«Спальные районы — это советское насле­дие»: что такое сов­ре­менный комфортный город

«Спальные районы — это советское насле­дие»: что такое сов­ре­менный комфортный город

И сколько там должно быть зелени

75
Аватар автора

Константин Здышев

архитектор и урбанист

Страница автора
Аватар автора

Юлия Скопич

задавала вопросы

Страница автора
Аватар автора

Ксения Колесникова

сфотографировала

Страница автора

Жизнь в городах меняется.

Теперь далеко не всем нужно ездить на работу в офис, а доставка покупок для многих стала привычным сервисом. Это влияет на запросы горожан к организации жилых районов.

Архитектор Константин Здышев работает у крупного девелопера и развивает направление планировки и благоустройства городов. Мы поговорили с ним о том, как продумать жилые районы на годы вперед и есть ли в России удобные города.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Как изменились городские пространства за последние 15 лет?

Сейчас многие профессии позволяют работать удаленно, и даже в магазин ехать не нужно, так как можно заказать доставку. Пространства меняются, ведь уже не требуется жить в городе, чтобы в нем работать.

Оказываются невостребованными крупные моллы, их адаптируют под современные реалии. Там теперь фитнес-центры и МФЦ. Думаю, что доля социально значимых функций будет только увеличиваться. Моллы будут выполнять роль соседских культурно-досуговых центров с торговой функцией. А на окраинах это будут логистические центры.

Изменился подход к созданию жилых районов. На рынке появились девелоперы, которые осваивают крупные городские пространства и могут себе позволить комплексно подходить к освоению территории. Покупая у них квартиру, вы получаете всю необходимую инфраструктуру в пешей доступности от дома: школы, детские сады, поликлиники, спортивные пространства и фитнес-центры.

Изменились жилые здания. Первые этажи теперь занимают химчистки, поликлиники, детские кружки, кафе, коворкинги, пекарни, парикмахерские, спортивные секции, танцевальные студии. Появились подъезды в уровень земли, благодаря чему пожилые и маломобильные люди могут беспрепятственно попасть в квартиры. Для этого им больше не надо преодолевать ступени или пользоваться пандусами.

Подъезды стали просматриваемыми, а значит, безопасными. Также девелоперы стали освобождать дворы стандартных новостроек от автомобилей.

Как оказалось, потребитель готов платить за то, чтобы жить в индивидуальном жилом комплексе, то есть в доме, который ни на что не похож. У нас появляется возможность не выбирать среди панельных домов, а отдавать предпочтение архитектуре, которая подходит конкретной семье или конкретному человеку.

В бизнес-сегменте подобных предложений всегда было в избытке, а вот об индивидуализации в стандарт-классе еще несколько лет назад и речи не было. Теперь девелоперы все чаще строят нетиповое жилье. Базовые технологии во многом прежние, но облик уже не имеет ничего общего с панельным домом пятнадцатилетней давности.

Правда, чтобы заметить перемены, нужно время. Думаю, мы увидим их лет через пять.

Есть ли разница в организации спального и промышленного районов?

Спальный район — это советское наследие, от которого мы отходим последние лет семь. В таком районе нет ничего, кроме жилой, бытовой и сервисной функций.

Промышленный район — такое же наследие советского градостроительства. По сути, это спальный район, возведенный для работников промышленного предприятия.

Современный подход подразумевает создание районов, которые включают всего понемногу: и легкое производство, и логистику, и деловые центры, и жилье. В профессиональной среде это называется mixed use. Инструмент комплексного развития территорий создан как раз для реализации этого принципа. Он позволяет заниматься редевелопментом городских территорий, обеспечивая районы всем необходимым.

Функциональные зоны, такие популярные в 20 веке, — ушедший тренд городского планирования. Он создавал фрагментированную городскую среду, то есть люди жили в спальном районе, а работали в промышленном или деловом. Теперь тренд на смешение, то есть градостроители стараются сократить количество перемещений по городу и уменьшить нагрузку на транспортную инфраструктуру.

