В начале 2019 года я захотела поучиться за границей.

Договорилась с работодателем о месяце отпуска, определилась с направлением обучения — выбрала четырехнедельные курсы по кинопроизводству в школе MetFilm School Berlin.

За восемь месяцев я накопила деньги на учебу и проживание в Германии, подала заявку на поступление в школу и в октябре вместо отдыха на теплом море полетела учиться в пасмурный Берлин. На обучение потратила 291 583 Р. Дальше в статье укажу цены по текущему курсу.

Расскажу, как я выбирала программу, как устроено обучение в киношколе и что мне дала учеба.

Стоимость учебы в Берлине — 3976 € (355 686 Р)

Обучение в школе 2150 € (192 337 Р)
Аренда комнаты 814 € (72 819 Р)
Еда, развлечения и татуировка 683 € (61 100 Р)
Перелет из Москвы в Берлин и обратно 184 € (16 460 Р)
Проездной на месяц 81 € (7246 Р)
Комиссия банку за перевод денег в Германию 50 € (4472 Р)
Мобильный интернет 14 € (1252 Р)
Обучение в школе
2150 € (192 337 Р)
Аренда комнаты
814 € (72 819 Р)
Еда, развлечения и татуировка
683 € (61 100 Р)
Перелет из Москвы в Берлин и обратно
184 € (16 460 Р)
Проездной на месяц
81 € (7246 Р)
Комиссия банку за перевод денег в Германию
50 € (4472 Р)
Мобильный интернет
14 € (1252 Р)
Я на фоне Рейхстага
Я на фоне Рейхстага

Почему я захотела в киношколу

Я решилась на обучение в киношколе в 33 года. Тогда я работала главным редактором в небольшой компании: мы делали экспозиции для визит-центров в национальных парках и заповедниках России. Я занималась контентом, в том числе писала сценарии для документальных фильмов о природе. В какой-то момент я захотела создавать видеоконтент сама и решила этому научиться.

У меня два высших образования: я химик и журналист. Получать третье долго и дорого. Я присмотрелась к краткосрочной учебе за рубежом. У обучения за границей есть преимущества: можно попрактиковать иностранный язык и познакомиться со специалистами из разных стран. Интенсивные курсы показались мне идеальным вариантом, и я начала искать киношколу и откладывать деньги.

Я узнала, что в разных школах есть четырехнедельное обучение, и договорилась с работодателем о месяце оплачиваемого отпуска. На больший срок он бы не отпустил. Условились, что я буду на связи. Целый месяц перед поездкой я работала на 2—3 часа больше каждый день. Эта подготовка позволила мне спокойно учиться: в отпуске на общение с заказчиками по почте я тратила до часа в день.

Как я выбирала школу и курс

При выборе киношколы я в первую очередь смотрела на срок и язык обучения: у меня было четыре недели и английский выше среднего уровня. Под эти критерии подошли школы в трех странах: MetFilm School Berlin в Германии, MetFilm School London в Великобритании и The New York Film Academy в США. Заведения предлагают разные курсы.

Направление обучения. В Берлине в течение четырех недель изучают кинопроизводство, монтаж, операторское искусство или звукорежиссуру. В Лондоне есть курсы по кинопроизводству, операторскому искусству, постпродакшену и актерскому мастерству в кино.

В школе в Нью-Йорке самый широкий выбор программ. Там изучают кинопроизводство, создание музыкальных видеоклипов и мюзиклов, продюсирование, фотографию, актерское мастерство, тележурналистику, монтаж, анимацию и дизайн титров.

Мне было сложно выбрать направление. Я изучила описания курсов и остановилась на кинопроизводстве. Программа дает базовые знания о процессах и профессиях за кадром.

В MetFilm School Berlin кроме четырехнедельных курсов есть еще рассчитанные на восемь недель и двухдневные интенсивы. Источник: metfilmschool.de
В MetFilm School Berlin кроме четырехнедельных курсов есть еще рассчитанные на восемь недель и двухдневные интенсивы. Источник: metfilmschool.de
На этой странице сайта MetFilm School London указаны все четырехнедельные курсы. Источник: metfilmschool.ac.uk
На этой странице сайта MetFilm School London указаны все четырехнедельные курсы. Источник: metfilmschool.ac.uk
В The New York Film Academy только четырехнедельных программ я насчитала 11. Источник: nyfa.edu
В The New York Film Academy только четырехнедельных программ я насчитала 11. Источник: nyfa.edu

Стоимость обучения. Я сравнила расходы на обучение, аренду комнаты и оформление визы в трех странах. Траты на перелет, еду, развлечения и местный транспорт в таблицу не включила — просто учитывала, что жить в Лондоне и Нью-Йорке дороже, чем в столице Германии.

По расчетам, стоимость обучения в киношколе в Берлине получалась самой низкой, и я выбрала курс кинопроизводства в MetFilm School Berlin. До этого я трижды приезжала в город на 3—4 дня и была рада возможности пожить в нем дольше.

Сколько стоит обучение в киношколах

Траты MetFilm School Berlin MetFilm School London The New York Film Academy
Курс в школе 2150 € (193 500 Р) 2400 £ (249 600 Р) 4199 $ (311 726 Р)
Жилье на месяц От 600 € (54 000 Р) От 600 £ (62 400 Р) От 800 $ (59 200 Р)
Виза Был открытый шенген 95 £ (9880 Р) 160 $ (11 840 Р)
Итого От 2750 € (247 500 Р) От 3095 £ (322 090 Р) От 5159 $ (381 766 Р)
MetFilm School Berlin
Курс в школе
2150 € (193 500 Р)
Жилье на месяц
От 600 € (54 000 Р)
Виза
Был открытый шенген
Итого
От 2750 € (247 500 Р)
MetFilm School London
Курс в школе
2400 £ (249 600 Р)
Жилье на месяц
600 £ (62 400 Р)
Виза
95 £ (9880 Р)
Итого
От 3095 £ (322 090 Р)
The New York Film Academy
Курс в школе
4199 $ (311 726 Р)
Жилье на месяц
От 800 $ (59 200 Р)
Виза
160 $ (11 840 Р)
Итого
От5159 $ (381 766 Р)

Я считала расходы в августе 2019 года. Цены в валюте указала на тот период — с тех пор они не изменились. Суммы в рублях рассчитываются по текущему курсу.

К моменту, когда я решила пройти обучение в киношколе, на моем счете лежало 1500 € (135 000 Р). Уже тогда я понимала, что этого не хватит, и продолжала копить. В течение восьми месяцев я откладывала на валютный счет 400 € (36 000 Р) с каждой зарплаты. Мне не пришлось сильно экономить: тогда у меня был высокий доход, и 1 € стоил всего 73 Р. Я не тратила деньги на дорогую одежду и технику, часто покупала вещи в секонд-хендах или на распродажах.

Как попасть в MetFilm School Berlin

Курс, который я выбрала, проходил с 7 октября по 1 ноября. В середине августа, за два месяца до начала обучения, я написала в киношколу на электронную почту info@metfilmschool.de, чтобы узнать о свободных местах и необходимых документах. На сайте школы я не нашла эту информацию.

В школу берут совершеннолетних, других ограничений нет. Для поступления не нужны портфолио, дипломы об образовании и языковые сертификаты. В киношколе не проводят экзамены и собеседования для зачисления на краткосрочные курсы.

Вот какие документы я отправила по электронной почте для поступления в MetFilm School Berlin:

  1. Заполненную форму участника.
  2. Скан основного разворота загранпаспорта.
  3. Скан действующей шенгенской визы.

Когда школа получила мои документы, мне выслали реквизиты европейского банка Lloyds Bank для оплаты обучения. Надо было сразу перевести 2150 € (193 500 Р) — в 2019 году сумма в рублях составила 159 050 Р. Так как на курс в нужные мне даты оставалось всего два вакантных места из 12, я торопилась, хотя школа не называла дедлайна.

Раньше мне не приходилось отправлять деньги за границу. С переводом возникли сложности: я не понимала, как совершить операцию на сайте банка, и боялась отправить платеж не туда. Я не нашла инструкцию, как переводить деньги, и пошла в офис Сбербанка, услугами которого тогда активно пользовалась. За операцию еще взяли комиссию 50 € (4500 Р).

После оплаты я отправила скан квитанции в киношколу, и меня приняли на курс.

Виза и билеты

Для учебы на краткосрочных курсах в Берлине достаточно шенгенской туристической визы типа C, по которой россияне могут жить в Европе до 90 дней в полугодие. Специальную студенческую оформлять не нужно. У меня был открыт греческий шенген — мне не пришлось тратить время и деньги на оформление новой визы.

В Германию я полетела компанией Utair. Билеты купила на сайте перевозчика за 55 дней до вылета. Прямой перелет с багажом из Москвы в Берлин и обратно обошелся мне в 13 092 Р — это была самая низкая цена на момент покупки билета. Время в пути — 2,5 часа, лететь недолго и неутомительно.

Я прилетела в аэропорт Тегель. В конце 2020 года его закрыли
Я прилетела в аэропорт Тегель. В конце 2020 года его закрыли

Как устроен курс в киношколе

Студия. MetFilm School Berlin проводит занятия в студии BUFA, которая работает с 1912 года. Там, к примеру, снимали сцены из фильма «Голубой ангел» с Марлен Дитрих в 1930 году и «Кабаре» с Лайзой Миннелли в 1972. Сейчас в студии ведут съемки для немецкого кино и телевидения.

Программа. На первой неделе нам рассказывали, как устроено западное кинопроизводство. Мы узнали о профессиях в кино, оборудовании и художественных приемах. Мне, как новичку, было интересно увидеть, как на практике работать с камерой и звуком. Студенты с опытом съемок на программу тоже не жаловались.

На второй неделе мы подробно изучали звук, пробовали снимать короткие диалоги, вникали, как режиссер взаимодействует с актерами на разных этапах кинопроизводства.

На третьей неделе мы готовились к съемкам мини-фильма. На четвертой снимали его, монтировали видео и смотрели результаты.

Часть занятий проходила в съемочной студии с профессиональным световым оборудованием
Часть занятий проходила в съемочной студии с профессиональным световым оборудованием
Для учебы нам выдали камеры Canon C100
Для учебы нам выдали камеры Canon C100

Расписание. Занятия проходили по будням с 10:00 до 17:00. С 13:00 до 14:00 был перерыв на отдых и обед. Знания мы получали на лекциях и в ходе дискуссий, учебники нам не выдавали. Иногда мы смотрели отрывки из фильмов и обсуждали их.

Я не прогуливала уроки, так как заплатила большие деньги и ехала учиться. Случалось, что одногруппники пропускали занятия, но их за это не наказывали.

Расписание занятий в киношколе

Неделя Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
7—11 октября Введение в кинопроизводство Изучение ракурсов, планов, форматов съемки Введение в теорию и художественные приемы монтажа Изучение приемов сторителлинга, разбор короткометражек и отрывков фильмов Знакомство с операторской работой, практика с камерой
14—18 октября Знакомство с работой звукорежиссера, пробные съемки диалогов из сценария Изучение основ работы с актерами и проведения кастингов Кастинг с реальными актерами Работа с актерами, которых выбрали накануне Обсуждение, как режиссер должен работать с актерами на съемочной площадке
21—25 октября Семинар по подготовке к съемкам Семинар по работе со звуком на съемках Семинар по подготовке к съемкам, репетиция с актерами Первый семинар по подготовке камер к съемкам, основы операторской работы Второй семинар по подготовке камер к съемкам, основы операторской работы
28 октября— 1 ноября Первый съемочный день Второй съемочный день Третий съемочный день Монтаж Просмотр фильмов, вручение сертификатов
7—11 октября
Понедельник
Введение в кинопроизводство
Вторник
Изучение ракурсов, планов, форматов съемки
Среда
Введение в теорию и художественные приемы монтажа
Четверг
Изучение приемов сторителлинга, разбор короткометражек и отрывков фильмов
Пятница
Знакомство с операторской работой, практика с камерой
14—18 октября
Понедельник
Знакомство с работой звукорежиссера, пробные съемки диалогов из сценария
Вторник
Изучение основ работы с актерами и проведения кастингов
Среда
Кастинг с реальными актерами
Четверг
Работа с актерами, которых выбрали накануне
Пятница
Обсуждение, как режиссер должен работать с актерами на съемочной площадке
21—25 октября
Понедельник
Семинар по подготовке к съемкам
Вторник
Семинар по работе со звуком на съемках
Среда
Семинар по подготовке к съемкам, репетиция с актерами
Четверг
Первый семинар по подготовке камер к съемкам, основы операторской работы
Пятница
Второй семинар по подготовке камер к съемкам, основы операторской работы
28 октября— 1 ноября
Понедельник
Первый съемочный день
Вторник
Второй съемочный день
Среда
Третий съемочный день
Четверг
Монтаж
Пятница
Просмотр фильмов, вручение сертификатов

Преподаватели и студенты

Преподаватели. За четыре недели учебы мы поработали с четырьмя преподавателями: кинорежиссерами Джейсоном Колем и Рикой Кинсес, оператором Карлом Финкбайнером и звукорежиссером Франком Бубенцером. Они практики: работают по специальности.

Особенно мне понравился Карл Финкбайнер. Он давал дельные советы, делился поучительными историями из своего опыта. Да и просто показался милым, спокойным и добрым человеком.

С учителями мы общались на равных, но без панибратства. Однажды наша группа встретилась с одним из лекторов вне аудитории и вместе сходили в кино на спецпоказ фильма «Новые деньги». Это не входило в программу обучения — пошли только желающие, билеты покупали за свои деньги, они стоили около 10 € (898 Р).

Студенты. В группе оказалось одиннадцать человек вместо двенадцати. Один студент не смог прилететь. Учиться кинопроизводству приехали люди из восьми стран. Кроме меня была еще одна русская девушка — самая молодая в группе, она окончила школу в Берлине и хотела определиться с будущей профессией. Еще были студенты из Австралии, молодая дизайнер из Индонезии, оператор из Италии, журналист из Сальвадора. Самыми старшими в группе были женщины 50 лет: сценаристка из Уругвая и юристка из Австралии, которая просто хотела разнообразить свой отпуск.

Мне понравились одногруппники. Мы поддерживали друг друга. Мне было приятно приходить на занятия, а в перерывах обсуждать со студентами кино, путешествия, Берлин и Германию. Я подружилась с тремя одногруппниками: индонезийкой, итальянцем и сальвадорцем. Мы много времени провели вместе и до сих пор общаемся.

Так проходили занятия, посвященные операторской работе
Так проходили занятия, посвященные операторской работе

Как мы снимали мини-фильм

В первые дни обучения нам выдали сценарий выпускного мини-фильма, который предстояло снять в конце курса.

Сценарий. Название фильма — Showtime, на русский язык его можно перевести как «Шоу начинается». Сценарий создал писатель и режиссер Маттиас Лутхард. Прочитав текст, я расстроилась: сюжет показался мне плоским и неинтересным. Но выбора не было — что дали, с тем и работаешь.

В первой сцене главный персонаж Райан — популярный транс-певец, звезда «Ютуба» — стоит в туалете у раковины, до начала его шоу 20 минут. Внезапно ему звонит мама и сообщает, что отец попал в реанимацию с инсультом. Новость шокирует артиста, он обещает матери прилететь на следующий день, затем выходит из уборной.

Вторая сцена происходит в гримерке. Визажистка Тоня нервничает в ожидании Райана, смотрит на часы. Артист входит, и девушка начинает наносить ему яркий макияж. После короткого разговора парень психует, срывает с себя парик, вытирает лицо и уходит на сцену без грима. Конец.

Позднее мы разобрали с преподавателями историю, мотивацию персонажей, их отношения и остальные нюансы. Так я поняла, что сценарий нормальный, но все равно хотелось работать с более драматичным сюжетом.

Так проходила лекция по звукорежиссуре
Так проходила лекция по звукорежиссуре
Это объективы, которые нам выдали на съемки
Это объективы, которые нам выдали на съемки

Выбор актеров. Для участия в мини-фильме киношкола пригласила профессиональных актеров. Они понимали, что эта работа — часть учебного процесса. На роль гримерши Тони пробовались две девушки, на роль транс-певца Райана — два парня и женщина-трансгендер. Мне было важно работать с профессионалами. Хорошо, что самой не пришлось становиться актрисой в студенческом мини-фильме: я приехала учиться не актерскому мастерству.

День кастинга оказался для меня чуть ли не самым волнительным. Я ехала в школу с трясущимися коленками, как на сессию в университете. Одно дело — слушать лекции и снимать диалоги с одногруппниками, другое — проводить настоящий кастинг профессиональных актеров.

Мы заранее договорились, кто из нас с каким кандидатом на роли будет беседовать. Сделали это для дисциплины: один человек задавал вопросы и озвучивал задания, остальные не мешали и молча делали пометки в блокнотах. Я общалась с женщиной-трансгендером.

Актеры заходили в аудиторию, садились на стул, представлялись и коротко рассказывали о себе. Дальше они выполняли задания, например на импровизацию: доставали из сумки предмет и поясняли, что это и для чего нужно персонажу. Среди вещей были блокнот, ручка, косметика, туфли на шпильках, игрушечная диадема. Затем актеры играли отрывок из сценария в разном настроении: показывали злость, грусть, испуг. Так нам было проще понять, кто лучше справится с ролью.

В конце дня мы с одногруппниками выбрали актрису Салбер Уильямс. У нее была эпизодическая роль в сериале «Ход королевы», и она покорила нас своей игрой. На роль артиста взяли актера Джиамо Рёвекампа. Он убедительно показал себя на кастинге. Фотографий с отбора актеров нет: нас попросили выключить телефоны, чтобы сосредоточиться на процессе.

В следующий день мы работали с актерами под руководством преподавательницы Рики Кинсес: разбирали роли, репетировали, выстраивали истории персонажей. Под конец стало тяжело: фантазия увела нас далеко, а советов по организации съемочного процесса не хватало. Мне хотелось получить от учителя больше инструкций по выбору ракурсов и движений актеров в кадре, чтобы при монтаже избежать ляпов.

Первый день съемок проходил в мужском туалете, а я работала оператором. В кадре — актер Джиамо Рёвекамп
Первый день съемок проходил в мужском туалете, а я работала оператором. В кадре — актер Джиамо Рёвекамп

График съемок и роли. У нас было три съемочных дня. В первый мы снимали сцену в туалете. Во второй — в гримерке. Третий был запасным на случай, если что-то пойдет не так.

Перед съемками распределили, кто какие профессии на себя примерит. Преподаватель перечислял их, а студенты старались раньше остальных предложить себя на ту роль, которая понравилась. Кто промедлил, получил незавидные профессии.

Вот между какими ролями стоял выбор:

Я успела занять должность главного оператора на первый съемочный день и оператора микрофона на второй.

Смотрим на занятии пробный ролик. Я в кадре с камерой
Смотрим на занятии пробный ролик. Я в кадре с камерой

Реквизит. Что-то из реквизита нашлось в киношколе, что-то пришлось покупать. Например, платье, колготки, украшения и косметику для актера. Киношкола выделила деньги на покупки. Забавно вспоминать, как мы с итальянцем и индонезийкой бродили по секонд-хендам и торговым центрам в поисках нужного платья. В итоге взяли обтягивающее из темно-синего бархата длиной чуть выше колена. Для образа еще купили браслеты с кучей страз.

Далее мы решали, где снимать сцены, какой свет использовать и как его выставлять, какие ракурсы нужны, сколько камер требуется для съемки и какие объективы взять. Нам предстояло решить миллион технических вопросов.

Киношкола пригласила на съемки профессиональную визажистку. Она показала актрисе, как наносить макияж, чтобы это выглядело убедительно.

Обсуждаем, как установить камеру и какой ракурс выбрать
Обсуждаем, как установить камеру и какой ракурс выбрать

В первый день съемок я работала главным оператором и отвечала за камеру. Моей ассистенткой была русская девушка — она настраивала фокус. Мне понравилось быть в роли главного оператора. А вот профессия режиссера пока не для меня: не хватает уверенности и харизмы, чтобы выступать лидером, который заряжает всех энергией и сплачивает команду.

Когда мы начали реальные съемки, стало понятно, как много вопросов у нас осталось по технической части. Во время учебы они не возникали, а в дни съемок их некому было задать: преподаватели — оператор и звукорежиссер — в процессе не участвовали.

Мы с одногруппниками сошлись во мнении, что на предыдущей неделе стоило меньше работать с актерами над их образами и больше отрабатывать с ними сам процесс съемок — сразу репетировать сцены и диалоги из сценария, чтобы заранее обсудить детали. Например, мы не знали, какой рукой актеру следует держать телефон, в какую сторону ему поворачиваться. В итоге приходилось судорожно решать такие вопросы в день съемок. Это нервировало и раздражало. К тому же время было ограниченно: школа оплачивала актерам рабочую смену с 10:00 до 17:00. Мы не имели права их задерживать.

Школа без вопросов предоставляла профессиональное оборудование, необходимое для съемок
Школа без вопросов предоставляла профессиональное оборудование, необходимое для съемок

Второй и третий дни съемок. Во второй день съемок я была оператором микрофона. Мне пришлось нелегко: оборудование тяжелое. Я держала микрофон максимально близко к актерам и при этом следила, чтобы он не попал в кадр. Для этого пришлось стоять в неудобной позе и бесшумно двигаться. Я справилась и отказалась от помощи, чем вызвала восхищение ребят.

На третий день мы пересняли сцену в гримерке: хотели исправить некоторые моменты. Как и накануне, я отвечала за микрофон.

Я с микрофоном во второй съемочный день
Я с микрофоном во второй съемочный день
В такой позе мне приходилось держать микрофон
В такой позе мне приходилось держать микрофон
Я с микрофоном во второй съемочный день
Я с микрофоном во второй съемочный день
В такой позе мне приходилось держать микрофон
В такой позе мне приходилось держать микрофон

Монтаж фильма. В предпоследний день учебы мы монтировали наш мини-фильм в программе Adobe Premiere Pro. Для этого школа бесплатно выдала студентам Макбуки-про с уже установленной программой. Раньше я с ней не работала, поэтому растерялась. Одногруппники подсказали, что делать, но до конца монтаж я не осилила. Всего четыре студента успели сдать смонтированный фильм. Остальным не хватило навыков и времени.

Окончание учебы. В последний день мы смотрели ролики студентов, которые успели смонтировать фильм, слушали комментарии преподавателей по ним и получили сертификаты. В школе для нас накрыли небольшой стол с закусками и шампанским. Мы отметили, и на этом обучение официально завершилось. С одногруппниками мы сходили в бар, обсудили учебу и разошлись. Студенты не получили от школы или преподавателей предложений о дальнейшем сотрудничестве, но мы их и не ждали: все же у нас еще мало опыта.

Так выглядит мой сертификат об обучении
Так выглядит мой сертификат об обучении

Что мне не понравилось в обучении

Мало технических деталей. Мне кажется, мы слишком много времени посвятили обсуждению характеров персонажей и катастрофически мало — технической подготовке к съемкам. При монтаже всплыли наши ошибки: мы не так установили свет, выбрали неудачный ракурс, неверно поставили задачу актеру, из-за чего его игра смотрелась фальшиво.

Неравные роли на съемках. Мне повезло: я успела побывать главным оператором и оператором микрофона и находилась в центре событий. Тем, кому достались обязанности костюмера, продюсера или художника-постановщика, было нечего делать. Студенты с незавидными ролями сидели в коридоре и смотрели в телефоны, дожидаясь обеденного перерыва или конца занятий. Я считаю, это несправедливо. Вижу два решения проблемы: сделать больше съемочных дней, чтобы все попробовали себя в разных ролях, или набирать в группу меньше студентов.

Мало времени на монтаж. Одного дня для такой задачи мало. Студент без опыта работы в программе не сможет смонтировать фильм, как это получилось у меня и большинства однокурсников. Мне кажется, на монтаж стоило выделить минимум два дня.

Кому подойдут курсы

Мне кажется, творческие краткосрочные курсы подойдут нескольким категориям людей, например:

Жилье

Мне сложно было найти жилье в Берлине. Сначала искала комнату на популярных в Германии сайтах WG-Gesucht и Immobilienscout24, где обычно сдают жилье на долгий срок. Поиски, в том числе через знакомых, не дали результата. Мой курс в киношколе стартовал, когда начиналась учеба в университетах, — в этот период спрос на бюджетные комнаты был высоким.

Потом я искала жилье на Airbnb, где цены в 1,5—2 раза выше, чем на первых двух сайтах. Многие варианты мне не подходили по датам, а некоторые хозяева внезапно повышали стоимость, когда видели мою заинтересованность в аренде.

Наконец я нашла просторную комнату в районе Моабит за 814 € (72 819 Р) — в 2019 году она обошлась мне в 60 250 Р. Получилось дороже и дальше от киношколы, чем я хотела. Но дом, в котором я выбрала жилье, располагался на тихой улице и в трех минутах пешком от станции метро U Birkenstraße.

В комнате было все необходимое: стеллажи для одежды и обуви и диван из «Икеи», стол с тремя стульями, сушилка для белья, рейл с вешалками. Ремонт простой: белые крашеные стены и деревянные полы — вполне берлинский стиль.

Кухню с выходом во внутренний двор и совмещенный санузел я делила с хозяевами квартиры — молодой семейной парой из Санкт-Петербурга — и еще с одним квартирантом из Франции, которого за все время я видела раза четыре. Меня все устраивало, кроме ремонта в подъезде: шуметь начинали в 7 часов утра, поэтому поспать подольше не удавалось.

Так выглядит улица в районе Моабит, где я жила
Так выглядит улица в районе Моабит, где я жила
Я люблю гулять по нетуристическим улицам Берлина и разглядывать граффити
Я люблю гулять по нетуристическим улицам Берлина и разглядывать граффити

Еда

Я завтракала дома: делала себе бутерброды с яйцом пашот, сыром и авокадо. Иногда, пока ждала автобус до киношколы, в небольшой кофейне рядом с остановкой брала кофе по 3—3 € (268268 Р) и булку навынос. Под конец учебы это превратилось в приятную традицию перед занятиями.

На обед я покупала еду в супермаркете Lidl недалеко от школы. На салат, авокадо и небольшой хлеб я обычно тратила 5 € (450 Р). В киностудии не было столовой, но предлагали бесплатный чай и кофе в неограниченном количестве.

Ужинала я дома или в кафе с друзьями. Я не фанат немецкой кухни, много лет не ем мясо и стараюсь избегать фастфуда вроде кебабов. Пока не нашла для себя идеального места, где можно поесть бюджетно и вкусно. Надеюсь, все впереди.

Назову несколько заведений, которые мне запомнились. Например, в кафе суданской кухни Sahara блюда вроде боулов стоят в среднем по 5—7 € (450630 Р), порции там огромные. Рядом с домом я иногда забегала в кафе немецкой и арабской кухни Tirree — там можно хорошо поужинать в пределах 10 € (900 Р). В Берлине много уютных кофеен, например Five Elephant в Кройцберге, где подают вкусные чизкейки за 5 € (450 Р).

В этой кофейне я покупала кофе и выпечку по утрам, пока ждала автобуса до киношколы
В этой кофейне я покупала кофе и выпечку по утрам, пока ждала автобуса до киношколы

Транспорт

В Берлине действует единый проездной на метро, электрички, автобусы, трамваи и паромы. Такие билеты продают в автоматах в метро и на станциях электричек. Я купила на остановке автобуса рядом с аэропортом. Количество поездок по нему неограниченно. В 2019 году проездной на месяц стоил 81 € (7290 Р). В 2021 году он подорожал до 86 € (7740 Р). В будни с 20:00 до 03:00, а также в выходные и праздничные дни вместе с владельцем такого билета может бесплатно проехать один взрослый и трое детей. Я не советую ездить в Берлине зайцем: местные контролеры известны своей беспощадностью. Штраф за проезд без билета — 60 € (5369 Р).

На дорогу до киношколы я тратила 40 минут. В берлинском метро и автобусах не так многолюдно, как в Москве. Я не уставала ездить на общественном транспорте. Знаю, что в столице Германии с ним бывают перебои из-за бесконечной стройки, поломок и забастовок. Мне повезло: за месяц я не столкнулась с такими проблемами.

Чем заняться в Берлине

Прогулки и встречи. После киношколы я гуляла по городу. Мне повезло с погодой: октябрь был солнечным и теплым, днем температура воздуха порой поднималась до +20 °C. В середине месяца я ходила в легком плаще.

Я обожаю бродить по нетуристическим местам Берлина: по улицам в районах Фридрихсхайн, Нойкельн, Шенеберг, вдоль канала в Кройцберге. Я исходила вдоль и поперек весь район Моабит, где снимала комнату. Туристические места мне тоже нравятся, особенно люблю Бранденбургские ворота и Истсайдскую галерею — остатки Берлинской стены с граффити. Ее можно посмотреть в любое время бесплатно, она не огорожена и не охраняется.

Иногда я встречалась с друзьями, которые переехали в Берлин из России. Мы ходили по местным кафе, барам и блошиным рынкам.

