Через 30 крупнейших аэропортов России за 2022 год прошло 160,5 млн пассажиров.
На московские Шереметьево, Домодедово и Внуково пришлось 41% этого пассажиропотока. Вместе с проектом Tinkoff Data мы посмотрели на расходы клиентов банка, которые вылетали из этих аэропортов в последние полгода, и узнали, сколько денег они тратят в аэропорту и что покупают.
На чем пассажиры добираются до аэропорта
Перед перелетом 45% клиентов тратили деньги на такси, средний чек такой поездки составил 1181 ₽. Билеты на «Аэроэкспресс» покупали 11%, заправляли автомобиль — а это могла быть и своя машина, и каршеринг — еще 6%.
Оговоримся, что здесь речь о тратах в пределах четырех часов до вылета. При этом пассажиры могут добираться до аэропорта разными видами транспорта, оплачивая их разными способами. Допустим, человек едет из Тулы в Шереметьево:
- Из Тулы до Курского вокзала он едет на электричке. Билет на электричку он купил, пополнив карту «Стрелка».
- От Курского вокзала до станции «Ховрино» он едет на метро. Поездку оплатил, пополнив карту «Тройка».
- До Шереметьева — на автобусе «Аэроэкспресса», оплачивает банковской картой.
Мы не знаем, зачем он так усложняет себе жизнь: ведь той же «Тройкой» можно было оплатить все три вида транспорта. Но в итоге в статистику он попадает трижды: как пользователь «Стрелки», московского метро и «Аэроэкспресса». А если бы он заранее пополнил «Тройку» и платил ею за всё, мы бы его совсем не учли. Этим, вероятно, объясняется низкая доля метро.

Что покупают в городе перед полетом и в аэропорту
Больше всего перелетов приходится на уик-энд: в пятницу — 16%, в субботу и воскресенье — по 15%. В понедельник и вторник — по 13% вылетов. Чаще всего люди тратят деньги в аэропорту утром, с 07:00 до 09:00, и вечером, с 19:00 до 22:00. На эти два промежутка приходится 41% первых транзакций в среднестатистическом перелете. Можно предположить, что в это время аэропорты наиболее загружены.
Большинство пассажиров — почти 70% — совершают в аэропорту только одну покупку. Две — 21%, три — 6,3%, четыре и более — 3%. В среднем на пассажира приходится 1,5 покупки.
Самая частая категория трат — общепит: в кафе, барах и ресторанах расплачивались 54% пассажиров. Также среди популярных категорий трат — обычные магазины, в том числе торговые автоматы, дьюти-фри и аптеки. При этом общепит, супермаркеты и аптеки также входят в перечень самых популярных категорий трат до перелета.

Сколько денег тратят
Средние траты за условный перелет составляют 1492 ₽. Если посмотреть по категориям торговых точек, то самые высокие расходы предсказуемо оказались в дьюти-фри: 2404 ₽. Правда, в магазинах беспошлинной торговли покупали что-либо всего около 10% пассажиров.
На кафе и рестораны в аэропортах пассажиры тратили в среднем по 967 ₽. До перелета, в городе, — чуть меньше, 813 ₽. Зато в аптеках и магазинах вне аэропорта расходы, наоборот, почти в два раза больше.
Средний чек в аптеке в аэропорту составляет 674 ₽, а в городе перед перелетом — 1172 ₽. Возможное объяснение — в аэропортах покупают только то, что забыли купить. Или если какие-то лекарства нужны срочно.
Средний чек в категории супермаркетов — сюда входят и розничные магазины, и большинство вендинговых аппаратов — в городе перед перелетом составил 657 ₽, а в аэропорту — всего 282 ₽. Это можно объяснить тем, что в аэропортах значительная часть покупок приходится именно на торговые автоматы: их больше и они часто доступнее, чем расположенные далеко от выходов на посадку магазины.

