В чем главная проблема российского образования и как ее решить?

В чем главная проблема российского образования и как ее решить?

В последние годы отношение к государственному образованию в России сильно меняется — и в основном в худшую сторону.

Согласно опросам, многие считают, что школы не готовят к самостоятельной жизни, а вузы не дают необходимых знаний и навыков. Все больше студентов уезжают учиться за границу. Зачастую школьники и вовсе не собираются поступать в университет, выбирая среднее профессиональное образование или работу сразу после окончания школы.

Эксперты считают, что проблемы российского образования связаны в основном с низким финансированием и слабой подготовкой учителей. Кроме того, школы плохо готовят учеников к поступлению и обучению в вузах. А из-за того, что школьников заставляют заучивать огромное количество информации и проходить аттестацию по каждому предмету, они получают неглубокие знания.

Сами школьники и студенты в первую очередь говорят о нехватке полезных знаний и слишком большой нагрузке, а большинство родителей не одобряют проведение ЕГЭ из-за поверхностной проверки знаний и сильного давления на учеников.

Как вы считаете, в чем главная беда российской системы образования? Что не так с современными школами, колледжами и вузами? И какие, на ваш взгляд, существуют выходы из сложившейся ситуации? Может быть, нужно увеличивать финансирование системы? Вводить новые, актуальные дисциплины? Срочно отменять ЕГЭ и возвращаться к традиционным выпускным экзаменам с устными ответами и сочинениями? Возможно, основной упор стоит сделать на подготовку преподавателей? Или есть еще какие-то способы улучшить ситуацию с образованием?

Редакция образования
22.10, 13:41
В чем проблема школьного и вузовского образования в России? Поделитесь мыслями, как это исправить:

Главная проблема российского образования состоит в том же, в чем и главная проблема, например, ЖКХ или правоохранительной сферы, — это отвратительно низкое и деградирующее качество госуправления вследствие подавления политической конкуренции. Любые реформы должны начинаться с этого, иначе это мертвому припарки.

103
Герой Т—Ж

А меня вот напрягает проталкивание идеи "30% знаний вы получаете на уроке/паре, остальные 70% - на самоподготовке". Понятное дело, что в учебные часы всё не впихнёшь, но процентное распределение неадекватное. Дополнительно (особенно столько времени) человек будет сидеть только над тем, что ему интересно. То есть студенты - над профильными предметами (если сами, конечно, направление выбирали), а школьники... Большинство - ни над чем. Кроме того, пока в школах не будет индивидуального подбора предметов, строить программу с упором на самоподготовку бессмысленно.
А вообще, уроки/пары идут как раз в то время дня, когда большинство людей наиболее настроено на максимальное восприятие информации, так почему его вдруг надо использовать всего на 30%? Как потом вечером, когда хочется отдыхать, впихнуть в себя остальные 70?
Ну и вишенкой на торте грамотная организация отдыха. В универе у меня был семестр, когда по понедельникам было 6 пар: с 9.00 до 21.00. Где мне, простите, взять примерно 36 часов на самообразование? При условии, что в остальные дни недели пар хоть и меньше, но они есть.

72
Герой Т—Ж

Ness, главное, это самообразование правильно построить, как минимум в школе.

Вася во втором классе какие-то хитроумные логическо-абстрактные цепочки простраивать не сможет, у них это не развито еще в этом возрасте. А щас какие-то проекты пошли, делают родители и дети имя свое подписывают потом.

Плюс, нужно адекватно дз выдавать, не новая тема на дом и делайте там дома сами с родителями, а новая тема на уроке, а дома все то же самое, но для закрепления материала. Дз дите должно делать само, я не общими усилиями в родительском чате, потому что по фгосу приспичило развивать экстрасенсорные способности у детей в заданиях, где предполагается свой творческий ответ, но если он не такой, как прописано в ответах, два тебе Вася, досвидос.

14

Ness, ну мы на инязе учились на парах плюс все свободное время язык учили вне пар. Как раз примерно 30/70 получалось. Предлагаете с утра до вечера преподам со студентами сидеть, чтобы последние сделали дз? 😂
Не будут студенты учиться, бедняжечки. Не хотят учиться - пусть не учатся, образование это не обязаловка, а право. Тем более высшее

5

Ness, это никого не интересует, у них есть планы, соцопросы и данные тех же деканатов - у студента стипендия 5000 руб, и куча свободного времени, а то что если все программы да рекомендации сложить получится часов так 25-30(цифра условная) они как то пропустили , недоработали, недосмотрели , да и вообще сейчас дистант, конечно же все успеют и так .

0

Самая большая проблема в недостаточной мотивации, как учеников учиться, так и учителей преподавать. Ты на паре можешь все полтора часа сидеть и слушать охерительные истории из жизни препода вместо лекции, непонятно, то-ли это из-за большой нагрузки и низкой оплаты труда, и преподы просто таким образом на парах отдыхают, или среди них тоже любителей похалявить достаточно, а студенты/ученики как правило учатся и выполняют задания лишь на тот минимум, чтобы их не отчислили. Я за все 4 года получения высшего образования могу по пальцам пересчитать людей, которые пришли в ВУЗ за чем-то большим, чем "диплом, потому что мамка учиться заставила, а сам я вообще не вдупляю что я тут делаю".

Проблема в устаревшей системе. Никто не учит вас быть профессионалом, который в дальнейшем пойдет работать по специальности, вас грузят тоннами неприменимой теории об устаревших технологиях и методиках, которые в нормальных компаниях уже с 2000 перестали применяться. На школу вообще непойми что возлагается. Родители учеников думают, что учителя должны взять воспитание и формирование их ребенка полностью на себя, из-за этого дома выстраивают у ребенка странное видение школы и учителя. А школа вообще никак не пытается заинтересовать учеников в каком-либо предмете. Будет замечательно, если за все школьные годы вам попадется 2-3 нормальных учителя, которые разожгут интерес к предмету, и вы всю жизнь будете их помнить. Но по большей части школа запоминается тем, что там старались максимально подавить твое Я, а не помочь ему сформироваться.

К СПО претензий нет, лучшие учебные заведения эвер.

59
Герой Т—Ж

Малина, в моем вузе истории из жизни препов вместо лекций занимали процентов 30 от всего учебного времени((

7

Есть проблемы очевидные:
1. Недостаточное финансирование, разваливающиеся школы без интернета, ржавые лабораторные стенды в ВУЗах 30-летней давности и низкие зарплаты учителей и преподавателей, вынуждающие их либо работать с перегрузкой в ущерб качеству образования, либо работать где-то ещё тоже в ущерб качеству, либо просто тащить этот воз спустя рукава с чувством, что никому это не нужно, раз за это не платят.
2. Предельная забюрократизированность процесса образования. Любой чиновник уверен, что стоит чуть ослабить контроль, и ленивый нерадивый учитель или доцент тут же перестанет учить. Бесконечные отчеты, индивидуальные и коллективные планы, программы, фонды оценочных средств, аттестации, ФГОСы, аккредитации и эффективные контракты бессмысленно поглощают время и снижают мотивацию к работе. Самое обидное что все это НИКТО НИКОГДА НЕ ПРОЧТЁТ, ибо не в человеческих силах столько макулатуры прочесть :) Я вот раз поговорил с коллегой -преподавателем из Польши, мол, как у вас там сеють брюкву - с кожурою али без? :) В смысле, какие у них там учебные программы? Говорит, на двух-трёх листочках помещается примерное содержание курса, а дальше за качество обучения отвечает преподаватель. У нас это 50 страниц программы и ещё 25 страниц фонда оценочных средств, плюс аннотация и т.д., итого страниц 100 :(( Если я в программе напишу, что преподаватель обязан по часу в неделю играть на балалайке на лекции, никто этого никогда не заметит, кроме того несчастного, кто после меня попытается курс читать. А может и он не заметит.
3. Устаревшие методы преподавания. Любые инновации моментально гаснут в болоте бюрократии. Читают лекции люди в основном пожилые, читают как умеют и могут, других преподавателей у нас для вас нет (см. две первые проблемы).

Но это проблемы очевидные. Их понятно, как решать, просто никто не собирается этого делать. А вот что делать с неочевидным проблемами? С целеполаганием? Где найти мотивацию для студентов к учебе, если их будущая карьера не связана напрямую с их же образованием? Как их заставить вылезти из смартфонов, начать читать хоть что-то, работать в библиотеках, что-то самим создавать? Как организовывать практики, если и предприятиям это не надо, и ВУЗ не напрягается, и студентам неохота? Где людям потом работать, если их отрасль промышленности лежит на боку и слабо дышит? А если не готовить для неё специалистов, то она и не встанет никогда. Вообще, все так быстро меняется, нужны стажировки преподавателей и студентов на современных предприятиях и за границей, их участие в реальных работах, но у предприятий нет денег что-то заказывать по НИРам у ВУЗов, а госконтракты - это такое масштабное жульничество без конкретного результата, что при Сталине можно было бы весь Минпромторг и половину Минобороны сразу расстрелять:)

54
Герой Т—Ж

Алексей, как всегда в точку!

0
Герой Т—Ж
Отредактировано

Я бы много ласковвх слов написала о школьном и вузовоском образовании, да лень, в комментариях все равно уже написали. Но что касается вуза, я рада, что не заплатила ни копейки за то убожество, что у нас зовётся высшим образованием. А ведь кто-то платил и будет платить за это.
И я до сих пор не могу понять, почему если мы уже много лет как перешли на болонскую систему с бакалавриатом, у нас нет свободы выбора дисциплин, как это есть во всех западных и азиатских университетах? Почему мы не имеем права выбирать слушать и изучать то, что нам было бы интересно?
И при этом в магистратурах закрыли много программ с вечерним и заочным обучением, хотя многим студентам так было бы проще совмещать работу и обучение.

30

В России проблема с любым образованием, не только школьным, высшим, но и профессиональным: в учителя лезут те, кто нихрена не понимает в обучении и не владеет знаниями.
У меня за спиной школа и ВУЗ. Красный диплом, золотая медаль. Куча дополнительных сертификатов и дипломов как по основной профессии, так и по вспомогательным сферам.
И вот что я вынес: у нас преподают те, кто плохо разбирается в предмете. Очень часто лекции читают люди, мало смыслящие в предмете. В результате из 40 минут лекции к теме относится 10, 15, 20 минут. Остальное вода. И это при том, что я плачу деньги. Они разбавляют лекцию всякими ненужными историями, картинками и прочими пожирателями времени.
За всю мою профессиональную практику я был на действительно классных курсах раз 5-7. Не более. Это курсы, которые можно оценить на 5 из 5. И громкое имя площадки или лектора роли не играет вообще.
Что самое удачное - это старый материал. Например, на курсах по личной эффективности, кои я недавно проходил, я слушал материалы от одного из лекторов пяти, а то и десятилетней давности. Вы серьезно?! Ребята, в области управления временем за 10 лет ничего не изменилось? Дэвид Аллен и Глеб Архангельский по-прежнему актуальны? Так вы так и скажите. Зачем я трачу на вас время-то? Если вы ничего больше не знаете. А новые принципы управления есть, просто лекторы не в курсе.
И таких примеров множество. В итоге на курсы я иду только в крайнем случае. Если мне нужны азы, база. Углублять знания, как оказалось, проще самому, изучая книги. Только хорошие книги, а не бестселлеры, дрянь, завернутую в глянцевую обложку. Изучив ряд профессиональной ли ера уры, я понял, что те же проблемы и тут тоже. Но хотя бы не так дорого и не теряешь так много.

С ВУЗами то же самое. Я закончил экономический. Вопрос: нахрена мне, будущему экономисту на первом курсе института концепция современного естествознания?! Та же биология, но в другой подаче. Можно сказать, что наша система образования учит широкому кругозору. Но, блин, я только кругозор расширил, окончив 11 классов. Я к вам пришел учиться тому, чем планирую зарабатывать. Зачем мне, экономисту, изучать траву и животных?! Как мне это поможет в работе?

В итоге за 5 лет профессиональные предметы можно было уместить максимум в 3 семестра, полтора года. Из них очень важный предмет, налоги и налогообложение - всего полгода.
Да-да, полтора года. Оставшиеся три года - это бесполезные знания в виде ботаники, истории, теории денег, экономической теории уровня 9 класса и прочей херни.
Зато у нас не было ни одного адекватного предмета, где нас бы учили прикладному ПО, где нас учили бы владеть Excel, где нас учили бы читать законы и решить сложные экономические задачи. Все это я делал сам, дополнительно изучая кучу материала, которого не было.

И я понимаю, почему у нас нет Илона Маска в стране. Потому что у нас на электрофакулттетах учат, видимо, на технологиях позапрошлого века, где образцами выступают разобранные ТВ Горизонт с ламповыми схемами. Зачастую преподаватели сами не владеют актуальными знаниями. Они из года в год читают одно и то же, невзирая на изменения технологий, появлений новых знаний. Нет, не все. Отнюдь. И у меня были такие в ВУЗе, на курсах. Но их меньшинство.

В школе же все совсем наоборот. Детей с 1 класса пичают знаниями, которые их мозги с трудом усваивают. Уравнения, лексическое значение слова, члены предложения, проекты (!) и прочая хрень, убивающая интерес в принципе. Задача учителя - впихнуть. Задача ученика - выжить при этой трансплантации.

В итоге к 11 классу они выжаты как лимон, добиты дебильным тестом по ЕГЭ, поступают в институт и... Б... То же самое продолжается.

Система образования устарела. Устарела вместе с программами, учителями, оборудованием, материалами, отвратительными учебниками и прочим.

Изменить все - это расстрелять министра образования, директором на всей иерархии и сменить к чертовой матери все программы, учебники, вложить деньги не в выплаты тупые, а в школы и институты, увеличив их число.

Плюс госпрограмма по поддержке образования, его ценности, чтобы не пи...орасы и проститутки были популярными, а рабочие, учёные, изобретатели. Чтоб не тиктоки молодежь смотрелась суьквми, обментваясь тупыми роликами б...дей, а полезными и интересными данными, чтобы вечером и днём дети не пиво пили и машины мыли, а в секциях бесплатных занимались, получая полезные знания и навыки.

29

Nikolay, все по делу, только в наше время про расстрелять не нужно писать )

6

Nikolay, люто плюсую за первый абзац. Нужные знания я получал именно от практиков, которые преподавали в институте, на курсах и как ни странно, вели факультативы в школе. Практически все педагоги не владели предметом, которые преподавали.

4

Nikolay, как жаль, что 10 лайков поставить нельзя.

1
Герой Т—Ж
Отредактировано

Проблема в том, что никому ничего не надо. Ученикам не надо учиться, родителям не нужно как-то наставлять своих чад на путь истинный, учителям не надо вовлекаться, а не просто "оттарабанил и пошел", завучам и директорам не надо реальных результатов, а надо больше больше бумажек и правильно написанных.

Ибо нет целей и банально причин что-то делать. Смысл учиться-стараться, если бюджетных мест с каждым годом все меньше и меньше, а доход твоих родителей не позволяет оплатить хороший вуз. Смысл дальше учиться, если зп по региону 15-20к, а шанс продвинуться и преуспеть очень мал, как по книжке "Гении и аутсайдеры", повезет только тем, кто окажется в нужное время в нужном месте. Смысл преподавать и вовлекаться, если ученикам ничего не надо, ты выставил оценки, они списали, чисто номинально все хорошо.

И вот эта тема вузовского образования. Три бюджетных места. У Пети обеспеченные родители, занимаются чадом с детства, развивалки, кружки и т.д., потом репетиторы, Петя старается, поступает на бюджет. У Васи - мать-одиночка, никаких кружков, из окна тухлая пятиэтажка под снос, интернет - и то, с перебоями, репетиторов нет, о том, что нужно пыхтеть и стараться, Вася не понимает зачем, он жизни за пределами двора не видел. Вася на бюджет не поступит никогда, на платное денег нет. И даже если у Васи чисто интуитивное стремление к хорошей жизни и тяга к знаниям, ему придется на своем горбу, в хреновых условиях, в коммуналке с глюканутым инетом и соседями алкашами учиться и как-то развиваться, в то время как Петя родился на все готовенькое. Петя в данном случае - это как Собчак сказала "сама добилась, приехала в Москву на деньги, которые мама дала." А таких Вась почти вся страна.

Либо уж тогда всем платно, либо всем бесплатно.

19
Герой Т—Ж
Отредактировано

Milena, если у васи стремление и желание то он найдет себе вполне рабочую профессию и закончит вышку потом если захочет
А Петю будут таскать по кружкам каждый день, потом пихнут в вуз по окончании которого Петя поймет что это все ему нафиг не сдалось он хочет красивой жизни, а не работать как родители с утра до вечера

5

Kyle, вы правы. Очень много перед глазами примеров моих "ровесников" 20-25 лет, которых всю жизнь спонсировали и везде таскали родители, а теперь они пальцы гнут и говорят, что работать рядовым сотрудником это не для них, они гении, им нужны директорские должности.
А по факту сидят на шее родителей и делают примерно ничего. В худшем случае набирают кредиты.

Конечно, есть среди золотой молодёжи примеры и умничек, мотивированных и целеустремленных, но их, действительно, сильно меньше.

А вот в Васе я узнала себя.

1

ЕГЭ это лучшее, что случалось с российским образованием за всю историю. Про его несправедливость ноют только те, кто его не сдавал или те, кто его завалил.

18

Korvin, абсолютно согласен. Замучали уже на ЕГЭ всё валить. У меня несколько одноклассинков поступили по ЕГЭ в Московские ВУЗы из Костромского захолустья. ЕГЭ -- топ.

7

1. Классно-урочная система устарела на 300 лет. Даже онлайн-курсы с 15-минутными лекциями в разы эффективнее пар и уроков. Это давно доказано наукой. Классические методы обучения - это дрессировка и схоластика. Как результат, большинство людей на уровне нейронных связей потом ненавидят сам процесс обучения. И никакие дотации государства на получение цифровых профессий тут не помогут - переучиться с курьера на программиста можно за полтора года по вечерам, если процесс не вызывает отторжения на уровне рефлексов. Особенно актуально для старшего поколения. Какой там "школа учит учиться" - это бред просто. Нужны постепенные фундаментальные реформы. Пока есть только ЕГЭ - луч света в тёмном царстве. ЕГЭ разделяет тех кто учит, и тех кто проверяет результат их работы, это необходимое, но недостаточное условия для обеспечения качества.
2. Оторванность от практики. Школа должна готовить к жизни, а не к поступлению в ВУЗ. ВУЗ должен готовить к работе, а не давать разрозненные знания, которые крайне тяжело усвоить без практического применения. Пример: мало кто понимает условные логарифмы на языке математики. Если после урока про логарифмы на уроке труда дети будут собирать звуковой динамик из магнита, проволоки и втулки от туалетной бумаги, то что такое логарифм будет понятнее в 1000 раз. В вузе тоже самое, просто на более высоком уровне.

18
Герой реалити Т—Ж

Как преподаватель : я обучаю английскому частным образом. И уровень даже самых ответственных, старательных детей недостаточен, чтобы понимать фильмы, книги, разговаривать на языке. Их натаскивают на конкретные тесты. И все.
Как мать: моя 10 летняя дочь - билингв. Это был педагогический эксперимент, и я считаю его успешным. Так вот 10летка говорит лучше выпускников не самой плохой языковой школы. Да что уж, учительница делает ошибки, исправляя в её задании правильные формулировки на неправильные.
Это не вина учителя, это проблема всей системы.

16

Lera, простите, это не вы на efl описывали опыт воспитания билингва? :)

0
Герой реалити Т—Ж

Ксения, не, точно не я) Я разве что в рабочем Инстаграме иногда пишу про детей.

0
Герой Т—Ж

Самая большая проблема университетского образования — что оно концептуально не изменилось с 19 века. А мир изменился и очень сильно :)

12
Отредактировано

На личном опыте, главная проблема - это то,что детей не учат учиться.Все чему их учат - запоминай больше, отвечай четче.В чем тогда различие с теми же грузчиками, работающими по принципу "Бери больше, кидай дальше"?
Ну и конечно отсутствие какой либо мотивации и полное непонимание того, зачем всё это вообще надо.Да и откуда взяться этой мотивации, если ты приходишь, например,в хим.лабораторию в школе, а тебе говорят:реагентов на опыты нет, но вот вообще в теории должно получиться что-то примерно вот такое.Всё пока, завтра контрольная.

10

Главная проблема всей системы современного образования наших детей на мой взгляд заключается прежде всего в том, что наши государственные "Эффективные Менеджеры" от образования отказались от прекрасной созидательной и воспитательной системы педагогики Сухомлинского и Макаренко, которая была гуманной, формировала и воспитывала духовные, гармоничные и счастливые личности, и внедрили новую модную "фабрику оказания бездушных образовательных услуг" . (Учитель в мое время обучения 1960-70 годы был и воспитателем одновременно, и обладал всеми правами для этого). Кстати позже 90 годах, учился в Швеции в в городе Упсала. Наша творческая методика педагогики использовалась ими эффективно.
Для полного понимания - 2 высказывания Василия Александровича Сухомлинского:
"Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием".
"Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед ним ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями".

Опомнитесь все от кого зависит принятие решений за наших детей, пока не поздно, куда Вы завели систему образования!!!

9

Валерий, "от прекрасной созидательной и воспитательной системы педагогики Сухомлинского и Макаренко, которая была гуманной, формировала и воспитывала духовные, гармоничные и счастливые личности,"

о божечки, ещё один с духовностью...
Это в СССР-то воспитывались духовные, гармоничные и счастливые личности? Смешно, да

1
Герой Т—Ж

Основная проблема российского образования, что собсно целевая аудитория абсолютна дебильна. Как сейчас помню, в моем классе какие-либо задания повышенной сложности могли решать только 2.5 человека, где я шел за единицу. И дело не в помощи родителей. Собсно, мне проще было удавиться, чем просить помощи, так как это было сродни признанию своего ничтожества. Учился сам по учебникам.
Но вспоминая своих одноклассников, боже упаси, не могли сделать умозаключения, что лежат на поверхности, максимально тупые. И это гимназия в нулевые. Что было в обычной средней школе, где простой примат кидал насвай, и вовсе молчу.
В общем, школа не виновата, просто приматы очень тупые.

4
Отредактировано

Спрос рождает предложение.
Если деградирует наука ученые не нужны.
Если деградирует промышленность - не нужны и инженеры.
Что у нас не деградирует? IT-индустрия. У нас одни из лучших локальных сервисов. Год от года наши айтишники побеждают на международных олимпиадах. Яндекс на своей платформе продвигает образование.
Когда у бизнеса есть спрос - появляется и инфраструктура. А то, куда бизнес не идет, в науку и промышленность, должно поддерживать государство, иначе получаем, что получаем.
Пока образование будет абстрактным, а не прикладным, оно будет деградировать

4

Главная проблема образования - учителя. Именно они формируют детское восприятие школы и изучаемого предмета. "Злой учитель - плохой предмет" - такая конструкция закрепляется на долгие годы , а может на всю жизнь , и несет за собой не самые приятные последствия. При словосочетание "злой учитель" чаше всего представляется пожилая женщина или , как лаского их называют "маразматичная бабка". Люди по своей сущности консерваторы. От этого никуда не деться. И думаю не стоит объяснять, как же сложно приходиться двум разным поколениям. И казалось бы ответ прост. Нам нужны молодые специалисты! Но откуда им взяться , если зарплата и условия, заставят даже оптимиста заплакать. Как исправить? Сделать данную профессию желанной , а для этого нужно и время и много сил.

4

Денис, главная проблема- это министры и иже с ними, которые понятия не имеют что такое обучение! Напридумывали черт знает что, а бедным учителям времени учить то и не осталось! Они выгорают от этого безобразия. Ещё родители антернативно одареные палки в колёса вставляют и перекладывают свои обязанности на учителей. Вы просто не знаете, что сейчас от учителя требуют со всех сторон, кроме его обязанности учить.

2

У меня был один ЕГЭ по математике. И сочинение было. По мне, так оптимальный вариант.

4
Герой Т—Ж
Отредактировано

Проблема высшего образования в РФ довольно комплексная. Сложно выделить что-то одно. Во-первых, сакрализация диплома о высшем образовании. Ведь высшее образование - стандартное требование практически всех работодателей, даже в вакансиях, где оно вообщем-то и излишне. Считается, что "без диплома ты не человек".
Из-за этого в ВУЗы идут учиться практически все, в том числе и те, кто в школе плохо учился, - в результате падает как общий уровень в группах, так и престиж наличия самого высшего образования. И также подменяется цель - вместо образования многим студентам нужен лишь диплом. Многие ВУЗы превращаются в некое "продолжение школы", которое нужно "отбыть от звонка до звонка".
Во-вторых, подушевое финансирование, которое приводит к тому, что выгнать ничего не делающих студентов практически невозможно. Если ВУЗы начнут проводить массовые отчисления, они лишатся денег. В результате это приводит к расхолаживанию и ничегонеделанием заражаются многие, планка падает.
В-третьих, система жестких учебных планов, где студенту как-правило на 6 лет вперед определяют перечень предметов, которые он должен изучать. Поменять ничего невозможно, и сам он выбрать ничего не может. В результате в списке оказывается довольно много "лишних" предметов, на которые будет тупо убиваться время. На выбор целесообразно было бы оставлять хотя бы ~20-30% предметов.
В-четвертых, консервативность государственной системы образования. Корни консервативности лежат именно в государственности, когда основная цель менеджмента многих ВУЗов - вообщем-то красиво отчитаться, а не открыть новые интересные направления, кафедры, привлечь на них людей, чтобы заработать больше денег. Ведь при госфинансировании и так заплатят - отчеты важнее, целесообразнее сохранять "статус кво" и "заболоченность". Тем более в таком государстве, как Россия. "Вроде бы чего-то там делается, кто-то кого-то обучает, дипломы штампуются и выдаются, молодежь не ошивается по улицам и не бунтует, а сидит в стенах и что-то там изучает". Для государства важен именно сам процесс, а результат вообщем-то второстепенен. Ну хорошо, если "по бумагам" красиво отчитаются, но вообщем-то это некритично - не как в бизнесе, где важен именно результат, а не процесс (иначе бизнес разорится). Поэтому в российских госвузах можно "еще 100 лет" не менять учебные планы, не подстраиваться под быстроменяющийся мир, последними внедрять новые технологии, не привлекать крутых преподавателей с достойной оплатой и оставаться в "консерве" конца 80-х, 90-х

4
Герой Т—Ж
Отредактировано

Проблема школ, по крайней мере в Москве - попытки министерства образования последние лет 10 всё стандартизировать и взять под свой контроль. Как только школы смогут сами распоряжаться полученным бюджетом, составлять образовательные программы, назначать зарплаты, выбирать поставщиков услуг (питание и др), решать, когда и какое оборудование менять и закупать, а у учителей будет возможность преподавать свой предмет так, как они считают нужным, как только всё это произойдёт, сразу появится здоровая конкуренция, а значит и повод у каждой школы и учителя становиться лучше, чтобы привлекать лучших учеников. Так видится это мне, закончившему школу 1,5 года назад и зная не понаслышке, как сильно мешает рука минобра администрации, учителям и ученикам

А егэ - это скорее хорошо, плохо то, что у нас на учителя физики можно поступить с егэ по математике, русскому и обществознанию, потому что гум направление, а в мфти не попадёшь, если не умеешь писать егэ по русскому на 100 баллов

3

Я закончила универ в 2013. Выбором, преподавание и т.д. в основном довольна. Единственное - дикая бюрократия: все эти планы, отчёты, проверки планов и отчётов, все это отнимает время у преподавателей. Не знаю, конечно, как и что сейчас

3

Вопрос образования весьма актуален. Читая отклики вижу много комментариев - что в институтах на парах дают только базу, и то только часть. Мол, «неправильно расчитывать на самообразование студентов, где они возьмут сами знания?».

С чем я и не соглашусь. Кто на работе Вас будет тыкать носом в ошибки и говорить, как их решить? Никто. В этом и суть высшего образования - уметь искать пути, искать связи и решения
самостоятельно.

Сдать ЕГЭ с проплаченными родителями репетирами, поступить в ведущий вуз страны и потом ждать, что тебе в институте так же все на блюде поднесут - вот в чем основная проблема специалистов в стране. Конечно, полностью безразличие к предмету от преподавателя - дело плохое. Но ещё хуже, когда безразлично ученику.

P.S. Не преподавателю же потом искать работу по вашей специальности)

3
Герой Т—Ж

Dmitriy, мамочки и папочки считают, что их отпрыскам должны как в матрице знания прямо в стенах школы/вуза залить. А дома и на выходных потомки должны флексить и не доставать родителей по такой глупости как самообразование )

3
Герой Т—Ж

Владимир, мне пост не понравился, КСЕ норм предмет, и он нужен, тем более 1 курс это продолжение общего образования. И у меня также красный диплом. Действительно, 90 процентов преподователей дебильны и льют воду, но бывают и изумруды. Эх, какая ситуация интересная, с обоих фронтов дебилы

2
Герой Т—Ж

Год первой работы в роли помощника: помню все, что говорил специалист, практически дословно, с интонациями. Успешно применяю до сих пор.
Недавно перечитала свою переписку, где обсуждали, что надо выучить к сессии по предпрофильному предмету. Я и слов-то таких не помню, оказывается...
Вывод?

2
Герой Т—Ж

А еще:
Курсовая на столько-то страниц.
Вопрос: зачем?
Ответ: затем, чтоб было, что оценивать, потому что вникать, раскрыл ли ты суть и насколько качественно, не будет никто. Но работы у нас читали. Все. Но разницы, содрал ли ты с инета или сам провел исследование, не было ни малейшей, главное, чтобы в страницы уложился и откровенную чушь не писал.
И разве не логично развивать навык подавать информацию КРАТКО? Кратко и емко, а не на 50- 100 страниц рукописного (да-да) текста.
По-моему, ставить высший балл как раз надо тем, кто в наименьшее количество страниц уложил всю суть, а не лил воду. Но тут же важно унизить: мол, трудись, пиши вручную, трать время, а иначе какая это работа?

Истории из жизни? Ну, один предмет, например. состоял только из них. Справедливости ради, он абсолютно не пригодился, видимо, препод это понимал, но блин...

В дорогом оборудовании я смысла не вижу: оно сломается (а оно обязательно сломается), преподы получат втык,и, даже если купят новое, студентов они к нему подпускать уже не будут и скажут: смотрите, как я делаю.
Толку от такого обучения? Ноль.

2

Не люблю политику. Но факт в том, что людьми без образования и да ещё и бедными проще управлять и манипулировать. Так что этот тренд - плохого образования - и дальше будет усиливаться. Логика, наверное, в том, что хорошее образование не должно быть доступным всем, а только избранным. Иначе как бы чего не вышло, думает власть.

2

Главная проблема образования, хоть школьного, хоть высшего, в том, что не прослеживается связи между качеством полученного образования и качеством жизни. Думаю, она все же есть, но мы видим кучу примеров, когда троешник зарабатывает в разы больше отличника. В деиндустриализированном государстве образование не сильно нужно.

2

В моем вузе на инженерном факультете не учили вообще ничему, только навыки получаешь как отвязаться от зубрежки куча советских учебников наизусть, от текущих реалий программа отставала лет на 50, в итоге после вуза на работу идёшь с нулем знаний вообще, и учишься там

2

Думаю, низкая подготовка преподавательского состава и родители школьников, которые пытаются контролировать весь процесс (вспоминается сцена из Доживем До Понедельника, где герой Тихонова читает письмо родителя, который считает, что его дочь хорошо знает материал и должна получить другую оценку). Первая проблема, впрочем как и вторая, вытекает из 90-х. И возможно, это замкнутый круг. Но с другой, сейчас есть широкий выбор образовательных учреждений, на любой кошелек, что сможет выровнять ситуацию.

2

Я получила образование по программам ведущего ВУЗа в Москве и в Лондоне. С момента выпуска прошло больше 10 лет, я много учусь до сих пор, моя работа несколько связана с образованием. Кроме того, я полиглот и преподаю языки, что погружает меня немного в методические вопросы. И моё недоумение относительно того, как нас учили в ВУЗах только растёт.
Пожалуй, главный недостаток образования, которое я получила, был в практически полностью отсутствовавшей связи знаний с любыми реальными задачами. Зачем я это учу? Как это применить? Как применяют это люди в реальности? Это очень упрощенная модель, или её используют в таком виде? Какие задачи она поможет решить?
Изучать экономику, эконометрику исключительно на супер-искусственных примерах с Васей Пупкиным и мороженым очень тяжело. А на большинстве предметов примеры если и были, то такие. Всё это очень сильно сказывалось на мотивации - учиться 4 года ради оценок и рейтингов мне очень сложно, мне нужна была связь с дальнейшими задачами, нужно быть уверенной, что я не зря трачу на это время, так как время - супер-ценный ресурс.
Все знают, что довольно бестолково учить язык и никогда на нём не пробовать поговорить. Так вот, мне кажется, образование очень сильно похоже на такое изучение языка. Заметьте, речь идёт о ВУЗах не только в России. Это, кажется, вообще глобальная проблема.
Где кейсы? Где примеры из разных отраслей? Где крутые проблемы, которые эти модели помогут решать? Хорошо, было пара преподавателей - практиков, по их предметам у меня были отличные баллы.
Понятность применения знаний для меня точно лучше сработала бы в плане мотивации к учебе, чем 4 сессии, бесконечные домашки с дедлайнами и рейтинги-рейтинги.

Вузы точно научили меня быстро учиться, справляться со сложными задачами, организовывать время и процессы, дали отличный нетворк.

Но в итоге я уже к 3-му курсу постоянно чему-то дополнительно пыталась учиться, чтобы получить какие-то знания, которые я точно понимаю как применять на практике.

Есть и другие проблемы - много лекционного формата, довольно устаревшего, мало возможности выбирать самому предметы, очень сильно авторитарный подход к образования сверху-вниз, мало импута может внести сам студент. Но вот проблему с привязкой к каком-то кейсам из жизни я бы поставила на самый верх. Ведь то, чему нас учили, было действительно полезно, я потом даже брала какие-то курсы заново уже на coursera, нужны для работы. Но ценность этих курсов было трудно понять в процессе учебы.

И вторая проблема, о которой нельзя не сказать, и она немного сбоку, но очень влияет - это проф ориентация. Многие поступают на специальность в ВУЗе тоже не очень понимая, чем потом будут заниматься, какие есть варианты и правда ли они хотят и готовы этим заниматься. Это тоже влияет на мотивацию к учебе. Хорошо, что сейчас в ведущих ВУЗах стали больше внимания уделять профориентационным встречам со специалистами и менторским программам, которые студентам могут помочь разобраться со связкой учебы и вариантами будущей работы.

1

Главная проблема российского образования заключается в том, что это совсем не образование.
Моя преподавательская деятельность закончилась после разговора в деканате: - Что Вы их так гоняете? Они же нам деньги платят!

1

Марина, медаль от учителей, которые тебя тянули, потому что школе нужно было под отчет: столько-то золотых медалистов, столько-то серебряных...
Знакомо...

1

Марина, Ну, да, ну да. Вот и Собчак давеча в интервью на полном серьёзе вещала что "добилась всего в жизни сама, без помощи родителей" ))
"мрак и отсутствие элементарных знаний" - так это всегда было, или традиционные экзамены делали людей просветлёнными и наделяли элементарными знаниями? непонятно как это связано с ЕГЭ...

1
Герой Т—Ж

В каждой шутке на инете...
Парикмахер стрижёт педагога и спрашивает:
- Отчего у нас с образованием всё хуже и хуже?
Педагог отвечает:
— Представьте, что вы должны письменно фиксировать и обосновывать применение каждого инструмента для стрижки, составлять перспективный и почасовой планы пострижения каждой головы, обосновать письменно ее помывку, применение шампуня и других средств по уходу за волосами. Оплата вашего труда будет в прямой зависимости от количества статей о пользе стрижки, которые вы опубликуете, при чем с учетом рейтинга издания ("Космополитен"- супер, "Работница" — так себе), от чтения публичных лекций о мытье головы и участия в семинарах и конференциях на тему "Бритье как исторический концепт в медиа-коммуникативном аспекте", от показательных развлечений, которые вы будете устраивать для клиентов... Несколько раз в год к вам будут приезжать с проверками. Решением свыше будет запрещено использование ножниц с острыми концами... .
- Ешкин хвост. . ! — сказал обалдевший парикмахер, — А СТРИЧЬ-ТО КОГДА?!
- Полагаю, что я ответил на Ваш вопрос.

1

На мой взгляд, главная проблема образования (во всяком случае, обшего) - в диаметрально направленных декларациях о его состоянии и реального положения. Декларация: снижение бюрократической нагрузки - реальность: несколько мероприятий с предоставлением фотоотчетов в неделю. Декларация: доступная цифровая среда - реальность: немало школ, где к убийственно медленному инету подключен 1 комп. Декларация: мы поднимаем статус учителя - реальность: учитель виноват перед всеми и во всём. Декларация: школа ориентирована на ученика, что, помимо всего прочего, выражается в профилизации - реальность: в сельских, а может и не только, школах никто не позволит для 2 человек вести профильную физику, для остальных 2 - базовую, но при этом одному из них на профильном уровне давать химию с биологией. И таких парочек (Д - Р) можно ещё накидать не одну тонну.

1

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю