«Можно копать хоть вглубь, хоть вширь»: еще 7 советов по составлению семейного древа
Мы продолжаем разбираться в том, как построить генеалогическое древо и найти родственников, о которых даже никогда не слышали.
Во второй части советов генеалога и автора телеграм-канала «Генеалогика» Ивана Корякина собрали еще несколько важных тем: где искать следы военнопленных, когда использовать ДНК-тест и как найти предков, которые скрывали свое происхождение. Ответы на другие вопросы ждут вас на курсе «Генеалогия: исследуем собственную историю».
Какие источники можно использовать при изучении семейного древа?
Как вы находите информацию? Какие источники используете?
Занятие генеалогией больше всего напоминает детектив. Задача — найти, где человек «наследил», и выжать максимум информации. Вот с чем я работаю.
Архивы. Их можно делить по уровням: муниципальные, региональные и федеральные. Первые — это архивы «по месту жительства», такие есть в каждом сельском поселении или районном центре. Если человек жил в деревне, можно связаться с администрацией и запросить, например, копии похозяйственных книг за советские годы — это вроде списков местных жителей, если упрощать.
В региональных архивах хранятся не только советские, но уже и дореволюционные источники. Среди них — метрические книги, ревизские сказки и исповедные ведомости. Это база. По этим документам можно проследить родословную крестьян примерно до середины 17 века, если повезет. В региональных еще много другого интересного: личные дела, списки рекрутов, всякие карты — в общем, весь документооборот региона. Соответственно, надо знать, в какой губернии жил предок согласно дореволюционному административно-территориальному делению, чтобы выбрать подходящий архив субъекта.
В федеральных архивах хранятся дела всероссийского (союзного) значения либо документы по профилю. В архиве древних актов хранятся всякие древности, включая первые ревизские сказки, в военно-историческом — документы царской армии, а в архиве экономики — очевидно, документы по экономике. На федеральном уровне тоже можно много чего выцепить: кроме ранних ревизий это и личные дела, и документы воинских частей, где предки служили, и прочее.
Это все государственные архивы. А есть еще ведомственные: ФСБ, Минобороны, архивы предприятий — туда я иду за личными делами.
Родственники. Архивы помогут с фактами, именами и датами, но в интересных историях, воспоминаниях и легендах они не сильны. А вот у живых людей такого полно. Я стараюсь подробно расспрашивать всех, кто хорошо помнит моих предков. Еще активно ищу троюродных и четвероюродных через соцсети и адреса на старых письмах, чтобы по-человечески восстановить потерянную связь. Это здорово — впервые приехать в гости к дальней родне, рассказать семейную легенду и неожиданно услышать ее продолжение.
Кое-что еще. Старые фотоальбомы, редакции районных газет, кладбища — все это тоже помогает. Если вдруг увидите человека, бегающего с камерой среди надгробий, — он точно генеалог.
В целом принцип такой. По одному человеку нельзя просто взять и написать запросы в архивы по всем пунктам его биографии. Как правило, всегда есть скромные исходные данные, от которых надо отталкиваться. Следовать от известного к неизвестному. Находим запись в домовой книге — узнаем место работы; получаем личное дело на предприятии — находим в нем номер партбилета; пишем в партийный архив — узнаем из анкеты род занятий родителей. И так можно копать хоть вглубь, хоть вширь — такой вот детектив.
Правда ли, что из-за смены фамилии одного из предков можно потерять часть истории своей семьи?
У моего прадеда по отцовской линии была другая фамилия. Он погиб в Гражданской войне, а его сыну, моему дедушке, советская власть присвоила другую фамилию. То есть произошло обрезание рода. Как теперь считать мою родословную — от дедушки с новой фамилией или, несмотря ни на что, от прадеда?
Я вас попытаюсь обнадежить, но, возможно, разочарую. Дело вот в чем: фамилии у многих крестьян, особенно бывших крепостных, появились только в начале 20 века. До этого в документах писали так:
- «Аврам Андреев»;
- «Андреев сын Аврам»;
- «Андреев Ермилова сына сын Аврам».
Это все один человек, просто разные варианты написания. И в них нет фамилии. «Андреев» здесь — это патроним, указание на имя отца. Сейчас бы мы сказали «Аврам Андреевич», но в старину «-вич» было исключительно княжеской привилегией: Святославич, Изяславич и другие.
Последим еще за Аврамом. У его сыновей Максима и Луки родились дети — их записывают как Максимовых и Лукиных соответственно. Проходит еще лет тридцать, уже внуки Максима и Луки первыми в роду обзаводятся фамилиями в метрических книгах: патронимы их отцов трансформируются в их фамилии — Иван Петров Максимов и Алексей Карпов Лукин. При этом они имеют общего прадеда Аврама и приходятся друг другу троюродными братьями.
