«Они настоящие герои»: как я помогаю детям-мигрантам в Петер­бурге учить русский язык

Опыт читательницы
293
«Они настоящие герои»: как я помогаю детям-мигрантам в Петер­бурге учить русский язык

Это история из Сообщества. Мы задали вопросы, бережно отредактировали и оформили по нашим стандартам

Аватар автора

Катя Булгакова

считает, что не нужно судить по национальности

Страница автора

После переезда в новую страну детям мигрантов особенно нужна поддержка.

Они сталкиваются с непониманием сверстников, стараются преодолеть языковой барьер, не всегда попадают в нужный класс школы. Им бывает не к кому обратиться за помощью, ведь у родителей тоже почти не остается сил: им нужно работать, кормить семьи.

Героиня этого материала Мария — педагог по образованию, а с 2021 года еще и волонтер фонда «Дети Петербурга»  . Она бесплатно учит детей мигрантов русскому языку, помогает им поступить в школу и окончить ее. Мария рассказала, с какими проблемами сталкивается в работе и какие результаты дает ее волонтерство.

Кто помогает

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т⁠—⁠Ж «Кто помогает». В ее рамках мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах.

В ноябре и декабре рассказываем о мигрантах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто ее оказывает, можно в потоке «Кто помогает».

Предыстория

Аватар автора

Мария Муравьева

преподает детям мигрантов русский язык

Страница автора

Я родилась и живу в Санкт-Петербурге. В 2024 году окончила РГПУ им. А. И. Герцена по специальности «педагог иностранных языков». Сейчас работаю с дошкольниками в частном детском центре.

В студенчестве, в 2018 году, впервые стала волонтером. Тогда я захотела выучить жестовый язык и помогать слабослышащим и неслышащим людям. Я узнала о проекте «Я вижу, что ты говоришь»  и присоединилась. В нем готовили волонтеров с сохранным и нарушенным слухом для помощи на городских мероприятиях, и в те месяцы в основном обучали русскому жестовому языку, РЖЯ.

Я разучивала с ребятами песни и снимала видео на РЖЯ, например ко Дню матери, но поучаствовать в мероприятиях не успела. Спустя три месяца уроки по РЖЯ начали пересекаться с моей подработкой и пришлось перестать заниматься.

Летом 2019 года я поехала в международный детский лагерь в Германию — проект нашла на сайте Европейского корпуса солидарности  . Лагерь устроила государственная организация Kinder- und Jügendbüro, и в нем бесплатно участвовали дети из семей мигрантов.

Я была помощницей вожатых, организовывала мастер-классы и воркшопы для ребят из Германии, Сирии и Турции, например по изготовлению значков. Думаю, иностранных волонтеров приглашали, чтобы помочь детям, чей немецкий оставлял желать лучшего. Мы сами знали язык на уровне А1—В1, и это нас сближало: вместе с ребятами учились понимать друг друга.

В своем университете я тоже помогала, в основном на олимпиадах по иностранному языку: встречала участников, регистрировала их и была наблюдателем в аудиториях.

В вузе я не раз проходила мимо постера фонда «Дети Петербурга»  . Однажды в 2021 году остановилась у него и узнала, что они проводят занятия по русскому языку и мероприятия для детей мигрантов, например экскурсии, выездные лагеря, театральные мастер-классы. Я подписалась на соцсети фонда и начала следить за его работой.

До этого я уже задумывалась о проблемах мигрантов в России. В большом городе часто видишь, как пренебрежительно к ним относятся: например, кто-то оскорбляет детей в школьных коридорах или перешептывается за их спиной, кто-то неэтично ведет себя в общественном транспорте. Я не раз замечала, как люди выходят из вагона метро, если туда заходит девушка в хиджабе. Это меня смущало, но я не знала, как помочь. Хотелось, чтобы ко всем относились по-человечески.

Мне понравилось, как фонд «Дети Петербурга» открыто рассказывает о своих проектах: они публиковали отчеты о том, скольких ребят обучили языку, устроили в школы. Я поняла, что после переезда дети особенно нуждаются в поддержке. Они не знают языка, сталкиваются с грубостью сверстников. Родители-мигранты, занятые документами и работой, часто не могут уделять детям достаточно времени.

Поступление в школу дается с трудом: редко удается попасть в класс по возрасту. И даже если ребенок зачислен, освоить программу без хорошего знания языка почти невозможно. Я, например, плохо понимала физику в школе. Если бы мне ее объясняли еще и на таджикском, я бы точно не справилась. Поэтому восхищаюсь детьми-мигрантами, они настоящие герои!