Комплексное развитие территорий применяют по всей стране. Вот как оно проходит в Москве: территориям, отведенным для комплексного развития, присваивают пропорции, которые фиксируют отношение жилых объектов к нежилым. Под последними подразумевается формирование кластеров под офисы, легкую промышленность, логистику, торговлю. Как правило, сюда же закладывают объекты городского значения, спортивные и культурные. Остальное застраивают жилыми зданиями. Пропорции могут быть разными — 70/30, 60/40 или даже 50/50.

У правительства Москвы есть портал с интерактивной картой, на которой указаны территории для комплексного развития и отмечен их статус. Но о результатах, пожалуй, говорить еще рано, так как от момента идеи до реализации проходят годы.

Долгое время территория бывшего завода железобетонных изделий и труб в районе Филевского парка находилась в неудовлетворительном состоянии. Промзону решили благоустроить. Источник: stroi.mos.ru
В промзоне продолжают строительство жилищного комплекса «Береговой». Источник: stroi.mos.ru
Планируется благоустроить парк площадью более 2,5 га. Источник: stroi.mos.ru

Какие бывают схемы улиц?

Медленное разрастание города позволяет внимательно относиться к контексту каждого района.

Первый комплексный генеральный план Москвы 1935 года предусматривал развитие радиально-лучевой структуры с освоением новых территорий. Множество решений реализовано.

После Второй мировой войны в мире стали популярны модернистские веяния. Ярким примером таких экспериментов можно считать проектирование города в виде самолета, как в Бразилиа. Модернисты стремились воплотить свою идею, но уделяли меньше внимания практичности: добраться из одного конца «крыла» в другой может быть сложно.

В России тоже есть такие примеры. Если смотреть на Тольятти с высоты птичьего полета, видно, что одну часть центра города от другой отделяет огромная зеленая полоса. Хотя сегодня мы видим, что городские власти начали наполнять эти зеленые поля различными объектами.

Многие американские города создавали по структуре сетки. Она хороша при застройке невысокой плотности, но когда это становится Манхэттеном, транспортный коллапс неизбежен.

Идеального решения нет: у каждого свои достоинства и недостатки. Главное — оценивать контекст, возможные риски, проблемы и пути их решения — это ключевые принципы планирования.

Район центрального парка Тольятти продолжают застраивать. Источник: zdorovs.livejournal.com
Район центрального парка Тольятти продолжают застраивать. Источник: zdorovs.livejournal.com

Почему одни районы зеленее других?

Нам часто кажется, что в районе недостаточно зелени, но это обычно вопрос восприятия. Вот что на это влияет.

  1. Саженцам необходимы годы, чтобы вырасти и набрать массу. Застройщик редко использует крупные деревья просто потому, что они стоят дороже.
  2. Исторический фактор. Например, в генеральном плане 1990-х годов в Москве значатся «зеленые легкие» — Покровское-Стрешнево, Битцевский лес, Сокольники. Их границы были зафиксированы и неприкосновенны для застройки, а некоторые части — даже для благоустройства. Город продолжает развиваться и уплотняться, а эти зеленые территории остаются — и районы с ними воспринимаются более зелеными и экологичными.

В городах есть нормативы озеленения. Согласно московским, девелопер должен отдать при строительстве 10% территории под зелень. Плюс есть норматив придомового озеленения. Итого получается приличная площадь земельного участка. Но есть нюанс: в придомовом озеленении размещают детские и спортивные площадки, а также зоны отдыха, что уменьшает количество деревьев и кустов.

Организовав большое игровое пространство, мы сразу получаем результат. С деревьями все сложнее, так как часть может не прижиться. Результат становится менее прогнозируемым, то есть проектировать рощу вместо спортивной площадки рискованно.

Тем не менее новые рекреационные зоны появляются. В Москве вот-вот закончится благоустройство парка «Яуза», где на 250 га находится озелененная набережная с велодорожками и спортивной инфраструктурой. Считается, что это будет самый протяженный парк Европы. Но не думаю, что доля озеленения в городах будет расти.

Какие города лучше всего спланированы?

Это сложный вопрос, и я буду субъективен. Для меня комфортные города многослойные, в них историзм переплетается с современностью и можно увидеть весь спектр развития, отследить, как город адаптировался под современную реальность и потребности горожан.

Например, есть историческая часть с узенькими улочками, по которым раньше ходили повозки. Потом улочки расширились, так как начал появляться общественный транспорт. Затем люди изобрели трамвай, и сейчас он ездит по тем же улицам, что и автомобили. То же и с конкретными зданиями: исторические объекты можно адаптировать под потребности современных горожан.

Хороший пример есть в Нижнем Новгороде: в бывшем здании трансформаторной подстанции открыли кофейню. Еще один пример — из Москвы: в Сивцевом Вражке в садовом павильоне 1911 года постройки раньше размещалась усадьба, а теперь находится кафе.

Кофейня в бывшем здании трансформаторной подстанции, Нижний Новгород. Источник: edagda.ru
Кофейня в бывшем здании трансформаторной подстанции, Нижний Новгород. Источник: edagda.ru
Кафе ближневосточной кухни, расположенное в бывшем садовом павильоне. Источник: archi.ru
Кафе ближневосточной кухни, расположенное в бывшем садовом павильоне. Источник: archi.ru
1/2
Кофейня в бывшем здании трансформаторной подстанции, Нижний Новгород. Источник: edagda.ru

Такую многослойность можно увидеть в Вене, Будапеште, немецких и голландских городах. В России она хорошо чувствуется в Санкт-Петербурге. Это потрясающий город, где исторические кварталы переходят в советское наследие, а те — в современность.

Правда, к современности Петербурга есть вопросы. Со мной не все согласятся, но мне кажется, что консервация архитектурного наследия там — уже перегиб. Это большое обременение для города, так как многие люди, которые проживают в этом наследии, не в силах его поддерживать. Можно и нужно разрабатывать инструменты работы с наследием, привлекать бизнес, запускать в историю новую жизнь. Мы уже не в 18—19 веке, здания требуют ремонта и обновления.

Еще одна проблема в том, что новые окраинные районы Санкт-Петербурга, к сожалению, никак не отражают принадлежность к культурной столице. Это высокоплотные безликие и стихийно освоенные районы. Из позитивного отмечу, что некоторые новостройки имеют минималистичный дизайн — получилась эдакая «Икея» в девелопменте.

Комфортная среда развивается постепенно, ей нужно время. Город должен расти медленно и регенерироваться, где это необходимо. За счет этого он становится отзывчивым к человеку, более внимательным, комфортным. Город должен развиваться по запросу, потому что у общества возникла в этом потребность.

Когда я занимался разработкой федеральной туристической схемы «Большое Золотое кольцо», мне посчастливилось открыть для себя город Таруса в Калужской области, сегодня там проживает около 10 000 человек.

В разное время Таруса была излюбленным местом творческой интеллигенции — Поленовых, Цветаевой, Паустовского, Бродского. В городе мало где встретишь мощеные тротуары или прочие предметы, которыми мы привыкли характеризовать комфортную городскую среду. Но из-за своей неспешности городок потрясающе встроен в контекст берега реки, видов и рельефа.

Преимущество Тарусы — большое количество зеленых насаждений. Источник: tarusagorod.ru
Музей семьи Цветаевых в Тарусе. Источник: ru.wikipedia.org

Из каких документов можно узнать, как будет развиваться город?

При планировании города надо учесть интересы всех и на ранних стадиях заложить как минимум базовые ценности. Также нужно понять контекст. Например, рядом с историческим одноэтажным зданием не проектируют стеклянный небоскреб. Чтобы все это работало вместе, в России существует иерархия документов.

Схема территориального планирования. Как правило, она больше связана с инженерными объектами и объектами здравоохранения или транспорта. Напрямую не влияет на городскую среду, но фундамент для насыщенной и качественной жизни региона дает.

Генеральный план города. Его составляют на 25—30 лет. Именно туда проектировщики закладывают всю инфраструктуру: дороги, мосты, связи или радиальные объезды. Там же определяют границы функциональных зон под развитие или реорганизацию. Например, если планируют заменить промышленную зону на жилую или изменить границу города.

Генеральный план — это завет. Посмотреть его можно на сайте городской администрации во вкладке с документами территориального планирования. Еще многие крупные города имеют интерактивную карту, где можно увидеть функциональные зоны и трассировку планируемых городом дорог.

За генеральный план голосуют горожане. Они могут приходить на публичные слушания, участвовать в них в электронном формате, задавать вопросы. Но, как правило, это небольшое количество городских активистов, реже — представители бизнес-сообщества.

Процесс совершенствуется. Когда я участвовал в разработке генерального плана Уфы до 2042 года, мы делали платформу, чтобы собрать информацию от жителей города. Они могли указать на карте места, которые хотят сохранить и от которых желали бы избавиться. В основном жителей беспокоила транспортная доступность, обеспеченность объектами образования и неблагоустроенные городские территории, отсутствие зон отдыха.

Генеральный план Уфы существует в виде интерактивной карты. Можно навести на каждую зону и узнать, что там предусмотрено. Источник: genplanmos.ru
Генеральный план Уфы существует в виде интерактивной карты. Можно навести на каждую зону и узнать, что там предусмотрено. Источник: genplanmos.ru

Правила землепользования и застройки. Это инструмент реализации генплана, правила приземляют его решения, описывая территориальные зоны. Там указывают плотность застройки, высотность, количество этажей и другие параметры — иногда даже высоту заборов.

Заглянув в правила землепользования и застройки территории, можно обнаружить, что объект недвижимости, который хочется приобрести, накрыт зоной комплексного развития территории. Государство, разумеется, заплатит при выселении, но по закону это будет только кадастровая стоимость объекта, которая может быть ощутимо ниже рыночной.

Мастерплан. Он пока не зафиксирован в структуре документов, регулирующих градостроительное развитие, но игнорировать его уже невозможно. Мастерплан содержит комплексный анализ территории, оценивает текущую экономическую и политическую ситуацию в стране, отраслевую специфику района.

Например, сейчас в России развивают внутренний туризм и потому разрабатывают туристические мастерпланы.

Мастерплан обычно перекладывают в нормативную рамку, уточняя решения в проектах планировки территории. Еще он часто становится материалом для обоснования решений генерального плана или самостоятельной программой развития территории. На мой взгляд, именно последнее станет его основным применением в ближайшем будущем, потому что города спланированы на десятилетия, а мастер-план — связующее с реальностью звено. С помощью этого документа мы и будем воплощать наши планы в жизнь.

Мастерплан по развитию туристической зоны в Коломне, в котором я принимал участие. Источник: nzemlya.com
Мастерплан по развитию туристической зоны в Коломне, в котором я принимал участие. Источник: nzemlya.com

Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga

Что вам нравится и не нравится в своем районе?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой
Отредактировано

Все подобные статьи являются полным бредом. Т.к. никто из авторов или их работодателей нигде ничего удобного не построил. Все новые районы не имеют ни нормальной инфраструктуры, ни зелёных пространств, ни пешеходных дорожек в достаточном количестве. А самые удобные для жизни районы строились как раз в 80-е. В них, как правило, хватает школ, детсадов, поликлиник. Если только такие, как автор, их не снесли и не закрыли. Или не добавили столько новостроек, что инфраструктура перестала справляться. Так же только тогда строились широкие пешеходные дорожки. А магазин себе место всегда найдёт. И это не заслуга урбанистов.

55

Комментарий удален пользователем

Герой

ВсяВБелом, ну ошибки при проектировании всегда были. Думаю, придраться можно ко всему. Но в целом да, старые дворы уютные. И не только потому, что обжитые. В новых массивах в принципе нет места для зелени. И вот современные технологии. Вроде позволяют строить дома разных конфигураций и цветов, искать очень интересные цветовые решения. Но что в итоге? А в итоге совершенно однотипные человейники. И никакой структуры в их застройке. Так что урбанисты бы лучше молчали. Самые бесполезные создания на свете. Ибо нигде не видно результатов их работы. А нет результатов - нет и смысла в профессии. Толку то ноль. Инфоцыгане.

18
Отредактировано

Минусят люди купившие квартиры в таких домах...
Потому что им норм, они так привыкли жить и им ничего там не надо.

Я честно этого не понимаю…Не понимаю, как там можно жить?…
Вокруг сплошной бетон, дороги, дома, дома, бетон, машины, машины, бетон и всё, зелени нет от слова совсем.

Жалко нет фотографий того, что там по весне происходит…
Каждый дом по ~20-25 этажей, повсюду машины, бывает даже пройти не получается, от них постоянная грязь, пробки, куда-то выйти погулять негде, про какую-то красоту вокруг того, что там происходит вообще молчу, для меня это буквально ад на земле…

Сам живу в исторической части города, квартал называется европейский и сколько живу, понимаю, что этот район не просто так называется, в сравнении с тем что происходит "там".

Практически всё время передвигаюсь на своих двоих и всегда радуюсь той красоте исторического города, домам, улицам, да всему что есть.
Самое интересное, что все эти люди, живущие “там”, едут гулять и отдыхать в исторический центр города.
Я их не виню, я прекрасно понимаю, что “там” нет ничего, кроме пивных ларьков и магнитов с КБ, никуда не пойти, не на что не посмотреть.

На самом деле тут очень важен менталитет и понимание той среды, в которой эти люди хотят жить. Для них является нормой воткнуть машину как попало и пойти дальше…

Ранее, когда у нас был не закрытый двор, часто заезжали такие товарищи и ставили свои вёдра буквально на голову, из подъезда не выйдешь.
Когда им говоришь, уважаемый, тут вообще-то люди живут…
В ответ получаешь в лучшем случае, “я на 5-10-15 минут”, “на дороге места нет” и т.п. он
До них даже не донести, что есть другие люди, что можно жить лучше, окружив себя комфортной и безопастной средой.

Иногда читаю что наворотили в новых районах, так называемой новой Москве и в СПБ, просто дрожь пробирает…
Но люди покупают.

И каждый урбанист во главе строительной компании льёт в уши как там “хорошо” жить и как они там всё “благоустраивают”.

9

Вот такой вид там сейчас, да и собственно всегда)

1
0

Вся эта урбанистическая болтовня обычно ведется с двоякой целью:

Либо оправдать ограниченное строительство доступного жилья с прицелом сохранить текущие цены на недвижимость. Тогда "урбанист" выступает за "уникальность", "многослойность", "выбор города", "limited sprаwling" или как его тут перевели "ограниченное разрастание города" и прочее, а по сути — за строительство небольших объемов дорогого жилья, постоянно поддерживающего дефицит в данном конкретном городе. Это почти все европейские города, где я жила. Основная экономическая цель там — собирать в том или ином виде ренту с недвижимости (включая "долевую собственность", "лизхолд" и закладные по 30-40 лет). Эдакое современное и узаконенное крепостное право, где несколько удачных и "старых" семей будут сидеть на верху пирамиды.

Либо наоборот, урбанисту надо оправдать строительство гигантских гетто однотипных 20-этажных монстров. Тогда "урбанист" на содержании у девелопера рассказывает про "смешение" и "комплексную застройку", чтобы люди из этого гетто даже и не старались выбраться упаси боже в центр. Это уже родные Питер и Масква, где нужно по максимуму единоразово продать населению что-нибудь, с максмиально же низкой себестоимостью, не забыв накормить все паразитирующие на этом городские инстанции, от выдачи разрешений на строительство до всех "благоустройщиков", "газовиков", "электриков" и прочий нужный люд.

А на сдачу делаем красивые интерактивы, рендерим общественные пространства и ведем какой-нибудь пет-проект для души 🙈

36

Карина, да, главное еще на заднем фоне рендера побольше деревьев, чтобы выглядело не так уныло :-)

16
Герой

+1

User-not-found, видела у Пика на рендерах вид из всех окон прямо на зеленые деревья. Правда, квартира на 12 этаже и вокруг одни многоэтажки)

13
Герой

Карина, так и есть. Урбанисты пытаются нам внушить, что детский сад у дома - это их изобретение, а кофейни на каждом углу - это то, ради чего стоит жить. В реальности цель - выжать как можно больше денег из квадратных метров.

1

Jspb, не из квадратных метров, а из людей которым позарез нужен детский сад у дома и кофейня на каждом углу. Что в этом плохого? Спрос - предложение. Супер.

0
Герой

Егор, в этом нет ничего плохого. Просто в первом случае сад у дома - это не их изобретение, а кофейни у дома не так уж и нужны.
Я живу в районе советской постройки - у меня есть сад во дворе, но кофеен нет и я этому рад. В целом мой район комфортнее, чем новые районы (не беру в расчет элитные дома). Таким образом, в чем заключается достижения урбанистов?

0

Jspb, вы не в лесу или в поле живёте, не среди скал, то что вас окружает в городе эти материальные объекты сделали конкретные люди, вложены огромные силы, огромные средства. не с Марса это всё свалилось. А обратная связь это всегда прекрасно).

0

Карина, на самом деле существует дюжина целей, вы как всегда слишком поверхностны со своей парой)))

0
0
Герой

Мне в моем районе нравится отсутствие новостроя непосредственно рядом с моим домом) безжалостная и беспощадная застройка любого свободного места, сплошная застройка серых поясов в Санкт-Петербурге, высотные дома окно-в-окно... максимально не гуманно, урбанизмом и не пахнет. А уж застройка намыва - это вообще что-то с чем-то 🙈 а еще построят жк-комфорт класса, а вокруг разруха. Урбанизмом и не пахнет, пахнет распилами.

25

Alex, ахахахаха, какая смешная временная парковка. Жителям этих домов наверное что-то не нравится, но они передумают и будут эти времена вспоминать с ностальгией, когда этот кусок земли так же застроят большим пятнадцатиэтажным квадратом. Проходили, наблюдали )

18

Александр, нашёл его. Удачи соседям!

6
Герой
Отредактировано

Alex, и побольше парковок, которых всё равно не хватит на всех желающих. Мне вот кажется, что даже человейники могли бы выглядеть не так крипово, если бы не эти паркинги и дворы, забитые тачками просто до упора.

12

Irzi, можно было бы конечно сделать подземную парковку, места в которой продавать вместе с квартирами, как это принято за рубежом. Но эти кварталы строятся по принципу максимальной экономии как для застройщика так и покупателя.

11
Герой

Артем, да, место на подземной парковке может стоить дороже самой машины)

3

Alex, какая страшная картина... Воздух загазованный, постоянная толкотня из-за пробок.

0
0

а наше наследие это эти уродливые муравейники?

23
0
Герой Т—Ж

+6

Ощущение, что автор живёт в какой-то сказочной параллельной реальности. Зелёные дворы и садики со школами есть в старых советских районах, но никак не в новых жилых массивах, где понапихано максимально возможное количество высотных домов на квадратный метр, всё оставшееся пространство забито машинами, сады со школами построены для галочки и никак не покрывают реальные нужды, а о зелёных массивах жители могут только мечтать.

23

Alexandra, наклейте фотообои с деревьями, ваще тема😂😂😂

0
0

мне милее эти спальные районы, новые дома еще более бездушные

17

Никита, а если церковь рядом? мне кажется очень даже духовненько)

0

Егор, да они и так на каждом районе десятками стоят

1

Никита, да, 😂😂😂 яйца освящать на районе моя тема)

0
0

Точечная застройка многоэтажками, нарушения принципа розы ветров, отсутствие естественного света, картонные стены... Перенаселение районов и все из этого вытекающие проблемы. Лучше 5и этажные дома в зелени, чем эти человейники

14
0

очередная странная статья с кучей фоток рожи автора
никогда не понимал, зачем это??
неужели поинтересней картинок нельзя вставить?
или это типа такая модная визитка?

12

Неудовлетворительно, вот да, в этой статье уж точно можно было бы подобрать фото примеров, о чём говорит автор.

0
0
Герой
Отредактировано

Живу в Питере, есть несколько квартир.
В доме комфорт класса, построенном в 2021 году на самом деле прослеживаются удобства, которые описаны в статье - подъезды в пол, кафешки и магазины на 1 этаже, двор без машин. Но только этот двор со всех сторон окружен зданиями по 15 этажей и там нет деревьев, так как под ним стоянка и вообще он маленький. Так что гулять там не очень то приятно. А за пределами двора все заставлено машинами, так как дома большие, а парковочных мест мало, зелени очень мало.
Сам я живу в районе со сталинской и раннехрущевской застройкой. Да, там не так много кофеен и салонов красоты, но жить там намного приятнее. Прежде всего за счет малоэтажной застройки - 5-9 этажей. За счет этого там достаточно парковочных мест, всегда есть где встать. Очень много зелени вокруг. Хотя район неидеален, но я считаю его лучше новых районов.
Отдельное слово можно сказать про современную архитектуру. В премиальном сегменте еще встречаются приличные дома, но в основном это безликие или безвкусные 15+ этажные монстры. Взять застройку Октябрьской набережной - это просто кровь из глаз! Хотя набережная - это лицо города, там можно было сделать красивые дома, хотя бы на первой линии.
По поводу смешанных районов - это вообще смех. Всю промышленность выкидывают из города, строят чисто спальные районы. Промышленность переносят в промзоны за чертой города, до которых далеко и сложно добираться.
Так что все эти зумерские райончики, описанные в статье, существуют может только в Москве, и то пару штук. В Питере я их не наблюдаю. Про остальные города и говорить нечего, там вообще мрак.

11
0
Герой

>>«Спальные районы — это советское насле­дие»
Вообще-то спальные районы имеют место повсюду в мире.

>> когда это становится Манхэттеном, транспортный коллапс неизбежен
В Манхэттене (и на Манхэттене тоже) нет транспортного коллапса, именно поэтому многие в НЙ перестали использовать автомашины.

>> консервация архитектурного наследия - перегиб.
Не перегиб и при этом автор радостно сюсюкает про старинные здания и отсутствие тротуаров в Тарусе. Проблема многих урбанистов в оторванности от реалий и от сохранения исторического наследия.

10
0
Герой

>>проектирование города в виде самолета, как в Бразилиа: добраться из одного конца «крыла» в другой может быть сложно.

Вот что бывает, когда слышал звон, да не знаешь, где он.
Новую столицу город Бразилиа спроектировали и сделали идеально. Именно с удобными и мало удаленными спальными районами.
В виде птицы с расправленными крыльями и водоемами по периметру. Учтена роза ветров, всегда свежо. Транспортно продумано отлично.
Зачем из одного спального крыла ехать в другой? Незачем.
У них даже светофоров практически нет, так продумано!
Столицу из перегретого Рио-де-Жанейро перенесли в Бразилиа и все вздохнули спокойно. Прекрасная столица получилась

10
0
Герой

>>Первый комплексный генеральный план Москвы 1935 года предусматривал развитие радиально-лучевой структуры с освоением новых территорий.

Столицу надо переносить из Москвы. Все и всё от этого выиграют. И Москва как мегаполис, и интересы государства

10
0
Герой

>> Кофейня в бывшем здании трансформаторной подстанции и азиатское кафе

Неужели урбанисты не видят, что исторические здания при этом архитектурно изнасилованы? Либо старинная кладка безлико заштукатурена, либо запихивают винегрет из хипстерской и прочей чужеродной мебели и т.п.

10
0
Герой
Отредактировано

>> Функциональные зоны,
такие популярные в 20 веке, — ушедший тренд городского планирования.
Функциональность планирования уходит вместе с такими заявлениями.
В марте посетил Тюмень, был на экскурсии. Там чиновники с урбанистами сносят в историческом центре памятники истории, архитектуры и строят на их месте новоделы. Если сравнить их центр 20 лет назад и сейчас, он стал лысым. Вырубили деревья.
Загубили реку Тюменку, отчего основная река Тура обмелела. Вода в водопроводе в Тюмени стала отвратная. Горожане сами в шоке от урбанизма чиновников

9
0
Герой

+1

Очень хочется чтоб все урбанисты, освобождатели дворов от автомобилей и сократители нагрузки на инфраструктуру как Сизиф вечно ездили по 4 часа в день на самом лучшем московском транспорте, с которым никакие машины не нужны. Из Жулебино в Троицк, оттуда через Сокольники в Зеленоград и обратно.

8
0
Герой

современные дома совсем не выглядят комфортно

7

Dmitriy, пропустили слово "доступные".

6
0
Герой

Основной минус "не элитки" - жуткая плотность.
Собственно "выход квартир" это главный KPI архитектора, ты можешь быть Гауди - но работу дадут тому, к кого выход квартир будет больше, при этом с большей долей однушек и студий.

Собственно поэтому, лично мне советские проекты ближе.
Да, хуже архитектура, но ... задачи уплотниловки банально не было.

7
0

А мне спальный район с пятиэтажкой на 100 человек у парка утопающего зеленью и без магазинов и разливаек роднее многоэтажек с тысячами студий, вечной парковкой, минимум деревьев и коммерческим первым этажом

7
0

Понастроили такого, что без чувства отвращения и не посмотришь. Зато ходят с кофейком и рассуждают про урбанистику.

6
0

Хм... как житель Тольятти хотела бы поправить:
1. Район центрального парка - старый город. И тут не стоили ничего с момента возведения города.
2. Зеленую зону никто не застраивает. Против этого сами жители города. В "зеленке" располагаются частные коттеджные поселки и яхт-клубы. Людям нравится, что в черте города можно погулять по лесу, который и так поредел из-за пожаров в 00-х
3. Застраивают район полей вдоль границ города.

Как-то информация у вас с потолка взята.

5
0

Урбанистов не существует. Есть либо:

1) Говорящая голова на зарплате у мэрии
2) Говорящая голова на зарплате у застроев
3) Просто говорящая голова

Пункты 1 и 2, наверное, одно и то же.

Говорить можно что угодно, а лимитА из РФ хочет в Москву и чтоб подешевле. Просто потому, что за пределами Москвы/Питера "жизни нет". Никто лишние несколько миллионов за зеленые зоны отдавать не хочет. Поэтому жрите, как говорится, что дают - человейники без зелени и с пробкой на 40 мин, чтобы только с территории выехать.

5
Герой

Ник, а категория 3 мечтает попасть в категорию 1 или 2 :)

3
0

"Комплексное развитие территорий применяют по всей стране. Вот как оно проходит в Москве: территориям, отведенным для комплексного развития, присваивают пропорции, которые фиксируют отношение жилых объектов к нежилым. Под последними подразумевается формирование кластеров под офисы, легкую промышленность, логистику, торговлю. Как правило, сюда же закладывают объекты городского значения, спортивные и культурные. Остальное застраивают жилыми зданиями."

Какая трогательная история, жалко, что п*здеж 🤣

5
0
Герой

+2

Горите в аду с такими проектами.
Или купите себе в собственность город - и на нем тренируйтесь. А от живых людей отстаньте.

3
0
Герой

не знаю, по мне - советские микрорайоны классные, там все продумано для жизни людей, есть нужное количество школ, детсадов, магазинов, общественного транспорта, зелени. главные минусы микрорайонов - одинаковые ужасные дома и маленькие квартиры. современное жильё в подавляющем большинстве своем ужасно, и качество строительства, и продуманность районов, и запредельная высотность. хорошее в современности - большие кухни, все новое чистое, часто просторные места общего пользования и новые коммуникации.

3

Дмитрий, понял вашу позицию, согласен. В моем понимании уплотниловка объединяла оба описанных вами подвида экономии

1

Doom, о чём и речь) полностью согласен) спасибо!) P.S. а то я уже подумал, что среди комментаторов здесь сидят только отобранные одни жутчайшие злые токсики)))

1

Сообщество