Мы продолжаем цикл статей о франшизах: рассказываем, как в России открывают бизнес под чужим товарным знаком, сколько это стоит и во что выливается.

Уже написали про пиццу, сегодня на повестке кофе-бар, а в будущем — детские центры, торговля, услуги и многое другое. Подписывайтесь на Тинькофф-журнал в Телеграме, чтобы не пропустить новые рассказы предпринимателей: @tinkoffjournal.

Никита Семиларский, директор «Кофе-лайк» в Кирове
Никита Семиларский, директор «Кофе-лайк» в Кирове

Герой: Никита Семиларский, «Кофе-лайк»

Место: Киров

Что дает франшиза: проект кофе-бара, технологии управления, подключение к ЦРМ-системе, меню, маркетинг и дизайн, обучение

Первоначальный взнос: от 250 тысяч рублей

Окупаемость: от 6 месяцев

Чем занимается сеть

«Кофе-лайк» запускает кофе-бары. Сооснователи сети — Аяз Шабутдинов и Зуфар Гарипов. 26-летний Аяз основал бизнес-акселератор «Лайк-центр», который развивает образовательные программы для предпринимателей. Подход Аяза часто сравнивают с деятельностью «Бизнес молодости». При этом в холдинг предпринимателя «Лайк» входят хостелы, сеть школ робототехники, пиццерии в Черноземье, ИТ-компания и другие проекты. Недавно он инвестировал в производство полуфабрикатов в Магнитогорске.

Кофе-бары отличаются от обычных кофеен тем, что продают кофе с собой. Они открываются на площадях 4—12 квадратных метров в местах с высоким трафиком. Посетители получают кофе за 2—3 минуты и не переплачивают за лишние издержки (площадь, большой штат, сервис).

Один из кофе-баров в Кирове
Один из кофе-баров в Кирове

Почему выбрали именно этот бизнес

После университета Никита проводил энергоаудит в садиках и школах. Работать на бюджетные учреждения надоело, и он с коллегой начал устанавливать канализацию в загородных домах. За полтора года перепробовал роли грузчика, менеджера, директора, даже копал землю. Потом Никита понял, что занимается не своим делом, и нашел объявление о бизнесе по продаже кофе с собой.

Шел 2014 год. Франшизе «Кофе-лайк» был год, и по ней работало сорок партнеров. Никита поговорил с несколькими и съездил в Казань, где вживую посмотрел на такую кофейную точку. Они с другом решили, что хотят попробовать.

Как запускал

Для начала Никита с другом прошли собеседование в управляющей компании «Кофе-лайк» в Ижевске. Открыли ИП, заключили договор. Предпринимателей прикрепили к аккаунт-менеджеру и предоставили доступ к электронной базе знаний: как открыть первую точку, построить команду и вести себя с клиентами.

База знаний франшизы «Кофе-лайк»
База знаний франшизы «Кофе-лайк»

Место для точки выбирали два месяца. Оказалось непросто найти помещение от 6 до 8 квадратных метров рядом со стабильным потоком людей. На аренду, паушальный взнос, покупку кофе и оборудования, выплату первых затрат и другие мелкие расходы ушло 400 тысяч рублей. Никита и бариста приехали в Ижевск и поработали на одной из точек — стояли за стойкой, варили кофе, общались с гостями.

Никита с коллегой клеят логотип на первый кофе-бар
Никита с коллегой клеят логотип на первый кофе-бар

В день открытия запустили акцию «Плати за кофе сколько хочешь». Цены при этом Никита указал, но они не играли особой роли. Посетители видели их, сравнивали с тем, сколько хотели бы заплатить, и платили, сколько считали нужным. Затраты на кофе окупились: в основном люди платили столько, сколько написано на ценнике. Акцию продвигали в социальных сетях, сработало сарафанное радио. В первый же день за кофе пришли 250 человек.

Управляющая компания по-прежнему помогает с запуском каждого нового места. Например, у Никиты и его команды нет дизайнеров и проекты новых кофе-баров делают коллеги из Ижевска. Когда находится место под новую точку, его согласуют с управляющей компанией.

Средний чек на кофе в кировских «Кофе-лайк» — 160 рублей
Средний чек на кофе в кировских «Кофе-лайк» — 160 рублей

Налажено обучение — бариста каждый месяц сдают экзамены: готовят на время базовые и авторские напитки и презентуют тренеру и руководителям.

Для франчайзи работает портал, где есть вся информация, статьи, советы и видеоуроки о том, как вести бизнес. Как для клиентов, так и для партнеров действует горячая линия.

В ноябре 2017 года бариста Никиты победили на чемпионате «Кофе-лайк». Теперь они представят всю сеть на российском чемпионате
В ноябре 2017 года бариста Никиты победили на чемпионате «Кофе-лайк». Теперь они представят всю сеть на российском чемпионате

С какими проблемами столкнулся

Главные сложности — с арендой. Арендодатели не спешат заключать долгосрочные договоры. Одна из причин: они ждут, что конкуренты съемщиков предложат больше денег за аренду. Тогда арендодатели быстро передумают продлевать договор. Чтобы избежать проблем, предприниматели стараются поддерживать с арендодателями хорошие отношения. Но гарантий, что те не скажут «до свидания», нет.

Однажды, когда на одной точке пришло время продлевать договор аренды, конкуренты попросили арендодателя этого не делать. Никита с партнером были даже готовы платить больше, но арендодателя переубедить не смогли. Ребята съехали и нашли помещение неподалеку. Конкуренты открылись на их старом месте, но продержались недолго.

Со временем Никита с командой научились ставить свои киоски
Со временем Никита с командой научились ставить свои киоски

Когда Никита с другом только открывали «Кофе-лайк» в Кирове, из 10 человек на собеседованиях они выбирали 4—5. Сегодня, чтобы выбрать столько сотрудников, отсматривают 100.

Новички проходят обучение, но молодежи, готовой работать в сфере услуг, не хватает. Часто говорят: «Ой, как у вас здесь хорошо», загораются, а потом не выдерживают. Чтобы стать бариста, нужно постоянно общаться с гостями: у кого-то день не задался и он грустный, кто-то грубит. Это выматывает.

Сегодня в команде у Никиты 40 человек
Сегодня в команде у Никиты 40 человек

Результат

В Кирове уже 10 точек «Кофе-лайк». Среди них уже есть киоски с зоной ожидания — на 15 квадратных метров.

В Кирове уже 10 точек «Кофе-лайк»
В Кирове уже 10 точек «Кофе-лайк»

В августе 2017 года выручка точек побила рекорд и перешла отметку 5 100 000 рублей. Никита думает о новых форматах: планирует открывать мини-кофейни до 40 квадратных метров, где посетители будут сидеть за барными стульями. Еще в планах полноформатные кофейни площадью до 80 м². Одна такая кофейня уже работает в Ижевске.

Советы

Развивайте клиентский сервис. Люди готовы переплатить за продукт или услугу, если уверены, что их достойно обслужат.

Создавайте комфортную атмосферу в команде. Если у сотрудников маленькая зарплата, если к ним не прислушиваются и не ценят, они будут так же без внимания и заботы относиться к клиентам. Внутренний и внешний клиентский сервис — понятия неразделимые.

Сколько стоит открыть кофе-бар в Кирове, 2014 год

Трата Стоимость
Паушальный взнос 150 000 Р
Роялти в месяц 4,5% от оборота
Аренда помещения в месяц 27 000 Р
Стойка 30 000 Р
Оборудование 120 000 Р
Зарплата бариста (на двоих) 40 000 Р
Реклама в социальных сетях 5000 Р
Время окупаемости 5 месяцев
Ежемесячная прибыль всех точек сегодня 1 500 000 Р
Паушальный взнос
150 000 Р
Роялти в месяц
4,5% от оборота
Аренда помещения в месяц
27 000 Р
Стойка
30 000 Р
Оборудование
120 000 Р
Зарплата бариста (на двоих)
40 000 Р
Реклама в социальных сетях
5000 Р
Время окупаемости
5 месяцев
Ежемесячная прибыль всех точек сегодня
1 500 000 Р