Договоритесь с близкими о кодо­вой фразе для экс­трен­ных ситуаций

Чтобы отличить их от мошенников
6
Договоритесь с близкими о кодо­вой фразе для экс­трен­ных ситуаций
Аватар автора

Алексей Малахов 🦣

специалист по безопасности

Страница автора

Нейросети помогают мошенникам притворяться другими людьми.

Одно дело, когда знакомый пишет с просьбой одолжить пару тысяч, совсем другое — та же просьба в голосовом сообщении или кружочке. В 2024 году создать подобный дипфейк — дело нескольких минут.

Единственный надежный способ убедиться, что о помощи просит близкий человек, — позвонить ему и спросить, что происходит. Проблема в том, что мы не всегда отвечаем на звонки. На этот случай стоит заранее договориться о кодовой фразе. Так вы проверите, с кем говорите, без необходимости задавать дополнительные вопросы. Тем более что мошенник тоже может знать на них ответ: не исключено, что у него уже есть доступ к профилю вашего собеседника в соцсети или мессенджере.

Выберите словосочетание, которое не употребляете в повседневной речи. Оно запомнится лучше, если будет описывать реальный объект, который легко представить, — но нарочито нелепый. Вот несколько примеров.

«Зеленая макака»

«Ржавый галстук»

«Фиолетовый апельсин»

«Деревянный холодильник»

Никому, кроме близких, не говорите вашу кодовую фразу, не рассказывайте о ней в соцсетях и не записывайте в интернете. Иначе мошенник сможет до нее докопаться и это только поможет ему вас обмануть. Поэтому главный способ проверить собеседника — это все-таки ему позвонить.

Когда поможет

Вот несколько популярных схем:

  1. Просьба одолжить денег под видом близкого человека.
  2. Голосование на конкурсе в соцсети.
  3. Звонок под видом родственника, который якобы сбил человека, а потом передает телефон «сотруднику полиции».

Договоритесь с близкими, что в подобных ситуациях первым всегда будет вопрос о кодовой фразе. Так не окажется, что человеку срочно нужна помощь, а вы задаете какие-то лишние вопросы. Наоборот, напоминание об общем секрете может помочь человеку немного успокоиться.

А вот если собеседник начнет раздражаться и возмущаться, это мошенник.

Что может помешать

Мошенники — профессиональные манипуляторы. Они умеют вызывать эмоции и отключать наше рациональное мышление. Сложно вспомнить про кодовую фразу, когда в трубке кто-то плачет голосом вашего ребенка. В такие моменты стоит взять паузу, чтобы вернуть контроль над мыслями.

Прием «Взять паузу» выглядит просто: если вас застали врасплох тревожным звонком или сообщением, не реагируйте сразу. Дайте мозгу переключиться на новую задачу: отложите телефон, выпейте стакан воды, несколько раз глубоко вдохните, посчитайте деревья за окном или сделайте пять приседаний.

Чтобы прием работал, стоит заранее его натренировать. Подробнее о том, как это делается, мы рассказали в первом уроке бесплатного курса «Как защититься от мошенников».

Если сталкивались с мошенниками, поделитесь своей историей с другими читателями

Алексей Малахов 🦣А у вас есть собственные протоколы безопасности для близких? Поделитесь, только без подробностей: