«Большинство проблем связано с нарушением эксплуатации»: эксперт — о безопасности лифтов
В России около 550 000 лифтов, из них примерно у 100 000 нормативный срок эксплуатации истекает в начале 2025 года.
Проблема замены старых лифтов остается насущной и для профессионалов отрасли, и для жильцов, которым приходится подниматься домой пешком.
Какие лифты считаются безопасными, почему они выходят из строя, кто должен заниматься ремонтом и зачем производители обращаются к дизайнерам, рассказал управляющий Серпуховским лифтостроительным заводом Леонид Черноног.
Что вы узнаете
Как устроена система безопасности в лифте?
У современных лифтов есть как минимум пять элементов защиты:
- Тяговые тросы — на них висят кабина и противовесы. Тросы делают из сплетенных стальных волокон, поэтому они выдерживают все регламентируемые нагрузки и, как правило, служат долго.
- Тормозная система — удерживает кабину на месте, останавливает ее, если превышена допустимая скорость движения, обеспечивает плавное торможение во время движения вниз. Срабатывает автоматически, если откажет электрическая система, произойдет сбой в механизме ловителей или сильное ускорение.
- Блокировка дверей лифта — не дает кабине двигаться при открытых дверях.
- Ловители и ограничители скорости — предотвращают падение кабины при обрыве или ослаблении несущих канатов, а также останавливают кабину при недопустимом превышении скорости.
- Амортизационные буфера — плавно замедляют движение и исключают падение кабины, когда она достигает нижней точки шахты. Пассажиры чувствуют лишь небольшую вибрацию или толчок, без резкого столкновения.
У лифта также есть система предупреждения, которая сигнализирует о проблемах безопасности. Например, если ослабло натяжение каната, она даст об этом знать.
Основной принцип организации системы безопасности — дублирование ее элементов. Если одна защита не сработала, должен включиться резервный вариант. И если лифт изготовлен в соответствии с техническим регламентом «Безопасность лифтов», смонтирован и обслуживается должным образом, это полностью безопасное устройство.
Почему лифты ломаются и падают?
Большинство проблем связано с нарушениями нормативов во время эксплуатации лифта. За его техническое состояние отвечает специализированная лифтовая организация, с которой управляющая компания заключает договор на обслуживание.
Как показывает практика, часто лифты выходят из строя из-за поломки защитного механизма открывания и закрывания дверей. Современные кабины оборудованы электромеханическими блокировками. У них две функции: механическое устройство гарантирует, что двери откроются, когда кабина прибудет на этаж, а электрический контакт не дает ей перемещаться, пока дверные створки не заперты.
Если какой-то элемент неисправен, механизм блокировки разрывает электрическую цепь, подающую напряжение на электродвигатель, и кабина останавливается. Бывает, недобросовестные электромеханики просто перезапускают движение кабины, не устраняя проблему. А когда им и это надоедает, они вообще отключают механизм блокировки. Например, замыкают цепь, установив вместо предохранителя кусок проволоки, и тем самым обманывают систему безопасности. В этом случае кабина может двигаться с открытыми дверями. Это крайне опасная ситуация.
Отсутствие надлежащего контроля и несоблюдение регламента обслуживания приводит к большой беде. Цена плохого сервиса — жизнь человека. До сих пор жители Москвы и не только они вспоминают катастрофу, которая случилась в январе 2016 года в ЖК «Алые паруса». В результате крушения лифта погибла женщина. Ростехнадзор установил причину: неисправность устройства контроля слабины подъемных канатов. Произошел подъем противовеса при неподвижной кабине, который позже разрушился и упал на кабину.
Технические проблемы возникли в связи с тем, что службы, отвечавшие за лифт, не проводили его обслуживание. При этом, как отметила комиссия Ростехнадзора, ответственный персонал не обладал соответствующей квалификацией. До аварии жители ЖК не раз сообщали о скрежете, вибрации и тряске. Обслуживающая организация должна была остановить лифт и не запускать его до устранения всех проблем.
Срок эксплуатации старых лифтов продлят
Глава «Дом-рф» Виталий Мутко заявил, что срок службы старых лифтов продлят с 25 до 30 лет. Мутко также отметил, что проблему износа оборудования этим не решить, нужны иные методы.
За первое полугодие 2024 года в России заменили 4338 лифтов. Этого мало: по данным Минстроя, заменить надо не менее 78 000. Среди основных причин, почему не удается нарастить темпы, эксперты называют две:
- Недостаток финансирования: сборов от жильцов на капремонты не хватает, федеральной программы замены лифтов нет.
- Нет единой структуры, которая бы координировала процесс модернизации лифтового хозяйства: на это обратила внимание Госдума в своем обращении к Михаилу Мишустину.
Заместитель председателя комиссии Госдумы по ЖКХ Светлана Разворотнева заявила, что единственной эффективной мерой со стороны государства будет списать регионам 2/3 задолженностей по бюджетным кредитам и направить эти средства на замену лифтов. Предлагаемая отмена НДС для производителей и монтажников лифтового оборудования не нашла поддержки Минфина.
Другая проблема — очень часто жители новостроек перегружают лифтовую технику, не понимая опасности. Каждый подъемник рассчитан на определенный максимум грузоподъемности. Но новоселам надо перевозить тяжелую мебель и стройматериалы. Из-за перегруза кабина отказывается подниматься. После многочисленных жалоб лифтовая организация под давлением управляющей компании принимает решение отключить грузовзвешивающее устройство.
К чему это приводит? Минимальный ущерб — повышенный износ деталей, снижение срока службы оборудования. Обрыв тросов в таком случае, конечно, невозможен, но вывод из строя двигателя лебедки вполне реален.
Завод выпускает лифты в соответствии с жесткими требованиями техрегламента к системе безопасности. Намеренное отключение элементов этой системы на этапе эксплуатации — это преступление.
Кто, по-вашему, должен отвечать за обслуживание лифтов?
Сегодня за судьбу лифта на всех этапах его жизненного цикла несут ответственность разные организации. Завод спроектировал, изготовил и поставил оборудование на объект. После этого он, по сути, оказывается вне игры, поскольку не может повлиять на качество монтажа и технического обслуживания. За качество этих работ отвечает собственник или управляющая компания, именно они нанимают монтажные и эксплуатирующие компании. Часто привлекают не того, кто оказывает качественные услуги, а того, кто предлагает низкую цену.
Я уже много лет выступаю за введение в лифтовой отрасли контрактов жизненного цикла. Если соответствующий закон будет принят, производитель, а не несколько организаций, станет отвечать за каждый свой лифт. Такой подход решает множество проблем и обоснован с точки зрения экономики. Завод берет на себя поставку лифтов под ключ, предоставляет полный комплекс услуг: от проектирования до монтажа и эксплуатации. Подобная практика выгодна региону, городу и конечному потребителю.
На мой взгляд, необходимо запустить пилотный проект, чтобы, например, в одном из российских городов опробовать этот механизм.
Как избавиться от очередей к лифту?
Эту проблему можно объяснить несколькими обстоятельствами. Среди них — неправильные расчеты проектировщиков по величине пассажиропотока в здании, стремление застройщиков сэкономить, ошибочный выбор модели лифта и его некачественное обслуживание.
На этапе проектирования здания вычисляют интенсивность потока пассажиров, для этого используются довольно сложные формулы. Также необходимо правильно определить интенсивность использования лифта в утренние, дневные и вечерние часы в каждом конкретном проекте. Ошибка в расчетах неминуемо приведет к излишним нагрузкам на лифтовое хозяйство.
В ряде случаев строительные компании пытаются заработать дополнительные дивиденды. Например, вместо трех медленных лифтов со скоростью движения 1,6 м/с приобретают два скоростных. А пространство третьей шахты отводят под квартиры.
Расчет вроде бы верен, а в реальности у жильцов возникают проблемы. Возьмем 25-этажный дом, в котором вместо двух обычных установили быстрый лифт со скоростью движения 2,5 м/с. В час-пик он, как правило, останавливается практически на каждом этаже, поэтому толку от его возможностей никакого. Как результат, скоростной лифт не успевает набрать скорость и не справляется с пассажиропотоком.
Как развиваются лифтовые технологии?
Если раньше многие воспринимали лифт как место для кратковременной поездки, то теперь он превращается в умный механизм с особой атмосферой. В отделочных работах ощущается тенденция к удорожанию материалов. Промышленный дизайн очень серьезно влияет на потребительские качества лифта, а значит, и на конкурентоспособность производителя.
В начале 2024 года на нашем заводе запущен в производство лифт студии Артемия Лебедева. Он оснащен системой бесконтактного управления. Вызвать кабину можно со смартфона. Когда пассажир подходит к лифту, двери уже открыты и выбран нужный этаж.
Но главная фишка — интерактивное зеркало. На нем, например, появляются надписи «Доброе утро, отличный костюм, он вам идет» или «Красивое платье, изменяю подсветку для фото». Эти функции улучшают настроение пассажиров. В зеркале также отображаются информационные сводки: погода, ситуация на дорогах, график движения общественного транспорта, биржевые котировки.
Рынок умных лифтов активно двигают несколько факторов: спрос на принципиально иной уровень безопасности, комфорта и энергоэффективности зданий, рост объемов строительства высоток, появление новых технологий.
Еще один фактор — необходимость снижения затрат на техническое обслуживание. Умные технологии дают возможность в реальном времени проводить мониторинг работы лифтов и оптимизировать режимы, отслеживать техническое состояние, планировать профилактическое обслуживание того или иного узла или детали, удаленно определять неисправности. Все это сокращает время простоя до минимума. По оценкам экспертов, только за счет такой оптимизации можно сэкономить до 30% расходов на эксплуатацию лифта.
Классические лифты в нынешнем виде не смогут конкурировать с новым поколением и неминуемо будут вытеснены с рынка. Диджитал-трансформация — объективная реальность.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga