«Взяли все, что могло понадобиться»: как мы с супругой совмещаем работу и путешествия

Часть 2: летнее путешествие по югу России. Едем на два месяца в Адыгею

«Взяли все, что могло понадобиться»: как мы с супругой совмещаем работу и путешествия

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

Мы с супругой — цифровые кочевники.

Перед началом второй волны пандемии мы отправились в Адлер, где провели два месяца, подробнее об этом — в первой части материала. Нам понравился этот опыт, и мы решили повторить его на другом маршруте, как только выдастся возможность.

В марте 2021 года начался спад заболеваемости и выходить в публичные места стало относительно безопасно. В одну из пятниц мы собрались с коллегами в баре поесть мяса и выпить пива. Оказалось, что один из них сидел на чемоданах и должен был через пару дней уехать в Турцию: осенью 2020 года он и его подруга улетели туда дикарями, купили велосипеды и отправились в путешествие по Ликийской тропе. В будни они останавливались в городах и работали, а в выходные крутили педали до следующего населенного пункта. В конце марта у них заканчивался лимит пребывания туристов из России: им разрешено находиться в Турции не более 90 дней в течение 180 дней. Но они выехали в Россию и теперь могли продолжить свой маршрут.

Мы подумали: а почему бы не поступить так же, но только поехать в какую-нибудь красивую нетуристическую глушь? Например, в Республику Адыгею. Это самый незаметный и тихий регион Кавказа, где ничего не происходит. Он известен только сыром — идеально.

С одной из точек нашего нового путешествия все было понятно, во всем остальном мы не стали загадывать. Но я очень люблю все планировать, поэтому план нашей поездки выглядел так:

  1. Собираемся в путешествие.
  2. Едем.
  3. Profit!

Подготовка к поездке

Проще всего было подготовить автомобиль: перед поездкой в Адлер я прошел плановое ТО с заменой свечей и тормозных колодок. Потом машина пару месяцев стояла в дальнем углу общественной парковки недалеко от дома. К моменту летнего путешествия мы проехали на ней чуть меньше 3000 км. Так что даже не надо было ничего проверять.

Опыт первого путешествия не прошел зря. Чтобы не мучиться с приготовлением еды в неудобной посуде и не расстраиваться из-за того, что в магазинах нет базовых круп, мы взяли с собой все, что могло понадобиться:

Что-то объемное, но дешевое и не особо важное мы решили купить на месте: например, пластиковые салатники для смешивания окрошки или салата, терку и прочее. План поездки был предсказуем, точен и надежен, как швейцарские часы, поэтому в багажнике появились кресла, стол, палатка, пенки и спальники на случай ночевок на природе. Спойлер: тащили все это зря. Мы брали одежду и обувь на диапазон температур от −5 °С до +40 °С: у нас не было четкой даты возвращения домой, и главным ограничением стала летняя резина.

Самым подготовленным оказался пес, его обеспечили всем необходимым: четырехмесячным запасом корма, дождевиком и теплой одеждой, спасательным жилетом для купания в море, любимой подушкой, пледом и полотенцем.

Оставалось решить вопрос с нашей квартирой и цветами, но он решился сам собой: подруга с юга захотела вернуться на лето в Петербург, но она сдала свою питерскую недвижимость, и ей нужно было где-то жить. Все складывалось как нельзя лучше. Надо было только подготовить для нее квартиру, чтобы ей было комфортно как дома, поэтому мы:

  1. Закупились контейнерами и спрятали под кровать личные вещи и все лишнее.
  2. Сделали уборку, купили новый чайник и несколько наборов постельного белья.
  3. Поменяли шторку в ванной и уголок для косметики.
  4. Выбросили пыльный тюль и повесили новый.
  5. Поменяли фильтры приточной системы вентиляции.
  6. Написали огромную инструкцию по уходу за растениями и о том, как выжить в нашем доме.

Подготовка квартиры к сдаче обошлась примерно в 10 000 Р. Все, что мы купили, останется нам, так что я считаю это расходами на обустройство и содержание жилья.

Дорога на юг: от Петербурга до Майкопа

Обычно все едут на юг по принципу «встаем на рассвете и давим газ в пол, пока не приедем». У нас же с лихвой свободного времени, торопиться было незачем: я написал заявление на отпуск на две недели, а супруга решила отдохнуть до конца лета.

В начале лета на платной трассе в сторону юга довольно пустынно, можно расслабиться и ползти по крайней правой полосе на круизе со скоростью 110—130 км/ч. Выходит неплохая экономия на топливе, плюс мы строили путь так, чтобы проезжать в день не более 500—700 км.

Чтобы «потратить больше денег и времени», я купил бесполезный транспондер за 2200 Р, «экономия» при оплате — 3 копейки. Закинул 5000 Р, от которых уже через неделю осталось чуть больше 1100 Р. Без него дорога обошлась бы всего на 300 Р дороже. С августа и эти 3 копейки экономии отменили, так что транспондер теперь никогда не окупится.

Петербург ⟶ 520 км ⟶ Тверь. В первую ночь мы остановились в дешевой гостинице на окраине Твери, потратили 1700 Р. Почему именно на окраине? Никогда не останавливайтесь в центре города около основных транспортных магистралей: не получится выспаться. У одних не хватает ума слушать музыку с закрытыми окнами на громкости, которая никому не мешает, у других нет денег починить выхлопную систему. Если уж решили остановиться в центре, ищите улицы с односторонним движением и плотной парковкой, чтобы негде было разогнаться, но вдалеке от пешеходных зон: там звуковая реклама или просто играет музыка из магазинов и ресторанов.

В Твери особо нечем заняться. Там есть пара центральных улиц, набережная, пляж около Вечного огня. Шаг влево, шаг вправо от туристической зоны — и можно сломать ноги на перекошенных дырявых тротуарах или получить порцию бодрящего песка, поднятого ветром, прямо в лицо. На пешеходной туристической Трехсвятской улице тоже лучше смотреть под ноги: местами развалилась плитка и можно оступиться.

Мы погуляли по городу, поужинали и отправились в гостиницу. Телевизор не работал, я только утром полез смотреть почему. Оказалось, просто не воткнута антенна. Скорости вайфая не хватало даже для «Твиттера». Я вспомнил, что когда-то давно закинул на ноутбук фильм «Страна кочевников»: выдалось идеальное время, чтобы его посмотреть.

Утром мы позавтракали в гостинице за 250 Р с человека и отправились в путь. Заехали на первую после выезда из Петербурга заправку. Мы отправились с полным баком, влезло 47 литров 95-го, а расход при режиме 110—130 км/ч на круизе составил чуть меньше 8 литров на 100 км. А если бы топил больше 150 км/ч, пришлось бы заправляться еще до Твери: расход сразу бы вырос до 13—15 литров. После выехали на М10, и, пока добирались до М11, я поймал очень странный штраф за превышение: будто бы я даже не попытался сбросить скорость под знаком 70 и шел 92 км/ч. Но оказалось, что штраф не единственный, и в конце октября пришло письмо из Тульской области: в начале сентября я попался на М4 с превышением 28 км/ч.

Как можно отправиться в путешествие и не простоять пару часов в пробке на Мкаде? Прекрасно понимаю, почему в Москве практически не продают новые автомобили с механической коробкой передач. Съехав с Мкада на М4, мы на полчаса остановились размяться и купить еды в «Бургер-кинге». В тот момент я вспомнил, что уже больше полугода не заглядывал под капот, и решил проверить уровень масла: было чуть ниже середины. Я подлил 300 граммов, которые остались с последнего ТО. У мотора нашей машины есть особенность: в городском цикле с короткими поездками на непрогретом двигателе он немного подъедает масло — 100—150 граммов на 1000 км. Но стоит выехать на трассу — ни грамма.

На трассе М4 почему-то была только одна полоса для проезда по транспондеру. Их бывает две, но можно узнать, какая из полос в данный момент не работает, только когда приблизишься к ней вплотную. Потом приходится ползти на работающую поперек движения через 10 полос. На этих полосах постоянно очереди, и быстрее получается рассчитаться картой в пункте оплаты.

На некоторых участках нужно ехать пару часов, чтобы встретить нормальный чистый туалет с мылом и водой, а не деревенский сортир с дыркой в полу и обмазанными стенами. Нет никаких площадок для отдыха со скамейками и навесами. А чтобы перекусить, придется съезжать с трассы в ближайший город. Пункты оплаты натыканы через каждые 50 км и устроены так, что ездить с транспондером — боль. Бесконечные ремонты, сужения и объезды.

Тверь ⟶ 700 км ⟶ Воронеж. Следующая остановка — Воронеж, от Твери ехать всего 7 часов. А так как мы выехали в 9 утра, то к 16 уже заселились. Погуляли по городу и поняли: надо оставаться дольше чем на одну ночь. Две ночи в двухуровневых апартаментах в новом доме в центре города обошлись в 4100 Р.

Город рельефный, интересный и очень контрастный. Здесь есть бары, гастропабы, стритфуд, зеленые тенистые улочки и много хорошего стрит-арта. Старые обшарпанные дома, стеклянные новостройки и частный сектор расположены в нескольких шагах друг от друга. Очень приятно гулять по Воронежу, несмотря на традиционно разбитые тротуары, лужи и вездесущее перекладывание плитки без возможности пройти не по проезжей части. Здесь есть неплохой центральный парк с современным благоустройством, но почему-то посредственная еда в «Сыроварне»: там вкусно, но не так, как могло быть.

Главное разочарование — набережная водохранилища. Ее нет. Вместо обустроенной набережной — дорога и небольшая зеленая зона около Дома-музея А. Л. Дурова, заваленная мусором, где собираются рыбаки.

Воронеж ⟶ 570 км ⟶ Ростов-на-Дону. На третье утро путешествия, выспавшиеся и полные сил, мы сели искать жилье в Ростове-на-Дону, так как квартиру в Воронеже надо было освободить до 12:00. Вариантов было полно, но глаз остановился на бутик-отеле в конце улицы Шаумяна — с двумя комнатами и отдельным входом с улицы. Он располагается в центре города, но в радиусе 100 метров нет ни баров, ни ресторанов. Только дорога с односторонним движением, которая никуда не приведет, так что и лишнего трафика не будет. Это удовольствие обошлось в 5599 Р за две ночи.

Ростовчане, конечно, сейчас наставят дизлайков, но… когда я говорю, что Ростов-на-Дону — так себе город, то имею в виду центральную часть, где обитают туристы. Всюду зияют чернотой выбитых окон разваливающиеся дома, а запах канализации и вонь от помоек разносятся вдоль улиц. К аркам лучше не приближаться: все как в Петербурге — отремонтированный фасад, а за ним разруха. Еще там отвратительно настроенные фазы светофоров: на перекрестке однополосных улиц с односторонним движением придется ждать 60 секунд, пока все проедут.

Центральный парк разочаровал: я не встречал ничего безвкуснее. Там стоят противопешеходные заборы высотой с человеческий рост — идешь в узком коридоре, из которого никуда не деться. Примерно так, как показывают в фильмах о концентрационных лагерях, только без колючей проволоки и вышек с автоматчиками. Нелепые рекламные растяжки длиной 10 метров, однолетнее озеленение, пластиковые вазоны и вот это все — не ожидаешь увидеть такое в центральном парке города-миллионника.

За два дня мы нагуляли по центру десятки километров и побывали везде, куда можно было дойти пешком. Что в Ростове хорошо — много вкусной еды, но почти все заведения не дог-френдли. Места, где нам были рады, можно пересчитать по пальцам одной руки слесаря с 20-летним стажем. Лучшее, что мы нашли из еды, — кафе Miska на Шаумяна. Его открыли незадолго до нашего приезда, там готовили божественные боулы и поке. Перед тем как поехать дальше, мы даже специально дождались открытия, чтобы взять пару поке в дорогу.

Из Ростова мы направились прямиком в Майкоп, где планировали задержаться на пару месяцев.

Ростов-на-Дону ⟶ 330 км ⟶ Майкоп. По приезде мы столкнулись с первыми трудностями: было сложно арендовать квартиру с собакой. Город маленький — здесь живет примерно 150 тысяч человек — и условно туристический: все самое интересное и красивое находится в горах, до которых всего час езды.

«Букинг» и Airbnb пришлось отмести сразу: платить 2000—3000 Р за ночь не вариант, ведь мы планировали провести в городе месяц, а то и полтора. Даже со скидками за счет долгосрочной аренды просили от 70 000 Р в месяц за совсем простенькую квартиру.

Единственный вариант — «Авито». Но и с ним есть проблема: никто не умеет корректно настраивать фильтры. Так, когда мы звонили по объявлениям, которые были помечены как «можно с питомцем», все как один шли в отказ и говорили: «Такого не может быть, с собакой мы точно не пустим».

Занимательный факт: если дом сдают люди, исповедующие ислам, — с собакой вас действительно не пустят. И даже разговаривать не станут, как и объяснять, в чем дело, а дело в религии. В исламе собака — нечистое животное, и после контакта с ним нужно проходить очищение. Мусульмане считают, что собака оскверняет человека и его пищу, поэтому они держат псов только в практических целях: например, для охраны или выпаса скота. Но в дом это животное пускать нельзя.

Это не значит, что мусульмане не любят собак: этот факт совершенно не мешал им интересоваться, какой породы наш пес, и спрашивать разрешения, чтобы его погладить. Эх, если бы все были такими же и просили разрешения. Но квартиру не сдадут.

Мы уже отчаялись хоть что-то найти, как вдруг наткнулись на невзрачную квартиру, которая выглядела так, будто туда точно пустят с собакой. А владелицу к тому же звали Татьяна. С Татьянами нам почему-то везет: во время прошлой поездки в Адлер мы по счастливой случайности нашли подходящую квартиру тоже у Татьяны. Терять было нечего — я позвонил и честно признался, что мы хотим перекантоваться, пока не найдем что-то более приспособленное для продолжительного пребывания.

И чудо — оказалось, что в том же доме у хозяйки есть замечательная светлая квартира, которую объединили с лоджией и переделали в евродвушку. В тот момент она была занята, но жильцы должны были съехать через пару дней. За две ночи в квартире попроще мы отдали 2 × 1000 Р, а за 6 недель в евродвушке платили по 7700 Р в неделю. Итого: 2000 + 6 × 7700 = 48 200 Р за 44 дня.

Расходы на жилье за время поездки — 59 599 Р

Евродвушка в Майкопе 46 200 Р
Бутик-отель в Ростове-на-Дону 5599 Р
Апартаменты в Воронеже 4100 Р
Квартира попроще в Майкопе 2000 Р
Гостиница в Твери 700 Р
Евродвушка в Майкопе
46 200 Р
Бутик-отель в Ростове-на-Дону
5599 Р
Апартаменты в Воронеже
4100 Р
Квартира попроще в Майкопе
2000 Р
Гостиница в Твери
700 Р

Мы жили в новом доме около рынка «Черемушки». Если смотреть посуточное жилье на Airbnb в Майкопе, 9 квартир из 10 в ценовом диапазоне 2000—3000 Р в сутки будут в этом доме. В объявлениях, конечно же, пишут: «Квартира в элитном доме». Но это просто новостройка, которую скроили по лекалам и стандартам 70—80-х годов прошлого века. Разве что первые два этажа отвели под коммерцию, но высота потолков и планировки — все как везде.

Сам район — это обычный тихий спальник на окраине города, застроенный панельками высотой 5—9 этажей и небольшим количеством новых домов высотой 7—17 этажей. Но у него есть неоспоримый бонус — рынок. Поэтому в середине июля 2021 года спелые арбузы обходились нам в 30 Р за кг, ароматные дыни стоили от 50 Р за кг, сочные домашние абрикосы — 150 Р за кг. А еще малина, клубника…

Наличные улетали как в черную дыру, но было очень вкусно.

Чем заняться в Майкопе

Это обычный провинциальный город, куда звезды приезжают только на День города или школьный выпускной. Кстати, классная идея — дискотека для всех выпускников на центральной площади, а не эти бессмысленные посиделки в ресторане или школьной столовой. При этом вокруг все огорожено и посторонних не пускают.

В Майкопе есть Городской парк культуры и отдыха, площадь Дружбы с монументами «Единение и согласие» и «Навеки с Россией», лестница со смотровой площадкой и лесопарком. Куда же без площади со статуей Ленина и одноименным названием напротив администрации… Все, гулять больше негде. А когда термометр показывает больше +30 °С, вообще нет никакого желания выходить на улицу. И вроде бы еще не вырубили все деревья вдоль улицы, но тени явно не хватает, все раскалено, передвигаться пешком очень тяжело. В городском парке есть гигантский бесплатный открытый бассейн для всех желающих, но только летом 2021 года, когда неделями стояла жара +40 °С в тени, он был закрыт на реконструкцию.

В будни для нас главными развлечениями были:

Можно подумать, что Майкоп — это провинциальная дыра, но это не так. По городу приятно гулять, к тому же здесь есть весь привычный спектр бытовых услуг. Барбершопы, где услуга «стрижка + борода» стоит 900 Р; частные клиники, цены на прием в которых начинаются от 1500 Р; ноготочки; небольшие специализированные магазины и крупные сетевые; кафе, бары, рестораны. Есть даже доставка готовой еды и продуктов из «Ленты» — на весь Майкоп всего четыре курьера, я познакомился со всеми. На город с таким числом жителей аж два «Макдональдса». Привет стотысячникам, где единственный сетевой фастфуд — это КФС.

Надо отдать должное организации дорожного движения в городе. Везде, где больше двух полос, есть ограничение скорости 40 км/ч, а там, где много пешеходов, висят камеры контроля скорости. Поэтому, если бы не пекло, можно было бы комфортно гулять по улицам, не испытывая неудобства от шума машин. Но есть небольшая местная особенность: почему-то каждый второй начинает движение на красный. Стоишь на перекрестке, светофор показывает, что еще 5—7 секунд красного, но обязательно кто-то поедет. Я до сих пор не могу поверить, что за полтора месяца жизни в Майкопе я ни разу не заснял на регистратор ДТП. Все же ограничение скорости, вероятно, позволяет успеть безопасно разъехаться.

Пару раз мы выезжали за пределы Майкопа в другие города.

Майкоп ⟶ 130 км ⟶ Краснодар. Хорошо, что мы не стали там останавливаться и заехали в Краснодар уже после того, как устроились в Майкопе. Нужно было взять в «Декатлоне» трекинговые ботинки и палки, а также заглянуть в «Икею», чтобы купить всякую мелочь и компактный рабочий стул. Это намного удобнее, чем работать на табуретках, обычных стульях или диване.

В самом городе мы нигде не смогли прогуляться, так как везде пробки, парковка в три ряда и негде остановиться. Да и что, в общем-то, там смотреть? Рыхлый центр и пара выживших улиц с исторической застройкой, которые изуродовали парковкой и широченными полями асфальта. Все остальное — дикий самострой и кварталы частного сектора без тротуаров. То тут, то там посреди субурбии торчит очередное мини-Мурино с бесконечной парковкой, супермаркетом и наливайкой.

Единственное место, которое стоит посетить, — парк «Краснодар», неофициально — парк Галицкого. Но туда нас не пустил хамоватый охранник, ведь с нами был «страшный большой пес без намордника».

Майкоп ⟶ 191 км ⟶ Лазаревское. В одни выходные мы отправились на море через легендарный Шаумянский перевал. Легендарный, потому что среди местных ходит легенда о том, что еще Сталин приказал построить через перевал альтернативу дороги от Краснодара до Туапсе через Джубгу. И с тех пор каждый год выделяют по несколько десятков миллионов рублей, всюду стоит строительная техника, но дороги так и нет — только пыльная грунтовка с реверсивным движением.

По ближайшим населенным пунктам можно догадаться, что эта легенда не так уж и далека от правды: самый популярный бизнес в этой местности — автомойки и шиномонтаж. И, судя по всему, беспокойства, что клиенты когда-то закончатся, у них нет.

Мы останавливались у друзей в районе Голубая Дача. Это эталонная глушь, в 50 метрах от федеральной трассы «Тинькофф Мобайл» говорит: «Нет сети». Магазинов нет, рядом только придорожная шаверма, санатории и станция электрички, от которой можно добраться до цивилизации за 20 минут.

После этих выходных пришло понимание, что без цивилизации нам жить как-то не хочется. Цифровой детокс на выходные — это, конечно, прикольно, но возможность заказать условный бигмак в 2 часа ночи важнее.

Зачем ехать в Адыгею

Моря нет, курортов и санаториев нет, «горы, говорят, ненастоящие!» — действительно, выше 2500 метров забраться некуда. В Майкопе, кроме как сидеть дома под кондиционером, вообще нечем заняться. Но природа и люди… Звучит банально, но это действительно так. Регион нельзя назвать туристической Меккой, и местами сервис конкретно страдает, но этим он и прекрасен, как неограненный алмаз.

Главное достояние Адыгеи — это сыры. Они не имеют ничего общего с тем, что продают под видом адыгейских сыров в супермаркетах по всей стране. Первым делом надо пойти на ближайший рынок — именно на рынок, а не в супермаркет — и набрать свежайших фермерских сыров. Обязательно возьмите чечил со специями и не забудьте прихватить майкопского пива.

Все достопримечательности расположены в одной стороне по дороге А159.

❤️❤️❤️ Лагонакское нагорье, Каменное море и Большая Азишская пещера. Лаго-Наки знают все туристы страны. Именно с него начинается самый старый и популярный советский туристический маршрут № 30 «Через горы к морю» продолжительностью 50 километров. Он стартует на Лаго-Наки, проходит мимо гор Оштен и Фишт, заканчивается в поселке Дагомыс на берегу Черного моря в нескольких километрах от Большого Сочи.

Вход стоит 300 Р с человека. Нас пустили с собакой, потому что она не охотничья и маленькая, но запретили сходить с тропы выходного дня. Нас попросили обязательно вернуться до заката: все-таки это заповедник, здесь есть дикие животные. Если вы соберетесь в поход, то имейте в виду, что с собакой не пустят. С этим здесь строго: ночевать можно только в специально отведенных местах с заборами от медведей.

Погода на Лаго-Наки очень капризная: сильнейший ветер и +15 °С, ливни, облака, адское пекло. Каждый раз, когда мы туда отправлялись, брали с собой полный комплект одежды, так как не знали, что именно нас ждет.

Дорога была отличнейшая. К тому же этим летом на участке трассы от Даховской станицы сделали полную реконструкцию покрытия, но после небольшого рынка есть несколько километров гравийки до КПП «Лаго-Наки», где можно спокойно ехать со скоростью выше 40 км/ч. За КПП начинается типичная горная дорога, которая никогда не видела грейдера. По ней проедет любой автомобиль, но медленно, да и ехать некуда — через километр будет тупик. Дальше начинается дикая природа — маршрут № 30 и тропа выходного дня. Вы пройдете ее максимум за 2—3 часа, если будете останавливаться каждые 5 минут. Но так как погода непредсказуемая и часто меняется, то, даже если никуда не идти, каждые 5 минут будет новый пейзаж. Вся дорога изобилует смотровыми площадками, и хочется останавливаться на каждой, поэтому заложите дополнительное время.

Вход в Большую Азишскую пещеру обошелся в 500 Р с человека. Внутри прохладно, если с собой нет теплой одежды, можно взять куртку в прокате. Я не был внутри, просто гулял по окрестностям с собакой, пока супруга с друзьями там мерзли. Друзья, кстати, приезжали на машине на выходные из Москвы, им понравилось.

Обычно мы приезжали на Лаго-Наки утром и возвращались после обеда. Но один раз задержались до заката, спускались уже в сумерках около Даховской станицы — и прямо под колеса выбежала банда енотов. Видимо, пошли рыться в помойных баках ближайшей турбазы, так что в сумерках будьте аккуратны.

😎 Поселок Хамышки. Это небольшое поселение в долине Белой реки, там есть кемпинг, рафтинг, квадроциклы. За двухчасовую прогулку на квадроциклах мы отдали 4000 Р на двоих.

😩 Гузерипльский перевал. Место, где я сдался и не дошел до конечной точки. Чтобы добраться до перевала, нужно доехать до конца дороги А159, где будет поселок Гузерипль, и свернуть в горы до Яворовой поляны по дороге не первой свежести. Асфальт есть, но со впадинами и выбоинами, в хорошем темпе можно ехать разве что на Ладе.

Мы приехали на место поздно, в районе 12:00. За пару дней до этого были на Лаго-Наки с ледяным ветром и температурой +15 °С — замерзли, несмотря на теплую непродуваемую одежду. Поэтому подумали, что на Гузерипльском перевале тоже будет нежарко. Но как же мы ошибались. Перевал расположен как бы под Лаго-Наки: наверху в середине июня ветрище и +15 °С, а внизу штиль и +25 °С в тени.

До самого перевала мы не дошли буквально 2 км. С непривычки было очень тяжело: там мало кислорода, печет солнце, постоянно нужно идти в гору. Вода в чистейших ручьях от тающих ледников не помогала взбодриться, и хотелось просто лечь.

👍 Каменномостский — урочище Турецкий базар — Сквозная пещера. На некоторых картах пещера указана как Сквозной грот, имейте в виду. Пока мы искали, где в Адыгее можно выжить в пекло, по наводке местных нас занесло на тернистую тропу с живописными смотровыми площадками, обилием ящериц, огромной пещерой и водопадом.

Мы оставили автомобиль чуть дальше парковки у Хаджохской теснины. Даже не стали туда заходить: нужно отдать 500 Р с человека, чтобы постоять на мостике над рекой и оплатить страдание животных в тесных клетках. Тропа не пользуется популярностью, поэтому за время прогулки мы встретили всего 3—4 пары туристов. В теории можно было спуститься с тропы и дойти до водопадов Руфабго, но спуск очень крутой и скользкий, а потом придется по нему возвращаться.

Еще можно было пройти до конца Комсомольской улицы и попасть к водопадам по тропе вдоль Белой реки, но, опять же, там влажно, скользко и грязно. В общем, мы решили, что лучше пройти через нормальный вход.

😎 Водопады Руфабго. Попасть к водопадам можно и бесплатно, но лучше не экономить, а заплатить 500 Р с человека и пройти через подвесной мост. Возле него есть бесплатная парковка, но она совсем небольшая, а парковаться вдоль А159 нельзя, да и негде. Так что лучше приехать пораньше, не позднее 10 утра: так толп на тропе и у самих водопадов будет меньше. Это не точно, но нам повезло.

Тропа обустроена, но есть пара непростых мест. Советую надеть удобную непромокаемую обувь — это универсальная рекомендация, без трекинговых ботинок в Адыгею лучше не приезжать. Водопадов семь, но в свободном доступе только четыре. К остальным надо идти по узкой и скользкой крутой тропе, на которую можно попасть, только форсировав ручей.

🤟 Канатная дорога, скала Чертов Палец. На въезде в Даховскую станицу есть частная канатная дорога кресельного типа, большая парковка и рынок с сувенирами. Подъем туда-обратно стоит 600 Р за взрослого, песеля посадили в рюкзак и держали в руках. Весь подъем занимает меньше 10 минут, на самом верху сидит фотограф, на обратном пути можно купить магнитик с фотографией за 200 Р. Отличные виды открываются как с канатки, так и со смотровых площадок.

Наверху есть несколько кафешек, квадроциклы, уазики для тех, кому тяжело дойти самостоятельно, лошадки — все стандартно. Тропа обустроена, путь до Чертова Пальца и обратно занимает около двух часов. Канатка закрывается довольно рано — если подняться после обеда и замешкаться, есть вероятность, что придется спускаться самостоятельно.

🌴 Курджипское ущелье, поселок Мезмай. В Мезмай все едут ради Орлиной Полки, но мы — не все. Поэтому стихийную парковку вдоль обочины проехали мимо и направились в самое сердце поселка. Дорога до него отличная, но в Мезмае обычная гравийка. Стоящие вдоль обочины автомобили нужно проезжать очень аккуратно и медленно: если верить статистике, то у 60% транспортных средств есть неисправности, плюс не все хорошо учили правила дорожного движения и не умеют парковаться на склоне. Каждый второй подкладывает под колесо автомобиля булыжник, а куда они потом деваются? Правильно, перемещаются на дорогу, где ездят ничего не подозревающие люди. Один из таких булыжников я не успел объехать.

Когда мы приехали в поселок и вышли из автомобиля, на нас вывалилось такое количество осадков, что это даже ливнем не назвать. Именно вывалилось, как из ведра. Хорошо, что в этот раз мы оставили пса дома: тропа и в сухую погоду была бы для него слишком сложной. Так, в одном месте надо было подниматься, подтягиваясь обеими руками на сколькой грязной веревке, — с собакой точно не пройти. Но и без него мы ушли вглубь всего на 700 метров до водопада Исиченко. Говорят, если поднырнуть под него, попадешь в скрытую пещеру. Дальше можно пройти только в сухую погоду.

Несмотря на короткий путь, мы довольно долго бродили по ущелью и часто останавливались, просто любуясь видом. Здесь такая смесь Тисо-самшитовой рощи и Агурского ущелья — реликтовый самшитовый лес и водопады.

Когда мы вернулись к машине, я обнаружил, что одно колесо спустило: на внутреннем ободе красовалась хорошая такая вмятина. Предстоял квест по замене колеса, а затем — квест посложнее: нужно было найти в Майкопе в воскресенье после 16:00 работающий шиномонтаж, который занимается правкой литых дисков. Все сервисы, что были отмечены на карте, решили закрыться пораньше, и мне очень не хотелось заниматься этим с утра в понедельник вместо того, чтобы выспаться и сесть за работу. Мы объехали весь город ни с чем и тихонько катились домой, пока не заметили на обочине шиномонтаж и автомойку, которых нет ни на одной карте.

Оказалось, что они правят литье, попросили 1000 Р. Мы договорились, и я вернулся за машиной через час. Это невероятное везение. Если вдруг вам понадобится в воскресенье вечером выправить литой диск и вы будете в тех краях, вот адрес — улица Хакурате, кафе «Самарканд».

❤️ Ярославская станица и «Кремниевые термы». Неожиданно, но факт: в Адыгее много термальных минеральных источников. Ближе всего к Майкопу находятся несколько комплексов в Тульском поселке: до них 13 км, которые можно преодолеть за 20 минут. Цены везде примерно одного уровня, но по фотографиям на сайте нас не зацепил ни один источник.

Мы нашли более приятное место чуть подальше — в 33 км и получасе езды от Майкопа. Там были спа-комплекс с гостиницей и отдельными домиками, подогреваемые бассейны, небольшой парк, тропы для терренкура, пруды для рыбалки. Зимой там, наверное, волшебно. Дневное посещение стоит 1000 Р за 4 часа — этого более чем достаточно, чтобы расслабиться в теплой воде и обгореть на солнце.

Промежуточные итоги

Прошло два месяца путешествия, дальше мы планировали двигаться в сторону Кавказских Минеральных Вод. Более подробный разбор оставлю для следующей части. А пока:

Расходы за два месяца в Адыгее

Еда и напитки 90 000 Р
Услуги, развлечения, одежда и прочее 70 000 Р
Жилье 59 600 Р
Платные дороги, бензин и ТО 28 000 Р
Еда и напитки
90 000 Р
Услуги, развлечения, одежда и прочее
70 000 Р
Жилье
59 600 Р
Платные дороги, бензин и ТО
28 000 Р

Итого: 247 600 Р за два месяца, или 123 800 Р в месяц на двоих.

В следующей части: все-таки ремонтируем автомобиль, оказываемся на волоске от смертельного ДТП и, конечно же, ищем подходящее жилье среди треш-квартир.

Редакция
28.10, 13:28
Если бы вы могли работать и путешествовать одновременно, то куда бы отправились? Поделитесь маршрутом в комментариях:
Герой Т—Ж 🏆

"простую и понятную еду, например гречотто с камамбером"

каждый день на столах среднестатистического жителя на Руси

18

Надеюсь пёсель справился с депрессией, о которой писали в прошлой статье)

4
Герой статьи

Анна, да, все в порядке. Пришла весна, стало не холодно гулять и сразу повеселел.

1
Герой Т—Ж 🏆

Ждала с нетерпением вторую часть, чтобы увидеть фото мобильного офиса

3
Герой статьи

Go, а вот нет такой фотографии :( только ножки от стула нашлись.

1
Герой Т—Ж 🏆
Отредактировано

Поделитесь, если у кого планы в ноябре - январе.
Фантазии хватает только на Египет. В Турции дожди начинаются. Азия прикрыта.
Думаю про Венгрию, термальные вроде работают. Но погода тоже не тёплая.
В Сочи лыжные активности, но в каждый приезд не покидает ощущение, что там, в основном, дорого

1

Go, были мысли насчет Шри-Ланки, она открыта.

0
Герой Т—Ж
Отредактировано

Рада за пёселя) Ему явно нравится путешествовать

1

"У мотора нашей машины есть особенность: в городском цикле с короткими поездками на непрогретом двигателе он немного подъедает масло"

Емнип, у вас Веста, а мотор 1.6 или 1.8?

0
Герой статьи

no.comments, 1.6 и уже безвтыковый.

1

d1mmmk, значит они оба у них таки поджирают )

0
Герой статьи

no.comments, ну жрут и жрут, у меня за последний год вышло 300 грамм долива на 15 тысяч пробега. Как бы я не любил вазовские шеснари, скоро их окончательно заменят на цепной 1.6 от ниссана и турбо 1.3 от рено 😒 Главная проблема все же не в моторе, а в коробке, и не в воющей 2й передаче, а в отсутствующей 6й, 3000 оборотов на 130 это не круто.

0

d1mmmk, да, 300 на 15к это ни о чем. Ну 1.3 вроде прикольный двиг, мерседес на а-шки его ставят. Капризней шеснаря конечно будет )

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю