Стандартное время для поступления в первый класс по закону — с шести с половиной до восьми лет.
Но по желанию родителей школа может рассмотреть и более ранний возраст ребенка — например, зачислить ученика ровно в шесть лет. Некоторые родители выбирают именно этот вариант, чтобы ребенок не скучал в детском саду, а учился новому в школе. Другие, наоборот, считают, что нужно продлить ребенку детство, а уроки подождут.
Мы попросили наших читателей поделиться мыслями о том, стоит ли отдавать ребенка в школу пораньше. Мнения разделились — приводим аргументы каждой из сторон.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
👍 За: ребенку будет психологически некомфортно чувствовать себя самым старшим в классе
Отводить ребенка раньше в школу или заставлять заниматься спортом через силу — это один вариант. Но вот ребенку не будет трудно в течение главных лет жизни быть «переростком», старше на год? Это мучительно. И очень трудно перепрыгнуть.
Мой брат пошел в школу в восемь лет. И в третьем классе с трудом перевелся в класс с ровесниками. Пусть и не сразу, но дети выравниваются.
👎 Против: с более взрослыми одноклассниками будет трудно найти общий язык
Пошла в шесть лет и девять месяцев из-за того, что был набор у учительницы, которая преподавала у моих старших сестры и брата. Было очень тяжело первые месяцы, потом освоилась. В старших классах разница в возрасте — фактически год отставания от большей части одноклассников — аукнулась еще раз: у них подростковые интересы, а я еще по-детски глазами хлопаю.
👍 За: если ребенок уже многое умеет, в школе ему будет интереснее, чем в детском саду
Пошла в школу в шесть лет.
Думаю, что родители правильно поступили: садик я не любила ни в какой группе. А читать, писать, считать меня дома научили довольно рано. В школе оказалось интереснее.
Вообще, считаю, что занятия дома по книжкам для развития памяти, моторики, задачки на счет, которыми со мной развлекались старшие родственники, дали мне больше, чем подготовка к школе в садике. И это всегда было весело :)
Я пошла в школу в шесть с половиной лет, но при этом уже умела читать — в саду научили, — была социализирована и усидчива, если такое определение применяется к ребенку. Никаких трудностей не было.
👎 Против: не все дети готовы к школе в раннем возрасте
Пошла в школу в семь лет и семь месяцев, так как родилась зимой. Всегда и везде была одна из старших, но все равно из-за СДВГ тяжело было. Сейчас сама работаю с детьми, таким ребятам лучше идти в школу позже: лобные доли дольше созревают. Так что надо смотреть на психологическую готовность ребенка.
Своего ребенка отдала в школу в семь лет, поскольку не было причин держаться еще год за сад. Почти вся наша группа дружной толпой перешла в соседнее здание школы.
Но среди наших садиковских коллег есть детишки, которым даже в семь лет было рано идти, поскольку им было очень трудно высидеть даже 20-минутные садиковские упражнения. Но они к третьему классу более-менее втянулись в процесс. По крайней мере, перестали мешать учителю вести урок, про усвоение материала не скажу.
Но все родительство учит смирению, что ребеночек может быть не столь успешен, развит и целеустремлен, как хочется родителю. И всегда будут более успешные сверстники. Но наша задача — не участвовать в олимпиаде детских достижений, а оценивать возможности своего дитяти.
Сейчас я думаю, что нынешним родителям надо ориентироваться не на умения, а на зрелость коры головного мозга. Современные программы обучения рассчитаны на мозг, который старше на год-два. И в большинстве случаев ребенок не то что не хочет — он не может учиться именно из-за этого. Психофизиологи воют последние лет двадцать от несоответствия запросов школы и фактических возможностей детей.
Если у ребенка в анамнезе есть неврологические шероховатости и личностная незрелость и его при этом отправить в школу, то потом немерено денег уйдет, чтобы с репетиторами и детскими психологами разгрести все последствия.
Готовность к школе бывает разная: психологическая, педагогическая, речевая, физическая и так далее. Все нужно оценивать в комплексе, и это все гораздо, гораздо сложнее, чем «он умеет читать, писать, считать — пора в школу». Кому-то можно спокойно идти в школу в шесть лет и девять месяцев. А кому-то, даже несмотря на то, что на 1 сентября есть полных семь лет, нужно еще продублировать программу ДОУ. Но это, как правило, выпускники коррекционных групп с соответствующим анамнезом, и их родители в курсе своего права остаться по закону на год в детском саду.
Если коротко, консультация у адекватного специалиста за год до предполагаемого первого класса очень сэкономит на будущее нервы, время, деньги и поможет приемлемо распределить работу по латанию пробелов, если они есть, в течение последнего года перед школой, без излишних перегрузок ребенка.
Все разные. Главное, чтобы у ребенка все получалось в школе. Когда первоклассник идет в школу вовремя, он классный, успешный. Если слишком рано, то у него проблемы с усвоением материала, усидчивостью. Это ужасно и для детей, и для взрослых. В этих случаях родители сами делают домашку.
Слишком поздно тоже плохо, некоторые уже все знают, и им скучно в школе.
👍 За: раннее поступление в школу — повод для гордости ребенка
Пошла в школу в шесть. Умела читать, писать, сидеть часами. Была всегда самая юная в школе, на работе, среди подруг. Греет душу, чего греха таить :)
Для меня странно, что оставляют ребенка до восьми лет в саду… Не по себе как-то. Наверное, так нужно, но я не могу этого пока что понять.
Зато звучало красиво: «Мне 14 лет, я учусь в десятом классе». В те годы из третьего класса шли сразу в пятый. День рождения у меня в декабре, поэтому первую половину учебного года ходила так.
👎 Против: не стоит раньше времени лишать свободы и себя, и ребенка
Я пошла в семь с половиной лет, ребенка отдам в семь лет и девять месяцев. Можно было раньше на год, но не вижу никакого смысла лишать ребенка детства раньше времени и себя тоже загонять на эту каторгу с домашками и прочим.
Не бывает универсальных рекомендаций, надо смотреть на ребенка.
Старшая дочь пошла в 1 класс в неполные 6. Собеседовались в подготовительную группу прогимназии, психолог сказала, что она готова к школе. Об этом решении не пожалели, с учебой проблем не было, а дружила она всегда с ребятами из старших классов.
Средний сын пошел в школу в 6,5 - он был готов к школе, проблем не было. В этом году заканчивает.
Младший пошел в 7,5. В 6,5 у него были проблемы с речью - не все звуки поставили, он категорически отказывался выступать/отвечать перед группой. Плюс он заболел астмой. К тому же в следующем году набирала класс очень хорошая учительница. Так что школу отложили на год. Не жалею, в 6,5 он явно не был готов.
Племянник пошел в 1 класс в 8 лет. И тоже без проблем.
Как же изменилось детство!
Мне реально ни разу за всю мою жизнь не помогали с уроками родители. Ни разу. Мои одноклассники тоже делали уроки сами.
Да, родители проверяли, но так, что бы весь вечер родители трахались с домашкой или нанимали гувернантку- нет.
В тот же первый класс берут с требованием, что бы ребенок бегло читал.
У меня иногда ощущение, что школа только тестирует, а знаний не дает.
Аглая-Ляля-Милена-Фекла, меня честно тоже это поражает. Действительно очень изменился подход родителей к обучению детей. С сестрой обе пошли в шесть лет, поэтому странным сейчас воспринимается что дети до восьми сидят в саду - восемь лет это прям уж совсем взрослый для меня ребенок, который как-то с садом даже не ассоциируется. Никаких дз со мной не делали - мама всегда говорила, ты учишься для себя а не для меня, хочешь учиться на тройки твое дело, я лезть в это не буду. Естественно если что-то было капитально непонятно или не получалось, вечером просила папу помочь - особенно с математикой: обьяснял, прорешивал со мной дополнительные примеры, задание за меня не делал. Но опять же, не мама спрашивала "ты сделала математику", а я сама должна была к нему придти и уговорить ещё усталого после работы со мной посидеть - потому что не хотела двойку получить и выглядеть тупой перед одноклассниками и учителем🤷 Училась на пятерки.
То что в первом классе ребенок должен уметь писать, по мне дичь - прикол в тем в том, что там все равно этому учат заново (по рассказам подруг), но как-то бегло по верхам, типа "ну вы уже все умеете, просто быстренько повторим". Хм, как бы "писать тонким перышком в тетрадь учат в школе ", а не в развивашках, подготовишках и саду, разве не?)
Вообще один раз от подруги услышала ответ, почему она сидит дома за домашкой с ребенком в первом классе - им учительница прямо заявила, что обучение ребенка это их совместная мол с родителями работа, такой мол сейчас концепт образовательный у нас, что в одиночку ребенок не справится, программа дается спецом под то что он делает именно с родителями 🤷сама новые фгосы не видела, поэтому не могу сказать, действительно ли это так или учителя просто хотят со своих плеч на родительские побольше перевалить)
juarhala, я вот тоже от всех друзей-знакомых слышу, что школа требует, что бы дети в первом классе уже читали, при чем БЕГЛО ЧИТАЛИ.
В наше время читать учили в школе. Не спорю, были такие дети, с которыми очень занимались до школы, и все же это было не норма, и не помню, что бы эти дети как-то сильно выделялись.
И школа в наше время сама учила.
Хорошо или плохо учила - другой вопрос. Я не идеализирую наше образование.
И все же у меня какое-то ощущение, что сейчас дико перегружают... родителей.
И я очень часто слышу мнение, что нынешняя школа только проверяет и тестирует, а знаний как таковых не дает. И вот это точно не верно.
Аглая-Ляля-Милена-Фекла, я даже как то спросила у подруги, которая девочку отдала на подготовительные курсы, чтобы ее научили читать писать где-то за год до школы: а что мол будет если она придет в школу и не будет уметь читать и писать? Ее ведь не имеют права не взять в первый класс или выгнать, обязаны дать место в гос школе?🤷На что был ответ что-то типа ну дааа, вообще они обязаны взять и более того по программе они все равно будут читать писать учиться первым делом...просто все остальные дети в классе уже будут уметь (ибо сейчас все на развивашках помешались и впихивают еще в детсадовском возрасте программу до четвертого класса в своих будущих "успешных-успехеров"), поэтому и учителя уже как бы галопом по европам пробегают это дело за месяц (хотя я помню что по прописям занималась почти год), и я мол не хочу, чтобы мой ребенок выглядел тупым на фоне остальных и проходила бы учительница на собраниях многозначительно намекала что мол ах что-то ваша девочка не блещет... И такие ответы слышала сразу от нескольких знакомых. В общем, сложилось у меня впечатление что именно родители в своей гонке за достижениями в итоге оказались причиной такого перекладывания на их плечи учителями своей работы🤷
juarhala, наверно, все так.
Мне в конце августа исполнилось 6 лет, а в сентябре я пошла в школу. Причём в классе я не самая младшая была, некоторым 6 лет исполнилось только в сентябре-октябре.
В университет на первый курс поступила как только 17 лет исполнилось, на потоке опять же была не самая молодая.
Очень рада, что родители меня рано отдали в школу, в 5 лет уже умела писать и читать, что ещё год делать в детском саду? Своих детей буду определять по ситуации уже.
я пошла в 6 и ничего особенного не чувствовала, по возрасту примерно как все была, ну кому-то 7 было, разница небольшая, интересы тоже как у всех, сложно тоже не было особо
Лена, я тоже не понимаю этих приколов описанных в статье - ой я самая старшая чувствовала себя белой вороной или ой я самая младшая, разница в год, все подростки а я в куклы играю. Пню понятно, что сейчас некоторые девочки и в двенадцать лет уже выглядят на все двадцать и парней как перчатки меняют, а некоторые и в шестнадцать ещё в куклы играют, все дети разные, в классе в любом случае будут группы по интересам, а не по тому кому там на полгода или год меньше.
Я пошла в школу ровно в 7 лет, училась 10 лет (тогда четвёртого класса не было), на момент окончания школы мне было 16. 17 исполнилось перед самым началом 1 курса.
Сейчас наблюдаю, что детей часто отдают в школу почти в 8 лет, при этом они учатся в 4 классе. То есть в итоге они в 16 лет, когда я оканчивала школу, только 9 класс оканчивают. А 9 и 11 класс - это, как говорится, две большие разницы!
Я после школы поступила на вечернее и вскоре пошла работать, чувствовала себя вполне взрослым человеком. А к нынешним 16-летним нередко относятся как к малым детям.
Alexandra, сейчас очень продлилось детство.
Аглая-Ляля-Милена-Фекла, да, если до восьми лет в саду сидеть, то "продлилось" это прямо не то слово😅
Комментарий удален пользователем
Аглая-Ляля-Милена-Фекла, если есть деньги у родителей, то можно и до сорока у них на шее сидеть и никуда не спешить😅 я даже так скажу - раньше как то это считалось постыдным, ну вернее в моем поколении - я например поступала в универ на бюджет с твердой мыслью что буду работать, чтобы родители за меня не платили ещё пять лет. И работала бывало часов по 12 ночными сменами, а с утра шла в универ - гордилась тем, что не тяну деньги с родителей. До пятого курса поменяла несколько работ, а вообще начала работать в шестнадцать. И это считалось нормой, ни у кого до 25-30 не сидели на шее дети среди моих знакомых, все как-то крутились. А сейчас я вижу несколько другое отношение к работе среди молодежи, я бы сказала более инфантильное - будут отлынивать до последнего, пока родители уже пинком не погонят: типа "ищут себя", или я оч занят я волонтер поеду лучше аля волонтёр на Селигер какой-нибудь тусить, или ну вот я в макдак на час сходил поработал ну чего еще вам надо-то, и так далее. Не могу сказать, что это верно.
juarhala, системы работы устроены так, что параллельно с учебой делать это очень сложно.
Но никто не отменял хотя бы подработку. И от мысли, что человек может ну вообще не работать до 24 мне дурно.
При этом чаще всего это на дети олигархов.
Я закончила школу экстерном в 16 лет. Вообще считаю школьное образование формальным и не вижу смысла тратить на него 11 лет жизни. Мой ребенок тоже будет сдавать экстерном.
Да,, тоже сдавала экстерном самостоятельно 10-11 класс. Пошла в 7 лет, это был первый год с 4м классом😐и пожалела
На, помню, это была подстава 🥲
как мне кажется нужно смотреть по ребенку, если он готов в 6 лет идти в школу то не стоит терять год в садике, если вы видите, что он не готов, тогда нужно немножко подождать
Моей дочери 5, но я чуть ли не с её рождения задумываюсь об этом: она январская. И когда, в 6,5 или 7,5. Окончательно решила по пункту, которого здесь не увидела: важно даже не сколько будет на момент зачисления. А на момент выпуска. Многие поступившие в школу в 6 говорили о том, что им пригодился бы этот год, чтобы выпуститься более зрелым. И я бы такого хотела для своих детей. Ну и пункт про продление детства мне тоже нравится. Поэтому мои дети пойдут после 7 лет независимо от их умственных способностей
Анастасия, насчет возраста выпуска - как вариант, ребенок к старшим классам уже будет ощущать себя слишком взрослым для школы и интересы будут другие. Так тоже бывает.
Anna, ну это как в 15 ощущать себя взрослым и курить. Это не значит, что взрослый и может принимать взрослые решения
Анастасия, по факту в 18 человек юридически взрослый и может принимать взрослые решения.
Блин, почему в ответах так много про себя и почти ничего - про нынешних детей?
То есть, ответов родителей почти нет, хотя вопросом адресован им. Собственную готовность к школе в шести-, семилетнем возрасте объективно не оценить, только постфактум. Но спустя 15-20 лет очень многое изменилось и этот опыт скорее всего устарел.
Потому что изменился образовательный процесс, набор в школу, педагогика...
Сейчас перед школой, в старшей группе садика дети проходят собеседование, оценивают их психологический и образовательный уровень и дают рекомендации как дальше быть и в какой класс либо школу поступать.
Например, мой сын учится в классе с такими же спокойными ребятами, как он. У него класс мягкой адаптации к школе. Всех электровеников отправили в другой корпус школы, из них сразу "космонавтов" готовят - сидят вечерами за уроками, домашкой заваливают по самое "не хочу". У нас домашка делается минут за 20.
Но даже без этих тестирований нужно самому оценивать готовность дочери/сына к школе, лучше родителей этого никто не сделает. Только родители знают психотип ребенка, его характер, представляют уровень навыков чтения и письма, могут прогнозировать его адаптацию в школе.
И поэтому в принципе нельзя безапелляционно утверждать, что в семь лет - точно в школу, а в шесть - только садик.
Я пошла в школу в 6 лет, закончила в 16. Училась лучше всех в классе. Никаких проблем не было. Все от детей зависит, а не от возраста. А мне нравится, что у меня по итогу есть пара выигранных лет по сравнению с ровесниками в плане учёбы, работы и т д.
Noname, у меня все друзья, имеющие детей, делают ДЗ с детьми. Во всех классах.
Аглая-Ляля-Милена-Фекла, для началки - это нонсенс. Напомнить и проверить - да, делать вместе с детьми - ну, если только тема не понятна, объяснить. Если не научить учиться в самом начале, то потом это уже не сделать. Дети будут уповать на гдз и родителей.
Странно, что никто у ребенка не спрашивал, чего он сам хочет
Сложно оценить, хочешь ли ты в школу, если ты всю жизнь ходил только в садик, а про школу тебе рассказывали взрослые, например. Ну или если решил, что хочешь учиться, пришёл, а там учиться - это не всегда весело да еще и на 11 лет...
Adango, будучи в садике, я очень хотела в школу. Пожалела в первый же день первого класса.
Я тот самый ребёнок 6,5 лет
Лучше бы с 7,5
Есть опыт отдачи детей в школу как после 7, так и в неполные 7, и даже до 6,5. Тут надо смотреть на самих детей. До 6,5 сложнее технически, потому что нужно пройти комиссию и согласования, не все родители захотят этим заниматься. Ну и смотря в какую школу и на какую программу отдают ребёнка. Если 1-3, то лучше с 7, а если на школу России 1-4, то с 6, т.к. там 1 класс как продолжение детского сада.
Я против. И против затягивания. Ребенок должен пойти в школу тогда, когда готов, психологически и физически. Один ребенок будет готов в 6, другой в 8, каждого нужно проверять индивидуально
Noname, у меня все знакомые родители с первого по четвёртый класс просто стонут от домашек, какой-то там окружающий мир особенно их задалбывает по вечерам, математика и английский конечно 🤷 обычные школы, не углубленные. По мне конечно это дичь немного - приучать ребенка с первых классов, что это получается, зона ответственности родителей а не его.
juarhala, но Вы сделайте скидку на то, что сейчас дети другие. Их развлекают и занимают в режиме нон-стоп.
Аглая-Ляля-Милена-Фекла, и это тоже не есть хорошо конечно (
Я пошла в школу в шесть с половиной. Никого в то время не парило, умеешь ли ты читать или писать - учили всему в школе. Помню что читала я с трех лет, а вот писать не учил никто, спокойно научилась в первом классе по прописям. Многие дети в классе не умели читать и это считалось нормой, некоторые классу к третьему помню уверенно научились только. Потом перешла в музыкальный лицей, где доучилась до девятого класса (больше классов там просто не было), и плавно перетекла в колледж при лицее. Везде закончила на пятерки, но после колледжа скажем так, решила резко сменить карьерный трек - поняла что музыкой я наелась и не хочу заниматься дальше. Мой выбор пал на педвуз, поступила на английский на бюджет, было непросто - в музлицее английский почти не преподавали и было трудно тягаться с теми кого натаскивали годами с первого класса. Но смогла подготовиться к поступлению хорошо, несмотря на параллельное получение красного диплома в колледже. В итоге оказалась в универе на два года старше всех остальных на потоке - все же после 11 класса, а у меня 9 классов лицея+4 года среднеспециального образования дали 13 лет обучения,вот и вышло на первом курсе 20 лет. Не могу сказать что быть старше всех мне как то мешало - даже помогало, наличие опыта обучения в колледже очень помогло сразу же смотреть на преподов не зашуганной вчерашней школьницей как остальным, а уверенной взрослой девушкой,которая пришла сюда за уже вторым красным дипломом, и они относились соответственно. В итоге ни по специальности колледжа, ни по специальности вышки не работаю😅после вышки освоила совсем другую профессию самостоятельно.
К чему я все это - не считаю что быть на два года старше или младше сверстников как-то влияет на "главные годы жизни", как тут описали. Честно говоря, и особо главными-то их не считаю - а особенно как бедных детей гнобят с огэ, егэ и прочими приблудами, что они чуть ли из окон не выпрыгивают. Сейчас столько возможностей для обучения вокруг, что на что там сдашь свой егэ вообще по моему не влияет на дальнейшую жизнь - захотел после школы курсы онлайн прошел какие приглянулись и пошел работать ассистентом или на стажировку скажем по нужной специальности, а постепенно и до нужного уровня зп дорос (реальный кстати случай коллеги на работе). А можно в течение жизни несколько раз передумать кем ты хочешь стать, и спокойно поменять профессию и образование, некоторые по три четыре диплома получают и счастливы)