Управляющая компания надолго отключила лифт. Куда жаловаться?

8

Живем на девятом этаже, каждый месяц платим за капремонт. Но управляющая компания отключила лифт на несколько месяцев. Говорят, что нужно провести диагностику и заменить тросы. На вопрос, почему их не поменяли раньше, УК отвечает, что не было денег.

Законно ли так надолго и без предупреждения отключать лифт? И куда можно пожаловаться?

Управляющая компания действительно может остановить лифт, чтобы заменить тяговые ремни. Это серьезный ремонт, который проводят специализированные организации по отдельным договорам. На него нужны дополнительные деньги.

УК должна была заранее обсудить капремонт на собрании собственников, а еще предупредить жильцов, на какой срок придется отключить лифт. Если коммунальщики этого не сделали, вы вправе обратиться в Государственную жилищную инспекцию или суд.

Рассылка о том, как жить и богатеть
Лучшая статья недели — в вашей почте каждую среду. Бесплатно

Обязанности УК перед собственниками

Собственники платят управляющей компании, чтобы она надлежащим образом содержала и ремонтировала имущество в многоквартирном доме.

УК отвечает перед владельцами жилья по закону о защите прав потребителей и договору. Если коммунальщики не оказали какие-то услуги или сделали это некачественно, они должны:

  1. Возместить стоимость услуг.
  2. Выплатить неустойку.
  3. Заплатить штраф, если откажутся исполнить требование до суда.
  4. Компенсировать моральный вред.

УК вправе отключить лифт, чтобы заменить поврежденные или устаревшие узлы и механизмы. Но коммунальщикам придется доказать, что до капитального ремонта они вовремя и надлежащим образом обслуживали лифт.

Не реже чем раз в год УК должна приглашать специальную организацию и проверять техническое состояние оборудования. После экспертизы специалисты испытательной лаборатории составляют акт и делают отметки в паспорте лифта.

Когда они находят дефекты, то фиксируют, что лифт нужно отремонтировать и пользоваться им пока нельзя. Акт экспертов и будет доказательством, что УК следила за оборудованием.

Конечно, лифт может сломаться, даже если коммунальщики все вовремя проверяли и ремонтировали. В такой ситуации УК должна за сутки устранить неполадку. Иначе ей придется обосновать, почему нужен дорогостоящий капитальный ремонт.

Кто принимает решение о ремонте

Из взносов жильцов формируется фонд капитального ремонта общего имущества. Как потратить взносы, решает общее собрание собственников. Если денег на что-то не хватает, владельцы квартир могут договориться и собрать дополнительную сумму.

Коммунальщики должны были организовать собрание собственников и предложить жильцам провести капремонт. А потом разместить объявления со сроками простоя в работе лифта.

Если жильцам не предлагали провести собрание, лифт остановили и УК ничего не предпринимает, это явное нарушение и повод восстановить свои права.

Как и куда жаловаться

Вы можете написать жалобу в УК или прокуратуру. Иногда помогают обращения к районным депутатам или руководителям муниципалитета. В любом случае жалобу передадут в отделение Государственной жилищной инспекции — ГЖИ. Поэтому можно обращаться туда напрямую. В каждом регионе есть свое отделение инспекции, которое принимает обращения.

ГЖИ проверит, какую работу по содержанию оборудования лифта проводила УК, законно ли его отключили и правильно ли начислена плата за услугу жильцам.

Вот как можно подать жалобу в ГЖИ:

  1. лично отнести в отделение инспекции;
  2. через электронную приемную на сайте инспекции или региональный портал госуслуг.

После проверки сотрудники инспекции составят акт о найденных нарушениях и выдадут УК предписание, чтобы она их устранила, а также пересчитала плату за неоказанную услугу. ГЖИ будет следить, как УК исполняет предписание, и проведет повторную проверку.

Если коммунальщики будут бездействовать, сотрудники инспекции подадут иск и привлекут их к административной ответственности. Штраф для УК — от 10 000 до 20 000 ₽.

Можно самостоятельно обратиться в суд, если вы хотите получить компенсацию морального вреда и взыскать потребительский штраф.

Как засудить коммунальщиков

Вы вправе обратиться в городской или районный суд по месту проживания и обязать УК выполнять свои обязательства.

УК избежит любых взысканий, если докажет, что:

  1. Содержала лифт в исправном состоянии — вовремя обслуживала и ремонтировала оборудование. В паспорте лифта должны быть отметки о проверках, найденных неполадках и ремонте.
  2. Вовремя поняла, что нужен капитальный ремонт, и уведомила об этом собственников — провела общее собрание.
  3. Оповестила жильцов о сроках ремонта.

Допустим, УК выполнила все требования, и собственники согласились отключить лифт. Тогда вины коммунальщиков нет. Но они все равно не должны брать плату с жильцов за обслуживание лифта, пока он не работает.

Если хотя бы один из этих пунктов УК не выполнила, суд обяжет ее отремонтировать оборудование, проверить его работоспособность и запустить лифт. А еще пересчитать плату за услуги во время простоя.

Суд может решить, что УК должна выплачивать истцам неустойку с момента вступления в силу решения и до его исполнения. Сумму выплаты суд посчитает сам.

Госпошлину и судебные расходы возьмет на себя проигравшая сторона.

Отключение лифта связано с неудобствами. Поэтому иногда есть смысл заявить требование о компенсации морального вреда. Суды удовлетворяют такие требования, особенно если есть маленькие дети, инвалидность или истец на пенсии.

Например, семья пенсионеров из Ленска четыре месяца поднималась на девятый этаж пешком. УК не спешила чинить лифт — ее сотрудники говорили, что нет запчастей и квалифицированных электриков. А еще обвиняли жильцов, что они небрежно относились к оборудованию и залили пульт управления водой.

Суд встал на сторону собственников и присудил им компенсацию морального вреда. Коммунальщики пытались обжаловать решение, но не смогли.

Вот еще один пример из судебной практики. Пенсионерка из Самары жаловалась в ГЖИ на то, что в ее доме постоянно не работает лифт. Женщина живет на шестом этаже, у нее гипертония, сахарный диабет и ушиб левой половины таза.

После того как лифт не работал почти месяц, она обратилась в суд. Плату за услугу ей вернули, но женщина захотела получить компенсацию морального вреда — 100 000 ₽.

Суд удовлетворил требование истицы, правда, радикально снизил компенсацию до 2000 ₽.

Что в итоге

Если УК объявила, что отключает лифт, только сейчас, это грубое нарушение. Вы можете привлечь коммунальщиков к ответственности по договору и закону о защите прав потребителей.

Можно обратиться в ГЖИ. Тогда инспекция сама проконтролирует возобновление работы лифта и запросит возврат денег за услугу в период его простоя собственникам.

Или можно самостоятельно судиться с УК, добавив к требованиям неустойку, потребительский штраф и компенсацию морального вреда.

У вас в доме часто отключают лифт? Расскажите, как вы действуете:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой реалити

14.09.22, 15:16

Здравствуйте!
УК должна дать вам четкий ответ, что она делает для восстановления работы лифта.
"Нет денег" - это не ответ.
Собственники вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а УК должна обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в доме, в том числе организовывать работы по содержанию и ремонту лифтов (п.22 минимального перечня услуг и работ..., утвержд-х постановлением Правит-ва РФ № 290 от 03.04.2013).
Возможно, если нужна замена тросов, то речь идет о капитальном ремонте, который осуществляется за счет взноса собственников "на капитальный ремонт" (взносы аккумулируются на счете регионального оператора либо спец.счете, смотря что выбрали собственники). В любом случае, вы вправе требовать от УК конкретики.
По поводу жалобы - есть государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ), на ее портале - много интересной информации о наших домах и организациях, осуществляющих управление ими, и там можно найти сведения об организации, осуществляющей гос.жилищный надзор (обычно это гос.жил. инспекции соответствующего субъекта РФ) и прямо на портале (предварительно зайдя на сайт через гос.услуги) можно подать жалобу. Удачи вам! УК надо "подталкивать" к выполнению своих обязательств ((

5
0

Какая схема учёта денежных средств за капремонт? Спецсчёт или региональный оператор? Включен ли дом в региональную программу капремонта?

>> нужна замена тросов
Кажется это хороший вопрос для жилинспекции.

3
0

Летом производили замену лифта. Старый лифт с механической точки зрения работал нормально, но иногда глючил и ехал не туда и не так. На мой взгляд, можно было заменить только систему автоматики, но сменили целиком. Никаких собраний не собирали, плату не отменяли. Просто повесили объявление и начали ломать лифт. Работали какие-то левые руссконеговорящие работники из очень южных республик и матоговорящий прораб оттуда же. Сдуру разобрали сразу все лифты во всех подъездах, и стали дооолго ждать подвоза запчастей, пока новые лифты стояли в разломанных ящиках под дождем на улице. Сидели курили в подъездах. Один даже по простоте нагадил там, но был избит тряпкой уборщицей из другой юго-восточной республики, и стерпел, причём больше не гадил. Все это было бы забавно и печально, мне в общем не трудно подняться на 4 этаж (хотя кого я обманываю, если с сумками, то уже трудно), но отец инвалид, ходит плохо и с ходунками, я его на лето вывожу на дачу, периодически привожу обратно. А тут извините, не выберется лишний раз. В основном лежал дома. Опять же у соседей дети, коляски.. Лифт делали три месяца вместо обещанного одного. Не извинились :) Поставили лифт Омского завода. Пока работает, тьфутьфутьфу. Сначала страшно скрипел, потом притерся, видимо :)

3
0

Какой город? Есть порталы для жалоб, у каждого города свой. В крайнем случае - администрация.

2
0

УК продолбала паспорт лифта и теперь рассказывает, что он 15 лет стоял в доме незаконно) Хотя по всех архивах лифт имеется на плане БТИ и т д. Ни фкр, ни управа, ни жилинспекция ничего не делают больше года)))

0
0

Я живу в приморском районе,ул. Планерная д.51 к.2 лифты не меняются с того когда дом построился в 1991 г. Они на лифте меняют даты,что лифт может работать. Но эксплуатация лифта давно закончилось,они берут и меняют даты. Но лифты,ездят в последние время сами по себе. Грузовой не может уехать без груза,а он уезжает. Потом приезжает не кабина,а груз. Вы можете объяснить? Или уже лифты поменять. Они кнопки поменяли,сэкономили. А то что лифты не слушаются ездят туда обратно,служба даже не реагирует. Если не будут изменения,я буду жаловаться дальше.

0
0

За последние 1,5 месяца лифт ломался 5 раз,не работал по по 3-5 дней

0
0

Добрый вечер !Казань ,Авиастроителей ,дом 36 ,6подъезд Не знаем куда еще можно обратиться ,лифт не работает месяцами ,ломается постоянно .Обращения бесконечны ,как подниматься на 10 этаж ,я больная ,пенсионерка ,инвалид 2 гр .Подписи собирали ,куда только не обращались .Помогите ,пож ,ста .Остается только подать в суд

0

Сообщество