Как разобраться с тем, что трубы в квартире едва теплые?

14

В октябре 2021 года я купила квартиру. Система отопления и состояние труб в ней были в устаревшем состоянии. Под потолком в ванной — советские краны для сброса воздуха и воды из системы отопления.

Когда начался отопительный сезон, УК стала меня терроризировать, чтобы я сливала воду, так как жильцам нижних квартир по стояку холодно. Соседи устраивали паломничество в мою квартиру и пытались уловить момент, когда я дома.

Но меня часто не бывает в городе. Поэтому я написала заявление в УК, чтобы они сами занимались запуском системы и спускали воздух и воду без моего участия. УК ответила, что это технически невозможно и это обязаны делать жильцы пятого этажа. Ответ меня не устроил.

Я решила заменить радиаторы и трубы отопления на современные. Написала заявление в УК, чтобы отключить отопление. Они упирались, потому что «дом проблемный и потом они долго не смогут его запустить». Но все же отключили, и мои подрядчики все заменили.

Но в следующий отопительный сезон ситуация с соседями и УК повторилась. Я сливала воду с системы, но батареи грели еле-еле, а одна и вовсе была холодная. Когда я сливала с нее воду, батарея теплела, но через полчаса снова остывала.

Я опять обратилась в УК. Они прислали сантехника. Он приходил три раза и говорил, что виновата котельная. Но в котельной сказали, что тепло поступает согласно нормам.

Дальше я написала жалобу в администрацию на котельную и УК. Тогда сотрудники котельной замерили температуру — +19 °C — и составили акт. Следом пришли сантехники из УК сливать воду. Сказали, что не понимают, в чем проблема.

Вечером пришло раздраженное голосовое сообщение от главного инженера, что я самовольно сделала ремонт, не согласовала его с УК и придется возвращать все так, как было. Я ответила, что если бы система работала некорректно, то и остальные батареи не грели бы у меня и соседей. Кроме того, я предупреждала управляющую компанию, что планирую сделать, а ремонтники вызывали сантехника из УК, чтобы тот убедился, что нарушений нет.

Старые небезопасные краны я возвращать не хотела, и инженер начал угрожать судом. Мои ремонтники созвонились с ним. Выяснилось, что из-за моей жалобы УК стали проверять и что у них нет доступа к стояку внизу, потому что какая-то контора его не дает.

Что делать в этой ситуации?

Аватар автора

Дмитрий Сергеев

практикующий управдом

Страница автора

У вас очень распространенная ситуация. Если в кране нет воды, а в батареях — тепла, то жильцы часто слышат от управляющей компании стандартный набор отговорок: виновата котельная, старые трубы, соседи снизу, голуби сверху. И вообще на дворе зима — о каком тепле речь.

Если договориться не получилось, а главный инженер не может справиться с этим вопросом, на помощь ему нужно позвать прокурора. По своему опыту знаю: это почти всегда помогает. И часть этой работы вы уже сделали. А вот чего точно не нужно делать, так это стоять у трубы сутками и спускать из нее воздух.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Почему в квартирах по стояку холодно

Воздушные пробки — это когда воздух скапливается в верхней части системы отопления и мешает циркуляции воды. Если циркуляции нет, объем воды, который прокачивается через систему, уменьшается — и ее температура падает. Из-за этого жильцы всех квартир по стояку будут мерзнуть. Судя по описанию, отчасти ваша проблема может быть именно в пробках.

Самый простой способ решить вопрос — установить в верхней части системы отопления кран для сброса воздуха. Его еще называют краном Маевского. Когда этот кран откроется, давление воды выдавит воздух из системы. Благодаря этому циркуляция восстановится и батареи снова станут теплыми.

Сбрасывать воздух нужно раз в год — в начале отопительного сезона. На лето всю воду из системы обычно сливают. А с наступлением холодов снова заполняют — и в системе остается много воздуха. Каждый сезон цикл повторяется.

На практике жильцы сами неплохо справляются с краном Маевского: дружно открывают краны, вода выдавливает воздух, и проблема решена — в доме тепло до весны, пока не отключат отопление. Но спускать воздух из стояков — ваше право, а не обязанность.

Собственники квартир платят в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества. А стояки отопления как раз входят в это общее имущество. Поэтому обслуживать и вовремя ремонтировать их должна УК.

В общем, если хотите помочь УК и соседям снизу, спускайте воздух. Не хотите — можете отказаться. Заставить вас никто не может, и соседи не замерзнут, потому что у управляющей компании есть два способа решить проблему.

Первый — установить на вашем стояке автоматический воздухоотводчик, который сам будет определять, есть ли в стояке воздух, и сбрасывать его, не пропуская при этом воду.

Но покупать и устанавливать его за свой счет вы не обязаны, так как платите за содержание и текущий ремонт общего имущества. То есть вы как бы уже оплатили его покупку и установку.

Второй путь — отремонтировать отопительную систему.

Так выглядит автоматический воздухоотводчик. Стоит от 400 до 800 ₽. Такое устройство будет работать автоматически — без вашего участия. Источник: yandex.ru
Так выглядит автоматический воздухоотводчик. Стоит от 400 до 800 ₽. Такое устройство будет работать автоматически — без вашего участия. Источник: yandex.ru

Износ системы отопления — вторая причина холодных батарей. Сантехники говорят вам, что не понимают, в чем проблема. Скорее всего, они лукавят.

Проржавевшие трубы и протекающие краны создают отверстия в трубопроводе. Через них вода выливается в подвал, а в систему отопления попадает воздух. Рано или поздно он скапливается в верхней точке системы — это ваша квартира. Тогда сколько его не спускай — это не поможет.

Еще воздух в системе влияет на температуру теплоносителя: теплопроводность воздуха ниже температуры воды, а значит, батареи остывают быстрее.

Технически решить проблему несложно — достаточно устранить все протечки. Обычно сантехники и их руководство прекрасно это понимают. Но заниматься протечками в подвале затратно: придется покупать электроды, искать квалифицированного сварщика и оплачивать его работу. Эти расходы сократят прибыль УК, поэтому иногда им выгоднее тянуть время.

Что, если система сделана неправильно

Главный инженер обвинил вас в том, что вы самовольно сделали ремонт и не согласовали его с УК. Может, он прав и кто-то действительно внес изменения в систему отопления. Так бывает.

Например, жильцы самостоятельно подключают к полотенцесушителю трубы теплого пола или срезают краны, которые мешают делать ремонт. Такие изменения нужно узаконить, но это сложно и дорого. Поэтому иногда люди делают так, как удобно, и не усложняют себе жизнь оформлением документов.

Перенос инженерных сетей — это самовольное переустройство. За это предусмотрен штраф от 2000 до 2500 ₽. Но ответственность наступает, только если установить, заменить или перенести оборудование, которое необходимо включать в технический паспорт. Например, если вы покрасили стояк отопления или установили на нем новый кран, это не считается перепланировкой. А если срезали полотенцесушитель или вместо батарей установили теплые полы, придется отвечать.

Чтобы разобраться в этом, попросите инженера захватить технический паспорт помещения: без него он не сможет определить, была перепланировка или нет. При этом вы не обязаны предъявлять техпаспорт по требованию сотрудников УК. И доказывать что-либо инженеру вы тоже не должны: законность перепланировки определяет не он, а БТИ.

Если предыдущий владелец изменил систему отопления и не узаконил это, вас могут обязать вернуть все в прежний вид. Но это возможно и без суда — достаточно вызвать ремонтников, которые сделают все, как было раньше.

Если подрядчики, которых вы вызывали, просто заменили краны, вам ничего менять не придется.

Что можно сделать сейчас

Судя по вопросу, вы пытались мирно договориться с управляющей компанией, но не вышло. По чьей вине появился воздух в системе отопления, вы точно не знаете и разобраться в этом сами не сможете.

Вы уже подали жалобу в администрацию — на котельную и УК. Администрация перенаправит ее в жилинспекцию, сотрудники которой должны организовать проверку.

Аналогичную жалобу я предлагаю направить в местную прокуратуру, которая поможет:

  1. Проверить, соблюдает ли управляющая компания и котельная жилищное законодательство.
  2. Установить причины, почему ремонт тепловых сетей не выполнялся и управляющая компания переложила свои обязанности на вас.

Направить жалобу в прокуратуру можно на госуслугах или сайте генеральной прокуратуры. В течение 30 дней прокуратура должна все проверить и дать ответ.

Из собственной практики знаю, что, если не опускать руки и продолжать бороться, неисправность устранят.


А вам приходилось бороться с управляющей компанией? Расскажите, по какой причине и чем закончилось:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Можно написать в жилищную инспекцию вашего города, я писала, когда были проблемы с батареями.

7
0
Герой Т—Ж

+3

Дармоеды. Прям как у меня в доме. Придут пьяные, репу почешут и уходят

7
0

А что делать если первый этаж и батареи еле теплые и дома все время холодно? Приходили с термометрами, намеряли нижний допустимый порог 18 градусов, развели руками, сказали что мол верхние этажи жалуются что им жарко и ставят терморегуляторы, а до меня горячая и не дойдет ибо распределение сверху...

4
Отредактировано

Существует вещь, которая называется байпас.

Это перемычка в стояке (в данном случае, трубе отопления), которая ставится ДО кранов, перекрывающих радиатор отопления в квартире (батарея) (см. картинку).
Наличие байпаса на стояке отопления в квартире позволяет производить любые манипуляции с радиатором. На радиатор можно поставить термоголовку и регулировать температуру теплоносителя в радиаторе, не влияя на поток теплоносителя, практически сохранив его температуру для других квартир.

В вашем случае, нужно искать где-то в СНиП-ах или иных нормативных актах и законах наличие байпасов в каждой квартире над вами в вашем МКД и добиваться этого от УК (УО). В старых домах байпас не устанавливали, т.к. раньше труба отопления соединялась напрямую, без запорных кранов, в радиатор.
Сейчас, когда многие переходят/перешли на новые радиаторы, то в процессе ремонта устанавливают краны перед радиатором, но при этом не устанавливают байпас. Это противоречит здравому смыслу и скорее всего какому-нибудь СНиП-у, т.к. у людей, которые так делают, появляется возможность регулировать работу не только своего радиатора, но всех потребителей тепла, которые "идут" после них (ваш случай).

Подразумевается, что наличие байпаса в каждой квартире по стояку до вашей, позволит каждому собственнику выше вас самостоятельно решать вопрос температуры радиатора в своей квартире, вплоть до его полного отключения.

ВАЖНО:
1. устанавливать запорный кран на байпас категорически запрещается!
2. регулировать температуру радиатора запорными кранами крайне не рекомендуется, т.к. они предназначены не для регулировки, а для переключения режимов работы крана - вкл и выкл. использование запорного крана в качестве регулировки может привести к его протечке.

0
Автор статьи

mailman, если теплоноситель в трубе холодный - байпас не поможет. Он хорошо помогает если температура носителя выше норматива. Но у автора вопроса другая ситуация

2

Дмитрий.
Возможно я не правильно изложил свои мысли. Основной посыл моего сообщения - байпас нужен во всех квартирах по стояку. Тогда, если теплоноситель подается с нужными характеристиками, он пройдет по всем квартирам, вне зависимости от того, что делают жильцы со своими батареями (включают, выключают, снижают температуру, если им жарко и т.д.)

0

mailman, спасибо за подробный ответ, буду гуглить СНИП и требовать проверку

0
0
Герой
Отредактировано

Спасибо, актуально. Особенно после ощутимого повышения тарифов нашей УК

3
0

Да, борюсь с ЖКС-3 Калининского района. Не греют батареи отопления. В систему подают воду 55 град. Из дома после использования вытекает вода (обратка) с температурой 49 град. Обратка это средняя температура воды, вытекающей из всех стояков отопления дома (у большинства людей в нашем МКД батареи имеют температуру от 55 до 49 град, и я за них могу только порадоваться).
Температура моей батареи 36 град. Это означает, что в мой стояк отопления УК подает слишком маленькую струйку теплоносителя, и он успевает остыть. Нагревается только первая и вторая батареи стояка (1 и 2 этажи, а моя батарея на 4-ом). Таким образом, критерием правильной настройки распределения тепла является то, что температура последней батареи каждого стояка МКД должна быть равна или быть несколько выше температуры обратки.
Когда я все это разъяснил УК, они просто перестали отвечать на мои претензии. Жилищная инспекция на их стороне. У меня остался последний инструмент - суд.

2

Геннадий, купили квартиру в этом же районе, жкс у нас общая, могу только пожелать сил вам и терпения довести все до конца, а то как деньги гребсти - это да, а как за работу отвечать - то отвалите

1
Герой

mаpиoнeтo4ka, присоединяюсь к соболезнованиям, тоже живу в районе власти этой УК. С ней пряник практически не работает, только кнут...

1
0

А может надо сделать проще - отказаться от "этажа" в человейнике и выбрать землю с домом? Устроить в доме котельную и устанавливать любую температуру для батарей! Заодно отказаться от посредников-паразитов-разных УК. (я живу в своем доме и температура батарей меня устраивает на 100% - ведь я сам задаю им температуру)

0
0
Герой Т—Ж

+2

наверное, стоило перед покупкой квартиры обратить внимание на загадочные краны в ванной и спросить, что они там делают... ну сейчас уже поздно, конечно. Отопление - крайне важная вещь. У нас в доме был капремонт, заменили трубы, м.б. что-то еще - температура стала норм. Некоторые соседи, упаковавшие свои трубы в коробы, не дали провести замену. Спустя год они забегали по этажам с жалобами "а почему у всех тепло, а у нас холодно?".

0
0

Здравствуйте.
У нас "сталинский" дом, часть труб отопления проходит внутри стен. Обычному человеку трудно разобраться в системе расположения труб.
Компания, с помощью которой мы поменяли батареи отопления в квартире, в одной из комнат соорудила такую конструкцию. Несколько лет всё было в порядке, стояки в отопительные сезоны были горячими. Но третий год подряд стояк, при котором данная конструкция,всю зиму остаётся холодным. Правда, в прошлом году в конце отопительного сезона он вдруг стал горячим.
Две зимы мы не обращались в УК по поводу холодного стояка, а в этом году решили обратиться.
Слесарь первым делом заполнил водой радиатор, выпустив из него воздух. До этого с момента установки радиатор не был подключён к системе. Стояк и радиатор стали тёплыми. Но они через час остыли. На следующий день слесарь спускал воду в подвале, но стояк остался холодным. Слесарь сказал, что больше ничего сделать не может. Он сфотографировал радиатор с трубами и сказал, что отправит фото главному инженеру , а тот пусть думает.
УК теперь считает, что мы без согласования с ней неправильно переоборудовали систему отопления. Но как же тогда несколько лет после переоборудования стояк был горячим каждую зиму? В чем может быть проблема? Или у нас действительно неправильно установлен радиатор?

0

Сообщество