«Общаться с людьми стало сложно»: как научиться говорить свободно

Признания читателя и комментарий психолога
16

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Дмитрий

столкнулся с речевым дискомфортом

Страница автора

Мне 35 лет. Сейчас я взрослый состоявшийся человек.

Описанное ниже имеет скорее исторический интерес и не особо беспокоит меня в настоящем. Но все же оно оказало большое влияние на формирование меня как личности. Возможно, кто-то тоже сталкивался с подобным. Если так, прошу поделиться опытом.

Началось все в шестом классе, происходила странная вещь. Заканчивается урок, народ выходит из класса. Те, кто проходит мимо учительницы, говорят «до свидания». Я стал замечать, что испытываю некоторый дискомфорт, когда мне надо сказать это «до свидания». Я говорил, но слова давались с усилиями. Сначала почти не обращал на это внимания, но с каждым разом сказать становилось все сложнее.

И ладно, если бы дело ограничилось школой: там можно смешаться с толпой или просто обходить учителя стороной. Но та же проблема возникала, например, когда я был в гостях. А при уходе из гостей не сказать эти слова просто невежливо.

Дело дошло до того, что я стал избегать проходить мимо учителя при выходе из класса, старался выходить вместе с толпой, чтобы не быть последним. Когда не получалось, мне удавалось выдавить это «до свидания», только отойдя уже на приличное расстояние от учителя, что со стороны смотрелось странно. В гостях было сложнее, иногда я нарочито долго завязывал шнурки, оттягивая дискомфортный момент.

Я не понимал, что со мной происходит, откуда это взялось.

Никому об этом не говорил. Но тогда я думал: ну ладно, не так уж часто приходится говорить «до свидания». Можно говорить «всего хорошего», «счастливо», просто кивать на прощание. Думал, хорошо, что эта проблема не затрагивает другие слова и фразы, например «здравствуйте». Ведь не здороваться еще более невежливо, чем не прощаться, и путей для обхода неприятной ситуации тут еще меньше.

Естественно, через некоторое время я стал замечать, что произносить «здравствуйте» становится тоже проблематично, с каждым разом все сложнее. Идешь по улице, тебе лет 15, встречаешь знакомого родителей или учителя из школы, тебе говорят: «Здравствуй, Дима!». А ты в ответ не можешь сказать ничего, только испуганно смотришь на этого знакомого и киваешь или скомканно выдавливаешь это «здрасти».

В то время я пережил много неприятных моментов. Избегал ходить по коридору один, чтобы не столкнуться с учителями, боялся выйти на улицу и встретить знакомых семьи. А после каждого такого неприятного момента несколько дней постоянно прокручивал его в памяти, вспоминая все в мельчайших деталях, терзал себя мыслями, выглядел ли я как полный придурок или никто не обратил на меня внимания.

Мне казалось, что я схожу с ума. Тем более что развитие проблемы на этом не остановилось. Эта злокачественная опухоль моих мыслей продолжала пожирать слова, в первую очередь наиболее употребительные. Например, «спасибо», мою фамилию. Когда кто-то просил меня назвать фамилию, я некоторое время тупил, пытаясь ее произнести. Не заикался — просто молчал, не мог открыть рот, чтобы ее произнести. Меня переспрашивали, и только тогда я выдавливал слово. Сердце при этом бешено колотилось, руки дрожали.

Через некоторое время мне стало сложно говорить вообще.

Я мог читать или пересказывать что-то вслух, но просто общаться с людьми стало сложно. Я ни с кем и не общался, друзей не было. Не то чтобы я вообще стал ненормальным. Думаю, я выглядел несколько странно, но приемлемо.

Я общался, когда надо было, но это стоило мне изрядного нервного напряжения, сердцебиения и дрожащих рук. С хорошо знакомыми людьми общаться было проще. И учиться я продолжал хорошо. Хотя несколько раз получил двойку, когда меня спрашивали что-то на уроке. Я знал ответ, но тупо смотрел на учительницу, не в состоянии его озвучить.

