Как я помогаю детям из кри­зи­с­ных семей поступить в вуз мечты

История читательницы, которая занимается репетиторством

23
Как я помогаю детям из кри­зи­с­ных семей поступить в вуз мечты
Аватар автора

Катя Булгакова

пообщалась с героиней

Страница автора

Мы рассказывали, как наши читатели применяют ИТ-навыки, пишут тексты и переводят их на добровольных началах.

Героиня этого материала стала преподавателем-волонтером: помогает детям подтянуть математику, стать увереннее в себе и узнать о новых возможностях, которые могут изменить их жизнь. Вот ее рассказ.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Предыстория

Аватар автора

Анна Мандрова

неравнодушная учительница

Страница автора

Я родилась в Саратове, сейчас живу в Санкт-Петербурге. В 2013—2018 годах училась в Санкт-Петербургском университете информационных технологий, механики и оптики, ИТМО. Тогда я начала участвовать в благотворительности: вместе с добровольческим центром мы готовили новогодние подарки для детей и одиноких пожилых людей.

Помню, в университете стояла большая коробка, куда каждый мог положить канцелярские принадлежности, сувениры, шоколадки. Детские дома и дома престарелых поддерживали связь с волонтерами и говорили, что необходимо подопечным, мы это собирали и развозили. Еще придумывали сценки и танцы к 8 Марта и Дню матери для подопечных учреждений. Я участвовала изредка, когда было время.

После выпуска я начала работать в школе учителем математики и физики и помогать пожертвованиями фонду «Старость в радость»  , приюту для животных «Ржевка»  . С 2020 года перечисляю небольшую сумму в фонд «Нужна помощь»  . Всего выходит 700—1000 ₽ в месяц. Я настроила автоплатеж, потому что с моей нагрузкой я бы вспоминала о фондах от случая к случаю, а так отправляю регулярно.

Я сама помогала и знаю, какой объем расходов у НКО: нужно постоянно закупать корма животным, специализированное питание пожилым, арендовать помещения. Еще важно платить сотрудникам и специалистам, ведь любая работа должна оплачиваться. Поэтому мне приятно их поддерживать.

Готовимся к выступлению в детском доме. На фото я стою вторая слева
Один из наших выездов в дом престарелых
Мы отвозили пожилым людям собранные в университете подарки: шерстяные носки, коробки конфет. Устраивали чаепития с подопечными, слушали их истории из жизни

Волонтерство в качестве репетитора

Примерно до 2018 года я работала учителем в общеобразовательной школе, совмещая с учебой. Затем переходила в частную, а в 2023 году снова преподавала в государственной. Сейчас я занимаюсь только репетиторством.

Я вижу изнутри систему образования и понимаю, что школьникам трудно сдать ЕГЭ по математике без помощи репетитора: есть задания и темы, которые просто не изучают по программе. ЕГЭ по математике делится на два уровня сложности: базовый и профильный  . Если необходимо поступить учиться на лингвиста, школьной программы вполне достаточно, поскольку она позволяет получить фундаментальные знания для аттестата. Но с базовым экзаменом нельзя поступить в вуз, где математика входит в перечень вступительных испытаний, — нужно сдавать профильную.

Школьный курс не рассматривает много тем: в нем нет экономических и олимпиадных задач повышенной сложности. Я знаю, что у учителей нет оплачиваемых дополнительных часов и столько времени для подготовки учеников к профильному экзамену. Поэтому, если человек хочет получить высокий балл и поступить в вуз мечты — МГУ, МГИМО, ВШЭ, ИТМО и другие, — без дополнительной помощи никак.

Ко мне как к репетитору приходят ребята, которые самостоятельно готовятся по видео на «Ютубе», но при этом берут одну, две, три консультации. Им нужно не только уметь решать задачи, но и знать оформление по критериям ЕГЭ.