По вечерам в будни я сидела дома и общалась с хозяйкой квартиры. Мы часами обсуждали жизнь в России и Германии, проблемы наших стран и эмиграцию.

Фестиваль света. В одни выходные мы с подругой, которая прилетела ко мне из Москвы, сходили на фестиваль света. Погуляли по ночному городу, посмотрели на инсталляции — это бесплатно. Уровень праздника московский — ничего необычного не увидели. Фестиваль ежегодный, в 2021 году его проведут с 3 по 12 сентября.

Кино. В Берлине я ходила в кинотеатр Hackesche Höfe. Мне нравится, что он расположен в историческом здании. Еще перед просмотром можно зайти в один из баров, которые находятся там же. Я посмотрела «Джокера» и «Однажды в… Голливуде». Сходить в кино в Германии стоит дороже, чем в России, — 10—13 € (9001170 Р). Странно, что на билете не указывают место: можно занять любое свободное. Мне это не понравилось.

Световая инсталляция на стенах Берлинского кафедрального собора
Световая инсталляция на стенах Берлинского кафедрального собора

Выставка Berlin Photo Week. Я посетила бесплатную выставку Berlin Photo Week. Она проходила в Kraftwerk — здании бывшей электростанции. Это популярное мероприятие. Было много людей, я простояла в очереди на вход больше часа, хотя заранее зарегистрировалась на сайте для посещения. Я посмотрела фотографии и перформансы, но одной было скучно: не с кем обсудить увиденное. И мне кажется, в Москве подобные выставки интереснее.

В 2021 году Berlin Photo Week пройдет с 26 августа по 3 сентября. Основную экспозицию разместят в большом пространстве Arena Berlin.

Футбол. Еще мы сходили с одногруппниками на футбольный матч Бундеслиги на Олимпийском стадионе. Его построили в 1936 году к Олимпийским играм. Билет на матч стоил 23 € (2070 Р). У нас были хорошие места в третьем ряду. В тот день клуб «Герта» проиграл «Хоффенхайму» со счетом 2 : 3. Расписание матчей смотрят на сайте Bundesliga.com, там же покупают билеты.

Перформанс на Berlin Photo Week в Kraftwerk
Перформанс на Berlin Photo Week в Kraftwerk
Фанаты футбольного клуба «Герта»
Фанаты футбольного клуба «Герта»

Татуировка. На память о времени, проведенном в столице Германии, мы с одногруппниками сделали разные татуировки. Я набила аутлайн Берлина — силуэты главных достопримечательностей города. Подруга из Индонезии сделала мотивирующую надпись о любви к жизни и себе. У итальянца появился абстрактный узор в индейском стиле. Пока были в тату-салоне, мы поддерживали друг друга, а потом вместе отметили это событие в одном из пабов в тусовочном районе Нойкельн.

Татуировка обошлась мне в 90 € (8054 Р). Студию порекомендовал знакомый. В момент написания статьи она закрыта из-за коронавируса. Не знаю, откроется ли снова.

Я сделала татуировку на ребрах, было больно. Ее размер — 10 × 6 см
Я сделала татуировку на ребрах, было больно. Ее размер — 10 × 6 см

Итоги

У обучения в киношколе в Берлине есть недостатки, но я в нем не разочаровалась. Пользы от поездки я получила больше. Не стоит ожидать, что после четырехнедельных курсов можно резко сменить профессию, но они помогут определиться, чему учиться дальше.

Я поработала с профессиональным оборудованием, которое школа предоставляла без вопросов и бюрократии. Изучила основы кинопроизводства и осознала, куда двигаться дальше, — решила освоить монтаж видео и зарабатывать на этом как фрилансер. Это полезный навык в условиях пандемии.

Еще я завела новых друзей и установила полезные контакты. В поездке подтянула английский: пришлось постоянно общаться на нем.

Это был один из моих лучших отпусков и классный опыт проживания в Европе. По одному месяцу наивно судить о постоянной жизни в Берлине — я не сталкивалась с госструктурами, медициной и поиском работы. Но изучила инфраструктуру города, погуляла по нетуристическим местам и еще больше влюбилась в столицу Германии.

В Берлине я провела счастливое время, о котором вспоминаю с улыбкой. Источник: Мария Ермошина
В Берлине я провела счастливое время, о котором вспоминаю с улыбкой. Источник: Мария Ермошина