Мы начинаем цикл статей о франшизах: как в России открывают бизнес под чужим товарным знаком, сколько это стоит и во что выливается.

Сегодня — пицца, а в будущем — кофейни, торговля, услуги, детские центры и многое другое. Подписывайтесь на Тинькофф-журнал в Телеграме, чтобы не пропустить новые рассказы предпринимателей: @tinkoffjournal.

Как открыть пиццерию по франшизе

Герой: Станислав Семионов, «Додо-пицца»

Место: Долгопрудный, Москва, Коломна

Что дает франшиза: технологию, проект пиццерии, рецепты, подключение к информационной системе «Додо ИС», сайт, приложение для мобильных устройств, маркетинг, услуги единого колцентра, обучение, базу знаний

Первоначальный взнос: 350 000 Р + НДС

Прогноз окупаемости: от 1 года

Чем занимается сеть

«Додо-пицца» запускает пиццерии. Первое заведение открыл предприниматель Федор Овчинников в 2011 году. Франшиза появилась через два года.

Хорошо, если в помещении раньше тоже было кафе
Хорошо, если в помещении раньше тоже было кафе

Почему выбрал именно этот бизнес

До того как открыть бизнес по франшизе, Станислав был руководителем рекламного агентства. По приглашению основателя «Додо-пиццы» Федора Овчинникова он поехал в штаб-квартиру в Сыктывкар — посмотреть, как все устроено. Ему все понравилось.

Кухня «Додо-пиццы» похожа на конвейер. Работники готовят пиццу за 7—10 минут, до 100 штук в час. Всем этим управляет информационная система, которая сама принимает заказы с касс и из интернета, раздает задания поварам и курьерам, ведет статистику и программу лояльности.

Во всех пиццериях работают камеры, чтобы клиенты видели, как готовится конкретно их пицца. Камеры в пиццериях помогают следить за качеством и превращают приготовление пиццы в реалити-шоу.

Как запускал

«Додо-пицца» решила не идти с франшизой сразу в города-миллионники, а сначала сфокусироваться на городах с населением около 100 тысяч человек. Станислав решил попробовать запуститься в Долгопрудном, в 5 км от Москвы. В студенческие годы он учился там на физтехе. Тогда доходы жителей были выше среднего, общепита мало, а студентов много.

Открытие обошлось в 13 млн рублей. В «Додо-пицце», например, действует программа привлечения инвесторов, которая работает со второй точки (сначала предприниматель должен доказать свою состоятельность). Около 90% пиццерий «Додо-пиццы» предприниматели открыли на заемные и инвесторские деньги. Станислав привлекал средства на четыре из десяти открытых им пиццерий.

С какими проблемами столкнулся

Полгода искали место. Открывали сайты с недвижимостью, обзванивали собственников. Когда такое помещение наконец нашлось, еще полгода ушло на ремонт и закупку оборудования.

Со временем требования к площади изменились. Ребята из «Додо-пиццы» научились делать компактные кухни, так что теперь хватает помещения площадью 150 квадратов. На них спокойно расположится семейная пиццерия с детской комнатой.

Стоимость аренды такого помещения составляет 200—400 тысяч рублей в месяц. Но пока длится ремонт, предприниматель до открытия успевает заплатить за 2—3 месяца аренды. Еще необходимо внести депозит.

Станислав быстро понял, что руководить одной точкой ему неинтересно. В сетевом бизнесе расходы на управление ниже, и вторую пиццерию Станислав собирался открыть в Москве. Управляющая компания уже начала запускать франшизы в городах-миллионниках, но Москва стояла последней в списке. Шесть месяцев он ждал, пока дадут добро.

Результат

За несколько лет Станислав открыл 10 пиццерий в Долгопрудном, Москве и Коломне. Накопленный опыт помогает. Например, Станислав понял, что бывает проще снести все к чертям, чем перестраивать готовое помещение. Если открывать точку в торговом центре, то почти не будет расходов на фасад. Если там раньше уже был общепит, то можно сэкономить еще и на вытяжке.

Бюджет открытия одной пиццерии площадью 150—180 м² составляет 11—15 млн рублей до достижения точки безубыточности. В регионах можно уложиться в 6—8 млн рублей, если работать на более простом оборудовании и делать ремонт попроще.

Открываться на фуд-корте еще дешевле — 5—6 млн рублей. Предприниматели, открывающие пиццерии в регионах с низкой конкуренцией, иногда выходят в плюс с первого месяца.

«Додо-пицца» возле офиса Тинькофф-банка в Москве на «Водном стадионе»
«Додо-пицца» возле офиса Тинькофф-банка в Москве на «Водном стадионе»

Советы

Изучайте, как правообладатель франшизы взимает ежемесячные платежи (роялти) и к чему эти выплаты привязаны. Если речь идет о микробизнесе, можно рассмотреть фиксированные выплаты, но такие франшизы ближе к самозанятости, а не к бизнесу.

Если хотите строить большой бизнес, лучше изначально выбирать варианты с выплатой роялти в виде процента от выручки.

Анализируйте истории других франчайзи. Боль многих франшиз: предприниматель купил франшизу, разобрался, что к чему, а через год-два сменил вывеску и прекратил платить роялти. Если таких кейсов в сети много, значит, франшиза не дает никакой ценности и предпринимателю проще потом развивать собственный бренд.

Средний бюджет на открытие пиццерии в 2017 году

Трата Стоимость
Взнос владельцу франшизы 350 000 Р + 18% НДС
Роялти в месяц в 1-й год после открытия 3,5% от оборота + НДС
Роялти в месяц со 2-го года 5% + НДС
Маркетинговый взнос 1% от оборота
Аренда помещения с депозитом 800 000—1 200 000 Р
Стройматериалы и строительно-монтажные работы 2,5—4 млн Р
Оборудование 3,5 млн Р
Вентиляция и кондиционирование 800 000—1 000 000 Р
Пожарно-охранная система, видеонаблюдение 150 000—300 000 Р
Наем и обучение персонала 100 000—300 000 Р
Стартовая рекламная кампания 300 000—500 000 Р
Непредвиденные расходы (фасад, остекление и прочее) 1 000 000 Р
Время выхода на безубыточность 3—6 месяцев
Время окупаемости 1,5—4 года
Ежемесячная прибыль одной пиццерии 15—25% от выручки до налогообложения
Взнос владельцу франшизы
350 000 Р + 18% НДС
Роялти в месяц в 1-й год после открытия
3,5%
от оборота + НДС
Роялти в месяц со 2-го года
5% + НДС
Маркетинговый взнос
1% от оборота
Аренда помещения с депозитом
800 000—1 200 000 Р
Стройматериалы и строительно-монтажные работы
2,5—4 млн Р
Оборудование
3,5 млн Р
Вентиляция и кондиционирование
800 000—1 000 000 Р
Пожарно-охранная система, видеонаблюдение
150 000—300 000 Р
Наем и обучение персонала
100 000—300 000 Р
Стартовая рекламная кампания
300 000—500 000 Р
Непредвиденные расходы (фасад, остекление и прочее)
1 000 000 Р
Время выхода на безубыточность
3—6 месяцев
Время окупаемости
1,5—4 года
Ежемесячная прибыль одной пиццерии до налогов
15—25%