Гид по дислексии: что нужно знать о трудностях с чтением и письмом
Мозг
15K
Фотография — Phynart Studio / iStock

Гид по дислексии: что нужно знать о трудностях с чтением и письмом

Как ее диагностировать и можно ли вылечить

15
Аватар автора

Ольга Карасева

не стыдит за грамматические ошибки

Страница автора

Дислексия — расстройство, из-за которого трудно научиться читать и писать. Оно встречается примерно у 5—10% людей.

Но не все дислексики знают о своем диагнозе. Многие просто винят в своих проблемах отсутствие врожденной грамотности, плохую память или скучную школьную программу. Кроме того, широко обсуждать дислексию в России начали недавно, а еще пару десятков лет назад сложности ребенка с чтением и правописанием списали бы на стандартное «он просто ленится». Рассказываем, что такое дислексия, как ее распознать и можно ли вылечить.

Мозг: рассылка об эмоциях и психике
Лайфхаки о том, как не поддаваться стрессу, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что такое дислексия

Дислексия — расстройство, при котором человеку трудно научиться читать и писать и в дальнейшем пользоваться этими навыками. Например, он может путать и менять местами буквы при написании, с трудом разбирать длинные слова, читать и писать очень медленно, быстро уставать от этих занятий.

Процесс чтения состоит из нескольких этапов: зрительное восприятие и распознавание букв, соотнесение их с соответствующими звуками, составление слогов из звуков, объединение слогов в слова и слов в предложения, понимание и осознание прочитанного.

Во время письма добавляется еще и моторная операция — воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа букв. При дислексии на каком-то из этих этапов — или сразу на нескольких — происходит сбой, из-за чего человек начинает делать ошибки. Людям без дислексии они часто кажутся странными и нелогичными: одно дело — перепутать «-ться» и «-тся», а другое — поменять местами части слова.

Важно понимать, что дислексия — это не болезнь, а особенность восприятия информации в текстовой форме. Интеллект у дислексиков не снижен. С этой особенностью можно выучить иностранные языки, получить образование и найти хорошую работу. В этом помогают технические средства: есть сервисы, которые исправляют ошибки в документах и письмах, а большинство книг выходит не только в печатном, но и в аудиоформате.

Обычно все расстройства, связанные с письмом и чтением, называют дислексией. Так как за чтение и письмо отвечают одни и те же процессы — зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, — то и нарушения в двух навыках часто происходят в сочетании друг с другом. Но в российской практике это понятие разделилось на три:

  1. Дислексию, то есть проблемы с освоением чтения.
  2. Дисграфию — трудности с освоением даже начальных навыков письма.
  3. Дизорфографию, при которой человек с трудом пишет с соблюдением правил.

Такое разделение связано с тем, что на русском языке читать существенно проще, чем писать и тем более соблюдать все правила грамматики, орфографии и пунктуации. Но встречаются случаи, когда у ребенка есть только трудности с письмом, но при этом нет дислексии.

Бывает, что дислексия сочетается с дискалькулией — специфической неспособностью к обучению математике. Люди с этой особенностью испытывают сложности при выполнении даже простых арифметических действий, не могут быстро сосчитать предметы, плохо ориентируются во времени и с трудом решают текстовые задачи. Часто у людей с дислексией также есть и дискалькулия.

Какие виды дислексии бывают

В зависимости от того, какие именно затруднения испытывает человек, исследователи в России делят дислексию на несколько видов.

Фонематическая, или акустическая, дислексия — нарушение чтения из-за проблем с восприятием фонем, то есть определенных похожих звуков в словах и предложениях. Обычно ее замечают у детей, когда они только учатся читать. Так, при акустической дислексии ребенок школьного возраста может читать не по слогам, а по буквам; путать похожие звуки; искажать структуру слова, пропуская или, наоборот, добавляя лишние буквы.

Мнестическая дислексия — вид, при котором ребенок никак не может запомнить, какой звук соответствует определенной букве. Из-за этого при чтении и письме он может путать буквы, даже несмотря на то, что между ними нет внешнего сходства и они обозначают совершенно разные звуки, как, например, «Ю» и «Щ».

Аграмматическая дислексия — ошибки при согласовании слов при чтении предложений и словосочетаний, причем даже несложных. Человек с таким расстройством путает падежи, не может соединить существительное с прилагательным или глаголом. Например, вместо «зашел в квартиру» у него может получиться «зашел из квартиры».

Семантическая дислексия — это сложности с пониманием прочитанного. Человек может механически прочитать текст, но не справляется, когда нужно ответить на вопросы по нему или пересказать его.

Оптическая дислексия — нарушение зрительного восприятия букв и других символов. Страдающий от этого вида дислексии может прочитать слог задом наперед, пропускает строки и путает буквы, которые похожи визуально, хотя звучат совсем по-разному, к примеру «Р» и «Ф».

Тактильная дислексия — это трудности с распознаванием шрифта Брайля у незрячих и слабовидящих людей. Они путают похожие буквы, неправильно соединяют их в слоги и слова и из-за этого испытывают проблемы с пониманием прочитанного.

Почему развивается дислексия

У дислексии нейрологическое происхождение, то есть она связана с особенностями строения и функционирования мозга. Хотя это расстройство исследуется уже больше ста лет, ученые не могут точно сказать, какие именно участки и сбои в работе мозга отвечают за дислексию. Но есть эксперименты, которые показали, чем мозг дислексика отличается от мозга того, у кого нет проблем с чтением и письмом.

Так, были обнаружены паттерны нарушения в коленчатом ядре, которое участвует в распознавании зрительных образов, и медиальном коленчатом теле, структуры которого вовлечены в переработку слуховой информации. Также известно, что при чтении в головном мозге активируются задние пути: дорсальный и вентральный, причем особенно в левом полушарии. У дислексиков эти разделы недостаточно активны во время чтения.

Развитие дислексии зависит прежде всего от биологических факторов.

Генетика. Ученые больше ста лет назад заметили, что у людей с проблемами чтения и письма часто бывают родственники с аналогичными трудностями. С тех пор многие исследования подтвердили, что дислексия действительно может передаваться по наследству. В прошлом году в крупнейшем на сегодняшний день генетическом исследовании расстройств ученые выявили 42 генетических варианта, которые влияют на вероятность развития дислексии.

Течение беременности. Анатомические особенности мозга дислексиков также объясняют сложностями во время внутриутробного развития. Если в период беременности женщина перенесла инфекционное заболевание, страдала от обострений хронических болезней и анемии, принимала наркотики или определенные лекарственные препараты, то повышается риск развития дислексии у ребенка.

Родовая травма. Причиной приобретенной дислексии могут стать и асфиксия, сдавливание костей черепа, повреждение шейного отдела и другие травмы ребенка во время родов. Все это приводит к гипоксии — нехватке кислорода, а следовательно, и к нарушениям в работе мозга и последующим особенностям его работы.

Болезни и тяжелый стресс в раннем возрасте. По вине стресса иногда снижаются когнитивные функции, что может сказаться и на навыках чтения. Такое снижение чаще временное, но может приобрести и стойкий характер.

Выделяют также социальные факторы, которые в связке с биологическими факторами могут повысить шансы на развитие дислексии.

Билингвизм. Для развития навыков чтения и письма прежде всего нужно хорошо овладеть устной речью. А сделать это в семье, где постоянно переходят с одного языка на другой, ребенку непросто.

Педагогическая запущенность. Так называют неразвитость, невоспитанность и неподготовленность ребенка к обучению в школе. Он с трудом справляется с заданиями, которые легко выполняют сверстники, часто отвлекается, не соблюдает правила поведения и жалуется на скуку. Это происходит, так как взрослые не занимаются развитием ребенка, не мотивируют его получать новые навыки и знания, не придумывают интересные образовательные форматы.

Педагогически запущенные дети растут не только в неблагополучных семьях. Бывает, что родители — сторонники воспитания без запретов или слишком заняты и не могут заниматься с детьми. Педагогическую запущенность можно перепутать с дислексией: ребенок так же плохо читает и пишет, допускает множество ошибок и устает от этих занятий. Но при этом у него нет никаких функциональных нарушений в работе мозга.

Слишком большая учебная нагрузка. Причинами дислексии называют также раннее начало обучения грамоте и слишком высокий темп, за которым детский мозг пока не успевает.

Синдром госпитализма. Он возникает, если ребенок долго оторван от родителей и других близких людей, например в больнице, и испытывает из-за этого дефицит общения и воспитания.

Кто в группе риска по дислексии

Это дети с генетической предрасположенностью к расстройству, у которых родители или другие родственники тоже имели трудности с навыками чтения. Но даже если у родственников не диагностировали дислексию, у ребенка может быть дремлющая наследственная предрасположенность, и социальные факторы в этом случае запустят развитие расстройства.

Еще один фактор риска — речевой дефицит, то есть нарушения речевой функции. Например, ребенок неверно произносит звуки, проглатывает слоги, путает близкие по звучанию слова. У детей речевой дефицит появляется из-за сбоев в процессе роста, формирования и функционирования отдельных структур мозга, необходимых для успешной обработки языка и речи. Исследователи отмечают, что до 40% детей с нарушением речевого развития могут также иметь проблемы с освоением чтения. Но бывает, и так, что человек хорошо читает, но плохо произносит слова.

Известно, что дислексия в полтора-два раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Причем это соотношение практически не меняется в разных странах и языковых группах.

Также есть данные о том, что дислексия больше распространена среди левшей. Ученые предполагают, что за трудности с чтением и письмом и предпочтение писать левой рукой отвечают одни и те же гены. Но это не значит, что эти особенности всегда идут в связке и леворукость обязательно будет сопровождаться дислексией.

Еще одно сочетание, на которое обратили внимание исследователи, — дислексия и СДВГ. По некоторым данным, у 40% дислексиков диагностируют также проблемы с концентрацией внимания и усидчивостью. Скорее всего, за это совпадение тоже отвечает определенная генетическая вариация.

Аватар автора

Ольга Величенкова

доцент кафедры логопедии МГПУ

Страница автора

Может ли человек обладать врожденной грамотностью

Мы осваиваем письмо не только путем тренировки и заучивания правил, но и с помощью других упражнений, вроде переписывания текста. Благодаря им грамотность формируется и имплицитно, то есть неосознанно. Есть люди, которые способны формировать энграммы — нейронные цепочки, возникающие при запоминании, — очень легко: человек два раза встретился со словом и уже помнит, как оно пишется. Таким людям не нужно учить правила, потому что для них это более затратная стратегия. Про таких людей говорят, что у них врожденная грамотность, но на самом деле за этим просто стоят определенные способности.

Какие симптомы у дислексии

До того как ребенок пойдет в школу и проучится там какое-то время, поставить диагноз «дислексия» нельзя. Дошкольник или первоклассник только учится читать и писать, и для него вполне нормально испытывать трудности с новым навыком.

Тем не менее до школы можно заметить признаки предрасположенности к расстройству. Они не обязательно указывают на дислексию, но если родители часто видят у ребенка такие проблемы, им стоит проконсультироваться со специалистом. Вот на что стоит обратить внимание в дошкольном возрасте:

  1. Ребенок поздно начал ползать или вообще сразу пошел.
  2. Проблемы с мелкой моторикой — ребенку сложно управляться с небольшими игрушками и деталями, рисовать и делать поделки, завязывать шнурки и пользоваться компьютерной мышкой.
  3. Трудно держать в руках не только карандаш или ручку, но и ложки и вилки.
  4. Ребенок пытался заговорить к двум годам, но потом развитие речи затормозилось.
  5. Речь развивается медленнее, чем у сверстников.
  6. Ребенок строит фразы, как иностранец, который только осваивает новый язык: постоянно путает предлоги и падежи, неправильно ставит ударение.
  7. Есть трудности и с активными играми — ребенок не может поймать или отбить мяч, попасть им по цели.
  8. Ребенку тяжело удерживать баланс — стоять на одной ноге, кататься на велосипеде и самокате.
  9. Ребенок не может повторить ритм, к примеру серию длинных и коротких ударов по столу.
  10. Наблюдаются особенности в поведении — у ребенка часто меняется настроение, он быстро устает, не может долго концентрироваться на одной задаче, с трудом налаживает контакт с другими детьми.

