Мнение: платить за курсы стоит, только если хочешь побыстрее начать зарабатывать
Любой выбор между платными и бесплатными курсами можно свести к дихотомии «время — деньги».
Либо получаешь готовую программу обучения с примерами, как лучше сделать именно в реальной работе, либо берешь бесплатное и путем проб и ошибок пытаешься дойти до полезных вещей сам.
Платные курсы выбирают не от неумения искать информацию самостоятельно, а из-за того, что с учетом восьмичасового рабочего дня и семьи на длительный поиск времени не остается. Так «расти» можно годами. Тем более сейчас бесплатная информация сводится к крестикам-ноликам, а то, что будет действительно полезно для работы, уже давно начали продавать.
Заметила, что часто за самостоятельное обучение выступают либо те, кто так учился, будучи студентом, и тратил время только на учебу, либо те, кто входил в ИТ именно таким образом — долго и тяжело, обучаясь самостоятельно: «Страдал я, страдай и ты». А другие видят вариант проще и страдать не хотят.
Если исходить из этого, то при выборе курса имеет смысл обратить внимание на следующее:
- Что требуют в вакансиях. Посмотрите требования на «Хедхантере» и в телеграм-каналах. Учат этому на курсах? Если непонятно, терзайте поддержку курса. Обычно быстро отвечают тем, кто курс еще не купил. Если учат тому, что поможет стать ближе к вакансиям, то это уже ок.
- Как дается материал. Если есть только лекции — в записи или вживую, — это, скорее, плохо. Есть тренажеры, какие-то конспекты, материалы — уже лучше. Курсы и лекции часто ведут специалисты-практики с маленьким педагогическим опытом, не у всех хорошая дикция и умение объяснять. Иногда может быть просто неинтересно. Если есть другие формы, которые комбинируются с вебинарами, — это эффективнее.
- Как проверяют домашние задания и дают обратную связь. Можно прямо попросить примеры со скриншотами у техподдержки или менеджера курсов. Нужно, чтобы не только ошибки подчеркивали, но и показывали, как сделать лучше и почему. Важно еще, кто проверяет домашки. Если преподаватели, которые ведут курс, — хорошо. Хуже, если приглашенные студенты, так как там часто обратная связь — это «ок, дз принято», если нет ошибок, а как лучше сделать — не говорят, сами не знают.
- Как устроена помощь студентам на курсе. Помогают преподаватели? Где можно задать вопрос? Как быстро отвечают?
- Что можно показать после курсов? Какое портфолио из проектов останется? Похожи эти проекты на то, что требуют на рынке?
- Помогают ли в трудоустройстве? Есть лекции с разбором вакансий и тестовых, есть партнерские программы с компаниями и вакансии от них?
- Сколько будет длиться обучение? Если тратить хотя бы 20—30 часов обучения на один навык из вакансии джуна, то с учетом нагрузки на работе и дома вам потребуется минимум несколько месяцев. За неделю никто ничему глобальному не обучит, конечно.
Если идти на платный курс, то только для скорости смены профессии при условии, что ответы на предыдущие семь вопросов вас устраивают. Универсальных рецептов нет — только сравнивать и выбирать, понимая, что можешь получить за свои деньги. Отзывы мало о чем говорят, так как люди по-разному воспринимают информацию, имеют разные цели и разное время на вход в профессию.