Сколько стоит чашка кофе
В рекламе любят использовать фразу «По цене чашки кофе».
«Фитнес по цене чашки кофе», «Английский по цене чашки кофе», «Инструмент для продаж по цене чашки кофе» — рекламщики заманивают клиентов, намекая, что стоимость их товара или услуги незначительна. Но обычно в такой рекламе не уточняют, о какой конкретно сумме идет речь.
Мы решили посмотреть, сколько среднестатистический россиянин тратит на эту самую чашку кофе и какой именно напиток предпочитает.
Как часто россияне пьют кофе
Мы уже подробно рассказывали о том, сколько кофе пьют россияне. Если верить аналитическим отчетам компаний, которые исследуют рынок, ежегодно среднестатистический россиянин выпивает около 60 л этого напитка. Тридцать лет назад объем потребления был в десять раз меньше — примерно 5,7 л. В 2019 году кофе обогнал по популярности чай и с тех пор удерживает лидерство.
Но кофейная культура развивалась не так уж быстро. Примерно с 2007 года в России начали массово появляться сети, которые специализировались на продаже кофе с собой: и международные бренды, такие как «Старбакс», и российские компании, например «Кофеин» и «Кофешоп». Примерно с 2018 года в стране началась так называемая третья волна популярности кофеен — появились заведения, которые готовят крафтовые напитки, подстраиваясь под требовательных посетителей.
Количество кофеен в 2014—2021 годах росло в среднем на 7% в год. Исследований с данными за 2022 год мы не нашли, однако медиа много писали о том, что рынок общепита в целом сокращался: например, в Санкт-Петербурге по состоянию на ноябрь 2022 года насчитывалось 1,4 тысячи кофеен — почти на 40% меньше, чем годом ранее.
То, что россияне реже стали покупать кофе, видно и по транзакциям клиентов Т-Банка в кофейнях. Аналитики проекта T-Bank Data посмотрели на обезличенные траты в крупнейших сетях, таких как «Кофикс», «Даблби», «Кофемания», «Шоколадница». Оказалось, что люди в целом реже стали посещать эти заведения — доковидных значений количество покупок так и не достигло.
Какие напитки на основе кофе предпочитают
Специально для Т—Ж ИТ-компания «Эвотор» собрала данные о продажах в кофейнях четырех самых популярных напитков, сделанных на основе кофе: капучино, латте, эспрессо и американо.
Самый популярный напиток — это капучино: в вышеупомянутой группе на его долю приходится 54%. На втором месте — латте: 25%. На третьем — американо: 17%. Доля эспрессо — всего 4%.
Больше всего любят капучино в Свердловской области: здесь его доля — 60%. Меньше всего — в Новосибирской области: 42%. Латте популярнее всего в Кемеровской области, доля продаж — 42%. Американо — в Приморском крае: 24%. Больше всего любителей эспрессо — в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Волгоградской областях: по 6%.
Сколько тратят на кофе
Условная чашка капучино, самого популярного напитка, в апреле 2023 года в среднем по стране стоила 162 ₽. Чаще всего посетители кофеен заказывают капучино объемом 300 мл, поэтому речь именно о нем. За год цена чашки капучино выросла на 5,7%. Цены от региона к региону различаются несильно: например, в Москве за чашку придется заплатить в среднем 178 ₽, в Санкт-Петербурге — 154 ₽, в Ростовской области — 151 ₽, в Свердловской — 164 ₽.
Что касается других напитков на основе кофе, то чашка американо объемом 200 мл в среднем по стране стоит 106 ₽, 300 мл латте — 164 ₽, 60 мл эспрессо — 111 ₽. В общем, если кто-то рекламирует товар или услугу «по цене чашки кофе», то, учитывая все популярные напитки, речь должна идти о 136 ₽.