Управляющая компания надолго отключила лифт. Куда жаловаться?
Живем на девятом этаже, каждый месяц платим за капремонт. Но управляющая компания отключила лифт на несколько месяцев. Говорят, что нужно провести диагностику и заменить тросы. На вопрос, почему их не поменяли раньше, УК отвечает, что не было денег.
Законно ли так надолго и без предупреждения отключать лифт? И куда можно пожаловаться?
Управляющая компания действительно может остановить лифт, чтобы заменить тяговые ремни. Это серьезный ремонт, который проводят специализированные организации по отдельным договорам. На него нужны дополнительные деньги.
УК должна была заранее обсудить капремонт на собрании собственников, а еще предупредить жильцов, на какой срок придется отключить лифт. Если коммунальщики этого не сделали, вы вправе обратиться в Государственную жилищную инспекцию или суд.
Обязанности УК перед собственниками
Собственники платят управляющей компании, чтобы она надлежащим образом содержала и ремонтировала имущество в многоквартирном доме.
УК отвечает перед владельцами жилья по закону о защите прав потребителей и договору. Если коммунальщики не оказали какие-то услуги или сделали это некачественно, они должны:
- Возместить стоимость услуг.
- Выплатить неустойку.
- Заплатить штраф, если откажутся исполнить требование до суда.
- Компенсировать моральный вред.
УК вправе отключить лифт, чтобы заменить поврежденные или устаревшие узлы и механизмы. Но коммунальщикам придется доказать, что до капитального ремонта они вовремя и надлежащим образом обслуживали лифт.
Не реже чем раз в год УК должна приглашать специальную организацию и проверять техническое состояние оборудования. После экспертизы специалисты испытательной лаборатории составляют акт и делают отметки в паспорте лифта.
Когда они находят дефекты, то фиксируют, что лифт нужно отремонтировать и пользоваться им пока нельзя. Акт экспертов и будет доказательством, что УК следила за оборудованием.
Конечно, лифт может сломаться, даже если коммунальщики все вовремя проверяли и ремонтировали. В такой ситуации УК должна за сутки устранить неполадку. Иначе ей придется обосновать, почему нужен дорогостоящий капитальный ремонт.
Кто принимает решение о ремонте
Из взносов жильцов формируется фонд капитального ремонта общего имущества. Как потратить взносы, решает общее собрание собственников. Если денег на что-то не хватает, владельцы квартир могут договориться и собрать дополнительную сумму.
Коммунальщики должны были организовать собрание собственников и предложить жильцам провести капремонт. А потом разместить объявления со сроками простоя в работе лифта.
Если жильцам не предлагали провести собрание, лифт остановили и УК ничего не предпринимает, это явное нарушение и повод восстановить свои права.
Как и куда жаловаться
Вы можете написать жалобу в УК или прокуратуру. Иногда помогают обращения к районным депутатам или руководителям муниципалитета. В любом случае жалобу передадут в отделение Государственной жилищной инспекции — ГЖИ. Поэтому можно обращаться туда напрямую. В каждом регионе есть свое отделение инспекции, которое принимает обращения.
ГЖИ проверит, какую работу по содержанию оборудования лифта проводила УК, законно ли его отключили и правильно ли начислена плата за услугу жильцам.
Вот как можно подать жалобу в ГЖИ:
- лично отнести в отделение инспекции;
- через электронную приемную на сайте инспекции или региональный портал госуслуг.
После проверки сотрудники инспекции составят акт о найденных нарушениях и выдадут УК предписание, чтобы она их устранила, а также пересчитала плату за неоказанную услугу. ГЖИ будет следить, как УК исполняет предписание, и проведет повторную проверку.
Если коммунальщики будут бездействовать, сотрудники инспекции подадут иск и привлекут их к административной ответственности. Штраф для УК — от 10 000 до 20 000 ₽.
Можно самостоятельно обратиться в суд, если вы хотите получить компенсацию морального вреда и взыскать потребительский штраф.
Как засудить коммунальщиков
Вы вправе обратиться в городской или районный суд по месту проживания и обязать УК выполнять свои обязательства.
УК избежит любых взысканий, если докажет, что:
- Содержала лифт в исправном состоянии — вовремя обслуживала и ремонтировала оборудование. В паспорте лифта должны быть отметки о проверках, найденных неполадках и ремонте.
- Вовремя поняла, что нужен капитальный ремонт, и уведомила об этом собственников — провела общее собрание.
- Оповестила жильцов о сроках ремонта.
Допустим, УК выполнила все требования, и собственники согласились отключить лифт. Тогда вины коммунальщиков нет. Но они все равно не должны брать плату с жильцов за обслуживание лифта, пока он не работает.
Если хотя бы один из этих пунктов УК не выполнила, суд обяжет ее отремонтировать оборудование, проверить его работоспособность и запустить лифт. А еще пересчитать плату за услуги во время простоя.
Суд может решить, что УК должна выплачивать истцам неустойку с момента вступления в силу решения и до его исполнения. Сумму выплаты суд посчитает сам.
Госпошлину и судебные расходы возьмет на себя проигравшая сторона.
Отключение лифта связано с неудобствами. Поэтому иногда есть смысл заявить требование о компенсации морального вреда. Суды удовлетворяют такие требования, особенно если есть маленькие дети, инвалидность или истец на пенсии.
Например, семья пенсионеров из Ленска четыре месяца поднималась на девятый этаж пешком. УК не спешила чинить лифт — ее сотрудники говорили, что нет запчастей и квалифицированных электриков. А еще обвиняли жильцов, что они небрежно относились к оборудованию и залили пульт управления водой.
Суд встал на сторону собственников и присудил им компенсацию морального вреда. Коммунальщики пытались обжаловать решение, но не смогли.
Вот еще один пример из судебной практики. Пенсионерка из Самары жаловалась в ГЖИ на то, что в ее доме постоянно не работает лифт. Женщина живет на шестом этаже, у нее гипертония, сахарный диабет и ушиб левой половины таза.
После того как лифт не работал почти месяц, она обратилась в суд. Плату за услугу ей вернули, но женщина захотела получить компенсацию морального вреда — 100 000 ₽.
Суд удовлетворил требование истицы, правда, радикально снизил компенсацию до 2000 ₽.
Что в итоге
Если УК объявила, что отключает лифт, только сейчас, это грубое нарушение. Вы можете привлечь коммунальщиков к ответственности по договору и закону о защите прав потребителей.
Можно обратиться в ГЖИ. Тогда инспекция сама проконтролирует возобновление работы лифта и запросит возврат денег за услугу в период его простоя собственникам.
Или можно самостоятельно судиться с УК, добавив к требованиям неустойку, потребительский штраф и компенсацию морального вреда.