«Когда смотрюсь в зеркало, начинаю плакать»: как перестать ненавидеть свое отражение
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Недавно я написала статью о том, как вылечила акне.
В конце прикрепила фото своей кожи и подписала, что меня все устраивает. А через несколько дней меня обсыпало так сильно, что я уже неделю почти не выхожу из дома.
Такого обострения у меня не было два-три года. Возможно, это побочный эффект лекарств, которые я временно принимаю, они влияют на желудок. Надеюсь именно на это и боюсь, что обострение не пройдет. За это время я уже забыла, как болезненно отношусь к своему комплексу и как он влияет на мою жизнь.
Я практически не выхожу из дома — даже ночью, потому что мне некомфортно от своего лица, даже когда меня никто не видит. Каждый второй или третий раз, когда смотрюсь в зеркало, я начинаю плакать.
Стараюсь не смотреть на родственников дома, не разрешаю заходить в ванную, когда умываю лицо, сплю днем с головой под одеялом. Косметикой в период обострения не пользуюсь: это выглядит еще страшнее.
У меня нет комплексов, кроме этого.
И он как будто отравляет мне жизнь за всю кучу других возможных комплексов.
Я пыталась через силу выходить на улицу, но это всегда заканчивается слезами, мне ужасно некомфортно. Если я в компании и там неуместно расплакаться и просто уйти, то я постоянно молчу, опускаю голову, чтобы лицо не было видно из-за волос, стараюсь стать как можно незаметнее.
Отменила все планы на выходные. Работаю из дома, в любое свободное время стараюсь уснуть. Сижу в набранной ванне, там никто меня не видит, и просто жду, пока эти дни обострения пройдут. До ремиссии я так жила лет пять — в ожидании, что это кончится.
Я понимаю, что это абсурд какой-то, что точки на моем лице запирают меня дома в слезах, но не могу перестать так болезненно воспринимать это. Никто никогда не шутил надо мной из-за этого недостатка, я нравилась парням, все считали меня красивой. Но как бы меня ни пытались переубедить, не могу принять это в себе.
Ту ненависть к своему отражению прервала ремиссия. Когда мое лицо чистое, жизнь и мой взгляд на себя меняются на 180 градусов. Почему меня так тревожат именно прыщи, не знаю. У меня есть некрасивый шрам через весь живот, но я его даже не замечаю, не стесняюсь ходить с голым животом.
Как-то я подумала, что, может, с этим надо к психологу идти, но мне эта мысль кажется до сих пор странной. Вроде это и как повод для терапии тупой, и она ничем мне не поможет, ведь такая ненависть к себе не вызвана другими людьми, она просто появилась сама по себе и касается только акне.
Как вообще работает этот триггер, почему именно этот комплекс, почему меня так сильно это тревожит и эмоционально подавляет? Природа такой ненависти к себе в этом вопросе мне абсолютно непонятна. Я справилась со всем, с чем хотела, кроме этого. Это даже смешно.
Я так ненавижу такие периоды, что готова принимать комбинированные оральные контрацептивы постоянно ради косметического эффекта. Или снова пройти курс ретиноидов, несмотря на все риски.
Как акне влияет на качество жизни
Я понимаю всю серьезность ситуации. Это совершенно не «тупой» повод, чтобы обратиться к специалисту.
Акне может заметно снижать качество жизни. Для многих людей с этой особенностью характерны снижение самооценки, неуверенность в себе, апатичное настроение, вплоть до развития серьезных расстройств — депрессивного и тревожного. При этом тяжесть психологического состояния не всегда зависит от степени заболевания. Иногда даже едва заметные высыпания могут вызывать вышеперечисленные симптомы.
На качество вашей жизни влияют даже не сами внешние проявления проблемы, а скорее отношение к ним. В письме вы делаете акцент на том, что окружающие не замечают недостатков и считают вас красивой. Но вы вводите самоограничения — полную изоляцию, отсутствие выходов из дома, — словно вся жизнь ставится на паузу в ожидании, когда обострение закончится.
При этом вы отмечаете, что старались справиться с проблемой, пробовали выходить на улицу через силу и даже бывать в компаниях, но это заканчивалось либо слезами и вашим уходом, либо попыткой стать незаметной. Предположу, что в вашем случае выбранная тактика сама по себе, без работы с процессами мышления, может провоцировать еще большее недовольство собой.
Вместе с тем, проблема может быть еще более объемной. Есть такое расстройство — дисморфофобия, при котором человек чрезмерно озабочен собственной внешностью и предполагаемыми недостатками. Факторами развития называют в том числе генетическую предрасположенность, психологические травмы.
При развитии расстройства у человека формируется искаженное представление о собственном теле, он может не видеть образ тела целиком, а выделять и преувеличивать отдельные детали — к примеру, «большой» нос или неидеальную кожу. Лечение этого расстройства предполагает участие психиатра и психолога-психотерапевта, так как кроме перестройки работы мышления и восприятия себя может включать фармакотерапию.
Как можно помочь себе
Выяснить причины, которые привели к негативному отношению к себе. Попытайтесь честно ответить на следующие вопросы.
Почему именно внешность для вас сейчас наиболее значима? Необходимо понять, как формировалась ценность внешней красоты. Конечно, можно заглянуть в прошлое и понаблюдать, как относились к вам родители. Замечали ли они вашу ценность как человека вне зависимости от внешнего вида и остальных успехов, видели ли в вас разностороннюю личность с уникальными чертами характера, как поддерживали ваши интересы и увлечения?
В качестве примера — частая история. Родители — либо один из них — по каким-то причинам делают акцент на внешнем виде дочери и замечают только, как она выглядит: нарядно ли оделась, уложила ли волосы. В этом случае повзрослевшая девочка также может выделять в себе именно это и не замечать других своих качеств: острого ума, юмора, дружелюбия, способности поддерживать других, креативности и так далее.
Есть ли другие качества, за которые вы можете себя ценить и на которые не влияет наличие или отсутствие акне?
Если ранее вы обнаружили, почему внешность так важна для вас, можно двинуться дальше и попробовать отыскать то, за что вас любят ваши друзья и знакомые.
Вы можете выделить свои ценные качества и самостоятельно. В книге Кристин Нефф «Самосострадание. Шаг за шагом» много упражнений, которые помогут вам взглянуть на себя со стороны.
Посочувствовать себе так, как вы бы посочувствовали другу. Представьте ситуацию: ваш друг борется с акне и рассказывает вам об этом. Что бы вы ему сказали? Иногда бывает легче поддержать других людей, чем самого себя. Попробуйте записать слова поддержки так, будто разговариваете с другом или любимым человеком, а потом перечитайте, обращаясь уже к себе. Доброе и сочувственное отношение может облегчить любую проблему.
Проанализировать модели поведения, с помощью которых вы справляетесь с проблемой. Например, каким образом социальная изоляция, отсутствие выходов на улицу, сон в свободное время с накрытой головой влияют на качество вашей жизни. Помогают ли они реализовывать цели, удовлетворять ваши потребности? Способствуют ли они решению проблемы или, наоборот, лишь усиливают недовольство собой?
Если после анализа станет ясно, что эти модели контрпродуктивны, можно подумать, как справляться более эффективно. Например, протестировать обратные гипотезы. Улучшится ли ваше настроение, если вы будете встречаться с друзьями? А если будете гулять и дышать свежим воздухом? Станет ли ваш сон крепче, если вы будете спать ночью?
Обратиться за помощью к специалисту. Акне для вас — серьезная проблема, которую точно не назовешь пустяковым поводом для обращения к психологу или психотерапевту. Вместе со специалистом можно пересмотреть отношение к своей внешности, разработать стратегии преодоления проблемы и получить поддержку на пути преодоления.
В медицине действует комплексная модель развития любой болезни в трех плоскостях: биологической, психологической и социальной. И работа с акне может идти во всех этих направлениях. Консультации психолога будут поддерживать работу дерматолога, а при необходимости — и других врачей. Это позволит обеспечить более устойчивый результат.