Я была сценаристом и ассистентом режиссера на съемках короткометражного фильма.

Вместе с режиссером Никитой Капцовым мы снимали фильм «Закон стоимости». С перерывами в работе на съемки ушел год.

Сейчас фильм уже полностью готов, в июле 2021 года мы провели премьерный показ. В статье расскажу, через что мы прошли для его создания: как составляли смету, где искали деньги и что делали с фильмом после съемок.

Подготовка к съемкам. Когда готовили локацию, места для хранения техники не нашлось, поэтому, чтобы защитить камеру от грязи, мы ставили ее на мешки
Подготовка к съемкам. Когда готовили локацию, места для хранения техники не нашлось, поэтому, чтобы защитить камеру от грязи, мы ставили ее на мешки

Что такое короткий метр

Короткометражным фильмом называют любую ленту до 50 минут, но на деле самый удачный метраж для такого формата — от 10 до 30 минут. Это связано с будущим фестивальным продвижением картины: большинство крупных фестивалей диктуют собственные временные рамки. Например, на «Кинотавр» не примут короткометражку дольше 25 минут.

Еще одна особенность короткометражки — структура. В короткий метр укладывается одно значимое для героя событие: например, победа в спортивном соревновании или уход из дома. В полном метре таких событий обычно несколько. Естественно, драматургическая структура в виде завязки, кульминации и развязки сохраняется, только в более упрощенном виде.

Кстати, режиссеры зачастую начинают путь в кинематографе именно с короткометражек — просто потому, что ресурсов на их производство затрачивается намного меньше.

Как искать деньги для съемок

Крупные федеральные гранты. Кинематограф в России практически полностью существует на государственные деньги. Российским фильмам трудно окупиться в прокате, поэтому мало коммерческих организаций, которые готовы вкладываться в проекты. Так что государство каждый год выделяет на кинематограф определенную сумму, которую потом распределяют на конкурсах. Ее размер не раскрывается.

Чтобы подать заявку на государственные гранты, нужно собрать пакет документов. Подробно требования описаны на сайте Фонда кино. Победители обязаны отчитаться о каждой потраченной копейке: составить подробную смету, предоставить отчет о тратах, показать чеки и договоры.

Непосредственно Фонд кино и Министерство культуры поддерживают в основном полнометражные проекты. Гранты от них получают юридические лица — обычно это кинокомпании. Проекты получают статус национального фильма, финансирование и квоту на дистрибуцию в кинотеатрах. Квота нужна для того, чтобы поддерживаемый государством проект не затерялся на фоне множества голливудских блокбастеров и нашел своего зрителя.

Документов требуется действительно много — это список только для организации, которая подает заявку на грант. Источник: fond-kino.ru
Документов требуется действительно много — это список только для организации, которая подает заявку на грант. Источник: fond-kino.ru
Отдельные документы нужно предоставить по самому проекту. Источник: fond-kino.ru
Отдельные документы нужно предоставить по самому проекту. Источник: fond-kino.ru

Региональные гранты. С короткометражными фильмами можно участвовать в более мелких грантах, которые обычно проходят в регионах. Информацию о них публикуют на сайте Всероссийского молодежного кинофорума.

Мы подавали заявку на Московский питчинг дебютантов. Он проходит каждый год и поддерживает разные проекты: полные и короткие метры, веб-сериалы, анимацию. Его лауреаты получают грант в 1 000 000 Р и подписывают договор с «Союзом кинематографистов России».

Проект «Крымские каникулы», с которым мы пробовали участвовать, не прошел даже предварительный отбор. Фильм посвящен отдыху в крымских горах, а денег мы просили у Москвы — это классическая ошибка новичков. После неудачи поняли, что регионы заинтересованы в поддержке фильмов, если они каким-то образом отражают колорит непосредственно этих мест. С «Крымскими каникулами» мы готовились к Крымскому питчингу — он должен был пройти осенью 2021 года. Мы сделали презентацию, купили билеты, но мероприятие по неизвестным причинам отменили.

Продакт-плейсмент. Чтобы получить деньги на фильм, можно предложить разным компаниям скрытую рекламу. Однажды мы написали короткую историю о том, как тяжело во время пандемии выбраться из дома за продуктами. В итоге поняли, что история похожа на рекламу доставки еды, и начали рассылать разным компаниям коммерческие предложения. Письмо писали в свободной форме и прилагали презентацию проекта.

Этот проект нашел спонсора, компанию по доставке продуктов, и сейчас в работе, но пока показать его я не могу. Просто хочу сказать, что это рабочий способ привлечь в свой проект деньги.

Краудфандинг — это народное финансирование проектов. Авторы проекта объявляют сбор на специальных сайтах, и люди добровольно вносят деньги. Взамен они получают вознаграждение, соответствующее пожертвованной сумме: например, открытку, постер, возможность встречи с создателем.

Многие начинающие кинематографисты прибегают именно к краудфандингу. Логика здесь простая: легче попросить маленькую сумму у большого количества людей, чем большую у одного человека. Мы тоже смогли собрать деньги на фильм благодаря краудфандингу.

В России существуют несколько платформ для краудфандинга — в Т⁠—⁠Ж о них уже писали. Мы выбрали «Планету-ру», на которой можно собирать деньги на реализацию любых проектов. Для запуска заполнили заявку: расписали, кто мы такие, кто входит в команду, о чем будет фильм, сколько нужно денег и на что, поставили картинки. За пару дней модераторы платформы проверили заявку, затем она была опубликована на сайте, и сбор начался. Собрать мы хотели 50 000 Р.

Краудфандинговые платформы обычно вычитают из собранной суммы 10—15%. На «Закон стоимости» мы установили сбор на 50 000 <span class=ruble>Р</span>, в итоге собрали 55 500 <span class=ruble>Р</span>, на руки получили 49 950 <span class=ruble>Р</span>. Источник: planeta.ru
Краудфандинговые платформы обычно вычитают из собранной суммы 10—15%. На «Закон стоимости» мы установили сбор на 50 000 Р, в итоге собрали 55 500 Р, на руки получили 49 950 Р. Источник: planeta.ru
Мы предложили разные варианты вознаграждений. Из&nbsp;них самым популярным оказался вариант с&nbsp;благодарностью в&nbsp;титрах. Несколько человек еще выбрали личное присутствие на&nbsp;съемках, но&nbsp;потом оказалось, что&nbsp;они из&nbsp;других городов, — в&nbsp;итоге на&nbsp;съемки они не&nbsp;приехали. Источник: planeta.ru
Мы предложили разные варианты вознаграждений. Из них самым популярным оказался вариант с благодарностью в титрах. Несколько человек еще выбрали личное присутствие на съемках, но потом оказалось, что они из других городов, — в итоге на съемки они не приехали. Источник: planeta.ru
В комментариях продюсер фильма писала информацию о ходе проекта. Источник: planeta.ru
В комментариях продюсер фильма писала информацию о ходе проекта. Источник: planeta.ru

Может показаться, что краудфандинг — простой и действенный способ, почти панацея. На самом деле это не так. Такие предприятия редко заканчиваются полным успехом: новичкам без высокой медийности и большой лояльной аудитории средства собрать тяжело, особенно если это какая-то значительная сумма.

Команда получит деньги, только если собрано больше половины. Если меньше — деньги вернутся донатерам.

В процессе сбора мы поняли, что одних только репостов о сборе на страницах съемочной группы недостаточно — нужны большие медиаплатформы и инфлюенсеры. Чтобы их найти, мы определили целевую аудиторию.

Наш фильм «Закон стоимости» — история о борьбе с трудовым беспределом и рабством. Фильм несет в себе левые идеалы, поэтому мы написали о сборе администраторам групп «Союз марксистов» и «Вестник бури» во «Вконтакте». Их основная аудитория — молодые люди в возрасте от 25 лет, работающие мужчины. Им легко проникнуться историей нашего персонажа-работяги, у них есть желание сделать свою жизнь лучше и возможность вычесть из своего бюджета 100 Р.

После съемок мы составили отчет о потраченных средствах и отправили его администраторам.

Еще написали блогеру Константину Семину. Его пост привлек большое внимание к проекту — после него мы собрали треть суммы. Источник: vk.com
Еще написали блогеру Константину Семину. Его пост привлек большое внимание к проекту — после него мы собрали треть суммы. Источник: vk.com
Такой постер получат все, кто помогал нам деньгами
Такой постер получат все, кто помогал нам деньгами

Как посчитать бюджет фильма

Перед съемками фильма всегда составляют смету. Если нет четкого понимания, что понадобится для производства фильма и сколько это будет стоить, то невозможно будет спланировать способы и сроки поиска ресурсов. Также детальный план позволит понять, на чем именно получится сэкономить во время съемок.

К моменту составления сметы должен быть готов литературный сценарий, режиссерская разработка, календарно-постановочный план съемок. Команда должна понимать, сколько актеров и техники будет задействовано. Если взять суммы навскидку, можно ошибиться в расчетах и заложить на съемки меньше денег.

В смете нужно учесть все — от затрат на авторские права и технику до цен на зажимы, маркеры и прочую мелочь.

Наша смета. «Закон стоимости» — драма с элементами триллера, по сюжету главный герой бежит из трудового рабства. Вместе с титрами картина идет шестнадцать с половиной минут, на производство мы потратили больше 125 тысяч рублей.

При этом сюда не входили зарплаты съемочной команды и актеров: у нас все работали на творческом энтузиазме и вере, что фильм сделает мир лучше, а команду — известнее в индустрии.

Все деньги ушли на аренду аппаратуры, трансфер, реквизит, игровой транспорт и питание съемочной группы на сменах.

Как мы ошиблись в расчетах. Изначально мы составили смету на 100 698 Р, но по факту пришлось потратить на 25 000 Р больше. Эти деньги пошли на пересъемки финальной сцены. Такие ситуации случаются часто, поэтому я советую закладывать в смету деньги на дополнительные расходы: 10—25% от общей суммы.

На съемки нашей короткометражки мы потратили 125&nbsp;тысяч рублей, но команда и актеры работали на творческом энтузиазме
На съемки нашей короткометражки мы потратили 125 тысяч рублей, но команда и актеры работали на творческом энтузиазме

Идея и сценарий фильма — 0 Р

Идея фильма и первые наметки сюжета возникли у режиссера Никиты Капцова — он хотел обратить внимание на проблему трудового рабства. В Петербурге, например, часто можно встретить объявления в духе «Проживание, питание, работа». Вот только за этими цветными бумажками на фонарных столбах скрываются места, где безжалостно эксплуатируют людей.

Вместе с Никитой мы разработали историю о человеке, который попал в такое рабство, прописали действия, персонажей и написали литературный сценарий. Так как все делали сами, затрат на авторские права не было.

Команда и актеры — 1000 Р

Наш фильм — полностью студенческий проект. Половину команды составили ребята из СПбГИКиТ, мы звали знакомых и просто свободных студентов. Художника нашли в РГИСИ, а ассистентов — в группах социальных сетей.

В нашу команду вошли:

  1. Продюсер с ассистентами — в их обязанности входит вся организационная часть съемок, дальнейшее продвижение фильма, поиск средств.
  2. Оператор-постановщик с ассистентами.
  3. Звукорежиссер с ассистентами.
  4. Второй режиссер — он следит за ходом съемок, занимается коммуникацией между цехами.
  5. Художник-постановщик занимается созданием декораций, реквизитом и костюмами.
  6. Хлопушка — кого-то может удивить, но это отдельная должность.
  7. Гример.
  8. Гафер — человек, который руководит установкой осветительного оборудования.
  9. Администратор площадки организует обед и вообще все, что может понадобиться на площадке.

