«Страшно при одной мысли об ответ­ственности»: как справиться со стрес­сом при повышении

Признания читательницы и комментарий психолога
9

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Nata Vladimira

боится не оправдать доверие

Страница автора

Я всегда удивлялась людям, которые любят власть.

Но, честно говоря, не задумывалась, что стоит за этой любовью. Жизнь складывалась таким образом, что на работе, где десять лет назад все стремились занять руководящую должность, возник кадровый дефицит — должность начальника одного из филиалов вакантна уже четыре года.

Мне неоднократно предлагали перевод, но было страшно при одной мысли об ответственности. Но обстоятельства превыше всего, и я вынуждена была согласиться.

И вот теперь, в ожидании перевода, я в страхе и сомнениях. Боюсь не справиться, не сладить с коллективом, не оправдать доверие, хотя у меня большой опыт и знания. Где берется любовь к власти? Как ее найти?

Аватар автора

Ксения Жданова

психолог

Страница автора

Что скрывается за страхом ответственности

Поздравляю вас с повышением и началом новой главы в жизни! Надеюсь, что она подарит вам классный опыт и интересные задачи. Здорово, что вы признаете свою компетентность, опыт и знания. В новых условиях важно иметь хорошую опору, к которой вы можете обратиться.

Несомненно, у руководителя есть определенная доля власти, которая выражается в принятии важных решений, но этим роль начальника не ограничивается. Задумайтесь, как сформировались ваши представления об управлении командой, как — о власти над ней.

Если в их основу легли ваши наблюдения за поведением руководителей в вашей компании, это может быть особенностью вашей корпоративной культуры. В таком случае потребуется балансировать между предпочтительным стилем менеджмента и ценностями этой компании. В остальных случаях убеждения можно смело пересматривать и подвергать рациональному оспариванию.

За страхом ответственности чаще всего скрывается что-то еще. Это может быть боязнь ошибки, неудачи, опасения критики и осуждения со стороны коллег или начальства. Вам предстоит определить, что скрывается за страхом ответственности в вашем случае. Подобные тревоги часто указывают на наши незащищенные места, но также любое изменение привычного уклада жизни вызывает волнение. Бояться изменений — нормально, потому что наша психика стремится к привычному.

Вероятно, за вопросом «как найти любовь к власти» скрывается желание не чувствовать страха и не испытывать стресса в связи с повышением в должности. Сразу скажу, что не испытывать стресс не получится. Он сопровождает любые изменения в жизни, но в наших силах минимизировать его влияние на организм. Мы привыкли воспринимать стресс исключительно как негативное эмоциональное состояние напряжения. На самом деле стресс подразделяется на два вида — дистресс и эустресс, вызванный позитивными событиями.

Как помочь себе адаптироваться к новой роли

Исследуйте себя через новый опыт. Если говорить о том, где найти любовь к власти, я бы ответила, что для этого нужны определенные черты характера. Они есть у многих авторитарных руководителей, но вам не обязательно такой быть. Предлагаю переформулировать вопрос — как найти удовольствие в новых задачах в роли руководителя.

Здесь не может быть быстрого ответа, потому что самопознание через новый опыт — это процесс. Обращайте внимание на то, как ощущаете себя, выполняя новые действия, и помните, что даже в роли руководителя у вас остается опора в виде знакомой и привычной вам сферы деятельности.

Определите ваши страхи и отделите их от своей личности. Сформулируйте свои конкретные опасения как можно более подробно. Что для вас означает «не справиться»? По каким признакам вы поймете, что вы не справляетесь? Боязнь возникновения каких ситуаций скрывается за страхом ответственности?

Уже на этом этапе вы можете захотеть дать этим страхам рациональный ответ. Предположим, вы боитесь совершить ошибку. Вы наверняка и раньше ошибались, это естественная часть обучения и жизни. И ваши руководители допускали промахи, и ваши подчиненные будут. Ошибки превращаются в опыт, и вы благополучно двигаетесь дальше.

Также важно отделять свою личность от неудач и чужих мнений. Помните, что все это не определяет вас как человека. Вы — личность, ценная по умолчанию. У вас могут быть сильные и слабые стороны и совершенно разнообразный опыт.

