Как взыскать компенсацию, если животное пострадало при перелете?
Собираюсь лететь на самолете вместе с собакой по России, но переживаю. В последнее время читала много новостей о том, что животных ранили при перелете. Некоторые даже погибли.
Какую ответственность несет авиакомпания за перевозку питомца? И кто контролирует, что с ним все в порядке во время перелета?
Путешествие с собакой — дело ответственное и, к сожалению, рискованное. Авиакомпания отвечает за животное так же, как за багаж, а если питомец пострадал или погиб, выплачивает только небольшую компенсацию. Расскажу, на что можно рассчитывать при путешествиях по России.
Что говорит закон о животных
По закону питомец — это имущество. Но при этом с ним нельзя обращаться жестоко и негуманно.
Для авиакомпании животные — багаж, который перевозят по специальным правилам. Если питомец пострадает или погибнет на борту, перевозчик будет отвечать не за убийство, а за утрату или порчу багажа. А если авиакомпания и возместит стоимость животного, то деньги выплатит в зависимости от его веса.
Исключение — если пассажир объявил ценность питомца до перелета или оформил страховку. Об этом расскажу дальше.
За что во время перелета отвечает хозяин, а за что — авиакомпания
У каждой авиакомпании свои правила перевозки питомцев. Обычно в них прописано, каких животных и где можно перевозить, какие клетки подойдут, есть ли ограничения по весу.
Требования обязательно нужно изучить перед поездкой, чтобы не было неприятных сюрпризов. Например, если клетка по габаритам не проходит ни в салон, ни в багажное отделение, в перевозке откажут. А некоторые авиакомпании отказывают в перевозке животных определенных пород. Так, Red Wings запрещает перевозить в багаже собак-брахицефалов, таких как мопсы и бульдоги.
Особые требования могут предъявлять и страны назначения. Например, в ОАЭ разрешают провозить питомцев только в грузовом отсеке независимо от размера. Исключение — служебные собаки и собаки-поводыри. Emirates просит хозяев животных связываться с грузовой компанией Emirates Skycargo или агентом по грузоперевозкам. Еще владельцу кошки или собаки придется оформить разрешение на ввоз питомца в Министерстве по вопросам окружающей среды Эмиратов. Обо всех этих нюансах и подробно о том, как подготовиться к путешествию с животным, Т—Ж рассказывал в отдельной статье.
В правилах Международной ассоциации авиаперевозчиков ИАТА пишут, что авиакомпания примет питомца на борт, только если пассажир возьмет полную ответственность за него и соберет все необходимые справки.
Хозяин отвечает практически за все. Он должен:
- Ознакомиться с правилами авиакомпании и страны, в которую планируется поездка.
- Правильно оформить ветеринарные документы.
- Оплатить провоз животного.
- Правильно подобрать переноску для салона или клетку для багажного отсека.
- Убедиться, что питомец здоров.
- Приехать в аэропорт заранее, чтобы пройти ветконтроль и регистрацию на рейс.
- Не кормить и не поить животное перед перелетом.
Авиакомпания отвечает за то, что происходит с питомцем после того, как его сдали в багаж, и до момента, когда его вернули владельцу. Но только при условии, что хозяин все сделал правильно.
Перевозчик несет ответственность, если животное получило травму, заболело, потерялось или погибло из-за грубой небрежности сотрудников или намеренных неправомерных действий. Доказать это сложно, почему — расскажу дальше.
Авиакомпании разрешают размещать небольших питомцев в салоне самолета — обычно их вес с переноской не должен быть больше 8 кг. А S7 позволяет провозить животных до 23 кг в соседнем кресле в салоне. Правда, придется купить отдельный билет. Плюс в том, что так хозяину и питомцу будет спокойнее, чем порознь.
Во время перелета в багажном отсеке животных никто не контролирует. А некоторые перевозчики, например «Уральские авиалинии», пишут в правилах, что не будут ухаживать за собакой или кошкой пассажира.
В самолете может быть холодно. В правилах авиакомпаний обычно указано, что животное примут, только если температура в багажном отсеке позволит перевезти его живым. Например, «Аэрофлот» поддерживает температуру от +4 до +26 °C.
