой доход вырос примерно в 40 раз. Это не было резким скачком, я много лет шел по пути повышения ставок.

💎 Ты не просыпаешься однажды утром с мыслью: «Все, хочу управлять толпой людей». Просто постепенно прирастают новые сотрудники, выделяются новые направления, и в какой-то момент ты замечаешь, что у тебя уже работает 100 человек. Понятно, что ты напрямую ими всеми не руководишь, это невозможно. У каждого направления есть ответственный менеджер, с которым ты взаимодействуешь, а он уже дальше работает с командой.

Сейчас у меня под управлением восемь команд, в каждой работает 5—10 человек. Но идет тренд на расширение, поэтому вскоре надо будет их реорганизовывать, иначе очень тяжело за всем уследить. Любое управление, если в двух словах, обычно состоит из постановки целей, назначения ответственных и контроля исполнения. Если команд много, надо поддерживать между ними нужную степень синхронизации, чтобы они работали как единый организм, а не как восемь разных компаний. А еще надо помогать менеджерам направлений держать фокус на важном и возвращать их на нужные рельсы, если они вдруг сбились с пути.

Стратегия на будущее

По геополитическим причинам я планирую продолжать свой профессиональный путь за рубежом. Абсолютно точно это будет работа с каким-то цифровым продуктом, а в какой роли — пока не знаю. У меня нет цели поставить галочку напротив какой-то должности.

На пенсию не рассчитываю, личных инвестиционных стратегий не имею. У меня были куплены какие-то акции, но скорее чтобы просто посмотреть, как оно работает. Я бы, может, продолжил этим развлекаться, но после февраля 2022 года все продал, а деньги вывел c неплохим таким минусом. Нового брокера искать не стал.

Средний остаток, который поддерживаю на балансе карты, — 15 000 $⁣ (1 120 710 ₽). Это не накопления.

💎 Искренне верю, что воспоминания будут мне сильно важнее в старости, чем миллионы на счетах.

Стараюсь вкладывать деньги в эмоции и впечатления. Например, в хобби — купил мощный игровой компьютер за 6000 $⁣ (448 284 ₽). Или в путешествия — сейчас это в основном страны Азии и Ближнего Востока. Ездить стараюсь раз в месяц, на поездку трачу очень по-разному — от 1000 $⁣ (74 714 ₽) до 7000 $⁣ (522 998 ₽).



Возьмете что-то на вооружение для своего карьерного пути?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество