Должна ли школа подстраиваться под потребности и интересы современных детей?

7

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Павел Щербаков

Страница автора

"Как мне это пригодится в жизни?" — такой вопрос задает шестиклассник на уроке литературы. Для чего ему знать, что существуют двусложные и трехсложные стихотворные размеры? Зачем ему, вспоминая классика, отличать ямб от хорея?

В мои школьные годы, а пошел я в школу в 1999 году, такие вопросы не задавались, а если кто-то и осмеливался спросить, то получал ответ в духе: "Чтобы не быть глупым!" Разве может такой ответ кого-нибудь удовлетворить? Думаю, нет.

Дети хотят видеть практическое применение своим знаниям и винить их за это нельзя. Получается, что если учитель литературы боится вырождения духовной и эстетической составляющей человека, то это уже его проблема? И если ребенок хочет снимать секундные видео с открыванием рта под чужие песни, то мы, взрослые, должны принять это как нечто неизбежное? Все эти вопросы не подразумевают однозначного ответа. Все, что они могут нам дать — пищу для размышлений.

На сегодняшний день даже самые консервативные школы пытаются так или иначе идти в ногу со временем. Дети снимают короткие юмористические видео про школьные будни, которые публикуются в соцсетях школы. И даже те учителя, которые работали еще в советское время, начинают принимать участие в подобных форматах. Почему? Потому что школьникам это интересно.

Для некоторых детей, например, кумиром является блогер с миллионной аудиторией. Да, он просто кривляется на камеру, но он в 15 лет уже купил квартиру и машину, у него уже есть коллаборации с другими известными блогерами.

Зачем ребенку знать, что такое фотосинтез, когда он видит себя успешным блогером, пусть и с абсолютно глупым контентом? Ребенок понимает, что учитель с высшим образованием работает за копейки. У него возникает вопрос: зачем?

В вопросе вовлечения детей в учебный процесс учителя придерживаются разных мнений. Одни считают, что метод "пой, пляши, ведь главное, что ребенок не скучает" актуален как никогда, другие уверены, что учитель — не аниматор. Ребенок должен погружаться в мир науки серьезно, ведь учеба — это колоссальный труд.

Конечно, я привел в качестве примера две крайности. Можно разбавлять обычные уроки творческими, можно придумывать необчные домашние задания и верить, что это вдохновит детей на полное погружение в науку и искусство.

Но вдруг мы перебарщиваем с этим самым "подстраиванием" под интересы современных школьников? Тютчев в 12 лет переводил с латыни Горация, а для нынешних детей выучить одно его стихотворение равносильно каторге.

А надо ли это стихотворение учить, если в жизни оно не пригодится? Ребенок не сможет его прочувствовать, так как он уже ненавидит и Тютчева с его стихами, и учителя, и саму школу с бесполезными, по его мнению, заданиями. Да и сами школьные учителя того же Горация с латыни вряд ли переведут.

Так что же мы делаем не так? Быть может, все очень банально? Другие дети, другие интересы, другие потребности, идеалы и т. д. Всегда так было. Или же сосуд некачественного контента из интернета переполнится, все польется через край, и дети превратятся в Митрофанушек из известного произведения? Или же они станут успешными и счастливыми людьми, которые знают, что им надо от жизни? Человек, не читавший "Анну Каренину" и не знающий законы Ньютона, обязательно ли должен считаться бездуховным и глупым?

Некоторые люди утверждают, что все это базовые знания, которые необходимы каждому человеку, если он хоть немного претендует на образованность… Может, нам надо вернуть образованию жетские рамки, не спрашивая детей о том, что они хотят или не хотят? Но все это лишь вопросы, ответы на которые, вероятно, даст только время.

  • Забаненый за правдуА как вы обьясните что нужно учиться, когда он видит курьера, зарабатывающего больше инженера и еще толпу это одобряющих? Кто у нас больше ценится-"ботан" или наоборот-наглое быдло, хапающее побольше и безнаказанно идущее по головам? Дети глупее взрослых, конечно-но не настолько чтобы не замечать обстановку. Если общество нездорово, то и они будут под это подстраиваться1
  • ТаУ"Человек, не читавший "Анну Каренину" и не знающий законы Ньютона, обязательно ли должен считаться бездуховным и глупым?" - нет, конечно. Он вполне может реализоваться в карьере курьера. А вот человечество, считающее знания, сиюминутно бабла не дающие, лишними, на мой взгляд, уже через 1-2 поколения не сможет ответить ни на какие вызовы и просто начнет вымирать.3
  • Валерий Ступин"География - наука не дворянская. Вот извозчики: куда скажешь, туда и повезут"1
  • Георгий КалимулинВсе в порядке. Детям и правда сейчас не нужно знать что такое фотосинтез, да и законы физики им знать не нужно - ведь можно стать крутым блогером с миллионными охватами, он то просто кривляется, ничего не делает. Зачем ему, будучи сынком какого нибудь дядьки, который влил пару десятков миллионов на раскрутку своего чада. Вот и родители детей которые не читали Анну Каренину так же вольют бабки, и детки будут делать коллаборации друг с другом. Что значит нет столько денег? Ну ничего страшного, пойдет работать курьером. А спустя 15 лет технологической революции эти детки-курьеры будут плакаться на свою нелегкую жизнь в ТЖ или сайтах вроде Пикабу, дескать, эвоно как повернулось, мне 30 и я ничего не умею. Все в порядке. Пускай растят глупое инертное быдло без своего мнения, элементарных познаний, и ноющее твиттерским новоязом на несправедливость этого мира. Может, мне моя доставка быстрее приезжать будет. Я в целом не против.2
  • user5836519Не помню чья цитата «я не знаю секрета успеха, но причина провала в том чтобы угодить всем» . Есть такой грех как человекоугодие , но дело даже не в этом . Учитель должен учить детей , или как минимум научить их учиться . И дело не в том что это говорил Ленин, а его цитата об учебе висела во всех школах . Хорошо представьте, что все будут снимать только видео и больше ничего . В Англии уже есть движение среди подростков- без гаджетов . Они раньше нас поняли насколько это отупляет. Блогеры не профессионалы своего дела, более того большинство блогеров зарабатывают исключительно на рекламе , если честным путем а не отмывкой денег . Вот и подумайте какое будущее будет у детей0
  • АняЕсли дети хотят видеть практическое применение знаниям, говоря о школьной программе - то у них крайне плохие педагоги. Потому что тут проблема в том, что педагог плохо дает предмет и не может объяснить банальные вещи вроде: геометрия тебе пригодится не для того чтобы углы мерить, она развивает логику, логика будет влиять на твое качество жизни. Анну Каренину читаем не для того, чтобы узнать историю отношений столетней давности, а для того чтобы формировать свою личность тк персонажи и действие сравнительно сложные - анализируя происходящее, формируя мнение, принимая чью-то сторону - мы изучаем свою личность и лучше понимаем себя.1
  • user6049601Единственный случай,когда мне пригодились знания по ботанике,при разгадывании кроссворда-слово "вакуоли"))1