Как помогает детям мигрантов

Весной 2021 года я наткнулась на пост фонда о подготовке смены городского лагеря: они искали волонтеров для помощи вожатым. Я сразу поняла, что хочу попробовать. У меня тогда только закончилась практика в летнем лагере, и я уже скучала по детям. Написала в группу фонда во «Вконтакте», заполнила анкету, где рассказала о своем опыте и учебе в педвузе, и меня позвали.

Я начала волонтерить во второй день смены — в первый присоединиться не успевала. Тогда у вожатых было много дел, так что я училась всему на ходу. Помогала детям с упражнениями на уроках русского языка, объясняла им задания, следила за ребятами на прогулках, сопровождала их на обедах.

Еще мы собирались на разных творческих мастер-классах — например, плели вместе браслеты по японской технике кумихимо. Источник: благотворительный фонд «Дети Петербурга»
Еще мы собирались на разных творческих мастер-классах — например, плели вместе браслеты по японской технике кумихимо. Источник: благотворительный фонд «Дети Петербурга»

Когда лагерь закончился, меня спросили, не хочу ли я попробовать сама вести занятия по русскому языку — фонду помогают с этим десятки волонтеров. Я согласилась. Так с сентября 2021 ко мне начали приходить учиться дети в возрасте от шести до 18 лет. Мы занимаемся в одной из библиотек Санкт-Петербурга — у фонда нет средств на свое помещение.

Специальной подготовки для преподавателей в фонде не было. Но к тому времени я уже окончила три курса педвуза, поэтому базово понимала методику и возрастную психологию. Сейчас волонтерам легче подготовиться: они могут прийти на общие встречи, задать вопросы команде, посетить занятия других педагогов.

Я веду уроки каждую субботу, в 2022—2023 годах иногда помогала и по воскресеньям — теперь наша библиотека не работает в этот день. Сейчас формат мне нравится больше всего: я работаю по будням, и так у меня остается минимум один выходной в неделю.

Урок идет час-полтора. Первый год у меня уходило много времени на подготовку перед занятием — три-четыре часа. Затем у меня накопились рабочие листы, и теперь я понимаю, как и что можно предложить ребятам. Но, поскольку у меня несколько групп с детьми разного возраста, все равно закладываю на подготовку не меньше часа.

В среднем на одно занятие приходит 20 человек, иногда больше или меньше. Некоторые перестают к нам ходить, когда поступают в школы. Бывает, что дети возвращаются спустя год или два, потому что сталкиваются с трудностями в учебе. Особенно сложно дается русский в старших классах, например причастные обороты.

Мне удается найти общий язык с любыми детьми, в том числе с теми, кто совсем не понимает русский. Во-первых, я ко всем доброжелательно отношусь. Новички сразу видят, что им рады и никто не ругается, если они молчат или говорят с ошибками. Я и другие волонтеры всегда поддерживаем детей, хвалим их за вопросы. Главное, чтобы ребенок не боялся говорить, даже если что-то получается не сразу.

Во-вторых, использую картинки, жесты, мимику. Если нужно, показываю картинки прямо на телефоне.

В-третьих, даю задания по силам. Например, мы учим легкие фразы вроде «Привет, меня зовут…». Когда ребенок после первого занятия уже может сказать или понять даже самое простое, страх уходит и учеба дается легче.

Еще перед занятиями дети играют в настольные игры, где язык не всегда нужен. Это помогает даже самым стеснительным быстро стать частью команды. Иногда помогают дети с более высоким уровнем языка: они объясняют слова по-русски или переводят их на родной язык — таджикский, узбекский, кыргызский или другой.

Как волонтер я не только обучаю русскому языку в библиотеке. Я общаюсь и с родителями учеников, иногда помогаю решать проблемы в школе — например, если ребенка оставляют на второй год.

Помню, что об одном таком случае мы узнали поздно — в конце весны. До этого мы помогали ребенку с заданиями, общались с классным руководителем, но ни от родителей, ни от школы не слышали, что мальчика могут оставить на второй год. Когда это стало известно, одна волонтер согласилась индивидуально позаниматься с ребенком математикой, чтобы хоть как-то закрыть год, а я — русским.

Еще мы обсудили с классным руководителем ее опасения: она была уверена, что мальчик не потянет пятый класс. Мы сказали, что готовы активно искать волонтеров для занятий по тем предметам, с которыми будут проблемы. Когда школа поняла, что мы в деле и у нас есть ресурсы для поддержки, мальчика перевели в следующий класс.

Однажды я также пробовала устроить ребенка мигрантки в школу. Помогала собирать документы, ходила с родителями к директору. Но быстро поняла, что это не для меня, и передала задачу другому волонтеру. Поступить в школу очень сложно. Нужны стальные нервы и умение не переживать из-за несправедливости. Я пока так не умею, поэтому берусь за другие дела.

Например, общаюсь с новыми волонтерами — ими могут стать и студенты, и выпускники педвуза. Для этого можно написать фонду о своем опыте, и, если затем собеседование пройдет успешно, куратор пригласит новобранца посмотреть на занятия других волонтеров. Как правило, добровольцы быстро адаптируются, потому что не остаются одни: всегда можно обратиться к более опытным педагогам. Я тоже объясняю, как все устроено, помогаю готовить рабочие материалы. Если у кого-то возникают вопросы, стараюсь что-то подсказать.

Трудности в волонтерстве

Мы не набираем «классы» в привычном смысле. К нам всегда приходят дети разных возрастов. Бывает, что у семилетнего ребенка хороший разговорный русский, а 14-летний совсем его не знает. Сделать так, чтобы им в равной степени было комфортно и интересно на уроке, — та еще задача.

Для этого мы стараемся делить ребят на небольшие группы по уровню языка: одни учат буквы и готовятся пойти в первый класс, вторые уже умеют читать и писать и теперь изучают лексику и грамматику, а третьи берут задачи посложнее, чтобы дальше развивать свой уровень русского.

Случаются и мелкие трудности: фонду не всегда хватает канцтоваров, бумаги для печати материалов, иногда даже столов в кабинете. С мебелью помогает библиотека, а с чем-то выручают подписчики НКО в соцсетях. Например, они помогли закупить картриджи для принтера. Это большая поддержка.

Сложнее всего устроить детей мигрантов в школы: где-то не хватает мест, а иногда подростков с недостаточным знанием языка отправляют в младшие классы, куда родители не всегда готовы их отдать.

Бывает, что директора учебных заведений намеренно не пускают детей мигрантов. На сайте может быть написано о свободных местах, но как только руководство узнает, что ребенок приехал из Таджикистана, место вдруг оказывается «занято».

Семьям нужно много сил, чтобы бороться с системой.

Это тяжело и для меня, потому что я сопереживаю детям, а от проблем с устройством в школы вовсе впадаю в отчаяние.

В таких ситуациях семьи поступают по-разному. Кто-то ждет, когда освободится место, и пробует снова на следующий год. Кто-то активно учит язык и сдает вступительные экзамены, чтобы попасть хоть куда-то. Кто-то десятки раз ходит в отдел образования, надеясь, что проблема решится. А кто-то уезжает на родину или оставляет детей годами дома, чтобы те помогали с младшими сестрами и братьями, — тогда шансов поступить в школу становится еще меньше.

Мы следим, чтобы ребята все-таки начинали учиться в школах. Предлагаем семьям учебные заведения в других районах, сопровождаем родителей на повторных походах в отдел образования.

Также постоянно напоминаем, что цель наших занятий — именно подготовка к школе. Мы не можем полностью взять на себя обучение ребят. У «Детей Петербурга» нет своей альтернативной школы и ресурсов на нее — все держится на волонтерах и тех, кто поддерживает организацию пожертвованиями. И даже если мы организуем занятия в нескольких библиотеках пять-шесть дней в неделю, они все равно не заменят школу.

Сами учителя в школах отзываются о нашей работе по-разному. Одни понимают, что мы союзники, и даже направляют к нам учеников из класса, чтобы тем помогли наши ребята на родном языке. А кто-то удивляется, почему дети все еще делают ошибки, если ходят к нам уже несколько месяцев. Им сложно понять, что мы не волшебники: за пару часов в неделю исправить все просто невозможно. Даже русскоязычные дети не всегда пишут диктанты без ошибок.

Мои близкие относятся к моему волонтерству и самим мигрантам спокойно. Но в окружении есть люди, которые считают тех, кто приезжает работать в Россию, опасными. Для них это будущие преступники или те, кто «не уважает нашу культуру». Я не спорю с ними и просто мягко объясняю, что мигранты — такие же люди, как и мы. Иногда рассказываю, с чем сталкиваются мои ученики. Когда люди проникаются сочувствием к детям, им легче понять и их родителей.

Но если кто-то на улице или в библиотеке начинает приставать к моим ученикам, я не молчу. В таких ситуациях я всегда вступаюсь за своих подопечных. Моя цель — быстро завершить конфликт. Таких людей переубедить трудно, но главное — защитить детей от их агрессии.