Дислексию обычно диагностируют после семи лет. Считается, что в этом возрасте как раз заканчивается становление первоначальных навыков чтения и письма. Кроме того, ребенок уже успел поучиться в школе, и родители видят, что он отстает от одноклассников, несмотря на то, что у всех одинаковые учителя, задания и нагрузка. На расстройство могут указывать такие проблемы:

  1. Ребенку тяжело распознавать буквы и сопоставлять их со звуками.
  2. Трудности с распознаванием слов, даже если они попадаются часто.
  3. Повторяются одни и те же ошибки в произношении и на письме.
  4. Ошибки выглядят странными, например в словах меняется порядок букв, появляются или исчезают слоги, два слова склеиваются в одно.
  5. Ребенок может пропускать слова или даже куски текста при чтении.
  6. Медленная скорость чтения по сравнению со сверстниками.
  7. Ребенок читает текст, будто бы угадывая, что там должно быть написано.
  8. Быстрая утомляемость во время занятий чтением и письмом.

В подростковом возрасте на дислексию могут указывать все те же кажущиеся странными ошибки, медленная скорость чтения и письма, трудности с пересказом прочитанного, проблемы с изучением иностранных языков.

Как диагностируют дислексию у детей

Есть домашние тесты на дислексию у ребенка. Например, на сайте Ассоциации родителей детей с дислексией. Но такие тесты показывают лишь вероятность наличия расстройства. На сайте Ассоциации также можно пройти бесплатную онлайн-диагностику у специалистов, и она будет более точной.

Такую анкету нужно заполнить перед онлайн-диагностикой. Источник: disleksiya.net
Такую анкету нужно заполнить перед онлайн-диагностикой. Источник: disleksiya.net
1/2
Такую анкету нужно заполнить перед онлайн-диагностикой. Источник: disleksiya.net
Такую анкету нужно заполнить перед онлайн-диагностикой. Источник: disleksiya.net

Обычно, заметив трудности ребенка в обучении, родители в первую очередь обращаются к логопеду. Специалист должен не только выслушать жалобы родителей, но и посмотреть школьные тетради за несколько месяцев и проверить, действительно ли есть проблема. Логопед даст задания, позволяющие измерить скорость чтения, проверить понимание прочитанного и словарный запас ребенка.

Для точной постановки диагноза стоит пройти обследование еще у нескольких специалистов:

  1. Отоларинголога и офтальмолога. Исключить проблемы со здоровьем, которые могут мешать ребенку читать и писать, — иногда это не дислексия, а слабые зрение или слух.
  2. Психолога, чтобы он оценил сохранность интеллекта, и нейропсихолога, который определит, есть ли у ребенка еще какие-то когнитивные дефициты.
  3. Невролога, а также пройти обследование на СДВГ: сложности с чтением и письмом легко перепутать с другими нарушениями.

Для постановки диагноза проводят тесты на чтение — на разных уровнях, от слогов до текстов, на интеллект и на отдельные когнитивные и речевые функции. Например, есть стандартизированная методика исследования навыков чтения у детей и набор тестов «ЗАРЯ».

Ребенку с дислексией нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Там не только определят, есть ли у него дислексия, но и помогут создать индивидуальный «образовательный маршрут» — оптимальный для ребенка путь обучения. Решение такой комиссии еще и обязывает школу предоставить особые условия обучения — например, давать ребенку-дислексику больше времени на выполнение письменных заданий или заменить их устными.

Записаться на комиссию в Москве можно через портал «Мос-ру». Информация о комиссии в других регионах есть на сайте ПМПК. В Ассоциации родителей детей с дислексией составили подробный алгоритм, как пройти ПМПК и получить заключение.

Как корректировать дислексию

Исправить особенности мозга, которые вызывают дислексию, невозможно, но есть примеры, когда проблемы с чтением и письмом успешно удавалось скорректировать. Чем раньше получится заметить сложности, диагностировать дислексию и начать заниматься с ребенком, тем больше шансов это сделать.

С детьми с дислексией занимаются разные специалисты — логопеды, нейропсихологи и психологи. Но многое зависит и от родителей.

Что родители могут сделать самостоятельно:

  1. Не надо упрекать, ругать и наказывать ребенка за ошибки. Наоборот, нужно восстановить его веру в себя. В уважительном и поддерживающем окружении детям проще преодолевать трудности. У ребенка возникает желание бороться с проблемами, он может тратить больше времени на упражнения, усердно заниматься или компенсировать сложности с чтением и письмом другими навыками — организованностью и внимательностью. Благодаря этому часто наступают улучшения.
  2. Выполнять специальные упражнения дома с ребенком. Это может быть поиск слова в рядах букв или раскрашивание букв на картинках. Индивидуальный комплекс упражнений подберет специалист. Сколько придется заниматься — три недели или три года, — будет зависеть от степени тяжести нарушения.
  3. Даже если навыки чтения и письма улучшились, нужно продолжать выполнять поддерживающие упражнения.
  4. Поможет и физическая активность. Во время одного эксперимента дети с дислексией несколько месяцев регулярно делали несложную зарядку, и в результате их языковые способности улучшились. Ученые объясняют это целым набором факторов: и тем, что при этом были задействованы одни и те же участки мозга, и тем, что благодаря занятиям дети ощутили поддержку родителей и стали более уверенными в себе.
Пример упражнения: ребенку нужно найти пять названий овощей. Источник: dyslexiarf.com
Пример упражнения: ребенку нужно найти пять названий овощей. Источник: dyslexiarf.com
Аватар автора

Ольга Величенкова

доцент кафедры логопедии МГПУ

Страница автора

Что делать родителям, если ребенок плохо читает

В школьных учебниках по литературному чтению тексты могут быть слишком сложными для детей с дислексией. Если это русская народная сказка, то там будут новые для ребенка слова вроде «сусеков», непривычное построение предложений. Обычно, увидев такой текст, родители понимают, что будут сидеть с ребенком до ночи, а потом он ляжет спать в слезах. Вместо этого прочитайте ребенку этот текст вслух, обсудите с ним незнакомые слова.

Тренировать чтение тоже нужно обязательно, но возьмите книгу, которая ребенку доступна. Это может быть букварь для дошкольников, пособия с адаптированными текстами, «Читаем после букваря». Там, как правило, есть предтекстовые упражнения с новыми словами. Также с подбором конкретной литературы, подходящей именно для вашего случая, должен помочь логопед.

Преодолеть дислексию помогут и в школе — там с ребенком должны заниматься логопед и психолог, — и в специализированных учреждениях. Бесплатные консультации и занятия для детей проходят в Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, они есть во всех регионах России. Найти ближайший можно на сайте ППМС-помощи.

В Москве также работает Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки, у него 36 территориальных отделений в разных районах города. Записаться на прием можно онлайн на сайте ГППЦ.

Бывает ли дислексия у взрослых

Обычно дислексию выявляют в школе, но иногда люди начинают догадываться о своем расстройстве уже взрослыми, например прочитав статью и узнав в описании себя. Хотя проблемы с чтением и письмом у человека были всегда, оно не было диагностировано в детстве.

Во взрослом возрасте такие проблемы впервые могут появиться только в одном случае — при повреждении мозга, например в результате черепно-мозговой травмы или нарушения мозгового кровообращения при инсульте. Обычно они сочетаются и с другими когнитивными нарушениями, например страдает память. Но расстройство в этом случае называют не дислексией, а алексией.

Более того, ошибки — особенно в написанном от руки, а не напечатанном тексте — не обязательно появляются из-за дислексии. Люди действительно часто ошибаются, когда нужно, например, заполнить бланк, потому что редко пользуются навыком письма от руки. Еще одна возможная причина ошибок — усталость.

Но если допускать ошибки, которых никогда раньше не было, начал пожилой человек, это повод обратиться к врачу и пройти обследование.

Аватар автора

Ольга Величенкова

доцент кафедры логопедии МГПУ

Страница автора

Можно ли диагностировать дислексию взрослому

Если взрослый человек допускает множество ошибок на письме, то у него будет дизорфография, а не дислексия в том значении, как ее понимают в России. Наверняка за время учебы в школе он преодолел трудности с чтением и письмом, а вот проблемы с орфографией остаются надолго — в русском языке это самое сложное.

Получить после 18 лет диагноз «дислексия» невозможно — в России нет системы диагностики дислексии у взрослых. Считается, что раз человеку выдали школьный аттестат, значит, он преодолел проблемы, и дальше помощь ему не нужна. Хотя на самом деле это не так. Взрослый может проконсультироваться с нейропсихологом, начать заниматься русским языком с учителями, но именно справку о том, что у него дислексия, никто не выдаст. И нигде не примут.

