Насколько эффективно дистанционное обучение на самом деле?

19
Насколько эффективно дистанционное обучение на самом деле?
Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
Аватар автора

Egor Malinin

недоволен качеством дистанционных уроков

Страница автора

Как известно, в 2020 году в жизни школьников появилось нововведение — дистанционное обучение.

Дистант — огромная рана на теле системы образования. Этот период стал одним из самых трудных, непродуктивных и неэффективных. Уровень восприятия упал из-за отсутствия прямой связи с учителем. Поэтому к осени большинство преподавателей были вынуждены повышать свои компетенции и осваивать новые навыки.

По моему мнению, единственное, что может улучшить качество и полноту воспринимаемой информации, — видеоуроки. В таком виде она воспринимается в разы лучше, ведь задействуются почти все органы чувств.

Я почти возрадовался, когда в нашей школе учителя стали проводить занятия в режиме онлайн. Но в первый же день мои позитивные эмоции сошли на нет. Уроки проводили, но из четырех занятий три были сорваны, а об одном мой класс узнал только через несколько минут после его окончания. Так продолжалось в течение целой четверти. Постепенно срывы уроков прекратились, а их общее число возросло, но, как это ни странно, посещать больше занятий мы не стали.

Уроки были, но их идентификаторов и кодов доступа нигде не было, а прямые обращения к учителям не давали результатов.

В один из дней наш класс должен был сдавать зачет по ОБЖ. Учитель обещал отправить ссылку за 30 минут до урока. Подошло время зачета, а ссылка так и не появилась. У всего класса началась паника, и мы стали экстренно писать учителю ОБЖ, классному руководителю, старосте и родителям. Как оказалось, преподаватель не забыл про урок, а просто перенес его на то время, когда у нас был совсем другой предмет. Как результат — время, потраченное впустую, лишний стресс и попытки совместить два урока в один.

Таким образом, средняя посещаемость составила 75%, в то время как в обычном режиме она была равна 90%. Успеваемость же, наоборот, повысилась с 3,7 до 4,3 по пятибалльной шкале за счет возможности списать задание.

В общем, основная мысль — дистанционное образование никогда не заменит учителя. И никакие передовые технологии не заменят человека.

РедакцияС какими трудностями вы столкнулись при переходе на дистанционную учебу или работу? Как с ними удалось справиться?
  • Aloha VossСтранная у вас основная мысль. Судя по рассказу, пробемы преимущественно организационного характера. И это закономерно, когда большая система адаптируется к новым обстоятельствам. Хоть и странно, что за четверть не осилили распространение ссылок. Но из этого не следует, что что-либо никогда не случится.40
  • Обычный SREПроблема тут больше в учителях/преподах, которые не могут осилить минимально даже софт для дистанционки. + в вузах или колледжах вообще АД с препродами - в 20-21 год давить на студентов тем, что "позвоним маме если не оденешь форму или не сдашь практическую до 18 часов" - это откровенно говоря полный треш. А так (на примере своей девушки) - дистант - идеально. Все сдавалось, все успевалось, не нужно было сидеть на унылых лекциях по полтора часа + носить форму и выслушивать токсичные комментарии от преподов за цвет волос, татуировки и так далее. + с дистантом можно и работать официально (на примере опять же своей девушки). А по своей работе - от удаленки одни лишь плюсы. При том опять же продуктивность выросла, да и доп 2-3 часа в день появилось без поездок в метро.34
  • LazarevvitzВывод, скорее, наоборот - все взрослые человеки, которые не в состоянии самоорганизоваться, освоить в 2021 году цифровые инструменты, рискуют быть заменены в первую очередь. Проблема не в дистанционке, проблема в ОБЖ-шнике, которому лень разбираться и подумать чуть шире своей узкой зоны ответственности. Вывод автора, возможно, подпитывается той идеей, что для эффективности человеку нужен человек, стоящий над ним в буквальном физическом смысле. С таким подходом и удаленная работа тоже зло, без непосредственного начальника над душой20
  • Обычный SRELazarevvitz, так это основная проблема и работы, и учебы, точнее вообще подходов. Стоять и прям физически контролировать все - это прям привычка у многих руководителей/препродов, при том порой это доходит до абсурда3
  • Максим ШкарбалюкВ той форме что описана в рассказе, конечно абсолютно не эффективно. Но сама суть дистанционного образования не про это, а про возможность учиться у любого учителя, которого можно выбрать, и я надеюсь таким образом среди них появится конкуренция на рынке труда и выиграют сильнейший, остальные просто сменят род деятельности на тот что им подходит больше.12
  • Алексей ПетровНаш (ВУЗовский) опыт введения дистанционного образования несколько иной. С одной стороны, как можно было ожидать, многие пожилые преподаватели не смогли освоить соответствующие методы. Даже с помощью коллег и студентов. Тем более что объём нагрузки вырос в разы, раньше человек лекцию на доске писал из головы, а тут нужно заново готовить все презентации, материалы подбирать. Плюс компьютерный барьер, ну реально сложно человеку в 70 лет разбираться с Зумом (который нам никто не оплачивал) или с дискордом (который весь такой молодежный). Вот нет у него звука или там презентация не выводится, и по телефону не объяснишь, почему. Поэтому некоторые ограничились рассылкой материалов лекций студентам, что, в общем, довольно бессмысленно. Однако большинство все же более-менее освоило (со второго раза, хехе, карантин ведь вводили ещё и осенью). Правда, наше руководство продемонстрировало полную профнепригодность, ограничиваясь фразами «ну вы как-нибудь сами» и «денег нет но вы постарайтесь хоть что-то», или «главное чтобы в расписании стояли дистанционные занятия», но это как обычно. Что же касается студентов, то тут картина такая. Студенты старших курсов, в целом, не особо ухудшили свою успеваемость (нет, успеваемость им нарисовали какую надо, свою обучаемость скажем так). Потому что они, с одной стороны, более мотивированы на учебу (ну не все, конечно :)), а с другой - им как читали конструкции машин с презентациями и моделирование на компьютерах, так и продолжили, на тех же компьютерах, только на расстоянии. А вот на младших курсах был провал, который нам ещё аукнется. Математику, сопромат и Термех очень трудно им воспринимать вообще, а дистанционно это профанация. Нет нормальных семинаров и консультаций, сложно вести диалог, вообще эта толпа формул на экране (с поправкой на неготовность и самого преподавателя к такой форме изложения) ими не воспринимается. Смотрят на формулы как в зоопарке на страусов, мол, прикольно и шея длинная. А потом преподаватель, по многолетней привычке, на экзамене спрашивает как всегда. Потом ему сверху объясняют, что как всегда нельзя, а надо идти навстречу в такое сложное время, хвостов становится меньше, но знаний больше не становится, и эта мина, заложенная в фундамент подготовки, рванет через пару лет на старших курсах.32
  • Анна МалиновскаяЛично мне очень нравится учиться дистанционно. До Ковида я всегда сидела на всех парах на первых партах в линзах и что-то могла не увидеть, что-то не успеть записать. Вобщем конспекты всегда были с ошибками. А сейчас все лекции записываются на видео, так что всегда можно перемотать назад и хоть десять раз посмотреть если нужно... :)11
  • ДаблГусьЯ сменил профессию по онлайн курсам, учась на последнем курсе универа дистанционно, а вы про неэффективность вещаете. Проблема не в дистанте, а в российском образовании.1
  • Lupus EstВ эпоху Фоксворда, ЯКласса и прочих «наших пенатов» сидеть в школе на удаленке - такое себе.0
  • Кактус в иголкахНеготовность к 21 веку была выявлена не только среди учителей и в целом образовательной системы, но и среди учеников. Часто сталкивалась с ортодоксальными родителями, которые ни при каких условиях не покупают домой компьютер, так как там «эти ваши интернеты и кровавые игры». Есть родители, которые просто были удивлены, что для современного обучения необходим компьютер, ребёнок всегда все делал через телефон. В общем, для технических чудес нужно время, много времени.3
  • Роман КуняшевЯ не знаю как в школе. Но я застал дистант-2020 сначала в одном вузе. Потом в другом. Zoom - сильно спасает ситуацию. А задания мы пишем сразу же и сразу же отправляем ответы. У нас просто нет времени списать.1
  • BurninДействительно, как заметили многие - основная претензия к организованности учителей, которые почему-то позволили себе перенести урок и не предупредить - такое не только на дистанте неприемлемо, но и в школе - перенести урок. Что? Я учитель и по моим наблюдениям (я работаю в параллели 5-х классов гос.школы) - дистанционка единственный способ получить знания детям среднего уровня, поскольку сложилась ситуация, что каждый родитель считает своего ребенка одаренным гением и образцом для подражания, но по факту на очных уроках дети не умеют себя вести (в силу возраста и воспитания, вероятно), уровень усвоенного материала - низок из-за поведения детей и окружения. На дистанциоке детям можно отключить микрофоны и в тишине они просто слышат объяснения, воспринимают материал. Дети просто слышат и меньше отвлекаются на других шумных/неадекватных детей, дома у них вряд ли стоит ор выше гор. В результате даже проверочные работы и ответы показывают, что материал усвоен лучше. А к вопросу о том, что невозможно учиться, качество образования хуже - никто за ваших детей новый материал не выучит, репетиторы и учителя в голову не положат знания просто потому что вы платите или учителя должны и обязаны. Пример на практике: в сентября детям задали выучить несколько глаголов по ин.языку, в октябре они уходят на карантин, задается то же самое - выучить те же глаголы. В декабре итог - никто ничего не знает. Как мне кажется, ни учитель, ни дистант не виноваты в том, что дети нифига не делают и не учат, а родители вообще не уделяют внимания этому. Сделал? Сделал! Ну и молодец. А чтобы сбросить тревожность родители создают чаты в телеграме против дистанта и активно ведут дискуссии. Лучше бы детям помогали учиться. Да, у нас не идеальная система образования, но как же надоело слушать, что во всем виноваты учителя/школа, теперь еще и дистанционка...7
  • Анна Благодарова1. Для дистанта нужен высокий уровень самоорганизации ученика. Увы, не все к этому способны. Дочь в школе осенью в онлайне съехала капитально (средняя школа), а за зиму в оффлайне стала впереди планеты всей. 2. Ребёнок от пк реально уставал и это сказывалось на ее состоянии - тоска зелёная. 3. Зум учителям не оплачивали, поэтому уроки по 30 минут (больше 40 платно) и перемена 30 минут (тут не знаю почему). Фигатень, а не учеба. 4. И самое важное - проблема не в только и не столько в неумении учителя организовать технический процесс, а в том что онлайн интерактивный урок на 30 человек - это вообще другой вид спорта! Морально, психологически и физически. Это совсем не лекция для 4-го курса - включил, наговорил и досвидос. Это дети и уровень осознанности у них другой. На таких уроках нужен хотя бы один помощник учителю - следить за тех.частью и бдить за учениками, а это, увы, невозможно.1
  • Алексей ПетровАлександр, ну так уж мрачно не надо, смертности у нас и без наших выпускников хватает ;( Вот когда первый год набирали по ЕГЭ, создавалось впечатление, что набирали первых попавшихся у метро, и спрашивали «Читать умеешь? ЕГЭ сдавал? Хочешь учиться в Бауманке? Пошли подавать документы». Был выпуск, когда из 40 поступивших окончило 8 человек, и не потому что очень умные, а потому что остальные были ещё хуже (тогда еще не было жёсткого требования «сохранять контингент студентов ради финансирования»). Тогда справились как-то, и сейчас как-то справимся. Студенты у нас неглупые, кто захочет - доучится. Кто не захочет - дотянем до бакалавра и выпустим с облегчением. У нас все без восторга отнеслись дистанционному образованию, но все понимали, что другого выхода нет. Не останавливать же всю учебу на год. И сейчас иногда группы отправляем на карантин, если есть заболевший, и дистанционно им читаем.0
  • inse0fАлександр, +1 даже есть уже исследования на этот счет0
  • Victor KoroАлексей, Полностью согласен. Все знакомые преподаватели, вне зависимости от возраста, жалуются на многократно возросшую нагрузку и плохую усвояемость материала. Особенно плохо с техническими и точными науками. Как ни парадоксально, проблема изучения иностранного языка тоже. По мнению моей знакомой (25 лет преподавания испанского для инстранцев) если не говорить о on-line курсах, а об обычных в аудитории, у студентов нет возможности разговорной практики в группе и нет контроля преподавателем в реальном времени. По сути группа распадается на диалоги и эффективность падает.1