5 ошибок, которые я совершила при открытии образовательного центра

10

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Анна Сокадеева

Страница автора

Идея открытия образовательного центра была не спонтанной. Я уже работала репетитором, в том числе и в таких вот небольших образовательных центрах.

В 2014 году в нашем городе Одинцово образовательная деятельность была представлена в основном языковыми школами по франшизе. Я же задумалась о том, куда водить ребенка для подготовки к школе, если он не посещает детский сад, и само собой, поскольку по образованию я являюсь преподавателем английского языка, языковые курсы для детей и взрослых.

Ошибка № 1

Бизнес с подругой

Весь бизнес-план мы с приятельницей писали «на коленке». У меня хотя бы был опыт небольшого личного предпринимательства, а у нее вообще никакого опыта не было, но было горячее желание слезть с шеи супруга и внести вклад в семейный кошелек. Сразу скажу, идея была так себе. Мы в итоге не сошлись во взглядах на бизнес с ее мужем, который и хотел дать денег (с ее стороны) и она перестала быть моей приятельницей. Вывод: идея создания бизнеса с близкими друзьями/товарищами в итоге обернется обидами и потерей этих самых друзей и товарищей.

Ошибка № 2

Дорогой ремонт арендованного помещения

Далее я выбрала помещение. Это было моей стратегической ошибкой. Потому что локация в любом виде бизнеса — основа основ. Так же как и цена аренды. Я выбрала место в третей линии от шоссе, в многоэтажном доме, с отдельным входом, 40 м². Рядом располагались детская парикмахерская (только делали ремонт) и еще один небольшой центр для детей, но постоянного пребывания типа мини-детского садика. Неподалеку достраивался большущий новый корпус, и я ожидала, что оттуда со временем тоже пойдут клиенты. Все портила стоимость аренды. Тогда это было 40 000 рублей и коммуналка. Помещение выглядело вполне себе жилым. Что такое сорок тысяч, сказала себе я, пустяки, дело житейское. И… Начала там делать хороший стильный ремонт. Ремонт обошелся в 150 000 рублей. Делали мы его своими силами с мужем. Благо, что он умеет все своими руками. Сделали туалет, прихожую, зонировали помещение, купили в «Икее» мебель. Заказали вывеску недорого, если не ошибаюсь, тысячи за две. Вывод: если помещение позволяет, ничего особо туда вкладывать не надо, это большой подарок арендодателю, потому что никто не горит желанием зачесть ремонт в стоимость аренды.

Ошибка № 3

Очень подробное описание услуг на сайте

Наш товарищ сделал нам сайт. Где я вдумчиво и серьезно подошла к написанию того, что мы будем делать, какая я профессиональная, как у нас уютно, тепло и прочее образовательное. Пришла к тому, что надо писать о том, что получит ваш клиент. Как быстро он это получит. И почему он должен получить это у вас. То есть создать уникальное торговое предложение. Вывод: людям не интересно читать долго и много о вас, даже если ваша деятельность ведется сто лет, и никто дольше пяти минут не будет вникать в занудные описания процессов.

Ошибка № 4

Отказ от рекламы

Далее было торжественное открытие. Соседи пришли, поздравили, мы выпили шампанское и… решили, что раз мы такие невероятно замечательные, надо воплотить идею о том, что «никогда и ничего ни у кого не просить, сами предложат и все дадут». Как писал замечательный Михаил Афанасьевич Булгаков. То есть рекламу мы не давали. Вообще никакую. А что?! Сайт есть, вывеска есть. Рядом ходят родители с детьми. Реклама — это лишние траты. И я стала ждать. В первые дни пришли человека четыре просто посмотреть, что там у нас. На следующей неделе арендодатель привела к нам на занятия свою дочку и… мужа. На этом клиенты закончились. И деньги тоже закончились. Вывод: реклама — двигатель торговли. Старый лозунг как всегда прав. Если вас нет в интернете, соцсетях, на форумах, если о вас никто не говорит, значит, максимум, на что можно рассчитывать, — вылет в «трубу». И если бы я заново открывала этот центр, все деньги, что я потратила на ремонт, я бы потратила на рекламу.

Ошибка № 5

Открытие без учета сезонности бизнеса

В течение первого месяца к нам пришли еще пара клиентов, но все на индивидуальное обучение английским языком. Вела занятия я. Стоимость занятий была чуть выше рынка. 1500 рублей за 45 минут. Клиенты были довольны. В основном это были жители рядом стоящих домов. Так прошел месяц. Все, что я заработала за месяц, ушло на оплату части аренды и на коммуналку. Остальное добавил мой муж. Второй месяц я загрустила, опустила руки и напечатала флаеры. Их я раздавала на улице тоже сама, так же закинула в почтовые ящики трех домов поблизости. Из такой рекламы ничего не вышло. Я потратила рублей 700, но никто не пришел. Потом я пошла с поклоном к соседям, у которых была детская парикмахерская. Они разрешили бесплатно повесить объявление с рекламой у себя. Судя по оптимизму хозяйки, ее мужа и их партнеров, бизнес должен был принести хорошие деньги. В следующем месяце я заработала половину аренды. А еще через месяц решила закрыться и, с согласия арендодателя, передала право аренды своему товарищу под офис строительной компании. Потому что это был май и даже те, кто ко мне ходил, уехали бы на каникулы и в отпуска и клиентов до сентября не было бы вовсе. Вывод: я не учла сезонность бизнеса, надо было открываться в августе. Когда все приехали и готовятся к новому учебному году. Юридическое лицо я не открывала, пользовалась ООО моего друга.

Итоги

Итоги подвела следующие: аренда могла быть меньше, местоположение крайне важно, реклама должна быть заранее и массовой, сезонность бизнеса определяла многое. Я не все возможности использовала для продвижения. И да, я рано сдалась, не имея подушки безопасности для оплаты аренды хотя бы на полгода вперед. Кстати, все ученики остались у меня в частном порядке, а соседи мои, у которых была парикмахерская, закрылись через полгода, продав машины и взяв кредиты для поддержания бизнеса. Всего я потеряла около 250 000 рублей, включая ремонт, мебель, рекламу и оплату аренды из своих денег.


  • user1407876Я конечно извиняюсь, но читается как будто вы понятия не имели об образовательном рынке 🙄 источников студентов у вас не было, зато был ремонт и сайт - класс вообще. Повезло видимо строительной компании, которой достались эти офисы и арендатору, получившему ремонт11
  • Анна Сокадееваuser1407876, так собственно о том и речь, кэп:)2
  • Mary BЭто вроде бы очевидные вещи, но сжато и по делу, как конспект, люблю такое. Задумывались с мужем тоже снять помещение, пока отложили эту мысль, как раз во многом по причине локации. Про сезонность бизнеса тоже хорошее замечание. У всех преподавателей летом бывает просадка в учениках, зато по осени они как возвращаются, как давай писать и звонить!)) В целом, конечно, надо было действительно иметь запас денег на аренду и попробовать ещё, не сдаваться рано. Но неудачный опыт - тоже опыт! Теперь вы знаете, как не надо!)4
  • Анна СокадееваМария, вам желаю удачи в начинаниях, а главное - удачи в рекламе. Без нее какой бы ни был продукт - все равно ничего толкового не получится.2
  • Алексей Федечкин40 квадратов чтобы работать одной? Вам вообще помещения тогда не нужно2
  • Надежда МаховаОтсутствие рекламы-это большой просчёт. Я работала в одной конторе, которая позиционировала себя супер-пупер, да 15 лет на рынке, и всё такое, но у них не хватало понимания, чтобы вырасти в нечто большее, как они хотели (сравнивая с конкурентами), не хватало именно тыкаться в разные рекламные сотрудничества (как это модно говорить -"коллоборации"). Я работала на должности маркетолога и убеждала, что нужно пробовать разное. Но там сидели тётушки 50+, которые говорили "у нас это не сработает". Вы пробовали? Нет. Но не сработает. Когда ты начинаешь небольшой бизнес, это либо уводить за собой некую базу, либо пробовать всё, что подвернется.2
  • Анна СокадееваНадежда, согласна, вот казалось бы даже такие гиганты рынка как Кока-Кола, которую знают абсолютно все, или там Адидас, Рибок и Найк, постоянно снимают и выкладывают рекламу. Зачем им это? а однако же.2
  • Анна СокадееваАлексей, я планировала работать не одна0
  • Алексей ФедечкинАнна, вот когда будете не одна тогда и можно думать о помещении, когда выйдете на окупаемость можно начинать думать о ремонте помещения. Для того чтобы понять что ваш бизнес не работает или вы не способны на это не нужно терять деньги1
  • SonechkaПроработала год в языковой школе в Одинцово, ушла, так как зарплата просто нищенская (500 р за академический час), даже студент в америанском магдаке получает больше. Сейчас нашла подработку поблизости, тоже в сфере детского доп образования. Платят вдвое больше, но от этого не легче. Во-первых, рынок перенасыщен, развивалок много и везде. Во-вторых, сейчас очень много всего в детсадах и школах. Кружки на разный вкус от спорта до языка, продленка. В-третьих, вижу что спрос упал, люди банально не могут себе позволить репетитора или доп занятия. Если денег нет, то наскребут лишь на репетитора для ЕГЭ.ОГЭ. Английский сдают, но не так часто, как математику или обществознание, например. Изначально я тоже задумывалась об открытии студии языка, но передумала насмотревшись и на проблемы крупных школ и мелких студий.0