Обычно на коммерческих съемках оплата труда съемочной группы зависит от должности и профессиональных навыков человека. Сценарист получает гонорар за готовый сценарий, режиссер, продюсер, оператор, звукорежиссер и художник — за готовый проект. У остальной части команды зарплата зависит от количества отработанных смен: гафер в среднем обходится в 7000 Р за смену, хлопушка — в 2500 Р, ассистенты — в 2500—3000 Р.

Все члены съемочной группы, в том числе и гример, у нас работали бесплатно
Все члены съемочной группы, в том числе и гример, у нас работали бесплатно

Кастинг актеров из-за карантина мы проводили дистанционно. Всех ребят выбирали на сервисе поиска актеров «Кинолифт» и во «Вконтакте», связывались с ними и просили выслать видеовизитку с прочитанным стихотворением.

Конечно, мы сразу оговаривали, что оплаты не будет. Заплатили только одному актеру — символические 1000 Р просто потому, что человек находился в тяжелом материальном положении.

Все репетиции проходили непосредственно перед съемками.

Техника — 25 175 Р

При желании фильм можно снять даже на Айфон, но тогда он подойдет только для показа друзьям и родным. Мы заранее настроились на широкую дистрибуцию фильма — хотели участвовать в грантах и конкурсах, выйти на онлайн-площадки, поэтому использовали профессиональную технику.

Кинотеатры просто не будут показывать картины с плохим качеством изображения и звука. Например, цифровая копия фильма должна быть в формате DCP, а звук должен поддерживать систему DOLBY Atmos. В принципе, техника может быть любой профессиональной — одних только видеокамер существует множество линеек. По цене они могут довольно сильно различаться: Blackmagic Pocket Cinema Camera 4K стоит 2590 Р за смену, а Arri Alexa — уже 20 000 Р.

Нам удалось найти оператора со своей камерой. Это дешевле и удобнее — для своей камеры у операторов чаще всего есть нужные вспомогательные предметы: например, объективы, кабели и системы стабилизации. Так что на это мы не потратили денег.

Все осветительные приборы — дым-машину, штативы, стойки для света и светоотражатели — пришлось брать в аренду. Мы снимали кино в Санкт-Петербурге и брали технику в «Фотовидеокубе», «Видеорепаблике» и «Киноаренде». Всю технику учли в смете, которую я показала выше.

На технику мы потратили 25 175 Р

Что брали Количество и срок Сколько потратили
Комплект мягкого света 1 шт. на 3 смены 5670 Р
Аккумуляторы 2 шт. на 6 смен 3480 Р
Отражатель 2 шт. на 6 смен 2280 Р
Систенд 2 шт. на 6 смен 1800 Р
Лед-панель 1 шт. на 1 смену 1790 Р
Аккумуляторные батареи для звукозаписывающего оборудования 16 шт. на 5 смен 1680 Р
Дым-машина 1 шт. на 2 смены 1500 Р
Комплект раций 1 шт. на 7 смен 1365 Р
Сендбэк — утяжелитель 4 шт. на 6 смен 1200 Р
Фрост-рама 1 шт. на 6 смен 1140 Р
Систенд 1 шт. на 6 смен 900 Р
Грипхед — зажим 3 шт. на 6 смен 900 Р
Удлинительная штанга 3 шт. на 6 смен 900 Р
Черный флаг 1 шт. на 3 смены 570 Р
Комплект мягкого света
Количество и срок
1 шт. на 3 смены
Сколько потратили
5670 Р
Аккумуляторы
Количество и срок
2 шт. на 6 смен
Сколько потратили
3480 Р
Отражатель
Количество и срок
2 шт. на 6 смен
Сколько потратили
2280 Р
Систенд
Количество и срок
2 шт. на 6 смен
Сколько потратили
1800 Р
Лед-панель
Количество и срок
1 шт. на 1 смену
Сколько потратили
1790 Р
Аккумуляторные батареи для звукозаписывающего оборудования
Количество и срок
16 шт. на 5 смен
Сколько потратили
1680 Р
Дым-машина
Количество и срок
1 шт. на 2 смены
Сколько потратили
1500 Р
Комплект раций
Количество и срок
1 шт. на 7 смен
Сколько потратили
1365 Р
Сендбэк — утяжелитель
Количество и срок
4 шт. на 6 смен
Сколько потратили
1200 Р
Фрост-рама
Количество и срок
1 шт. на 6 смен
Сколько потратили
1140 Р
Систенд
Количество и срок
1 шт. на 6 смен
Сколько потратили
900 Р
Грипхед — зажим
Количество и срок
3 шт. на 6 смен
Сколько потратили
900 Р
Удлинительная штанга
Количество и срок
3 шт. на 6 смен
Сколько потратили
900 Р
Черный флаг
Количество и срок
1 шт. на 3 смены
Сколько потратили
570 Р

Делюсь небольшим лайфхаком, как сэкономить на аренде техники для съемок. Многие сервисы аренды дают скидку студентам киношкол, поэтому наличие в команде студента ВГИКа или петербургского КИТа наверняка сократит траты. Наш продюсер показала свой студенческий билет и получила скидку 20% — цены в таблице указаны уже с учетом этой скидки.

Гафер — он&nbsp;же осветитель — настраивает технику перед съемкой
Гафер — он же осветитель — настраивает технику перед съемкой
В наших фильмах в некоторых кадрах идет дождь. Для&nbsp;таких съемок нам пришлось облачить оператора с камерой в пленку. Мохнатое нечто на палке — микрофон, а светящаяся стойка справа — систенд
В наших фильмах в некоторых кадрах идет дождь. Для таких съемок нам пришлось облачить оператора с камерой в пленку. Мохнатое нечто на палке — микрофон, а светящаяся стойка справа — систенд

Реквизит и костюмы — 8263 Р

В «Законе стоимости» герои — строители, поэтому рабочие и бригадир должны быть в кадре в специальной униформе. Мы не смогли позволить себе купить игровую одежду, поэтому связались напрямую с производителем — написали письмо в компанию «Техноавиа» и попросили помочь нам в обмен на благодарность в титрах.

Генеральный директор пригласил нас с продюсером на встречу и предложил выбрать нужную форму из каталога. Все это было бесплатно. После съемок мы вернули костюмы в целости и сохранности. Если бы мы покупали форму для актеров, потратили бы около 39 000 Р: это два комплекта зимней формы и пять — летней.

Еще есть совсем неофициальный вариант. Можно купить костюмы и вернуть их после съемок, если работа займет меньше двух недель. Правда, при таком раскладе надо относиться к вещам максимально аккуратно, не снимать этикетки и не выбрасывать чек, чтобы потом вернуть деньги. Мы такой вариант не рассматривали: после нескольких недель активной работы — съемок на стройках и в поле — вещи вряд ли остались бы в идеальном состоянии.

Какие-то мелочи для костюмов нам все равно пришлось закупить: шапки для героев, неформенную одежду. Также мы потратили деньги на реквизит: матрасы, сумки, веревки. На это ушло 8263 Р.

Так выглядят наши титры с благодарностями
Так выглядят наши титры с благодарностями
Для&nbsp;съемок мы арендовали игровой транспорт — то есть тот, что будут использовать герои фильма. Синие робы на актерах — та самая форма, которую партнер предоставил бесплатно
Для съемок мы арендовали игровой транспорт — то есть тот, что будут использовать герои фильма. Синие робы на актерах — та самая форма, которую партнер предоставил бесплатно
Пример летней формы, которую мы бесплатно получили для&nbsp;съемок. Источник: krasnodar.technoavia.ru
Пример летней формы, которую мы бесплатно получили для съемок. Источник: krasnodar.technoavia.ru

Организация съемок — почти 50 000 Р

Сначала всю команду вместе с техникой нужно доставить на место съемок, а затем привезти назад — для этого нужно арендовать трансфер. Мы снимали фильм в Ленинградской области, микроавтобус с водителем нашли через «Авито».

Обычно съемочный день длится 12 часов, а значит, нужно обеспечить команду обедом. Пренебрегать этим пунктом не стоит, ведь от него зависит работоспособность людей. Мы кормили команду крупами и сосисками — продюсер заранее закупила продукты перед съемками.

Готовили мы в мультиварках, а чтобы они работали, арендовали дизельгенератор. Обед старались готовить заранее перед сменами, чтобы на месте его можно было только разогреть, — всем этим занималась та же продюсер и администратор площадки. Но не всегда все было гладко: на одной из смен мы получили в аренду севший аккумулятор, и вся группа обедала холодной гречкой.

Еще мы закупали печенье и вафли для перекуса, иногда отправляли администратора до ближайшего магазина за энергетиками, пакетиками растворимого кофе и сигаретами.

В итоге на транспорт, питание группы и прочие траты, связанные с персоналом, мы потратили почти 50 000 Р.

Съемочная команда во время перерыва
Съемочная команда во время перерыва
Съемки фильма — кропотливый и долгий процесс. Очень редко он выглядит вот так безмятежно
Съемки фильма — кропотливый и долгий процесс. Очень редко он выглядит вот так безмятежно

Непосредственно съемки — 1000 Р

Съемки заняли в общей сложности семь дней, два из которых ушли на пересъемку финальной сцены.

Сложнее всего оказалось снять сцену работы в ночной смене, ее съемки длились 12 часов. Мы снимали на складе в помещении бывшего завода, пустили нас туда бесплатно, мы просто договорились о времени. Там мы снимали в нескольких разных локациях с разными актерами и каждый раз полностью переставляли весь свет и оборудование.

Отдельная история связана со съемками дождя. По сюжету кульминационная сцена фильма происходит во время грозы. Разумеется, в день съемок никакой грозы не предвиделось. Если с громом и молнией все просто — нужно только помигать светом и потом наложить звук, то что делать с самим дождем? В итоге мы за 1000 Р купили в строительном магазине шланг и доски, режиссер сколотил деревянную раму, внутри которой прикрепил свернутый в спираль многократно продырявленный шланг. Затем эту конструкцию водрузили на крышу и во время съемок пускали воду по пожарному шлангу. В кадре дождь выглядит достаточно натурально.

Фото чуда инженерной мысли не сохранилось, но вот кадр из фильма, в котором оно было использовано
Фото чуда инженерной мысли не сохранилось, но вот кадр из фильма, в котором оно было использовано

Уже после чернового монтажа фильма случилось непредвиденное — оказалось, что финал не выражает нашей общей идеи. История не получается цельной, и вообще, все выглядит не так, как планировалось.

Нам пришлось срочно писать новую финальную сцену. Снимать ее мы решили через два месяца, уже зимой. Такой срок на подготовку заложили намеренно: нам нужен был снег в картине, да и просто время, чтобы заработать деньги. В итоге мы пересняли финал за дополнительные 25 000 Р — продюсер Наталья вложила их из личных сбережений.

На короткометражное кино часто складывается вся команда, но у нас не было такой договоренности, поэтому наш режиссер отдавал деньги продюсеру уже после окончания съемок. Если бы мы серьезнее отнеслись к планированию и сценарию, эти траты бы не понадобились.

Постпродакшен — 0 Р

После съемок фильма его нужно еще привести в чистовой вид — на это у нас ушло пять с половиной месяцев. Сначала режиссер собирал фильм на монтаже: оставлял удачные дубли и убирал лишнее. В работе он ориентировался на монтажный лист — это список всех дублей, который ведется во время съемок. В нем помечают, какой вариант вышел хорошо, а какой оказался бракованным. Обычно за ведение монтажного листа отвечает человек с хлопушкой.

Затем была цветокоррекция. Видео с камеры выходит сырым, для создания у кадра настроения его тонируют или придают ему насыщенность — все зависит от настроения сцены. Иногда этим занимаются операторы, но таким навыком владеют не все. К тому же для этого нужны мониторы с хорошей цветопередачей — такие стоят от 40 000 Р до 250 000 Р в зависимости от набора функций.

Параллельно с цветокоррекцией шло шумовое и речевое озвучание — запись речи актеров, всех звуков и шумов в кадре. Для записи качественного чистого звука сразу на съемках нужно потратить множество ресурсов, поэтому практически всегда звук перезаписывают и собирают заново уже после съемок. Актеры переозвучивали все свои реплики заново, а звукорежиссер сам записывал звуки, которые должны были быть в кадре: звук паспортов, кинутых на стол, шаги, удары во время драки — то есть вообще все.

Для этого обычно приходится арендовать звукозаписывающую студию — в Петербурге это стоит около 12 000 Р за смену. Но здесь тоже может сработать лайфхак со скидками для студентов, а еще они иногда вправе пользоваться техническими возможностями своих учебных заведений. Мы именно так и поступили: наш звукорежиссер Леонид записал звук на вузовской студии. Техника для записи звука на площадке нам не понадобилась, потому что у звукорежиссера была своя.

Сейчас наш звукорежиссер занимается сведением фильма — настраивает каждый звук относительно его пространственной локализации и громкости. Это долгий и кропотливый процесс.

Звукорежиссер, обвешанный техникой для&nbsp;записи звука. Он&nbsp;же его впоследствии и перезаписывал
Звукорежиссер, обвешанный техникой для записи звука. Он же его впоследствии и перезаписывал
Начало съемки кадра. На хлопушке видна вся важная информация о кадре: номер сцены, кадра и дубля. Хлопок нужен для&nbsp;синхронизации изображения и звука
Начало съемки кадра. На хлопушке видна вся важная информация о кадре: номер сцены, кадра и дубля. Хлопок нужен для синхронизации изображения и звука

На картину в 16,5 минуты мы потратили 126 541 Р

Транспорт для нужд группы 39 406 Р
Пересъемка последней сцены 25 301 Р
Аренда техники 25 175 Р
Игровой транспорт 14 590 Р
Питание группы 9490 Р
Реквизит и оформление 5593 Р
Костюмы 3670 Р
Прочие траты 1342 Р
Заработная плата актеров 1000 Р
Принадлежности для гримера 974 Р
Монтажно-тонировочные работы Р
Услуги музыкальной студии Р
Речевое и шумовое озвучание Р
Аренда павильонов Р
Строительная униформа Р
Операторская техника Р
Звукозаписывающая аппаратура Р
Авторские права на музыку и сценарий Р
Транспорт для нужд группы
39 406 Р
Пересъемка последней сцены
25 301 Р
Аренда техники
25 175 Р
Игровой транспорт
14 590 Р
Питание группы
9490 Р
Реквизит и оформление
5593 Р
Костюмы
3670 Р
Прочие траты
1342 Р
Заработная плата актеров
1000 Р
Принадлежности для гримера
974 Р
Монтажно-тонировочные работы
Р
Услуги музыкальной студии
Р
Речевое и шумовое озвучание
Р
Аренда павильонов
Р
Строительная униформа
Р
Операторская техника
Р
Звукозаписывающая аппаратура
Р
Авторские права на музыку и сценарий
Р

Продвижение фильма после съемок

Одновременно с постпродакшеном мы начали отправлять фильм на фестивали — сейчас это основной путь дистрибуции короткометражек. Например, мы вошли в шорт-лист фестиваля «Западные ворота», который проходил в Пскове в середине июля 2021 года. Там фильм показали на большом экране.

Фестивали бывают платными и бесплатными, тематическими и общими, у всех разное время и место проведения, где-то нужно личное присутствие авторов, а где-то — нет. Для удобства поиска рекомендую пользоваться сайтом «Фестагент» или другими подобными.