Ни один ребенок и взрослый не заслуживает нападок со стороны общества просто из-за принадлежности к какой-либо культуре. Фото: Марина Безенкова для благотворительного фонда «Дети Петербурга»
Ни один ребенок и взрослый не заслуживает нападок со стороны общества просто из-за принадлежности к какой-либо культуре. Фото: Марина Безенкова для благотворительного фонда «Дети Петербурга»

Как помощь волонтеров меняет детей

Я люблю своих учеников. Они обычно заинтересованы в учебе, а если и нет — их можно увлечь и вдохновить. Никто не пытается сбежать с урока или отмахнуться от домашнего задания. Напротив, часто сами просят дополнительные упражнения. В школе такое редко встретишь.

Особенно радостно получать сообщения от родителей, что их ребенка приняли в школу. Или слушать, как новоиспеченные школьники рассказывают о русскоязычных друзьях, с которыми познакомились в классе или во дворе. Каждый раз радуюсь, будто это произошло впервые.

Самое волшебное — видеть, как дети меняются после занятий. И дело не только в языке. Большинство ребят сначала боится: вдруг задания покажутся сложными и их отругают за ошибки? Но уже через пару занятий страх уходит. Дети заходят в класс с улыбкой, здороваются, обнимают волонтеров, играют с друзьями до начала урока. Они учатся не стесняться задавать вопросы, исправлять ошибки и даже помогают новичкам.

Наш проект важен для детей и их семей. Иногда кажется, что это единственная поддержка, на которую они могут рассчитывать. Фото: Марина Безенкова для благотворительного фонда «Дети Петербурга»
Наш проект важен для детей и их семей. Иногда кажется, что это единственная поддержка, на которую они могут рассчитывать. Фото: Марина Безенкова для благотворительного фонда «Дети Петербурга»

У всех волонтеров есть две общие цели: чтобы каждый ребенок пошел в школу, а если он уже зачислен — смог успешно закончить год и перейти в следующий класс. Мы стараемся отслеживать, как у ребят складывается их путь.

За три года я видела десятки историй, которые доказывают, что наша помощь дает плоды. Например, девочка, которая пришла к нам в 2021 году, почти не знала русского. Она чудом попала в седьмой класс, и ей было важно удержаться в школе. Ее желание учиться и наши уроки сделали свое дело: она окончила школу и поступила на бюджет в медицинский колледж. Помню, как я следила за списками поступивших, а потом получила от нее радостное сообщение, что ее взяли. Конкурс был серьезный, и это настоящий успех!

Еще к нам приходил мальчик, который провалил собеседование в школу. Ему было 10 лет, но его хотели зачислить в первый класс, потому что он сильно стеснялся и не смог ответить ни на один вопрос: был сильный языковой барьер. Мы позанимались несколько месяцев, и он разговорился. В 2024 году он поступил в школу и теперь ходит в четвертый класс.

Бывало и совсем непросто. Например, брат и сестра из Таиланда 11 и 12 лет начали заниматься с нами весной 2024 года с нулевым русским. Мы учили их читать, объясняли материал по-английски и даже купили проездные, чтобы они могли посещать занятия, — спасибо за это нашим подписчикам. Осенью произошло чудо: детей приняли в четвертый класс. Им сложно, но их мама знает, что мы готовы поддержать. Многим дает силы то, что рядом есть небезразличные к ним люди.

С некоторыми детьми остаются особенно теплые отношения, даже если они уехали домой. Недавно мне написал мальчик из Таджикистана, который был в нашем лагере. Он попросил прислать несколько фотографий его отряда, чтобы показать друзьям и рассказать о нашей смене.

Мне волонтерство дало невероятный педагогический опыт. Я научилась находить подход к разным детям и родителям, адаптировать уроки под конкретные потребности и сохранять спокойствие даже в стрессовых ситуациях. Теперь я чувствую себя гораздо увереннее и не боюсь идти работать в школу.

Но дело не только в работе. Меня радуют наши мероприятия. Мы ходили с детьми в кино, катались на кораблике, а однажды создавали музыкальные инструменты из фруктов. Это было что-то невероятное!

Волонтерство подарило мне не только опыт, но и друзей. Работать в команде, где люди разделяют твои ценности, по-настоящему приятно.

Я мечтаю о мире, где у всех детей есть доступ к образованию, где их не считают чужими только из-за языка или культуры. Хочу, чтобы у детей мигрантов была возможность приобщиться к нашей культуре, а у нас — побольше узнать об их обычаях. И ради этого я работаю.

Как помочь детям мигрантов

Благотворительный фонд «Дети Петербурга» с 2012 года помогает семьям трудовых мигрантов и беженцев. Волонтеры бесплатно обучают детей русскому языку, организуют мероприятия, которые знакомят ребят с культурой новой страны. Также фонд помогает устроить детей в школы, проводит группы поддержки для родителей. Вы можете помочь в работе НКО, оформив разовое или регулярное пожертвование на Planeta.ru.

Катя БулгаковаС чем из вашей культуры вы хотели бы​ познакомить детей мигрантов?
  • Evgenia YangulovaБольшое дело делаете. Спасибо вам! Очень приятно знать, что на контрасте с расизмом и ксенофобией, которые вынуждены терпеть мигранты, вы оказываете им искреннюю поддержку26
  • JjjjВсе пишут про расизм и ксенофобию, но "забывают" об этнические анклавах, решающих деаспорах (0) . Не потому что они другого цвета так к ним относятся, а потому что многие из них не хотят интегрироваться, а хотят по шариату жить, даже опрос опубликовали в риа новости (1). Плюс едут радикалы, которые не могут жить у себя на родине, ибо с ними борьба идет. Об этом даже исламские деятели в эмиратах говорят (2) Зачем детей привезли? Пособия на них получать, вот зачем. За тем же мам,, пап, бабушек и дедушек перевозят. Про то, что в странах бывшего СССР лучше английский , ну это смешно. Было бы там лучше, не ехали б к нам на заработки и за гражданством. А, кстати, а как де еще истории,, когда бывший мигрант получив гражданство у следователя заявляет,, что русским не владеет (3) ? И миллион историй о том,, как их выдворяют, они меняя одну букву в имени едут вновь(4) . наконец хоть биометрию начали вводить На все цифры цифры в скобках найти информацию в открытых источниках. Я же считаю, что должна быть биометрия и более строгое отношение к выдачи гражданства, пособий и к правилам въезда62
  • JjjjJjjj, опять же, родители тех детей,, что отправили на курсы и заставляют там заниматься,, возможно, хотят все же интегрироваться и принять обычаи РФ и региона, где они находятся27
  • Slava MillerObv, мой друг родился и вырос в Москве, гражданин РФ, но не русский и очень похож на мигранта, он очень подробно рассказывал с какими трудностями ему приходится сталкиваться из-за этого и какое отношение терпеть по отношению к себе. И это отношение проявляется не только в быту, но и со стороны гос-ва, полицейских, пограничников и тд. В общем мы с ним словно в разных странах живем, хотя паспорта такие же26
  • МихаилСудя по новостям, это нашим местным детям нужны поддержка и даже защита.62
  • BaskavacanObv, "отвратительное отношение общества" не на ровном месте возникло. Мигранты сами своим диким поведением, нежеланием интегрироваться, демонстративным неуважением к местным традициям и укладу жизни - выработали к себе и своим семьям такое отношение.30
  • ObvФаина, меня лично приходили бить за то, что я - еврей. В Подмосковье. Русские. Я, кстати, даже и не еврей, а тоже русский. Но им хватило знания, что я в Израиле два года жил и работал. Можете поподробнее рассказать, как евреи разжигают в россиянах расизм и ксенофобию?35
  • Вяк вякМихаил, уже не только детям. Мы взрослые, тоже хотим жить32
  • kuskus kuskusJjjj, тебе не стыдно? Ты в другом треде распинался, как тебя допрашивают и унижают при въезде в 🇮🇱. А ты право на корзину абсорбции уже имеешь, ты проверку прошёл 🤣 Интересно бы узнать какой у тебя уровень иврита и вообще, ты же тройка скорее всего, внучок, а многие считают, что таким вьзд в 🇮🇱 должен быть закрыт. Так что будь последовательно, хабиби24
  • ObvФаина, этот вопрос надо разделить на несколько аспектов. Первое. Дети мигрантов сбиваются в стаи, держат всех в страхе и тормозят учебный процесс не в силу имманентных свойств детей мигрантов, а в силу такой организации процесса интеграции детей мигрантов и отношения к ним. В Испании, например, мигрантов больше, чем в РФ, но дети мигрантов здесь в стаи не сбиваются, детей в страхе не держат и учебный процесс назад не тянут. Причем еще и без волонтеров дело обходится и экзаменов при приеме в школу. Причем мигранты самые разные - немало и тех, кто на лодках приплыл. Там, как вы понимаете. не гиганты мысли плывут. Соб-но, я ничего удивительно в этом не вижу - с таким отношением, конечно, дети и будут сбиваться в стаи и испытывать враждебность в ответ на враждебность общества. И с таким качеством образования и такой полицией. При этом те же проблемы испытывают все дети, в т.ч. и дети евреев. Например, если ребенок будет ходить в одежде религиозного хасида, то у него точно будут проблемы. Нередко для проблем хватает просто быть умным, хорошо учиться и иметь еврейскую фамилию, даже визуально на еврея необязательно быть похожим. Хотя хасиды в РФ ни в какие стаи не сбиваются (разве что в музыкальных и физмат школах) и никого в стране не держат, правда? Что не мешало им до недавного времени "иметь пятую группу инвалидности" и т.п. Второе. Нужны ли в стране дети мигрантов или нет - решать, конечно, россиянам. Выбор, что не нужны, не пускаем, а последствия падающей демографии принимаем на себя - это вполне валидный выбор. Но самое тупейшее - это пускать и учить быть ненавидимыми и ненавидеть. Если уж пустили, то явно стоило бы детей мигрантов заинтересовать жизнью в рамках более развитой культура (сделаем допущение, что в России есть более развитая, чем в Таджикистане, культура, что отчасти даже верно). Тем более, что более развитая культура в принципе более привлекательна сама по себе. А дети еще и склонны вливаться в большинство. Показать им - вот, смотри, на родине у тебя грязные аулы (условно) были, а тут ты можешь быть врачом, инженером, космонавтом - это и интересно и приносит хорошую жизнь. Но коль они у вас сбиваются в стаи вместо этого - вы бы подумали, что вы им показываете вместо развитой привлекательной культуры. И какие последствия это будет иметь.30
  • ObvФаина, извините, я не могу ответить на ваш вопрос - мою точку зрения в данном случае законодательство РФ запрещает излагать. Но, кажется, что деньги то есть. И немалые. Просто на другое.24
  • NordurdottirС одной стороны, я поддерживаю добрые инициативы людей, но, с другой стороны, посмотрите на доброе и любящее лицо на фото (из вложения), которое напало на нашего консьержа ночью и разбило стекло входной двери, потому что дама, к которой он собирался, передумала его принимать. Я чисто случайно в ночи вышла в аптеку и застала вот это всё. От возмещения ущерба товарищ скрылся. Полиция слилась. Далее о детях мигрантов. В классах нашей подмосковной школы около 50% мигрантов. Русских детей они начинают прессовать. Я переводила своего ребенка в другой класс, потому что таджикская девочка организовала целую интернациональную группировку для травли моего ребенка, хотя я изначально помогала этой девочке и её маме с детьми адаптироваться в новой школе как раз из человечных побуждений. Я видела, как им тяжело, а в итоге что? Никакое доброе и человечное отношение к детям и помощь им не изменит того, что семьи продолжают жить по законам диаспоры. Старшие закладывают младшим свое отношение к местному населению.53
  • СветаЯ из глубинки, можно сказать, в школу рядом с домом не могут попасть родившиеся в россии и живущие там же граждане рф. Почему-то в приоритете дети мигрантов, у них есть лишь прописка. Наверное, взятки дают, иначе не понимаю. Соседям дали место в школе, куда приходится возить ребёнка. С какой стати, спрашивается, эти люди живуи там дольше, чем мигранты здесь, их школьник имеет прописку там же. Но, кстати, ситуация компенсируется тем, что из-за обилия мигрантских детей, несчастная школа в народе считается маргинальной, теперь люди сами бегут оттуда30
  • АлисаJjjj, 99% мигрантов не делают того что вы написали. Думаете мужчины вашей национальности не освистывают женщин и не домогаются? И вы не платите диаспорам чтобы они решали вопросики с правоохранителями потому что наверно вам правоохранители в Израиле не создают такие проблемы как в России. Для МВД в России мигранты это кормовая база, тут вопрос не к мигрантам.25
  • ObvСвекольная, помогать надо и тем и тем. Автор помогает одним и она молодец. Вы можете помочь другим группам нуждающихся и тоже будете молодец.36
  • Alexandra OrlovaХохох. Какой холивар))) "Ах, как здорово в Сербии, Португалии, Испании. Переехали в марте 2022,детей сразу взяли в школу без знания языка и всему обучили, учителя заботливые и терпеливые. В России бы так было" "Зачем мигранты тащат своих неговорящих детей в РФ? Не принимать их в школы, не обучать. Пусть возвращаются к себе домой" Хахахахха. Какой бред у некоторых в головах45
  • OryxМарии огромное уважение за такую сложную, но важную и полезную работу! Закинула донат на планете.ру. Если и возможны сомнения по поводу драматичности повествования о детях мигрантов из статьи, то заглянув в комментарии все сомнения должны отпасть. Еще выпала в осадок с "А кто-то удивляется, почему дети все еще делают ошибки". Тут в комментариях все противники мигрантов в каждом предложении делают по пять ошибок на своем родном языке, а условная таджикская девочка должна за пару месяцев перестать делать ошибки на неродном для нее языке, который, кстати, ни разу не родственен таджикскому. Тот факт, что мигранты из Центральной Азии вообще могут изъясняться на одном из самых сложных языков из совсем неблизкой им языковой группы вообще должен вызывать уважение, а не вот эта вот высокомерная фигня "а че так плохо, а че с ошибками".33
