«Мои ученики всегда забирают чеки»: как я веду уроки финграмотности в сельской школе

Урок финансовой грамотности № 38
62
«Мои ученики всегда забирают чеки»: как я веду уроки финграмотности в сельской школе
Аватар автора

Екатерина Шалмина

задала вопросы

Страница автора

Мы запускаем рубрику «Уроки финансовой грамотности», в которой любой читатель Т⁠—⁠Ж может рассказать, как учился или учится распоряжаться деньгами.

Героиня этого выпуска училась финансовой грамотности сразу на практике, зарабатывая свои первые деньги «на картошке», откладывая стипендию, пряча зарплату от пьющего мужа. Теоретические знания она приобрела значительно позже, когда стала преподавать финграмотность детям в сельской школе, и в итоге изменила не только их отношение к деньгам, но и собственную финансовую стратегию.

Это история из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Личный опыт

Аватар автора

ТаУ

учит и учится финграмотности

Страница автора

Не помню, чтобы в моем детстве кто-то из родных вел гроссбух с записями доходов и расходов. Уже став взрослой, осознала, что финансовое поведение моих близких во многом проистекало из их детства. Мои дедушка и бабушка по материнской линии считали нормальным, что все деньги находились у бабушки, даже когда дед работал, и она выдавала ему на расходы. Дед не возражал против этого, признавая, что деньгами управлять не умеет. К слову, вырос он в бедняцкой семье, рано потерял отца, а мать его считалась женщиной не очень самостоятельной. Бабушка же вышла из середняцкой семьи, в которой достаток не переводился даже в самые лихие годы.

Мама эту схему финансовых отношений усвоила как единственно нормальную, поэтому обижалась на отца за то, что он, по ее словам, утаивал от нее деньги. На деле это было не совсем так. Зарплату отец отдавал ей всю. Деньги лежали в определенном месте, каждый брал необходимые суммы, предупреждая об этом другого. Но у отца как у сельского ветврача был левый доход. И вот эти деньги он оставлял себе, и мама никогда точно не знала, сколько у него в заначке. Ее это не просто расстраивало, она до сих пор на отца обижается, хотя в конечном счете все эти деньги все равно шли на семью. Просто для отца эта заначка была свидетельством его самостоятельности и значимости. Порочных привычек у него не было.

Например, ему часто приходилось по работе ездить в районный поселок, где у него был блат в книжном магазине, — чтение было страстью обоих родителей. Кроме того, профессии родителей были топовыми для сельской местности: он ветврач, она зубной врач. Это открывало доступ к дефицитным товарам и подписке на дефицитные периодические издания. Так что детство у меня было весьма обеспеченным. Я так считала тогда, сравнивая себя с одноклассниками, считаю так и теперь, понимая, что своей дочери такого ощущения дать не смогла.

Хотя бюджет не фиксировался, родители держали под контролем траты. Крупные покупки обсуждались заранее, на них начинали откладывать. В то время можно было воспользоваться рассрочкой: стоимость товара делилась на энное количество месяцев и выплачивалась частями без всяких процентов. Родители часто прибегали к этой услуге при покупке товаров, цена которых была для них существенной. Например, маме в сельмаге предложили зимнее пальто. Обычно за такими вещами летом во время отпуска ездили в Москву, а тут появилась возможность купить на месте. К отпуску деньги откладывались практически в течение всего года, но брать на пальто из этого НЗ не считали целесообразным. Пальто стоило около 100 ₽. Отец в это время получал 90 ₽, а мама — 60 ₽. Пальто купили в рассрочку и за него выплачивали по 10 ₽ в месяц.

Первые мои заработки были связаны с традиционными для того времени работами в совхозе «на картошке». Плюс на лето меня и брата отвозили к бабушке и дедушке в другую деревню — родители жили не в родном селе, а в соседнем районе, куда маму распределили на работу после медучилища. Там мы все лето помогали на огороде, а по итогам сезона дед подкидывал нам рублей по двадцать.

Первую совхозную зарплату я принесла родителям, но они сказали, что я могу распорядиться ею сама. Я купила 300 г конфет «Трюфель», как это всегда делал папа, а на остальные потом покупала близким подарки на праздники. Помню, подарила маме на день рождения духи «Чардаш» в красивой белой коробке. Это был страшно дорогой подарок, ведь стоили они 10—12 ₽.

В дальнейшем, когда в моем распоряжении оказывались значимые суммы, я по-прежнему тратила их на подарки, а остаток откладывала на родительский отпуск, во время которого мы обязательно ездили на неделю в Москву. Там на них можно было купить то, что очень хотелось, но что родители не считали необходимым. Так, например, я купила себе свои первые джинсы.

В студенческие годы я получала стипендию. Обычная стипендия составляла 40 ₽. Этого было вполне достаточно, чтобы месяц полноценно питаться одному человеку. Иногда сессию удавалось сдать на повышенную стипендию — 45 ₽. Родители считали, что должны обеспечить мне условия для получения образования, поэтому выдавали 30 ₽ в месяц на расходы, плюс отец подкидывал из своей заначки — всего получалось 35—50 ₽.

В нашем общежитии было не принято не работать. Отсутствие подработок считалось нормальным только у «козерогов», то есть первокурсников. На втором курсе у меня были проблемы с почками, поэтому я начала работать с третьего.

Студентов не оформляли официально. В то время люди предпенсионного возраста старались найти подработки, чтобы пенсия была побольше, так как ее размер зависел от зарплаты за последние пять лет. Плюс пенсионеры готовы были подрабатывать для увеличения стажа и пенсии. Но реально зачастую работали другие люди. Тому, за кем было закреплено рабочее место, шли стаж и надбавки, а тому, кто реально работал, — деньги. По такой схеме на третьем и четвертом курсе я работала расклейщиком афиш, дворником, лаборантом на кафедре родного института. Устраивалась обычно на 0,33 ставки. Зарплата варьировалась от 20 до 30 ₽. Таким образом, в студенческие годы я имела доход 70—90 ₽ на первом и втором курсе и до 120 ₽ — на третьем и четвертом. Эта сумма была равна полноценной зарплате начинающего инженера.

Конечно, я не помню все мои расходы, но у меня в архиве долго хранилась квитанция на оплату общежития — 21,74 ₽ за год. Пообедать в студенческой столовой можно было на 0,8—0,9 ₽. Буханка хлеба стоила 0,14 ₽, а килограмм сахара — 0,96 ₽. Мясо и овощи я привозила из дома.

Обедать на первом курсе ходили в столовую, так как готовить просто не успевали. Но потом, войдя в ритм, а главное — сдав начертательную геометрию, готовили сами. На первом и втором курсе пользовались услугами прачечной, куда относили постельное белье. Опять же, потом эти траты ушли: приспособились стирать в общежитии.

Еще когда сдавала вступительные экзамены, прислушалась к совету старшей подруги, которая откладывала в начале недели деньги на поездку домой в выходные.

Поначалу это было, наверное, единственное финансовое правило, которого я придерживалась.

Покупка одежды и обуви требовала повышенных трат. Если повезет, можно было купить что-то приличное в московских магазинах по установленной государством цене, но чаще модную одежду покупали у фарцовщиков. В нашем общежитии, например, время от времени появлялся мутный тип, служивший матросом на торговом судне. Приезжал он из Москвы. У него можно было купить одежду, косметику, аксессуары, но по спекулятивной цене.

Часто ездили в Москву на выходные: за продуктами — колбасу или сосиски в нашем городе купить было невозможно, как и многое другое, а также за одеждой и обувью. Ну и с культурной программой. Поскольку я жила весьма зажиточно, на последнюю статью расходов могла позволить себе потратить о-о-очень много. Билеты в московские театры мы могли купить только у спекулянтов — порой дороже в 20—30 раз. Я могла себе позволить пойти в Большой рублей за сто, в то время как в кассе цена на билет варьировалась от 3 до 5 ₽.

В своем городе тоже часто ходила в театры и филармонию. Но там удавалось покупать билеты официальным путем, поэтому редко выбивалась из суммы 5 ₽ за билет.

Большие траты были связаны с летней производственной практикой. Выезжали в другой город на месяц. Условий для приготовления пищи не было, питались в столовых и кафе. В выходные хотелось увидеть все, чем этот город славен. Так я побывала после второго курса в Брянске, после третьего — в Новгороде.

При этом какие-то деньги все же оставались, и у меня кроме потайного кармашка в сумке с наличной заначкой появилась сберкнижка. Постепенно на ней набралось 500 ₽, но все они были проедены в 1991 году, когда гиперинфляция значительно обгоняла рост зарплат.

Может показаться, что в студенческие годы я была прямо финансовым супергением. На самом деле секрет моих успехов заключался в том, что здоровья хватало на успешную учебу и работу, родители, которые не знали о моих подработках, все пять лет помогали и деньгами, и продуктами, плюс всегда были друзья, готовые помочь в трудной ситуации. Например, выйти на работу вместо меня, если приболела, учитывая, что в другой раз я подставлю плечо.

Пятый курс был выпускным. Первый семестр шла подготовка к госэкзаменам, было не до подработок. А второй семестр был дипломной практикой. Диплом я писала на предприятии, куда меня распределили на работу. Это был другой регион. Завод был режимным, и, чтобы я могла заниматься дипломом, меня оформили техником-технологом в цех. Зарплата составляла 80 ₽ после вычета налогов, а стипендия копилась в кассе института.

Когда начала работать, получала 120 ₽ плюс командировочные. Командировок было много, поэтому в среднем выходило 140—160 ₽ в месяц. Это были очень приличные деньги. Мой отец, который был в это время главным ветврачом колхоза, получал 180 ₽.

Ударом по моему благосостоянию стало сочетание сразу нескольких факторов:

  • 90-е. Для тех, кто пережил, пояснений не требуется.
  • Неудачное замужество. За четыре года совместной жизни муж проработал ровно четыре дня, при этом не только пропивал выбитые из меня деньги, но и тащил из дома все, что мог пропить.
  • Рождение ребенка, что означало потерю дохода и новые расходы.
  • Переезд в родной город мужа, что означало потерю поддержки близких: писать родителям о катастрофе в моей жизни я не могла.

Когда дочке было полтора года, мне удалось устроить ее в садик и пойти работать гардеробщицей в ПТУ. Гиперинфляция поменяла номинал денег. Я получала 50 000 ₽, при этом за сад отдавала 25 000 ₽. На остальные надо было выжить втроем. Когда-то маршал Миних написал: «Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует». Моей жизнью тогда тоже управлял Господь.

В какой-то момент я поняла, что больше так не могу. Не могу жить в условиях абсолютной непредсказуемости завтрашнего дня. Надо было исключить главный фактор этой непредсказуемости. Я ушла от мужа. Вернулась к родителям. На дворе стоял 1995 год.

Несколько лет я отдавала всю зарплату маме, а потом она выдавала мне на расходы. Все как в их жизни с отцом. Маме необходимо было чувствовать себя хозяйкой в доме, а у меня не было выбора. Потом мы вышли на смешанный бюджет: складывались на продукты, остальное тратили по своему усмотрению.