Я была подписана на фонд «Теплый дом»  в соцсетях, поддержала их майскую акцию помощи беженцам из Украины «Пусть лето будет у каждого», и участвовала в акции по сбору книг для детей.

В сентябре 2023 года я пришла домой и поняла, что хочу отдавать и помогать подопечным НКО. Написала фонду в соцсетях о своем опыте и спросила, могу ли быть им полезна.

В петербургском НКО волонтерят репетиторы по разным предметам. Мы сразу созвонились с координатором, и буквально за неделю мне нашли учеников. В России мало учителей математики и физики, поэтому они всегда нужны.

Я помогаю детям с разбором домашних заданий, готовлю к ОГЭ и ЕГЭ. Со мной занимались несколько старшеклассников, сейчас работаю с двумя учениками шестого и седьмого класса. Обычно ко мне приходят с запросом — например, решить экономическую задачу, которую ученик не понимает. Фонд передает мне контакт обратившихся в НКО мамы или папы и ребенка. Сама я зачастую не пишу родителям, а общаюсь с ребенком напрямую.

На первом же занятии мы проговариваем цель занятий, нашу точку А и точку Б, в которую хотим прийти. Ребята говорят, зачем им это нужно, какое время готовы в это вложить. Когда ребенок сам честно на это отвечает, то делает домашние задания, занимается с интересом. Эти дети нацелены на результат, и мне приятно с ними работать.

Для кого-то это билет в светлое будущее с поступлением в лидирующий вуз.

Я не спрашивала о жизни своих учеников, их трудном положении. Мне интереснее говорить об их личности, как им удобно воспринимать информацию. Я показываю задачу и разбираю решение двумя-тремя способами: графическим, аналитическим или логическим. Так я понимаю, какое у ребенка восприятие.

Я не тот преподаватель, кто просто решает примеры за ребенка. Мы устраняем пробелы, я помогаю выстроить логическую цепочку, что из чего вытекает. Затем ученик сам быстрее справляется с подобными задачами. Важно, чтобы человек мог и хотел обучаться самостоятельно.

Бывает, что я помогаю по-другому взглянуть на математику. Старшеклассники часто не понимают, зачем им нужны логарифмы, тригонометрия. Спрашивают об этом у мамы и папы, а родители отвечают, что им тоже это ни разу не пригодилось в жизни. На самом деле математика вырабатывает в человеке важный навык логического, аналитического, критического мышления, и потом он этим пользуется.

Еще дети часто говорят, что преподаватель ничего им не объясняет и не помогает. При этом нередко оказывается, что ученики сами боятся подойти к учителю и задать вопрос. Тогда я объясняю, что спрашивать — нормально. Важно учить детей выстраивать коммуникацию со взрослыми. Они ходят в школу не только получать знания, но учатся полностью всему: тайм-менеджменту, чтобы не сдавать все работы в конце четверти, общению со сверстниками и учителем.

Я также стараюсь донести, что нормально что-то не понимать и даже получить двойку на контрольной. Оценка — это не показатель, что человек плохой. Она дает посмотреть, что у ребенка круто получается, а что еще нужно докрутить. Пробую немного изменить отношение учеников к таким ситуациям, предлагаю разобрать трудные примеры, чтобы в дальнейшем проблем не было.

На занятиях рассказываю и о том, что в 10 и 11 классах можно поступать в вуз по олимпиаде вне зависимости от набранных баллов ЕГЭ, — многие даже не знают о такой возможности. Это особенно важно для детей, которые не могут учиться на платном отделении.

Раз в две недели или месяц я списываюсь с фондом, рассказываю, сколько провела занятий и к каким результатам мы с ребятами пришли. Также обязательно пишу о результатах родителям: как было и стало. Каждый раз добавляю, что нужно делать, чтобы поддерживать уровень, например предлагаю задания на внимание и концентрацию или книги по логическому мышлению.

Я помогаю подопечным фонда с сентября, поэтому пока не могу сказать о поступивших — посмотрим через полгода.

Мне всегда хотелось увлечь ученика математикой и показать, что это не так сложно
Мне всегда хотелось увлечь ученика математикой и показать, что это не так сложно
Я стараюсь направить ребенка, дать ему всю информацию, чтобы дальше он мог с задачами справиться сам
Я стараюсь направить ребенка, дать ему всю информацию, чтобы дальше он мог с задачами справиться сам
1/2
Мне всегда хотелось увлечь ученика математикой и показать, что это не так сложно

Сколько времени занимает волонтерство

Одно занятие с ребенком длится час — детям сложнее продуктивно работать, если сидеть дольше. Но мне все равно трудно сосчитать, какое время уходит на волонтерство. В среднем это 10—15 часов в месяц.

Бывает, что ребенку нужно срочно подтянуть тему, потому что скоро контрольная работа. Тогда мы занимаемся два, три или даже четыре дня в неделю, чтобы устранить пробелы. Дальше я пишу ученику раз в неделю, появились ли у него новые вопросы и хочет ли он разобрать другие темы. Сейчас я поддерживаю связь с несколькими учениками и жду новые запросы.

Я предлагаю ученикам работать по запросу, если возникнут сложности с темами
Я предлагаю ученикам работать по запросу, если возникнут сложности с темами
Ученики нередко обращаются за разбором домашних заданий и ошибок
Ученики нередко обращаются за разбором домашних заданий и ошибок
1/2
Я предлагаю ученикам работать по запросу, если возникнут сложности с темами

Что это дает

Преподавание — процесс отдачи своих эмоций, знаний, опыта. Мне кажется, благотворительная и преподавательская деятельность имеют общую сердцевину: человек больше делится, чем принимает.

Я работала в образовательной школе и знаю, что большая часть деятельности там не оплачивается — только час, который проводишь с классом. Кто-то ограничивается этим, но какой от этого будет толк? Лучше устраивать математические квизы, рассказывать интересные истории о математиках, готовить презентации. Можно придумать много вещей, чтобы увлечь детей, но это время никак не будет оплачено.

Я придумываю нестандартные занятия, потому что хочу, чтобы дети знали больше методик, лучше решали задачи. Это тоже благотворительная деятельность: я трачу свои силы и средства — например, чтобы распечатать обучающие материалы.

У меня нет задачи стать преподавателем номер один в России. Я хочу помочь ребятам открыть новые возможности или просто увлечь их математикой, показать ее с другой стороны, ведь она очень интересная.

Я понимаю, что от первых уроков учителя зависит, полюбит ли ученик этот предмет. Я стараюсь сделать так, чтобы это произошло.

Расскажите, с какими трудностями вы сталкивались при поступлении в вуз:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Сообщник

Моё уважение!

20
0

Как здорово, что есть такие преподаватели!
Моё почтение!
Без репетиторов и , правда, очень сложно. Сама преподаватель английского

14

LadyS, ну да, особенно когда английский изучают в школе 10 лет и двух слов связать не могут, а если читают, то слова настолько неузнаваемы, что слушаешь и диву даешься, как так можно бездарно преподавать столь продолжительное время по три раза в неделю и, главное, зачем )))

2
Герой

Anna, проблема английского в школах в том, что изучается пассивный английский, а не активный. По этой причине после школы люди могут примерно прочесть что-то или посмотреть, но не могут сказать. Ну и уроки иностранного языка хотя бы класса с 5 полностью должны проходить на этом самом языке, но никак не с использованием русского в каком-либо виде

6
Герой

Anna, хорошо, что вы не такая

0

LadyS, Анна Александровна работала у нас в школе,и правда это была очень хорошая учительница по сравнению с тем что сейчас,она вела у нас физику и пыталась преподать нам ее интересно

1

John, Автор написала почти невозможно. Согласитесь, есть нюанс.
Автор работает репетитором в фонде, помогающим детям справиться со сложной жизненной ситуацией. Таким школьникам частотные до учебы, знания близки к нулю, и сами без доп. занятий им не сдать ЕГЭ, а платить нечем.
Далее цепочка: нет денег на репетитора, завал экзамена, нет ЕГЭ, нет шанса поступить в ВУЗ.

Так что спасибо, что есть такие люди, как Автор.

14

John, мы с Вами не модем решить нужно такому ребенку высшее или не стОит ему и пробовать.
Уверена в том, что такая возможность в виде сданного обязательно ЕГЭ быть должна и все. В мое время после окончания школы выдавали аттестат, а не сдал выпускные, то справка об окончании школы, и сами понимаете, с ней никуда. А теперь это единый госэкзамен.
Результаты ЕГЭ действуют 4 года, сам решит воспользоваться этим или нет.

12

Даниил, индивидуальный подход. Потому что, внезапно, не все люди умеют учиться. Прежде чем стать учителем в онлайн-школе и репетитром я и сам не понимал кому мои услуги могут пригодиться, но буквально один из моих учеников при большом желании поступать в престижное место совершенно не учиться самостоятельно, в итоге домашки мы разбираем на занятиях. Тоже самое происходит в онлайн-школе, когда ко мне попадают дети из групп на индивидуальные занятия. По идее часть тем разобрано было во время занятия в группе, но когда спрашиваешь или просишь применить полученные знания выходит ноль

9

John, Эти дети из неблагополучных семей! Может даже, если бы они и хотели учиться, но что-то мешает! Попойки отца или матери, ругань или ещё что, проблемы и отношение в школе. Таким детям нужно поддержка, что они смогут, если им помочь и немного постараться. Без этой помощи репетиторов такой ребёнок и окончит школу на "тройки" и будет уверен, что бОльшего он не добъется. Поэтому дальше только техникум в лучшем случае. А если ему помочь и показать, что он может учиться лучше? Он закончит хорошо школу и поймёт, что сможет вырваться из этого замкнутого круга и нищеты. Как раз именно такая помощь репетиторов и нужна, а не просто совать им деньги. Им нужно показать способ, как всего можно достичь в жизни.

8
0

Желаю вам, чтоб ваши силы и желание помогать детям не заканчивалось. Благополучия вам во всём!👍

7

John, и с чего Вы взялись меня поучать и "носом тыкать"? Несогласие с Вашей позицией вовсе не равно нападению на Вас. Что-то не туда наша изначально мирная дискуссия зашла.
Не знаю, что перемкнуло, но мне такое общение уже не нравится. Поэтому последний мой комментарий и я, как сказал кот Бегемот, "урезаю марш".

Я со своей стороне не о поступлении на бюджет, а о самой сдачи ЕГЭ на минимум.
Допуск к ЕГЭ летом будет у всех, кто прошел предварительные школьные формальности в течение учебного года.
А вот возможность его сдать на минимальный бал призрачна у тех, кто особого внимания школьной программе не уделял в силу жизненных обстоятельств. И упомянутая Вами "клиническая идиотия" здесь ни при чем. Т.е. сдавать можно, а вот сдать на минимум получится не у всех.
Отсюда и потребность в репетиторе.
Все.

6
0

Автор, вы очень крутая!!!
Респект вам и сил, а также лучи вдохновения.

6
0

Спасибо Вам большое за то, что Вы делаете!
Если вдруг знаете, есть ли аналогичные фонды в Москве, подскажите, пожалуйста, названия.

5
0

Обнимаю Вас!!!

3

John, про автора не знаю, но фонд, о котором пишут, работает с детьми-сиротами. Если не ошибаюсь, такие дела о них писали.
Им же выделяют жилье или общежитие, соц.стипендию, помощь от вуза/колледжа
В целом можно прожить. А вот поступить им тяжело, бывает

2
0
Герой

Низкий поклон. Вы - умничка!

0

Сообщество