Обычно взрослые люди хотят получить подтвержденный диагноз, потому что испытывают психологический дискомфорт из-за того, что окружающие обращают внимание на их ошибки, поправляют их. К сожалению, пока людям приходится оправдываться по поводу своих нейробиологических особенностей, способностей и навыков.

Как человеку с дислексией облегчить себе жизнь

Взрослым людям с дислексией в какой-то степени может облегчить жизнь использование аудио- или видеоматериалов вместо текстов. Если же нужно работать именно с текстом, помогут система набора текста «Т9», встроенные редакторы и сервисы, исправляющие ошибки. Так, для русского языка есть сервисы «Орфограммка» и LanguageTool, которые проверяет орфографию, пунктуацию и стилистику.

Если какие-то ошибки встречаются часто, можно сделать шпаргалку по сложным словам и конструкциям и повесить рядом с монитором. Кроме того, для помощи с вычитыванием важных текстов можно привлекать людей без дислексии.

Пример программы, которая помогает проверять ошибки при написании. Ее можно добавить в браузер. Источник: languagetool.org
Пример программы, которая помогает проверять ошибки при написании. Ее можно добавить в браузер. Источник: languagetool.org

Иногда помогает использование настраиваемых шрифтов. Людям с определенными видами нарушений зрительной обработки действительно проще читать шрифт без засечек. Но при других причинах дислексии изменение шрифта не сработает.

В целом дислексикам сильно поможет еще и терпимое доброжелательное отношение общества.

Запомнить

  1. Дислексия — это не болезнь и не психическое расстройство, а особенность восприятия информации.
  2. Ученые считают, что проблемы с навыками чтения и письма появляются из-за особенностей строения и функционирования мозга. Главным образом на возникновение дислексии влияют биологические факторы — генетика, течение беременности, родовая травма, тяжелый стресс в раннем детстве. Но также есть и социальные факторы, которые сами по себе не могут запустить дислексию, но увеличивают шансы на ее возникновение. Это речевой дефицит, педагогическая запущенность, слишком высокая нагрузка на учебе и синдром госпитализма.
  3. До того как ребенок пойдет в школу и проучится там какое-то время, диагностировать дислексию нельзя. Дошкольник или первоклассник только учится читать и писать, и испытывать трудности с новым навыком вполне нормально. Дислексию обычно диагностируют после семи лет.
  4. Для постановки диагноза нужно посетить нескольких специалистов — логопеда, окулиста, отоларинголога, нейропсихолога, невролога. Также ребенку нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Ее решение обязательно должно учитываться в школе. К примеру, если ребенку нужно больше времени на письменные задания, решение ПМПК обязует учителей его предоставлять.
  5. Особенности мозга, которые вызывают дислексию, нельзя изменить, но скорректировать проблемы с навыками чтения и письма вполне возможно. Для этого прежде всего нужно, чтобы родители создали комфортную обстановку и не ругали ребенка за ошибки. Упражнения, которые помогут в конкретном случае, уже подберет специалист.

Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Расскажите, было ли вам сложно научиться читать и писать?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой

До сих пор:
Автоматом меняется на письме Р на Л. Интересно, что произошло когда начал учить инглиш, та же тем r и l рука сама пишет не то.

На орфографию и запятые я давно забил - понятный текст для читателя - это уже класс.
Частая плашка над моими постами "Изменено" или "Отредактировано" - увижу спустя день-два банальную диалектическую опечатку.

В детстве в школе и дома классика жанра: техника чтения - ДВА!!! "Бестолочь!!", "Ну что ты никак не запомнишь??", "Ничо не можешь!!!". Интонацию вы знаете :)

PS: и да пока писал этот комментарий исправил 7 красных линий. Расцеловать в уста сладкие создателя проверки орфографии

4
0
Отредактировано

Путаю в написании и чтении две буквы "ч" и "ц")) до такой степени, что упорно читала не Чацкий, а Цацкий))

4
0

Классная статья! А можно статью или кто-то из читателей поделится:
Как учить английский (иностранный) язык дислексику?

2
Герой

АвоKadsa, у меня дислексия. Английский выучила по фильмам и комиксам, потом догнала разговорный до уровня, общаясь с коллегами и друзьями (живу не в России). Основная проблема изучения любого другого языка-я не понимаю, как применять правила, даже если знаю их.

2

Rada, у меня прикол, что на слух я путаю примерно 50 - 60 % букв.
Если не знаю слово ))))

Когда английское слово читаю в транскрипции буквами мне проще. В школе пару классов записывала учитеьница звуками и я так смогла получить минимальный словарь. Потом переехала и школа была условной в плане "ангельского". Иврит вообще нормально - так и запоминала: чисто по русски с ударением типа ани медабЭр иврит. А так л, м, н, в и д друг друга заменяют на слух ну и х, h и с )))
я только сейчас поняла, что я и на русском не слышу их, я просто знаю кто и какая буква где ))))

Как бонус - я хорошо "беру" и совсем не пугаюсь тонового языка типа монгольского и немного китайского

0

АвоKadsa, есть в сети материалы, конкретный не скажу, так как не изучала вопрос. У меня подруга сама психолог с СДВГ и дислексией, я к ней отправляю по таким вопросам)

1

АвоKadsa, держите небольшую статью:
https://dslxcommunity.com/disleksiya-i-inostrannye-yazyki

Учитесь в радость! :)

0
0

Сам для себя сделал браузерное расширение, раскрашивающее текст в градиент, что позволяет лучше удерживать фокус внимания на строке, подсмотрел идею в детских книжках.
Расширение называется ColorLineReader, буквально вчера опубликовал его в магазине chrome, исходники открыты на github.
Если такой способ еще кому-то поможет лучше фокусироваться, буду очень рад.

2
0

Интересно, да, в СНГ дисграфию разделяют и дислексию, они невсегда идут одновременно и вместе как нейроотличия.
Нравилась дисциплина "Нарушения письменной речи" в университете, на госе мне попался билет по теориям возникновения дислексии, до сих пор частично помню)

Ещё помимо СДВГ, диспраксия часто бывает, это как раз про неуклюжесть, нарушение целенаправленных движений, неловкость

1
Герой

Анна, правильно разделяют, имхо. Дисграфия часто может быть у ребенка, который прекрасно читает. И дислексия у хорошо пишущего (реже). Про дипраксию согласна с вами- она бывает чаще при дисграфии.

1
0
Герой

В печатном шрифте путаю буквы Ш и Щ. Из-за того что у Щ почти незаметен "хвостик".

0
0
Герой

Я дислексик. В школе в начальных классах пытались поставить задержку развития (закончила школу с отличием). Дислексия не влияет на мою скорость чтения, но содержимое прочитанного может доходить до меня долго. В основном я путаю слоги в словах, особенно если испытываю сильный стресс. В детстве не различала и и ш, пропускала слоги и буквы в некоторых словах в разговоре. В первом классе написала слово шишка на всю доску, потому что не могла понять, когда закончить писать шиш:)
Поняла, что меня окружают люди с дислексией, когда пошла заниматься наукой. Мой профессор оказался дислексиком и половина коллег тоже. Дислексия у них варьировалась от перестановки слогов в словах до тошноты и головной боли при чтении.

0
0
Герой

Как-то не профессионально написано... Педзапущенность, госпитализм... Это устаревшие понятия из прошлого века. Может автору стоит обратить внимание на термин Депривация? Уже давно дефектологи и логопеды, и психологи оперируют именно этим понятием. Есть отличные исследования на эту тему.

0
0

ЕГЭ и дисграфия. Страшное сочетание. Проходила со своими детьми. Набрали чуть побольше минимума. И далее сложности с поступлением на инженерные специальности из-за низкого балла по русскому языку. Старшему в детстве логопед поставила диагноз " Не знаю что у него". Он еле выучился читать к средней школе, и то плоховато. Фразу из букваря " Лови, Вова, лови", которую он читал 1,5 часа я запомнила на всю жизнь. Слово кот писал через а, не говоря уж об остальных. " Лиса рижия тушистая". Интеллект при этом полностью сохранён. Математика и черчение давались легко.

0

Сообщество