то чувство, когда решил попить кофе с пирожком в аэропорту
Антиконсьюмерист, то чуство когда пообедали на 2700 .первое второе и компот каждый
150 руб за 0,5 воды!!! - я каждый раз потом еще три дня отхожу от негодования)
Если в аэропорту нужно будет долго ждать, при пересадке, например, бывает разумно купить вход в бизнес зал. Если он стоит 2500 ₽, то это сопоставимо с затратами на еду в кафе в аэропорту. А в бизнес зале уже будет и еда и напитки и более комфортное место для ожидания.
Еще у банков есть тарифы дебетовых карт, которые дают возможность пользоваться бизнес залами, но с ограничением по количеству посещений.
Cmmunication, согласна. Причем 2500 стоит зал например в Шереметьево и там реально много еды, и даже пиво/вино включены. А в каком-нибудь ебурге бизнес зал стоит 4200, и ты думаешь, ну нафиг
Там бесплатно кормят?
Сосимба, скорее еда входит в стоимость)
Там шведский стол с горячей едой и закусками. Разные напитки: чай, кофе, вода, сок, пиво, вино. В разных аэропортах разный уровень еды и ее разнообразия.
Внутри бизнес зала вы доплачиваете за крепкий алкоголь и, если вам хочется какое-то вино или пиво, кроме бесплатных. Это как в отеле все включено.
Например в одном из московских бизнес-залов я ела пря вкусную горячую курицу с картофелем. А в бизнес-зале Варшавы были только холодные завтраки и закуски. Но может быть дело в том, что я была там рано утром, не знаю.
Почему-то поесть в аэропорту всегда входит у меня в предполетное настроение) хотя действительно оверпрайс
Помню, как в интервью одного известного чиновника спросили, почему такие сумасшедшие цены в аэропортах. На что он ответил : "Ну так там аренда очень высокая."
Так и хотелось сказать : ну разве не вы, идиоты, такие ставки аренды устанавливаете?!
Оранжевый, есть версия что это "неустановленные лица" устанавливают
Лично я в аэропортах не ем. И перед полетом обычно не хочется (а с пересадкой я редко летаю), и в самолете хоть чем, но покормят. Да и цены там уродские, нет, деньги у меня есть, но обнаглели же. Мог бы есть в бизнес-залах, вроде мой тариф в Тинькове сколько-то проходов в бизнес-зал компенсирует, но искать эти залы еще, да и не на все залы компенсация действует.. ну их нафиг. Только бутылку воды в самолет всегда покупаю в автомате после прохождения досмотра, без воды не могу. Кстати, тоже 150 рублей стоит.
"Средний чек в категории супермаркетов — сюда входят и розничные магазины, и большинство вендинговых аппаратов — в городе перед перелетом составил 657 Р, а в аэропорту — всего 282 Р. Это можно объяснить тем, что в аэропортах значительная часть покупок приходится именно на торговые автоматы: их больше и они часто доступнее, чем расположенные далеко от выходов на посадку магазины."
а я думала, это ценами в аэропорту можно объяснить, они же там просто сказочные
Странноватая дорога из Тулы в примере получилась, реально усложнение жизни)
Тройкой, если я правильно помню, можно оплачивать элки в определенном радиусе от Москвы, но никак не Тула-Москва. Плюс классические электрички со всеми остановками едут до Мск 3,5-4 часа, не представляю человека, который перед полетом поедет на ней. Обычно все едут на Ласточках, экспрессах или в крайнем случае на проходящих поездах дальнего следования). Или находят частника, который довезет на машине прямо до терминала))
В метро да, тройка работает. Но билеты на аэроэкспресс покупаются только за бонусы, при участии в программе лояльности "Город", что может сделать не каждый человек. Проще и быстрее оплатить билет банковской картой.
И мне кажется проще с Курской доехать по кольцевой до Белорусской и сесть на ж/д аэроэкспресс, который гарантированно за фиксированное время доедет до Шереметьево, чем добираться автобусом)
Пухоспинка, а ещё проще доехать до битцы, от нее до Бирюлево пассажирки и всего за 37 мин и 120р ты в аэропорту Домодедово
Ем обычно в аэропорту в бизнес зале. Цены на еду конечно просто атас. Спасают статус и бесплатный бизнес зал
Ореховый батончик и воду, если позволят.
обожаю бутеры аэрофлотовские) любимая традиция пожевать их с соком на рассвете с видом на облака 🧡