Должна ли школа подстраиваться под потребности и интересы современных детей?
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
"Как мне это пригодится в жизни?" — такой вопрос задает шестиклассник на уроке литературы. Для чего ему знать, что существуют двусложные и трехсложные стихотворные размеры? Зачем ему, вспоминая классика, отличать ямб от хорея?
В мои школьные годы, а пошел я в школу в 1999 году, такие вопросы не задавались, а если кто-то и осмеливался спросить, то получал ответ в духе: "Чтобы не быть глупым!" Разве может такой ответ кого-нибудь удовлетворить? Думаю, нет.
Дети хотят видеть практическое применение своим знаниям и винить их за это нельзя. Получается, что если учитель литературы боится вырождения духовной и эстетической составляющей человека, то это уже его проблема? И если ребенок хочет снимать секундные видео с открыванием рта под чужие песни, то мы, взрослые, должны принять это как нечто неизбежное? Все эти вопросы не подразумевают однозначного ответа. Все, что они могут нам дать — пищу для размышлений.
На сегодняшний день даже самые консервативные школы пытаются так или иначе идти в ногу со временем. Дети снимают короткие юмористические видео про школьные будни, которые публикуются в соцсетях школы. И даже те учителя, которые работали еще в советское время, начинают принимать участие в подобных форматах. Почему? Потому что школьникам это интересно.
Для некоторых детей, например, кумиром является блогер с миллионной аудиторией. Да, он просто кривляется на камеру, но он в 15 лет уже купил квартиру и машину, у него уже есть коллаборации с другими известными блогерами.
Зачем ребенку знать, что такое фотосинтез, когда он видит себя успешным блогером, пусть и с абсолютно глупым контентом? Ребенок понимает, что учитель с высшим образованием работает за копейки. У него возникает вопрос: зачем?
В вопросе вовлечения детей в учебный процесс учителя придерживаются разных мнений. Одни считают, что метод "пой, пляши, ведь главное, что ребенок не скучает" актуален как никогда, другие уверены, что учитель — не аниматор. Ребенок должен погружаться в мир науки серьезно, ведь учеба — это колоссальный труд.
Конечно, я привел в качестве примера две крайности. Можно разбавлять обычные уроки творческими, можно придумывать необчные домашние задания и верить, что это вдохновит детей на полное погружение в науку и искусство.
Но вдруг мы перебарщиваем с этим самым "подстраиванием" под интересы современных школьников? Тютчев в 12 лет переводил с латыни Горация, а для нынешних детей выучить одно его стихотворение равносильно каторге.
А надо ли это стихотворение учить, если в жизни оно не пригодится? Ребенок не сможет его прочувствовать, так как он уже ненавидит и Тютчева с его стихами, и учителя, и саму школу с бесполезными, по его мнению, заданиями. Да и сами школьные учителя того же Горация с латыни вряд ли переведут.
Так что же мы делаем не так? Быть может, все очень банально? Другие дети, другие интересы, другие потребности, идеалы и т. д. Всегда так было. Или же сосуд некачественного контента из интернета переполнится, все польется через край, и дети превратятся в Митрофанушек из известного произведения? Или же они станут успешными и счастливыми людьми, которые знают, что им надо от жизни? Человек, не читавший "Анну Каренину" и не знающий законы Ньютона, обязательно ли должен считаться бездуховным и глупым?
Некоторые люди утверждают, что все это базовые знания, которые необходимы каждому человеку, если он хоть немного претендует на образованность… Может, нам надо вернуть образованию жетские рамки, не спрашивая детей о том, что они хотят или не хотят? Но все это лишь вопросы, ответы на которые, вероятно, даст только время.