Какую помощь предприниматель может бесплатно получить от государства
В каждом регионе России есть центры, которые бесплатно помогают самозанятым, малому и среднему бизнесу.
В этих центрах предпринимателей консультируют, обучают, им рассказывают о грантах и дают субсидии. Но начинающие бизнесмены редко обращаются за такой помощью — чаще всего потому что не знают о доступных мерах поддержки.
Я расскажу, какие варианты помощи предлагает государство. В качестве примера возьму Центр развития предпринимательства Санкт-Петербурга — когда я открывала и закрывала ИП, обращалась туда за помощью. Сейчас я работаю в этом центре, часто получаю отзывы от предпринимателей о его работе и хочу, чтобы о бесплатной помощи знало больше человек.
Эта информация будет полезна, даже если вы живете в другом регионе — государственные центры развития предпринимательства работают по всей стране. Вот что в них можно сделать.
Посетить образовательные мероприятия
Центр проводит курсы, тренинги и семинары на темы, связанные с открытием и развитием бизнеса: как найти идею, составить финансовую модель и бизнес-план, собрать команду, защитить свой бренд.
Среди спикеров — действующие предприниматели, руководители крупных компаний, юристы и бухгалтеры. Вот какие мероприятия проходили в центре в ноябре:
- семинар о том, как организовать удаленную работу над креативным проектом;
- курс по общей финансово-юридической подготовке — это базовая информация о договорах, бухгалтерии и налогах для начинающих предпринимателей;
- курс по управленческому учету на базе «1С:УНФ — Управление нашей фирмой»;
- семинар по переговорам при корпоративных конфликтах.
Курсы проходят в самом центре и онлайн. В архиве мероприятий можно посмотреть трансляции с предыдущих встреч. Записаться можно на сайте центра в разделе «Мероприятия».
«Получила важную обратную связь»
У нас семейный бизнес, я ищу новых клиентов, провожу переговоры и занимаюсь организацией бизнес-процессов. О центре я узнала от мамы, она наш главный специалист.
Я записалась на бизнес-разбор. Формат такой: рассказываешь про свой бизнес, а опытные предприниматели дают рекомендации в зависимости от запроса. Я составляла презентацию в ночь перед мероприятием, выступала первая, волновалась. Но получила важную для меня обратную связь: эксперты объяснили, что в моей нише мало хороших специалистов и рынок достаточно свободный, поэтому стоит сделать упор на рекламную кампанию и блог.
Я плотно занялась блогом: сделала контент-план, стала добавлять качественные фото и нашла копирайтера, который делает бухгалтерские тексты более понятными для читателей. Благодаря блогу читатели стали приходить за консультациями по бухучету и финансовой грамотности.
Больше всего мне нравятся курсы из 3—4 занятий, на которых совмещают теорию и практику. О новых мероприятиях узнаю из имейл-рассылки — за день до события центр присылает напоминание.
Получить консультации специалистов
В центры развития предпринимательства можно прийти за консультацией к бухгалтерам, юристам, экономистам. Это бесплатно, но лучше записываться на прием за неделю — желающих может быть много.
Вот с чем могут помочь на консультации:
- объяснят, как устроены упрощенка и авансовые платежи для ИП;
- расскажут, как подготовить документы для регистрации бизнеса;
- помогут разобраться в правовых актах и нормах — например, какие есть требования у Роспотребнадзора к помещениям для кофейни или салона красоты;
- помогут понять, какие документы и лицензии нужны, чтобы открыть бизнес в разных сферах;
- объяснят, как защитить нематериальные активы компании;
- расскажут, как правильно реорганизовать бизнес, если что-то не работает.
Ограничений по количеству консультацией нет — можно обращаться за помощью, как только появляется необходимость.
«Помогли определиться, как лучше развивать бизнес»
У меня два салона косметологии. Мы решили масштабироваться, но появился вопрос — развиваться самостоятельно или по франшизе. С таким запросом я пришел на консультацию по франчайзингу.
