Как стать прикладным декоратором

Как стать прикладным декоратором

И ночевать на работе
3

Декоратор — это тот, кто делает красиво в пространстве: в квартире, торговом центре или ресторане.

Аватар автора

Карина Фомина

поговорила с декоратором

Наша героиня ушла из продаж в декораторство и теперь делает красиво. Вот ее история.

О ком речь. Есть декораторы: они расставляют предметы в пространстве, например красиво раскладывают подушечки и вазы в новой квартире или вешают инсталляции посреди торгового центра. А есть прикладной декоратор: он создает предметы или части инсталляции, которые нужно расставлять и развешивать. Это работа руками: декупаж, покраска, папье-маше, формовка и даже соленое тесто.

Полина, прикладной декоратор московской арт-студии Feu De Coeur, рассказала, как сменила профессию и почему ей приходится ночевать на работе.

Раньше Полина работала в продажах, а теперь стала прикладным декоратором
Раньше Полина работала в продажах, а теперь стала прикладным декоратором

Кем работала раньше

В студенчестве я торговала мороженым, а с восемнадцати лет начала работать в продажах. Так прошло четыре года.

Как-то я разговаривала с другом, который в свое время тоже работал в продажах, а потом ушел делать мобильное приложение для детей. Я спросила: «Как ты к этому пришел? Вот так работал, получал хорошие деньги, шел по карьерной лестнице, а потом резко все бросил». Он ответил: «Мне надоело просто продавать. Я в какой-то момент понял, что ничего не создал, и мне захотелось что-то сделать руками или головой».

Я тогда не думала, что это станет моей навязчивой идеей. Два года эта мысль выедала мне мозг: за столько лет я ничего не создала, ничего не сделала, только продаю — полип какой-то.

Однажды на работе мне нахамил покупатель, и я разрыдалась в подсобке. Это была последняя капля. Я уволилась одним днем, а потом год сидела дома и не могла понять, что делать дальше, ведь я умела только продавать.

Вот такой декор мы готовим в студии
Вот такой декор мы готовим в студии
А вот что я делаю за кадром, сидя на полу торгового центра
А вот что я делаю за кадром, сидя на полу торгового центра

Как пришла к прикладному декору

Мой муж Глеб работает инженером в арт-студии. С коллегами они профессионально занимаются декором: делают красивые штуки там, где они нужны, — в основном в торговых центрах, на праздниках, в магазинах.

Я приходила в гости в арт-студию и со временем познакомилась со всеми его коллегами, в том числе с Александром, одним из основателей студии. Пока сидела в гостях, ребята просили им помочь, что-то подержать. Так я начала учиться: смотрела, как красят, под каким углом, на каком расстоянии. Постепенно стала помогать все больше, а потом начала работать с ними полноценно.

Есть другой путь: в колледжах преподают прикладное искусство. Обучение длится от 9 месяцев до полутора лет и стоит около 150 000 рублей. После окончания можно ходить в разные студии и арт-агентства и предлагать себя в качестве работника. Будет плюсом сфотографировать то, что сделали своими руками, и показывать мастерам в качестве портфолио.

Часть команды арт-студии Feu De Coeur
Часть команды арт-студии Feu De Coeur

Сколько получает прикладной декоратор

Заработок бывает разный. Есть проекты — получаешь деньги. Нет проектов — нет денег. Когда нет проектов, основатель студии платит нам из своего кармана, чтобы мы не умерли с голоду.

Когда проекты есть, я получаю от 1000 до 3000 ₽ в день в зависимости от сложности работ. В среднем за легкий проект я получаю 5000 ₽ за весь период; за проект средней сложности — 7000 ₽; за сложный — 15—40 тысяч рублей.

37 000 ₽
максимум я получала за один проект

В плохой месяц я получаю 30 000 ₽, хороший — 60 000 ₽. Я заработала 350—400 тысяч рублей за 7 месяцев.

У нас были и нулевые проекты, и минусовые проекты. Очень много мы делаем из-за интереса или из-за фотографий в портфолио. Но руководитель студии ценит наше время и отказывается от совсем невыгодных проектов. Иногда мы сами говорим: «Давай просто сделаем это для портфолио».

График работы и нагрузка

У меня ненормированный рабочий день шесть дней в неделю, выходной в воскресенье. После проекта есть 2—3 дня на сон и отдых. Бывают сложные проекты, когда работаю несколько дней по 12—16 часов.

Я могу приехать утром и остаться в студии ночевать, потом проснуться, почистить зубы, выпить кофе, снова пойти работать и закончить в час, в два, в три или в четыре утра. Перед командой стоит цель — ее нужно выполнить несмотря ни на что. Это наша репутация. Так что по 8 часов работать не получается.

Максимум в работе одновременно у нас было семь проектов. Сейчас параллельно идут четыре проекта, в которых я участвую. У них разные сроки. Пока у меня сохнет деталь для одного проекта, я могу заниматься другим. Или пока едут материалы для первого проекта, я работаю над следующим.

Прикладной декор — это постоянная работа руками. Иногда еще и в неудобной позе
Прикладной декор — это постоянная работа руками. Иногда еще и в неудобной позе

Как проходит работа над проектом

Я делаю все, кроме разработки эскизов и конструкций. Варить, приколачивать и резать лобзиком умею, но боюсь. Активно использую шлифмашинки, шкурки, хорошо управляюсь с шуруповертом и могу что-нибудь спаять. Основные материалы, которые использую в работе: различные клеи, краски, кисти, валики, бумага, фом, крафт, искусственные цветы, сухоцветы, брус, фанера, проволока.

К нам обращаются небольшие и крупные компании, некоторых клиентов приводят ивент-агентства. Самый обычный проект — это покрасить стены или нарисовать граффити. Рисунок делает наша художница Марина, а мы выполняем остальную работу.

Есть проекты сложнее. Например, в «Артплее» мы помогали на фестивале «Доступная среда». Делали лабиринт из коробок с ограничителями из лент для езды на инвалидных колясках, натягивали пергамин для темной комнаты, зонировали черным стретчем лекторий и рисовали граффити.

Самый интересный проект был перед Новым годом. Мы делали инсталляцию из пяти новогодних манекенов для торгового парка «Отрада». Сначала мы шлифовали манекены, потом штукатурили, красили, покрывали лаком, декорировали задники, вставляли крепления. В конце проекта мы с командой поехали на монтаж и установили манекены на тумбы. Когда перевозили манекен с пайетками, часть из них отвалилась, и мы их заново клеили в момент монтажа. За весь проект я получила 37 000 рублей.

Манекен установили на платформу 120 см
Манекен установили на платформу 120 см

С клиентами я не общаюсь. Этим занимается руководитель студии. Он записывает пожелания клиентов, художник рисует эскиз, и после утверждения мы начинаем работу.

Еще ни разу не было такого, чтобы проект не приняли, только один раз мы вносили правки на монтаже. Это было как раз на проекте с манекенами. Один из манекенов был покрыт блестками, но из-за плохого освещения в торговом центре выглядел тусклым и «раздетым». К нам подошли и сказали: «Ой, что-то она голенькая. Можно с этим что-то сделать?» И мы задекорировали манекен тканью.

На манекен вручную наклеили 1500 пайеток, на это ушло 8 часов
На манекен вручную наклеили 1500 пайеток, на это ушло 8 часов

Что бывает с руками и телом

Студия не экономит на нашем здоровье, поэтому у нас есть все необходимое для работы и защиты тела: латексные или прорезиненные перчатки, защитные комбинезоны, респираторы с фильтрами для стружки или краски, маски, наушники для шумных работ. Есть даже костюм сварщика.

Случается разное. Чаще всего кто-то обжигается горячим клеем, многие пробивают пальцы саморезами. Еще может заболеть спина, если долго делать мелкую работу.

Как-то перед монтажом я повредила руку в суставе, когда неудачно схватилась за конструкцию. Руку постоянно тянуло, я замотала ее эластичным бинтом и продолжила работать.

Когда долго работаешь согнувшись, конечно, заболит спина. Приходится делать разминку
Когда долго работаешь согнувшись, конечно, заболит спина. Приходится делать разминку
Иногда приходится работать в защитных комбинезонах, чтобы не испортить одежду
Иногда приходится работать в защитных комбинезонах, чтобы не испортить одежду

Что нравится и не нравится в работе

Мне нравится, что на проектах всегда приходится искать новые решения. Например, как добиться нужной текстуры или нужного цвета. Я часто ищу новые материалы, узнаю, как с ними работать. Недавно я зашла в кафе, а там имитация ванильного и шоколадного мороженого в рожке. Последние четыре дня я думаю, с помощью каких материалов сымитировать мороженое, чтобы оно выглядело вкусно и съедобно: вдруг когда-нибудь пригодится!

А для одного проекта мы делали пряничных человечков. Тогда я замешивала соленое тесто — это то, чему учили еще в детском саду. Соленое тесто белое, а человечки должны выглядеть так, будто их только достали из духовки. Что мы только не делали, чтобы добиться нужного цвета и не испортить текстуру. Я красила человечков гуашью, акрилом, баллонами, чаем и даже кофе. В итоге добились нужного эффекта, обмакнув человечков в кофе и покрасив гуашью. Глазурь сделали из белого акрила.

Один раз мы сделали очень много пряничных человечков из соленого теста, покрасили их гуашью и задекорировали акрилом
Один раз мы сделали очень много пряничных человечков из соленого теста, покрасили их гуашью и задекорировали акрилом
Сахарная глазурь на самом деле сделана из белого акрила
Сахарная глазурь на самом деле сделана из белого акрила

Мне не нравятся сроки и ненормированный график. Сроки всегда есть, и это повод для провала. Ненормированный график не люблю, потому что по утрам и днем я часто сплю, а в мире все, кроме баров, сделано для жаворонков. А то, что порой я ночую на работе, — это даже весело, мне же всего 25 лет.

  • Таня НасоноваВсем добрый день! А что происходит с этими декорациями после того , как проект завершен? Все идет в мусорный бак? Тогда для чего Вы работаете, создавая эти материалы, которые в итоге ни кому не нужны и не несут пользу людям?0
  • Полина АвдееваТаня, они перерабатываются в другие проекты или остаются на площадке у заказчика. Те, которые невозможно переделать мы или дарим, или, при возможности переработки, отдаем в переработку. Также в мастерской мы не выбрасываем, а сдаем на переработку и утилизацию пластик, аккумуляторы и прочее.1