Почему препараты так дорого стоят?
Основная причина — колоссальные затраты фармкомпаний на создание лекарств.
Разработать новый препарат сложно: нужно найти эффективную молекулу, провести исследования, потратить деньги на рекламу и производство. А еще производитель должен получить прибыль.
Расскажу, из чего складывается стоимость препаратов и как на них экономить.
Сходите к врачу
Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и ходим за комментариями к докторам с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам
Как создают лекарства
Чтобы узнать, откуда берется высокая цена на препараты, нужно понимать, как их разрабатывают.
Поиск действующего вещества. Процесс начинается с поиска эффективной молекулы. Например, ученые выяснили, что заболевание возникает из-за нарушения работы определенного белка. Задача исследователей — найти вещество, которое будет воздействовать на белок и предотвращать болезнь.
На этом этапе ученые исследуют тысячи разных веществ и ищут потенциально эффективные молекулы. Из 10 000 только 10—20 доходят до исследований на животных, а до испытаний на людях — еще вдвое меньше.
Доклинические исследования. Цель — доказать, что лекарство может быть эффективно и главное, безопасно, то есть исследуется его токсичность. Этот этап длится до нескольких лет, испытания проводят на животных и клетках в пробирке.
Клинические исследования. На этом этапе препарат исследуют на людях. Испытания проходят в три фазы.
Фазы клинических исследований
Фаза | Участники | Длительность | Цель |
---|---|---|---|
Первая | 20—100 здоровых добровольцев или людей с заболеванием, для которого создано лекарство | Несколько месяцев | Оценить безопасность у людей и определить оптимальную дозу |
Вторая | Несколько сотен людей с заболеванием | От нескольких месяцев до двух лет | Оценить эффективность, определить диапазон дозировок и побочные эффекты |
Третья | От 300 до 3000 человек с заболеванием | От года до четырех лет | Подтвердить эффективность и безопасность препарата на большом количестве людей |
Фазы клинических исследований
Первая | |
Участники | 20—100 здоровых добровольцев или людей с заболеванием, для которого создано лекарство |
Длительность | Несколько месяцев |
Цель | Оценить безопасность у людей и определить оптимальную дозу |
Вторая | |
Участники | Несколько сотен людей с заболеванием |
Длительность | От нескольких месяцев до двух лет |
Цель | Оценить эффективность, определить диапазон дозировок и побочные эффекты |
Третья | |
Участники | От 300 до 3000 человек с заболеванием |
Длительность | От года до четырех лет |
Цель | Подтвердить эффективность и безопасность препарата на большом количестве людей |
Регистрация и постмаркетинговые исследования. Если препарат успешно прошел все три фазы, производитель может подать заявку на регистрацию препарата.
В норме регулирующие органы тщательно проверяют данные и отчеты. Если все правила исследований были соблюдены, а безопасность и эффективность препарата подтвердились, его зарегистрируют и допустят на рынок. После этого лекарство уже можно купить или получить в больнице.
Затем идет постмаркетинговое исследование лекарства. Этот этап нужен, чтобы выявить редкие побочные эффекты, что можно сделать только при его широком использовании в реальной практике.
Почему лекарства такие дорогие
Разработка, исследования и производство препарата. Фармкомпании тратят много денег и времени на создание лекарств: в среднем на одно уходит 10—15 лет и 1,3 миллиарда долларов.
При этом исследование препарата может прекратиться на любом этапе. Например, после первой фазы клинических исследований дальше проходит 70% препаратов, после второй — около 33%, а после третьей — лишь 25—30%. Иногда лицензию могут отозвать даже после выхода лекарства на рынок, если в ходе постмаркетинговых исследований выявлены тяжелые побочные эффекты.
В стоимость препарата заложены все затраты фармкомпании на его создание:
- зарплаты исследователей;
- стоимость реактивов, техническое обеспечение и обслуживание лабораторий;
- выплаты участникам клинических исследований;
- затраты на рекламу и медицинские конференции для врачей;
- производство препарата.
Прибыль производителя. Фармацевтика — это прежде всего бизнес, поэтому кроме возврата затрат на исследования компания должна получить прибыль. Конечно, чем больше было потрачено на разработку лекарства и чем дороже производство, тем выше будет его стоимость. Кроме этого, просчитывают различные дополнительные факторы.
Один из основных — потребность в препарате. Стоимость лекарства зависит от того, скольким людям оно потребуется. Например, антибиотики часто покупают и назначают, поскольку люди часто болеют инфекциями. Обычно производитель может продавать такое лекарство по средней цене — прибыль будет за счет большого объема продаж.
А есть препараты, которые нужны ограниченному количеству людей. Например, самое дорогое лекарство в мире — «Ленмелди»: стоимость одного введения — 4,25 миллиона долларов. Это генная терапия, которая разработана для лечения детей с метахроматической лейкодистрофией — генетическим заболеванием с тяжелым поражением нервной системы. Болезнь встречается редко: болеет один человек из 40 000—160 000. Кроме того, терапия «Ленмелди» показана только при некоторых формах болезни. Это значит, что лекарство получат всего несколько десятков или сотен человек в год. Если фармкомпания будет продавать такой препарат дешево, она понесет убытки.
Еще на стоимость влияет явление фармацевтической монополии. После того как препарат зарегистрировали, у производителя есть патент на его эксклюзивное производство. Он действует в среднем 20 лет. Поэтому для многих новых и эффективных лекарств просто не существует альтернатив. Особенно это касается препаратов для лечения рака и редких генетических заболеваний. Учитывая, что такие болезни сильно влияют на качество жизни и ее продолжительность, люди готовы платить большие деньги за лечение.
Дополнительные затраты. Например, ввозные пошлины, логистические расходы и прибыль аптеки. Это тоже влияет на конечную цену лекарства для покупателя.
Как тратить меньше денег на лекарства
Проверить, есть ли у препарата доказанная эффективность. Некоторые лекарства, которые продают в аптеках, на самом деле пустышки. Самый банальный пример — противовирусные, что назначают при ОРВИ: стоят дорого, но при этом не ускоряют выздоровление.
Про то, как отличить работающий препарат от неработающего, мы писали в статье «6 способов отличить лекарство от фуфломицина».
Покупать дженерики — аналоги оригинального препарата с тем же действующим веществом. Но не всегда они качественные. Например, некоторые чаще вызывают побочные эффекты, а другие менее эффективны, чем оригинал. Поэтому перед покупкой более дешевого препарата лучше проконсультироваться с врачом.
Получать лекарства бесплатно. При некоторых заболеваниях государство частично или полностью обеспечивает пациентов бесплатными препаратами и медицинскими расходниками. Еще есть льготные категории граждан, которые могут получать лекарства бесплатно или со скидкой. Например, это дети до трех лет, люди с инвалидностью и пенсионеры.
Пользоваться сайтами-агрегаторами. Например, на сайте «Аптекамос» можно сравнить цены на лекарства в разных аптеках города и выбрать ту, где препарат дешевле.
Покупать лекарства в интернет-аптеках. Часто лекарства там стоят дешевле, а еще у некоторых интернет-аптек есть выгодные бонусные системы.
Что в итоге
В финальную стоимость препарата включены затраты фармкомпании на разработку, исследования и производство, чистая прибыль производителя, а также логистические затраты и прибыль аптек.
Чтобы экономить, нужно пользоваться сайтами-агрегаторами или интернет-аптеками, проверять эффективность назначенных препаратов и узнать, не положены ли вам бесплатные или льготные лекарства. Еще по согласованию с врачом можно покупать более дешевые дженерики, а не оригинальный препарат.
У вас тоже есть каверзный медицинский вопрос? Задайте его нам — и мы попробуем найти ответ!