Куда жаловаться, если течет крыша после капремонта?

25

Мы купили квартиру на пятом этаже. Выше нас — только крыша. При покупке видели, что в подъезде была протечка, но продавцы уверили, что капремонт крыши выполнен. На сайте «Реформа ЖКХ» указано, что этот ремонт на самом деле был в 2017 году.

Недавно я увидела на лестничной площадке лужу. Сразу позвонила в управляющую организацию, но там сказали, что теперь только ждать весны.

Соседи по лестничной площадке говорят, что капремонта крыши не было. Если я правильно поняла, деньги потратили, а ремонт не сделали. В 2017 году управляющая организация сменилась, в новой заявляют, что денег на счете нет. Но я посчитала, что на балансе нашего дома должно находиться около 800 000 ₽.

Куда жаловаться и как узнать, куда ушли деньги? Не может ведь быть такого, что за четыре года ремонт полностью пришел в негодность.

За четыре года материал кровли на самом деле не мог прийти в негодность. Но причин, почему она течет, может быть множество: на крыше часто есть трубы системы отопления, водопровод или там может скопиться конденсат.

Первым делом УК должна установить причину случившегося. Но обычно они не торопятся этим заниматься. Я и сам сталкивался с отговорками: у УК виноват то фонд ЖКХ, то подрядчики, то застройщики. Но добиться правды можно. Расскажу, как вам стоит действовать.

Шаг 1

Оформите документы по поводу протечки

Первым делом нужно зафиксировать протечку. Для этого надо обратиться в УК и подать заявку. Сделать это можно по телефону — как правило, номера, куда звонить, есть на стенде на первом этаже. В круглосуточную аварийку тоже можно звонить: заявку должны принять и в течение получаса сообщить о сроках устранения протечки.

Неважно, владеете вы квартирой, снимаете ее или вас просто пустили пожить родственники, — УК обязана принять заявку. Когда будете подавать заявку, попросите сообщить ее номер: так потом будет легче контролировать, что предприняла по ней управляющая организация.

Если проблему можно устранить сразу, УК обязана это сделать. А если не получается устранить, составить об этом акт. Потом с ним можно пойти в суд или приложить его к жалобе в Минстрой или фонд капремонта.

Бывает, УК не хочет составлять акт. В таком случае его должны оформить сами жильцы. В акте указывают, что увидели на чердаке. Например, что кровельный материал должным образом не закреплен, видны щели, через которые попадает вода.

Если не удалось попасть на чердак, акт составляют внизу: «Такого-то числа подана заявка по поводу протечки кровли. УК на крышу жильцов не допустила, о планируемых работах не проинформировала». Чем подробнее опишете ситуацию, тем лучше. Также надо сделать фото протечки и, если получится, дефектов крыши, которые удастся найти.

Такой акт мы составили вместе с другими жильцами, когда у нас отказались принять заявку. Копию акта я переслал в УК, и мне не пришлось жаловаться куда⁠-⁠то еще: швы быстро утеплили
Такой акт мы составили вместе с другими жильцами, когда у нас отказались принять заявку. Копию акта я переслал в УК, и мне не пришлось жаловаться куда⁠-⁠то еще: швы быстро утеплили
Можно написать и от руки, прямо на месте. Если сотрудники УК не хотят подписывать акт, сделайте отметку об этом
Можно написать и от руки, прямо на месте. Если сотрудники УК не хотят подписывать акт, сделайте отметку об этом
Шаг 2

Выясните, какой ремонт требуется

С 2017 года прошло уже немало времени, и, даже если строители действительно сделали что-то некачественно, гарантийный срок, скорее всего, закончился. На такие работы он обычно составляет пять лет. Следовательно, нужен новый ремонт. В зависимости от масштаба проблемы он может быть двух видов.

Текущий ремонт выполняет УК. Это небольшие работы, которые можно сделать силами штатных слесарей или кровельщиков, если они есть в УК. Например, ветром отогнуло лист кровельного железа, и вода попадает на чердак. В таком случае ремонт считается текущим, а не капитальным. И его могут выполнить простые рабочие из УК.

Текущий ремонт УК финансирует за счет платежей за содержание и ремонт жилья.

Капитальный ремонт делают сторонние подрядчики, которых, как правило, нанимает фонд капремонта, и УК не участвует в этом процессе.

Полная замена кровли во всем доме — это капитальный ремонт.

Жильцы ежемесячно отчисляют взносы на капитальный ремонт в фонд капремонта. Еще деньги на капремонт могут храниться на специальном счете дома в банке. В таком случае сами жильцы могут провести собрание и выбрать подрядчика, которому доверяют.

Независимо от того, как именно копятся деньги на капремонт, УК имеет к нему только опосредованное отношение. От нее требуется, например, допустить подрядчиков на крышу.

По собственному опыту знаю, что УК любят каждый ремонт объявлять капитальным, чтобы снять с себя ответственность. Но на деле капремонт нужен, только если кровля, например, обрушилась под тяжестью снега или листы железа по всей поверхности сорвало ураганным ветром.

Сомневаюсь, что небольшая лужа на лестничной площадке может появиться из-за разрушения несущих конструкций кровли. В таком случае затопило бы весь дом. Поэтому, скорее всего, в вашем случае нужен текущий ремонт, который УК должна сделать сама.

Шаг 3

Пожалуйтесь через портал

Как только жильцы начинают составлять документы и фиксировать претензии на бумаге, отношение УК к проблеме мгновенно меняется. И даже если решение вопроса вне полномочий УК, она начинает жаловаться сама. Например, в Минстрой на подрядчика фонда капитального ремонта, который что-то сделал некачественно.

Но жильцы могут пожаловаться и на бездействие УК. Это можно сделать через личный кабинет на сайте ГИС ЖКХ. Найдите вкладку «Направить обращение или жалобу», заполните поля и опишите суть проблемы.

Обычно акта о протечке и жалобы от жильцов хватает. Собственники квартир не обязаны разбираться, из-за чего именно течет крыша, кто делал ремонт и насколько качественно. На каждом этапе есть ответственные организации, которые проверяют качество ремонта. Например, тот же фонд капремонта проверяет работу своих подрядчиков.

Если УК плохо исполняет свои обязанности, по результатам проверки ее могут привлечь к административной ответственности. Все зависит от того, что именно было нарушено и какой ущерб причинен. Подробно о том, за что и как могут оштрафовать, мы рассказывали в отдельной статье.

А кроме штрафов УК должна будет возместить ущерб жильцам. Так, если из-за протечки отвалилась плитка в подъезде или обои в квартире, должны будут возместить расходы на ремонт.

Что делать, если капитального ремонта не было

Бывает, что подрядчик берет деньги, а работы не выполняет или делает их только для видимости. А чиновники из фонда капремонта закрывают глаза на нарушения.

Если у вас произошла именно такая ситуация, сами вы вряд ли сможете разобраться, куда ушли деньги. Это работа для следователя. Обратитесь с заявлением в полицию, потому что такая схема — криминал.

Полицейские поднимут документы по ремонту, опросят соседей и сотрудников УК и выяснят, был ремонт или нет. Если выяснится, что деньги ушли куда-то на сторону, возбудят уголовное дело.

Что в итоге

Судя по вашему вопросу, точной причины протечки вы не знаете. Вероятно, что ее не знает никто. В УК вам просто сказали, что денег нет и делать они ничего не будут. Никаких актов вы не составляли, даже непонятно, приняла ли управляющая компанию вашу заявку.

Если следы протечки еще видны, действуйте так:

  1. Сделайте заявку в УК и запишите ее номер.
  2. Когда приедут сотрудники УК, попросите их подняться на чердак и составьте акт о протечке. По возможности поднимитесь с ними, чтобы понимать, в чем дело. Сделайте фото и подробно опишите причину протечки в акте, если у вас получится ее найти.
  3. Требуйте от УК текущего ремонта кровли — неважно, кто, как и когда ее уже ремонтировал.
  4. Напишите жалобу, чтобы разобрались, почему управляющая компания не устраняет проблему.

Приходилось заставлять УК делать ремонт? Расскажите о своем опыте:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Почему у жителей России прокуратура стандартно считается "Царь и Великай Князь Всея Руси"?
Вашу детскую беспечность в части веры продавцам опустим - сейчас ведь не о том, что надо БЫЛО сделать, а что СЕЙЧАС делать, верно?
Итак. По порядку.
Про "весны ждать". Вдумайтесь: управляйка предлагает вам дождаться сезона дождей и приступить к починке течи кровли. Ничего не смущает? Гениально с их стороны, правда?)
Не знаю, обращали ли вы внимание когда-нибудь, или нет (если не обращали - не страшно, вы не обязаны), но кровли меняются или ремонтируются как раз ЗИМОЙ - нет угрозы залива. Только по этой причине.
С ваших показаний, у вас явно просто локальная течь кровли, устранение которой - ПРЯМАЯ обязанность управляйки, что четко написано в постановлении правительства №170 (которое в управляйке, судя по всему, скурили после распечатки) о правилах содержания общедомового имущества.
Дальше. Соседи говорят... Если я правильно поняла... Говорят нет денег... Должно находиться... Я посчитала...
Не надо собирать дворовые росказни, строить догадки, слушать, что нет денег, а также считать сколько их должно находиться. Это ваша задача? Нет. Вы платите за содержание общедомового имущества управляйке. Пусть вас не вводит в панику заявление последней о том, что нет денег. Управляйки в России не созданы работать на благо жильцов. Их надо умолять работать за ваши деньги. Примите эту реальность. Управляйки понимают только кнут и пинки. А они следующие:
- Обстоятельная, без эмоций, грамотная письменная жалоба на имя директора УК с описанием проблемы и с указанием на то, что УК обязана это устранить, разумеется, со ссылкой на нормативку. Привлеките юриста лучше. Если сами сильны - отлично.
- Получаете от них ответ. Если там обещают устранить все в конкретные сроки - победа. Но это крайне редко. Обычно отнекиваются как могут. В этом случае - следующая ступень. Жилинспекция, или ГЖИ. Пишете ту же проблему, добавляя, что в УК обращались, но толку ноль, прикладываете копию обращения в УК и ответа УК. ГЖИ является надзором за деятельностью УК, отреагируют обязательно. Ждете.
- Получаете ответ от ГЖИ. Устраивает ответ? Нет? Тогда теперь уже в прокуратуру. С описанием своей проблемы, обращениями/ответами УК, ГЖИ.
Это стандартная цепочка в борьбе с бездействие и тотальной безграмотностью УК. За плечами не один год баталий с управляйкой, одной и той же. Успешность разная, но в целом ок. Даже до ГЖИ редко доходило. До прокуратуры - никогда. Сейчас управляйки под пристальным вниманием закона, после 3 серьезных жалоб их лишают лицензии. Так что, шевелиться стали лучше, намнооого. По крайней мере, на ДВ.
Теперь. Управляйка не всегда не права. Сталкивался по роду предпринимательской деятельности. Крышу дома вашего могли реально не ремонтить годами, но и управляйка тут не поможет - тотальный ремонт крыши тупо не ее функция. Это региональный оператор. Но, как мы знаем, есть очередность капремонта, однако, если кровля дома реально дуршлаг, то нужен внеплановый капремонт, но его нужно обосновать. Обосновываете это не вы и не УК: не вы, потому что не ваши полномочия, не УК - потому что не хочет и не будет.
Вот тут в помощь вам наши коллеги в вашем регионе - независимая строительная экспертиза. Экспертиза вашего региона выяснит, насколько все плохо, и своей работой обоснует необходимость именно внеочередного капремонта, т.е. что это нужно срочно. Поверьте, это работает. Гляньте судебную практику - если до суда доходит, суд, как правило, встает на сторону жильцов, которые требуют надлежащего содержания общедомового имущества для безопасного проживания.

5
0
Герой

13.12.21, 07:14

Отредактировано

Во первых вас не должно волновать кто,что там сделал.Вам необходим акт о протечке от УК.Если отказываются берете понятых в количестве 2 человек.Пишете акт.
В любых случаях с актом,составляете претензию на имя директора УК(Жилкомсервис),прикладываете смету причиненного ущерба,ф.9,или копию выписки ЕГРП,что вы хозяйн квартиры,суть письма вам должны денег.За материал и работу.Это письмо является частью мирового соглашения.в письме указываете в случае отказа выплат на банковские реквизиты,вы как собственник подаёте на них в суд и обращаетесь в госжилинспекцию.
Если вам отказывают берете акт,свое письмо,ответ на письмо идете к частному оценщику,он оценивает ущерб для суда.И подаёте иск на УК.
В иске указываете ущерб,а также требование починить над вами кровлю.
Паралельно этот же документ отправляете в госжилинспекцию с требованием оштрафовать УК.
Ваша задача,в вашей квартире протечек не должно быть!
Проблемы УК не ваши проблемы!
Вашу собственность испортили!

Недавайте вами манипулировать или пытаться с вами договориться,не ждите обещаний,что типа купите мы вам сделаем.
Только деньги!

3

"отправляете в госжилинспекцию с требованием оштрафовать УК."
Герой!!! и УК спишет этот штраф с денег, которые платят жители. И кто в итоге оплачивает?

0

Анна, если УК оплатит этот штраф за счет жителей - то идете в прокуратуру. В итоге УК и деньги жителям вернет, и новый штраф заплатит. Причем уже за счет личных денег директора.

1

Дмитрий, а если у нас не УК, а ТСЖ? Кто за что будет платить? Деньги-то жильцов общие. А на ремонт крыши денег нет - дом малоэтажный, площадь крыши большая, течет по периметру, на ремонт не один миллион нужен

0

Ольга, вашем случае штраф вероятно будет уплачивать председатель ТСЖ - из ежемесячного вознаграждения.

Вероятно - потому что при проверке будут смотреть, в чем именно причина протечки и кто виноват. Тут нужно разбираться индивидуально.

0
Герой

13.12.21, 07:21

Отредактировано

Если сумма ущерба менее 50 т.р. можно обратиться в мировой суд.Если выше, то только районный.
Не бойтесь суда, вы пострадавшая сторона.

0
0

Пишите жалобу для начала в районную Управу, пусть её зарегистрируют и отдадут вам копию, потом в более высокую организацию вплоть до Прокуратуры. Мне помогло уже на этапе Управы. Не бойтесь жаловаться в инстанции, иначе дело не сдвинется вообще. Удачи!

0
0

Всем написавшим большое спасибо за такие нужные комментарии!
А к автору только один вопрос - какие непреодолимые обстоятельства заставили купить квартиру с протекающей крышей? Тем более что это было видно до покупки.

0

Марина, а я попробую за автора ответить.

Сам покупал квартиру на верхнем этаже со следами потеков на стенах. Это позволило сбить цену. А потом я заставил УК починить крышу.

Дыра в кровле - это не проблема. Все это чинится, причем моих вложений в ремонт было - стоимость ручки, чтобы акты подписывать, и несколько листов бумаги. Не пачек, именно листов.

4

Дмитрий, здравствуйте! Скажите пожалуйста как вы добились от УК ремонта крыши, сколько по времени это вышло? Как я поняла если ваши расходы были только ручка и бумага значит в суд не подавали? Я уже год не могу добиться от УК ремонта участка кровли над своей квартирой, хотя и в прокуратуру и в ГЖИ обращалась письменно и досудебная претензия к УК мной тоже написана, не знаю что еще сделать.

0

Наталья, у меня действительно были расходы только на ручку, бумагу и интернет. Ну еще немножко нервов (не моих - сотрудников УК) и времени.

А чем ваша УК мотивирует отказ? И что пишут в ответах? Дело в том, что если речь идет о капитальном ремонте - быстро сделать ремонт не получится. Но с текущим - можно за пару месяцев управиться.

0

Дмитрий, документов УК никаких не дает, за весь год только две копии актов о затоплении. Больше ничего.

0

Наталья, ну и отлично. Раз никаких докумнтов нет - значит никто ничего и не делал. Два акта о затоплении есть - значит протечка подтверждена.

Это основание для проведения собранния с вопросом о смене УК.

0

Дмитрий, только одним нет денег, директор новый их не дает. Правда за этот год они уже 4 раза пробовали ремонтировать крышу но толку нет, протечки продолжаются.

0

Наталья, может вам в такой ситуации проще инициировать собрание о смене УК? И предложить директору вариант - либо деньги находятся и кровельщики наконец то начинают работать нормально, либо вопрос ремонта решается уже с новой управляющей кампанией.

0

Дмитрий, у нас с собраниями вообще очень плохо в последний раз 24 авг этого года, вообще никто не пришел. Не хотят люди идти на собрание. Даже если ходить по квартирам и собирать подписи будет только 5-10 человек а другие вообще двери не открывают. Но мне то нужно чтобы крышу отремонтировали вот я и спрашиваю что еще я лично могу сделать чтобы добиться этого. С новым директором я пока связаться не смогла потому что его никак не удается застать на месте.

0

Наталья, а что ответил Минстрой?

0

Дмитрий, ответов еще не было

0

Наталья, на ответ у минстроя месяц, и иногда этот срок продляют. Давайте сделаем так: как поступит ответ - покажите его здесь, в комментариях. В случае необоснованного отказа помогу вам его обжаловать.

0

Дмитрий, хорошо спасибо!

0

Наталья, если через 30 дней вас не уведомят о продлении срока, или вообще не дадут ответа - тоже напишите сюда. Пожалуемся в прокуратуру на минстрой :)

0
Автор статьи

26.09.23, 16:09

Отредактировано

Наталья, самое главное - не отчаивайтесь. К сожалению, вся эта переписка занимает время. У меня по одной из жалоб три раза срок рассмотрения продляли. Но в итоге ее все равно удовлетворили и даже вернули деньги за замену крана на общедомовом стояке. Тут главное - руки не опускать.

0

Дмитрий, спасибо за слова поддержки, да понимаю, что уйдет время, только бы добиться нужного мне результата, т. е. ремонта кровли. Я не отчаиваюсь, просто не хватает знаний как поступать в данной ситуации, а поскольку Вы написали что добились ремонта крыши, я поняла что это возможно пусть и не так быстро как хотелось бы.

0

Наталья, гарантий никогда нет, но шансы на победу у вас хорошие.

0

Сообщество