«Общаться с людьми стало сложно»: как научиться говорить свободно
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Мне 35 лет. Сейчас я взрослый состоявшийся человек.
Описанное ниже имеет скорее исторический интерес и не особо беспокоит меня в настоящем. Но все же оно оказало большое влияние на формирование меня как личности. Возможно, кто-то тоже сталкивался с подобным. Если так, прошу поделиться опытом.
Началось все в шестом классе, происходила странная вещь. Заканчивается урок, народ выходит из класса. Те, кто проходит мимо учительницы, говорят «до свидания». Я стал замечать, что испытываю некоторый дискомфорт, когда мне надо сказать это «до свидания». Я говорил, но слова давались с усилиями. Сначала почти не обращал на это внимания, но с каждым разом сказать становилось все сложнее.
И ладно, если бы дело ограничилось школой: там можно смешаться с толпой или просто обходить учителя стороной. Но та же проблема возникала, например, когда я был в гостях. А при уходе из гостей не сказать эти слова просто невежливо.
Дело дошло до того, что я стал избегать проходить мимо учителя при выходе из класса, старался выходить вместе с толпой, чтобы не быть последним. Когда не получалось, мне удавалось выдавить это «до свидания», только отойдя уже на приличное расстояние от учителя, что со стороны смотрелось странно. В гостях было сложнее, иногда я нарочито долго завязывал шнурки, оттягивая дискомфортный момент.
Я не понимал, что со мной происходит, откуда это взялось.
Никому об этом не говорил. Но тогда я думал: ну ладно, не так уж часто приходится говорить «до свидания». Можно говорить «всего хорошего», «счастливо», просто кивать на прощание. Думал, хорошо, что эта проблема не затрагивает другие слова и фразы, например «здравствуйте». Ведь не здороваться еще более невежливо, чем не прощаться, и путей для обхода неприятной ситуации тут еще меньше.
Естественно, через некоторое время я стал замечать, что произносить «здравствуйте» становится тоже проблематично, с каждым разом все сложнее. Идешь по улице, тебе лет 15, встречаешь знакомого родителей или учителя из школы, тебе говорят: «Здравствуй, Дима!». А ты в ответ не можешь сказать ничего, только испуганно смотришь на этого знакомого и киваешь или скомканно выдавливаешь это «здрасти».
В то время я пережил много неприятных моментов. Избегал ходить по коридору один, чтобы не столкнуться с учителями, боялся выйти на улицу и встретить знакомых семьи. А после каждого такого неприятного момента несколько дней постоянно прокручивал его в памяти, вспоминая все в мельчайших деталях, терзал себя мыслями, выглядел ли я как полный придурок или никто не обратил на меня внимания.
Мне казалось, что я схожу с ума. Тем более что развитие проблемы на этом не остановилось. Эта злокачественная опухоль моих мыслей продолжала пожирать слова, в первую очередь наиболее употребительные. Например, «спасибо», мою фамилию. Когда кто-то просил меня назвать фамилию, я некоторое время тупил, пытаясь ее произнести. Не заикался — просто молчал, не мог открыть рот, чтобы ее произнести. Меня переспрашивали, и только тогда я выдавливал слово. Сердце при этом бешено колотилось, руки дрожали.
Через некоторое время мне стало сложно говорить вообще.
Я мог читать или пересказывать что-то вслух, но просто общаться с людьми стало сложно. Я ни с кем и не общался, друзей не было. Не то чтобы я вообще стал ненормальным. Думаю, я выглядел несколько странно, но приемлемо.
Я общался, когда надо было, но это стоило мне изрядного нервного напряжения, сердцебиения и дрожащих рук. С хорошо знакомыми людьми общаться было проще. И учиться я продолжал хорошо. Хотя несколько раз получил двойку, когда меня спрашивали что-то на уроке. Я знал ответ, но тупо смотрел на учительницу, не в состоянии его озвучить.
И после таких случаев меня сильно колбасило. Ни о каких девушках и отношениях речи не шло. Длилось это до старших классов школы и продолжалось даже в универе и после. Но я выработал некоторые приемы, которые позволяли облегчить проблему.
С тех пор много чего произошло — и хорошего, и плохого. Сейчас я немного заикаюсь, но не сильно, и описанная выше проблема как таковая практически ушла. Но осадок остался. До сих пор не понимаю, что это было. Гуглил, но не нашел описания подобных случаев. Жалею о том, что тогда не рассказал все родителям, не обратился к специалистам. Думаю, они бы помогли.
Почему иногда бывает сложно говорить
Бывает, что речь становится источником переживаний и сильнейшего дискомфорта, а не инструментом сближения с людьми. И те, кто страдает от этой проблемы, быстрее и лучше других учатся формулировать мысли на бумаге. Главный источник тревог — оппонент, а точнее его реакция, — в письменной речи просто исключается из уравнения.
Если человек был не душой компании, а застенчивым ребенком, который часто болел в детстве, редко ходил в садик или просто редко контактировал с другими людьми, он может столкнуться с сильным волнением при попытках поговорить. Ребенок не в состоянии понять, что именно он чувствует, какие эмоции испытывает. Иногда они слишком сильны для детского возраста, и их сложно переработать, поэтому он получает психологическую травму.
Ситуация контакта с другим человеком становится слишком значимой, ей автоматически уделяется чересчур много внимания. Еще и школьная система оценок вносит свою лепту. И вот уже кажется, что все вокруг смотрят оценивающе.
При этом ребенку важно внимание, ему хотелось бы играть с другими и разговаривать, как и все. Но из-за пережитой ранее травмы все мысли начинают крутиться вокруг возможной неудачи, провала, позора. Детская логика говорит, что тогда проще молчать, чем каждый раз производить такие титанические усилия над собой.
У взрослых людей в ситуации напряжения — собеседования, совещания, публичного выступления — происходит точно так же. При этом в кругу друзей, в безопасной обстановке проблем нет. Психологическое заикание часто приводит к замкнутому кругу: оно происходит при волнении, а последующие неудачи в речи приводят к еще большему волнению, к мыслям о том, как не заикаться.
Судя по всему, вам было сложно произносить некоторые слова и фразы, потому что когда-то ваша несформированная психика не справилась с коммуникацией с другим человеком. Этот травматичный момент, возможно, случился из-за недостатка социализации. А может быть — из-за природной застенчивости, присущей вам. На этом фоне сам процесс общения стал для вас чрезмерно значимым, и с возрастом проблема усугублялась.
Что можно сделать, чтобы говорить свободно
Научиться релаксации. Известные упражнения, такие как «дыхание по квадрату» или просто дыхание на счет, помогут снять тревогу. Во-первых, когда вы считаете и дышите одновременно, вам уже некогда думать о том, как вы будете выглядеть, когда начнете что-то произносить. Во-вторых, кровь обогащается кислородом и вам в целом становится легче.
Есть множество видов релаксаций: аудиальная, визуальная, ароматическая, — пробуйте и выбирайте свой. Цель — научиться расслаблению. Главная сложность в том, что для этого нужно найти время, которое вы полностью посвятите себе и своему отдыху. Ни на что не отвлекаясь. Позже, будучи в стрессовой ситуации, можно будет лишь представить, что вы релаксируете, и ваше тело и разум вспомнят эти ощущения и воспроизведут их.
Попробовать снизить значимость предстоящего события. Если вас ждет публичное выступление и оно вгоняет вас в мандраж, запланируйте какое-нибудь приятное мероприятие на этот же день, на время сразу после выступления. Ваше внимание будет вынуждено разделиться на два потока — это должно серьезно уменьшить вашу тревогу перед выступлением. А после ваш организм получит вознаграждение.
Стараться побороть тревогу и как можно чаще идти на контакт. Проблема логофобии обостряется и может стать хронической, если идти на поводу у своего страха. Нужно преломить ситуацию: успешных взаимодействий должно накопиться больше, чем неуспешных, чтобы в памяти закрепилась именно позитивная реакция на общение. Чем больше у вас будет кратковременных, но успешных разговоров с самыми разными людьми, тем скорее речь перестанет быть источником беспокойства.
Поработать над устойчивостью самооценки. Примите то, что беспокоит вас в себе. Вы такой, какой есть, и говорите так, как можете. А другие пусть с этим мирятся как хотят. В конце концов, им тоже интересно это взаимодействие.
Уточнить, в чем именно проблема. Не ставить себе диагноз без врача. Опыт, квалификация, внимательное и деятельное участие психотерапевта необходимы, чтобы верно определить причину и выстроить последовательность в работе с заиканием или страхом и другими психологическими переживаниями.
Начать посещать занятия с логопедом или студию вокала. Первый обучает дыхательно-голосовой гимнастике, релаксации напряженных артикуляционных мышц, предлагает различные речевые упражнения. На вокале же учат смыкать и размыкать голосовые связки — по сути, управлять голосом. Это очень интересно — обнаружить, что все это время в теле был еще один орган, потенциал которого почти совсем не использовался.
Записаться на курсы актерского мастерства. Поначалу вам может показаться, что эта затея так себе: туда вроде бы ходят одни экстраверты, которым некуда деть свой речевой поток и излишки энергии. Но на самом деле кружки, клубы и курсы актерского мастерства созданы специально для тех, кому непросто раскрепоститься.
Там можно увидеть, что есть другие люди, более зажатые, менее контактные, но они справляются. И они обаятельные. И никто не оценивает их как неудачников. Там реально почувствовать, что в коммуникации с людьми речь — не самый важный элемент. Люди способны понимать друг друга и без слов. Для этого нужны только желание и искренний интерес.