Как продавать постеры с известными персонажами и не нарушить авторские права?

7

Мы со знакомой-иллюстратором решили организовать дело для души — продавать эксклюзивные постеры и сувенирную продукцию, которые цитируют героев кинематографа, литературы, живописи и не только. Есть вопросы о правомочности этой затеи, регистрации и нарушении авторских прав. Вот они.

Во-первых, нарушает ли законодательство об авторском праве коммерческая иллюстрация, которая цитирует Терминатора в авторской манере? Если да, то какие практики сегодня применяют для легализации подобных затей с переосмыслением персонажей, сюжетов, постеров и других объектов интеллектуальной деятельности? Иначе говоря, куда пойти, кому написать, чтобы было можно, пусть даже за деньги, но законно?

Во-вторых, чем отличается переосмысленный визуальный объект от оригинального, если переосмысленный изображен в авторской манере? Например, взял Человека-паука и изобразил его в другом контексте и костюме, поместил на плакат и продал за n ₽. Нарушил ли я закон об авторском праве? И нужно ли мне переводить Сэму Рейми, Стэну Ли и другим причастным лицам 10% от своего дохода?

Хотелось бы легально продавать творческие воплощения, основанные на цитировании и переосмыслении предметов и субъектов искусства.

Аватар автора

Станислав Егоркин

юрист

Страница автора

Продавать изображения известных героев кино, литературы, живописи без согласия их правообладателей нельзя: это нарушение закона.

Даже если персонаж выполнен в авторском стиле, пока он узнаваем, чтобы его использовать, придется получить согласие правообладателя. Причем по российским законам такое согласие должно быть оформлено письменно — лицензионным договором.

Что о правах на изображения говорит закон

По закону авторские права распространяются на часть произведения, в том числе на персонажей, если по своему характеру они:

  1. Узнаваемы.
  2. Могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.
  3. Выражены в объективной форме.

Терминатор, Человек-паук и другие популярные персонажи соответствуют указанным признакам. Поэтому авторскими правами защищены не только фильмы про них, но и сами персонажи.

По общему правилу использовать объекты авторского права без согласия правообладателя нельзя. При этом его согласие должно быть явно выражено — в форме письменного лицензионного договора.

Если вы планируете рисовать персонажей в авторской манере, необычном для них контексте или одежде, будет важно, насколько они узнаваемы. Если зритель легко определит персонажа на созданном вами произведении, значит, продавать его без согласия правообладателя вы не вправе.

И даже если вы будете переводить правообладателю часть дохода от использования его произведения, но не подпишете договор, это не сработает. Потому что такого механизма просто нет в законе.

Таким образом, единственная легальная возможность использовать чужого персонажа — найти правообладателя и подписать с ним лицензионный договор.

Как узнать, кому принадлежат права на персонажа

По закону права на произведение и персонажей из него могут принадлежать его автору или правообладателю.

Автор — это тот, чьим творческим трудом создано произведение. Ему в любом случае принадлежит право авторства, право на имя и другие личные неимущественные права — они неотчуждаемы и непередаваемы. Также по умолчанию ему принадлежат имущественные права на произведение, но он может передать их другому человеку или организации.

Правообладатель — это человек или организация, которые получили право использовать и распоряжаться произведением по своему усмотрению. Например, это может быть издательство, музыкальная или киностудия.

Самый очевидный способ узнать, кому принадлежат права на персонажа, — обратиться к автору произведения. Если он сам владеет всеми правами, можно сразу предложить ему заключить лицензионный договор. Если нет, он укажет правообладателя, с которым нужно будет заключить договор.

Правда, тут тоже есть нюансы: автор может заблуждаться относительно того, что он обладает правами на персонажа.

  • Например, в 2011 году Эдуард Успенский предъявил в суде общей юрисдикции иск к организации, продающей USB-накопители в форме Чебурашки.
  • Ответчик заключил лицензионный договор с Объединенной государственной киноколлекцией, однако истец полагал, что обладает правами на Чебурашку как на персонажа и книги, и мультфильма.
  • Суд пришел к выводу, что персонаж в литературной форме и в форме изображения — это два разных объекта авторского права. Исключительное право на первый из них принадлежит писателю, на второй — Объединенной государственной киноколлекции.

Поэтому в случаях, когда речь идет о персонажах фильма, имеет смысл сначала обратиться в компанию, занимавшуюся его производством. Юристы компании могут сориентировать вас, кому принадлежат права на конкретного персонажа.

Если автор умер, придется разыскивать его наследников. Но это не потребуется, если с 1 января года, следующего за годом смерти автора, прошло больше 70 лет. В этом случае персонажа можно использовать свободно без чьего-либо разрешения и выплаты вознаграждения, но с указанием имени автора.

Как заключить лицензионный договор

Лицензионный договор обязательно заключают письменно. Он должен содержать указание на то, каких персонажей, какими способами и в каком объеме вы будете использовать.

Этот договор подразумевает использование произведений за плату, поэтому в нем обязательно должен быть указан размер вознаграждения. В мире искусства нет рыночных цен, поэтому справедливой будет любая цена, о которой вы договоритесь с правообладателем.

Ответственность за нарушение авторских прав

По закону компенсация за нарушение авторского права по выбору автора может быть:

  1. от 10 000 до 5 000 000 ₽ на усмотрение суда, то есть автор просит какую-то сумму, а суд решает, сколько в итоге присудить в указанном диапазоне;
  2. в двукратном размере стоимости контрафактных копий;
  3. в двукратном размере вознаграждения за правомерное использование произведения в сравнимых обстоятельствах.

Конкретный размер возмещения, которое будет присуждено автору, предсказать невозможно. В одних случаях суды ограничиваются взысканием минимальной компенсации — 10 000 ₽ за каждый случай нарушения, а в других — взыскивают от нескольких сот тысяч или даже миллионов рублей.

Что в итоге

Если вы полны решимости рисовать постеры с героями литературы и живописи, в первую очередь обратитесь к автору произведения. А в случае с героями кинематографа — к киностудии, которая выпустила фильм. Уточните, с кем следует заключать лицензионный договор на право использования интересующих вас персонажей. После этого предложите правообладателю подписать с вами соответствующий договор, указав в нем, каких персонажей, какими способами и в каком объеме вы хотите использовать.

После этого вы можете действовать в установленных договором рамках, в том числе продавать постеры с персонажами, если это разрешено.


Станислав ЕгоркинПриходилось заключать лицензионные соглашения? Расскажите про свой опыт:
  • Igoriok KuchaevЗдравствуйте! Поскольку у вас чисто коммерческий проект, то коммерческая иллюстрация, цитирующая Терминатора и без должного лицензирования - нарушение авторских прав. В некоммерческих (например, научных или просветительских работах) чужие образы, персонажей использовать можно, но с оговорками (важно обязательное указание авторства и много чего ещё нужно учесть). "Например, взял Человека-паука и изобразил его в другом контексте и костюме, поместил на плакат и продал за N Р." - если он при этом выглядит как Человек-паук, подразумевается как он, называется как он - да, это нарушение прав. Если же изобрели нового героя, отдалённо напоминающего существующего (а иногда и не отдалённо), то тут уже очень интересный случай. Скорее всего нарушением уже считаться не будет "И нужно ли мне переводить Сэму Рейми, Стэну Ли и другим причастным лицам 10% от своего дохода?" - можно и не 10%. Реально, как договоритесь с правообладателем. Учтите, что это необязательно автор. Скорее всего, будет кинокомпания, лейбл и т. п. Вот с ними и нужно договариваться о лицензировании. Есть великий шанс, что вообще бесплатно можно пользоваться их образами (так можно договориться, если получится их убедить), либо будут какие-то фиксированные отчисления, либо действительно процент Почитайте также вот эту статью: https://e.rukulturi.ru/4891836
  • Michael BabasyanIgoriok, спасибо вам большое!0
  • Артем ХабаровИли продавать в каком-то зажопье где никто не будет жаловаться на авторские права0
  • Настя ЛемешкоЯ понимаю, что вопрос старый, наткнулась на него, потому что хочу сделать свой журнал по игре Elden Ring и хрен его знает вообще что тут будет с авторскими правами... Есть же куча магазинов, которые продают игрушки и постеры по играм, в т.ч. озон и алик. И я ООЧЕНЬ сомневаюсь, что у всех у них есть договор с Миядзаки)) Прилагаю один из своих рисунков для журнала1