Электрокары постепенно вытесняют обычные автомобили и становятся доступнее.
Но кажется, что это все еще немассовый продукт. К этим авто много вопросов: почему электрокары стоят так дорого, как и где их заряжать, какой у них запас хода, как быстро деградирует батарея и есть ли экономическая выгода.
Переходный вариант для тех, кто еще не готов к электрокарам, — гибридный автомобиль, который ездит на электричестве и топливе. Мой сын купил плагин-гибридный электрокар Шевроле Вольт, и опыт эксплуатации оказался удачным. Поэтому я решил приобрести полностью электрический автомобиль Шевроле Болт.
В этой статье я расскажу, как купить электрокар, где и как его заряжать, сколько это стоит, какое расстояние можно проехать на одном заряде, какие есть преимущества и недостатки владения электромобилем. А также поделюсь впечатлениями от машины и личным опытом ремонта аккумуляторной батареи.
Как я покупал электрокар
В России самые популярные и узнаваемые электромобили — это Тесла и Ниссан Лиф. Но у них есть недостатки: Тесла дорого стоит, а у Ниссана маленький запас хода. Шевроле Болт на одном заряде проезжает в три-четыре раза больше, чем Ниссан Лиф первого поколения, и примерно такое же расстояние, как Тесла S70. По моему мнению, это оптимальный электрокар по соотношению цены и дальности хода.
В России Шевроле Болт официально не продают, поэтому чаще всего его покупают в другой стране и перегоняют домой.
Я приобрел электрокар в Минске в мае 2021 года. Продавца нашел в интернете, созвонился с ним и договорился обо всех деталях. Шевроле Болт 2017 года в максимальной комплектации стоил 20 000 $. На тот момент при курсе доллара 75 ₽ в пересчете на рубли машина обошлась в 1 500 000 ₽. В России Болты того же года и комплектации продавали в среднем на 200 000 ₽ дороже.
Я живу в Крыму. Чтобы добраться до Беларуси, сначала купил билет на самолет Симферополь — Москва за 2500 ₽, а из столицы поездом отправился в Минск за 3000 ₽. В Беларусь я приехал рано утром, а на следующий день уехал на Болте в Крым. Переночевал у товарища, который живет в Минске, поэтому за гостиницу не платил.
Как оформляли электрокар в Беларуси. Договор купли-продажи мы составили с продавцом в местном ГАИ. В договоре важно указать сумму в российских рублях. Если этого не сделать, при постановке автомобиля на учет в РФ потребуют справку о курсе валют на момент покупки.
Продавец написал заявление о снятии с учета, уплатил госпошлину и сдал номерные знаки. Свидетельство аннулировали и сделали запись об этом на внутренней стороне. После я оформил счет-справку для таможни и получил транзитные номера. Между Беларусью и Россией заключен таможенный союз, поэтому растаможивать автомобиль не нужно.
Как я перегонял авто и оформлял в России. Я пригнал электрокар своим ходом в Крым. Для пересечения границы достаточно показать российский паспорт собственника, документы купли-продажи и белорусское свидетельство на транспортное средство. Я даже не выходил из машины. На авто во время прохождения границы были транзитные белорусские номера.
В Москве я оформил новый электронный паспорт за 7000 ₽ в коммерческой организации. На тот момент утилизационный сбор еще не уплатил, поэтому статус ЭПТС сразу после оформления — «незавершенный».
Фактическая мощность электродвигателя — более 200 л. с., но в России авто зарегистрировали по показателю максимальной тридцатиминутной мощности — 45 кВт, или 61 л. с. А значит, страховка на электромобиль будет дешевле. В 2021 году полис ОСАГО стоил всего 3603 ₽ для трех водителей с разным стажем вождения, в 2022 году — 4999 ₽.
В Крыму я обратился в местную таможню, уплатил утилизационный сбор — 5400 ₽, — и статус ЭПТС изменился на «действующий». После этого можно получать свидетельство транспортного средства в ГИБДД и новые номерные знаки. Со скидкой через госуслуги это стоило 1750 ₽.
Налог на электромобиль в Крыму пока отменили. Даже если его введут, платить нужно только за лошадиные силы, которые указаны в паспорте.
Шевроле Болт обошелся мне в 1 524 753 ₽
Стоимость машины | 1 500 000 ₽ |
Оформление документов в РФ | 17 753 ₽ |
Билеты до Минска | 5500 ₽ |
Оформление документов в РБ | 1500 ₽ |
Проживание | 0 ₽ |
Шевроле Болт обошелся мне в 1 524 753 ₽
Стоимость машины | 1 500 000 ₽ |
Оформление документов в РФ | 17 753 ₽ |
Билеты до Минска | 5500 ₽ |
Оформление документов в РБ | 1500 ₽ |
Проживание | 0 ₽ |
Впечатления от автомобиля
На мой взгляд, электромобили устроены проще, чем машины с ДВС. Единственное, что может выйти из строя и дорого стоить в электрокаре, — это батарея, но в ее надежности я уверен. В автомобиле установлена аккумуляторная батарея фирмы LG на 60 кВт·ч. Производитель дает на нее восемь лет гарантии, или 160 000 км пробега. Она почти не деградирует со временем. Например, остаточная емкость моей батареи 2017 года — 99%.
Внешний вид. При первом взгляде на Болт сразу не определить, к какому типу кузова он относится, — то ли хэтчбэк, то ли минивэн, то ли компактный кроссовер. Внешность у Болта неоднозначная: мне нравится, а кому-то — нет.
Фальшрадиаторная решетка, как водится у электрокаров, сплошная, без отверстий. По этому признаку я теперь отличаю автомобили с ДВС от электромобилей.
Комфорт. У Болта максимальная комплектация Premier. Есть бесключевой доступ, кожаный салон, камеры кругового обзора, функции удержания в полосе, подогрев руля и задних сидений, контроль слепых зон и большой экран диагональю 10 дюймов с Android Auto и Apple CarPlay.
Есть неважные, но приятные мелочи. Например, зеркало заднего вида может работать как экран для задней камеры. А если открывалась задняя дверь, в конце поездки на экране появится напоминание проверить, не забыли ли вы что-то на заднем сиденье. Есть даже режим для водителя-подростка, который ограничивает скорость и еще какие-то потенциально опасные моменты для вождения.
Вождение. Болт отлично ускоряется для своей массы 1,7 тонны и разгоняется до 100 км/ч за семь секунд. На светофорах он стартует первым, так как электродвигатели быстрее достигают полного крутящего момента. В городском потоке, если нужно успеть на мигающий сигнал светофора или быстро проехать череду лежачих полицейских, у Болта преимущество. А скорость отклика на педаль газа доставляет удовольствие от вождения.
На Болте перестаешь думать о тратах, а просто едешь, куда нужно. Это можно сравнить с отдыхом по системе «все включено»: один раз платишь за электрокар — и получаешь психологическую свободу от постоянных расходов на топливо, не чувствуешь никаких ограничений.
У меня нет мыслей о продаже Болта, а это говорит об удовлетворенности покупкой. Зато есть желание остаться верным модели и взять Болт более свежего года выпуска или нового поколения.
Запас хода
На приборной панели есть шкала: она показывает максимальное и минимальное расстояние, которое можно проехать на заряде. В среднем на полном заряде в смешанном цикле можно проехать 370 км. На запас хода в электрокарах влияют те же факторы, что и в машинах с ДВС:
- Стиль вождения. Заряда хватит на меньшее расстояние, если резко ускоряться и тормозить. В Болте есть режим L на рукоятке коробки передач — он включает повышенную рекуперацию. Например, при спуске с горы или торможении батарея заряжается.
- Подогрев сидений, кондиционер и другое электрооборудование.
- Загруженность машины.
- Температура на улице. В сильный мороз невозможно зарядить батарею на 100%, скорость зарядки и дальность хода снижаются. Чтобы внешняя температура не так сильно влияла на батарею, летом она охлаждается, а зимой подогревается.
Электрокар рациональнее эксплуатировать в теплом климате. В Крыму температура зимой редко опускается ниже −5 °С, поэтому на заряд это существенно не влияет. Но по опыту владельцев из холодных регионов, при −20 °С на Болте получится проехать только 200 км.
Может показаться, что Болт совсем не подходит для длительных междугородних поездок, но это не так. На нем неоднократно ездили на расстояние почти 900 км с тремя подзарядками по дороге. На такие остановки уходят дополнительные пять часов пути.
На первоначальном заряде Болт проезжает по трассе более 400 км. В режиме L при скорости 75—80 км/ч мне удалось проехать на одном заряде 466 км. Этот рекорд я установил, когда перегонял автомобиль по трассе М1 из Минска. Он кажется нереальным, ведь заявленный запас хода Болта — всего 380 км. Но есть и другие испытания, которые подтверждают мой опыт.
- 466 км
Раньше дальнюю поездку хорошо было планировать при помощи карты зарядных станций PlugShare. Сейчас приложение не работает в России. Зарядные станции остались на прежних местах, но о появлении новых уже не узнать. На крайний случай электрические розетки есть в любом населенном пункте. Но из-за медленной зарядки придется подождать.
Как я заряжаю машину
Чаще всего я заряжаю Болт от обычной розетки с заземлением на даче или в гараже. В лючке есть разъемы для быстрой и обычной зарядки. Я пользуюсь только обычной, потому что устройства для быстрой у меня нет.
После подключения разъема на приборной панели появляется индикация времени до окончания зарядки. Если по какой-то причине заряд не идет, отключили электроэнергию или выбило автомат, машина издаст звуковой сигнал. Это полезно, чтобы утром не оказаться у разряженного автомобиля.
Дома. Чтобы полностью зарядить Болт, нужно 60 кВт·ч электроэнергии. От обычной розетки и стандартного зарядного устройства Шевроле потребляет 3 кВт и заряжается примерно за 20 часов.
Если поставить полностью разряженный автомобиль на зарядку вечером, к утру батарея зарядится наполовину, а запаса хода хватит почти на 200 км. Но на практике батарея редко разряжается полностью, ее остается только подзарядить. Поэтому в моем случае устанавливать на даче или в гараже специальную станцию для быстрой зарядки нет смысла.
На зарядных станциях. В городе есть платные и бесплатные станции с разной скоростью зарядки. Если купить устройство для быстрой зарядки, оно пропустит уже от 7 до 11 кВт, и электромобиль полностью зарядится на станции за шесть — девять часов. На платных станциях мощность — 22 кВт, там можно зарядить батарею до 80% примерно за два часа.
Чтобы кто-то не вытащил зарядное устройство из разъема, в Болте есть защита. Сначала нужно нажать на сенсорном экране кнопку «Завершить зарядку», и только после этого зарядное устройство можно отключить. Платными станциями я пользуюсь редко — только во время междугородних поездок.
Полный бак на некоторых зарядных станциях стоит 340 ₽ без ограничений по потреблению электроэнергии. Есть быстрые станции, где 1 кВт электроэнергии обойдется в 15 ₽ без абонемента. Здесь переплачиваешь за скорость.
Если заряжаешь дома, сложно выделить точные расходы в общем счете за электричество. Поэтому рассчитаю примерно. 1 кВт электроэнергии стоит 4,90 ₽, а полный заряд — 294 ₽. При годовом пробеге чуть меньше 20 000 км ежемесячно я проезжаю 1650 км. Для этого расстояния мне нужно четыре с половиной полные зарядки, на которые я израсходую 1350 ₽ в месяц. Примерно столько стоит полбака бензина АИ-95.
- 1350 ₽
В реальности трат на электроэнергию еще меньше, потому что иногда я оставляю машину на автомойке рядом с домом заряжаться на ночь. Для клиентов эта услуга у них бесплатна.
Как я ремонтировал Шевроле Болт
Однажды Болт не включился. На приборной панели появилась надпись: «Мощность двигателя ограничена». В автомобилях с ДВС легче определить направление поломки, но в Болте лишь одна кнопка включения и никаких звуков от двигателя.
Машина сломалась за городом, поэтому сначала я решил оттащить ее в ближайший автосервис, где хотя бы слышали об электрокарах. Но оборудования для диагностики Шевроле там не было. Местный электрик предположил, что дело может быть в банках аккумуляторной батареи. Машину оставили в автосервисе, чтобы «прозвонить» банки.
