Мнения
2K

Мнение: нельзя запрещать детям-мигрантам, не знаю­щим русский язык, ходить в школу

124

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Елена Альшанская

считает, что образование должно быть доступно каждому

Страница автора

Я работаю в благотворительности и помогаю детям уже 20 лет.

У меня много эмоций по поводу инициативы депутатов, не допускающей детей мигрантов в школы без знания русского языка. Она выглядит для меня популистским решением в ответ на большой запрос, сформированный антимигрантскими настроениями. Понятно, что запрос возник не на пустом месте. Есть много проблем, связанных с миграционной политикой.

Если в классе один ребенок из другой страны, он, конечно, попадает в стрессовую ситуацию, но обычно быстро адаптируется и учит язык. Если же это треть или половина класса, ситуация тяжела для учителя. У него появляются две разные задачи: обучить предметам одних, а языку — других.

Но есть разница между реальными и популистскими решениями. И те и другие вроде откликаются на проблемы. Только в одном случае мы анализируем ситуацию и последствия решения. А в другом — даем публике простой, приятный и выглядящий «жестким» ответ, хотя решением это не будет.

Раз проблема в том, что в России много детей, не говорящих по-русски, и они прямо сейчас находятся тут — иначе не было бы такого внимания от Госдумы, — значит, депутаты только что лишили множество детей права на образование и возможности социальной адаптации к нашей культуре. Лишили множество детей самого простого и работающего пути изучения языка и адаптации к среде — школы. Лишили их возможности стать такими же, как наши дети.

В таких условиях дети-мигранты, по сути, окажутся на улице. Родители-то этих детей работают. Семьи мигрантов разные, но многие приехали в Россию из-за нищеты и трудятся здесь в сфере неквалифицированного труда.

Когда я слышу рассуждения, что они должны нанять детям репетиторов и заниматься с ними русским сами, для меня это звучит так же абсурдно, как предложение «пусть едят пирожные». Нет, пирожные здесь смогут съесть лишь единицы высококвалифицированных, обеспеченных, уже понимающих наш социум родителей.

Как вы думаете, что произойдет с обществом, когда из-за указа депутатов на улицах нашей страны резко появятся группы детей без присмотра, социально не адаптированных в обществе и не говорящих по-русски?

Я вижу три потенциальных риска. Первый — рост подростковой преступности. Второй, тоже очевидный, — дети могут сами попадать в беду. Это и рост бытовых несчастных случаев с самими детьми, которые останутся без присмотра взрослых, а возможно, и рост преступлений в отношении несовершеннолетних. Третий — рост числа подпольных радикальных религиозных школ, которые могут подхватить этих детей и будут счастливы такому раскладу.

Я уже не говорю о том, что включать детей из других стран в свою культуру, язык и общество важно для укрепления международных отношений. Но мы видим шаги, которые, напротив, отталкивают и создают новые барьеры. Видимо, граждане-депутаты решили оставить доступ к русской культуре только для своих и избранных. В итоге это может спровоцировать новые проблемы, усиливая антимигрантские настроения.

Когда дети выйдут на улицы, это испугает и возмутит людей куда больше, чем их присутствие в классе.

Но как решить проблему? После принятия закона я много общалась с учителями, которые рассказали о своей работе с мигрантами. Некоторые по своей инициативе организовывали подготовительные классы для детей, не знающих русского языка. Это был вполне успешный опыт, но все учителя, с кем я говорила, отмечали острую нехватку преподавателей русского как иностранного. Еще на такие проекты не было выделено никакого регионального финансирования. Школы делали все за свой счет, поэтому опыт единичный.

Я считаю, что это прекрасный повод возродить практически похороненные школы лингвистики. Начать снова готовить учителей, преподающих русский как иностранный. Их у нас готовят, только слишком мало, а ведь были хорошие учебники и программы.

На месте государства я бы также начинала открывать подготовительные классы и школы русского языка для детей и взрослых уже в тех странах, откуда к нам едут люди. А в России предложила бы сформировать такие классы хотя бы в одной школе каждого района, куда приезжают иностранные граждане. Дети проходили бы простую оценку уровня языка и, если его недостаточно, шли в такой класс.

Я могу понять чувства и возмущение людей, которые рассказывают, как они, например, выучили английский, прежде чем ехать в Стэнфорд. Но хочу заметить, что государственные решения не должны основываться на эмоциях или чьем-то индивидуальном опыте. Они должны быть стратегическими, учитывать долгосрочные перспективы, возможные риски и общую пользу.

Уже даже поэтому, исходя из этих стратегических соображений, угроз, роста влияния культуры, безопасности общества, а не такого непопулярного сейчас простого человеческого гуманизма, нельзя выгонять детей из школы или лишать доступа к обучению и адаптации в обществе. Эти дети уже есть, они здесь. Они должны иметь возможность учиться в школе. Подготовительный класс, где они будут изучать язык, решит большинство проблем.


РедакцияЧто думаете? Поделитесь своими аргументами:
  • WTF"Как вы думаете, что произойдет с обществом, когда из-за указа депутатов на улицах нашей страны резко появятся группы детей без присмотра, социально не адаптированных в обществе и не говорящих по-русски?" Как вы думаете, что произойдет с обществом, когда в начальных классах школ появятся группы детей, не адаптированных в обществе и не говорящих по-русски, которым будет нечего делать и соответственно, скучно на уроках, и которые будут развлекать себя, отвлекая от уроков других учеников и учителей?24
  • Luna MoonlightЛибо пусть запрещают мигрантов вообще и вводят тесты на знания русского языка, прежде чем впускать в страну. Либо пусть предоставляют сервисы по адаптации и интеграции в общество, в том числе и для детей. Очередные половинчатые меры, которые лишь более усугубят ситуацию.39
  • DogmaКонечно нельзя запрещать, в таком случае дети останутся вообще без образования, такое недопустимо. А то работают двойные стандарты: “Мы переехали в другую страну, ребёнок язык совсем не знал, только русский, его приняли в школу/садик, он быстро выучил язык! Так все отлично сложилось!!!! «У нас в школу не принимать без знания языка!!!!! Пускай едут домой к себе все!!!!!»16
  • dima3000WTF, в начальном классе еще есть шанс адаптации. Давайте представим ситуацию, когда это происходит, например, в седьмом классе. Когда одни подростки пытаются учиться (ОГЭ, ЕГЭ не за горами), а другие по кайфу сидят и развлекаются0
  • Сергей Разин"Подготовительный класс, где они будут изучать язык, решит большинство проблем." Да, решит. Кто будет учить, хватит ли учителей РКИ, чтобы столько детей отучить? И нужны они будут в тот момент, когда закон заработает. И сразу достаточно много специалистов понадобится. Кстати, немаловажный вопрос -- откуда брать финансирование на новых учителей РКИ?5
  • вайноту вас дети есть? я не хочу, чтобы мой ребенок учился с, который ни бе, ни ме, ни кукареку.9
  • ДмитрийЛогично. Детей должен обучать учитель, а не "абдулла" из мечети. Собственно в большинстве стран мира школа - обязательна для всех Но скрепные депутаты с "наполеончиком" опять ищут свой путь , хотя к чему это приведет очевидно15
  • ДмитрийDogma, в реальности есть школы/классы именно для языковой адаптации и это нормально. Но и у нас это должно быть, а не ожидание того, что язык появится сам3
  • Сергей РазинLuna, "пусть запрещают мигрантов вообще и вводят тесты на знания русского языка, прежде чем впускать в страну." это подойдёт для тех, кто сейчас находится за рубежом и планирует переехать. Как быть с теми, кто уже здесь? И да, если кто-то переезжает "на работу", то зачем этот "кто-то" перевозит с собой ещё людей?13
  • NВ нашем городе сразу после принятия закона власти засобирались организовывать курсы по изучению языка для детей мигрантов. А без закона бы фиг бы собрались.16
  • Flo-riiвайнот, Грубо, но точно. Думаю, что никто не хочет условного «Абу Маглы» в одноклассники своему ребенку.10
  • Сергей РазинDogma, отличный пример. А как проходила языковая адаптация? Как изучался язык, кто обучал языку? Напомню, что сейчас в РФ в школах, которые доступны приезжающим детям (не частные, а массовые), может не быть учителей-предметников для тех, у кого русский -- родной язык. Некогда интегрировать учителю нового ученика без знания языка. Да и не всегда сам ученик показывает желание в интеграции (но с этим уже не только учитель должен разбираться)4
  • Алёна ИгоревнаWTF, тоже удивилась с этого тезиса. Будто до принятия закона что на улицах, что в школах до этого не было мигрантских малолетних банд, которые кошмарят как остальных детей, так и учителей.6
  • ObvДмитрий, где есть? В реальности каких стран?4
  • МаксN, учителям потом гораздо легче заниматься с теми, кто знает язык.6
  • ObvСергей, можете зайти в мой профиль и почитать реальную историю об интеграции. Я в деталях всё описал.1
  • Mikko GarciaВиктория, вот прежде чем сюда приезжать, пусть учит русский язык на родине, нанимает репититоров (онлайн щас не проблема) , идет в языковые классы и т. д. Почему они едут сюда зарабатывать, а платить за обучение своих детей которых сюда привезли/родили тут для гражданства не хотят? С этим законом лет на 5-10 затянули. Давно уже надо было делать тестирование детей на знание русского языка и вводить коммерческие организации по обучению детей и взрослых не владеющих им. А за счет того что они должны быть именно коммерческими, значит и вопроса откуда брать финансирование не должно быть Живу в районе Москвы где уже лет 10 рядом с моим домом в обычной СОШ есть отдельное помещение для детей не знающих русский язык, и прежде чем распределить их в обычные школы они изучают его и проблем сразу у всех меньше12
  • НиколайЯ наверное через чур суров, но эти самые миграции не то чтобы сегодня тут, а завтра там. Предполагается длительное или постоянное проживание в другой стране. Планируя такое язык изучать НАДО. Во всяком случае я бы не обижался если в общественных учреждениях столкнулся с "моя твоя не понимать - иди учи язык сначала". Нормальные люди должны понимать риски в чужой стране языка которой ты ни бум-бум.14
  • WTFВиктория, то есть вайнот, точнее его ребенок, должен терпеть неудобства, чтобы Яндекс, Озон, ПИК, кто-там еще, конторы ЖКХ получали дополнительные прибыли за счет использования труда мигрантов???5
  • Благоустройство со сносомObv, нерусских детей не хотят в школах видеть изза враждебности, а потому что они учат остальных русских детей своим шакальим повадкам и привычкам.5
  • Алёна ИгоревнаВиктория, а почему у кого-то должна болеть голова за чужих детей? Для этого у них свои родители есть.6
  • WTFLuna, вы смешная, чесслово? Кому вы там можете поставить условия? Пусть, пусть. Те, у кого власть, на ваши (и на любые другие) "пусть" плюют. Им когда выгодно, тогда у нас многонациональная и многоконфессиональная страна, статья за разжигание межнациональной розни, "преступность не имеет национальности" и все такое, а когда выгодно, так идут массовые вбросы в СМИ и соцсети об ужасных мигрантах.10
  • Екатерина ВасильеваПусть выписывают мигрантов только на работу по срочному трудовому договору, а не завозят их с толпой жен и детей, которые налоги не платят и никак не адаптируются в наших реалиях. Они не нужны в нашей стране со своими семьями.14
  • КощькеНиколай, тем более что, судя по Вашему комментарию, у нас и свои-то Николаи язык не то что на 100, на 80% не знают.11
  • МашкаЕкатерина, согласна. Пускай сочувствующие ни в зуб ногой мигрантам в России посмотрят: как нужно изголиться, какие документы, деньги и регалии предоставить, чтобы не ЕС-гражданину просто в отпуск в Париж съездить) не то что бы работать там. А у нас: можно жить нелегально,не работать, язык не знать, светскость нарушать, марши в центре столицы устраивать. А взамен ещё и получать зп, о которой на Родине мигрант и мечтать не мог. Почему-то когда речь заходит о работе в условной Европе, и там всё строго и жестко для россиян, всем это кажется по крайней мере нормальным. Типа, ишь, какой выискался, а ты докажи, что ты нужен, у них и своих таких полно. Кажется, что некоторые россияне хотят предстать "нитакими", защищая в аналогичной ситуации мигрантов. Не совсем по теме русского для их детей, но тоже тема для разговора3
  • GrigoriyWTF, произойдет то что если их не будет много в классе- они будут ассимилированы в русскую, европейскую культуру. Очевидно же3
  • GrigoriyАлёна, таки ваш тезис глуп. Если полиция появляется что убийства и грабежи исчезают? нет, но градиент смещается, количество уменьшается. так и здесь: дезинтеграция ведет к криминализации1
  • GrigoriyМакс, при чем тут вера? практика- критерий истинности единственный. не нужно изобретать свой собственный особый путь через реку и строить мост вдоль, если можно сделать как делают везде- интегрируют в школы и норм с этим живут4
  • МариНе нужно сравнивать русские и европейские школы, у нас переполненные классы, нехватка учителей, сложная программа, которую тяжело освоить и русским детям, тут некогда раскачиваться, погружаясь в язык. Учителям и так очень сложно преподавать в наших школах, а детям очень сложно в них учиться. В США и многих европейских странах, которые тут ставят в пример, дети идут в школу в 5-6 лет и первый класс там почти как садик, и если ребёнок в этом первом классе что-то не поймёт из-за незнания языка, то это не так страшно. А у нас школа с 7 лет и сразу интенсивная учёба, почему русские родители заморачиваются подготовкой к школе, водят детей на подготы, к логопедам и т.п, что б дети в школу шли, уже умея читать, и без логопедических проблем, потому что иначе ребёнку будет очень тяжело в 1 классе.10
  • WTFGrigoriy, даже один ученик легко может дезорганизовать урок, а двое-трое запросто кошмарить всех одноклассников. Можно конечно, написать, что школа должна разруливать эти проблемы, но не слишком ли много требуется от школы?3
  • Алёна ИгоревнаGrigoriy, справедливости ради, на северокорейских трудовых мигрантов я не слышала ни одной жалобы. Приехали на Сахалин и Камчатку, поработали, уехали обратно. Детей с жёнами сюда не тащат, разбой не устраивают, свои обычаи никому не навязывают. В отличие от тех, кто подразумевается в этой статье и текущем обсуждении.6
  • WTFGrigoriy, о, леваки со своим комментариями подтянулись. Ожидаемо. Скоро дойдет до того, что антибиотики надо запретить во избежание геноцида стафилококков. То есть ты считаешь нормальным, что есть группы людей, не работающих, но пользующихся инфраструктурой, которую оплачивают другие, и при этом еще и гадят тем, кто создает и поддерживает инфраструктуру, которой они пользуются? В природе это называется паразитизм, и да, любой нормальный организм мобилизует свои ресурсы, чтобы от паразитов избавиться.4
  • Алёна ИгоревнаGrigoriy, что-то изнасилованным школьницам из СПб ваша логика не помогла. Хотя вон, тоже Абу в классе сидели, учиться уму-разуму должны были. Школьнику из Челбинской области, которого точики порезали чуть ли не в центре города, ваша логика тоже не особо помогла. И ещё в десятках случаев (и то, только тех, которые получили широкую огласку). Есть подозрение, что в вашей логике и пресловутом умении просчитывать последствия, есть какой-то изъян.4
  • WTFGrigoriy, есть масса примеров, когда активное сплоченное меньшинство успешно добивается своих целей и устанавливает свои порядки, особенно, когда ему нечего особо терять. Во Франции/Швеции/Германии "тожефранцузы-шведы-немцы" замечательно устроились, живут на пособия из налогов, которые платит коренное население, при этом не забывая этих местных кошмарить как только можно. Еще в начале века мы удивились, как к нам то ли в Гетеборге, то ли в Стокгольме, в центре города подошло несколько борзых смуглых пареньков и начали что-то втирать. Тогда это было еще в диковинку :(4
  • Алёна ИгоревнаWTF, не просто «может дезорганизовать», а с высокой вероятностью это и сделает. Иначе грустных новостей про звездец в школах и соответствующего закона бы не было.0
  • МаксGrigoriy, пхаха. Тут в красках расписывают, как в европейских школах местные ребята и учителя помогают нескольким приезжим влиться, внимание им уделяют, языку учат. А у нас как? Загляни с московские или питерские школы на окраинах, соотношение россиян/мигрантов до 2/3 доходит. Большой вопрос, кто кого «обучать» будет.4
  • Сергей РазинObv, благодарю за описание опыта, очень интересно. И он может быть даже сработает в РФ, но я вижу пару сложностей. Вы описывали, что "вместо обучения по программе ему во время уроков дают письменные задания по испанскому". Кто-то эти задания должен подготовить. А ребёнок -- сделать. Будет это работать в РФ, с учетом того, что оценки появляются не сразу, а через полгода? Не знаю. Также было в вашем тексте "В первые дни ребенок радовался, что весь класс с ним хочет дружить и что хотя он ничего не понимает, его активно вовлекают во все игры." В РФ с этим может быть и тяжелее. И да, насколько загружены учителя в Испании? Их хватает на все школы?1
  • МаксWTF, причем, под понятием «школа» имеется ввиду учителя, и так заваленные работой по самое горло.0