  • Егор ВяткинJjjj, да, всё правильно0
  • Егор ВяткинМихаил, ну начали уже забывать про них0
  • день суркаМихаил, мне было бы страшно сейчас ребенка в школу одного отпускать, или на улицу, особенно в провинции где-нибудь11
  • Артем СтепановAlexandra, при том нередко это говорят одни и те же люди. 🤦‍♂️22
  • горе луковоедень, в некоторых районах даже очень страшно4
  • Артем СтепановВладимир, что с печальным опытом США, поподробней пожалуйста? Не забывайте что РФ - многонациональная и многоконфессиональная страна, однако лютую ксенофобию чувствуют и коренные народы страны, если они отличаются цветом кожи, разрезом глаз и религией от шаблонного русского.27
  • АлисаНекто, да буллингом и вымогательством должны заниматься только белые дети, как это было в 90—0023
  • АлисаСвекольная, — так сами помогите! — Кто? Я?!25
  • Брат пацакНекто, то что этнические русские перестанут быть большинством на рубеже 2-3 поколений в общем объективный и неизбежный факт И есть два варианта - пытаться интегрировать детей других национальностей в России, чтобы они не чувствовали, что чем то вообще отличаются и не пытались никого ставить на колени по этническому признаку, а можно продолжать относится как к скоту и получить озлобленных религиозных фундаменталистов, не принимающих никакие идеи и ценности россиян.22
  • Pavla TolokoninaJjjj, какие еще пособия получают мигранты? У ва России пособия только для граждан, але.2
  • Alex AlexСколько фашистских комментариев 🙈 Россия для кого? Россиянин - это кто? Как связаны национальность и гражданство? У меня бабушка в больничке лежала, все санитары - кто? И не говорите мне, что на эти должности русских не пускают из-за договоренностей с диаспорами. Вероятно, без них, вам и вашим близким просто некому будет попу подтирать и утку выносить. К слову, дворник у нас иностранец в возрасте. Выглядит всегда оч прилично) не удивлюсь, если в своей стране учителем работал)) Дружить надо народам. А не это вот все30
  • Pavla TolokoninaСвекольная, действительно. Почему Гринпис не помогает алкоголикам завязать, хосписы - бездомным кошкам, а фонды помощи старикам - женщинам, потерявшим ребенка. Тратят свою трогательную либеральную заботу туда, а дети в Африке голодают, в самом деле.33
  • Pavla TolokoninaАзиза, да и так было понятно, что в комментариях.21
  • Артем СтепановPavla, да уж, коварные мигранты обокрали бедных россиян, украли у них работу, пособия и пенсии.9
  • Pavla TolokoninaАртем, я вот смотрю, как маленькая Сербия справляется с наплывом российских мигрантов, которых они к себе не звали (в отличие от РФ, где все это активно организовывается властями), и как-то грустно за родину. В Сербии переписали два закона по иностранцам очень серьезно, оптимизировали процедуры, сделали удобные порталы для онлайн-подач документов, детей в школах (и в гимназиях-училищах) принимают очень хорошо. При том, что сербов тоже напрягает, что русы приехали и не хотят интегрироваться, живут в рамках своих магазинов-ресторанов-сервисов и язык не учат, и куда ни пойди - везде будет русская речь.13
  • КристинаУдивляет, что обязанности государства по адаптации и социализации мигрантов выполняются волонтерами. Недоступность местной школы для мигрантов рождает проблемы и госрасходы в несколько раз больше, чем на образование, а именно с преступностью, с радикализацией мигрантов. Первое заинтересованное лицо в этом - государство. Про гуманизм и человеческое достоинство не будем упоминать в этих комментариях, где волосы встают дыбом от того, что люди считают себя лучше других только по признаку национальности. Ну ок, пожимайте результаты через 10-15 лет, и не жалуйтесь. Автору большой респект.21
  • АлисаPavla, есть нюанс — россияне все же не рабочая миграция, большинство из тех кто приехал привозят деньги и работают на иностранные компании, а не местные. Поэтому смысл упрощать им миграцию есть. Для таких маленьких стран как Сербия, Грузия и Армения это серьезный буст в экономику. Впрочем Россия с ее кадровым голодом и вторым демографическим переходом тоже должна быть заинтересована в мигрантах.4
  • JjjjPavla, нет, товарищ автор.по ВНЖ на детей модно получать уже. Да и гражданство они могут в урюпрощеноом получать (или в общем за 5 лет ) и сразу подавать нэпрошение на своих родственников , которые став гражданами тут де получают все причитающиеся россиянам выплаты0
  • Pavla TolokoninaJjjj, вас, конечно же, не затруднит сослаться на нормы законов, которые регулируют госпособия на иностранцев?1
  • ЗлатеникаJjjj, потому что многие из них не хотят интегрироваться, а хотят по шариату жить, даже опрос опубликовали в риа новости (1). Плюс едут радикалы, которые не могут жить у себя на родине, ибо с ними борьба идет. Об этом даже исламские деятели в эмиратах говорят //вы даже представить себе не можете сколько русскоговорящих анклавов образовалось в последние два года по всему миру - от Лос-Анджелеса до Джакарты, от Кейптауна до Стокгольма. И у всех - ровно те же проблемы с интеграцией в местные общества, что описаны в этой статье. Радикалы, чего тут обсуждать ) страшные радикалы, все поголовно причём ) Зачем детей привезли? Пособия на них получать, вот зачем. //да да, точно точно, зачем же ещё )9
  • ЗлатеникаJjjj, да ну, бред какой ) пособий они хотят! )))) знаменитых 10$ в месяц на ребёнка, весь мир по этим пособиям слюни пускает, известное дело!2
  • ЗлатеникаPavla, поди мечтают братушки-сербы о наших православных пособиях! )3
  • Pavla TolokoninaЗлатеника, мечтают аж кушать не могут)) Особенно учитывая, что даже пенсии у них выше российских)4
  • OryxАлиса, деньги они вместе с инфляцией привозят, кстати. такая себе радость от этих денег, что местные потом квартиру за посильные деньги днем с огнем сыскать не могу.3
  • JjjjЗлатеника, какие пособия в Азии?1
  • JjjjPavla, п3ст4 о страховых пенсиях. Ст 1 ФЗ 81 Одно про пенсии , другое про детей. Но проще думать,, что этого нет , да3
  • Pavla TolokoninaJjjj, эээ. Вы полный-то закон о страховых пенсиях читали? "Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа" - и это абсолютно нормально, люди, проработавшие в стране и 15 лет платившие пенсионные взносы, логично имеют право получать их обратно в виде пенсии. В любой стране иностранец может зачесть свои пенсионные выплаты в виде пенсии или вывести их в свою страну. В чем тут халява для мигрантов? Госпособия на детей - это вот те смешные цифры, которые и россияне-то не получают, потому что дороже доки на них собирать, чем эти три копейки получать? Ну-ка, посчитайте полный размер этих щедрых бонусов, которые получит гражданка Узбекистана за три года от рождения ребенка до его трехлетнего возраста. Жду. Потом, так и быть, вместе сравним этот бешеный навар со стоимостью билета Ташкент-Москва.3
  • NikaЗлатеника, тем более, например, мой муж, иностранец, должен каждый год подтверждать доход, который рассчитывается исходя из прожиточного минимума на него. А если бы у него были дети-иностранцы и неработающая жена, то он должен был бы иметь доход в энное количество раз выше, в зависимости от числа иждивенцев. Получается, он, не только не получал бы пособия на детей, но и обязан был бы платить налоги на иждивенцев.0
  • NikaВяк, поэтому и нужно помогать друг другу! Скажу за себя, несколько месяцев я жила в Африке, и учила местное наречие, у меня был примерно начальный уровень. У нашего дома был магазинчик с овощами и всякой мелочевкой. И я ходила туда каждый день. Когда я просила что-то по английски, паренёк мне нормально отвечал. А когда пыталась сказать что-то на местном, он такое лицо делал, как будто сейчас блеванет. И много таких историй было, месяца через два я сдалась и разговаривала со всеми по английски. Потому что люди настолько кривились, когда слышали, что я говорю с акцентом и коверкаю слова. До сих пор у меня отвращение к этим недалёким людям, хотя я искренне ехала с желанием интегрироваться, 100 с лишним букв алфавита учила))) Считаю, что людям нужно помогать, а не плевать в них.3
  • АлисаOryx, ой кто-то не может, а кто-то х5 за свою халупу дерет. В любом случае это деньги в экономику которые потом распределяются между местными6
  • Тонкие запястьяАлиса, в высококвалифицированных кадрах, вы хотели сказать2
  • KettuМихаил, это точно1
  • ЗлатеникаJjjj, в какой Азии?0