Вот несколько крупных фестивалей, которые авторам короткометражек лучше не пропускать:

  1. «Шорты» — фестиваль проходит в Туле в декабре.
  2. «Святая Анна» — Москва, март.
  3. «Питеркит» — Санкт-Петербург, октябрь.
  4. «Вгикфест» — Москва, осень.
  5. «Короче» — Калининград, конец августа.
  6. «Арткино» — Москва, конец сентября.
Если на «Фестагенте» отсортировать фестивали по России, выйдет больше 200&nbsp;вариантов. Источник: Festagent
Если на «Фестагенте» отсортировать фестивали по России, выйдет больше 200 вариантов. Источник: Festagent

Чем больше фестивальная история картины, тем больше вероятность, что она попадет на второй этап дистрибуции — онлайн-платформы вроде «Кинопоиска HD», «Старта», «Иви». Их представители активно отсматривают программы фестивалей в поисках новых имен. Например, фестиваль «Короче» в прошлом году напрямую сотрудничал с «Кинопоиском HD», все фильмы конкурсной программы можно было во время фестиваля смотреть онлайн на сайте «Кинопоиска».

Обычно представители напрямую обращаются к авторам фильма и подписывают с ними официальные бумаги. Приглянувшиеся или громкие премьеры становятся доступны подписчикам для просмотра. Впрочем, всегда можно самостоятельно написать платформам и предложить дистрибуцию картины. Мы это тоже сделаем, но чуть позже: сначала нужно проехать по фестивалям.

«Закон стоимости» в расписании конкурсной программы. Источник: westerngate.tilda.ws
«Закон стоимости» в расписании конкурсной программы. Источник: westerngate.tilda.ws

Премьера фильма

Премьерный показ «Закона стоимости» состоялся 20 июля 2021 года в Санкт-Петербурге. На нем присутствовала часть съемочной команды, актеры.

Выложить фильм в открытый доступ на «Ютуб» мы пока не можем, потому что некоторые фестивали требуют эксклюзивности показа.

Трудности

Съемки фильма — организационно сложный процесс. Это только кажется, что режиссеру достаточно сесть в свое кресло и кричать: «Камера, мотор, стоп, дубль».

Главная сложность — сбор средств. Вполне может произойти так, что денег на платформах собрать не получится, поэтому нужно планировать другие способы поиска инвестиций. Например, нам краудфандинг принес 49 950 Р, остальное добавили сами — просто не понимали, где еще взять деньги.

Достаточно трудно сопоставить актерские графики с графиками съемочной команды и локаций. Так, однажды нам пришлось собираться в пять утра, чтобы успеть все отснять до ухода актера.

Иногда трудности вызывает банальный человеческий фактор. За день до первой съемочной смены у нас слетел актер с главной роли. Нам пришлось срочно искать ему замену.

Для пересъемки финального эпизода мы хотели взять в аренду дрон, но он стоил 30 000 Р и нужен был залог. Мы предложили оставить в залог камеру оператора, но ее не приняли. Договориться не получилось, а денег на залог не было. Пришлось выкручиваться: в итоге вместо красивой панорамы у нас вышел не менее красивый статичный кадр, снятый со стремянки.

Выкручиваться пришлось и в другой сцене, в которой, по замыслу, по облачному небу должен был лететь косяк птиц. В исходниках у нас реальных таких кадров не было, поэтому режиссер нашел футаж — короткий видеоролик, сделанный специально для видеомонтажа. Футаж пасмурного неба, футаж птиц, текстура облаков, несколько часов работы в Adobe Premiere Pro — и кадр готов.

Кадр, сделанный вручную, в фильме выглядит достаточно реалистично
Кадр, сделанный вручную, в фильме выглядит достаточно реалистично

Что в итоге

  1. В любом фильме важно продумать разные способы финансирования.
  2. Смету лучше писать максимально подробно и закладывать в нее минимум 10% — на всякий случай.
  3. Подавайте заявки на разные конкурсы с финансированием.
  4. Не стоит пренебрегать маленькими фестивалями для дистрибуции. Победа в них поможет распространить славу о команде и самом фильме.
  5. Выйти в онлайн-кинотеатры круто, но окупить затраты на производство таким путем вряд ли получится. Наш зритель пока не приучен смотреть что-то, кроме полнометражного кино и сериалов, но он уже на верном пути.