И после таких случаев меня сильно колбасило. Ни о каких девушках и отношениях речи не шло. Длилось это до старших классов школы и продолжалось даже в универе и после. Но я выработал некоторые приемы, которые позволяли облегчить проблему.

С тех пор много чего произошло — и хорошего, и плохого. Сейчас я немного заикаюсь, но не сильно, и описанная выше проблема как таковая практически ушла. Но осадок остался. До сих пор не понимаю, что это было. Гуглил, но не нашел описания подобных случаев. Жалею о том, что тогда не рассказал все родителям, не обратился к специалистам. Думаю, они бы помогли.

Аватар автора

Евгения Лютова

клинический психолог, экзистенциальный психотерапевт

Страница автора

Почему иногда бывает сложно говорить

Бывает, что речь становится источником переживаний и сильнейшего дискомфорта, а не инструментом сближения с людьми. И те, кто страдает от этой проблемы, быстрее и лучше других учатся формулировать мысли на бумаге. Главный источник тревог — оппонент, а точнее его реакция, — в письменной речи просто исключается из уравнения.

Если человек был не душой компании, а застенчивым ребенком, который часто болел в детстве, редко ходил в садик или просто редко контактировал с другими людьми, он может столкнуться с сильным волнением при попытках поговорить. Ребенок не в состоянии понять, что именно он чувствует, какие эмоции испытывает. Иногда они слишком сильны для детского возраста, и их сложно переработать, поэтому он получает психологическую травму.

Ситуация контакта с другим человеком становится слишком значимой, ей автоматически уделяется чересчур много внимания. Еще и школьная система оценок вносит свою лепту. И вот уже кажется, что все вокруг смотрят оценивающе.

При этом ребенку важно внимание, ему хотелось бы играть с другими и разговаривать, как и все. Но из-за пережитой ранее травмы все мысли начинают крутиться вокруг возможной неудачи, провала, позора. Детская логика говорит, что тогда проще молчать, чем каждый раз производить такие титанические усилия над собой.

У взрослых людей в ситуации напряжения — собеседования, совещания, публичного выступления — происходит точно так же. При этом в кругу друзей, в безопасной обстановке проблем нет. Психологическое заикание часто приводит к замкнутому кругу: оно происходит при волнении, а последующие неудачи в речи приводят к еще большему волнению, к мыслям о том, как не заикаться.

Судя по всему, вам было сложно произносить некоторые слова и фразы, потому что когда-то ваша несформированная психика не справилась с коммуникацией с другим человеком. Этот травматичный момент, возможно, случился из-за недостатка социализации. А может быть — из-за природной застенчивости, присущей вам. На этом фоне сам процесс общения стал для вас чрезмерно значимым, и с возрастом проблема усугублялась.

Что можно сделать, чтобы говорить свободно

Научиться релаксации. Известные упражнения, такие как «дыхание по квадрату» или просто дыхание на счет, помогут снять тревогу. Во-первых, когда вы считаете и дышите одновременно, вам уже некогда думать о том, как вы будете выглядеть, когда начнете что-то произносить. Во-вторых, кровь обогащается кислородом и вам в целом становится легче.

Есть множество видов релаксаций: аудиальная, визуальная, ароматическая, — пробуйте и выбирайте свой. Цель — научиться расслаблению. Главная сложность в том, что для этого нужно найти время, которое вы полностью посвятите себе и своему отдыху. Ни на что не отвлекаясь. Позже, будучи в стрессовой ситуации, можно будет лишь представить, что вы релаксируете, и ваше тело и разум вспомнят эти ощущения и воспроизведут их.

Попробовать снизить значимость предстоящего события. Если вас ждет публичное выступление и оно вгоняет вас в мандраж, запланируйте какое-нибудь приятное мероприятие на этот же день, на время сразу после выступления. Ваше внимание будет вынуждено разделиться на два потока — это должно серьезно уменьшить вашу тревогу перед выступлением. А после ваш организм получит вознаграждение.

Стараться побороть тревогу и как можно чаще идти на контакт. Проблема логофобии обостряется и может стать хронической, если идти на поводу у своего страха. Нужно преломить ситуацию: успешных взаимодействий должно накопиться больше, чем неуспешных, чтобы в памяти закрепилась именно позитивная реакция на общение. Чем больше у вас будет кратковременных, но успешных разговоров с самыми разными людьми, тем скорее речь перестанет быть источником беспокойства.

Поработать над устойчивостью самооценки. Примите то, что беспокоит вас в себе. Вы такой, какой есть, и говорите так, как можете. А другие пусть с этим мирятся как хотят. В конце концов, им тоже интересно это взаимодействие.

Уточнить, в чем именно проблема. Не ставить себе диагноз без врача. Опыт, квалификация, внимательное и деятельное участие психотерапевта необходимы, чтобы верно определить причину и выстроить последовательность в работе с заиканием или страхом и другими психологическими переживаниями.

Начать посещать занятия с логопедом или студию вокала. Первый обучает дыхательно-голосовой гимнастике, релаксации напряженных артикуляционных мышц, предлагает различные речевые упражнения. На вокале же учат смыкать и размыкать голосовые связки — по сути, управлять голосом. Это очень интересно — обнаружить, что все это время в теле был еще один орган, потенциал которого почти совсем не использовался.

Записаться на курсы актерского мастерства. Поначалу вам может показаться, что эта затея так себе: туда вроде бы ходят одни экстраверты, которым некуда деть свой речевой поток и излишки энергии. Но на самом деле кружки, клубы и курсы актерского мастерства созданы специально для тех, кому непросто раскрепоститься.

Там можно увидеть, что есть другие люди, более зажатые, менее контактные, но они справляются. И они обаятельные. И никто не оценивает их как неудачников. Там реально почувствовать, что в коммуникации с людьми речь — не самый важный элемент. Люди способны понимать друг друга и без слов. Для этого нужны только желание и искренний интерес.

РедакцияРасскажите, как вы справились с речевым дискомфортом:
  • Bella B.Хотела бы вас поддержать и поблагодарить за письмо. Когда вы сформулировали то, что с вами происходило, описали свои эмоции, вы уже наполовину справились с проблемой. Моему сыну 17 лет. Ему поставили диагноз - логоневроз в возрасте около 3 лет. Логоневроз отличается от заикания. С моим сыном периодически происходят ситуации, о которых вы рассказали в письме. Очень похожие эпизоды. Иногда у него всё идёт как по маслу, а иногда с сильными переживаниями, что не смог сказать что-то кому-то. Мне попадалась книга про заикание "Речь - это река". К сожалению, не помню, читала я её на английском или на русском. Должны быть два варианта. Книга расставила многое по местам. Таким людям, как вы и мой сын, трудно даётся общение, а близкие особенно переживают из-за этого. Сын не заикается, когда поёт, читает стихи, говорит на неродном языке. Как будто становится другим человеком. Он ещё и левша. Также есть теория, что леворукость и заикание связаны между собой. Искренне желаю вам обретать хороших, близких по духу друзей (возможно, они у вас уже есть). Не замыкайтесь в себе. Мы отдаём свои симпатии людям не за их великолепные ораторские способности, красивую речь, а за искренность, тепло общения, интерес к нашей личности. Сейчас сын стоит перед выбором образования и профессии: между творчеством и языками. В какой сфере вы себя нашли и состоялись? Кто вас поддерживал? Какими способами справлялись с волнением?13
  • ДмитрийЛилия, к сожалению, то, что я сформулировал для себя проблему, это мне совершенно не помогло тогда. Я мог прекрасно читать стихи или произносить речи в одиночестве, но в социальной обстановке проблема проявлялась во всей красе, и я ничего не мог с этим поделать. Я правша. Айтишник. Примерно в то время я и увлекся компьютерами, программированием, это был луч света :) Тогда меня никто не поддерживал. С родителями, бабушками/дедушками я общался более менее нормально. Иногда мама говорила что такое впечатление что мне трудно говорить, но я отнекивался, отшучивался, и не рассказывал как на самом деле это меня напрягает. А стоило бы. Потом заметил, что если перед началом речи делать некоторые "жесты", малозаметные со стороны, то инициировать речь проще. Ну, типа, напрячь и расслабить горло определенным образом. Но почти полностью я "излечился", когда в моей жизни произошли некоторые события, шокировавшие меня. Такая шоковая терапия. Может напишу об этом когда-нибудь. После этого мне стало более-менее пофиг что думают окружающие. Ну, думают что я придурковатый - и пусть думают. Тем более как айтишник я к тому времени уже состоялся. Но некоторая социофобия и неуверенность в себе остались, и вряд ли уже когда-то окончательно уйдут. Желаю удачи вашему сыну, хорошо что ему не приходится переживать это в одиночестве.16
  • Bella B.Дмитрий, спасибо! Тяжёлые испытания вытесняют другие насущные проблемы из нашей жизни. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Видимо, часто это так работает. Сын всё время просил собаку, лет с 6. Смогли завести щенка только, когда ему исполнилось 15. Он терпеливо ждал, а я очень долго шла к решению. Может быть, собака ему тоже помогает в плане речи. Кажется маловероятным, но всё же.4
  • АртёмПокажусь со стороны Лунтиком, но мне пофиг Вопрос к психологу из статьи: насколько адекватным будет обращение к групповой психотерапии именно с запросом "научите меня <правильно> разговаривать с людьми". Возможные варианты запроса - "утратил навыки коммуникации после ковида, так и остался на удалёнке", как в статье "стрёмно открыть рот и выдать из себя более-менее вменяемую фразу", "не отстаиваю / избегаю / чересчур агрессивно отстаиваю границы во время конфликта", "стесняюсь общения/знакомства с незнакомыми людьми" и т.д.?3
  • Рикки-Тикки-ТавиБуду теперь немного спокойнее относиться к ситуациям, когда здороваешься с соседями, а в ответ молчание, возможно у них такой же случай)11
  • Аватаркапохожая проблема с детства. в школе стала наглухо "зависать", если надо отвечать устно. вслух у меня не клеились предложения, я не могу одновременно думать и говорить, только что-то одно, поэтому могу начать предложение а к его концу забыть что в начале было и получается коряво, нескладно и непонятно. решила что лучше вообще молчать. и когда в ответе сомневаешься, тоже лучше молчать. чтобы никто не смеялся и не стыдил, что ты не умеешь разговаривать. печатать получается попроще, до пальцев сигнал как будто быстрее доходит, чем до языка.1
  • Our.очень долго было трудно смотреть в глаза при разговоре, что вызывало у многих недоумение. но после работы, где нужен был непосредственный контакт с кучей людей за день - всё нормализовалось3
  • m1orisмне помогла только работа с психологом, каждую неделю по 1-2 сеанса1