Долгое время соотношение моей зарплаты и трат не позволяло мне откладывать деньги. Доходы не могли угнаться за ценами. Ситуация изменилась, когда дочь училась на старших курсах университета. Она подрабатывала, а я, как когда-то мои родители, считала себя обязанной ее содержать. Но она отказывалась. Тогда я решила, что буду откладывать деньги ей на свадьбу. Откладывала не регулярную сумму, а то, что удавалось сэкономить.

Свадьбу дочь с зятем сыграли супербюджетную. Так что большая часть накопленного осталась на счете, который я по возможности продолжала пополнять. В какой-то момент начались проблемы с братом. Он живет отдельно, но тоже прописан в родительском доме. Периодически запивает. Так было и в 2016 году. Во время очередного запоя жена его выгнала, и он пришел жить к нам с мамой. И вот тут я поняла, что ничего не забыла за годы, прошедшие с того момента, как я ушла от мужа. Паника охватывала всякий раз, когда брат задерживался с работы… Поделилась с дочерью. Она тогда сказала: «Тебе нужно место, куда ты сможешь уйти в любой момент». Так у меня появилась идея покупки своего жилья.

В то время у дочери уже был ребенок. Они с зятем снимали квартиру, я частенько выезжала к ним посидеть с внуком, чтобы они могли сходить куда-то. Квартира, в которой они жили, мне очень нравилась. В то время индивидуальное отопление в нашем областном центре только входило в обиход. Для семьи с маленьким ребенком это было архиздорово. Мониторя рынок жилья, я постепенно стала ориентироваться на параметры этой квартиры. Дочь знала об этом и тоже присматривала варианты.

Когда подходящая квартира нашлась, на счете было 350 000 ₽. Зарплата у меня тогда была около 25 000 ₽, но я решила рискнуть. В июне 2017 года оформила ипотеку. Накопленные деньги пошли на первоначальный взнос. Ежемесячный платеж составлял 17 600 ₽. Дополнительными платежами я снизила эту сумму до 14 800 ₽, но, если бы можно было вернуться в прошлое, вносила бы на уменьшение срока.

Квартира была из вторичного фонда, со сносным ремонтом. К моменту оформления ипотеки у меня было уже два внука. Я не видела смысла в том, чтобы дочь жила в съемном жилье, так как брат к тому времени вернулся к жене, а у меня в деревне была стабильная работа и переезжать я не собиралась. Сейчас семья дочери живет в этой квартире. По возможности собирают на первый взнос для покупки своего жилья. Вроде не транжиры, но сейчас я вижу, что многому в отношениях с финансами я ее не научила, так как сама очень многого не знала.


Онлайн-уроки

Я работаю учителем истории в сельской школе уже 27 лет. Веду уроки в классах с пятого по одиннадцатый. В 2018 году в нашу школу из Районного управления образования и молодежной политики, РУОиМП, пришло распоряжение организовать просмотр онлайн-урока по финансовой грамотности от Банка России. Само начинание показалось мне интересным, и я вызвалась это сделать. Трудность заключалась в том, что время урока не совсем вписывалось в расписание. Досматривали уже на перемене. Но и мне, и детям было интересно.

За первым уроком последовал второй, потом третий. Всего было не более шести. Их тогда посмотрели все ученики, начиная с шестого класса, это был минимальный возраст, на который уроки были рассчитаны. Проходили они у нас как внеклассные мероприятия.

Так наша школа приняла участие в проекте ЦБ РФ для старшеклассников и студентов. Сама организация онлайн-уроков специальной подготовки не требовала. Надо было просто зарегистрироваться на сайте проекта, получить ссылку на занятие, а в назначенный час включить его. К слову, организация онлайн-уроков и отчеты о них не тарифицировались и оплачивались из стимулирующего фонда буквально копейками.

Собственно, по задумке авторов идеи, уроки эти носят в основном ознакомительный характер и призваны скорее вызвать интерес к теме финансов у детей. Они не предполагают контроля полученных знаний. Потом, когда новые уроки появлялись на сайте, а мы сидели на удаленке, я рассылала ребятам ссылку на подключение. Кто-то игнорировал, но многие заходили и смотрели, особенно старшеклассники. Было время, когда уроки можно было посмотреть в осенние и весенние каникулы. Это было здорово, так как помогало организовать занятия каникулярного школьного лагеря.

Кроме уроков, на сайте можно найти сценарии игр
Кроме уроков, на сайте можно найти сценарии игр

Постепенно от онлайновых просмотров мы перешли к тому, что, скачав презентацию во время трансляции урока, я повторяла лекцию сама во время классного часа. Такой формат позволил отходить от текста и обращаться к личному опыту ребят. Наверное, самая интересная тема для них — личный финансовый план.

И самый частый вопрос: «А как откладывать, если денег очень мало?»

Где-то через год мне пришло предложение пройти онлайн-курс по обучению школьников финансовой грамотности в рамках проекта Минфина по повышению уровня финграмотности населения. Формально его продолжительность составляла 180 часов, но в реальности у меня ушло больше. Даже если я нормально проходила тестирование в конце урока, все равно приходилось часто возвращаться к материалу занятия, когда чувствовала, что что-то не поняла. Да и выполнение практических заданий по созданию сценариев занятий не всегда давалось легко. В целом курсы были интересные, организаторы предложили много кейсов для проведения уроков, которыми я до сих пор пользуюсь. Но материал рассчитан все-таки на старшие классы, а в наших реалиях кое-что и для старшеклассников сложновато.


Пятиклашки

Самой большой неожиданностью во всей этой истории стало то, что мне было тесно в формате онлайн-уроков: я захотела и сама узнать больше, и детям в результате дать шире и глубже. Стала искать материал, но в основном это были разрозненные разработки отдельных тем. Мне же хотелось чего-то более-менее завершенного и, главное, доступного и интересного для детей. Я стала искать, параллельно убеждая школьную администрацию в том, что ограничиваться уроками Центробанка — не лучший способ научить детей финансовой грамотности.

Никогда до этого я не клянчила себе дополнительные часы, но сама столько шишек набила на пути к хоть какой-то стабильности, что хотелось уберечь от них ребятню. Потому что далеко не все дети могут узнать от родителей, как эффективно распоряжаться деньгами.

Например, еще лет десять назад столкнулась с такой проблемой: звоню некоторым родителям, а симкарта заблокирована. Спрашиваю у ребенка, он дает новый номер мамы, а месяца через два та же история. Оказывается, мама покупает симку, подключает обещанный платеж, а когда выговорит лимит, блокирует карту и выбрасывает. И покупает у другого оператора. И мама с папой в восторге от того, как они «богатеньких лохов дурят». А потом эти люди идут за кредитом в серьезный банк, возмущаются и долго удивляются, что им отказано, но тут же утешаются в какой-нибудь микрофинансовой организации. И снова удивляются и возмущаются, что долги растут, как опята дождливой осенью.

Или набирают полтора десятка займов на все подряд: хлебопечку, мультиварку, телевизор во всю стену… А потом бегают по сердобольным старушкам-пенсионеркам, занимая на хлеб и коммуналку.

Или так: стоит мамка у прилавка сельского магазина, набирает эклеров семь штук, трубочек с кремом семь штук, две пачки «Несквика», четыре шоколадки, семь эскимо, буханку хлеба и кило риса. А у нее состав семьи такой, что этот килограмм ей на один раз сварить. И даже старушки-пенсионерки ей в долг уже не дают, так как прежних займов дождаться при жизни не чают.

Вот и живут эти люди какой-то обшарпанной жизнью, обижаясь на весь белый свет за ее серость и скудость. Но самое жуткое, что их дети все это считают нормой. И, вырастая, живут так же. И если хоть кому-то удастся объяснить что-то про кредитную историю, сложный процент и рациональное отношение к деньгам — ну здорово же будет!

Два года назад мне дали возможность вести курс внеурочек по финграмотности в пятом классе. Эти занятия проходили раз в неделю. На тот момент я была вполне свободна в выборе учебного материала. И мне как раз попалась книга «Дети и деньги» Евгении Блискавки в формате тетради-учебника. Сначала я пользовалась переведенным с белорусского пособием, потом нашла адаптированный к российским реалиям вариант. Это было здорово, так как до этого пятиклашек сбивали с толку белорусские цены и зарплаты в задачах. Правда, купить на всех не было возможности — я распечатывала детям материал на принтере.

Одно из первых заданий предлагает ребятам выяснить, в чем заключается работа их родителей и сколько они за нее получают. Как оказалось, не все пятиклассники осведомлены, чем их родители заняты на работе и сколько стоит час их труда.

Мне хотелось, чтобы наши занятия были максимально приближены к жизни. Изучение темы «семейный бюджет» начинается с обсуждения обязательных и необязательных трат. Ребята получали задание вместе с родителями составить список обязательных расходов их семьи. Отмечу, что конкретные значения этих трат были непроверяемой частью задания. Тем не менее ребята все равно их прописывали.

Самая большая статья обязательных расходов — покупка продуктов. Следующим заданием было составление базового списка продуктов и сравнение цен в местных магазинах. Дети сделали вывод, что, если приходится покупать продукты в своем селе, лучше потратить немного больше времени, но пройти по всем трем местным магазинам, благо расположены они не так уж далеко друг от друга.

На занятии, посвященном коммунальным услугам, ребята составили памятку экономного жильца. Мы обсуждали, каким образом можно сократить коммунальные платежи, а потом все важные рекомендации свели в буклет и распечатали. Дети даже сами распространили его: раздали в школе, разнесли по сельским магазинам, в которых разрешают оставлять информационные листки для всех желающих. Советы всем известные: от «пользуйтесь стаканом для воды во время чистки зубов» до «обследуйте чердак своего дома и закройте обнаруженные щели». Но тот факт, что они собрали эти советы в один документ, повысило ценность таких приемов в глазах самих ребят.

На выполнение следующего задания терпения хватило не у всех. Нужно было в течение двух недель контролировать расходы. Первая неделя должна была проходить в привычном для семьи режиме, а на второй нужно было ходить в магазин с заранее составленным списком покупок. Конечно, список не гарантирует полного отказа от спонтанных трат, но, по словам ученицы, которая вместе с мамой прошла этот квест, во вторую неделю траты оказались меньше примерно на 1500 ₽.

Вершиной этого пути было составление семейного бюджета. По понятным причинам я не стала давать задание на работу с реальными доходами и расходами конкретных семей. Мы просто немного поиграли в семейный совет, на котором утвердили несколько уровней бюджета гипотетической семьи.

В ходе работы выяснилось, что большинство родителей не выделяют детям карманные деньги, а просто на свое усмотрение выполняют или не выполняют их просьбы. Напросилась на родительское собрание, попросила подумать, не будет ли рациональнее, обсудив с детьми их обычные траты, выделять на них некую сумму раз или два в месяц. Но уже без всяких «ма, купи» или «па, кинь на телефон». Перед собранием обсудила этот вопрос с детьми.

Конечно, я могла только рекомендовать. Тем не менее некоторые родители решили попробовать. Их дети не сразу, но все же научились распределять карманные деньги — не только чтобы их хватало на определенное время, но и чтобы получалось откладывать и копить на какие-то свои цели.

Я подобрала материал, на котором можно было бы построить занятия по финграмотности и в шестом классе, но не сложилось. Эти уроки тогда просто не втиснулись в максимум нагрузки, который мне могли дать. С текущего года внеурочные занятия по финансовой грамотности стали обязательными. И их передали классным руководителям. У ребят, с которыми мы начинали два года назад, их ведет моя коллега, а я сейчас веду финграмотность у своих девятиклассников.


Девятиклассники

Почти все ребята в моем девятом классе имеют собственный доход. Уровень этого дохода невысокий, но свои деньги есть практически у всех. Во-первых, пенсионеры, достигшие 80-летнего возраста, могут получить надбавку к пенсии 1200 ₽ при закреплении за ними опекуна через пенсионный фонд. Даже если опекунство формальное, опекуну отдают 500 ₽ ежемесячно. Если опекун доставляет продукты и лекарства, эта сумма увеличивается по договоренности и по факту выполнения поручений. Требования к опекуну — наличие паспорта и отсутствие работы. То есть с 14 лет можно стать таким опекуном. Раньше были ограничения по количеству опекаемых, сейчас их нет. В нашей округе 80-летних стариков гораздо больше, чем подростков. Так что только по этой статье доходов мои дети имеют до 3000 ₽ в месяц.

Во-вторых, летом некоторые дачники вынуждены на несколько дней уезжать в свои города. Открыть-закрыть парники и теплицы, полить растения, покормить и выгулять домашних питомцев, привезенных в деревню, — все это тоже становится способом подработки. Уезжая на зиму, те же дачники просят присматривать за домом, звонят, если едут на выходные, чтобы в помещениях включили отопление, а на участке почистили снег.

В-третьих, ребята часто договариваются с родителями о выделении им «своих грядок». Если семья выращивает овощи на продажу, то за этими грядками ребята ухаживают во время, свободное от домашних обязанностей, а деньги от продажи урожая с них родители отдают детям. Так происходит, конечно, не во всех семьях, но ситуация не единичная.

Ну и совсем серьезное: практически все мои мальчишки отлично управляются с триммерами. Окосить периметр домохозяйства стоит 3—4 тысячи. Выкосить невозделанный участок — 5 тысяч за 10 соток. Очень многие пожилые сельчане уже не сажают свои огороды полностью, так что эта услуга вполне актуальна.

На одном из первых занятий обсудили тему «личный финансовый план». Ребята получили задание составить краткосрочный план, а также провести мониторинг предложений банков по депозитам и определить наиболее выгодное для себя.

Сейчас мы занимаемся по этому пособию
Сейчас мы занимаемся по этому пособию

Пособие, которое я выбрала для занятий, нравится мне по следующим причинам. Во-первых, оно охватывает, пусть и довольно поверхностно, основные жизненные ситуации, связанные с финансовыми вопросами. Во-вторых, авторы выпустили полноценный учебно-методический комплекс, включающий не только книгу и рабочую тетрадь для учащихся, но и пособия для учителя и родителей. Все эти материалы находятся в свободном доступе на сайте Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

Еще на этом сайте можно найти множество разработок коллег из разных городов. Там же летом 2021 года я прошла очень полезные курсы повышения квалификации. Теоретические вопросы давались в форме видеолекций от преподавателей Высшей школы экономики. В общем, если кто-то из моих детей останется в десятом классе и не сбежит в колледж, нам будет чем заняться и в следующие два года.

В настоящее время внеурочные занятия по финграмотности практически не связаны с онлайн-уроками от Банка России, с которых все началось. Отмечу, что сейчас их организация для меня — бремя неудобоносимое. Поскольку до текущего учебного года просмотр этих уроков был именно моей общественной нагрузкой, то и демонстрировала я их тому классу, в котором у меня было классное руководство. Всего там 22 темы, и с моим текущим классом мы их уже просмотрели.

Но начиная с 2021 года пошла жесткая отчетность: наше РУОиМП требует, чтобы мы просматривали не менее 10 уроков в полугодие. При этом главной проблемой по-прежнему остается встроить уроки в образовательный процесс, так как их расписание не совпадает с расписанием школы. Отчитаться о просмотре надо, представив сертификат.

Рвение наших чиновников часто напоминает откровенный саботаж.

В результате я смотрю их одна — чтобы ребята не подумали, что у меня склероз и я не помню, что они это уже видели: регистрируюсь, включаюсь, скачиваю презентацию и получаю сертификат. Использую информацию и презенташку для проведения уроков обществознания с близкой тематикой.

Так выглядит календарь уроков
Так выглядит календарь уроков
Сертификат о прохождении курса
Сертификат о прохождении курса

Результат

Еще начав смотреть онлайн-уроки Центробанка, попробовала применить то, что узнала из них, на практике. Например, составлять финансовые планы разных уровней, открывать накопительные счета для каждой цели и подключать к ним копилки. Оказалось, что могу позволить себе больше, чем предполагала.

За время работы над уроками я сделала следующие открытия:

  • С детьми можно и нужно говорить о деньгах, но совсем не в ключе «это для нас слишком дорого».
  • Деньги действительно любят счет.
  • Правило «сначала заплати себе» работает.
  • Откладывать можно даже с маленьких доходов. Мало — лучше, чем ничего.
  • Финансовая подушка способствует хорошему сну не меньше, чем ортопедическая.
  • Режим жесткой экономии похож на строгую диету: вероятность срыва гораздо выше, чем достигаемый эффект.

У меня срывы выглядят так: покупая что-то, я придерживаюсь установки «скупой платит дважды», в результате не анализирую, какие функции этой вещи мне нужны реально, и переплачиваю за лишние опции. Например, выбрала самую навороченную микроволновку, а по факту ни грилем не пользовалась, ни пироги в ней не пекла.

Сейчас, прежде чем купить технику, тщательно сравниваю модели по цене, функциональности и набору опций. Продумываю, действительно ли буду пользоваться всеми функциями или можно предпочесть более простой и дешевый вариант.

Раньше, даже если откладывала деньги, могла потратить их сразу на что-то. Когда заначка вырастала до определенных размеров, ехала в город за крупной покупкой, например за морозильной камерой. В денежных запасах опять образовывался ноль, и я снова начинала копить. Теперь понимаю, что подушка безопасности в наше время — это настоящее лекарство от лишних волнений.

Девятиклассникам показала свои способы ведения бюджета. Время от времени я перехожу от блокнота к экселькам и обратно. На каждый день очень нравится одна из таблиц в Т⁠—⁠Ж: просто, функционально. В таблицу вносятся планируемые доходы и обязательные расходы. Автоматически рассчитывается бюджет на день. Ежедневно записываю в таблицу траты. Если забрасываю ведение бюджета, то сразу ощущаю, что деньги начинают утекать как вода сквозь пальцы.

Когда выхожу за рамки, таблица об этом сигнализирует — красные циферки очень отрезвляют.
Когда выхожу за рамки, таблица об этом сигнализирует — красные циферки очень отрезвляют.

Рассказываю ребятам про «заначку на билет до дома», ведь многим скоро уезжать от родителей. Правда, отследила такую тенденцию: поскольку внеурочка не предполагает оценок и обязательных домашних заданий, именно дети из трудных семей не очень-то напрягаются, чтобы поработать над рекомендациями учителя.

Но есть и такие ребята, которые прислушиваются к моим советам. Дочь моей коллеги в пятом классе договорилась с мамой о карманных деньгах. Через несколько месяцев мать призналась, что расходов на дочкины хотелки стало меньше. С течением времени мама увеличивала сумму карманных денег, и сейчас у семиклассницы уже есть некоторые накопления. Вместе с дедушкой девочка промониторила информацию о детских картах в разных банках, и мама оформила ей карту.

В наших продуктовых магазинах почему-то не принято забирать чеки. Их выбрасывают прямо у кассы в коробку, практически не глядя. Мама одного из девятиклассников, работающая в таком магазине, сказала, что мои ученики чеки всегда забирают, а ее сын дома ведет блокнот со своими тратами и каждую неделю выделяет маркером то, что считает напрасной покупкой. У парня есть свой небольшой заработок и также собственная банковская карта. Мать говорит, что он частенько балует вкусняшками младших брата и сестру, но в целом стал более осмысленно относиться к деньгам. На ее вопрос, на что он копит, ответил, что хочет сформировать резерв на случай, если во время учебы в колледже ему вдруг не хватит того, что будут давать родители.

Мне пока сложно судить об эффективности курса, так как еще ни один класс не прошел его от начала до конца. Есть проблема и с моими возможностями. Так, я пока ничего толкового не могу сказать ребятам по поводу инвестиций и создания пассивного дохода. Да и смогу ли?

С этого года у нас введены внеурочные занятия по профориентации. Для моего девятого класса тема актуальная. Мы провели тестирование на выявление предпочтительного типа профессии, мониторили рынок вакансий в регионе, используя разные рекрутинговые площадки. Изучили рейтинг региональных колледжей. И целое занятие посвятили тому, чтобы с помощью «колец Венна» выявить, каким образом мои девятиклашки могут подрабатывать уже сегодня. Думаю, что серьезная трезвая оценка своих возможностей на рынке труда имеет прямое отношение к финансовой грамотности.

Екатерина ШалминаКакие уроки финансовой грамотности вы получили, когда учились в школе? А каких вам не хватало?
  • ПеченькаОчень интересно! Думаю, что такие знания точно пригодятся детям после школы. Жаль, что у нас таких уроков не было...22
  • juliuseeeУ меня не было таких уроков в школе, но думаю, что они бы были очень полезны. Я заинтересовалась темой финансов, прочитав книгу Бодо Шефер «Пёс по имени Мани».10
  • Alexandra P.Здорово, что в школах появляются уроки финансовой грамотности! Давно считаю, что это более необходимо, чем половина школьной программы.51
  • AlephАплодирую стоя - вы мировой учитель, ученикам с вами очень повезло!79
  • Майская ночьВот бы хоть 1% от вашей энергии и желания учить и научить детей чему-то важному всем учителям! Вы - молодец! Спасибо за ваш труд19
  • Екатерина ОсиненкоСпасибо за такой подробный рассказ. В мои школьные годы (1991-2001), кончено, не было никаких уроков финансовой грамотности. Но если бы были, то у такого педагога я бы их точно слушала с огромным удовольствием. P.S.: сама педагог по образованию, учитель русского языка и литературы, в общем гуманитарий до мозга костей, с цифрами и бюджетами не дружу, хотя ИП с 2005 года. Но цифры, ведение бюджета и всё такое - для меня просто убийственно. Хотя понимаю, что мне это надо.8
  • Мои уроки финансовой грамотности от семьи в одной ситуации. Лет с 6 до 8 я копила на фотоаппарат мечты, паларойд. И огороды полола за копейку, и складывала денежки все подаренные и в школе на булочки, накопила нужную сумму. А потом мне не продали его в магазине техники, тк я мала и велели приходить с родителями. Родители взяли мои деньги и пошли купили по совету продавца мыльницу(фотик), она была дешевле, а на остаток купили конфет для всей семьи (сожрал брат). Моему расстройству не было предела. Как я плакала, но всем было плевать, ведь продавец посоветовал, это современный фотоаппарат, а я ничего не понимаю. В итоге мне 1 раз купили пленку, я поснимала, её проявили и сказали что получилась какая-то 💩 (ещё бы, фотограф в 8 лет) и сказали что больше никаких денег на пленку. Этот фотик по сей день лежит у родителей в тумбочке. Я до сих пор не могу сама себе купить паларойд, считая что я его не достойна. И ещё, страх копить, тк придут и заберут 😂 А ещё, я тот самый ребёнок, которому дарили деньги, а родители говорили - давай я в сумочке сохраню, чтобы ты не потеряла, а потом просто забирали! И там нормальные такие деньги были. Типа забирали и говорили - а это мы конфетки купили. А когда перестала доверять и прятала деньги, то их искали и забирали. И это при том что мы никогда не бедствовали!49
  • ТаУСейлор, не знаю, что сказать, настолько это печально. Это ведь не столько про деньги, сколько про подрыв доверия, отсутствие защищенности, нарушение личных границ. И про мечту, которой оторвали крылья. И тут можно только одно сделать сейчас: простить и пожалеть. Если они поступали так, значит они не умели иначе, значит, и у них когда-то было именно так. Просто они забыли, как это было больно и обидно и приняли это за норму. Так что только простить и пожалеть ИХ.45
  • a bit of workСейлор, покупайте полароид. Мне похожую историю рассказывала коллега. Родители посылали её за хлебом и сдачу что-то в размере пары копеек она оставляла себе. Когда у неё нашли уже рубль (цифры примерные, но там правда мизер был) и всё "вскрылось" её сильно отругали и вообще была какая-то ужасная сцена с обвинениями. В общем, рассказывала мне это уже женщина лет 40, которая вообще не может копить. Она связывала это с тем эпизодом.19
  • АвиаторСейлор, обязательно купите себе паларойд! Вот прям не откладывая. Знаете, это может иметь большой терапевтический эффект- детские мечты должны сбываться (это раз), Вы теперь сами способны быть для себя волшебницей и мечты осуществлять (это два) и многолетнюю ситуацию получится наконец до конца прожить и пережить (это три).25
  • АвиаторАвтор, Вы просто умница и Учитель с большой буквы! Очень хочется, чтоб каждому ребёнку встретился на школьном пути такой педагог.13
  • Евгений ЕвгеньевВы делаете большое дело! Образование - это чуть ли не единственный шанс детей вырваться из этого всего.10
  • MalincheДеньги к деньгам, нищета к нищете. Для детей из села, у многих из которых финансово неграмотные родители (схему вы описали) такой учитель- шанс на спасение!33
  • Surullinen HiiriНизкий поклон Вам, автор! Всегда уважал историков, а когда гуманитарная стезя соседствует с такой чёткой и строго дисциплинирующей вещью, как финансовая грамотность, этим нельзя не восхищаться9
  • КатенькаБраво, всё можете и еще больше сможете! Какая ценная работа делается... Я приятно удивлена, что есть такие люди!5
  • КатенькаСейлор, вы с ума сошли?! скорее стирайте эту мнимую программу про достойна паларойда, идите и купите его, даже если он вам сейчас на фиг сдался. Никаких страхов, вы молодчина!16
  • Аня БессмертнаяВы - потрясающий человек! Спасибо, что вы такая есть.4
  • DGРеспект автору! Мне кажется, что азы финансовой грамотности - пожалуй важнейший из всех предметов, и жаль, что ему удиляется так мало внимания, а качественно преподают его редкие энтузиасты вроде автора.7
  • DGСейлор, присоединюсь к совету комментаторов ниже - время реализовать мечту! Это мне Вы должны быть достойны полароида - это он должен быть достоин Вас)9
  • Paula BarbézПодписана на Ваш второй аккаунт. Вы меня очень вдохновляете! Продолжайте делать то, чем заняты. Татьяна - вы потрясающая! Меня лично финансовой граммотности научили 2 обстоятельства: задержки на 3-4 месяца зарплаты, в последующем ипотека. В школе к сожалению был пробел знаний в этой области. Студенчество научило распределять деньги, но не откладывать.4
  • Елена РыжиковаMalinche, родители, может, и не грамотные, зато дети все при деле. Что-то в городе не многие рвутся работать с 14 лет...6
  • Елена Рыжиковаalena_lanskaya, "Муж пьёт, не работает..." это не про рожать от кого попало, а про психологию и бабушкино послевоенное "хорошо что хоть такой есть". Там всё гораздо сложнее. Из токсичных отношений очень тяжело уйти, по себе знаю. Сейчас оглядываясь назад "Блин, вроде ж не дура, где бошка целый год была", а тогда казалось нормальным. Хорошо что до детей тогда дело не дошло.5