Почему же у них разные фамилии? Да потому что жили по соседству, а односельчанам было необходимо как-то различать многочисленных потомков Аврама.
Но в 1910-х происходит удивительное — и все Максимовы и Лукины на бумаге вдруг становятся Абрамовыми. Видимо, чем-то дед Аврам запомнился в деревне, раз спустя сто лет потомки взяли фамилию от его имени.
Более того — то, что было на бумаге, не всегда соответствовало уличным реалиям: параллельно с «официальной» фамилией могла существовать дворовая, например образованная от прозвища.
Теперь к вашему вопросу: уверены ли вы, что фамилию дедушке присвоила именно советская власть? Это могла быть фамилия деда, главы семьи, если после смерти отца его кто-то взял на попечение, фамилия, образованная от имени прапрадеда, — вариантов очень много. С этим была такая неопределенность, что зацикливаться на фамилии вообще не стоит. Вон у магометан порой в каждом поколении фамилия менялась.
Точно можно одно сказать: никакого «обрезания рода» не произошло.
Как найти человека, который на самом деле был биологическим отцом родственника?
У меня непростая ситуация. Я точно знаю, что мой папа был рожден не от мужа его матери. Папа 1945 года рождения, на тот момент его «отца» не было дома года три как. Есть косвенные свидетельства, кто мог быть его биологическим отцом из живущих в то время по соседству, но сейчас нет возможности никого опросить, все уже на том свете. Речь идет о поселке Пехорка под Москвой.
Я даже не знаю, с какого бока подступиться к этому вопросу и есть ли малейший шанс узнать правду. Понимаю, что в военное время не все перемещения людей можно было отследить, но, возможно, есть рабочие карточки или какая-то перепись? Ужасно интересно, кем был мой настоящий дед.
Попробуйте достать похозяйственные книги Пехорки за 1940-е годы, если такие сохранились. Они могут лежать либо в местной администрации, либо в ЦГАМО — архиве Подмосковья. Из них как раз можно узнать списки жителей.
А еще рекомендую ДНК-тест. Если «с той стороны» кто-то тоже сдал, будет мэтч — сможете списаться и найти общего предка. Звучит, возможно, фантастически, но это работает. Главное преимущество теста — возможность скачать сырые данные и загрузить их на сайт другой компании. Есть еще большой ресурс Gedmatch, куда свои данные заливают клиенты фирм со всего мира.
Как действовать, если известны только имя и национальность предка из другой страны?
Прабабушка родилась на Украине, вышла замуж за китайца — возможно, официального брака не было, данных об этом нет. Бабушка родилась уже в Казахстане в 1937 году — как и когда она туда переехала, неизвестно. Через некоторое время — знаю только, что бабушка была совсем маленькая, — прадедушка-китаец был вынужден уехать на родину. Известны только национальность, фамилия и имя из свидетельства о рождении бабушки. Как в таком случае искать информацию о прадедушке и его предках?
Я бы начал с биографии бабушки. Попробуйте к свидетельству о рождении получить еще справку с иными сведениями из актовой записи, там может быть дополнительная информация — место работы и возраст родителей, например. Обращаться следует через российский загс, который уже адресует запрос в Казахстан. В самих загсах есть специальные бланки для таких заявлений.
Запросите личные дела бабушки по месту учебы и работы — в них должны быть автобиографии. То же самое с прабабушкой.
Вообще, в Казахстане люди тогда чаще всего оказывались по работе или после репрессий как спецпоселенцы. Стоит пробить имена родственников и на сайте base.memo.ru.
И вновь рекомендую ДНК-тест. Не уверен, конечно, что эта история популярна и возможна в Китае, но какие-то интересные мэтчи наверняка будут.
Где искать информацию о предке, который был в плену во время Первой мировой войны?
Прапрадед участвовал в Первой мировой войне, был пленен в Новогеоргиевской крепости, отправлен в лагерь для военнопленных Стшалково, вернулся из плена. Узнал об этом на gwar.mil.ru, там есть карточка военнопленного. Куда еще можно обратиться, чтобы найти больше информации?
В правом верхнем углу указано «454 п. п». Видимо, имеется в виду 454-й Егорьевский пехотный полк. Он как раз формировался в Новогеоргиевской крепости и, судя по информации на том же gwar.mil.ru, из орловских дружин ополчения — ваш прапрадед, случаем, не из тех мест? Крепость капитулировала, и весь личный состав попал в немецкий плен.
На сайте gwar.mil.ru также опубликованы журналы боевых действий и иные документы частей. По 454-му там немного, но, возможно, что-то есть в архиве. Документы Русской императорской армии хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве в Москве. Там можно работать лично, изучать старые военные документы. В фондах воинских частей могут храниться журналы боевых действий — они помогут восстановить боевой путь предка. Есть шансы встретить и послужные списки на нижних чинов. Не уверен, что документы конкретно Егорьевского полка сохранились хорошо, раз крепость капитулировала, но, возможно, что-то по орловским дружинам найдется.
Стоит искать и по месту призыва: в фондах управлений уездных воинских начальников могли сохраниться приемно-формулярные списки. В них указывали рост, вес, объем груди призывника, его состояние здоровья, сословие, род занятий и прочее.
Кроме того, учет вернувшихся из немецкого плена могли вести и в первые годы советской власти. Стоит проверить фонды местных исполкомов — возможно, там есть какие-то списки. Ну и онлайн-архив Красного Креста в помощь.
Возможно ли найти свои корни, если предки скрывали настоящую национальность и имена?
Известно, что после революции и во время ВОВ люди могли изменять свои фамилии и национальности, чтобы скрыть былую классовую принадлежность или происхождение. Как установить национальность и историю жизни предков, если, начиная с деда, все условно «русские» и «из рабочих»?
Все так! Причем одни просто не упоминали о своих предках в автобиографиях, а другие и вовсе скрывали место рождения, буквально отрекаясь от своего настоящего происхождения.
Если известно место и дата рождения, все просто: находите в метрических книгах запись о рождении и видите там родителей. Если же происхождение туманно, необходимо очень плотно взяться за биографию: достать и изучить документы по месту жительства — похозяйственные или домовые книги, с места работы — личные дела, военные документы. Все это хранится в архивах.
Изучайте и онлайн-базы: «Память народа», «Памяти героев Великой войны», base.memo.ru.
Как раз среди участников Великой Отечественной войны я однажды нашел предполагаемого родственника: ФИО и фотография говорили о том, что это точно «наш», но вот место рождения заставляло сомневаться — где рязанская деревня, а где указанный в документах г. Степняк Казахской ССР. И во всех бумагах, которые я на него достал, не было ни намека на Рязанщину. И только в военном госпитале мой герой, будучи раненым, указал имя своей матери. А оно как раз индексировалось в базах репрессированных и сосланных в Сибирь. Потому, собственно, и скрывал.
И опять же — ДНК-тест. Я его часто упоминаю, но порой это единственный способ пролить свет на происхождение. Сословие он, конечно, не укажет, но какие-то этнические особенности точно заметит. Это на случай, если у вас есть сомнения в национальности.
Что можно узнать из выплатных дел?
Расскажите, пожалуйста, про пенсионные дела. Что из них можно узнать, с какого года доступны, как получить, куда обращаться?
Гражданин СССР достигал пенсионного возраста и начинал собирать документы: о трудовом стаже, льготах, образовании, состоянии здоровья — в общем, все, что гарантировало его право на получение пенсии. Все эти документы и подшивались в выплатное дело — правильнее так, а не «пенсионное».
Что может быть внутри:
- свидетельства из загсов;
- копия трудовой книжки;
- свидетельские показания;
- различные справки;
- многое другое вплоть до похоронок.
Я получал пенсионные дела своей прабабушки-колхозницы и прадеда, который был персональным пенсионером, — такие дела хранятся в ГАРФ. С ним, конечно, интереснее: там и бесконечные ходатайства о повышении пенсии, и богатая автобиография, и справки о привилегиях разных. У прабабушки скромнее, но зато занятные «показания свидетелей»: «Да, Мария Васильевна действительно всю жизнь трудилась в колхозе».
Выплатные дела хранятся в управлениях пенсионного фонда по месту жительства пенсионера. Обратиться можно через онлайн-приемную на сайте ПФР. Пишите запрос на предоставление копий и прикладывайте цепочку документов, подтверждающих родство. Иногда ПФР требует документы, подтверждающие статус наследника. С этим сложнее, потому что закон не устанавливает, какими именно документами этот статус можно подтвердить, если физического наследства не было. Сейчас юристы разбираются, что с этим можно сделать, — история с пенсионными делами относительно новая, практика нарабатывается.
Как правило, можно рассчитывать на получение дел, закрытых в 90-е годы и позже, хотя бывали и исключения. Многие дела, к сожалению, уничтожены.
Выплатными делами занимается исследователь Наталья Сарченко. Рекомендую изучить ее публикации, если хотите погрузиться в детали.