  • Ариша ШипиловаВ жизни вообще нет дискомфорта, но когда нужно кому-то звонить - это не ко мне, сразу заикаться начинаю0
  • Дамир ПалашовРикки-Тикки-Тави, да уж, мы никогда не задумываемся о том, что окружающие боятся нас так же как и мы их)))4
  • ВеленаДмитрий, как я вас понимаю, у меня до сих пор так. Я поэтому стараюсь вообще лишний раз не говорить. Говорить спонтанно я разучилась, только с родными могу. Выразить то, что думаю словами для неблизких я просто перестала уметь. Вот даже такой маленький коммент связно сказать я бы не смогла наверное. Любую "речь" я стараюсь написать сначала, а потом просто либо читать с экрана, либо на это ориентироваться. И да. Все эти "здравствуйте-до свидания" я тоже не могла говорить никогда. А еще прямо в глаза смотреть.5
  • Наталия КВозможно что то подобное было и в моем детстве. Стеснительная я была всегда. Не знаю, с чем это связано. Устных предметов прям боялась. В подростковом возрасте стеснялась разговаривать с противоположным полом. Может ещё и картавость сыграла роль, но не факт. Полностью прошло, когда на работе продавцом, у нас были техники продаж и наша с коллегами зарплата зависела от нашей работы напрямую. Продавать надо было. Зажатость как то сама собой прошла. Теперь я такая болтушка, могу к любому человеку подойти с вопросом.0
  • Читаю. Слушаю аудиокниги0
  • Виктория ТагиеваВпервые за 2 года чтения журнала захотелось оставить комментарий)) Я росла скромной, но не замкнутой девочкой. Друзей было немного. Страхи очень знакомы, но не были доведены до абсолюта. В начальной школе я сразу заметила, что есть лидеры, люди, которых обожают. И серые мышки, ничем не примечательные дети. Конечно, первые восхищают, удивляют и я им прям завидовала. К 4му классу я поняла их главную особенность - у них есть чувство юмора и они не боятся говорить громче. Я всерьез сосредоточилась на двух из трех - юмор и говорить :)) С юмором было сложно. Я осознавала, что мне не дано, но была уверена, что научиться как-то возможно. Для начала я начала просто смеяться над шутками. Даже если я вообще не понимала иронии, главное было искренни заулыбаться и собеседнику это нравилось. Чуть позже я стала замечать, что есть реально смешное, а есть тупое) Но даже тупое звучит лучше, чем молчание. И второе говорить. Я просто решила, что надо делать то что страшно. Порой специально создавала себе задания: «так, идем к доске». Почему бы и нет. «Почему бы и нет» - стало девизом. Я договорилась с собой, что если не могу придумать почему нет, то надо идти и делать. Так как я хорошо училась, то материал знала, вопрос стоял как перебороть барьер и ответить вслух. К универу страх общения поутих. С юмором было сложнее, но я правда старалась. А вот для того чтобы не просто говорить, а говорить громко пришлось стараться больше. Здесь был страх как у автора. Одно дело что-то промямлить или промолчать улыбаясь, а другое дело громко и четко отстаивать позицию или просто сказать продавцу «спасибо, до свидания». Здесь помогло такое правило. Если хочешь сказать спасибо, реально есть за что - скажи громче и не увиливай, тебе помогли. А если нет, это дежурное спасибо, то не трать силы и просто кивни. Так появилось «спасибо», которое говоришь, потому что приятно. Второй эксперимент был в магазинах. Меня всегда напрягали продавцы, в ТЦ и продуктовых. Ты ещё не успел переступить порог, а они уже здороваются. Вызывало неприятный страх, смятение и боязнь. Я решила, что это вторая проблема от которой хочется избавиться. И стала заходить высоко подняв голову и говорить «здравствуйте» первой. Теперь я была готова к этому дурацкому диалогу, а он не заставлял меня в расплох. Короче было много маленьких кейсов, которые я находила, замечала и старалась найти им антидот. Мой совет: поближе узнать как работает чувство юмора и делать себе вызовы выходить из зоны комфорта. Я работаю над этим до сих пор. Шутки кстати в итоге и сама научилась придумывать и даже говорить вслух, что было не мыслимо сделать в школе. P.S. Чем старше становишься, тем больше пофиг. Лучше сделать, чем прокручивать в голове эту ситуацию потом 100раз. Да и мнение людей не так стало важно. Я поняла, что на 70% люди заняты собой, 25% над отношениями с детьми, родственниками.. и как бы реально никому нет дела, поздоровался ты или нет. Забудут через пол секунды. А вот хорошие шутки пересказывают и тебя вспоминают :))3
  • Евгения ЛютоваАртём, почему бы и нет. Любой новый опыт немного расширяет сознание. Если общаться стало сложнее, можно ходить и на группу. Но можно и подождать, пока потребность в общении станет более выпуклой, читай, насущной. Есть люди, которым комфортен минимум общения. Что вы знаете о себе? Хотелось бы больше живого общения?0
  • Bella B.Виктория, чем старше становишься, тем больше пофиг. Согласна. Эта мысль часто приходит на помощь, когда тревожишься о том, что скажут или подумают окружающие. Тревожусь всё меньше.0