На «Кинопоиске» вышел «Фандорин. Азазель» — сумбурный сериал о Российской империи 21 века
Экранизация известного романа на современный лад
*Григорий Чхартишвили, пишущий под псевдонимом Борис Акунин, внесен Минюстом в реестр иноагентов
19 января на «Кинопоиске» вышел сериал «Фандорин. Азазель» — новая экранизация детективного романа Бориса Акунина*.
На этот раз действие перенесли из 19 века в альтернативный 21, где все еще существует Российская империя. Мы посмотрели два эпизода сериала. Рассказываем, каким он вышел — и почему фанатов стильных детективов он скорее расстроит.
Что за «Фандорин. Азазель»
Дата премьеры: 19 января 2023 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Нурбек Эген — режиссер сериалов «Мажор», «Самка богомола» и «Шерлок в России»
В ролях: Владислав Тирон, Мила Ершова, Александр Семчев, Максим Матвеев, Евгений Серзин, Сергей Горошко, Милена Радулович, Уршула Малка, Дмитрий Ломакин, Евгений Стычкин
Жанр: детектив
Сериалы, похожие на «Фандорин. Азазель»: «Шерлок в России»
Продолжительность: 6 эпизодов примерно по 50 минут
Где смотреть: «Кинопоиск»
🕵️♂️ Сюжет сериала повторяет роман, но есть нюанс
Молодой следователь Эраст Фандорин только начал строить карьеру сыщика и сразу же получил ряд запутанных дел. На прогулочном корабле находят труп мужчины с изуродованным лицом, а в центре города молодой миллиардер убивает себя из пистолета. Причем до этого еще несколько людей в разных точках города видели, как некий парень тоже пытается застрелиться — только у него ничего не выходит. Что интересно, внешность самоубийцы все описывают по-разному.
Начальник Эраста считает, что мужчина на корабле якобы засмотрелся на виды и ударился о мост, а погибший миллиардер на самом деле и был тем молодым человеком, которого заметили очевидцы. Просто тогда он забыл зарядить пистолет.
Эрасту же кажется, что все эти события связаны. Тем более в завещании миллиардер почему-то оставил все деньги владелице сети интернатов леди Эстер. Молодой сыщик берется самостоятельно расследовать дело. Вскоре к нему присоединяется опытный следователь Бриллинг.
В общих чертах сюжет сериала соответствует одноименному роману Бориса Акунина*. Так же, как и в оригинале, молодой следователь распутывает заговор мирового масштаба с жуткими секретными организациями. Есть и роковая женщина Амалия, и дерзкий офицер Зуров, и любовный интерес Фандорина — девушка Лиза.
Только действие перенесено в альтернативный 21 век — Фандорин активно пользуется планшетом, общается с Лизой в соцсетях и ищет улики с помощью современных технологий. А на фоне разворачивается параллельная сюжетная линия императора Николая III. У того проблемы с женой и внешней политикой: дядя-генерал требует, чтобы страна оказала военную поддержку союзникам на Ближнем Востоке, а министр-интеллигент, напротив, выступает против открытого конфликта.
📄 У сериала проблемы со сценарием
В новой версии «Азазеля» будет шесть серий длиной около часа — на две больше, чем в экранизации 2002 года. Этого времени могло спокойно хватить для адаптации оригинального романа — но шоу постоянно куда-то спешит.
Сюжет порой настолько хаотичен, что в нем можно запутаться, даже если вы до этого читали книгу. Сцены суматошно сменяют друг друга, герои скачут между локациями и быстро проговаривают новую информацию. Авторы не дают зрителю ни секунды на то, чтобы подумать и самостоятельно оценить ситуацию.
Отчасти это связано с тем, как часто экранизация отвлекается на сцены с Николаем III. Скорее всего, они в итоге окажутся связанными с основной линией, но в первых двух эпизодах пересечений практически нет. Сериал просто заставляет зрителя смотреть скучную политическую драму, которая еще и мешает развитию детективного сюжета.
Из-за этого кажется, что у Фандорина все получается слишком легко. Вот он обнаружил новую зацепку — и тут же раскрыл важную интригу. Вот пришел допрашивать аристократку Лизу — и через пару сцен общается с ней открыто, как лучший друг. Акунин* все-таки относился к неопытному молодому сыщику строже.
Но главная проблема сериала — неловкие диалоги. Создатели явно пытались совместить современный язык и более возвышенную речь императорских времен. В итоге персонажи то невпопад выдают неологизмы, то перекидываются высокопарными фразами, как в старомодном театре.
А еще герои периодически разражаются монологами и вслух объясняют то, что должно оставаться между строк. Лиза в разговоре с Эрастом в деталях расписывает свой психологический портрет, да и сам Фандорин в беседах с Бриллингом не стесняется раскрывать собственный внутренний мир. Все это выглядит нелепо и форсированно. Опять же непонятно, к чему такая спешка в сериале из шести эпизодов.
О странные диалоги спотыкаются и сами актеры. Их герои временами излишне эмоциональны и патетичны. И это вряд ли проблема самих артистов: просто из-за тональной неоднородности «Азазеля» сложно понять, что именно нужно сыграть. То ли реальных людей, то ли жанровые карикатуры. Получается, что одни играют первое, а другие — второе.
🎩 В мир сериала «Фандорин. Азазель» сложно поверить
Идея с переносом действия в альтернативное настоящее не сработала: мир «Азазеля» слишком блеклый и непоследовательный. В нем нет какого-то выделяющегося стиля, как, скажем, было в «Дуэлянте». Просто тут герои иногда ходят в модных футболках, а иногда напяливают мундиры с эполетами.
Похоже, что создатели не пытались совместить две эпохи, а скорее не определись с эстетикой. Не смогли решить, хотят писать детектив исторический или современный, как, например, британский «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем.
Альтернативный Петроград чаще всего напоминает обычный Петербург. Только почему-то с небоскребами, похожими на сталинские высотки. Почему в мире, где не случилось октябрьского переворота, все равно кто-то построил здания в стиле сталинского ампира — вопрос, на который у сериала нет ответа.
Еще в этом мире не случилось реформы языка — и люди пишут в соцсетях с «ъ» в конце слов и буквами вроде «ять», то есть «Ѣ». Вроде бы любопытное решение, но на деле выглядит так, будто герои вернули себе 2007 и установили в настройках «Вконтакте» дореволюционный язык. Тем более что в речи персонажей старомодность мелькает редко. И будто бы ненамеренно.
А еще один персонаж цитирует фильм «Иван Васильевич меняет профессию» — при встрече с императором произносит знаменитое «Очень приятно, царь». То есть в мире, где никогда не существовало СССР, Михаил Булгаков все равно написал сатиру на советское общество, а Леонид Гайдай ее экранизировал.
Также не очень понятен уровень технологий в этом мире. Машины выглядят обычными, окружение — примерно то же, что и в реальности. При этом тут есть роботы-городовые, а полицейские пользуются системой предопределения преступлений, как в «Особом мнении» Филипа Дика. Получается фантастика без фантастики: футуристичные изобретения появляются только там, где это нужно сюжету.
Из таких деталей и складывается общее впечатление о сериале. Если уж авторы не смогли изобразить мир, который бы казался живым, правдоподобным и при этом следовал собственной логике, то чего ждать от других аспектов шоу?
«Фандорин. Азазель» выглядит недоделанным сериалом, который не справляется ни с адаптацией оригинального текста, ни со своим амбициозным концептом. Может быть, в следующих сериях все исправится, а проблемы вдруг обернутся преимуществами. Но после первых двух эпизодов уже не верится.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.