  • ObvСергей, да их явно просто из книжки какой-то ксерят и дают ребенку. Видимо, просто чтобы чем то занять, пока он совсем не понимает ничего. Учителя в Испании загружены точно так же, как в РФ. Думаю, по фото видно, что классы, в общем, такие же по размеру. И учебная нагрузка такая же (ну только с поправкой, что на две ставки вряд ли работают).3
  • WTFМакс, конечно, а когда кого-то покалечат, тогда СК возбудит дело и несколько высокооплачиваемых силовиков будут его вести.0
  • Юджин FlowersДети очень быстро осваивают язык. Есть ж детские сады, подготовительные классы. Если речь идет уже о находящихся в России детях, то глупо было запрещать ходить им в школу, как раз дети со знанием русского языка, и всего того, чего учат в российском школе, могли быть мостиком для адаптации мигрантов (читай - родителей) в городскую среду. Русский язык для большинства детей становится основным языком общения. Если бы титульная нация интересовалась бы культурой других народов России, особенно в Сибири, то поняли бы, что там у них есть проблема "обрусевших" и потери родного языка. Кажется это мы боремся с национализмом в той стране нет? Боже мой, как трубили на госканалах об ущемлении прав русскоязычных в других странах, а получается, что скатились до уровня той ж Эстонии. Скоро этим детям, которые прошли мимо российском системы образования будут выдавать паспорт недограждан? Так вы хотите? Великая страна бла-бла-бла мирового уровня, и даже такие проблемы нормально решить не может.6
  • GrigoriyWTF, русские не срывают уроки? аутсайдеры кстати обычно самые тихие, потому что у них нет поддержки, и они не стремятся ее получит потому что бояться последствий2
  • GrigoriyМакс, учителей стане больше если им не повышать зп но запретить мигрантам учиться?0
  • Dobryj VecherGrigoriy, "Мне жалко пострадавших, виновные должны быть наказаны, но дезинтегрируя людей вы множите эти изнасилования в будущем десятикратно, потому что люди не усвоят что в этой культуре так нельзя, ферштейн?". То есть вы пишите что в мигрантской среде насиловать это норм тема, они такие невинные снежинки и без русской школы не понимают что это преступление? или как это работает?5
  • МаксGrigoriy, повысить ЗП учителям надо. Избавить от кучи тупой и ненужной писанины. А для мигрантов - подготовительные курсы, а потом 1-й класс.1
  • Luna MoonlightСергей, "Как быть с теми, кто уже здесь?" - интегрировать в общество в том числе и через образование в школах, а новых можно не пускать, раз нет учителей и мест в школах. "если кто-то переезжает "на работу", то зачем этот "кто-то" перевозит с собой ещё людей?" - право быть с семьей, в Европейской конвенции по правам человека это закреплено, в России может она не соблюдается конечно, я не знаю2
  • Luna MoonlightObv, в Нидерландах есть например. Тут любого ребенка обязаны взять в школу, даже если он вообще не говорит на языке. Если плохо справляется с программой, останется на второй год. Но как правило в школе дети намного быстрее учат язык и интегрируются, потом еще родителей своих учат языку.2
  • Luna MoonlightМашка, зато если россиянин получает рабочий офер в стране Европы (знаю точно только про Нидерланды, но думаю в других странах примерно также) то вся его семья может переехать с ним, дети идут бесплатно в школу без знания языка, у всей семьи есть медстраховка и все права и доступ к социалке как и у граждан. Понятно, что нелегалом никак не попасть и прав никаких не будет. В России бы лучше тоже боролись с нелегальной миграцией, депортировали людей без документов нужных, а не детям запрещали учиться.5
  • ObvLuna, я сейчас перечитал исходный коммент Дмитрия и усомнился. Я имел в виду то, что обычно дети идут просто в школу, без всяких спец.классов для адаптации. О чем вы и пишете. И я тоже так думаю и думаю, что это хорошо и правильно. Но я сначала понял, что Дмитрий пишет о каких-то специальных классах, как автор обсуждаемой статьи хочет. Но сейчас перечитал и теперь не знаю, что он хотел сказать.0
  • Алексей ПетровИсходя из «безопасности общества» надо этих детей отправить вместе с родителями туда, откуда они приехали, а обратно пускать только знающих русский язык и желательно без детей.4