Через пару дней электрик сообщил, что с банками все в порядке и он не знает, почему машина не включается. Я забрал Болт и стал искать автосервис, который специализируется на электрокарах.
Как я искал сервис. Здесь возникли проблемы. Электромобилей в Крыму не так много, поэтому почти нет автосервисов, которые специализируются только на них.
Попадались электрики, которые когда-то ремонтировали гибридный автомобиль или в целом понимают, как устроены электрокары. Но доверять им ремонт уже не хотелось. К тому же в местных автосервисах не было диагностического оборудования General Motors.
Сервис, который обещал починить автомобиль, находился в Краснодаре — за 500 км от меня. Пришлось бы тратиться на дорогу и проживание. Поэтому автосервис в Краснодаре стал запасным вариантом.
Как я ремонтировал машину своими руками. В интернет-сообществах я нашел владельцев Болтов, у которых была похожая ситуация. Все они говорили, что если банки батареи целы, то проблема в BMS — блоке управления аккумуляторной батареей. Достаточно ее поменять — и автомобиль должен включиться. Сделать это можно даже без сервиса.
К тому времени Болт стоял обездвиженный уже пару месяцев, и я решил отремонтировать его самостоятельно. Я нашел человека, который продал и переслал BMS из Беларуси в Крым.
Когда пришел блок, я в полевых условиях снял аккумуляторную батарею, слил в емкость антифриз и открыл саму батарею, чтобы добраться до блока. Потом просто вставил BMS в разъем вместо родного и собрал все в обратном порядке. Но автомобиль после этого все равно не включился. Я отправил блок продавцу, и он согласился вернуть деньги.
Затем я попробовал другой вариант — нашел BMS с прошивкой того же года, что и выпуск моего авто. Не помогло. Но возвращать блок я не стал, он лежит как запасной.
Стало понятно, что дело либо не в блоке вообще, либо нужна какая-то электронная адаптация, сброс ошибок. Для этого необходим специалист с оборудованием. Такой электрик случайно нашелся в обычном автосервисе. У него был небольшой опыт ремонта электрокаров, он разбирался в программном обеспечении для автомобилей, а главное — у него было оборудование для диагностики.
Электрик выяснил, что ошибку выдавали обычные предохранители на каждой банке. Причем эти банки до этого прозванивались, с ними не было проблем.
Я купил подходящие предохранители в магазине радиодеталей за 120 ₽, заменил их. Снимал и устанавливал аккумуляторную батарею я сам, а программным обеспечением занимался электрик. В автосервисе, где он работал, мне пришлось арендовать подъемник на время ремонта.
Специалист скопировал родную прошивку на новый блок управления аккумуляторной батареей, сбросил ошибки, и машина запустилась. Получается, проблема была в копеечных предохранителях, а мастер, который мог сразу ее решить, все эти месяцы был рядом, просто мне не удалось его быстро отыскать.
Ремонт аккумуляторной батареи в Шевроле Болт — 10 120 ₽
Сброс ошибки блока управления | 5000 ₽ |
Аренда подъемника | 5000 ₽ |
Предохранители | 120 ₽ |
Ремонт аккумуляторной батареи в Шевроле Болт — 10 120 ₽
Сброс ошибки блока управления | 5000 ₽ |
Аренда подъемника | 5000 ₽ |
Предохранители | 120 ₽ |
Почему Болт — идеальная машина для города
За полтора года владения электрокаром я выделил у него больше плюсов.
Не нужно часто заряжать. Если зарядить авто полностью в выходные и ездить только по городу, запаса хода хватает на целую рабочую неделю. В пробках электрокар практически не расходует электричество и может стоять в них часами.
Еще неочевидный плюс электрокаров: в отличие от бензина или дизеля, качество электричества во всем мире одинаковое. Поэтому можно заехать на любую зарядную станцию и не беспокоиться о «некачественном» топливе.
Недорогое обслуживание. По сравнению с автомобилями с ДВС, Болт экономит деньги не только на топливе, но и на расходниках. Не нужно регулярно менять масло, масляный и топливный фильтры, свечи зажигания, ремни и другие запчасти, потому что их нет. Даже тормозные колодки и тормозные диски изнашиваются реже из-за режима рекуперации. При нем машина подтормаживает, как только водитель перестает жать на педаль.
За весь период владения автомобилем я ни разу не проходил техническое обслуживание. По регламенту первая замена антифриза требуется после 240 000 км. До этой отметки еще далеко. Единственный расходник, который я поменял самостоятельно, — салонный фильтр за 462 ₽.
- 462 ₽
Бесшумный. Болт не нужно прогревать под окнами многоквартирных домов. Иногда из-за этого автовладельцы конфликтуют с жителями нижних этажей. Кроме того, электрокары не мешают соседям ревом двигателя или глушителя. Машина едет практически бесшумно, поэтому в салоне комфортная тишина.
Экологичный. Болт не производит выхлопных газов — это большой плюс для экологии. В центр некоторых европейских городов нельзя проехать на авто с ДВС, а на электрокаре можно. Но ради справедливости отмечу, что все электромобили экологичны только в месте, где они ездят. А в местах производства аккумуляторных батарей экология страдает больше, чем от создания автомобилей с ДВС.
Удобно парковаться. У Болта компактные габариты, поэтому он без проблем паркуется в самых узких карманах. Даже в загруженном центре города всегда находится свободное место для электрокара. Это могут быть бесплатные парковки для электромобилей или зарядные станции. Такие станции со знаком «Остановка и стоянка запрещена, кроме электромобилей» устанавливают по проектам по развитию электротранспорта.
Какие недостатки есть у Болта
Мало места. Ширина кузова Болта — всего 176 см. Из-за этого он выглядит узким снаружи и тесноват внутри. Спереди пассажиры могут касаться друг друга локтями, а сзади комфортнее ездить двоим, а не троим.
Сложно найти автосервис. Исходя из моего опыта поломки и ремонта, найти автосервис или мастера, который специализируется на электрокарах, непросто. С поиском запчастей или комплектующих та же ситуация. Возможно, в крупных городах больше возможностей для ремонта электрокара.
Сбоит климат-система. В Болте кондиционер и отопитель включаются одной кнопкой. Климатическая система сама определяет, нужно ли сейчас охладить или отопить салон. Может показаться, что это удобно, но на самом деле это не так. В межсезонье система иногда ошибается и подает в салон холодный воздух, когда хочется согреться, и наоборот. Приходится настраивать температуру вручную. В следующем поколении эту ошибку исправили — кондиционер и отопитель включаются разными кнопками.
Неразвитость инфраструктуры. В России пока еще мало зарядных станций для электрокаров. В крупных городах и на юге страны ситуация лучше. Но на дальние расстояния ездить по-прежнему неудобно. Возможно, ситуация изменится, если на трассах появится больше быстрых зарядных станций.
Однажды я пострадал из-за неразвитости инфраструктуры зарядных станций. На федеральной трассе «Таврида» не дотянул всего 1 км до «Лукойла», где есть зарядка. Пришлось толкать машину до заправки вручную. Я много раз ездил по этому маршруту, и заряда всегда хватало. Но в этот раз на рейлингах был габаритный груз, который создал дополнительное сопротивление воздуха.
Общие расходы на Шевроле Болт за 20 месяцев — 46 184 ₽
Электричество на 33 000 км пробега | 27 000 ₽ |
Ремонт аккумуляторной батареи | 10 120 ₽ |
ОСАГО | 8602 ₽ |
Салонный фильтр | 462 ₽ |
Транспортный налог | 0 ₽ |
Общие расходы на Шевроле Болт за 20 месяцев — 46 184 ₽
Электричество на 33 000 км пробега | 27 000 ₽ |
Ремонт аккумуляторной батареи | 10 120 ₽ |
ОСАГО | 8602 ₽ |
Салонный фильтр | 462 ₽ |
Транспортный налог | 0 ₽ |
Выводы
- Болт — не статусный, а практичный автомобиль. Хотите статусности — покупайте Теслу.
- Заряда хватает для ежедневных поездок по городу и маршрутов до 400 км. Для дальнего переезда придется запастись терпением на зарядных станциях.
- Любой электрокар рациональнее эксплуатировать в теплом климате.
- Если вдруг что-то сломается, будет сложно найти автосервис и запчасти.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil