Должна ли школа подстраиваться под потребности и интересы современных детей?

4

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Павел Щербаков

Страница автора

"Как мне это пригодится в жизни?" — такой вопрос задает шестиклассник на уроке литературы. Для чего ему знать, что существуют двусложные и трехсложные стихотворные размеры? Зачем ему, вспоминая классика, отличать ямб от хорея?

В мои школьные годы, а пошел я в школу в 1999 году, такие вопросы не задавались, а если кто-то и осмеливался спросить, то получал ответ в духе: "Чтобы не быть глупым!" Разве может такой ответ кого-нибудь удовлетворить? Думаю, нет.

Дети хотят видеть практическое применение своим знаниям и винить их за это нельзя. Получается, что если учитель литературы боится вырождения духовной и эстетической составляющей человека, то это уже его проблема? И если ребенок хочет снимать секундные видео с открыванием рта под чужие песни, то мы, взрослые, должны принять это как нечто неизбежное? Все эти вопросы не подразумевают однозначного ответа. Все, что они могут нам дать — пищу для размышлений.

На сегодняшний день даже самые консервативные школы пытаются так или иначе идти в ногу со временем. Дети снимают короткие юмористические видео про школьные будни, которые публикуются в соцсетях школы. И даже те учителя, которые работали еще в советское время, начинают принимать участие в подобных форматах. Почему? Потому что школьникам это интересно.

Для некоторых детей, например, кумиром является блогер с миллионной аудиторией. Да, он просто кривляется на камеру, но он в 15 лет уже купил квартиру и машину, у него уже есть коллаборации с другими известными блогерами.

Зачем ребенку знать, что такое фотосинтез, когда он видит себя успешным блогером, пусть и с абсолютно глупым контентом? Ребенок понимает, что учитель с высшим образованием работает за копейки. У него возникает вопрос: зачем?

В вопросе вовлечения детей в учебный процесс учителя придерживаются разных мнений. Одни считают, что метод "пой, пляши, ведь главное, что ребенок не скучает" актуален как никогда, другие уверены, что учитель — не аниматор. Ребенок должен погружаться в мир науки серьезно, ведь учеба — это колоссальный труд.

Конечно, я привел в качестве примера две крайности. Можно разбавлять обычные уроки творческими, можно придумывать необчные домашние задания и верить, что это вдохновит детей на полное погружение в науку и искусство.

Но вдруг мы перебарщиваем с этим самым "подстраиванием" под интересы современных школьников? Тютчев в 12 лет переводил с латыни Горация, а для нынешних детей выучить одно его стихотворение равносильно каторге.

А надо ли это стихотворение учить, если в жизни оно не пригодится? Ребенок не сможет его прочувствовать, так как он уже ненавидит и Тютчева с его стихами, и учителя, и саму школу с бесполезными, по его мнению, заданиями. Да и сами школьные учителя того же Горация с латыни вряд ли переведут.

Так что же мы делаем не так? Быть может, все очень банально? Другие дети, другие интересы, другие потребности, идеалы и т. д. Всегда так было. Или же сосуд некачественного контента из интернета переполнится, все польется через край, и дети превратятся в Митрофанушек из известного произведения? Или же они станут успешными и счастливыми людьми, которые знают, что им надо от жизни? Человек, не читавший "Анну Каренину" и не знающий законы Ньютона, обязательно ли должен считаться бездуховным и глупым?

Некоторые люди утверждают, что все это базовые знания, которые необходимы каждому человеку, если он хоть немного претендует на образованность… Может, нам надо вернуть образованию жетские рамки, не спрашивая детей о том, что они хотят или не хотят? Но все это лишь вопросы, ответы на которые, вероятно, даст только время.

  • ТаУ"Человек, не читавший "Анну Каренину" и не знающий законы Ньютона, обязательно ли должен считаться бездуховным и глупым?" - нет, конечно. Он вполне может реализоваться в карьере курьера. А вот человечество, считающее знания, сиюминутно бабла не дающие, лишними, на мой взгляд, уже через 1-2 поколения не сможет ответить ни на какие вызовы и просто начнет вымирать.2
  • Валерий Ступин"География - наука не дворянская. Вот извозчики: куда скажешь, туда и повезут"0
  • Георгий КалимулинВсе в порядке. Детям и правда сейчас не нужно знать что такое фотосинтез, да и законы физики им знать не нужно - ведь можно стать крутым блогером с миллионными охватами, он то просто кривляется, ничего не делает. Зачем ему, будучи сынком какого нибудь дядьки, который влил пару десятков миллионов на раскрутку своего чада. Вот и родители детей которые не читали Анну Каренину так же вольют бабки, и детки будут делать коллаборации друг с другом. Что значит нет столько денег? Ну ничего страшного, пойдет работать курьером. А спустя 15 лет технологической революции эти детки-курьеры будут плакаться на свою нелегкую жизнь в ТЖ или сайтах вроде Пикабу, дескать, эвоно как повернулось, мне 30 и я ничего не умею. Все в порядке. Пускай растят глупое инертное быдло без своего мнения, элементарных познаний, и ноющее твиттерским новоязом на несправедливость этого мира. Может, мне моя доставка быстрее приезжать будет. Я в целом не против.0