Если не получается обеспечить комфортные условия для питомцев на борту, перевозчик может отказаться брать их в багажный отсек. Пассажиру, который уже заплатил за провоз животного, обязаны вернуть деньги за эту услугу. Но если клиент не захочет лететь без питомца, это будет считаться добровольным отказом от путешествия.
По невозвратному тарифу деньги за билет не вернут. А при возвратных билетах все будет зависеть от того, когда человек обратился в авиакомпанию и каковы правила тарифа. Некоторые разрешают вернуть провозную плату только до регистрации на рейс, а некоторые — даже после ее окончания. Подробнее об этом Т—Ж рассказывал в другой статье.
Почему сложно доказать вину авиакомпании в гибели животного
Вину перевозчика в гибели или травмах питомца доказать сложно. Если в багажном отсеке комфортная температура, клетку закрепили по правилам и она не повреждена, экспертиза и суды обычно признают, что нарушений нет. А смерть или увечья животного в таком случае — боль хозяина.
Российские авиакомпании обычно выплачивают незначительные суммы компенсации.
- Например, в 2019 году в багажном отсеке погиб английский бульдог Богурт Черчель. Хозяйка направила перевозчику претензию и потребовала возместить стоимость багажа и питомца, а также компенсацию морального вреда. Авиакомпания выплатила ей штраф за повреждение багажа — 21 000 ₽, то есть 600 ₽ за каждый килограмм веса собаки. Еще перевозчик вернул сбор за перевозку животного — 9000 ₽, выплатил компенсацию морального вреда — 3000 ₽. В итоге женщина получила только 33 000 ₽ компенсации.
- Хозяйка не согласилась и пошла в суд. Она заявила, что собака стоит 290 000 ₽: щенка купили за 30 000 ₽, однако он прожил 52 месяца и каждый из них истица тратила на содержание животного по 5000 ₽. Еще 297 000 ₽ хозяйка хотела получить за моральные и нравственные страдания из-за гибели питомца.
- Но и Центральный районный суд Новокузнецка, и Кемеровский областной суд поддержали авиакомпанию. В пользу женщины с перевозчика взыскали только дополнительные 2000 ₽ компенсации морального вреда и штраф за нарушение прав потребителя — 2500 ₽. Суды посчитали собаку обычным багажом, который перевозили без объявленной ценности.
Крупные авиакомпании часто пытаются решить спор до суда. Они могут даже поменять правила перевозки. Например, СМИ написали о гибели двух кошек в необорудованном багажном отсеке и о коте Викторе, которого не хотели брать на борт из-за большого веса. После этого известная российская авиакомпания немного улучшила правила перевозки животных. Пассажирам разрешили брать с собой не одного, а сразу трех питомцев. Раньше запрос на перевозку животных принимали не позже чем за 24 часа до вылета. Теперь — не позже чем за 6 часов.
В мае 2022 года в багажном отсеке самолета этой же авиакомпании снова погибло животное — на этот раз американский булли Тимон. Хозяйка уже провела экспертизу, но вместо взыскания компенсации предложила изменить правила перевозки. Чем закончится история, пока неизвестно.
Как обезопасить себя и животное перед полетом
Есть несколько рекомендаций, которые помогут обезопасить животное и уберечь и его, и себя от проблем. Советую до перелета сделать вот что:
- Заранее приучите собаку спать в контейнере.
- Сводите питомца к ветеринару, проверьте сердце, сосуды и общее состояние здоровья, попросите рекомендации на случай перелета. Все документы сохраните.
- Не давайте животному успокоительное и другие лекарства, кроме тех, что прописал ветеринар.
- Выберите контейнер для перевозки, который требует авиакомпания. Проверьте, чтобы питомцу было удобно в нем находиться. Сохраните документы на контейнер, в которых указаны габариты и другие характеристики.
- Приезжайте в аэропорт за 5 часов. Чтобы оформить перевозку животного, лучше взять время с запасом.
- Наклейте на контейнер стикер Live Animal или любой другой с надписью о питомце. Так больше шансов, что грузчики будут бережнее обращаться с клеткой.
- Снимите фото и видео животного в контейнере перед тем, как сдавать его в багаж. Это поможет доказать, что контейнер правильно оборудован и хозяин выполнил свои обязанности.
Как взыскать компенсацию, если животное погибло или пострадало при перелете
Если пассажир прилетел и понимает, что с питомцем что-то случилось, надо сделать следующее:
- Подойти к стойке Lost & Found, где разыскивают утраченный багаж. Написать претензию, в которой подробно рассказать, что случилось. Описать все травмы и состояние животного. Снять видео и сделать фото.
- Из аэропорта отправиться в ветеринарную клинику. Рассказать врачу, что случилось, и попросить заключение. Если питомец погиб, в ветклинике могут сделать освидетельствование, которое потом нужно приложить к претензии в авиакомпанию. Если животное живо, но пострадало, надо попросить выписать рецепт на все лекарства и обязательно сохранить чеки.
После этого в авиакомпанию направляют претензию. Ее можно выслать на электронный адрес или Почтой России. На отправку претензии есть шесть месяцев с момента гибели или травмирования питомца.
В претензии указывают номер рейса, куда и откуда он летел, описывают характеристики контейнера для перевозки и что они соответствовали требованиям авиакомпании. Также пишут, в каком состоянии животное сдали багаж и в каком его получили, какие травмы ему нанесли.
К претензии прикладывают фото и видео, которые сделал пассажир, ветеринарные заключения, справки о состоянии здоровья питомца до перелета и документы на контейнер.
Если животное погибло, в претензии клиент может требовать, чтобы авиакомпания возместила его стоимость. Однако вряд ли удастся получить полную сумму. Скорее всего, компания выплатит компенсацию за погибшее животное по его весу — как за обычный багаж.
Если пассажир перед вылетом объявил ценность груза, он может претендовать на сумму, которую указал. Объявление ценности — дополнительная услуга, за которую авиакомпания берет деньги. Чаще всего пассажиры этого не делают, поэтому получают стандартную компенсацию.
Если рейс был по России, максимальная компенсация составит 600 ₽ за килограмм веса. При международных рейсах — 20 $ (1241 ₽) за килограмм по Варшавской конвенции, или максимум 1000 СДР, специальных прав заимствования, — около 82 000 ₽ по Монреальской. О том, как рассчитывают размер выплаты, Т—Ж рассказывал в другой статье.
Если вы застраховали своего питомца до полета, надо обратиться в страховую компанию. Случившееся могут признать страховым случаем, а это шанс получить большую компенсацию, чем положена от авиакомпании. Но перед тем как покупать страховку, внимательно прочитайте правила страхования. Там могут быть прописаны разные исключения.
Если питомец пострадал, в претензии пассажир требует компенсации затрат на лечение: прием у ветеринара, лекарства, процедуры.
Владелец погибшего или покалеченного животного может запросить компенсацию трат на ветеринарные обследования и справки, которые нужны были для полета. А еще чтобы ему вернули сборы за услугу по перевозке питомца.
Кроме убытков клиенты имеют право на компенсацию морального вреда и выплату штрафа — 50% от общей суммы претензии. Все это положено по закону о защите прав потребителей. Штраф суды взыскивают довольно часто. А вот компенсацию если и выплачивают, то маленькую — обычно по 2000—3000 ₽.
Авиакомпании нужно время на рассмотрение претензии. Лучше указать стандартный срок — 30 календарных дней. Если никто не ответил и не вернул деньги в этот период, клиент может обратиться в суд и заявить те же требования, которые он указывал в претензии. О том, как подать иск, мы подробно писали в другой статье.
Что в итоге
Летать с питомцем в багажном отсеке рискованно. Если есть возможность, лучше взять животное в салон или поехать на поезде.
Если вы решили лететь, тщательно подготовьтесь: сводите животное к ветеринару, изучите требования авиакомпании к контейнеру для перевозки, получите ветеринарные документы.
Можно застраховать животное. Это не убережет вас от негативных эмоций, но повысит шансы взыскать реальную стоимость питомца.
Фотографируйте и снимайте на видео все, что происходит с вашим котом или собакой в аэропорту, сохраняйте все документы.
Если с животным что-то случилось во время полета, ваша задача — доказать, что вы все сделали правильно, а в происшествии виноват перевозчик.
Пишите о произошедшем в соцсетях и давайте интервью. Как показывает практика, огласка помогает хозяевам не только получать компенсацию, но и мотивировать авиакомпанию улучшить правила перевозки.