Мне было важно получить ответ: я создаю «живой» и интересный для франшизы продукт или это только мое личное мнение? Эксперт убедила меня, что продукт конкурентоспособный, поэтому я в итоге решил развивать направление франшизы. Сейчас мы упаковываем франшизу и планируем старт продаж, при этом все равно продолжаем открывать собственные салоны.
Проверить контрагента
Иногда бывает так: предприниматель подписывает договор с внешне приличным партнером, а он оказывается мошенником или представляет фирму-однодневку. Поэтому прежде, чем заключать сделку с новым контрагентом, нужно сначала его проверить.
Контрагентов проверяют по 16 критериям — об этом в «Т—Ж» уже рассказывали подробно. Информацию для проверки можно запросить у самих партнеров, а можно посмотреть в специальных сервисах — их много.
На сайте Центра развития и поддержки предпринимательства есть один из таких онлайн-сервисов. Он бесплатный и проверяет контрагентов по 26 источникам. Вот что делает сервис:
- Получает данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
- Вычисляет компании с адресами массовой регистрации, массовых учредителей и руководителей.
- Выявляет аффилированность между компаниями.
- Показывает сведения о заключенных госконтрактах.
- Узнает, является ли контрагент банкротом, участвовал ли он в арбитражных делах и есть ли у него долги по данным судебных приставов.
Запрос на проверку можно отправить по электронной почте или прийти в центр лично. При личном посещении отчет сделают сразу, если отправлять запрос по почте — в течение 1—2 рабочих дней.
«Проверила нового контрагента»
Я узнала о сервисе для проверки контрагента в центре предпринимателей через рассылку. У меня появился новый поставщик, и я сомневалась, стоит ли с ним начинать сотрудничество. Отправила в сервис запрос через электронную почту и оперативно получила ответ с необходимой информацией. С поставщиком стали работать, заказала у него оборудование. Обращалась за услугой уже три раза, другими такими же сервисами не пользуюсь — хватает этого.
Субсидии для бизнеса
Одно из направлений работы центра — субсидии, которые федеральные, региональные или местные власти выделяют бизнесу на конкурсной основе.
Их можно потратить только на конкретную задачу — например, если получили субсидию на покупку оборудования для швейной мастерской, потратить эти деньги на маркетинг не получится. Субсидии целевые, то есть их выделяют на конкретную задачу и по факту понесенных затрат — когда бизнес получает компенсацию за какие-то расходы.
Размер субсидий зависит от конкретной программы и региона. Узнать, какие субсидии есть в вашем городе, можно на порталах для малого и среднего предпринимательства. Они есть у каждой области, найти все можно на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства.
Программы субсидий меняются каждый год. Например, сейчас через личный кабинет Центра развития и поддержки предпринимательства Санкт-Петербурга заявку на субсидии могут подать промышленные предприятия. По ней компаниям возместят затраты на:
- Участие в международных выставках и ярмарках.
- Уплату лизинговых платежей за покупку оборудования.
- Выполнение требований законодательства страны-импортера, если компания что-то экспортирует — например, на услуги по сертификации и регистрации товара.
- Подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.
- Закупку энергосберегающего оборудования.
Для подачи заявки понадобится электронная подпись.
«Субсидии — вещь непредсказуемая»
Первый раз я получила субсидию в 2014 году. У Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга была специальная программа, по которой давали деньги на развитие и открытие центра дневного пребывания детей. Тогда программа только открылась, и мы были первыми, кто подал заявку. Это была субсидия на уже понесенные расходы, нам выплатили чуть меньше 200 000 ₽.
В 2016 и 2017 годах я получила по этой программе по 400 000 ₽, в 2018 году мне отказали.
Правила подачи документов меняются каждый год, как и сам процесс подготовки. Самое сложное — это не подготовить документы, а занять очередь на их подачу. Раньше все было в офлайн-формате, и люди приезжали за сутки дежурить у центра.
Самостоятельно подготовить документы можно, если внимательно читать условия. Есть четкие регламенты, требования по пакету документов, условиям, по задолженностям по налогам. Если соблюдаешь эти регламенты и подаешь документы вовремя, проблем быть не должно. Тем более что в центр можно обратиться за консультацией, обычно этого хватает.
В 2018 году в комитете сменились люди, их юрист нашла несоответствия в договоре аренды, и мне отказали в субсидии. Хотя договор аренды был уже подписан и действует пять лет. Поэтому у меня двоякое ощущение: вроде есть какие-то понятные правила игры, но если они меняются, и ты не понимаешь, что изменилось, все может быть непредсказуемо.
Важное условие для получения субсидии — отчетность. В договоре прописано, что нужно отчитываться на протяжении двух лет, и на протяжении этого периода нельзя снижать численность сотрудников и проседать в выручке. Для меня это дополнительная мотивация развиваться.
У меня еще есть опыт подачи документов на гранты для инновационных проектов в Фонд Бортника — вот там значительно сложнее было готовить документы и потом отчитываться.
Участие в федеральных программах
Кроме региональных субсидий есть федеральные программы. С петербургским центром сотрудничает АО «Корпорация „МСП“», которая занимается поддержкой начинающих бизнесменов на федеральном уровне.
Там есть три образовательные программы: «Азбука предпринимателя», «Школа предпринимательства» и «Мама-предприниматель». Занятия проходят очно в ЦРПП. Найти программу в своем городе можно на сайте «Корпорации „МСП“».
«Азбука предпринимателя». Подходит начинающим предпринимателям, в программе учат создавать бизнес с нуля. Эксперты помогают участникам определиться с бизнес-идеей, разработать бизнес-план, подобрать подходящую форму регистрации бизнеса. Еще здесь рассказывают об основах маркетинга и о том, какие источники финансирования может найти бизнес. Программа идет пять дней.
«Школа предпринимательства». Подходит действующим предпринимателям, которые хотят развить, расширить или перепрофилировать свой бизнес. Программа учит анализировать и оптимизировать работу предприятия — например, как найти проблемы в маркетинговой стратегии и исправить их, или понять, на чем стоит сделать упор отделу продаж. Программа длится тоже пять дней, как и «Азбука».
«Мама-предприниматель». Эта программа разработана для женщин в декрете и мам несовершеннолетних детей. На протяжении пяти дней участницы учатся находить нишу для бизнеса, разрабатывать и продвигать свой продукт. В конце курса они представляют жюри свой бизнес-план. Обладательница лучшей идеи получает грант — 100 000 ₽ на развитие дела.
«Определила бизнес-идею перед подачей на грант»
Я делаю и продаю деревянные аксессуары для подачи тортов. Мысль о своем деле у меня была уже давно, но не хватало знаний. Искала информацию и наткнулась на программу «Мама-предприниматель», подала заявку.
На программе я смогла проконсультироваться с экспертами и определилась с бизнес-идеей. Если участие в программе дало нужные знания, то победа дала уверенность в том, что я двигаюсь в правильном направлении. Я выиграла грант 100 000 ₽ и потратила его на материалы для производства, создание сайта и упаковку продукта для продажи через маркетплейс.
Производственная кооперация
Производственная кооперация — это способ для малого бизнеса получать заказы от крупных производственных компаний, например «РЖД», «Водоканала Санкт-Петербурга», «Пассажиравтотранса», «Петербургского метрополитена», машиностроительного завода «Арсенал» и других.
Работает это так: центр поддержки предпринимательства проводит «Биржу поставщиков», на которой крупное предприятие рассказывает, какие у них есть направления заказов, а малый бизнес предлагает свои услуги.
Главное требование к компаниям — возможность выполнить заказ. Например, если заказчику нужно изготовить 20 000 деталей в течение месяца, у исполнителя должно хватить на это ресурсов. Если конкурсный отбор и переговоры проходят удачно, предприниматель забирает заказ.
На портале можно дополнительно заполнить заявку и предоставить информацию о своих товарах. Портал проверит анкету и добавит вас в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отдел производственной кооперации производит отбор заявок на выполнение технологических запросов и организует переговоры. На этой странице опубликованы запросы крупных компаний на разработку решений или производство продукции.
Производственная кооперация есть не во всех отраслях. Вот список наиболее востребованных:
- Машиностроение и судостроение.
- Металлообработка.
- Электротехника.
- Производство композитов, пластополимеров и резинотехнических изделий.
- Строительные, научно-технические и консалтинговые компании.
- Информационные технологии и радиотехника.
«Сотрудничества не получилось, но познакомились с будущими клиентами»
Я основатель и генеральный директор компании, которая занимается установкой и продажей систем безопасности. Регулярно посещаю мероприятия от ЦРПП, в том числе был на биржах поставщиков. На последнем мероприятии среди актуальных направлений были слаботочные системы для нужд «Центра долевого строительства» — это как раз мой профиль.
На бирже я познакомился со специалистами компании. К сожалению, сотрудничества не получилось, так как компании нужно было слишком большое количество оборудования, а наша фирма пока не может обеспечить такой объем. Но зато удалось познакомиться с другими заказчиками — некоторые потом стали моими покупателями.
Участие в городском акселераторе
Акселератор — это программа для стартапов, где опытные менторы помогают начинающему бизнесу расти и привлекать инвестиции. Есть разные акселераторы: одни работают только с инновационными стартапами, другие — с малыми и средними предприятиями. Есть государственные акселераторы, которые инициируются институтами развития, а есть частные инициативы. В некоторые можно пройти только после строгого отбора.
Помощь акселераторов бывает разной. Это могут быть консультации ментора, образовательные курсы, грантовая поддержка, льготные сервисы для бизнеса.
В Петербурге есть городской акселератор — это проект Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, который комитет реализует совместно с ЦРПП. Этот акселератор предоставляет бесплатный доступ к популярным цифровым платформам и сервисам: «Хедхантеру», «Битриксу-24», «РБК-про», «Контур-маркету», eLama, InSales и другим.
Условия участия: быть ИП или ООО, бизнесу должно быть не меньше года.
На момент выхода статьи выдача сервисов завершилась, но подать заявку можно, проект будет развиваться, и зарегистрированные предприниматели первыми узнают о новых бесплатных возможностях.
После регистрации можно посмотреть лекции экспертов, где они рассказывают о развитии бизнеса, например:
- как трансформировать классический бизнес в социально ориентированный;
- как создать франшизу социального бизнеса;
- про стратегии развития креативного бизнеса;
- рекомендации для тех, кто запускает образовательный проект;
- как понять, что бизнесу пора тиражироваться;
- про условия, необходимые для создания авторского ресторана.
«На акселераторе сформулировала миссию проекта»
Я принимала участие в двух акселерационных программах: «Ферме социальных предпринимателей» и «Городском акселераторе Санкт-Петербурга» по направлению «креативные индустрии».
На «Ферме социальных предпринимателей» было много лекций и спикеров, мы много общались с другими участниками и работали с бизнес-трекерами — это люди, которые сопровождают команду стартапа во время акселератора. Благодаря программе я сформулировала миссию своего проекта, открыла ИП по условиям программы и при этом сохранила НПД как самозанятая.
В «Городском акселераторе» было меньше информации и всего три спикера, но зато был доступ к лекциям по другим направлениям. Еще можно получить доступ к полезным цифровым сервисам — по моему направлению это были PruffMe, 1С и «Мейл-ру». А еще там обучали продвижению во «Вконтакте» и на платформе «Мастера».
Для попадания в программу сперва нужно было пройти диагностику — это тесты на логику и креативное мышление. Они были достаточно сложными.
Запомнить
- Конкретные меры поддержки предпринимателей могут в разных регионах различаться. Но общий список поддержки от государства такой: бесплатные образовательные мероприятия и курсы, субсидии, льготы и консультации экспертов.
- Узнать, какие меры поддержки есть рядом с вами, можно на порталах для малого и среднего предпринимательства — они есть у каждого региона. Найти нужный можно с помощью Федерального портала малого и среднего предпринимательства.
- Необязательно выбирать только один вид поддержки, можно пользоваться хоть всеми. Например, можно одновременно получить субсидию, пойти учиться на курсы и записаться на консультацию к эксперту.