Многие иностранные бренды приостанавливают продажи своих товаров в России, а некоторые и вовсе уходят.

У некоторых российских предпринимателей возникает авантюрная идея: а что, если взять и зарегистрировать товарный знак ушедшей иностранной компании на себя?

На первый взгляд, идея кажется классной. Мол, регистрируешь на свой мебельный магазин название «Икея» — и все, теперь все миллионы, вложенные в рекламу иностранцами, будут работать на тебя.

В жизни дела обстоят иначе. Если вы часто натыкаетесь на новостные заголовки а-ля «Пермский предприниматель регистрирует „Макдональдс“» или даже сами подумываете о регистрации чего-то иностранного и известного — давайте разберемся, как все устроено на самом деле и так ли радужны перспективы этой затеи.

Что такое товарный знак

Товарный знак — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение, с помощью которого предприниматели и компании выделяют свои товары и услуги на рынке. Чаще всего в качестве товарных знаков регистрируют слова — названия продуктов и компаний, слоганы и доменные имена. Также регистрируют картинки — логотипы, этикетки и упаковки товаров и другие обозначения.

Зарегистрированный товарный знак дает своему правообладателю исключительное право на использование обозначения в бизнесе. То есть после регистрации никто из конкурентов не сможет использовать такое же или слишком похожее обозначение без разрешения правообладателя. Нарушителям грозит взыскание компенсации от 10 000 до 5 000 000 Р в пользу правообладателя, административные штрафы, а также блокировки от доменных регистраторов, соцсетей и маркетплейсов.

Чтобы зарегистрировать товарный знак, предприниматель подает заявку в Роспатент и платит госпошлину. Дальше эксперты ведомства проверяют заявку и обозначение на предмет соответствия законодательству и сравнивают его с уже зарегистрированными. Если заявителю удается пройти экспертизу, знак вносят в специальный реестр и выдают правообладателю свидетельство. Регистрация действует десять лет на территории всей страны.

Сегодня в России охраняется больше 750 000 товарных знаков, и каждый год на регистрацию заявляют еще около 100 000. За последний месяц в Роспатент подали десятки заявок на регистрацию обозначений, которые воспроизводят иностранные бренды.

Едва ли все эти заявки когда-нибудь превратятся в регистрации — объясню почему.

Компании ушли с рынка, но их товарные знаки по-прежнему охраняются

Товарный знак прекращает свое действие в трех случаях:

  1. Десятилетний срок действия знака истек, и его не продлили.
  2. Правообладатель сам отказался от знака.
  3. Охрану знака прекратили досрочно по решению Роспатента или суда.

Сам по себе уход компании с рынка никак не влияет на жизнь ее товарного знака. Даже если компания закроется, ее товарный знак продолжит охраняться. Российский реестр товарных знаков не «самоочищается» от знаков даже обанкротившихся компаний и умерших ИП.

Чтобы досрочно прекратить действие знака, нужно обращаться со специальным заявлением в Роспатент. Это имеет смысл только в том случае, если компания-правообладатель закрылась, а право на товарный знак никому не передала.

Для досрочного прекращения охраны товарного знака или признания регистрации недействительной у Роспатента и суда есть закрытый перечень оснований, который установлен гражданским кодексом. Среди них нет основания «компания сказала в СМИ, что приостанавливает работу».

Пока что иностранные компании не торопятся отказываться от своих товарных знаков, и их товарные знаки действуют, как и раньше. Все эти регистрации будут препятствовать регистрациям по новым заявкам.

Один из первых товарных знаков «Макдональдса» был зарегистрирован в нашей стране еще в 1978 году. С тех пор компания зарегистрировала сотни других товарных знаков — и все они действуют
Один из первых товарных знаков «Макдональдса» был зарегистрирован в нашей стране еще в 1978 году. С тех пор компания зарегистрировала сотни других товарных знаков — и все они действуют
Как думаете, какое решение примет Роспатент по заявке на «Макдональдс», поданной в марте посторонним российским предпринимателем?
Как думаете, какое решение примет Роспатент по заявке на «Макдональдс», поданной в марте посторонним российским предпринимателем?

Роспатент отказывает в регистрации заявкам, которые очень похожи на существующие знаки

В законе есть такой термин — «сходство до степени смешения». Грубо говоря, это означает, что обычный покупатель может перепутать товары под слишком похожими обозначениями или подумать, что они сделаны одним производителем.

Роспатент не допускает регистрации сходных до степени смешения обозначений, если только правообладатель более раннего знака не дал на это согласие. Скажем, если уже зарегистрирован знак для духов Chanel, то Роспатент откажет в регистрации Chanelle, «Шонель» и Cha Nel 777. Такая заявка так никогда и не превратится в действующий знак.

Патентные ведомства разных стран постоянно сталкиваются с заявителями, которые пытаются зарегистрировать на себя обозначение, похожее на известный бренд. Поэтому для Роспатента в таких заявках нет ничего нового. Просто сейчас, по словам самого Роспатента, таких дел стало больше.

В 2007 году Роспатент отказал в регистрации товарного знака Adimas — и это лишь один из сотен, если не тысяч подобных случаев
В 2007 году Роспатент отказал в регистрации товарного знака Adimas — и это лишь один из сотен, если не тысяч подобных случаев

Чем известнее бренд, тем выше шанс, что похожий знак не зарегистрируют

В законе нет фиксированных алгоритмов для определения сходства обозначений. Нет правила в духе: одна буква разницы — похоже, а две — непохоже. Экспертиза оценивает сходство в зависимости от обстоятельств каждого конкретного случая, руководствуясь законами, практикой Роспатента и судов.

Эксперт обращает внимание не только на совпадения букв в названии, но и на десяток других факторов: произношение названия и его смысл, особенности рынка товаров или услуг, на которые запрашивается регистрация, известность похожих товарных знаков и их правообладателей и так далее.

Не просто так работа с товарными знаками — это отдельная профессия, для которой даже предусмотрена специальная государственная аттестация на получение статуса патентного поверенного.

В нашем случае стоит учитывать вот что: чем известнее бренд, тем больше вероятности, что покупатели будут ассоциировать товар под похожим названием именно с ним.

Например, Роспатент отказывает в регистрации большинству обозначений с элементами insta или gram, потому что регистрация такого товарного знака может заставить покупателя думать, что его правообладатель имеет какое-то отношение к известной социальной сети.

С другой стороны, иногда бывают случаи, когда нельзя навскидку однозначно установить, похожи обозначения или нет. В такой ситуации перспективы регистрации зависят от убедительности доводов заявителя и его патентного поверенного, который ведет регистрацию. Мне самому доводилось регистрировать знак Skillgram — и регистрация состоялась.

Однажды Роспатент отказал в регистрации заявке DOL’KA BANANA — потому что при беглом прочтении получается слишком похоже на «Дольче Габбана». Пример забавный, но кроме шуток: чем известнее обозначение, тем строже Роспатент оценивает сходство.

Товарный знак школы английского языка Skillgram прошел регистрацию, вся процедура заняла четыре месяца
Товарный знак школы английского языка Skillgram прошел регистрацию, вся процедура заняла четыре месяца

Роспатент может отказать, чтобы защитить интересы покупателей

На товарные знаки принято смотреть как на инструмент защиты правообладателя. Мол, товарные знаки работают в интересах бизнеса — наказывать нарушителей, продавать лицензии и все такое. Это действительно так. Но у товарных знаков есть и другая сторона медали: защита интересов покупателей.

Представьте, что российский предприниматель зарегистрировал на себя товарный знак Conwerse и начал продавать под ним кеды, похожие на оригинальные Converse. Люди думают, что покупают товар того самого производителя, а на деле покупают непонятно что. На языке патентных поверенных это называется «введение потребителей в заблуждение».

Одна из задач Роспатента — не допускать регистрации товарных знаков, которые могут обмануть ожидания покупателей.

Когда предприниматель в России пытается зарегистрировать товарный знак IKEA, это никакое не импортозамещение, а обман покупателей.

Импортозамещение — это создать конкурентоспособный товар, разработать для него оригинальный бренд, удовлетворить появившийся спрос и завоевать любовь покупателей.

Скажу больше: иногда Роспатент даже отказывает в регистрации брендов иностранных компаний, которые вообще не зарегистрированы в России. Некоторым это кажется несправедливым: мол, как так, если они свой знак у нас не зарегистрировали, то почему я не могу этого сделать?

А вот так: скажем, если за рубежом есть известный товар под брендом «Альфа» и он широко продается в России, то в регистрации «Альфы» на имя местного предпринимателя могут отказать, потому что наши покупатели могут уже ассоциировать «Альфу» с иностранным производителем.

Конечно, в таком случае известность и ассоциации — спорный вопрос. Порой для того, чтобы добиться регистрации такой условной «Альфы», приходится оспаривать отказ в Палате по патентным спорам. Или наоборот — настоящий производитель может оспорить регистрацию, если она состоялась и теперь мешает ему.

Вывод здесь один: если регистрация обозначения на имя российского предпринимателя может привести покупателей в заблуждение, Роспатент откажет в регистрации.

Что может получить предприниматель, если подаст заявку на регистрацию иностранного бренда

Несмотря на возможный отказ Роспатента, предприниматель может получить упоминание в прессе. А если обозначение не воспроизводит чужой знак и лишь отдаленно его напоминает, Роспатент может зарегистрировать такой знак.

Еще есть небольшая вероятность, что у предпринимателя через несколько лет получится аннулировать чужой бренд и зарегистрировать на себя такое же обозначение.

Упоминание в СМИ. Роспатент принимает заявки на товарные знаки автоматически. Через неделю-две эта заявка попадет в реестр и станет доступна по публичной ссылке. В новостях увидят известное название и напишут «Роспатент принял заявку», а кто-то из читателей может понять новость так, словно товарный знак уже зарегистрирован. Но на самом деле Роспатент принимает все заявки, а вот регистрации по ним дает далеко не всем.

Подача заявки — это лишь десятая часть работы, которая нужна для регистрации, самое начало пути. Дальше предстоит платить пошлины, вести делопроизводство и, возможно, спорить с Роспатентом или собирать согласия, чтобы пройти экспертизу и добиться регистрации. Но это все будет потом — а рассказать о поданной заявке журналистам можно уже сейчас.

На мой взгляд, большинство подобных заявок и подают только ради того, чтобы попасть в новостные ленты. Это видно по неуплате пошлин: компания подает заявку и не платит за нее, в итоге заявка висит в реестре несколько месяцев, после чего ее признают отозванной.

Регистрация обозначения, которое лишь отдаленно напоминает иностранный бренд. С одной стороны, Роспатент не регистрирует обозначения, сходные до степени смешения с уже зарегистрированными. С другой стороны, если обозначение вызывает лишь отдаленные ассоциации с известным брендом, регистрация может состояться.

Некоторым предпринимателям и их поверенным удается нащупать нужную грань и добиться регистрации. Например, одна российская компания заявила на регистрацию логотип «Идея», напоминающий логотип «Икеи». Скорее всего, Роспатент откажет в регистрации: мало того, что названия фонетически сходны, так еще и сам логотип выполнен в похожей графической манере. А вот словесный знак «Идея в дом» зарегистрировали еще в 2017 году, и Роспатент не усмотрел сходства с «Икеей».

Аннулирование товарного знака из-за неиспользования. История с «ситуативными» заявками на товарные знаки не нова. Как только в мире происходит что-то заметное, сразу кто-то пытается зарегистрировать себе товарный знак «в тему» — будь то уход иностранных брендов или коронавирус с тысячей заявок со словом Covid.

Однако на что действительно стоит обратить внимание, так это на перспективы аннулирования брендов, которые ушли из России, через несколько лет.

Если правообладатель не использует свой товарный знак в бизнесе в течение трех лет, то любое заинтересованное лицо может через суд добиться отмены его регистрации. Вот тогда действительно есть вероятность, что кто-то сможет зарегистрировать обозначение иностранного бренда на себя.

Конечно, остается вероятность, что даже после аннулирования знака иностранной компании российскому предпринимателю откажут в регистрации, чтобы он не вводил потребителей в заблуждение.

Но если компания ушла с рынка и три года не продает товары в России, встанет вопрос о том, действительно ли у потребителей сохранились ассоциативные связи с тем производителем, который когда-то давно работал на российском рынке. От решения этого вопроса будет зависеть, получит предприниматель регистрацию или нет.

Напоследок давайте заглянем в международную базу товарных знаков и посмотрим, подают ли сейчас сами иностранные компании заявки на регистрацию своих новых товарных знаков в России. Думаю, что информация из патентных баз расскажет нам больше любых новостных заголовков.

«Эпл» подали в марте заявки на товарные знаки APPLE STUDIO DISPLAY и MAC STUDIO. В перечне стран указали Россию. Судя по всему, они планируют выпускать какие-то новые продукты под этими названиями на российском рынке
«Эпл» подали в марте заявки на товарные знаки APPLE STUDIO DISPLAY и MAC STUDIO. В перечне стран указали Россию. Судя по всему, они планируют выпускать какие-то новые продукты под этими названиями на российском рынке
«Мерседес» хочет зарегистрировать в России названия No 86 Mood Cotton для парфюма и масла и FAPLIS для программного обеспечения
«Мерседес» хочет зарегистрировать в России названия No 86 Mood Cotton для парфюма и масла и FAPLIS для программного обеспечения
«Лореаль» временно закрыла свои магазины в России, но при этом по базе видно, что компания подала в марте три международных заявки на новые косметические бренды. Причем первый из них подан только на Россию, Украину и Японию — видимо, планируют выпускать какой-то специальный продукт для рынков этих стран
«Лореаль» временно закрыла свои магазины в России, но при этом по базе видно, что компания подала в марте три международных заявки на новые косметические бренды. Причем первый из них подан только на Россию, Украину и Японию — видимо, планируют выпускать какой-то специальный продукт для рынков этих стран

Что нужно знать о регистрации иностранного бренда, если он уходит из России

  1. Если компания сказала журналистам, что уходит из страны или приостанавливает деятельность, то это никак не влияет на ее товарные знаки — они продолжают охраняться.
  2. Роспатент отказывает в регистрации обозначениям, которые воспроизводят уже зарегистрированные или слишком похожи на них.
  3. Большинство заявок от российских предпринимателей на условные «Макдональдсы» даже не попадают на экспертизу — за них просто не платят пошлины.
  4. Иногда Роспатент регистрирует товарные знаки, которые очень отдаленно напоминают бренд иностранной компании. Но в таком случае отличия должны быть очень существенными.
  5. Роспатент отказывает в регистрации товарных знаков, которые воспроизводят иностранные бренды — в том числе для того, чтобы уберечь российских покупателей от ошибок при выборе товаров.
  6. Если правообладатель больше трех лет не использует товарный знак в бизнесе, действие регистрации могут прекратить досрочно по решению суда. В этом случае есть вероятность, что кто-то действительно сможет зарегистрировать это обозначение на себя.