  • Клэр ЭклеровнаСейлор, Рей Хино, купите палароид, пожалуйста :) закройте гештальт) Сопереживаю вашей ситуации, некрасиво себя вели родители.5
  • ТаУHässlich, три кольца: "могу делать", "люблю делать" и "можно продать". В последнем - те навыки, которые могут пользоваться спросом в наших реалиях. То, что ложится в пересечение "могу делать" и "можно продать" может дать идею для ременной подработки. (Под "могу" понимали прямо уже хорошо сформированный навык). А то, что совпало по всем трём пунктам - повод задуматься о призвании при получении необходимого профобразования для максимально возможного развития.8
  • ТаУLina, о, у нас были одни и те же учителя. Только у нас максимальная задержка зарплаты в 90-е была полтора года. :)3
  • ТаУКонечно, приятно читать хвалебные отзывы, но всё-таки еще раз: то, что я сейчас веду - это обязательный, хотя и внеурочный, курс. Так что никаких личных заслуг в этом деле у меня нет!!!9
  • natagankeРодители автора: — Выходи за меня. Я буду отдавать тебе все свои деньги. — Я согласна. Сам автор: — Выходи за меня. Я буду забирать все твои деньги и их пропивать. — Я согласна.3
  • KottВспомнилось: в школе в 80е копили с другом на двигатель для авиамодели самолета. Об это узнала классная и доложила родителям, причем в негативной коннотации, типа как так можно то, примите меры!!! Но родители у меня нормальные, более того - за хорошее поведение, которое ой как редко случалось, накинули недостающие 3 рубля и мы купили движок. Я это про что - видимо в нашем детстве считалось, что дети не должны иметь каких то своих денег и что то там покупать. Хотя у меня была копилка и я сам себе купил велосипед!9
  • Елена ЛюцернаКлэр, я думаю, тут полароид не поможет, лично мне в таком случае помогли бы искренние извинения от родителей.4
  • Сокол УайтКонтрастно: женщина, пережившая 90е, и дети, которым спокойно оформляют карты сейчас и учат управлять этим, я им даже немного завидую. Вы - молодец, поклон в пол! Мне 30, и да, в детстве нас никак не учили управлять деньгами организованно. Да, не бедствовали, но главный принцип: отложи, чтобы было что-то в случае голодного пайка. А про цели, план и систему - нет, не было. Спасибо, мама подсказала мне, школьнику нулевых, что можно собрать дикую землянику и продавать пластиковыми стаканами, хотя бы какие-то деньги. И то отец ругался, мол, тебе что, не хватает чего-то ещё, а они в свое время... И только в универе я научился считать и контролировать расходы, а после - планировать. Когда начинаешь работать, жить один и не хочешь обратно к родителям, в этом появляется максимальный смысл7
  • a bit of workЕлена, тоже приятно удивилась. Дети молодцы.2
  • a bit of workТаУ, все знают, что любое обязательное дело может быть (и, скорее всего, будет) выполнено формально. Вы же, похоже, выжали из него максимум пользы для детей. Это дорогого стоит и, будем честны, не так уж часто встречается.11
  • ТаУnataganke, имено так отвечаю тем, кто утверждает, что дети повторяют судьбу родителей. Ну, и дочери всегда говорю, что могу высказать своё мнение, если она этого хочет, но что касается советов... Знала бы как жить - жила бы иначе. :)4
  • Katherine FofЭто здорово конечно,но финансовая грамотность должна быть введена во всех школах ,как это делается на западе уже давно там дети в школах изучают финансовую грамотность. А ещё сексуальную грамотность надо срочно вводить в школах потому что ВИЧ и количество абортов зашкаливают в России.7
  • ТаУ, думаю, что простила. Очень многое.4
  • Авиатор, я не могу. У меня не поднимается рука. Даже недавно пыталась оформить заказ на озон, в итоге так и лежит в избранном. Сама не смогу купить, скажу мужу чтобы подарил.6
  • Hässlich, я очень понимаю эту женщину. Мне тоже страшно копить. Оттого я и сижу тут, читаю и учусь.6
  • Катенька, не могу. Просто не могу. Были попытки, но покупала другой фотоаппарат. Написала этот комментарий и самой жутко, попрошу мужа подарить.5
  • DG, ах, как хорошо сказано!5
  • Клэр, да, было бы здорово1
  • Елена, мы проговаривали эту ситуацию, они просто ржали:) Ещё вспомнили какие уродские фотки на мыльницу были и как валяется этот фотик. В целом люди обычные они, просто не понимают. Извинений ждать не стоит.5
  • АвиаторСейлор, отлично! 8 марта не за горами)1
  • Заясь, заясьКакая история! Какой человек! При такой жизни как много сумела и другим помогает! Пусть Господь Вас вознаградит! В школе у нас была экономика, к которой у меня оказался интерес и склонности. Того же Лившица тогда, помню, читала, например. Профессия получилась. Только вот детям мы с мужем свои доходы не раскрываем, среди них слишком распространена практика хвастаться, у чьего родителя зарплата больше. Пусть малость подрастут, поймут, что "деньгами не светят".4
  • Ева БорисоваСейлор, ужасно, сочувствую вам((2
  • ЕвгенияКатенька, "даже если он вам сейчас нафиг сдался". Полное обесценивание желаний и мечт другого человека 😖0
  • Анна КазаковаСейлор, напишите адрес пункта выдачи, куда вам доставить Полароид?) я вам его сама на озоне закажу!)5
  • Анна, нет нет, вы что? Не нужно, спасибо0
  • Надежда РомановаСейлор, ужасно просто. Родители поступали очень некрасиво и несправедливо. Как можно взрослым людям по сути украсть подаренное ребенку?!? Просто в голове не укладывается. Самое страшное, что они сами не понимали и, полагаю, до сих пор не понимают, "а что здесь такого"1
  • Надежда, так и есть. Что поделать, это ещё не самая их глупая выходка 🙃1
  • Надежда РомановаСейлор, если честно, полароид - совершенно странный для нынешнего времени аппарат. Но для ребенка в те годы - это была мечта, а вы ее практически добились в такие юные годы! Только родители обломали крылья. Мне кажется, купив сейчас полароид, вы все же испытаете разочарование. Но совершенно точно нужно реализовывать свои нынешние мечты и пданы. Вы совершенно точно можете много достичь, если в свои 6-7 лет обладали таким упорством и целеустремлённостью.5