Мнение: студенты, которые учатся дистанционно, не смогут полностью освоить программу
У нас в вузе все без восторга отнеслись к дистанционному образованию. Но понимали, что другого выхода нет.
Не останавливать же всю учебу на год. И сейчас иногда отправляем группы на карантин, если есть заболевший, и дистанционно им читаем.
Как можно было ожидать, многие пожилые преподаватели не смогли освоить соответствующие методы. Даже с помощью коллег и студентов. Тем более что объем нагрузки вырос в разы: раньше человек лекцию на доске писал из головы, а тут нужно заново готовить все презентации, подбирать материалы. Плюс компьютерный барьер — ну реально сложно человеку в 70 лет разбираться с «Зумом», который нам никто не оплачивал, или с «Дискордом», который весь такой молодежный. Вот нет у него звука или презентация не выводится, и по телефону не объяснишь почему. Поэтому некоторые ограничились рассылкой материалов лекций студентам, что, в общем, довольно бессмысленно.
Однако большинство все же более или менее освоило — со второго раза, ведь карантин вводили еще и осенью. Правда, наше руководство продемонстрировало полную профнепригодность, ограничиваясь фразами «ну вы как-нибудь сами», «денег нет, но вы постарайтесь хоть что-то» или «главное, чтобы в расписании стояли дистанционные занятия», но это как обычно.
Что же касается студентов, то тут картина такая. Студенты старших курсов в целом не особо ухудшили свою успеваемость. Нет, успеваемость им нарисовали какую надо, а я имею в виду обучаемость, скажем так. Они, с одной стороны, более мотивированы на учебу, а с другой — им как читали конструкции машин с презентациями и моделирование на компьютерах, так и продолжили, на тех же компьютерах, только на расстоянии.
А вот на младших курсах был провал, который нам еще аукнется.
Математику, сопромат и теормех им очень трудно воспринимать вообще, а дистанционно — это профанация. Нет нормальных семинаров и консультаций, сложно вести диалог. Эта толпа формул на экране — с поправкой на неготовность самого преподавателя к такой форме изложения — ими не воспринимается. Смотрят на формулы, как в зоопарке на страусов, мол, прикольно и шея длинная. А потом преподаватель по многолетней привычке на экзамене спрашивает, как всегда.
Потом ему сверху объясняют, что «как всегда» нельзя, а надо идти навстречу в такое сложное время. Хвостов меньше, но знаний больше не становится. Эта мина, заложенная в фундамент подготовки, рванет через пару лет на старших курсах.