Визуализируйте ваши страхи. Когда вы определите конкретные ситуации будущего, которые вас пугают, ответьте себе на вопрос, что самое страшное может случиться в каждом сценарии. Сядьте в спокойной обстановке, закройте глаза и начните представлять, что может произойти.

Проживайте ситуацию, замечайте чувства, которые вас посещают, но помните, что вы сейчас в безопасности. А теперь самое важное: когда вы в красках представили, как сбывается ваш страх, также вообразите, что вы будете делать дальше. Плюс этой техники в том, что мы начинаем понимать, что фрустрация переносима. И даже после того, как страх реализуется, мы справимся с последствиями.

Проводите профилактику негативных сценариев. В ходе выполнения описанного выше упражнения вы, вероятно, поймете, какие навыки могут вам пригодиться в будущем. Вы можете начать их осваивать уже сейчас.

Обратите внимание на навыки делегирования и управления командой, почитайте полезные статьи о том, как успешно влиться в новый коллектив. Поговорите с коллегами и начальством, узнайте, чего вам ждать в другом филиале, если вдруг у кого-то из них есть такая информация.

Развивайте навыки управления стрессом. На новой должности у вас может появиться больше ответственности и задач, поэтому велик риск перегрузить себя дополнительной работой. Например, выполнять самостоятельно то, что можно было делегировать. Поэтому необходимо осваивать навыки управления стрессом и соблюдать баланс работы и жизни, чтобы предупредить выгорание.

Старайтесь не давать мыслям о работе занимать ваш ум все ваше свободное время. Если заметите за собой такую тенденцию, практикуйте заземление. Возвращайтесь в «здесь и сейчас», отмечайте, что происходит вокруг вас, что вы видите, какие запахи, вкусы и тактильные ощущения чувствуете.

Перед сном можно сканировать свое тело, стараясь почувствовать каждую его часть — от пальцев ног до мышц лица. Совладать со стрессом также помогут дыхательные техники, медитация. Но главное — не забывать об отдыхе даже в условиях возросшей нагрузки.

РедакцияРасскажите, как вы адаптировались к новой роли:
  • Holy OllyЗдравствуйте, меня зовут Ольга. По профессии я HR, плотно работала с руководителями линейного уровня, в том числе с начинающими/молодыми руководителями. По поводу вашего убеждения, что если руководитель, то любит власть – вы согласились на должность властителя или всё-таки руководителя?;) Главная задача любого руководителя-это достичь результатов руками подчинённых путём грамотного УПРАВЛЕНИЯ. По Адизесу, есть 4 типа управленцев: производители (фокус на результаты), администратор (фокус на соблюдение всех регламентов, порядок), генератор (фонтанирует новыми идеями) и интегратор (фокус на людей). Даже по короткому описанию вы можете понять, что ближе вашему типу личности и смело занимайте эту нишу, только позаботьтесь впоследствии, чтобы другие функции тоже кто-то выполнял путём делегирования. Чтобы узнать свой тип, можно бесплатно пройти его в интернете. Как видите, здесь нет ничего про власть и ломать себя тоже не нужно) Хочется вас поддержать – на самом деле очень многие люди также как и вы очень сильно волнуются, и это совершенно нормально. Те, кто рвутся к власти, часто просто идут за деньгами и реализацией себя, а про людей совершенно не думают. Вы же понимаете, что ответственность повышается и не хотите подвести людей. Уменьшить ваши тревоги помогут знания (нам страшно, когда мы не знаем, что делать): быть руководителем - это ещё одна профессия с новыми навыками и компетенциями. И как в любой профессии всё нужно изучать с нуля. Если позволяют финансы, сходите на офлайн курсы по менеджменту, если нет-прочтите несколько книг, подпишитесь в ютубе на бизнес-тренеров, можно найти бесплатно слитые курсы, вообще открытой информации в интернете очень много. Так что самостоятельно приобрести знания тоже можно, главное их потом применять на практике. Если вам будет нужно, я смогу порекомендовать конкретные книги и личностей, у кого можно поучиться. И поверьте, с появлением этих знаний вам будет становиться легче, а ваши управленческие навыки будут действительно профессиональными, а не «я художник, я так вижу». Хороший руководитель – немного психолог. Интересуйтесь психологией, людьми, начните свою новую деятельность просто с наблюдения над подчинёнными, определите их сильные и слабые стороны, их зоны роста. Со временем определится ваш управленческий стиль. Ну и посмотрите на новую должность как на что-то новое в вашей жизни, ведь на фоне многолетнего выполнения одних и тех же рабочих действий часто происходит выгорание. А быть руководителем - это не только сложно, но и интересно! А даже если вдруг не получится и вы поймёте, что это не ваше (когда хочется выполнять всё своими руками, а не чужими), то ни-че-го стра-ш-ного не произойдет, ведь главное, чтобы были живы, здоровы, и мирное небо над головой, а всё остальное, как говорится, суета) Но я уверена, что у вас всё получится)21
  • Nata VladimiraHoly, спасибо за такой чудесный комментарий. Он меня вдохновил. Мой взгляд на все происходящее был слишком узким и стереотипным. Благодаря Вам у меня как-будто открылись глаза. Я обязательно прислушался к Вашим советам!5
  • Nata VladimiraHoly, можно литературу0
  • Holy OllyNata, Книги по темам Менеджмент и Личная эффективность руководителя: • «45 татуировок менеджера», Максим Батырев (а также его книга «Сложные подчиненные») • «Идеальный руководитель», Ицхак Адизес • «Вы или вас. Профессиональная эксплуатация подчиненных. Регулярный менеджмент для рационального руководителя», Александр Фридман (и другие его книги про делегирование, планирование, контроль). • «Практика менеджмента», Питер Друкер (классика) • «Принципы. Жизнь и работа», Рэй Далио • «Лидеры едят последними», Саймон Синек • «7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови. • «Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство» Кен Бланшар • «Managym. Психотехнологии в менеджменте», Юрий Анушкин • «Эмоциональный интеллект в бизнесе», Дэниел Гоулман (либо российская адаптация от С.Шабанова и А.Алёшиной) • «Подумайте еще раз», Адам Грант. • «Сам себе MBA», Джош Кауфман • «Договориться можно обо всем! Как добиваться максимума в любых переговорах» Гэвин Кеннеди • «Я слышу вас насквозь» Марк Гоулстон • «Ненасильственное общение. Язык Жизни», Маршалл Розенберг (хорошо объясняет психолог Наталья Барложецкая на своём Youtube канале). При этом в некоторых моментах вы можете обнаружить, что авторы противоречат друг другу. Они разные по типам и стилям управления, так что действуйте так, как откликается именно вам. По итогу прочтения и изучения этих тем, вам должна быть ясна цель такой позиции как руководитель (стоит почаще её себе напоминать), задачи (цикл управленческой деятельности по А. Файолю), а также способы постановки задач сотрудникам, виды контроля, правила делегирования, способы материальной и нематериальной мотивации, виды и техники планирования (постановка цели по SMART, матрица Эйзенхауэра, правило Парето, система OKR, модель GROW), стили управления. А также по теме Управления персоналом: кадровое планирование, найм, адаптация, обучение, оценка, развитие. Здесь темы Обратная связь (как правильно давать), конфликтология (стратегии решения конфликтов, как ими управлять), методы управления командой, принятие коллективных решений (напр, мозговой штурм и др.). Многие книги есть в аудио формате (но не рекомендую, в идеале вообще конспектировать), в кратком изложении в Youtube или статьях. А также в интернете есть бесплатные онлайн курсы, например от школы Стратоплан как раз сейчас стартовал бесплатный курс «Справочник руководителя", неплох и их Youtube канал. Ну и вообще по любому даже сложному кейсу найдётся инфа в Ютубе. Есть ещё платформы, где сливаются платные курсы за небольшую подписку, например SHAREWOOD, а через их телеграм бот можно скачать бесплатно раз в три дня. Вообще вся эта инфа поможет не только на работе, но и в жизни, в семье. Самое главное-это не просто читать, а потихоньку пробовать практиковать.9
  • Holy OllyNata, я очень рада:)0
  • QmdgКниги как управлять командой. Страх неопределенности. Конечно с кем то может и не поладите. Это не власть, а управление командой.2
  • Nata VladimiraHoly, благодарю!0
  • Алекс Б.Лучше расскажите, как справиться со стрессом при понижении или увольнении1
  • Король Вредных советовЕсть прекрасная книга «от эксперта к руководителю» советую ознакомиться, станет проще0